85210

Духовная жизнь и культура белорусских земель в IX - первой половине XIII в. Концепции происхождения белорусского этноса

Доклад

История и СИД

Итоги распространения христианства: развитие культуры восточных славян распространение письменности летописание; начало каменному зодчеству; развитие ремесла и торговли с другими странами; создание художественных ценностей. Особенности распространения христианства на Бел: переплетение христианства с языческими обрядами двухверье; православная церковь приспосабливала языческие верования к своим обрядам и праздникам. с принятием христианства начинается возведение монументальных культовых строений в середине 11 в.

Русский

2015-03-23

32.19 KB

24 чел.

Духовная жизнь и культура белорусских земель в IX - первой половине XIII в. Концепции происхождения белорусского этноса.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ: В 988г киевский князь Владимир принял христианство, как государственную религию. Появилось духовенство во главе которого стоял метрополит, и ему подчинялись епископы. Вслед за этим христианство приняла высшая знать Полоцка.После официального принятия веры стали создаваться епархии (религиозно-христианские округа). В 992 г. в Полоцке, в 1005 г. – в Турове. Стали открывать церкви и монастыри: в 12 в. около Полоцка Ефросинья Полоцкая основала женский Святого Спаса и мужской Святой Богородицы монастыри; Борисоглебский монастырь. В середине 11 в. был построен Софийский Собор в Полоцке Всеславом Чародеем.

Итоги распространения христианства:

- развитие культуры восточных славян, распространение письменности, летописание;

-начало каменному зодчеству;

-развитие ремесла и торговли с другими странами;

-создание художественных ценностей.

Особенности распространения христианства на Бел: переплетение христианства с языческими обрядами – двухверье; православная церковь приспосабливала языческие верования к своим обрядам и праздникам.

РЕЛИГИОЗНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ДЕЯТЕЛИ:

Ефросинья Полоцкая. Предслава девочкой сбежала в женский монастырь, постриглась в монашки под именем Ефросинья, переписывала церковные книги, основала школу для детей, монастырь, на склоне жизни совершила паломничество в Иерусалим. Во время которого умерла в 1167г. Первая святая.

Кирилл Туровский. Писатель, автор ряда «слов», молитв, повестей, притч. Златоуст.

Климент Смолятич - киевские митрополит, автор «Послание Фоме пресвитеру».

ПИСЬМЕННОСТЬ:

Известие о письменности у восточных славян относится к 10 - началу 11 вв. Это была кириллица. Первые памятники письменности на Беларуси: «Борисовы камни» (4 валуна с надписями) -в русле Западной Двины (12 век), «Рогволодов камень» - возле Орши, деревянный гребень с буквами алфавита – в Бресте, берестяные грамоты в Витебске и Мстиславле – 13 век.

В пп. 11 века началось летописание: в начале 12 в. создана «Повесть временных лет» монахом Нестором. Самая ранняя рукописная книга – Туровское Евангелие (11 в.). Книги писали на пергаменте, сворачивали в свитки, писали и переписывали в монастырях, где были и библиотеки. Вершина литературы – «Слово о полку Игореве».

КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО. ФРЕСКИ:

К концу 10 в. с принятием христианства начинается возведение монументальных культовых строений – в середине 11 в. в Полоцке каменный Софийский Собор (7 куполов, фрески, библиотека, архив, государственная казна; при строительстве использовали плинфу – плоский кирпич). В 12 в. Борисоглебская церковь в Гродно (в стенах были голосники – глиняные горшки для акустики); Спасская церковь Ефросиньевского монастыря, церковь в Витебске, Новогрудке, Турове. В 13 в. оборонительные сооружения, т. к. угроза со стороны крестоносцев и татар: башня Белая Вежа в Каменце (30 метров). Существовали Полоцкая и Гродненская архитектурные школы.

В 11-13 вв. – фресковая живопись. Фреска – водяные краски по свежей штукатурке. Стены Софийского и Спасского Соборов, Витебской, Благовещенской церкви и др. украшены фресками на сюжеты библейских сказаний и с фигурами святых.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ СКУССТВО:

