85177

Общественно-политическое движение в белорусских губерниях в 1860-е гг. - начале XX века

Доклад

История и СИД

Во второй половине XIX века в общественнополитическую жизнь Беларуси активно включились представители третьего сословияразночинцы получившие название народников. С возникновением в Петербурге организации Земля и воля 1876 народническое движение в Беларуси развивалось под ее непосредственным влиянием. В начале 1884 года с инициативой объединения в общую организацию всех кружков Беларуси выступила группа Гомон. Гомоновцы впервые в истории общественной мысли Беларуси заявили о существовании белорусской нации.

Русский

2015-03-23

27.66 KB

5 чел.

Общественно-политическое движение в белорусских губерниях в 1860-е гг. - начале XX в.

Во второй половине XIX века в общественно-политическую жизнь Беларуси активно включились представители третьего сословия-разночинцы, получившие название народников. Их идеология сформировалась как протест крестьянства и других низших слоев населения против пережитков крепостничества и развивающегося капитализма. Центральное место в учении народников занимал вопрос о капитализме и его судьбе в России. Народники считали капитализм в России не естественным и необходимым процессом, а случайностью, не имеющей прочных корней, уклонением страны с предписанного ей исторического пути развития. Поэтому они считали необходимым переход России от феодализма к социализму путем крестьянской революции. В народничестве сложились 3 программы осуществления социалистической революции: бунтарская(Бакунин), пропагандистская (Лавров), заговорщическая (Ткачев). С возникновением в Петербурге организации «Земля и воля» (1876) народническое движение в Беларуси развивалось под ее непосредственным влиянием. Центром движения стал город Минск, где наиболее активно действовал кружок Веллера, созданный в 1877 году. В 1879 году произошел раскол «Земли и воли» на две организации: «Чёрный передел» и «Народную волю». Отказавшись от политической борьбы, народники считали главной целью своей деятельности осуществить передел земли помещиков между крестьянами. «Народная воля» отстаивала необходимость усиления политической борьбы против самодержавия за индивидуальный террор. Особенно повысился авторитет «Народной воли» после 1 марта 1881 года, когда бомбой, брошенной уроженцем Минской губернии Гриневицким, был убит Александр II. В начале 1884 года с инициативой объединения в общую организацию всех кружков Беларуси выступила группа «Гомон». Члены группы (Марченко, Ратнер и др.) признавали программу «Народной воли», но считали необходимым объединить все революционные силы России для свержения самодержавия. Гомоновцы впервые в истории общественной мысли Беларуси заявили о существовании белорусской нации. Но создать единую организацию всей Беларуси гомоновцы не смогли. Это было обусловлено тем, что белорусское народничество переживало кризис, уступало дорогу марксизму. Много для распространения марксизма в Беларуси сделала польская партия «Пролетариат» и группа «Освобождение труда», в работе которой участвовали белорусские народники Трусов, Левков и др. Во второй половине 80-х- начале 90-х годов в Беларуси были организованы марксистские кружки и группы. Основной задачей они считали подготовку из числа рабочих пропагандистских кадров. В конце апреля- начале мая 1896 года в Вильно состоялся съезд представителей нееврейских социал-демократических групп и кружков Вильно, Минска, Сморгони, на котором была создана Литовская социал-демократическая партия. Программа ЛСДП носила марксистский характер. Содержание программы-минимум исчерпывалось требованием провозглашения Литовской демократической республики, основанной на добровольной федерации с Польшей, Беларусью и Украиной. Конечной целью партии провозглашалось построение социализма. В мае 1896 года Трусевич создал «Рабочий союз Литвы». Программа «Рабочего союза Литвы», принятая в 1896 году, была строго социал-демократической и интернационалистической. В 1985 году на первомайском собрании еврейских социал-демократов в Вильно Мартов высказал мысль о необходимости создания «специальной еврейской социал-демократической организации». 