85197

Социально-экономическое развитие БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1980-х годах

Доклад

История и СИД

Сталин обещал улучшить жизнь втрое поднять уровень пром. Основная цель 4ой пятилетки достигнуть довоенного уровня производства в пром. Развитие промышленности планировалосьза счёт с х и снижения общего уровня жизни населения. Уже в 49г промыш.

Русский

2015-03-23

28.42 KB

7 чел.

Социально-экономическое развитие БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1980-х гг.

После войны советское общество продолжало верить мудрости Сталина и правящее Ком. Партии, что отразилось на выборах в Верховный совет СССР в 46г. Сталин обещал улучшить жизнь, втрое поднять уровень пром. за три пятилетки.

Нужно было восстановить хозяйство. Был принят на сессии Верховного совета закон о пятилетнем плане восстановления нар. хоз-ва. Основная цель 4ой пятилетки достигнуть довоенного уровня производства в пром. и с/х и превзойти в размерах.

Основной источник поступления средств – союзный бюджет,который по мере востановления уменьшался. Развитие промышленности планировалосьза счёт с/х и снижения общего уровня жизни населения. Значительную помощь в восстанов. хоз-ва Беларуси оказала Россия,союзные республики,Администрация Объед.наций по вопросам помощи и востановления). К восстановлению предприятий привлекались военнопленные.На предприятиях развернулись социалистические соревнования. Уже в 49г промыш. Достигла довоенного уровня,а в 50г превысила на 15%.

Большими темпами росла тяжёлая пром. Дали продукцию новые предприятия – МАЗ, МТЗ, мотовелозавод. Развитие с/х шло более медленными темпами.В Заподной Беларуси проходила коллективизация. Однако за годы пятилетки планы по важнейшим показателям не были выполнены. Тяжёлым осталось и материальное положение народа.

После смерти Сталина в 53г. в стране стал осуществляться курс на ликвидацию культа личности Сталина, на демократизацию общества. Председатель Верховного СоветаСССР Маленков выступил с предложением социальной переориентации экономики, увеличение капитпловложений в с/х, лёгкую и пищевую пром. За годы пятой (51-55г) и шестой (56-60г) пятилеток положение с/х Беларуси как и всей страны значительно улучшилось. С/х впервые стало рентабельным.

В пром. Б в годы 5ой и 6ой пятилеток построилось мног заводов ( подшипниковый, часовой и завож стройматериалов в Минске, автомобильный в Жодино, Василевичская ГРЭС, калийный комбинат в Солигорске и тд.) Эти пятилетки были успешными для экономики Б. Однако начало 60ых г. – период ухудшения эконом. ситуации. Упал среднегодовой прирост производительности труда, рентабельность предприятий, доходы населения. Обострённое соц положение стало причиной отставки Хрущёва в 64г. Пришёл Брежнев. Новое полит. Руководство взяло курс на проведение хоз. Реформы(65г):

1.изменена система заготовок с/х продукции и введён твёрдый план заготовок на 5 лет.

2. Закупочные цены на сх прод. Увеличины в 2 раза.

3. В работу колхозо и совхозов внедрялиь принципы хозрасчёта. Колхозники получии право на пенсию и зарю плату.

В промышленности:

А) изменена система планирования. Часть показателей предприятия планировали самостоятельно.

Б) Повышалась хоз. Самостоятельноть предприятия на основе хозрасчёта.

В) Восстановлена отраслевая система управления промышлен.

Первые годы осуществления реформы веяли надежды. Восьма пятилетка (66-70г.) по важнейшим показателям была выполнена.

Структура промышленности и напраления её развития:

1.Быстро развиваласи хим пром, особенно минер удобрений и хим волокон.

2.Опережающее развитие неметаллоёмких отраслей получили приборостроение электроника.

3. Добывались нефть и газ.

В с/х в 60е г. строились крупные откормочные комплексы в животноводстве и птицеводстве.

Однако позитивное влияние реформы было краткосрочным, в нач. 70ых – фактически перестала действовать.

В 50-60е г большое внимание уделялось нтп:1)комплексная автоматизация производства.2)открытие и использование новых видов энергии.3)создание и пременение новых материалов.

В 70ых – пер. пол. 80ых выполнялись планы девятой, десятой и 11ой пятилеток. Главные задачи – повысить уровень жизни народа на основе высоких темпов развития произврдсва, ускорение нтп.

