85210

Духовная жизнь и культура белорусских земель в IX - первой половине XIII в. Концепции происхождения белорусского этноса

Доклад

История и СИД

Итоги распространения христианства: развитие культуры восточных славян распространение письменности летописание; начало каменному зодчеству; развитие ремесла и торговли с другими странами; создание художественных ценностей. Особенности распространения христианства на Бел: переплетение христианства с языческими обрядами – двухверье; православная церковь приспосабливала языческие верования к своим обрядам и праздникам. с принятием христианства начинается возведение монументальных культовых строений – в середине 11 в.

Русский

2015-03-23

32.19 KB

16 чел.

Духовная жизнь и культура белорусских земель в IX - первой половине XIII в. Концепции происхождения белорусского этноса.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ: В 988г киевский князь Владимир принял христианство, как государственную религию. Появилось духовенство во главе которого стоял метрополит, и ему подчинялись епископы. Вслед за этим христианство приняла высшая знать Полоцка.После официального принятия веры стали создаваться епархии (религиозно-христианские округа). В 992 г. в Полоцке, в 1005 г. – в Турове. Стали открывать церкви и монастыри: в 12 в. около Полоцка Ефросинья Полоцкая основала женский Святого Спаса и мужской Святой Богородицы монастыри; Борисоглебский монастырь. В середине 11 в. был построен Софийский Собор в Полоцке Всеславом Чародеем.

Итоги распространения христианства:

- развитие культуры восточных славян, распространение письменности, летописание;

-начало каменному зодчеству;

-развитие ремесла и торговли с другими странами;

-создание художественных ценностей.

Особенности распространения христианства на Бел: переплетение христианства с языческими обрядами – двухверье; православная церковь приспосабливала языческие верования к своим обрядам и праздникам.

РЕЛИГИОЗНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ДЕЯТЕЛИ:

Ефросинья Полоцкая. Предслава девочкой сбежала в женский монастырь, постриглась в монашки под именем Ефросинья, переписывала церковные книги, основала школу для детей, монастырь, на склоне жизни совершила паломничество в Иерусалим. Во время которого умерла в 1167г. Первая святая.

Кирилл Туровский. Писатель, автор ряда «слов», молитв, повестей, притч. Златоуст.

Климент Смолятич - киевские митрополит, автор «Послание Фоме пресвитеру».

ПИСЬМЕННОСТЬ:

Известие о письменности у восточных славян относится к 10 - началу 11 вв. Это была кириллица. Первые памятники письменности на Беларуси: «Борисовы камни» (4 валуна с надписями) -в русле Западной Двины (12 век), «Рогволодов камень» - возле Орши, деревянный гребень с буквами алфавита – в Бресте, берестяные грамоты в Витебске и Мстиславле – 13 век.

В пп. 11 века началось летописание: в начале 12 в. создана «Повесть временных лет» монахом Нестором. Самая ранняя рукописная книга – Туровское Евангелие (11 в.). Книги писали на пергаменте, сворачивали в свитки, писали и переписывали в монастырях, где были и библиотеки. Вершина литературы – «Слово о полку Игореве».

КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО. ФРЕСКИ:

К концу 10 в. с принятием христианства начинается возведение монументальных культовых строений – в середине 11 в. в Полоцке каменный Софийский Собор (7 куполов, фрески, библиотека, архив, государственная казна; при строительстве использовали плинфу – плоский кирпич). В 12 в. Борисоглебская церковь в Гродно (в стенах были голосники – глиняные горшки для акустики); Спасская церковь Ефросиньевского монастыря, церковь в Витебске, Новогрудке, Турове. В 13 в. оборонительные сооружения, т. к. угроза со стороны крестоносцев и татар: башня Белая Вежа в Каменце (30 метров). Существовали Полоцкая и Гродненская архитектурные школы.

