8520

Психологические трудности детей-дошкольников из неполных семей

Курсовая

Психология и эзотерика

Семья для маленького ребенка – это целый мир. Мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире.

Русский

2014-11-21

2.31 MB

23 чел.

Психологические трудности детей-дошкольников из неполных семей


Оглавление

[1]
Оглавление

[2] Введение

[3] Глава 1.

[4] Теоретические основы изучения психологических трудностей детей из неполных семей

[4.1] 1.1 Понятие «неполная семья»

[4.2] 1.2 Особенности протекания жизни ребенка в неполной семье

[4.3] 1.3 Сложности, возникающие у дошкольников из неполных семей

[5] Глава 2. Исследование психологических особенностей дошкольников старшей группы из неполных семей

[5.1] 2.1 Описание базы, выборки и методик исследования

[5.2] 2.2 Результаты исследования

[6] Глава 3. Коррекция психологических трудностей                                            детей из неполных семей

[7] Заключение

[8] Список литературы

[9] Приложение

Введение

Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и закладывается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Однако в последние годы демографы, социологи, психологи, педагоги и другие специалисты проявляют тревогу в связи с глубоким системным кризисом института семьи, который проявляется в деформации традиционных семейных устоев и семейного воспитания.

Неполная семья - это не только семья разведённых родителей, но и семья, потерявшая кормильца, семья матери-одиночки, а также женщины, которая решилась взять на воспитание ребёнка из детского дома. И каждая ситуация отличается своими психологическими особенностями и трудностями, с которыми сталкивается одинокая мать (реже одинокий отец).

Семья для маленького ребенка – это целый мир. Мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире.
Неполные семьи существуют испокон века. Целое тысячелетие причиной их появления служила смерть одного из родителей. Разводы также не изобрет
ение современности, и существуют они с давних времен. И всё же массово они распространились уже в наши дни. И соответственно процент таких семей намного выше, чем процент неполных семей связанных со смертью одного из членов семей. Последние исследования психологов и педагогов сходны в одном: положение ребенка, растущего в неполной семье, по-своему исключительное, трудное, иногда угрожающее, а иногда и опасное.

В некоторых современных учебниках по педагогике категория неполных семей причислена к неблагополучным семьям или к семьям, входящим в группу риска. Отсутствием «отцовского начала» легко объяснить различные особенности поведения ребенка. Американские специалисты выявили, что дети без отцов чаще страдают расстройствами поведения и нарушениями развития. Многие почему-то уверены, что семьи, где ребенка воспитывают оба родителя, гораздо благополучнее неполных семей. Некоторые и вовсе полагают, что лучше иметь хоть какого-нибудь отца, чем вообще никакого. Но есть и прямо противоположное мнение: «Лучше не иметь никакого отца, чем такого, как этот…».

В основе убеждения в том, что в неполных семьях дети вырастают неполноценными, лежат определенные представления о родительстве. Эти представления часто принимаются за аксиомы, «истины в последней инстанции», в то время как их научная обоснованность все еще находится под вопросом. Например, мнение о том, что материнские и отцовские функции различны и взаимодополняют друг друга. То есть у матери существует свой круг воспитательных функций, которые якобы заложены в природе женщины, а у отца – свой. Следовательно, отсутствие отца в семье делает процесс воспитания однобоким, а отцовские функции и вклад в развитие ребенка остаются нереализованными.

Говоря о структуре семьи, обычно первым делом имеют в виду количество родителей ребенка. Отсюда и пошло разделение на полные и неполные семьи. Неполная семья ассоциируется с какой-то недостаточностью, незавершенностью, ущербностью. Однако физическое присутствие родителей в жизни ребенка само по себе не оказывает определяющего влияния на его развитие. Важно то, какие отношения складываются между ребенком и конкретным родителем, что ребенок чувствует к этому родителю, как воспринимает и представляет себе его личность. Есть исследования, которые убедительно показывают, что дети, имеющие конфликтные отношения с родителями, воспринимающие личность матери или отца в негативном свете, независимо от того, живут в полной семье или неполной, могут испытывать психологические проблемы и трудности в развитии. И наоборот, ребенок, проживающий отдельно от отца, но имеющий позитивный образ папы, не сталкивается с проблемами, которые обычно приписывают детям из неполных семей. Поэтому в последнее время заговорили не только о физическом, но и о психологическом присутствии родителя в жизни ребенка. Отец может физически отсутствовать в семье, но незримо присутствовать в жизни ребенка в форме воспоминаний, представлений, фантазий.

Одни факты упрямо говорят о том, что дети из неполных семей, вырастая и создавая собственные семьи, чаще разводятся по сравнению с детьми, воспитанными обоими родителями. Что дети из неполных семей могут иметь специфические психологические проблемы и трудности поведения. Другие факты, редкие и менее яркие, но имеющие место быть, говорят о том, что дети, выросшие в неполных семьях, не отличаются от своих сверстников из полных семей. Что мальчики, воспитанные без отца, вырастая, стремятся стать лучшими папами для своих детей, дать им то, что недополучили от собственных отцов в детстве.

