85224

Профориентация выпускников средних школ средствами социально-культурной деятельности

Дипломная

Педагогика и дидактика

В последнее время всё чаще возникает проблема безынициативности и отсутствия мотивации у вступивших во взрослую жизнь индивидов. Это чревато низким качеством труда и производимых благ. Люди всё чаще работают не по своей специальности, не развиваются и зачастую не любят свою работу.

Русский

2015-03-24

1.25 MB

10 чел.

Министерство культуры Российской Федерации

Санкт-петербургский Университет Культуры и Искусств

Факультет социально-культурных технологий

Кафедра социально-культурной деятельности

«Профориентация выпускников средних школ средствами социально-культурной деятельности»

Выполнила:

Мельникова Ксения Николаевна

Группа 30402

Научный руководитель: к. п. н., доцент 

Полагутина Людмила Викторовна





Санкт-Петербург

2014 г.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3

Глава 1 . Теоретические основы профориентации выпускников средних

школ средствами  социально-культурной деятельности........................................7

1.1 Профориентационный выбор как педагогическая проблема …......................7

1.2 Психолого-педагогические особенности профориентационной работы с выпускниками средних школ..….............................................................................13

1.3 Потенциал социально-культурной деятельности в профориентации старшеклассников.....................................................................................................18

Выводы по 1 главе.....................................................................................................26

Глава 2
. Методика профориентации выпускников средних школ средствами социально-культурной деятельности……………………………………………27
2.1 Анализ профорориентационной деятельности Культурного центра
«Каскад»............................................................................................................27

2.2 Рекомендации по организации профориентационной деятельности выпускников средних школ в Культурном центре «Каскад»................................38

Выводы по 2 главе....................................................................................................42

Заключение................................................................................................................43

Список использованной литературы......................................................................44


Введение

Актуальность:

В последнее время всё чаще возникает проблема безынициативности и отсутствия мотивации у вступивших во взрослую жизнь индивидов. Это чревато низким качеством труда и производимых благ. Люди всё чаще работают не по своей специальности, не развиваются и зачастую не любят свою работу. Это главным образом отражается на их настроении и как следствие, - здоровье. Поэтому стоит уделить особое внимание такой важной вещи как выбор профессии. Ведь именно это в дальнейшем влияет на все аспекты человеческой жизни, начиная с материальных, в виде благосостояния и обеспеченности, и заканчивая социальным статусом и культурным развитием.

Считается, что профессиональная ориентация учащихся была и остаётся значительной задачей школы. Что в теории является достаточно грамотным и продуманным подходом к данной цели, но степень реализации которого далека даже от минимальных потребностей. Занятия с учащимися зачастую проводятся в специальных центрах, до которых детей нужно довезти. Но в то же время сами эти помещения легко могут быть заменены обыкновенными школьными классами, а вместо того, чтобы водить детей в центры, можно с тем же успехом приглашать специалистов в уже знакомые детям места, не теряя времени и денег на дорогу. Так же стоит отметить, что большинство современных курсов подобной направленности являются достаточно примитивными и не решают поставленной задачи. К примеру, широкий, продуманный курс по психологии, определению темперамента и характера, может оказаться единственной частью подготовленной программы, оставляя детей в полном неведении о базовых принципах выбора своей будущей профессии и основания фундамента для своей дальнейшей жизни. В то же время обществу требуется деловой, инициативный, предприимчивый человек, способный реализовать себя в профессиональной сфере и межличностных отношениях.

В постоянно изменяющемся мире для молодых людей необходимо приобретение навыков эффективной деятельности, обеспечивающей личный успех в условиях конкуренции, что становится важным условием дальнейшей социализации подрастающего поколения. Потребность общества заключается в более качественной подготовке подрастающего поколения к преобразовательной деятельности за счёт повышения интеллектуального и духовного содержания.

Тем не менее, многочисленные социологические, педагогические и психологические исследования свидетельствуют о растерянности молодого поколения, неопределенности дальнейшего жизненного выбора.

Правильно составленная программа профессиональной ориентации, использующая формы, методы и средства социально-культурной деятельности, может помочь с решением данной проблемы, но найти нужную, качественную, профориентационную программу довольно сложно, к тому же, сами школьники, как не парадоксально, в большинстве своём не задумываются над данной проблемой.

Проблема исследования заключается в  сложившемся противоречии между необходимостью профориентационной работы с выпускниками средних школ как условие определения их жизненной стратегии и недостаточной реализации в этом процессе потенциала социально-культурной деятельности.

Степень разработанности проблемы. Вопросы профориентации старшеклассников исследовали: Абрамова Г.С.; Зеер Э.Ф.; Кулагина И.Ю.; Степанов В.Г.; Логинова Г.П.; Климов Е.А.; Павлова Т.Л.;  Пряжников Н.С.;   Пряжникова Е.Ю.; Черникова Т.В.; Беспалько В.П.; Блонский П.П.; Соломин И. Л.; Бендюков М.А.;  Болтунов А.Т.; Шпильрейн И.Н.; Геллерштейн С.Г.; Фопель К.;  Шацкий С.Т.;  Шевченко М.Ф.;  Резапкина Г.В.   и др.

Проблемы профориентационной деятельности старшеклассников рассматривались с позиции социально-культурных идей Беспалько В.П.; Волощенко Г.Г; Гончарова В.С.; Григорьева Е.И; Долженкова М.И.; Литовкин Е.В.; Орлова Э.А.; Туев В.В др.

