85177

Общественно-политическое движение в белорусских губерниях в 1860-е гг. - начале XX века

Доклад

История и СИД

Во второй половине XIX века в общественнополитическую жизнь Беларуси активно включились представители третьего сословияразночинцы получившие название народников. С возникновением в Петербурге организации Земля и воля 1876 народническое движение в Беларуси развивалось под ее непосредственным влиянием. В начале 1884 года с инициативой объединения в общую организацию всех кружков Беларуси выступила группа Гомон. Гомоновцы впервые в истории общественной мысли Беларуси заявили о существовании белорусской нации.

Русский

2015-03-23

27.66 KB

6 чел.

Общественно-политическое движение в белорусских губерниях в 1860-е гг. - начале XX в.

Во второй половине XIX века в общественно-политическую жизнь Беларуси активно включились представители третьего сословия-разночинцы, получившие название народников. Их идеология сформировалась как протест крестьянства и других низших слоев населения против пережитков крепостничества и развивающегося капитализма. Центральное место в учении народников занимал вопрос о капитализме и его судьбе в России. Народники считали капитализм в России не естественным и необходимым процессом, а случайностью, не имеющей прочных корней, уклонением страны с предписанного ей исторического пути развития. Поэтому они считали необходимым переход России от феодализма к социализму путем крестьянской революции. В народничестве сложились 3 программы осуществления социалистической революции: бунтарская(Бакунин), пропагандистская (Лавров), заговорщическая (Ткачев). С возникновением в Петербурге организации «Земля и воля» (1876) народническое движение в Беларуси развивалось под ее непосредственным влиянием. Центром движения стал город Минск, где наиболее активно действовал кружок Веллера, созданный в 1877 году. В 1879 году произошел раскол «Земли и воли» на две организации: «Чёрный передел» и «Народную волю». Отказавшись от политической борьбы, народники считали главной целью своей деятельности осуществить передел земли помещиков между крестьянами. «Народная воля» отстаивала необходимость усиления политической борьбы против самодержавия за индивидуальный террор. Особенно повысился авторитет «Народной воли» после 1 марта 1881 года, когда бомбой, брошенной уроженцем Минской губернии Гриневицким, был убит Александр II. В начале 1884 года с инициативой объединения в общую организацию всех кружков Беларуси выступила группа «Гомон». Члены группы (Марченко, Ратнер и др.) признавали программу «Народной воли», но считали необходимым объединить все революционные силы России для свержения самодержавия. Гомоновцы впервые в истории общественной мысли Беларуси заявили о существовании белорусской нации. Но создать единую организацию всей Беларуси гомоновцы не смогли. Это было обусловлено тем, что белорусское народничество переживало кризис, уступало дорогу марксизму. Много для распространения марксизма в Беларуси сделала польская партия «Пролетариат» и группа «Освобождение труда», в работе которой участвовали белорусские народники Трусов, Левков и др. Во второй половине 80-х- начале 90-х годов в Беларуси были организованы марксистские кружки и группы. Основной задачей они считали подготовку из числа рабочих пропагандистских кадров. В конце апреля- начале мая 1896 года в Вильно состоялся съезд представителей нееврейских социал-демократических групп и кружков Вильно, Минска, Сморгони, на котором была создана Литовская социал-демократическая партия. Программа ЛСДП носила марксистский характер. Содержание программы-минимум исчерпывалось требованием провозглашения Литовской демократической республики, основанной на добровольной федерации с Польшей, Беларусью и Украиной. Конечной целью партии провозглашалось построение социализма. В мае 1896 года Трусевич создал «Рабочий союз Литвы». Программа «Рабочего союза Литвы», принятая в 1896 году, была строго социал-демократической и интернационалистической. В 1985 году на первомайском собрании еврейских социал-демократов в Вильно Мартов высказал мысль о необходимости создания «специальной еврейской социал-демократической организации». 25 сентября 1897 года прошел I съезд представителей еврейских социал-демократических организаций, на котором было принято решение о создании Бунда- «Всеобщего еврейского рабочего союза в Литве, Польше и России». Съезд провозгласил, что новый союз будет включать в себя весь еврейский пролетариат, широко открывая двери каждому рабочему, который желает бороться за лучшую жизнь. Сразу же после съезда в Беларуси развернулась агитация за присоединение к Бунду рабочих организаций. Противники Бунда в Минске вскоре объявили о создании Рабочей партии политического освобождения России(РППОР). На съезде 13 марта 1898 года в доме Румянцева была провозглашена рабочая социал-демократическая партия (РСДРП) на основе объединения всех существовавших в это время социал-демократических организаций России.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14260. Лейтмотив. Лейтмотив в характеристике фильма 13.9 KB
  Лейтмотив. Лейтмотив в характеристике фильма. Одной из наиболее полных и интересных драматургических функций звука является звуковой лейтмотив. Лейтмотив сопровождает обычно либо неоднократное появление действующего лица либо повторение того или иного события. В к...
14261. Передача национального колорита, эпохи через музыку 13.44 KB
  Передача национального колорита эпохи через музыку. Киномузыка участвующая в синтетическом целом произведения иногда может представлять свое собственное изображаемое время то есть не то время которое показано кинокадром. При различных ситуациях связанных с фабул
14262. Музыка и юмор, ирония, пародия, манера исполнения 13.58 KB
  Музыка и юмор ирония пародия манера исполнения. Музыка не может шутить ни над чем кроме самой музыки. Композитор подсмеивается над своей музыкой или над музыкой другого композитора. В распоряжении композитора тысячи способов сделать музыку смешной. Он может неожида
14263. Музыкальная драматургия театральных постановок (музыкально-драматический спектакль) 14.64 KB
  Музыкальная драматургия театральных постановок музыкальнодраматический спектакль. Музыкальной драматургией называется комплекс музыкальных выразительных средств которые раскрывают идейное содержание спектакля создают характерные образы действующих лиц показ
14264. Музыкальная драматургия оперы 14.96 KB
  Музыкальная драматургия оперы. Опера по определению А. Н. Серова это сценическое представление в котором происходящее на сцене действие выражается музыкою т. е. пением действующих лиц отдельно каждого или вместе или хором и силами оркестра в бесконечно разнообразн
14265. Музыкальная драматургия балета 13.73 KB
  Музыкальная драматургия балета. В основе муз. Д. лежат общие законы драмы как одного из видов исква: наличие ясно выраженного центр. конфликта раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия определённая последовательность этапов раскрытия драм. замысла эксп...
14266. Отличия либретто музыкально-драматического произведения (структура, язык) от словесной драмы 13.08 KB
  Отличия либретто музыкальнодраматического произведения структура язык от словесной драмы. Специфика муз. Д. учитывается уже при построении сценария и далее при разработке либретто. В тех случаях когда основой для создания либретто является готовое лит.драм. сочине
14267. Передача слуховых впечатлений, звукоподражание 14.2 KB
  Передача слуховых впечатлений звукоподражание. Звукоподражания в музыке. Как ни странно покажется это многим начну я разбор этой темы с фуги ремажор Баха. В этой фуге 4 голоса явно темброво разделены на 2 пары: 2 верхних голоса представляют собою 1 голос женщины а 2 нижни
14268. Воплощение в музыке положительного и отрицательного 13.78 KB
  Воплощение в музыке положительного и отрицательного. Исследователи теории аффектов устанавливали при каких обстоятельствах надо использовать те или иные способы музыкального выражения чтобы возбудить в слушателях ту или иную эмоцию. Так теоретик Кванц в одном из...