Поэтому цель работы – изучить психологические трудности детей из неполных семей. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1.  Изучить теоретическую литературу, посвященную проблеме неполных семей;
  2.  Систематизировать взгляды к определению сущности и классификации неполной семьи;
  3.  Изучить личностные особенности и психологические трудности детей дошкольного возраста, возникающие в неполных семьях;
  4.  Систематизировать подходы к коррекции психологических затруднений детей из неполных семей.

Объект исследования – психологические особенности ст дошк.

Предмет исследования – личностные особенности и психологические затруднения детей дошкольного возраста из неполных семей.

Гипотеза: особенности протекания жизни старших дошкольников в неполной семье приводят к формированию таких психологических трудностей, как повышенная эмоциональная нестабильность, личностная незрелость, пассивность, пугливость, сдержанность в общении.

Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, В.С.Мухина, Г.Т. Хоментаускас, Д.Б. Эльконин и многие другие.

Проблема воспитания детей в неполной семье являлась предметом исследования в работах В.Я. Титаренко, И.Ф. Дементьевой, А. Спиваковской, М.И. Несмеяновой, Н.В. Масляровой, Н.М. Ершовой, Е.А. Мухортовой. Изучением личностных особенностей детей из неполных семей после развода занимались Д. Видра и Г. Фигдор.

Некоторые отечественные исследования посвящены отдельным сторонам полоролевого развития детей в группе детского сада Л.А. Арутюнова, Л.В. Градусова, Е.А. Кудрявцева, Н.В. Плисенко.

Несомненно, что ребенку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Ответственность родителей за половое воспитание детей очень велика, потому что только они могут научить своих детей взаимному уважению и любви. Любовь и взаимоуважение родителей – главный воспитывающий фактор воздействия на ребенка.

Глава 1. 

Теоретические основы изучения психологических трудностей детей из неполных семей

1.1 Понятие «неполная семья»

Под неблагополучной семьей понимается такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются трудные дети . Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые не лучшим образом сказываются на их дальнейшей жизни. Семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.

Смысл, вкладываемый в понятие «неполная семья» менялся с течением времени. Известный педагог А.С. Макаренко называл «неполной» семью только с одним ребенком и писал по этому поводу, что только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может носить нормальный характер. Другим же примером неполной семьи он считал семьи, где родители разошлись или не живут вместе .

Неполной, по формулировке социологов, называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья, в которой формируются основы характера человека, его ценностные ориентации, нормы поведения и взаимодействия с окружающими. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения. Тенденции развития современной семьи выглядят так: резкое падение количества заключаемых браков, увеличение числа людей, не стремящихся иметь семью, снижение детности семей .

Подробную схему анализа семьи предложил известный психиатр Е.А. Личко. Его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты :

  1.  структурный состав:
    1.  полная семья (есть мать и отец);
    2.  неполная семья (есть только мать или только отец);
    3.  искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери);
  2.  функциональные особенности:
    1.  гармоничная семья;
    2.  дисгармоничная семья.

Таким образом, неполная семья − это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Неполная семья возникает в силу разных причин: рождения ребенка вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей .

В соответствии с этим выделяются основные типы неполной семьи:

  1.  внебрачная,
    1.  осиротевшая,
      1.  разведенная,
        1.  распавшаяся.

Различают также отцовскую и материнскую семьи, которые и составляют абсолютное большинство среди неполных семей. Наиболее часто встречающаяся причина возникновения неполной семьи в наше время – развод, который, по мнению В.А. Сысенко, является стрессовой ситуацией, угрожающей душевному равновесию одного или обоих партнеров и, особенно, детей.

Психологические исследования (А.И. Захарова , А.С. Спиваковской, Е.О. Смирновой , B.C. Собкина, Й. Лангмейера, З. Матейчека, Я.Г. Николаевой  и др.) свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей: более низкой успеваемостью, склонностью к невротическим нарушениям и противоправному поведению, проявлениями инфантильности, негативным отношением к родителям, нарушениями полоролевого поведения, тягостным чувством отличия от сверстников, неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватной требовательностью к матери и высоким желанием изменений ее поведения, активным поиском «значимого взрослого».

По данным Е.О. Смирновой 17 и B.C. Собкина, детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств; жизненного тонуса; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли.

Психологическая поддержка детей и подростков из неполных семей, в том числе, и с отклонениями в поведении должна быть направлена, прежде всего, на восстановление их нормального психолого-социального статуса, на их адекватную самореализацию за счет проработки психологических трудностей и проблем: информационных, поведенческих, мотивационных, эмоциональных, характерологических .

