85212

Социально-экономическое развитие белорусских земель в период ВКЛ

Доклад

История и СИД

Категории крестьян в зависимости от повинности: тяглые панщина осадники чинш огородники бывшие слуги слуги занимали привилегированное положение и выполняли разные специальные работы. По степени зависимости крестьяне делились на похожих имели право уйти от феодала и непохожих челядь невольная домашние рабы которые не имели земельных наделов. Юридически закрепощение крестьян в 5 документах: 1447г Привилей Казимира феодалы получают право на суд над крестьянами 1529г. – Статут ВКЛ вводится 10тилетний срок поиска...

Русский

2015-03-23

32.38 KB

5 чел.

Социально-экономическое развитие белорусских земель в период ВКЛ.

Белорусский регион в составе ВКЛ имел высокий уровень развития. Причины: освоенные с/х-угодья, развитые города, пересечения торговых путей, устойчивые связи с западноевропейскими странами, избежание опустошения земли монголо-татарами и крестоносцами. Экономика ВКЛ оставалась феодальной и носила аграрный характер. Основным занятием было земледелие, связанное с животноводством. Главным собственником земли считался великий князь. Категории крестьян (в зависимости от повинности): тяглые (панщина), осадники (чинш), огородники (бывшие слуги), слуги (занимали привилегированное положение и выполняли разные специальные работы). По степени зависимости крестьяне делились на «похожих» (имели право уйти от феодала) и «непохожих», челядь невольная (домашние рабы, которые не имели земельных наделов).

Юридически закрепощение крестьян в 5 документах:

1447г - Привилей Казимира - феодалы получают право на суд над крестьянами

1529г. – Статут ВКЛ - вводится 10-тилетний срок поиска беглых крестьян

1557г. – Устава на волоки (Сигизмунд Август) - крестьяне закреплялись за определенным земельным наделом, волока: 19,5 десятины, или в современном исчислении 21,3 га

1566г. – Второй Статут – подтверждён 10-тилетний срок поиска беглых крестьян

1588г. – Третий Статут – 20-тилетний срок поиска беглых крестьян. Крестьяне потеряли право перехода от одного феодала к другому.

Важную роль в подъёме с/х сыграла аграрная реформа 1557г. (реформа Сигизмунда II Августа или волочная помера). Причины: -рост государственных расходов ВКЛ, недостаток средств в казне; -рост потребностей двора; - увеличение спроса на с/х продукцию. 1 апреля 1557г. – подписана «Устава на волоки». Сущность реформы – изменение системы налогообложения. Цель реформы – увеличение доходов государства путём изменения и совершенствования поземельных отношений. Земли делились на волоки. Лучшие волоки отводились под великокняжеские фольварки, остальные раздавались крестьянам в подворное пользование. Соотношение фольварочной и крестьянской земли было 1:7. (Пользователи 7 крестьянских волок обрабатывали одну фольварочную.) Кроме барщины крестьяне платили продуктовую и денежную ренту(чинш). Крестьяне недовольны реформой, т. к. ограничивалась их свобода и возрастали повинности. Результаты реформы: - рост доходов казны и феодалов;

- закрепощение крестьян; - развитие товарно-денежных отношений; - оформление сословий шляхты, мещан, крестьян, духовенства с их правами и обязанностями; - разрушение на западе и в центре общины и введение подворного землепользования в этих регионах; - поземельное налогообложение; - увеличение производительности с/х-ого труда и введение трёхполья. Получили дальнейшее развитие ремесло и торговля, росли города и местечки.

С 16 в. города становятся торговыми и административными центрами. Основные занятия горожан – ремесло и торговля. Городское ремесло в 15-16 вв. приобретает черты торгового производства. Этому содействовало складывание цеховой организации городских ремесленников. Развитие торговли способствовало развитию товарно-денежных отношений. Наиболее распространённые денежные монеты – пражские гроши, положившие начало национальной денежной системы ВКЛ. По мере превращения городов в торгово-ремесленные центры усиливается стремление горожан к получению привилегий и прав. Первым магдебурское право получило Вильно 1387г., затем Брест 1390 г. Магдебурское право обеспечивало городам самоуправление, судебный иммунитет, налоговые льготы, право владения землёй, льготы ремесленной и торговой деятельности, освобождало от воинской повинности. Выборный орган самоуправления – магистрат.

Т. О. экономическое развитие белорусских земель в 15 -16 вв. было интенсивным. Рост ремесла, торговли и городов стал одним из важнейших факторов экономического развития.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80599. Пригадайте, поміркуйте. Підсумковий урок по темі «Шевченкове слово» 36 KB
  Мета: систематизувати і узагальнити знання учнів з теми; розширити знання з теми Шевченко-художник; ознайомити із творчістю землячки народної художниці Катерини Білокур; вчити учнів порівнювати; виховувати любов до рідної землі до прекрасного. Знайомство з творчістю народної художниці Катерини Білокур.
80600. Интегрированный урок по математике и природоведению в 3 классе «Путешествие с Капитошкой» 75.5 KB
  Иллюстрации с изображением моря реки озера круговорота аквариума; карточки с заданиями; рисунки облаков со словами; Капитошка магнитофон с записью шума воды. Вы согласны Как вы думаете почему ее так зовут Откуда она к нам пришла Из морей океанов А на планете Земля чего больше воды или суши...
80601. Урок позакласного читання «Поетичні акварелі». Навчаємось писати вірші 53.5 KB
  Мета. Ввести учнів у світ поезії відомих українських поетів Тараса Шевченка, Лесі Українки, Анатолія Костецького; дати можливість самим учням спробувати себе у віршотворенні, навчити підбирати найвдалішу риму до слова, вчити дітей виразно читати поетичні твори, зв’язано висловлювати...
80602. Об’єми геометричних тіл. Вимірювання об’єму прямокутного паралелепіпеда і піраміди 46.5 KB
  Мета: Вивести формулу обчислення об’єму прямокутного паралелепіпеда. На конкретному прикладі показати відношення об’ємів прямокутного паралелепіпеда і піраміди. Розвивати логічне мислення, уміння застосовувати набуті знання на практиці.
80603. Домашні обереги 45.5 KB
  Розвивати увагу зв’язне мовлення; виховувати любов і шану до українських традицій до батьків до хліба. Обладнання: святково прибраний клас вишиті рушники хліб і сіль пиріжки вислови про хліб ноутбук. Але слово виспіване мамаю в колисковій повертає до рідного дому якого не можна зрадити як не можна зрадити...
80604. Добавление в случае нескольких слагаемых 80 KB
  Цель: ознакомить учащихся с разными способами вычисления значений выражений в случае нескольких слагаемых; формировать навыки устного счёта; закрепить умение письменного сложения многозначных чисел; совершенствовать умение решать составные задачи; развивать внимание, логическое мышление...
80605. Ми разом. We are Together 41 KB
  I am glad to see you, too! Thank you, sit down. The topic of our lesson is We are Together. Today we are going to remember and repeat everything we know and I’ll represent you English ABC. Тема нашого уроку «Ми разом».
80606. Закрепление вычислительных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 1000. Составление формулы здоровья 53 KB
  Цель: закрепить изученные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел в пределах 1000 умение решать составные задачи простые и составные уравнения; развивать логическое мышление внимание; заботиться и оберегать своё здоровье.
80607. Поняття про числівник як частину мови 42.5 KB
  Консультанти знайомлять учнів з темами підготовленими вдома група: Кількісні числівники. група: Порядкові числівники. група: Прості і складні числівники. З якою частиною мови ми познайомилися Що означає числівник На які питання відповідає Які бувають числівники...