85168

Особенности конфессиональных отношений на территории Беларуси в составе Речи Посполитой. Реформация и контрреформация. Берестейская уния

Доклад

История и СИД

В разных странах Европы возникает движение против господства католической церкви – РеформацияОбщественнополитическое и идеологическое движение направленное против римскокатолической церкви и её роли в политической системе общества. Результат Контрреформации: усиливается экономическое могущество и политическое влияние католической церкви. В рамках Контрреформации проводилось объединение православной и католической церкви. Она объединила православную и католическую церкви в единую Грекоуниатскую церковь.

Русский

2015-03-23

30.78 KB

12 чел.

Особенности конфессиональных отношений на территории Беларуси в составе Речи Посполитой. Реформация и контрреформация. Берестейская уния.

В 14-15 вв. в разных странах Европы возникает движение против господства католической церквиРеформация(Общественно-политическое и идеологическое движение, направленное против римско-католической церкви и её роли в политической системе общества.) Реформация началась с выступления 1517г. Мартина Лютера против торговли индульгенцией. Для обозначения всех направлений Реформации (англиканство, лютеранство, кальвинизм) – протестантизм.

На территории Беларуси первые протестантские общины стали появляться в середине 16в. Наибольшее распространение получил кальвинизм. В 1560-ые гг. из кальвинизма выделяется арианство – это радикальное направление, представители которого проповедовали антифеодальные взгляды. Выделяют 3 направления арианства: умеренное, выступавшее за постепенное изменение феодальных порядков и радикальное. К умеренному – Симеон Будный, Василий Тяпинский. Идеи Реформации в ВКЛ распространялись преимущественно в шляхетско-магнатской среде (князья Радивилы, Сапеги, Тышкевичи). Известным представителем реформаторского движения, сторонником кальвинизма был Николай Радзивил Чёрный. Реформаторское движение в ВКЛ завершилось в конце 16 в. Шляхты и магнаты из протестантизма вернулись в католичество.

Со вп. 16 в. католическая церковь начинает борьбу за восстановление позиций католичества. Это движение – контрреформация. Основные положения контрреформации (приняты на Триденском соборе): -усиливалась власть папы и католических епископов; - утверждается деятельность инквизиции; -одобряется деятельность ордена иезуитов; -вводится церковная цензура.

Орден иезуитов был создан в 1534г. и утверждён папой в 1540г. Иезуиты открывали театры, библиотеки. Главным идеологом Контрреформации был Пётр Скарга. Активными ей сторонниками были Стефан Баторий и Сигизмунд III Ваза. Результат Контрреформации: усиливается экономическое могущество и политическое влияние католической церкви. 

В рамках Контрреформации проводилось объединение православной и католической церкви. Активными сторонниками были иезуиты. Открыто 1-ое на землях ВКЛ учебное заведение для светской молодёжи (коллегиум). (Иезуитские коллегиумы в Полоцке, Пинске, Гродно и Минске). При монастырях иезуитов были основаны первые аптеки и благотворительные госпитали, активно включились в книгопечатание (более 50% всей печатной продукции ВКЛ).

Т.О: Миссионерская деятельность ордена иезуитов разделила толерантную Беларусь на противостоящие лагеря и обусловила её дальнейшее окатоличивание. Был построен Иезуитский костёл в Несвиже по заказу Н.К. Радзивилла Сиротки известным итальянским архитектором Дж. М. Бернардони – 1-ый памятник барокко в Центрально-Восточной Европе.

Католицизм в иезуитах нашел как бы второе дыхание и стал вытеснять лютеранство, кальвинизм, унитаризм и другие религиозные течения. Через пять лет после приезда иезуитов в Вильно в католичество перешло 6 тыс. человек. Наступление католичества повлияло на заключение Брестской унии. Она объединила православную и католическую церкви в единую Греко-униатскую церковь. Причины: Православные пытались вернуть утраченные позиции и добиться возвышения, католики – распространить свою веру на землях Беларуси.

Условия: Сохранение православных обрядов (на самом деле не соблюдалось), признание верховенства папы римского. Подготовка унии продолжалась 5 лет.