1.2 Особенности протекания жизни ребенка в неполной семье

В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина-мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно- психическом развитии, а тем более дети - инвалиды. Если ребенок - инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.

Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирования поведения оказывает материальная ответственность []. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.

Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе.

Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов.

Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка .

Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. (Установлено, что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных семьях).

Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи . В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочисленные примеры воспитания прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших без отца .

Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть в одинаковой степени и принята, и опровергнута другими примерами, которыми изобилует жизнь.

Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же, наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье.

В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное - пример брачных отношений . Поэтому отсутствует для детей - будущих супругов и родителей - определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен, выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов.

Воспитательные возможности в неполной семье ограничены : затрудняется контроль и надзор за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечёт за собой односторонний характер психического развития. Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший "охранное" материнское воспитание, нередко лишён необходимых мужских черт: твёрдости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым - обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье.

Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности.

Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь "ради детей", зачастую приносят напрасную жертву.

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно. Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.


1.3 Сложности, возникающие у дошкольников из неполных семей

Опасность может быть, но не должна стать реальной. Совершенно очевидно, что целый ряд факторов, переплетаясь, осложняют жизнь неполной семьи :

  1.  Причины возникновения неполной семьи. По-разному на ребенка влияют такие факторы как, кто отсутствует в семье, как долго, в каком возрасте был ребенок, когда не стало отсутствующего (смерть, незамужняя мать, развод, эмиграция и т.д.), был ли он кем-нибудь замещен, какова была личность утраченного родителя и какова личность присутствующего родителя и, главное – какова личность ребенка.
  2.  Влияние социального контекста и социального фона, на котором проходит жизнь неполной семьи (то есть помогают ли бабушка с дедушкой, как неполная семья материально обеспечена, каковы культурные традиции среды, какими ценностями она живёт и т.д.)
  3.  Неполная семья не может в полной мере обеспечить выполнение основных функций возложенных обществом на семью (обеспечение эмоционального тыла всем своим членам и подготовка ребенка для жизни в данном обществе);
  4.  Эмоциональные переживания ребенка. Утрата одного из родителей из тесного круга общения с ребенком, эмоционально тяжело переживается им, что в дальнейшем может отразиться на дальнейшее формирование личности.
  5.  Все трудности и проблемы (материальные, эмоциональные, психологические и т.д.) решает один родитель, который остался с ребенком.
  6.  Возникают проблемы и трудности отторжения ребенка из неполной семьи окружающим социумом: детским коллективом в детском саду, в школе и т.д.

Последствия этих факторов бывают достаточно разнообразны: вполне возможно, что развитие ребенка всё-таки проходит нормально – и вырастает личность, прекрасно приспособленная к жизни в обществе, полностью позитивно оцениваемая; но может быть всё по-другому – нарушения в развитии могут быть столь сильны, что вырастает человек мало приспособленный, конфликтный и даже с ярко выраженной патологией.

Дети из неполных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем.

Трудности социализации и социальной адаптации приводят к нарушениям отношений с окружающими. У детей из неполных семей наблюдается большая эмоциональная нестабильность и личностная незрелость, меньшая сила Я, повышенная эмоциональная чувствительность и пассивность, робость, пугливость, нерешительность. Появление этих эмоциональных и характерологических нарушений зависит общения с отцом, замещающего влияния матери, нередко избыточно опекающей своих повзрослевших детей. Плохие взаимоотношения с отцом (либо отец отсутствует вообще, либо редко появляется и не занимается ребенком) лишают детей (особенно мальчиков) необходимого для их развития мужского внимания. Отсутствие отца – это отсутствие образца для подражания у мальчика и возможности приобрести опыт общения и понимания противоположного пола для девочек.


Глава 2. Исследование психологических особенностей дошкольников старшей группы из неполных семей

2.1 Описание базы, выборки и методик исследования

Исследование психологических трудностей детей из неполных семей проводилось в дошкольном учреждении № 25 г. Светлогорска. В исследовании приняли участие 20 дошкольников, 10 из полных семей, 10 – из неполных. Среди данных семей нет семей социального риска.

Наиболее широко используемой методикой для измерения эмоционального состояния и особенностей личности ребенка-дошкольника являются рисуночные тесты (рисунок семьи, дерева, "незнакомое животное")  [1]. Многократно показано, что рисунки детей 5-7 лет значительно глубже раскрывают их переживания и внутренний мир, чем вербальные методики или даже метод наблюдения. В связи с этим в практической психологии и психокоррекционной работе с маленькими детьми рисуночные тесты являются одним из основных методов диагностики эмоционального состояния и личностных проблем ребенка.

Однако из самых популярных методик в работе с дошкольниками является рисунок семьи. По мнению многих психологов, рисунок семьи - высокоинформативное средство познания личности ребенка, отражающее восприятие себя и других членов семьи, его чувства и переживания, его отношение к близким взрослым. Пример рисунка семьи в приложении 1.