25 сентября 1897 года прошел I съезд представителей еврейских социал-демократических организаций, на котором было принято решение о создании Бунда- «Всеобщего еврейского рабочего союза в Литве, Польше и России». Съезд провозгласил, что новый союз будет включать в себя весь еврейский пролетариат, широко открывая двери каждому рабочему, который желает бороться за лучшую жизнь. Сразу же после съезда в Беларуси развернулась агитация за присоединение к Бунду рабочих организаций. Противники Бунда в Минске вскоре объявили о создании Рабочей партии политического освобождения России(РППОР). На съезде 13 марта 1898 года в доме Румянцева была провозглашена рабочая социал-демократическая партия (РСДРП) на основе объединения всех существовавших в это время социал-демократических организаций России.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14803. ДYНИЕНI ДYБIРЛЕТКЕН ТYРКIЛЕРДIҢ ДЕНЕ ТӘРБИЕСI 48 KB
  ДYНИЕНI ДYБIРЛЕТКЕН ТYРКIЛЕРДIҢ ДЕНЕ ТӘРБИЕСI Қолына олимпиялық алауды ұстаған халық оның жалынын әрi қарай шалқыта түсуге тиiс Пьер де Кубертен қазiргi олимпиялық ойындардың негiзiн салушы Бiздер қазiргi кезде мекендеп ғұмыр кешiп отырған Қазақстан Республикасының аум
14804. Тəрбие құралы – əлеуметтік орта 67.5 KB
  Тəрбие құралы – əлеуметтік орта Жоспары 1. Отбасы – педагогикалық қатынас субъекті 2. Мектеп ұжымы 3. Балалар жəне жасөспірімдер бірлестіктері 1. Отбасы – педагогикалық қатынас субъекті Отбасы мектеп пен мектепке дейінгі тəрбие мекемелері балалар жəне жасө
14805. Көне дүниедегі мектеп және тәрбие 78 KB
  Көне дүниедегі мектеп және тәрбие. Ертедегі Шығыстың өркениеті жағдайындағы тәрбие және оқыту. Ертедегі Грециядағы тәрбие жүйесі. Ертедегі Грецияда педагогикалық теорияның пайда болуы. Ертедегі Римде тәрбие мен педагогикалық ойпікірдің дамуы. ...
14806. Көне Түркі жазба ескерткіштеріндегі және 58.5 KB
  Көне Түркі жазба ескерткіштеріндегі және Қорқыт ата кітабындағы халықтық педагогика Жазба ескерткіштер. Тәрбиенің мәңгілігі қажетгілігі қасиетгілігі жайлы ой түркі жазбасының ертедегі ескерткіштерімен дөледденеді. Бұл түрғыда ерекше қызығушылық түғазатын
14807. Қазақ ақын-жырауларының тәлім-тәрбиелік идеялары 51.5 KB
  Қазақ ақынжырауларының тәлімтәрбиелік идеялары. Қазақ хандығы көптеген тайпалардың – қаңлылар үйсіндер қыпшақтар арғындар наймандар дулаттар және т.б. негізінде құрылды. Қиын тарихи жағдайда қалыптаса отырып қазақ хандығы бірде ХҮІ ғ.бас кезінде нығайды бір...
14808. ҚИЫН БАЛАЛАРМЕН ЖҰМЫС 45.5 KB
  ҚИЫН БАЛАЛАРМЕН ЖҰМЫС. Бекибаева Сәнгүл Ғосманқызы қазақ тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі №35жалпы орта білім беру мектебі 1 . Тәрбие отбасынан басталады Қиын балалардың отбасындағы беріктігі және өнегелі отбасында өнегелі ұрпақ тәрбиеленетіні сөзсіз....
14809. Қиял туралы жалпы ұғым 92 KB
  Қиял туралы жалпы ұғым Қиял дегеніміз сыртқы дүние заттары мен қүбылыстарының субъективтік образдарын қайтадан жаңартып өндеп бейнелеуде көрінетін тек адамға ғана тән психикалық процесс: ...барлық жан қуаттарын рухани күштерді тек қиял ғана өзіндік сақталатынс...
14810. ҚЫЗ БАЛА - ҰЛТТЫҢ ҰЯТЫ, ХАЛЫҚТЫҢ ШЫРАЙЫ 54.5 KB
  ҚЫЗ БАЛА ҰЛТТЫҢ ҰЯТЫ ХАЛЫҚТЫҢ ШЫРАЙЫ Л.Т.Байкеева В.Б.Зеткулова М.Б.Мыңбаева Тараз мемлекеттік педагогикалық институты Тараз қ. Қазақ халқы бала тәрбиесіне өте көп көңіл бөлген. Баланың ана құрсағында пайда болуына оның өмірге келуіне оның алғашқы қадамына ...
14811. Оқу мен жазу арқылы сын тұрғысынан ойлауды дамыту – педагогикалық технология 78.5 KB
  Оқу мен жазу арқылы сын тұрғысынан ойлауды дамыту – педагогикалық технология Сын тұрғысынан ойлауды дамыту бағдарламасы – әлемнің түкпіртүкпірінен жиылған білім берушілердің бірлескен еңбегі. Тәжірибені жүйеге келтірген Джинни Л.Стил Курт...