Уния была провозглашена, однако начался процесс ограничения автономии униатской церкви и сближения её с порядками в других частях католического мира.

Весной 1596 в Варшаве состоялся сейм, на котором К.Острожский требует отобрать кафедры у епископов и передать их православным, король отказывается, православные дворян не признают организаторов унии своими епископами. Из-за вмешательства государственной власти конфликт приобретает характер политического столкновения между государством и православным населением РП.1623г. Убит епископ Кунцевич, который жесткими мерами вводил униатство.

Вывод Принятие церковной унии осложнило общественно-политическую обстановку в Беларуси. Вместо того, чтобы сплотить людей униатство их разделило. Оно способствовало более активному проникновению польского религиозно-культурного влияния, что в конечном итоге привело к упадку белорусско-язычной культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24825. «Косцы» («Страдная пора») 1887 762 KB
  После каждого взмаха косы крестьян на землю падают высокие золотого цвета колосья ржи еще мы видим на картине голубые цветы васильков белые лепестки ромашек и одиноко чернеющий репейник. Женщины изображенные на картине занимаются тем что собирают скошенную рожь и вяжут из нее снопы. Но он все также проникнут тем светлым и вечным величием которое отражено на картине Мясоедова.
24826. МЯСОЕДОВ, ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (1834–1911) 114 KB
  Мясоедов написал много пейзажей и преимущественно крымских многие из них характерны и колоритны. Мясоедов занимался также и гравированием крепкой водкой офортом. Кроме того Мясоедов писал и религиозную живопись см. Умер Мясоедов в Полтаве 17 30 декабря 1911.
24827. На бульваре - Владимир Егорович Маковский. 1886-1887 337 KB
  53x68 Третьяковская галерея Москва Картина На бульваре написана в 1877 и посвящена одной из самых острых проблем России в тот период вынужденному отъезду крестьян в город на заработки что в конечном итоге привело к распаду традиционного уклада жизни русских деревень: кормилец семьи отрывался от престарелых родителей корней жены и детей семьи терялась или ослабевала тонкая связь между ними и все это приводило к гибели патриархального мира. Им негде побыть и поговорить вместе кроме как здесь на улице на бульваре но супруг...
24828. Перов Василий Григорьевич 345.5 KB
  Основной идеей картины является стремление показать отсутствие милосердия и благожелательности у тех кому самим Богом предопределено их проявлять и настаивать на этих добродетелях свою паству.Основной конфликт картины сосредоточен вокруг двух жестов: просящем со стороны нищего и отталкивающем со стороны хозяйки.Желая подчеркнуть идею картины мастер с глубоким пониманием человеческой психики детально передаёт в свойственной ему манере написания образы героев включая их жесты и мимику и окружающее их пространство.На заднем плане картины...
24829. Плоскосто́пие — изменение формы стопы 13.71 KB
  Статическое плоскостопие встречающееся наиболее часто 821 возникает вследствие слабости мышц голени и стопы связочного аппарата и костей. К внутренним причинам способствующим развитию деформаций стоп относится также наследственное предрасположение к внешним причинам перегрузка стоп связанная с профессией женщина с нормальным строением стопы 7 8 часов проводящая за прилавком или в ткацком цехе может со временем приобрести это заболевание ведением домашнего хозяйства ношение нерациональной обуви узкой неудобной....
24830. Проводы покойника 1865 319.5 KB
  Художник почти не показывает лица но он показывает всю силу ее страдания. Художник выделяет интенсивным темным пятном собачку: она выбивается пятном явся контрастом чтобы подчеркнуть скорбное молчание людей.
24831. Бурлаки на Волге 1870-1873 3.18 MB
  Репин: его поразили виденные типы и характеры в нем жива была потребность нарисовать далекую безвестную русскую жизнь и он сделал из своей картины такую сцену для которой ровню сыщешь разве только в глубочайших созданиях Гоголя. Один только шумит и задорно кипятится мальчик в длинных белых космах и босиком являющийся центром и шествия и картины и всего создания. Его яркая розовая рубашка раньше всего останавливает глаз зрителя на самой середине картины а его быстрый сердитый взгляд его своенравная бранящаяся на всех словно...