При анализе рисунков учитывались показатели эмоционального фона, а именно цветовая гамма рисунка; принято считать, что чем теплее цветовая гамма рисунка, тем более положителен эмоциональный настрой ребенка, черно-белые тона или контур говорят о негативном состоянии либо об отчуждении, а также наличие улыбок на лицах людей, которое отражает жизнерадостное настроение автора рисунка.

Если ребенок отказывается рисовать людей (что, опять же, вероятнее всего связано с психологическими трудностями), ему можно предложить нарисовать рисунок семьи в виде животных (при этом блоки снимаются, и исследователь получает возможность увидеть истинную ситуацию в семье). Пример рисунка приведен в Приложении 2.

Расстановки – замечательная игровая методика, которая в процессе самого естественного для ребенка занятия – игры – позволяет выявить систему отношений между членами семьи, обозначенными различными игрушками. Характер игрушки позволяет также проективным путем оценить то, как ребенок воспринимает личность человека, олицетворяемого игрушкой. Пример занятия с расстановками приведен в Приложении 3.

В то же время, интересную информацию об особенностях проживания в условиях семьи и психологических особенностях дошкольников можно получить от воспитателей, которые много общаются, наблюдают за ребенком, за его родителями, знают специфику отношений дошкольника с социумом. Поэтому интервьюирование нельзя исключить из ряда методов психологической диагностики психологических трудностей детей дошкольного возраста.

Рассмотрим полученные результаты.


2.2 Результаты исследования

№ п/п

Имя

Характер семьи

Результаты исследования

1

Таня О.

Полная

Девочка активная, охотно вовлекается в любые занятия, неагрессивна. В общении свободна.

Рисунки яркие, многоцветные, насыщены позитивными деталями. На лицах улыбки.

В расстановках все игрушки, символизирующие семью, стоят рядом, плотным колечком, смотрят друг на друга.

Следовательно, атмосфера в семье благополучная, что сказывается и на поведении девочки в социуме.

2

Катя О.

Полная

Девочка активна, зачастую нескромна, склонна к лидерству, доминированию. В общение включается моментально, причем стремится занять доминирующую позицию, не выходя при этом за рамки норм поведения.

Рисунок насыщенный позитивными деталями, на лицах улыбки.

В расстановках все игрушки, символизирующие семью, стоят на равном расстоянии друг от друга, родители за спиной детей, олицетворяя поддержку и опору, и некоторой степени, доминирование.

3

Рома Ж.

Полная

Мальчик спокойный, уравновешенный, выдержанный, неторопливый и рассудительный. В общение включается неспеша, взвешенно подходит к любому занятию.

Рисунок насыщен позитивными деталями, на лицах улыбки.

В расстановках все игрушки, символизирующие семью, заняты общим делом.

4

Саша Д.

Полная

Девочка активна, обладает выраженными творческими способностями. Свободна во взаимодействии со взрослыми и детьми.

Рисунок насыщен позитивными деталями, на лицах улыбки.

В расстановках семья стоит в ряд, плотно.

5

Дима Т.

Полная

Мальчик активен, подчас гиперактивен, эмоционален. В то же время в малой степени склонен к агрессии.

Рисунок в целом позитивный, на лицах улыбки.

В расстановках игрушки постоянно меняют свою позицию относительно друг друга.

6

Вика З.

Полная

Девочка спокойна, несколько застенчива. Рисунок насыщен позитивными деталями, на лицах улыбки.

В расстановках все игрушки, символизирующие семью, стоят рядом.

7

Настя Д.

Полная

Девочка активна, подчас бывает агрессивна. Рисунок насыщен позитивными деталями, на лицах улыбки.

В расстановках все игрушки заняты делом, каждый сам по себе, подчас оказываются повернутыми спиной друг к другу.

8

Костя В.

Полная

Мальчик активен, эмоционален, охотно включается в любое дело.

Рисунок детализованный, на лицах улыбки.

В расстановках все игрушки заняты общим делом.

9

Юля К.

Полная

Девочка спокойная, уравновешенная.

Рисунок насыщен позитивными деталями, на лицах улыбки.

В расстановках все игрушки, символизирующие семью, стоят рядом.

10

Саша Н.

Полная

Девочка активна. В общение включается охотно.

Рисунок насыщен позитивными деталями.

В расстановках все игрушки стоят каждый на своем уединенном месте в семье, нов  то же время все вместе. В одной комнате.

11

Лена П.

Неполная

Девочка спокойна, застенчива. В общение включается неохотно.

Рисунок позитивный, расстояние между членами семьи велико, отец на рисунке отсутствует.

В расстановке видим, что игрушка, заменяющая саму Лену, чаще всего оказывается за игрушкой-матерью, как бы прикрываясь ею.

12

Света Л.

Неполная

Девочка экспрессивна, гиперактивна. В общение включается охотно.

Рисунок позитивный, расстояние между членами семьи невелико, отец на рисунке отсутствует.

