85202

Распад СССР и оформление государственного суверенитета Республики Беларусь

Доклад

История и СИД

Собственностью республики объявлялись предприятия организации и учреждения союзного подчинения размещенные на ее территории. было принято решение об изменении символики республики и переименовании Белорусской Советской Социалистической Республики в ldquo;Республику Беларусьrdquo; или ldquo;Беларусьrdquo;. в Министерстве юстиции Республики было зарегистрировано 34 пол партии.

Русский

2015-03-23

32.92 KB

8 чел.

Распад СССР и оформление государственного суверенитета Республики Беларусь.

25 августа сессия Верховного Совета БССР приняла Закон “О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете БССР” и постановление “Об обеспечении-и политической и эк самостоятельности белорусской ССР”. Собственностью республики объявлялись предприятия, организации и учреждения союзного подчинения, размещенные на ее территории. 19 сентября 1991 г. было принято решение об изменении символики республики и переименовании Белорусской Советской Социалистической Республики в “Республику Беларусь” или “Беларусь”.

8 декабря 1991 г. руководители России (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Беларуси (С. Шушкевич), в Вискулях в Беловеж пуще подписали Соглашение об образовании СНГ. В Соглашении констатировалось, что Союз ССР как субъект международного права прекращает свое суще-е. В столице Беларуси расположились координирующие органы СНГ. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате состоялась встреча делегаций 11 республик, на которой была принята Декларация, провозгласившая, что с образованием СНГ Сов Союз прекращает свое существование. 25 дек Президент СССР М. Горбачев ушел в отставку.

После объявления независимости, республика вступила в новый этап своего развития. Началось формирование органов управления. Союзно-республиканские министерства и комитеты преобразовывались в государственные органы РБ. Комитет госбезопасности стал подчиняться Верховному Совету, а пограничные войска – Совету Министров РБ. Бел военный округ ликвидировался, все его части и подразделения перешли в подчинение Мин обороны РБ. Проводилась работа по уточнению границ Беларуси с Литвой и Латвией.

В пер пол 90-х гг. в Бел шел процесс активного становления многопартийной системы. В конце 1985 г. в Министерстве юстиции Республики было зарегистрировано 34 пол партии. Обновлялось профсоюзное движение. В октябре 1990 г. состоялся первый съезд Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ).

14 марта 1994 г. была принята Конституция РБ. В ней юридически закреплялся суверенитет республики, достигнутые демократические преобразования, права и свободы граждан. Конституцией вводилась должность Президента как руководителя г-ва и исполнительной власти. Первым Президентом РБ 10 июля 1994 г. был избран А.Г. Лукашенко.

14 мая 1995 г. вместе с выборами в Верх Совет состоялся республиканский референдум. Итоги голосования по каждому вопросу, вынесенному на референдум, свидетельствовали о полной поддержке народом нового правительства. За придание рус языку равного статуса с бел, утверждение новых Гос флага и Гос герба РБ, интеграцию с РФ, необходимость внесения изменений в Конституцию, предусматривающих возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом РБ в случае систематического и грубого нарушения Конституции проголосовало около большинство избирателей.

Летом – осенью 1996 г. обострился конфликт из-за разделения властных полномочий между Президентом и Верховным Советом республики. 24 ноября 1996 г. состоялся второй республиканский референдум. За принятие Конституции РБ 1994 г. с изменениями и дополнениями проголосовано большинство граждан. Избиратели высказались также против свободной, без ограничений купли-продажи земли, против отмены смертной казни.

Согласно Новой редакции Конституции Президент является руководителем государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Руководителем исполнит власти является Премьер-министр Правительства.

48.Эволюция общественно-политической системы Республики Беларусь в 1990-х - 2012 г.

Вся законодательная власть суверенного белорусского г-ва фактически принадлежала Верховному Совету, а исполнительная – правительству. Начался процесс формирования собственных органов власти, институтов и атрибутов независимого гос-ва.

Изменения произошли в системе органов гос-ой власти и управления: в 1991 союзно-республиканское Мин внутренних дел БССР стало республиканским, КГБ БССР также стал республиканским ведомством и перешел в распоряжение Верховного Совета; в 1992 приступило к работе Главное упр-е пограничных войск при Сов Министров РБ; было принято постановление «О таможенной службе РБ», согласно кот был образован гос таможенный комитет РБ. Согласно постановлению «Об образовании Вооруженных Сил РБ» начало действовать Мин-во обороны. Бел объявила себя нейтральной страной и отказалась от яд оружия, воздержалась от вступл в какие-либо военные союзы. Мин-во иностр дел инициировало устан-е дипломатич отношений с США, Герм, Великобр, Фр, Яп, Израилем и т.д.

Важным проявлением суверенитета Бел стало формир-е собств финансовой системы; введены расч. билеты НацБанка РБ, в 1994 стали единств платеж ср-вом на тер Бел.

15 марта 1994 г. Верхов Совет Бел принял новую Конституцию. В соотв с законом властные функции разделялись между Верховным Советом и президентом, кот изб-ся всенародно на 5летний срок и явл-ся главой г-ва. Исполнит власть осущ. Совет Министров во главе с премьер-министром. Беларусь провозглашалась унитарным демокр. соц. гос-вом. Были назначены выборы президента.

Лето94 – Лукашенко.

На референдуме 1996 г. была принята новая Конституция( был создан двухпалатный парламент (Нац Собрание). Он состоит из Совета Республики и Палаты представителей).

2004 добавка к конституции об выбор презид на 3 срок

49.Поиск, становление и реализация социально-экономической модели (1990-е - 2012 г.).