Вопросы методов профориентации исследовали: Данилова Е.Е;  Пряжников Н.С.; Логинова Г.П.; Коблик Е.Г. ; Столяренко Л.Д.; Резапкина Г.В. и др.

Методологическая база исследования:  в основе исследования лежат теоретические взгляды и практические рекомендации специалистов:

Абрамова Г.С.

Изучение плюсов и минусов различных педагогических позиций, среди которых: «Делай, как Я» и «Давай сделаем вместе», описывающие возможность поставить пример для подражания и непосредственную помощь в решении проблемы, соответственно.

«Возрастная психология» 1998г.

Пряжникова Е.Ю.

Пряжников Н.С.

Описание эволюции проблематики профессионального самоопределения. Раскрытие направлений помощи, а так же причин возникновения проблем связанных с профориентацией. Изучение несостоятельности современных программ и возможных путей их грамотной реализации.

«Профориентация» 2013г.

Резапкина Г.В.

Составленный курс по профориентации. Включающий в себя 4 этапа, по 8 уроков в каждом. Каждый этап нацелен на отдельную сторону вопроса: «Что я знаю о своих возможностях», «Что я знаю о профессиях», «Способности и профессиональная пригодность», «Планирование профессиональной карьеры».

«Психология и выбор профессии» 2005г.

Черникова Т.В.

Разностороннее рассмотрение постановки плана учебного процесса и управления образовательным учреждением в целом. Изучение внутренней структуры учебных занятий и их проблематика. Так же анализ и оптимизация обучения.

«Управление развитием образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие» 2005г.

Цель исследования: выявить и реализовать потенциал социально-культурной деятельности в профориентации выпускников средних школ.

Объект: выпускники средних школ.

Предмет: социально-культурная деятельность как средство профориентации выпускников средних школ.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что социально-культурная деятельность может выступать эффективным средством профессионального выбора выпускников средних школ при:

  •   применении интерактивных форм;
  •   комплексном подходе к решению проблемы;
  •   создании условий выбора для старшеклассников.

Гипотеза исследования заключается в предположение о том, что социально-культурная деятельность может выступать эффективным средством профессионального выбора выпускников средних школ при создании условий:

- выбора форм социально-культурной деятельности адекватных интересам

и потребностям старшеклассников;

- по информированию выпускников средних  школ об источниках данных о профессиях;

- для развития творческого и личностного потенциала старшеклассников;
- взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования;

- комплексном использовании  форм, средств и методов социально-культурной деятельности;

- помощи выпускникам средних школ со стороны родителей, педагогов, психологов в осознании важности выбора будущей профессии.

Задачи:

  1.  проанализировать понятие «профориентация»;
    1.  изучить психолого-педагогические особенности профориентации работы с выпускниками средних школ;
    2.  выявить потенциал социально-культурной деятельности в профориентации подростков;
    3.  изучить деятельность культурного центра «Каскад»;
    4.  разработать предложения по профориентации выпускников школ средствами социально-культурной деятельности.

Методы исследования:

Эмпирические: опрос, наблюдение, интервьюирование.  

Теоретические: анализ документов, творческие методы.

Новизна исследования проявилась в обосновании применения потенциала социально-культурной деятельности,  её форм, методов и средств в профориентационной работе.

Практическая значимость исследования проявилась в определении оптимальных условий реализации потенциала социально-культурной деятельности в профориентационной работе с выпускниками средних школ; в разработке методических рекомендаций по профориентационной работе.

База исследования: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение Культурный центр «Каскад».


Глава 1. Теоретические основы профориентации выпускников средних школ средствами  социально-культурной деятельности.

  1.  Профориентационный выбор как педагогическая проблема.

Важнейшим процессом, занимающим большую часть жизни человека, является профессиональное становление личности. Начиная с момента зарождения профессиональных интересов и до момента прекращения выполнения профессиональной деятельности происходит процесс становления, изменения и осмысления профессионального развития.

Знание особенностей профессионального становления личности, развития профессиональных склонностей позволяет специалистам-профконсультантам наиболее эффективно построить профориентационную работу и, следовательно, решить проблему профессионального самоопределения. [12 Зеер]

Следует дать определение термину «профориентация». Так, согласно психологическому словарю, профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к cвободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. Профориентация должна представлять собой единство практики и междисциплинарной теории. При этом важное значение имеет теория: ведь именно в ней преломляются те или иные идеи, которые затем помогают превратить практическую работу в научно-практическую.

Так же, согласно психологическому словарю, профориентация — это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности — игровой, познавательной. Трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика; профессиональная консультация; профессиональный отбор; профессиональная адаптация и профессиональное воспитание. [14,  с. 337]

Со стороны социально-педагогического подхода Н.И. Никитина даёт определение профориентации: профессиональная ориентация – это обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении [6 никитина]

Как отмечено в пособии по профориентации, профессиональная ориентация является профилактикой таких социальных девиаций, как утрата смысла жизни, переживание социальногоодиночества, проявление различных форм асоциального поведения, преодолениежизненной установки «здесь и теперь» при планировании своей профессиональной жизни и карьеры. (зеер) Поэтому важна правильно составленная программ профориентации, а так же грамотные специалисты.