Члены семьи расположены отдельно и независимо друг от друга.

13

Лена Ш.

Неполная

Девочка склонна к доминированию вплоть до агрессии. В общение включается охотно.

Рисунок позитивный, члены семьи на рисунке отсутствуют.

Члены семьи заняты своими делами.

14

Коля Г.

Неполная

Мальчик агрессивен. В общение включается охотно.

Рисунок позитивный, расстояние между членами семьи велико, братья стоят по разные стороны от матери, отец на рисунке отсутствует.

В расстановке члены семьи постоянно выясняют между собой отношения.

15

Слава К.

Неполная

Мальчик скромен, застенчив. В общение включается неохотно.

Рисунок позитивный, расстояние между членами семьи невелико, отец на рисунке отсутствует.

В расстановке игрушка-ребенок занята общим делом с матерью.

16

Света Ч.

Неполная

Девочка спокойна, уравновешена. В общение включается охотно.

Рисунок позитивный, расстояние между членами семьи невелико, на рисунке все члены семьи, включая отца (родители разведены), и бабушек с дедушками.

Все члены семьи заняты общим делом.

17

Дина К.

Неполная

Девочка склонна к плаксивости. В общение включается охотно.

Рисунок позитивный, расстояние между членами семьи невелико, отец на рисунке отсутствует.

Девочка и мать (игрушки) обсуждают что-то втайне от других.

18

Леша Т.

Неполная

Мальчик плаксив. В общение включается охотно.

Рисунок позитивный, ребенок располагает себя близко к матери, в то время как другие члены семьи - вдалеке.

В расстановках игрушка-ребенок вплотную прижата к игрушке-матери.

19

Женя Ж.

Неполная

Девочка спокойна, уравновешена. В общение включается охотно.

Рисунок позитивный.

Все игрушки-члены семьи заняты своими делами, но в то же время находятся недалеко друг от друга, поддерживая друг друга.

20

Кира О.

Неполная

Девочка спокойна, уравновешена, несколько скромна. В общение включается неохотно.

Рисунок позитивный, расстояние между членами семьи велико.

Все игрушки расположены недалеко друг от друга, ориентированы в центр.

Итак, мы видим, что у детей, воспитывающихся в полной семье, преобладает поведенческая активность, направленность на общение и взаимодействие. В то же время у детей из неполных семей наблюдается:

  1.  Зависимость от родителя, принявшего на себя все заботы по воспитанию (наиболее часто встречающийся признак)
  2.  Агрессивность или доминативность в случае, когда родители сами агрессивны или недостаточно внимания уделяют ребенку
  3.  Плаксивость, как проявление той же зависимости и как способ манипулирования взрослыми
  4.  Сдержанность и застенчивость в общении, что может быть признаком недостатка общения и в семье.


Глава 3. Коррекция психологических трудностей                                            детей из неполных семей

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей - это хорошо организованная система психологических воздействий . В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Значительный этап работы с этими детьми - коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции .

В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные .

С целью коррекции, в старшем дошкольном возрасте, можно использовать изобразительное творчество детей и игры, содержание, организация и методика проведения которых будет направлена:

Рассмотрим кратко некоторые психологические методы коррекции.

Сказкотерапия - это самый древний психологический и педагогический метод. Он оказывается эффективный в работе не только с маленькими детьми, но и со взрослыми. В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни. Даже простое чтение сказки даёт удивительный эффект и помогает преодолевать жизненные трудности (см. Приложение 5).

Современному ребёнку мало просто прочитать сказку, поговорить о её сюжете, о героях. Сказку необходимо осмыслить, вместе с детьми искать и находить скрытый смысл - уроки. Сказкатерапия - суть её в процессе образований связей между сказочными событиями, героями и поведением в реальной жизни, т.е. это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. В сказках можно найти полный перечень всех жизненных проблем и ситуаций, которых ребёнок усваивает. Слушая сказки ребёнок накапливает в своём подсознании и при необходимости применяет в жизни.

В процессе сказкотерапии можно использовать разные жанры: притчи, былины, мифы, анекдоты и др. Типы сказок использующиеся в сказкотерапии: Художественные - народные, авторские - дидактические, психотерапевтические, медитативные, психологические.

Художественные сказки - их древняя основа - единство человека и природы несут в себе важные идеи мироустройства:

1) окружающий нас мир - живой.

2) все имеют право на собственную жизнь.

3) разделение добра и зла и победа добра.

4) всё самое ценное даётся через испытание, а что далось даром быстро теряется.

5) вокруг много помощников.

Дидактические сказки - они создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. В роли героев - цифры, буквы. В них раскрывается смысл и важность определённых знаний.

Психологические сказки - создаются для мягкого влияния на поведения ребёнка. Коррекционный смысл их в том, что происходит замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснения ребёнку смысла происходящего. Их создают сами психологи.

