85177

Общественно-политическое движение в белорусских губерниях в 1860-е гг. - начале XX века

Доклад

История и СИД

Во второй половине XIX века в общественнополитическую жизнь Беларуси активно включились представители третьего сословияразночинцы получившие название народников. С возникновением в Петербурге организации Земля и воля 1876 народническое движение в Беларуси развивалось под ее непосредственным влиянием. В начале 1884 года с инициативой объединения в общую организацию всех кружков Беларуси выступила группа Гомон. Гомоновцы впервые в истории общественной мысли Беларуси заявили о существовании белорусской нации.

Русский

2015-03-23

27.66 KB

21 чел.

Общественно-политическое движение в белорусских губерниях в 1860-е гг. - начале XX в.

Во второй половине XIX века в общественно-политическую жизнь Беларуси активно включились представители третьего сословия-разночинцы, получившие название народников. Их идеология сформировалась как протест крестьянства и других низших слоев населения против пережитков крепостничества и развивающегося капитализма. Центральное место в учении народников занимал вопрос о капитализме и его судьбе в России. Народники считали капитализм в России не естественным и необходимым процессом, а случайностью, не имеющей прочных корней, уклонением страны с предписанного ей исторического пути развития. Поэтому они считали необходимым переход России от феодализма к социализму путем крестьянской революции. В народничестве сложились 3 программы осуществления социалистической революции: бунтарская(Бакунин), пропагандистская (Лавров), заговорщическая (Ткачев). С возникновением в Петербурге организации «Земля и воля» (1876) народническое движение в Беларуси развивалось под ее непосредственным влиянием. Центром движения стал город Минск, где наиболее активно действовал кружок Веллера, созданный в 1877 году. В 1879 году произошел раскол «Земли и воли» на две организации: «Чёрный передел» и «Народную волю». Отказавшись от политической борьбы, народники считали главной целью своей деятельности осуществить передел земли помещиков между крестьянами. «Народная воля» отстаивала необходимость усиления политической борьбы против самодержавия за индивидуальный террор. Особенно повысился авторитет «Народной воли» после 1 марта 1881 года, когда бомбой, брошенной уроженцем Минской губернии Гриневицким, был убит Александр II. В начале 1884 года с инициативой объединения в общую организацию всех кружков Беларуси выступила группа «Гомон». Члены группы (Марченко, Ратнер и др.) признавали программу «Народной воли», но считали необходимым объединить все революционные силы России для свержения самодержавия. Гомоновцы впервые в истории общественной мысли Беларуси заявили о существовании белорусской нации. Но создать единую организацию всей Беларуси гомоновцы не смогли. Это было обусловлено тем, что белорусское народничество переживало кризис, уступало дорогу марксизму. Много для распространения марксизма в Беларуси сделала польская партия «Пролетариат» и группа «Освобождение труда», в работе которой участвовали белорусские народники Трусов, Левков и др. Во второй половине 80-х- начале 90-х годов в Беларуси были организованы марксистские кружки и группы. Основной задачей они считали подготовку из числа рабочих пропагандистских кадров. В конце апреля- начале мая 1896 года в Вильно состоялся съезд представителей нееврейских социал-демократических групп и кружков Вильно, Минска, Сморгони, на котором была создана Литовская социал-демократическая партия. Программа ЛСДП носила марксистский характер. Содержание программы-минимум исчерпывалось требованием провозглашения Литовской демократической республики, основанной на добровольной федерации с Польшей, Беларусью и Украиной. Конечной целью партии провозглашалось построение социализма. В мае 1896 года Трусевич создал «Рабочий союз Литвы». Программа «Рабочего союза Литвы», принятая в 1896 году, была строго социал-демократической и интернационалистической. В 1985 году на первомайском собрании еврейских социал-демократов в Вильно Мартов высказал мысль о необходимости создания «специальной еврейской социал-демократической организации». 