Целью профориентация может быть как помощь в профессиональном становлении, в психологической, педагогической консультации при выборе профильного обучения  так и  актуализация профессионально-психологического потенциала личности.  С одной стороны важен сбалансированный учет личных интересов и способностей индивида, так же его права на самореализацию,  с другой  - учёт социально-экономической целесообразности (12 Профориентология: Теория и практика Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. )

Выбор специальности характеризуется многоступенчатостью. Уже к концу 9 класса школьники должны сделать выбор между тремя социальными ориентациями: на общее образование, на профессиональное образование, непосредственно на работу. Кроме интересов, способностей и ценностных ориентаций, важную роль в принятии решения играет оценка своих объективных возможностей – материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т.д.

Выбор профессии предполагает наличие у школьника информации двоякого рода: о мире профессий в целом и возможностях и требованиях каждой из них; о себе самом, своих способностях и интересах. И той и другой информации старшеклассникам не хватает. Известный социолог В.Н. Шубкин пишет, что в 17 лет в основе отношения к миру профессий лежит заимствованный опыт – сведения, полученные от родителей, знакомых, друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач. Опыт этот обычно абстрактен, не пережит, не выстрaдан.  [4,  с. 155]

Ученые отмечают, что при проведении профориентационной работы важно учитывать фактор самоопределения. Так, Е.А.Климов предлагает модель - «восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (Климов Е.А, 1990, С.121-128), которые характеризуют ситуацию профессионального самоопределения и определяют само качество профессиональных планов подростка: 1) учет своих склонностей (по сравнению с интересами, склонности более устойчивы); 2)учет способностей, внешних и внутренних возможностей; 3) учет престижности выбираемой профессии; 4) учет информированности о ней; 5)учет позиции родителей; 6) учет позиции одноклассников, друзей и сверстников; 7) учет потребностей производства («рынка»), а также 8) наличие определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей – с личной профессиональной перспективы. (13 проф. Пряжников)

Существенные факторы профессионального самоопределения – возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности молодого человека и уровень его притязаний.

Выбор профессии  – сложный и длительный процесс. Здесь существует

две опасности. Первая, это затягивание и откладывание старшеклассником

профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь

выраженных и устойчивых интересов. Вторая, это попытки родителей

ускорить, форсировать этот процесс с помощью прямого психологического

нажима, которые ведут к росту тревожности, отказу от всякого

самоопределения,  нежеланию вообще что-либо выбирать, уходу в разного рода

хобби и т.п.

Важно отметить, что «рассмотрение профориентации только как системы воздействия на личность может привести к игнорированию активности самой личности в вопросах выбора профессии. В этом случае вся система профориентациоиной работы может быть сведена к постановке диагноза о пригодности молодого человека к профессии (группе профессий) на основе сопоставления уровня развития его способностей с уровнем развития этих же способностей у профессионалов. В конечном итоге такой подход сведет всю профориентационную работу к профотбору что уже имело место в конце 20-х—начале 30- х годов XX века и оказало пагубное воздействие на развитие науки.». (Профориентология: Теория и практика Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О.)  

Так, можно сказать, что ситуация выбора предмета будущей деятельности благоприятна для педагогического вмешательства уже потому, что позволяет предположить подростку занятия, в скрытом виде содержащие будущую деятельность по выбору профессии.

Поэтому интересным представляется рассмотрение процесса выбора предмета будущей деятельности.

Первый этап выбора предмета будущей деятельности — наиболее ответственный момент. Новая форма деятельности обогащается соответствующими действиями и целями, внутри неё совершаются различные психические процессы – наступает период устойчивого равновесия. Мотивационный комплекс формирующейся профессиональной деятельности пока отсутствует.

Выбор предмета будущей деятельности является, в сущности, внутренней целью личности. И с этой точки зрения его содержание полностью никогда не совпадает с реальным содержанием будущей деятельности, ни с её целями, средствами и условиями развёртывания, ни с мотивами, преобразующимися в ходе этого развертывания. Содержание предмета как цели будущей деятельности не соответствует и поведению субъекта после выбора, поскольку механизм обратной связи корректирует это поведение в соответствии с фактическим положением вещей. Другими словами, выбор предмета есть выбор приблизительного плана деятельности на основе обобщённого прошлого опыта и актуализованного особого состояния неопредмеченных, пока ещё не определившихся потребностей, которым отвечают лишь потенциально возможные, предполагаемые предметы. [10,  с. 95]

   Выбор предмета будущей деятельности — это проявление психической активности в результате интериоризации внешних факторов через мотивационно-потребностную сферу личности. Выбор не должен быть навязан, иначе предмет перестанет быть мотивообразующим, а деятельность – деятельностью.
Выбор предмета будущей деятельности может быть основан только на реальном решении личности, принятом добровольно.

На втором этапе первичного мотивообразования происходит преобразование потребности в качество новое состояние – она опредмечивается, становится мотивом деятельности. Этот мотив выполняет в отношении деятельности двойную функцию: побуждает и направляет её. Однако мотив действует не сам по себе. Раз возникнув, он включается в разноуровневую систему мотивационного профиля личности. Вместе с побуждаемой им деятельностью. В начале новой деятельности обобщённый опыт прошлого имеет ведущее значение, определяя характер поведения субъекта. На этом этапе развития деятельности происходит единоборство двух встречных влияний: обобщённого прошлого опыта и опыта актуального, корректирующего обобщение на основе возникшей ситуации. Необходимый перевес достигается “педагогическим манёвром”, психологическая сущность которого состоит в поддержке основного мотива деятельности другими потребностями подростка: в самоутверждении, в самореализации, в самостоятельности и т.п.