Психотерапевтические - это сказки врачующие душу, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий, помогающий увидеть жизнь с другой, скрытой стороны. Многие из них посвящены проблемам жизни и смерти и т.д.

Медитативные - они создаются для снятия психо-эмоционального напряжения для накопления положительного опыта, положительных моделей взаимоотношений и т.д. В них нет конфликтов и злых героев. 1 вид. Они строятся по типу путешествия. И 2 вид сказки в которых отражены идеальные отношения между родителями и т.д.

Игротерапия - это использование игры для коррекции тех или иных выражения «Я». В дошкольном возрасте это направление занимает одно из ведущих средств, поскольку игра в данном возрасте является ведущим видом деятельности. Игротерапия - индивидуальная, - коллективная, - директивная - взрослый руководит игрой. Педагог выступает в качестве организатора и транслятора её символического значения, - не директивная - спонтанные игры самих детей Ролевая гимнастика. Уже в 3-4 года дети осваивают ролевые действия: походить как кошка, помяукать и т.д. Пальчиковые игры. Происходит обучение элементарной техники, выразительных движений, управление своим телом. 5-6 лет используют ролевые образцы т.е. ребёнок полностью принимает роль сказочных героев, животных, неодушевлённых предметов. При этом он использует голос, мимика, жесты, движения.

Психодрама (см. Приложение 4) - это разыгрывание по ролям каких либо сюжетов.

Пальчиковая драматизация - разыгрывание сюжетов с помощью пальцев.

Игры направленные на развитие произвольности - умение управлять собой. Дети знакомятся с понятием «Сила», «Воля», хозяин своих чувств. Самоконтроль - догонялки, соревнования - эстафета.

Игры на развитие коммуникативных навыков. Они обучают умению сотрудничать, развивают вербальные и невербальные средства общения и т.д.

Игры на развитие воображения и творческого мышления.

Музыкотерапия. Это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде. Исследования воздействия музыки выявили, что классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику. Все виды роковой музыки действуют угнетающе. Резко уменьшают объём памяти, внимания. В мозгу образуются вспышки, аналогичные приступам эпилепсии. Низкие звуки - стабилизируют психику. Высокие звуки - дестабилизируют психику. Сейчас активно начинают применять колоколотерапию. Сегодня разработаны целые пакеты программ, в которых подобраны определённые музыкальные произведения для лечения болезней. «Музыка гармонии» Гайден - хорошее чувства и др.

Возможности музыкотерапии.

а) Активизировать ребёнка, поднять настроение.

б) Улучшения эмоционального настроения.

в) Мышечная релаксация.

г) Успокоение.

д) Обогащение эмоционального мира.

Формы использования музыкотерапии.

а) На занятии в качестве фона.

б) При засыпании.

в) Для выплеска энергии.

Самостоятельные упражнения с музыкальными инструментами - выразить свои чувства, музыку радости, музыка страха.

Арт-терапия - лечение искусством. Искусство всегда являлось для людей источником наслаждения и удовольствия. Методика арт-терапии базируется на убеждении. Что внутреннее «Я» человека отражается в его рисунках всякий раз, когда он об этом не думает, т.е. рисует спонтанно. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов: страхи, внутренние конфликты, сны и т.д.

Заключение

Семья – это главный институт воспитания ребенка, поскольку в ней он находится в течение значительной части своей жизни. Именно в семье закладываются характер и личность ребенка.

Неполная семья представляет собой группу ближайших родственников, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими детьми несовершеннолетнего возраста. На сегодняшний день распад семьи является острой проблемой современного общества. Статистические данные показывают, что в последнее время численность детей дошкольного возраста, воспитываемых в неполных семьях, где воспитателем является мать, резко увеличилась. Практика показывает, что жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Помимо материальных трудностей, которые постоянно присутствуют в неполных семьях, одинокие матери не в состоянии одновременно реализовать материнскую и отцовскую позиции. Такие условия жизни ребенка влияют на личностное его развитие.

Исследование показало, что дети, воспитываемые в неполных семьях, сталкиваются с рядом психологических трудностей и проявляют в своем поведении ряд особенностей.

Прежде всего, это связано с тем, что родители-одиночки вынуждены взять на себя заботы по материальному обеспечению детей, и время на общение не остается. Многие проблемы возникают в случае конфликтного распада семьи. Зачастую родители используют детей как оружие в борьбе с бывшими супругами, что может привести к серьезным нарушениям в развитии личности ребенка.

Дети, воспитывающиеся в неполных семьях, зачастую нуждаются в поддержке и коррекции. В современной психологической практике существует ряд возможностей для терапевтической и коррекционной работы, таких, как арттерапия, игротерапия, сказкотерапия, танцевальная и двигательная терапия. Эти приёмы позволяют  в естественной для ребенка среде организовать коррекцию эмоциональных и социальных трудностей.


