85202

Распад СССР и оформление государственного суверенитета Республики Беларусь

Доклад

История и СИД

Собственностью республики объявлялись предприятия организации и учреждения союзного подчинения размещенные на ее территории. было принято решение об изменении символики республики и переименовании Белорусской Советской Социалистической Республики в ldquo;Республику Беларусьrdquo; или ldquo;Беларусьrdquo;. в Министерстве юстиции Республики было зарегистрировано 34 пол партии.

Русский

2015-03-23

32.92 KB

12 чел.

Распад СССР и оформление государственного суверенитета Республики Беларусь.

25 августа сессия Верховного Совета БССР приняла Закон “О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете БССР” и постановление “Об обеспечении-и политической и эк самостоятельности белорусской ССР”. Собственностью республики объявлялись предприятия, организации и учреждения союзного подчинения, размещенные на ее территории. 19 сентября 1991 г. было принято решение об изменении символики республики и переименовании Белорусской Советской Социалистической Республики в “Республику Беларусь” или “Беларусь”.

8 декабря 1991 г. руководители России (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Беларуси (С. Шушкевич), в Вискулях в Беловеж пуще подписали Соглашение об образовании СНГ. В Соглашении констатировалось, что Союз ССР как субъект международного права прекращает свое суще-е. В столице Беларуси расположились координирующие органы СНГ. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате состоялась встреча делегаций 11 республик, на которой была принята Декларация, провозгласившая, что с образованием СНГ Сов Союз прекращает свое существование. 25 дек Президент СССР М. Горбачев ушел в отставку.

После объявления независимости, республика вступила в новый этап своего развития. Началось формирование органов управления. Союзно-республиканские министерства и комитеты преобразовывались в государственные органы РБ. Комитет госбезопасности стал подчиняться Верховному Совету, а пограничные войска – Совету Министров РБ. Бел военный округ ликвидировался, все его части и подразделения перешли в подчинение Мин обороны РБ. Проводилась работа по уточнению границ Беларуси с Литвой и Латвией.

В пер пол 90-х гг. в Бел шел процесс активного становления многопартийной системы. В конце 1985 г. в Министерстве юстиции Республики было зарегистрировано 34 пол партии. Обновлялось профсоюзное движение. В октябре 1990 г. состоялся первый съезд Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ).

14 марта 1994 г. была принята Конституция РБ. В ней юридически закреплялся суверенитет республики, достигнутые демократические преобразования, права и свободы граждан. Конституцией вводилась должность Президента как руководителя г-ва и исполнительной власти. Первым Президентом РБ 10 июля 1994 г. был избран А.Г. Лукашенко.

14 мая 1995 г. вместе с выборами в Верх Совет состоялся республиканский референдум. Итоги голосования по каждому вопросу, вынесенному на референдум, свидетельствовали о полной поддержке народом нового правительства. За придание рус языку равного статуса с бел, утверждение новых Гос флага и Гос герба РБ, интеграцию с РФ, необходимость внесения изменений в Конституцию, предусматривающих возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом РБ в случае систематического и грубого нарушения Конституции проголосовало около большинство избирателей.

Летом – осенью 1996 г. обострился конфликт из-за разделения властных полномочий между Президентом и Верховным Советом республики. 24 ноября 1996 г. состоялся второй республиканский референдум. За принятие Конституции РБ 1994 г. с изменениями и дополнениями проголосовано большинство граждан. Избиратели высказались также против свободной, без ограничений купли-продажи земли, против отмены смертной казни.

Согласно Новой редакции Конституции Президент является руководителем государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Руководителем исполнит власти является Премьер-министр Правительства.

48.Эволюция общественно-политической системы Республики Беларусь в 1990-х - 2012 г.

Вся законодательная власть суверенного белорусского г-ва фактически принадлежала Верховному Совету, а исполнительная – правительству. Начался процесс формирования собственных органов власти, институтов и атрибутов независимого гос-ва.

Изменения произошли в системе органов гос-ой власти и управления: в 1991 союзно-республиканское Мин внутренних дел БССР стало республиканским, КГБ БССР также стал республиканским ведомством и перешел в распоряжение Верховного Совета; в 1992 приступило к работе Главное упр-е пограничных войск при Сов Министров РБ; было принято постановление «О таможенной службе РБ», согласно кот был образован гос таможенный комитет РБ. Согласно постановлению «Об образовании Вооруженных Сил РБ» начало действовать Мин-во обороны. Бел объявила себя нейтральной страной и отказалась от яд оружия, воздержалась от вступл в какие-либо военные союзы. Мин-во иностр дел инициировало устан-е дипломатич отношений с США, Герм, Великобр, Фр, Яп, Израилем и т.д.