В 1996 г. 1 Всебелорусское народное собрание утвердило предложенные президентом Основные направления социально-эк. развития РБ на 1996-2000 гг. Целью программы стало построение социально ориентированной рыночной экономики, достижение в 2000 г. уровня 1990 г. по важнейшим эк. показателям (стабилизация, эк рост). Приоритетами программы экспорт, жилье, продовольствие.

Осмысление результатов реформы, проводившейся на протяжении 1991-1995 гг., привело к осознанию необходимости приведения в действие глубинных и долговременных механизмов реформирования экономики, направленных на оживление деловой активности, стимул-е науч-технич прогресса, расширение социальной базы преобразований. Следствием этого явились разработка и принятие Осн напр-й соц-эк развития РБ – концептуального документа, определяющего стратегические направления преобразований социально-экономической жизни страны, ее общесистемные условия формирования. Последние создают принципиальные рамки мировоззренческого, идеологического, политического характера для всех аспектов существования и устойчивого развития человека, семьи, общества и государства.

Являясь членом мирового сообщества, Беларусь придерживается принципиальной линии на смену парадигмы общественного прогресса с переходом на новые принципы взаимодействия природы, общества и человека. Высшей целью научно-технического и социально-экономического прогресса должны стать интересы человека, его духовное и физическое здоровье в благоприятной и безопасной окружающей среде. Сегодня уже неприемлемо не только огромное неравенство в благосостоянии различных слоев населения, но и целых стран и народов, отставших на многие десятилетия от развитых стран. Поэтому совместный поиск государствами мира новой цивилизационной стратегии, устраняющей исторически унаследованные диспропорции и угрозы социальной стабильности, новых концепций социальной справедливости, экономической эффективности и экологической защищенности является жизненно необходимым для мирового сообщества.

В контексте решения этой глобальной задачи и идет сегодня формирование белорусской гос-венности. Конституция РБ определяет ее как унитарное демократическое социальное правовое государство. Вся теоретическая и практическая деятельность по строительству нашей гос-венности должна наполнять конституционную формулу реальным идеологическим, политическим, социально-экономическим и правовым содержанием. Это обеспечит условия становления в Беларуси открытого гражданского общества со зрелыми демократическими механизмами защиты прав человека, взаимодействия гражданских структур и государства.

В Основных направлениях в качестве перспективной принята модель социально ориентированной рыночной экономики, которая строится на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и исп-я в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения, социального партнерства.

Социальная ориентация рыночной экономики позволяет, с одной стороны, сохранить социальные завоевания народа, а с другой – исп-ть рыночные механизмы для повышения эфф-ти эк системы, ее восприимчивости к науч-технич прогрессу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17909. Контроль налогообложения доходов физических лиц 66.5 KB
  Тема № 9 Контроль налогообложения доходов физических лиц План Аудит начисления и удержания налога на доходы физических лиц. Контроль в сфере налогообложения доходов физических лиц от предпринимательской деятельности 1. Аудит начисления и удержания...
17910. Плата за специальное использование водных ресурсов 90.5 KB
  Тема № 11 План Основная цель установления платы за ресурсы. Плата за специальное использование водных ресурсов. 3. Лесной доход. 4. Плата за пользование полезными ископаемыми. 5. Сбор за геологоразведовательные работы. Учитывая то что природные ре...
17911. Контроль в сфере имущественного налогообложения 140 KB
  Тема № 12 Контроль в сфере имущественного налогообложения План Налог на имущество юридических лиц Налог на недвижимое имущество физических лиц Налог на имущество переходящее в порядке наследования или дарения. Налог с владельцев транспортных сред
17912. Местные налоги и сборы 42 KB
  Тема № 13 Местные налоги и сборы Состав местных налогов и сборов порядок их установления. Коммунальный налог. Налог с рекламы. Местные сборы в Украине их характеристика. 1. Состав местных налогов и сборов порядок их установления Местн...
17913. Учет налоговых платежей 123 KB
  Лекция №3. Учет налоговых платежей. План. 1. Понятие оперативного учета налогов и сборов поступающих в бюджеты и в государственные целевые фонды 2.Документы на основании которых проводится учет платежей в бюджет. Порядок ведения лицевых счетов плател...
17914. Порядок погашения налогового долга 102.5 KB
  Лекция № 4. Порядок погашения налогового долга. План 1. Понятие налоговой обязанности 22.Возникновение изменение и прекращение налоговой обязанности 5 Исполнение налоговой обязанности 8 Понятие налогового долга 9 Порядок погашения налогового
17915. ВИДЫ ПРОВЕРОК НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ 269.5 KB
  ВИДЫ ПРОВЕРОК НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ План Виды налогового контроля. Программа проверки. Требования к документам проверяющих. Оформление результатов документальной проверки. Порядок изъятия документов. Обжалование действий налоговых органов. ...
17916. Упрощенная система налогообложения. Фиксированный налог с доходов вот предпринимательской деятельности 173.5 KB
  Упрощенная система налогообложения План Единый налог плательщики объект обложения. Условия перехода на упрощенную единую систему налогообложения. Ставки сроки уплаты и порядок учета единого налога СПД малого бизнеса Фиксированный налог...
17917. Таможенная пошлина, сбор 66.5 KB
  Тема № 14 Таможенная пошлина сбор. План Пошлина как источник доходов бюджета. Классификация пошлин их виды. Понятие единого таможенного тарифа. Элементы начисления и уплаты пошлины. Взимание пошлины и порядок перечисления в бюджет. Таможенный сбо...