85168

Особенности конфессиональных отношений на территории Беларуси в составе Речи Посполитой. Реформация и контрреформация. Берестейская уния

Доклад

История и СИД

В разных странах Европы возникает движение против господства католической церкви – РеформацияОбщественнополитическое и идеологическое движение направленное против римскокатолической церкви и её роли в политической системе общества. Результат Контрреформации: усиливается экономическое могущество и политическое влияние католической церкви. В рамках Контрреформации проводилось объединение православной и католической церкви. Она объединила православную и католическую церкви в единую Грекоуниатскую церковь.

Русский

2015-03-23

30.78 KB

6 чел.

Особенности конфессиональных отношений на территории Беларуси в составе Речи Посполитой. Реформация и контрреформация. Берестейская уния.

В 14-15 вв. в разных странах Европы возникает движение против господства католической церквиРеформация(Общественно-политическое и идеологическое движение, направленное против римско-католической церкви и её роли в политической системе общества.) Реформация началась с выступления 1517г. Мартина Лютера против торговли индульгенцией. Для обозначения всех направлений Реформации (англиканство, лютеранство, кальвинизм) – протестантизм.

На территории Беларуси первые протестантские общины стали появляться в середине 16в. Наибольшее распространение получил кальвинизм. В 1560-ые гг. из кальвинизма выделяется арианство – это радикальное направление, представители которого проповедовали антифеодальные взгляды. Выделяют 3 направления арианства: умеренное, выступавшее за постепенное изменение феодальных порядков и радикальное. К умеренному – Симеон Будный, Василий Тяпинский. Идеи Реформации в ВКЛ распространялись преимущественно в шляхетско-магнатской среде (князья Радивилы, Сапеги, Тышкевичи). Известным представителем реформаторского движения, сторонником кальвинизма был Николай Радзивил Чёрный. Реформаторское движение в ВКЛ завершилось в конце 16 в. Шляхты и магнаты из протестантизма вернулись в католичество.

Со вп. 16 в. католическая церковь начинает борьбу за восстановление позиций католичества. Это движение – контрреформация. Основные положения контрреформации (приняты на Триденском соборе): -усиливалась власть папы и католических епископов; - утверждается деятельность инквизиции; -одобряется деятельность ордена иезуитов; -вводится церковная цензура.

Орден иезуитов был создан в 1534г. и утверждён папой в 1540г. Иезуиты открывали театры, библиотеки. Главным идеологом Контрреформации был Пётр Скарга. Активными ей сторонниками были Стефан Баторий и Сигизмунд III Ваза. Результат Контрреформации: усиливается экономическое могущество и политическое влияние католической церкви. 

В рамках Контрреформации проводилось объединение православной и католической церкви. Активными сторонниками были иезуиты. Открыто 1-ое на землях ВКЛ учебное заведение для светской молодёжи (коллегиум). (Иезуитские коллегиумы в Полоцке, Пинске, Гродно и Минске). При монастырях иезуитов были основаны первые аптеки и благотворительные госпитали, активно включились в книгопечатание (более 50% всей печатной продукции ВКЛ).

Т.О: Миссионерская деятельность ордена иезуитов разделила толерантную Беларусь на противостоящие лагеря и обусловила её дальнейшее окатоличивание. Был построен Иезуитский костёл в Несвиже по заказу Н.К. Радзивилла Сиротки известным итальянским архитектором Дж. М. Бернардони – 1-ый памятник барокко в Центрально-Восточной Европе.

Католицизм в иезуитах нашел как бы второе дыхание и стал вытеснять лютеранство, кальвинизм, унитаризм и другие религиозные течения. Через пять лет после приезда иезуитов в Вильно в католичество перешло 6 тыс. человек. Наступление католичества повлияло на заключение Брестской унии. Она объединила православную и католическую церкви в единую Греко-униатскую церковь. Причины: Православные пытались вернуть утраченные позиции и добиться возвышения, католики – распространить свою веру на землях Беларуси.

Условия: Сохранение православных обрядов (на самом деле не соблюдалось), признание верховенства папы римского. Подготовка унии продолжалась 5 лет.

Уния была провозглашена, однако начался процесс ограничения автономии униатской церкви и сближения её с порядками в других частях католического мира.