Важным проявлением суверенитета Бел стало формир-е собств финансовой системы; введены расч. билеты НацБанка РБ, в 1994 стали единств платеж ср-вом на тер Бел.

15 марта 1994 г. Верхов Совет Бел принял новую Конституцию. В соотв с законом властные функции разделялись между Верховным Советом и президентом, кот изб-ся всенародно на 5летний срок и явл-ся главой г-ва. Исполнит власть осущ. Совет Министров во главе с премьер-министром. Беларусь провозглашалась унитарным демокр. соц. гос-вом. Были назначены выборы президента.

Лето94 – Лукашенко.

На референдуме 1996 г. была принята новая Конституция( был создан двухпалатный парламент (Нац Собрание). Он состоит из Совета Республики и Палаты представителей).

2004 добавка к конституции об выбор презид на 3 срок

49.Поиск, становление и реализация социально-экономической модели (1990-е - 2012 г.).

В 1996 г. 1 Всебелорусское народное собрание утвердило предложенные президентом Основные направления социально-эк. развития РБ на 1996-2000 гг. Целью программы стало построение социально ориентированной рыночной экономики, достижение в 2000 г. уровня 1990 г. по важнейшим эк. показателям (стабилизация, эк рост). Приоритетами программы экспорт, жилье, продовольствие.

Осмысление результатов реформы, проводившейся на протяжении 1991-1995 гг., привело к осознанию необходимости приведения в действие глубинных и долговременных механизмов реформирования экономики, направленных на оживление деловой активности, стимул-е науч-технич прогресса, расширение социальной базы преобразований. Следствием этого явились разработка и принятие Осн напр-й соц-эк развития РБ – концептуального документа, определяющего стратегические направления преобразований социально-экономической жизни страны, ее общесистемные условия формирования. Последние создают принципиальные рамки мировоззренческого, идеологического, политического характера для всех аспектов существования и устойчивого развития человека, семьи, общества и государства.

Являясь членом мирового сообщества, Беларусь придерживается принципиальной линии на смену парадигмы общественного прогресса с переходом на новые принципы взаимодействия природы, общества и человека. Высшей целью научно-технического и социально-экономического прогресса должны стать интересы человека, его духовное и физическое здоровье в благоприятной и безопасной окружающей среде. Сегодня уже неприемлемо не только огромное неравенство в благосостоянии различных слоев населения, но и целых стран и народов, отставших на многие десятилетия от развитых стран. Поэтому совместный поиск государствами мира новой цивилизационной стратегии, устраняющей исторически унаследованные диспропорции и угрозы социальной стабильности, новых концепций социальной справедливости, экономической эффективности и экологической защищенности является жизненно необходимым для мирового сообщества.

В контексте решения этой глобальной задачи и идет сегодня формирование белорусской гос-венности. Конституция РБ определяет ее как унитарное демократическое социальное правовое государство. Вся теоретическая и практическая деятельность по строительству нашей гос-венности должна наполнять конституционную формулу реальным идеологическим, политическим, социально-экономическим и правовым содержанием. Это обеспечит условия становления в Беларуси открытого гражданского общества со зрелыми демократическими механизмами защиты прав человека, взаимодействия гражданских структур и государства.

В Основных направлениях в качестве перспективной принята модель социально ориентированной рыночной экономики, которая строится на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и исп-я в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения, социального партнерства.

Социальная ориентация рыночной экономики позволяет, с одной стороны, сохранить социальные завоевания народа, а с другой – исп-ть рыночные механизмы для повышения эфф-ти эк системы, ее восприимчивости к науч-технич прогрессу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53507. Планування вчителя 295.5 KB
  Наприклад якщо порівняти календарне планування розроблене для роботи по підручнику Математика. у посібнику Математика. Математика.
53512. Организация производственного процесса на предприятиях по ремонту подвижного состава 400.26 KB
  Основные принципы и формы рационального построения производственного процесса в пространстве и во времени. Типы производства и их технико-экономическая характеристика. Показатели, определяющие типы производства и пути их улучшения.