На третьем этапе преобладает групповая мотивация, которая характеризуется формированием высокого уровня делового сотрудничества, отношений доверия, требовательности каждого, уверенности в способности группы самостоятельно решать поставленные задачи. Для достижения целей группы необходимо интенсивное развитие самоуправления, различных форм самоорганизации, что и составляет одну из характерных особенностей данного этапа.

Мотивационная структура деятельности на этом этапе характеризуется большой значимостью мотивов общественных и индивидуальных по сравнению с мотивом ориентации на группу сверстников.

Четвёртый, этап развития деятельности — этап выраженной коллективистической мотивации. Отличительной особенностью личности, находящейся на этом этапе, становится устойчивое целеполагание по отношению к внешним влияниям. Операционно целевая структура деятельности данного этапа отличается высокой тенденцией к самореализации, ростом числа ситуационных лидеров, высоким операционально-техническим мастерством многих её участников, способностью рядовых членов группы к целенаправленной деятельности вне групповой поддержки.

 Качественное развитие деятельности достигает на данном этапе своего пика, но не заканчивается на этом, в перспективе открываются новый коллектив, возникший в прежней деятельности, является только основой.

Существует ряд психолого-педагогических причин, обусловливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого – выбрать такую из профессий, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. Такое отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует самореализации и самовыражению. Стремление достичь большего успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства. От того насколько велик успех подростка в его собственных глазах и в глазах окружающих, зависит степень его удовлетворённости собой. В юношеских поисках индивидуальности и удовлетворённости собой очень сильна мотивация выбрать профессию, способствующую реализации личности.

Призвание для молодых людей с философским складом ума — это тот единственный путь, который должен привести к достижению главных жизненных целей и осуществлению намерений. Это смысл их существования, та ниша, которую они должны заполнить в этом мире. Если такие подростки поверят, что жизнь имеет смысл и цель, они приложат все свои силы, чтобы обрести этот смысл и достичь этой цели, чему и посвятят своё время, талант и энергию. В том числе и путём выполняемой ими работы. Выбор профессии подразумевает ответ на вопрос не только «Как я буду зарабатывать себе на жизнь?», но и «Как я собираюсь распорядиться своей жизнью?»

Для подростков, которые хотят посвятить свою жизнь служению людям и улучшению общества, в котором живут, выбор профессии будет зависеть от того, какие социальные потребности покажутся им наиболее важными и какие из них, работая, они смогут лучше удовлетворить. Таким образом они ищут профессию, в которой станут наиболее полезными. Молодые люди, старающиеся быть «практичными», выбирают такие профессии, которые востребованы на рынке труда, хорошо оплачиваются, интересны и к которым они лучше всего подготовлены. Такой выбор основан прежде всего экономическими мотивами и практическими соображениями, а также личными интересами, занятиями и навыками. Для других молодых людей поиски призвания становятся способом показать окружающим, что они уже выросли, финансово независимы, свободны от родительской опеки и готовы жить самостоятельно. Для них работа – дверь, ведущая в мир взрослых. [11, с. 517]

Однако иногда вообще не происходит рационального выбора профессии как такового. Подростки просто берутся за первую попавшуюся работу, за которую хорошо платят, которую порекомендовали друзья; это может быть единственное из мест, на которое их приняли и о котором они знают. В таком случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным.

В первое время молодые люди могут быть вполне довольны экономическими и другими благами, приносимыми работой. Только по прошествии некоторого времени они вдруг чувствуют, что несчастливы, не очень приспособлены к выполнению стоящих перед ними задач, и жертвуют своей свободой и жизнью ради каких-то сомнительных выводов. У них возникает потребность остановиться, произвести переоценку свои целей, способностей, возможностей и найти, как можно соединить всё это в имеющий смысл, приносящей удовлетворение работе.

Малая часть подростков предпочитает вообще не работать или работать не больше, чем это необходимо. Неприятие ценностей, воплощённых в жизни взрослых, и ценностей общества привело таких молодых людей к мысли, что максимально ограничив свои потребности в деньгах, они смогут вести жизнь простую, но яркую и делать то, что им нравится.

  1.  Психолого-педагогические особенности профориентациионной работы с выпускниками средних школ

Проблема выбора профессии возникает в старшем школьном возрасте, включающем в себя старший подростковый и ранний юношеский возраст – от 14 до 17 лет (8 – 11 классы).  Возьмём за основу периодизацию Абрамовой Г.С., определяющую границу подросткового возраста от 13 до 17 лет. Она рассматривает проблемы самопрезентации, временной перспективы, роль целей и идеалов в профориентации и т.д., а так же гибко подходит к определению «подросток», называя подростка старшим подростком, молодым человеком, старшеклассником.

Рассмотрим подробнее психологические особенности формирования личности подростка,  и формирование самосознания, в том числе формирование профессионального выбора.

Подростковый возраст — возраст критического ума, быстро нарастающего логического мышления, стремления к познанию всего окружающего, активности, инициативности, смелости, мужества, а также нравственно-эмоционального развития. Как в организме подростка, так и в его психическом мире происходят существенные изменения. В этом возрасте продолжается становление личности, дальнейшее развитие интеллектуальных и волевых черт характера. Подросток деятелен, а это значит, что с каждым годом нарастает способность к абстрактному мышлению и формированию творческого мышления. В отличие от младшего школьника, он способен не только отдельным произвольным действиям, но и к волевой деятельности. Бурно развиваются его чувства. Эмоциональные переживания приобретают устойчивость. [6, с.25]

Личность подростка дисгармонична. Свертывание установившейся системы интересов, протестующий способ поведения сочетаются с возрастающей самостоятельностью, с более многообразными отношениями с другими детьми и со взрослыми, со значительным расширением сферы его деятельности качественно меняют свой характер вследствие направленности на новые формы отношений.