Список литературы

  1.  Альманах психологических тестов. - М.: «КСП», 1996. - 400 с.
  2.  Детская практическая психология: Учебник/ Под. ред Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2005. - 225 с.
  3.  Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. - М.: Просвещение, 1986.
  4.  Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2001. 384 с.
  5.  Козлова, С.А. Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру. - М.: «Линка - пресс», 2000. - 224 с.
  6.  Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 - 7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 208 с.
  7.  Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярослааль: Академия развития, 1996. - 208 с.
  8.  Кудрина, Г.Я. Диагностические методы обследования детей. - Иркутск, 1992. - 157 с.
  9.  Мудрик, А.В. Социальная педагогика.// А.В. Мудрик, // под ред. В.А. Сластенина.-М. –Академия, 2000.-192 с.
  10.  Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. - 7-е изд. Стереотип. - М.: Изд. Центр «Академия» 2003. - 456 с.
  11.  Мухина, В.С. Детская психология: Учеб. Для студ-в пед. институтов/ Под ред. Л.А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение. 1985. - 272 с.
  12.  Николаева, Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье.// Я.Г. Николаева.- М., Владос, 2006.-159 с.
  13.  Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 448 с.
  14.  Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: Т.Ц. «Сфера», 1997. - 528 с.
  15.  Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. - М.: Академия. 2001. - 224 с.
  16.  Психология. Словарь /Под. Общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат. 1990. - 461 с.
  17.  Смирнова, Е.О. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье / Е.О. Смирнова, B.C. Собкин // Вопр. психол. 1999. №6. C.18−28.
  18.  Сохранная, Н.А. Работа с неполными семьями.// Н.А. Сохранная.- Минск., Красико-Принт, 2006.-176 с.
  19.  Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Практикум. 4-е изд., доп. и перераб. / Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д., 2003 - 425 с.
  20.  Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи. // В.М. Целуйко — М., Владос, 2003.-272 с.
  21.  Целуйко, Н.А. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье. //Н. А. Целуйко. Мозырь., 2006. – 132 с.


Приложение

Приложение 1. Рисунок семьи

Полная благополучная семья.


Приложение 2.

Полная благополучная семья. Мать несколько склонна к вербальной агрессии, в основном относительно отца. Ребенок ближе к отцу, чем к матери, у матери свой «любимчик» - младший брат.

Приложение 3. Расстановки

Неполная семья. В разводе. Мать (лошадка) противопоставляется остальным членам семьи. Несмотря на то, что ребенок проживает с матерью, он ощущает себя ближе к отцу. Отец ведет «борьбу» со змеей-тещей.

Приложение 4.

Занятие из программы по коррекции психологических затруднений детей из неполных семей

12-е занятие.

1. Игра «В магазине зеркал».

Цель игры: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Упражнение детей в уверенном и послушном поведении.

Ход игры: в магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка (выбирается заранее). Она увидела себя в зеркалах (зеркала - дети) и подумала, что это другие обезьянки. Стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и вес обезьянки топнули ногами. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

2. Гимнастика.

3. Этюд «Очень худой ребенок».

Цель этюда: формирование умения выразить страдание и печаль.

Ход этюда: ведущий объясняет детям: ребенок плохо ест, он стал очень худым и слабым, даже муравей может повалить его с ног. Послушайте:

Это кто там печально идет?

И печальную песню поет?

Муравей пробежал,

Повалил его с ног.

Митя из дома шел, до калитки дошел,

Но дальше идти он не смог!

Он каши, он каши, он каши не ел,

Худел, худел, болел, болел!

И вот он лежит одинок.

Муравей повалил его с ног! (Э. Мошковская)

Воспитатель предлагает детям показать по очереди, какое худое лицо у Мити. Затем дети распределяют между собой роли бабушки, Мити и муравья. Бабушка кормит Митю с ложечки. Митя с отвращением отодвигает от себя ложку. Бабушка кормит, одевает Митю и отправляет его гулять. Звучит песня 3. Левиной «Митя». Мальчик, пошатываясь, идет по направлению к калитке (специально поставленный стул). Навстречу ему выбегает муравей и трогает его усиком (пальцем) - Митя падает (приседает).

4. Игра «Три характера».

Цель игры: сопоставление различных характеров, коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Ход игры: дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского: «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; вместе с воспитателем дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с хорошим настроением ревушки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а остальные дети должны догадаться по мимике и жестам, какая девочка кого изображает.

Если в группе мало девочек, то злюку и плаксу изображают мальчики.

5. «Хоровод».

Воспитатель предлагает детям: «Хватит играть со злыми и страшными. Мы-то с вами добрые, веселые и очень дружные ребята. Мы встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. До свидания, мои славные, добрые, смелые, честные, дружные ребята. Мы обязательно с вами еще встретимся и поиграем в веселые игры».

Дети водят хоровод под музыку польки из кинофильма «Золушка» (или любую другую музыку):

Станьте, дети, станьте в круг,

Станьте в круг, станьте в круг.