Период с 70 по 85г был для народного хоз-ва противоречивым. Создавались новые отрасли пром., создавались новые предприятия и одновременно падали темпы эконом роста. Но имелись и достижения. Было введено около 170пром. предприятий. Развивались химическая отрасль, приборостроение, электронная и радиотехническая отрасли, производство средств связи. Динамично развивался транспорт. Тем не менее в Б сложился механизм торможения социально-эконом. развития, стали нарастать застойные, предкризисные явления. В 70-80ые с/х развивалось противоречиво. Производство увеличивалось, но не удовлетворяло спрос населения на продукты питания. В начале 80ых с/х оказалось в кризисном состоянии. В надежде повысить эффективность с/х в 82г был создан Аграрно-пром. комплекс СССР и принята Продовольственная программа. К середине 80ых проблема обострилась и были введены карточки. Выросли цены, доходы снизились, острой оставалась жилищная проблема. Обострилась экологическая проблема.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52483. Тест Кеттелла, дитячий варіант. Адаптований Е.М.Александровською 12ФЛО-120 551.5 KB
  Читаючи питання вибирай ту частину яка підходить тобі більше. Тоді відмічай ту яка підходить тобі більше чи як частіше буває. Коли учитель вибирає іншого хлопчика для роботи яку ти сам хотів зробити тобі стає образливо чи ти швидко про це забуваєш 10. Тобі сподобалося б більше працювати з книгами в бібліотеці чи бути капітаном дальнього плавання 15.
52484. Kreatives Deutsch: Ich kann auch Dichter sein 196.5 KB
  usrьstung:Мusik von Bethoven Portrдte der deutschen Dichter die gedruckten Teile der Gedichte ein Projektor. Durchfьhrung der Stunde Lehrer : Guten Tg liebe Schьler Wir begrьЯen euch sehr herzlich in unserem Gedichtlbortorium Wir mchen jetzt eine interessnte Reise in die Welt der Dichtung und des Reimes. Viel SpЯ lso und gute Erlebnisse Die erste Sttion wird Die lustigen Reime . Lehrer: Sehr schцn hbt ihr ds gemcht Fьr so begbte Dichter wr die ufgbe zu leicht.
52485. Wer wird Millionär 277 KB
  In unserem Sl sind die besten Kenner der deutschen Sprche. Der Lehrer erklärt die Regeln des Spieles gibt den Schülern eine ufgbe um die Teilnehmer zu wählen. Frge: 50 Jeder Spieler ht 3 Joker: 50 50 T Telefon P Publikum Frgen zum Spiel I 1. Wie viele Frben gibt es in der Flgge Deutschlnds .
52486. In der Deutschstunde 119.5 KB
  Wie gehts Seid ihr guter Lune Die Schüler ntworten. L: Wir beginnen mit den Rätselerzählungen die ihr zu Huse geschrieben hbt. Die Schüler hören und rten ws für eine Stunde ds ist. Sch 1: In dieser Stunde turnen wir n den Ringen springen hoch lufen um die Wette spielen Fußbll.
52487. Розв’язування текстових задач, зокрема комбінаторних 43 KB
  Систематизувати й поглибити знання учнів шляхом розв’язування текстових задач, що потребують використання залежностей між величинами; розвивати логічне мислення, культуру математичної мови і записів; виховувати інтерес до математики, взаємодовіру, посилювати міжпредметну інтеграцію
52488. Функції психодіагностики в навчально-виховному процесі 146.5 KB
  Інформація яка буде одержана за допомогою діагностики дасть змогу сформулювати точні уявлення про позашкільні інтереси учнів їхні плани. Влітку перед початком занять я як майбутній класний керівник 5 класу проводжу попередню діагностику учнів класу: непряму переглядаю особові справи спілкуюся з класоводами цього класу; пряму відвідую сімї моїх майбутніх вихованців. Після чого складається таблиця Початкові відомості про учнів класу. У деяких учнів можуть зміниться навіть взаємини в родині її склад житлові умови та матеріальний...
52489. Розвиток діалогічного мовлення за професійним спрямуванням. (професії «Бармен, офіціант», «Кухар, офіціант») 106.5 KB
  Це може бути відповідь згода заперечення уточнююче запитання прояв солідарності співчуття радості і т.Запитання зустрічне запитання: − Cn you tke nother plce − Just now.Повідомлення запитання: Tht stek is not tsty .Спонукання запитання або повідомлення: We hve no strwberries tody.
52490. Кольори в ритмічній пульсації 57.5 KB
  Мета: Поглибити знання учнів про творчість французького композитора Клода Дебюссі на прикладі фортепіанної мініатюри Місячне сяйво з Бергамаської сюїти. Залучити учнів до сприйняття музичного творущо розкриває витончені відтінки багатогранної образної палітри настроїв людини та довкілля яке вона сприймає. Виховувати музичний смак учнів потяг до прекрасного. Групи учнів получили творчі завдання.