Ведущей для психологического развития подростков является общественно-полезная деятельность, включающая такие её виды, как учебная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная, спортивная.

Именно в старшем школьном возрасте дети особенно часто начинают ориентироваться не столько на оценку их окружающими людьми, сколько на самооценку, в связи с этим в этот период у них особенно интенсивно формируется чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление отвечать не только требованиям окружающих, но и своим собственным требованиям к себе.

В связи с этим подросток в известной степени эмансипируется от непосредственного влияния взрослых, и его поведение, а тем самым и развитие начинает всё больше и больше определяться внутренними условиями: ценностями, которые он усвоил, образцами, на которые ориентируется, сформировавшейся самооценкой. [2, с.54]

 Расхождение между стремлением подростков связанное с осознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной жизни школьника, в какую-то иную, значительную и самостоятельную. Подросток в отличие от младшего школьника обращён в будущее, хотя это будущее представляется ему очень туманно.

Иногда подростки, остро переживающие конфликты между своими желаниями и возможностями их удовлетворения, вступают на путь поиска особой, не воображаемой, а действительной жизни, но уводящей их от её благополучного течения и нарушающей ход нормального развития подростка. В этих случаях подростки забрасывают школу, учёбу, их захватывает двор, улица, компании так же оторвавшихся ребят, что нередко приводит их к асоциальным формам поведения.

Можно сказать, что для старших подростков в целом характерна достаточно высокая степень рефлексии и существенных различий между подростками старшеклассниками и подростками, стоящими на пороге юности нет. Вместе с тем сторона самосознания во многом зависит от эмоциональной.

Переход к старшему подростковому возрасту можно охарактеризовать как период, в который происходит смена некоторого «объективистского» взгляда на себя «извне» на субъективную динамическую позицию «изнутри». Критерии самооценки приобретают принципиально иные формы сравнительно с оценкой человеком других людей. Она проявляется в умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего представления о себе, своих способностях, возможностях.   [1,   с.540]

По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс её переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющие мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни.

В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от фантазий, в которых ребёнок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходиться ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, телепередач и т.п. этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан ребёнком. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

То насколько престижной окажется выбранная профессия или ВУЗ, в который ребёнок собирается поступать, зависит от его уровня притязаний. Это может быть следствием разумного отказа от беспочвенных надежд, но может быть и проявлением малодушия, страха перед решительным шагом.

Самоопределение как профессиональное, так и личностное, становиться центральным новообразованием старшего подросткового возраста. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нём.   [5,   с. 169]

В этом возрасте осознаётся временная перспектива, развивается устойчивая самооценка, нравственная устойчивость личности. Самоопределение и стабилизация личности в старшем подростковом возрасте с выработкой мировоззрения.

Подростковый возраст — это время, когда ребёнок должен сам ставить цели и осуществлять их в действии. Целеполагание становится в этот период жизни важнейшим фактором условием общественного опыта. Именно формирование этого компонента деятельности обеспечивает интеллектуальное и социальное развитие личности.

Помимо перечисленного выше, при профориентационной работе с учениками средних общеобразовательных школ, следует учитывать такое понятие, как жизненное и профессиональное самоопределение.

Личностное самоопределение реализуется посредством определения «Я-концепции» относительно выработанных в обществе норм и идеалов и осознанным принятием человеком критериев становления личности, а также дальнейшая реализация себя на основе этих критериев.

В этот возрастной период формируется профессиональное самоопределение. В процессе профессионального самоопределения развивается самосознание,  происходит становление профессиональной идентичности (Сноска Пряжникова Е. Ю. О развитии профессионального самоопределения в России // Школьный психолог №40, 2000. с. 3-6. Пряжникова Е. Ю. Профессиональное самоопределение: проблема соотношения образовательного госстандарта и уникальности личности // Журнал практического психолога, №4, 1999. с. 28-35. )

Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека — от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности. В понятии самоопределения, которое получило широкое распространение в социологической литературе, подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути. Действительно, на личность воздействует столь широкий спектр различных, нередко противоположных по направленности факторов внешней среды, что только при условии активного освоения и осмысления всех этих влияний возможен выбор профессионального и жизненного пути, соответствующий потребностям и интересам личности. (для сноски Психология профессионального самоопределения. Наукова думка,1988 Пряжников Н.С)

Профессиональное самоопределение школьников  — многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения:

  •  как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определённого периода времени.
  •   как процесс принятия решений, посредством которых индивид формирует и оптимизирует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и потребностей существующей системы общественного разделения труда – с другой.
  •   как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

В.В. Чебышева также разрабатывает понятие о профессиональном самоопределении молодого человека, в котором основной идеей выступает идея его активности в профессиональном самоопределении, направленной им не столько на познание мира профессий и профессиональных требований, сколько на развитие самого себя: профессиональное самоопределение - «это не только ознакомление с миром профессий и с особенностями и требованиями избираемой профессии, но также – самоанализ, самооценка и самопроверка своего соответствия этим требованиям». (Божович Л.И., Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1976, №6, с. 47 сноску сделать!)