Шедевр – крест Ефросинии Полоцкой, изготовленный в 1161 г. мастером Л.Бокша, 51 см в длину. Из кипарисового дерева. Украшен 21 золотой пластиной с образами святых. Пропал в годы ВОВ, в 90-ые гг. Кузьмич изготовил копию. Находится в Спассо-Ефросиньевском монастыре в Полоцке.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ БОЛОРУСОВ: Процесс формирования белорусской народности занял довольно длительный период и проходил под влиянием различных тенденций. Черты определяющие сущность любой народности: наличие общей территории, самобытность языка, культуры, народных традиций, вероисповедание. Основных концепции: 1. «финская» (нашими предками являлись финно-угорские и славянские племена). 2. «балтская» (балты и славяне). 3. «Кривичско-дреговичско-радимичская» (эти племена). 4. «древнерусская» (по якобы существовавшей древнерусской народности). Известно, что территорию Беларуси во II тыс. до н.э. действительно населяли племена финнов, которых в раннем железном веке сменили балты. Во времена же Великого переселения народов сюда с юга и запада пришли славянские племена, которые создали первые на белорусских землях сообщества кривичей, дреговичей и радимичей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23503. Контрольная работа по синтаксису 51.5 KB
  До самой последней страницы нельзя было догадаться кто убил этого несчастного пасечника. 2 Кто убил этого несчастного пасечника. Расширенная схема: N1Obj ØPraed у когоSubj Кто убил этого несчастного пасечника. Индикатив прошедшего времени Кто убил этого несчастного пасечника.
23504. Переход е в о в современном русском языке 42.5 KB
  1960 Переход е в о в современном русском языке Из истории русского языка известен закон о переходе не начального е в о. По силе этого закона в нашем современном русском языке мы имеем в соответствии с старшим е под ударением как из исконного е так и из образовавшегося из еря гласный о если далее следует твердый согласный. В положении перед ч щ как согласными звучащими только мягко в современном литературном языке перехода е в о не должно быть. Перед согласным ц в литературном языке известным только в твердом виде но некогда...
23505. Сочетание чн в русском языке 33 KB
  1960 Сочетание чн в русском языке Согласно с историей русского языка звукосочетание чн в русском языке нового исторической поры происхождения. Исчезновение редуцированных между двумя согласными не в позициях абсолютного конца и абсолютного конца слова вызвало появление в русском языке впервые рядов новых групп согласных таких которые до этой поры в языке не существовали. Теоретически можно ожидать троякой возможной судьбы сочетания чн в языке: А это сочетание сохраняется в языке; Б в результате редукции взрывной части трифтонга из него...
23508. Фразеологизмы новозаветного происхождения в современном русском языке 982.5 KB
  Курск 1998 [1] Введение [2] Глава I [3] Краткие сведения по некоторым теоретическим вопросам фразеологии русского языка. [5] Новозаветные по происхождению фразеологизмы как элемент фразеологической системы русского языка [5. Библейская фразеология и проблемы культуры речи [10] Заключение [11] Список использованной литературы [12] Приложение № 1 Введение О фразеологии написано множество статей книг диссертаций а интерес к этой области языка не иссякает ни у исследователей ни у тех кто просто неравнодушен к слову.
23509. ОБ ОСНОВНЫХ ТИПАХ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 159 KB
  Шахматов в своем Синтаксисе русского языка настойчиво подчеркивал чрезвычайную важность вопроса о неразложимых сочетаниях слов не только для лексикологии resp. Под разложением словосочетания писал А. Между тем подобное разложение для некоторых словосочетаний оказывается невозможным. В неразложимых словосочетаниях связь компонентов может быть объяснена с исторической точки зрения но она непонятна немотивирована с точки зрения живой системы современных грамматических отношений.
23510. СТИЛЬ ПИКОВОЙ ДАМЫ 430.5 KB
  ВИНОГРАДОВ СТИЛЬ ПИКОВОЙ ДАМЫ Пушкинский стиль пушкинская манера лирического выражения и повествования почти не описаны и не исследованы. Современнее и резче всего пушкинская манера повествования обозначилась в структуре Пиковой Дамы. Сюжет Пиковой Дамы и профессиональноигрецкие анекдоты В Пиковой Даме семантическое многообразие доведено до предела. Игра в фараон в Пиковой Даме не столько тема авторского повествования сколько тема разговора между персонажами.
23511. Смысл: семь дихотомических признаков 93.5 KB
  Новиков Смысл: семь дихотомических признаков Смысл относится к тем загадочным явлениям которые считаются как бы общеизвестными поскольку постоянно фигурируют как в научном так и обыденном общении. Иногда допускается что смысл принадлежит к тем наиболее общим категориям которые не подлежат определению и должны восприниматься как некоторая данность. В настоящее время в связи с необходимостью решения целого ряда актуальных задач как теоретического так и прикладного характера где понятие смысла играет ключевое значение требуются...