25 сентября 1897 года прошел I съезд представителей еврейских социал-демократических организаций, на котором было принято решение о создании Бунда- «Всеобщего еврейского рабочего союза в Литве, Польше и России». Съезд провозгласил, что новый союз будет включать в себя весь еврейский пролетариат, широко открывая двери каждому рабочему, который желает бороться за лучшую жизнь. Сразу же после съезда в Беларуси развернулась агитация за присоединение к Бунду рабочих организаций. Противники Бунда в Минске вскоре объявили о создании Рабочей партии политического освобождения России(РППОР). На съезде 13 марта 1898 года в доме Румянцева была провозглашена рабочая социал-демократическая партия (РСДРП) на основе объединения всех существовавших в это время социал-демократических организаций России.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80531. Національно-культурне відродження 1920-1930-х рр. Українська культура періоду тоталітаризму (1933 – 1953 рр.) 28.11 KB
  Коренізація була викликана прагненням більшовиків заручитися підтримкою місцевого (корінного) населення з тим, щоб зміцнити свою соціальну базу. У середині 20-х рр. 80% населення республіки складали українці, а 20% – представники інших національностей.
80532. Українська культура початку ХХ ст. (1900 – 1921 рр.) 547 KB
  Української наукової громадськості було надано сім професорських місць у Львівському університеті і три професорських місця в Чернівецькому університеті. Спроби української громадськості з інших регіонів надати закарпатцям допомогу також припинялися угорською владою. Зростання числа грамотних українців стимулював розвиток української літератури. Коцюбинського Цвіт яблуні Intermezzo Тіні забутих предків стали класикою золотим фондом української літератури.
80534. Культура українських земель XIX ст. Національно-культурне відродження 917.5 KB
  У XIX ст. розвиток української культури обумовлювався підпорядкуванням українських земель двом імперіям – Російській та Австро-Угорській. Обидві імперії були багатонаціональними, з титульною (панівної) нацією. І Росія, і Австро-Угорщина проводили колонізаторську політику
80535. Культура українських земель ІІ пол. XIX- поч. ХХ ст 910 KB
  Криза феодального ладу в Російській імперії заглиблювалася повільно, революційна ситуація ще не дозріла. Тому діяльність частини української інтелігенції відбувалася в руслі російської культури. У Росії XIX ст. панувала думка, що український народ...
80536. Культура Київської Русі 1.59 MB
  Культура Київської Русі. В епоху Київської Русі IXXII ст. була створена яскрава і самобутня культура її основою став економічний і духовний розвиток Русі освоєння досягнень інших словянських країн і Візантії. Писемність у Київській Русі стала відомою в Х ст.
80537. ОРГАНІЗАЦІЯ ПОСЛУГ КОМУНІКАЦІЇ 49 KB
  Транспорт - це засіб пересування, за допомогою якого можна добратися до туристичного центру. Це може бути літак, теплохід, поїзд, туристичний автобус, автомобіль та ін. Значну частину витрат вартості турпакету складають витрати на перевезення. Чим більш комфортабельний і швидкісний вид транспорту використовується, тим вища вартість подорожі.
80538. ОРГАНІЗАЦІЯ ПОСЛУГ РОЗМІЩЕННЯ 174 KB
  До найбільш розповсюджених у міжнародній практиці форм управління підприємствами гостинності відносяться: управління за контрактом; управління через договір франчайзингу; оренда. В індустрії гостинності поширення й інші організаційні форми управління акціонерні товариства T спільні підприємства СП синдикати консорціуми і т. що відрізняються змістом й пропорціями функцій структурою і ступенем централізації управління. Управління за контрактом Однією з основних форм управління підприємствами індустрії гостинності що...
80539. ОРГАНІЗАЦІЯ ПОСЛУГ ХАРЧУВАННЯ 113.5 KB
  Сутність і соціальноекономічна значущість харчування у сфері туристичних послуг. Соціальнопросторова модель організації послуг харчування. Сутність і соціальноекономічна значущість харчування у сфері туристичних послуг Дядечко Л.