Эта же идея положена в основу разработки структуры профессионального самоопределения, в которую входит шесть компонентов: «понимание значения и необходимости профессионального самоопределения; стремление к ознакомлению с миром профессий и предпочитаемой областью труда; овладение знаниями в избираемой области...; самоанализ и самооценка...; практическая проверка соответствия личных особенностей профессиональным требованиям намечаемой профессии; работа над формированием у себя необходимых качеств». (Чебышева В.В., Психология трудового обучения, М.: «Высшая школа», 1983, с. 84 сноска)

В возрастной психологии профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьируется.

Первый этап — детская игра, в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.

Второй этап — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

Третий этап, захватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста, – предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка, затем с точки зрения его способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности, выявление способности, повышая успешность деятельности и принося признание окружающих, в свою очередь подкрепляет интерес.

Четвёртый этап — практическое принятие решения, собственный выбор профессии, включает в себя два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объёма и длительности необходимой подготовки к нему; выбор конкретной специальности.

Так же существуют различные теории мотивообразования, которые важно учитывать при проведении профориентационной работы. Так, опираясь на классификацию мотивов  и отношений по А.В. Петровскому, можно выделить «внешние» и «внутренние» мотивы. При внутренней мотивации побуждающей силой является познавательный интерес, связанный с данной деятельностью. В этом случае получение новых знаний выступает не как средство достижения цели, а как сама цель деятельность. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе деятельности, познание нового, неизвестного. Внешние мотивы имеют внешние проявления, например, зарплата, призы, победа или проигрыш, давления конкурентов или руководителей  вообще связываются с результатами.

Согласно Р.В.Овчаровой, «внутренние мотивы выбора той или иной профессии — ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее  творческому  характеру;  возможность общения,  руководства другими людьми и т.д.  Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека,  поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.

Внешняя мотивация — это заработок,  стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на  положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся:  материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся  воздействия на  личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера. Преобладание внутренних мотивов и положительной внешней мотивации наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности.» (сноска потом Методика: «Мотивы выбора профессии»)

В результате рассмотрения теоретических основ профориентации, точнее особенностей профориентационного выбора как педагогической проблемы, а также взаимосвязи профориентации с особенностями подросткового возраста, сделаем следующие выводы.

Профессиональное самоопределение молодого человека понимается в настоящее время большинством авторов как существенная сторона общего процесса развития личности.

Она не сводиться к акту выбора профессии, выступая как содержательный процесс духовного развития личности. Поэтому для построения научной теории профориентации важнейшее значение имеет исследование закономерностей формирования внутренней, психологической основы самоопределения. Последняя не возникает как простая равнодействующая всех внутренних предпосылок, но складывается в процессе непрерывного взаимодействия субъекта с внешним миром. В русле этого взаимодействия человек активно «ищет себя», руководствуясь сложившимися у него представлениями о себе, своих ожиданиях, своей возможной роли. Выбор профессии, таким образом, неотделим от развития личности в целом.

  1.  Потенциал социально-культурной деятельности в профориентации подростков.

Стоит подробнее рассмотреть потенциал социально-культурной деятельности и её методов в профориентации выпускников средних школ. Для этого стоит определить понятия «социально-культурная деятельность», и  рассмотреть её средства и методы.

Социально-культурная деятельность  – это деятельность, направленная на сохранение, развитие, создание, распространение культурных ценностей и культурных объектов. Говоря проще, эта деятельность формирует значительную часть человеческой личности, взглядов на мир, целей и стремлений, создавая фундамент как отдельного и независимого индивида, так и будущей общественной ячейки. Важность таких работ сложно недооценить.

Средства социально-культурной деятельности - это набор "инструментов" идейно-эмоционального воздействия на сознание и чувства людей, включенных в систему культурно-досуговых занятий, т.е. то, с помощью чего активные работники учреждений культуры и члены клубных объединений достигают поставленных целей. Генеральной целью социально-культурной деятельности можно считать повышение общей культуры людей, частными целями - воспитание культуры профессиональной, нравственной, и т.п. Включая человека в систему культурно-досуговой деятельности, приобщая его к социально-культурной деятельности, мы стремимся пополнить запас его знаний, сформировать его взгляды и убеждения и как бы подтолкнуть человека к правильным поступкам и верным решениям - действиям, находящим свое выражение в общественной, культурной активности личности, говоря обобщенно - его активной жизненной позиции. Выбор будущей професси здесь - лишь часть программы; человек определяет свои взгляды на мир, на общество и своё место в нём. Все последующие проявления личности, всё, чем она станет для окружающих, в той или иной степени определяется этим комплексом мероприятий.

Достигается всё это с помощью средств живого слова, печати, радио, телевидения, музыки и любых других средств информационного воздействия, которых всё больше становится в век высоких технологий; вероятно, важнейшим из них является глобальная сеть Интернет - метафизическая среда, в которой проводит большую часть свободного времени среднетипичный подросток. На вооружении работника учреждения культуры имеются также технические и вспомогательные средства: звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, разнообразная атрибутика информации и рекламы и т.п. Важно знать возможности каждого из этих и других средств, уметь ими сознательно и целенаправленно пользоваться, словом, - владеть методикой их практического применения в своей работе.

Основные требования и правила здесь таковы:

  1.  средства воздействия всегда индивидуальны, их выбирают с учетом объекта воздействия - подросток, пенсионер, верующий, домохозяйка - ко всем этим людям или их группам свой подход, свое средство идейно-эмоционального воздействия;
    1.  выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, цель определяет средство;
    2.  количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;
    3.  воспитатель, избравший те или иные средства, должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;
    4.   имеющиеся в распоряжении средства должны быть всегда под рукой и в полной исправности;
    5.  профессионализм воспитателей критически важен, степень важности и ответственности любого из мероприятий трудно переоценить - ведь они формируют, в потенциале, целые общественные слои.

