85168

Особенности конфессиональных отношений на территории Беларуси в составе Речи Посполитой. Реформация и контрреформация. Берестейская уния

Доклад

История и СИД

В разных странах Европы возникает движение против господства католической церкви РеформацияОбщественнополитическое и идеологическое движение направленное против римскокатолической церкви и её роли в политической системе общества. Результат Контрреформации: усиливается экономическое могущество и политическое влияние католической церкви. В рамках Контрреформации проводилось объединение православной и католической церкви. Она объединила православную и католическую церкви в единую Грекоуниатскую церковь.

Русский

2015-03-23

30.78 KB

19 чел.

Особенности конфессиональных отношений на территории Беларуси в составе Речи Посполитой. Реформация и контрреформация. Берестейская уния.

В 14-15 вв. в разных странах Европы возникает движение против господства католической церквиРеформация(Общественно-политическое и идеологическое движение, направленное против римско-католической церкви и её роли в политической системе общества.) Реформация началась с выступления 1517г. Мартина Лютера против торговли индульгенцией. Для обозначения всех направлений Реформации (англиканство, лютеранство, кальвинизм) – протестантизм.

На территории Беларуси первые протестантские общины стали появляться в середине 16в. Наибольшее распространение получил кальвинизм. В 1560-ые гг. из кальвинизма выделяется арианство – это радикальное направление, представители которого проповедовали антифеодальные взгляды. Выделяют 3 направления арианства: умеренное, выступавшее за постепенное изменение феодальных порядков и радикальное. К умеренному – Симеон Будный, Василий Тяпинский. Идеи Реформации в ВКЛ распространялись преимущественно в шляхетско-магнатской среде (князья Радивилы, Сапеги, Тышкевичи). Известным представителем реформаторского движения, сторонником кальвинизма был Николай Радзивил Чёрный. Реформаторское движение в ВКЛ завершилось в конце 16 в. Шляхты и магнаты из протестантизма вернулись в католичество.

Со вп. 16 в. католическая церковь начинает борьбу за восстановление позиций католичества. Это движение – контрреформация. Основные положения контрреформации (приняты на Триденском соборе): -усиливалась власть папы и католических епископов; - утверждается деятельность инквизиции; -одобряется деятельность ордена иезуитов; -вводится церковная цензура.

Орден иезуитов был создан в 1534г. и утверждён папой в 1540г. Иезуиты открывали театры, библиотеки. Главным идеологом Контрреформации был Пётр Скарга. Активными ей сторонниками были Стефан Баторий и Сигизмунд III Ваза. Результат Контрреформации: усиливается экономическое могущество и политическое влияние католической церкви. 

В рамках Контрреформации проводилось объединение православной и католической церкви. Активными сторонниками были иезуиты. Открыто 1-ое на землях ВКЛ учебное заведение для светской молодёжи (коллегиум). (Иезуитские коллегиумы в Полоцке, Пинске, Гродно и Минске). При монастырях иезуитов были основаны первые аптеки и благотворительные госпитали, активно включились в книгопечатание (более 50% всей печатной продукции ВКЛ).

Т.О: Миссионерская деятельность ордена иезуитов разделила толерантную Беларусь на противостоящие лагеря и обусловила её дальнейшее окатоличивание. Был построен Иезуитский костёл в Несвиже по заказу Н.К. Радзивилла Сиротки известным итальянским архитектором Дж. М. Бернардони – 1-ый памятник барокко в Центрально-Восточной Европе.

Католицизм в иезуитах нашел как бы второе дыхание и стал вытеснять лютеранство, кальвинизм, унитаризм и другие религиозные течения. Через пять лет после приезда иезуитов в Вильно в католичество перешло 6 тыс. человек. Наступление католичества повлияло на заключение Брестской унии. Она объединила православную и католическую церкви в единую Греко-униатскую церковь. Причины: Православные пытались вернуть утраченные позиции и добиться возвышения, католики – распространить свою веру на землях Беларуси.