Весной 1596 в Варшаве состоялся сейм, на котором К.Острожский требует отобрать кафедры у епископов и передать их православным, король отказывается, православные дворян не признают организаторов унии своими епископами. Из-за вмешательства государственной власти конфликт приобретает характер политического столкновения между государством и православным населением РП.1623г. Убит епископ Кунцевич, который жесткими мерами вводил униатство.

Вывод Принятие церковной унии осложнило общественно-политическую обстановку в Беларуси. Вместо того, чтобы сплотить людей униатство их разделило. Оно способствовало более активному проникновению польского религиозно-культурного влияния, что в конечном итоге привело к упадку белорусско-язычной культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82919. Басни И.А.Крылова 197.5 KB
  Урок сопровождается презентацией в которой отражается каждое из заданий Игра проверяет знания по басням: Ворона и Лисица Стрекоза и муравей Слон и Моська Кукушка и петух Мартышка и очки Зеркало и обезьяна Лебедь Щука и Рак Чиж и голубь Заяц на ловле Задачи урока: 1 закрепить знания учащихся о жанре басни и баснях...
82920. Визначні місця Лондона 69 KB
  London is the most interesting place in the world. There are about 10 thousand streets in London. About eight million people live in the city. There are a lot of bridges over the Thames. Tower Bridge is the most famous. It is more than 100 years old. From Tower Bridge you can see the Tower of London.
82921. Розпізнавання геометричних фігур. Задачі на збільшення (зменшення) числа на кілька одиниць 39.5 KB
  Мета: навчитися розпізнавати геометричні фігури, записувати числа в таблицю розрядів. Розв’язувати задачі на збільшення (зменшення) числа на кілька одиниць. Розвивати логічне мислення, увагу, спостережливість. Виховувати позитивне ставлення до ближнього.
82922. Лічба у межах 20. Попереднє і наступне число. Додавання і віднімання виду 14 + 1; 14 – 1 160.5 KB
  Діти знаходять зображення горобчика серед птахів. Діти знаходять зображення зозулі серед птахів. Що ж буде Діти а що може статися якщо хмари закриють сонечко Для чого потрібне сонечко Допоможемо зозулі. Діти розв’язують приклади і звільняють сонечко від хмаринок.
82923. Склад числа 7. Порівняння чисел у межах 7. Складання прикладів на додавання. Написання цифр 41 KB
  Мета. Формувати навички лічби; на основі практичних дій розглянути різні варіанти складу числа 7; учити складати приклади на додавання в межах 7; закріплювати навички порядкової лічби. Розвивати обчислювальні вмінні і навички, увагу, логічне мислення. Виховувати інтерес до уроку математики.
82924. Табличне додавання і віднімання в межах 10. Склад чисел 1 – 10 1.04 MB
  Закріпити уміння додавати і віднімати в межах 10. Удосконалювати навички усних обчислень, розвивати математичні здібності учнів, пам’ять, мислення спостережливість, кмітливість. Повторити геометричний матеріал. Виховувати охайність, культуру запису, інтерес до математики, любов до природи.
82925. Додавання і віднімання числа 3 з переходом через десяток. Розв’язування задач. Робота з геометричним матеріалом 66 KB
  Мета: ознайомити учнів з таблицею додавання і віднімання числа 3; повторити способи утворення й назви чисел другого десятка; вдосконалювати набуті навички; складати та розв’язувати задачі приклади; формувати обчислювальні навички; розвивати математичну мову увагу пам’ятьспостережливість; виховувати любов до природи.
82926. Технологическое проектирование ГАТП на 130 автомобилей ЗИЛ-130 с агрегатным участком 75.66 KB
  В связи с этим современный специалист занимающийся эксплуатацией ремонтом экономикой и организацией автомобильного транспорта должен знать основы технологического проектирования и планировочных решений автотранспортных предприятий уметь грамотно решать различные вопросы...
82927. Постройка магазина «Спектр» по индивидуальному проекту за 5 месяцев, не превышая затрат $180 000 10.89 MB
  Стоит отметить также, что человек на протяжении своей истории практически непрерывно создает что - либо. Но результаты всегда разные, а именно по тому - можно сказать, что универсальному признаку, который позволяет выделить среди них более или менее повседневные и уникальные плоды человеческой деятельности.