Формы культурно-досуговой деятельности - виды культурно-досуговых общностей (организационные формы), а также конкретные информационно-просветительные и воспитательные акции, рассчитанные на массовую или по каким-либо признакам дифференцированную аудиторию (методические формы). Организационные формы традиционно подразделяются на индивидуальные (эстетическая беседа, занятие в кружке, и т.д.), групповые (кружки, студии, секции), коллективные (народные художественные коллективы) и массовые (народные университеты, школы культуры, лектории). Создание каждой из этих и подобных им форм - дело сложное и ответственное, требующее компетентного педагогического руководства, учета психологических, возрастных, половых, профессиональных и национальных особенностей людей, а главное, - культурных интересов и духовных потребностей различных их слоев и групп. Если у детей младшего школьного возраста последний фактор можно счесть малозначительным ввиду отсутствия сложившихся взглядов на мир, то выпускники, как правило, уже имеют некоторое представление о "взрослой" жизни и в силу подросткового протеста будут противопоставлять его всей информации, поступающей извне. Рассеивание ложных взглядов и укрепление верных - дополнительный осложняющий фактор в работе специалистов.

Методические формы - это элементы единого воспитательного процесса, протекающего на базе конкретного культурно-досугового учреждения, это, как уже отмечалось выше, воспитательные и просветительные акции, направленные на выполнение конкретных задач и реализацию конкретных функций. Их принято подразделять в зависимости от используемых средств идейно-эмоционального воздействия и преобладающих способов организации идейно-эмоционального воспитательного материала. В частности, выделяются: 1) устные (лекции, доклады, диспуты, и т.п.); 2) печатно-наглядные (выставки, окна сатиры, клубные газеты); 3) комплексные (выпуски устных журналов, тематические вечера, праздники, массовые гуляния и др.).

Рассмотрим подробнее групповые формы социально-культурной деятельности.

Лекции: устное систематическое и последовательное изложение материала, по какой - либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. Является элементом лекционно-семинарской формы обучения, практикуемой преимущественно в старших классах средней школы и в высшей школе. Лекция, как метод обучения, относится к словесным методам обучения и может применяться при классной - урочной системе обучения. В средней школе лекции обычно практикуются при изложении нового довольно объёмного и достаточно сложного материала с использованием приёмов активизации учебно - познавательной деятельности учащихся, в том числе приучения их к конспектированию излагаемого материала. Механизм восприятия лекции выглядит следующим образом: воспринимается информация, затем в сознании происходит её анализ, после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является уже продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Поскольку, при наличии устоявшейся системы и неизменном содержании лекций, конспект может быть перекопирован учащимся из внешних источников, необходимо параллельное проведение опроса по случайным абзацам и ряд прямых вопросов, на которые человек вынужден будет отвечать своими словами, тем самым демонстрируя степень понимания либо непонимания материала. На протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться.

Встречи: это хорошая возможность организовать людей в определённом месте, пообщаться, обсудить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи.

Тренинги: метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

Методы социально-культурной деятельности – это пути и способы достижения поставленных целей работниками социально-культурных учреждений и общественным активом.

В педагогике под методами понимаются способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, воспитателя и воспитуемых, направленные на решение задач образования, воспитания и развития. Рассматривая социально-культурную работу как весьма своеобразную педагогическую деятельность, следует учитывать ее неидентичность школьному учебно-воспитательному процессу, отсюда ни один педагогический метод не может быть заимствован из школы в его неизменном виде уже потому, что учебно-воспитательная работа школы далеко неидентична педагогическому процессу, протекающему в социально-культурных учреждениях.

Субъект и объект воспитания в социально-культурной работе находятся в особом положении по отношению один к другому, а главное здесь - не внешнее воздействие воспитателя на воспитуемого, а их взаимодействие, предполагающее постоянное самообразование, самовоспитание и саморазвитие людей, включенных в систему культурно-досуговых взаимоотношений. В самом общем виде методы можно представить в виде нескольких групп:

 а) Методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного. Изложение или рассказ лектора, обозревателя; просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-досуговых учреждений или самими участниками мероприятий. Упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование произведений искусства или их фрагментов при проведении массовых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);

б)  Методы формирования общественного сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас).

в) Методы включения в социально-культурную деятельность и формирования опыта общественного поведения - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;

г)  Методы стимулирования социально-культурной активности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание. В вопросе поощрения/порицания особенно важно сохранять баланс, вырабатывая у участников чёткое представление о последствиях тех или иных решений; смещение в любую из сторон (черезмерная строгость, попустительство) негативно скажется на развитии социальных навыков;

д) Методы социологических исследований социально-культурной деятельности - опрос, интервью, эксперимент, анкетирование, тестирование и другие.

Приведенная классификация методов достаточно условна. Практически во всех случаях социально-культурным работникам приходится иметь дело одновременно с несколькими методами.

Рассмотрев понятие социально-культурной деятельности, её методов, форм и средств, рассмотрим их применение в существующих программах по профориентации.