Условия: Сохранение православных обрядов (на самом деле не соблюдалось), признание верховенства папы римского. Подготовка унии продолжалась 5 лет.

Уния была провозглашена, однако начался процесс ограничения автономии униатской церкви и сближения её с порядками в других частях католического мира.

Весной 1596 в Варшаве состоялся сейм, на котором К.Острожский требует отобрать кафедры у епископов и передать их православным, король отказывается, православные дворян не признают организаторов унии своими епископами. Из-за вмешательства государственной власти конфликт приобретает характер политического столкновения между государством и православным населением РП.1623г. Убит епископ Кунцевич, который жесткими мерами вводил униатство.

Вывод Принятие церковной унии осложнило общественно-политическую обстановку в Беларуси. Вместо того, чтобы сплотить людей униатство их разделило. Оно способствовало более активному проникновению польского религиозно-культурного влияния, что в конечном итоге привело к упадку белорусско-язычной культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47680. Беларуская мова: гістарычныя этапы фарміравання і развіцця. Лексікалогія. Лексікаграфія. Культура прафесійнага маўлення 437.5 KB
  Асноўная мэта выдання замацаваць і удасканаліць веды па беларускай літаратурнай мове ў яе вуснай і пісьмовай формах праз засваенне тэрміналагічнай лексікі па абранай спецыяльнасці праз узбагачэнне слоўнікавага запасу будучых спецыялістаў і павышэнне культуры іх прафесійнага маўлення. Акрамя названных значэнняў слова мова ўжываецца і для абазначэння індывідуальных асаблівасцей чалавака. Намінатыўная знешнія прадметы становяцца ўнутраным здабыткам чалавека ствараюць свет яго вобразаў уяўленняў пачуццяў калі гэтыя...
47681. Работа с системой управления базами данных Microsoft Access 2007. Учебно-практическое пособие 1.17 MB
  Нестерова Работа с системой управления базами данных Microsoft ccess 2007 Учебнопрактическое пособие Киров 2010 Работа с системой управления базами данных Microsoft ccess 2007 Учебнопрактическое пособие. Может понадобиться ввод новых данных редактирование имеющихся их просмотр и представление в виде отчета. Табличный процессор Microsoft Excel позволяет хранить данные в одной или нескольких электронных таблицах проводить однотипные расчеты с большими наборами данных что характерно для экономических задач формировать сводные таблицы и...
47683. Методические указания. Информатика 2.4 MB
  Контрольные задания могут быть использованы при изучении алгоритмических языков Фортран-IY, Бейсик, Паскаль. Варианты заданий студенты получают у преподавателя. При оформлении каждого задания студенту следует: записать условие задания; составить схему алгоритма решения задачи, указанной в задании
47684. Методические указания. Экономика и управление на предприяти 558.5 KB
  Место его работы экономические подразделения отраслевых органов управления предприятий конструкторских и проектных организаций отрасли. Дипломное проектирование включающее подготовку дипломного проекта работы является завершающим этапом обучения студентов в вузе проводимого в соответствии с требованиями стандартов высшего образования...
47686. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 5.2 MB
  Предметом культуры речи как учебной дисциплины являются нормы литературного языка виды общения его принципы и правила этические нормы общения функциональные стили речи основы искусства речи а также трудности применения речевых норм и проблемы современного состояния речевой культуры общества. Повышение культуры разговорной речи обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений. Главной целью курса культуры речи является формирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста...
47687. Методичні рекомендації. Соціальна інформатика 330 KB
  Під прийняттям рішень розуміють особливий процес людської діяльності направлений на вибір найкращого варіанта дій. Процес прийняття рішень складається з трьох етапів: пошук інформації пошук і знаходження альтернатив та вибір найкращої альтернативи. Другий етап повязаний із визначенням того що можна а що не можна робити в даній ситуації тобто з визначенням варіантів рішень альтернатив.