Я твой друг и ты мой друг,

Самый добрый друг.

Ля-ля-ля…

Приложение 5.

Сказкотерапия с элементами двигательной терапии

Серая звездочка

Жила – была на свете жаба, неуклюжая и некрасивая.  Но, к счастью, она не знала о том, что такая некрасивая, ни о том, что она жаба (лягушка). Жила она в саду, и ее очень любили и деревья, и кусты, и цветы.

Когда она в первый раз пришла в сад, цветы спросили, как ее зовут. А жаба этого не знала. Цветы обрадовались и решили сами выбрать для нее имя. Можжевеловый куст склонил свои веточки, прислушался к их разговору, зашуршал ими, закачался и сказал: раз ее глаза сияют, как солнышко, значит, и называть ее солнышком (веточка).

Но тут прилетела маленькая пчелка и пообещала придумать что-нибудь поинтереснее (пчелка). Собрала нектар и улетела в улей – думать. Проползала мимо ящерица (а вы знаете, что жабы и ящерицы – дальние родственники) и сказала, что ее родственница не любит солнца и гуляет ночью (ящерица). Тогда цветы решили дать жабе ночное имя – «Звездочка».  А так, как она была серая, то и назвали ее «Серая Звездочка». Цветы ее очень любили. Ведь при ее виде прожорливые жуки разбегались в разные стороны. А маленький паучок, который тоже помогал цветам и ловил жуков в свои сети, сказал, что они очень похожи, оба серые (паучок).

Однажды на колокольчик напали гусеницы, они ползли по нежным стебелькам, грызли листочки и задирали вверх головки, хвастаясь друг перед другом (гусеница). Конечно же, Серая Звездочка быстро с ним покончила,  и колокольчик вновь весело зазвенел. Услышала про эти события старая змея. Она давно жила на свете, но не слышала, чтобы жаба дружила с цветами. Приползла она в  сад, подняла голову и стала смотреть и слушать (змея). А потом спокойно в свой лес уползла – поняла, что в этом саду все в порядке. Даже позавидовала Серой Звездочке – ведь ее саму никто так не любил.

Но было одно существ, которое ненавидело Серую Звездочку, хотя та никого не обижала. Это была очень красивая бабочка, которая считала, что цветы должны любить только ее – она ведь такая красивая (бабочка).  Решила она погубить Серую Звездочку. Увидела как-то мальчика с палкой и начала вокруг него летать. Она хотела, чтобы мальчик, гоняясь за ней, увидел жабу и убил ее палкой. Мальчик был глупый, замахал палкой и закричал:

-  Бей противную жабу! (маятник).

Но в жабу он не попал, так как куст розы закрыл ее ветками. Серая Звездочка очень переживала, что оказалась противной жабой, но цветы стали ласково называть ее Звездочкой, и она успокоилась. Ведь в самом деле: если ты все делаешь хорошо, то совсем неважно, что скажет о тебе какой-то глупый мальчишка.

PAGE   \* MERGEFORMAT2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70029. Правовая природа монополий. Виды монополий по российскому праву 14.5 KB
  Что касается сугубо юридической стороны дела то в действующем законодательстве отсутствует легальное определение понятия монополия. Монополия может возникнуть на рынке в силу различных обстоятельств исходя из которых обычно выделяются три основных типа монополий...
70030. Основные методологические принципы эмпирической науки 18.58 KB
  Часто призывают строить естественные классификации полагая что такая классификация определяется природой изучаемых явлений. Более-менее заменяет представление о естественности требование чтобы классификации были или теоретически или прагматически осмыслены.
70031. Построение и уравнивание маршрутной и блочной фототриангуляции по методу связок 117.5 KB
  При построении сети фототриангуляции методом связок для каждого изображения точки (определяемой и опорной), измеренного на снимке составляются уравнения коллинеарности...
70032. Система конкурентного права. Правовая природа отношений, складывающихся в сфере конкуренции 21.5 KB
  Конкурентное право как отрасль законодательства характеризуется конкретным предметом правового регулирования который по экономическому содержанию распадается на две группы отношений: отношения связанные с конкуренцией; 2 отношения в сфере монополий.
70034. Оптимальное распределение потоков мощности в замкнутых контурах электрической сети 62.65 KB
  Параметры режима Z делятся на независимые Y и зависимые X. Число уравнений установившегося режима 2n равно числу зависимых параметров режима Х комплексных напряжений в узлах. Общее число параметров режима Z m входящих в уравнение больше 2n – числа этих уравнений.
70035. Софісти 39 KB
  Увагу софістів перенесено із Космосу природи на проблеми людини суспільства знання. Сократ як і дехто з софістів досліджував проблему людини розглядаючи її як істоту моральну. Сократ стверджував що природа вищий у порівнянні з людиною світ непізнанна а пізнати можна...