В 11-13 вв. – фресковая живопись. Фреска – водяные краски по свежей штукатурке. Стены Софийского и Спасского Соборов, Витебской, Благовещенской церкви и др. украшены фресками на сюжеты библейских сказаний и с фигурами святых.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ СКУССТВО:

Шедевр – крест Ефросинии Полоцкой, изготовленный в 1161 г. мастером Л.Бокша, 51 см в длину. Из кипарисового дерева. Украшен 21 золотой пластиной с образами святых. Пропал в годы ВОВ, в 90-ые гг. Кузьмич изготовил копию. Находится в Спассо-Ефросиньевском монастыре в Полоцке.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ БОЛОРУСОВ: Процесс формирования белорусской народности занял довольно длительный период и проходил под влиянием различных тенденций. Черты определяющие сущность любой народности: наличие общей территории, самобытность языка, культуры, народных традиций, вероисповедание. Основных концепции: 1. «финская» (нашими предками являлись финно-угорские и славянские племена). 2. «балтская» (балты и славяне). 3. «Кривичско-дреговичско-радимичская» (эти племена). 4. «древнерусская» (по якобы существовавшей древнерусской народности). Известно, что территорию Беларуси во II тыс. до н.э. действительно населяли племена финнов, которых в раннем железном веке сменили балты. Во времена же Великого переселения народов сюда с юга и запада пришли славянские племена, которые создали первые на белорусских землях сообщества кривичей, дреговичей и радимичей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83278. Урок мислення 53 KB
  Мета: Формувати уявлення про значення води як одну з найпоширеніших і незвичайних речовин у природі поглибити уявлення про різні стани води формувати навички самостійного перетворення води вчити експериментувати.
83279. Відтворювання цілого з частин. «Збери картинку», «Шматочок» 145 KB
  Активізувати пізнавальну діяльність учнів; сприяти розвитку пам’яті учнів, уяви, мислення, мови, моторики. Формувати в учнів просторові уявлення, привчати їх до самостійного творчого мислення. Розширювати кругозір, розвивати прагнення бути активним у виконанні колективних творчих вправ.
83280. Осінь щедра, прощавай! 82.5 KB
  Мета: вчити бачити красу рідного краю, милуватися її дарами. Розвивати спостережливість, творчі здібності. Виховувати любов до праці, шанобливе ставлення до хліба, повагу до традицій рідного краю.
83281. Розквітни красою на щастя, на долю, моя Україно 573 KB
  Обладнання: книга - Усний журнал із оформленням сторінок карта України символіка народні символи: кетяги калини барвінок чорнобривці вишиті рушники образ Матері Божої вінок із квітів – символів колоски пшениці дитячі малюнки із краєвидами фотоматеріали міста дитячі журнали Моя країна...
83282. Про доброту і милосердя 51.5 KB
  Ще з давніх часів доброта і милосердя були в традиціях нашого народу. Природним вважалося допомогти знедоленому, нещасному,поділитися шматком хліба, дати притулок бездомному, захистити старість,немічність, скривдженого. Добро виховується в наших душах і серцях старанням і бажанням його творити.
83283. Україно, ти моя молитва… Літературно-музичне свято 56 KB
  Юнак. Україна! Одне тільки слово – і ми входимо у світи сивої, мов жито, історії і барвінкової юності, у світи трагедійного епосу і поетичного відродження, у світи героїчних діянь і неповторної краси. Дівчина. Україно! Про тебе сиві кобзарі співали, що ти обездолена чайка-небога...
83284. Україна – наш спільний дім 317 KB
  Мета: Узагальнити та систематизувати знання учнів про Україну її історію державні та народні символи. На уроках ви співали пісні й декламували вірші знайомились з державною символікою знаходили на карті її ріки міста і гори засвоювали мову звичаї і традиції читали оповідання з історії.
83285. Україна та її історія на уроках зарубіжної літератури 121.5 KB
  Мета: Поглибити знання учнів про життя і творчість зарубіжних письменників, пов’язаних з Україною, її історією та культурою; сприяти творчо – асоціативній діяльності, розвивати дослідницькі та комунікативні навички.
83286. Вірю в майбутнє твоє, Украіно! 49 KB
  А я вважаю, що кожен народ має право на самобутність, свою мову, свою культуру. І той, хто не поважає свою мову, свій народ,- той не поважає,перш за все,себе. Хіба англійці соромляться своєї мови, а французи говорять китайською? Хіба ми гірші за інші народи?