Так, в России, в Санкт-Петербурге, центр «АРТ-личность» в качестве профориентации проводит платные интерактивные экскурсии. Эти экскурсии позволяют узнать школьникам о профессиях, о сфере применения той или иной профессии, об образовательных учреждениях, а так же личных навыках и качествах, необходимых для выбранной профессии.   Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи  «Вектор» так же проводит интерактивные экскурсии, но, помимо экскурсионной программы, данный центр проводит психологические консультации. Похожими программами по профориентации, включающими в себя экскурсии и психологические консультации, пользуются множество различных консультационных и образовательных центров России.

Так же, в качестве программ по профориентации не редко встречаются  игры по станциям, где каждая станция посвящена определённой профессии или же тесту, а в некоторых случаях медосмотру, что позволяет комплексно подойти   к проблеме выбора подростком будущей профессии. Такая методика одинаково эффективна для любых возрастов: отсутствие психологической нагрузки, условность и несерьёзность происходящего способствуют лучшему усвоению, в том числе на подсознательном уровне, и может ощутимо облегчить как остальные стадии профориентации, так и конечный выбор субъекта.

За рубежом так же существуют различные программы по профориентации, так, в  США, где  большую роль в методическом обеспечении профориентационной работы играет Национальная ассоциация развития карьеры, на сегодняшний день во многих штатах старших школьников проходит по определённой программе. В школах проходят бесплатные консультации и беседы, проводимые специалистами. В результате профориентационной работы составляются персональные досье, на основе которых выпускникам школ даются рекомендации. Досье по профориентации обычно включает сведения о семье, успеваемости, результатах медицинского освидетельствования, особенностях характера, оценках способностей и интересов по результатам тестирования. Учителя и классные руководители активно участвуют в профориентационной работе и помогают профконсультантам составлять досье на выпускников. Персональное досье носит рекомендательный характер.

В Канаде важной для выбора будущей профессии и подготовки к самостоятельной трудовой жизни считается работа подростков по найму в течение летних каникул. Большую роль в трудоустройстве учащихся во время летних каникул играют временные (с апреля по сентябрь) центры, сотрудники которых - старшекурсники и недавние выпускники колледжей и университетов - проходят краткий курс подготовки с помощью консультантов службы занятости. Они заключают контракты с различными государственными и частными организациями, договариваясь о сроках, объеме и оплате работ (иногда оплата частично или полностью осуществляется за счет государственных средств, выделяемых на специальные программы трудоустройства молодежи в летний период). Как правило, речь идет о благоустройстве улиц, парков, спортивных и детских площадок, посадках леса и т.п. Старшеклассники привлекаются также для присмотра за маленькими детьми, помощи персоналу в домах престарелых и больницах. При организации найма студентов по возможности учитываются уровень и профиль уже полученной ими профессиональной подготовки.
При всем разнообразии форм профориентации важнейшей для большинства канадской молодежи формой познания «мира профессий» становятся самостоятельные занятия в специализированных центрах профессиональной ориентации. Это особый тип учереждений, располагающих автоматизированными информационными системами, видеотехникой, электронными экзаменаторами. Работают они главным образом по методу самообслуживания. Придя в такой центр, молодые люди могут получить информацию в виде текста на экране дисплея и краткого фильма приблизительно о 4000 профессий. [12, с.324].

Говоря о профориентации лиц, не достигших совершеннолетия, не стоит забывать о таком важном факторе, как влияние родителей и опекунов. В США, Канаде, странах Европы людям свойственно в значительной мере доверять будущее своих детей соответствующим государственным организациям; на территории Российской Федерации столь же значительно недоверие к этим органам. Зачастую родители не понимают, что специалисты по профессиональной ориентации не выбирают за подростков их будущую профессию, а лишь прививают и развивают навыки, необходимые для совершения выбора в будущем. Исходя из этого, правильно построеная реклама и работа с родителями является аспектом не менее важным, чем работа с учащимися.

Выводы по 1 главе: Исходя из написанного выше, можно сделать вывод, что потенциал социально-культурной  деятельности в профориентационной работе с подростками достаточно велик. Так как включает в себя множество различных методов, форм, и средств, помогающих раскрыть все аспекты профориентационной работы со школьниками, исходя из из их психологических и физиологических особенностей. Многим старшеклассникам необходима помощь в профориентационном выборе; лишь весьма небольшой их процент делает этот выбор взвешенно и обдумано - остальные руководствуются решениями родителей, учителей, сверсников. Донести до учащихся важность и необходимость выбора - задача, вероятно, не менее важная, чем подготовка к этому выбору. При этом, как показывает опыт профориентационной работы в России и за рубежом, профориентационная  программа должна быть комплексной и включать в себя различные методы и формы, что бы заинтересовать выпускников средних школ.


Глава 2. Методика профориентационной деятельности  базы исследования.

2.1 Анализ деятельности культурного центра «Каскад»

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение Культурный центр «Каскад»  находится в Петродворце.  Культурный центр – учреждение, ориентированное на различные виды культурно-досуговой деятельности: от организации предметных направлений и видов деятельности (творческие студии, клубы, объединения, хобби-клубы и т.п.) до организации крупных культурно-досуговых акций Петродворцового района и Санкт-Петербурга (концерты, массовые гулянья, фестивали, конкурсы, ярмарки).

В Культурном центре из помещений имеется кинозал, в котором помимо кинопоказов проходят театральные постановки, малый кинозал — арт-гостиная, просторное центральное фойе, а так же несколько небольших классов и подсобных помещений.

В Культурном центре «Каскад» регулярно проходят выставки, концерты кинопоказы, различные мероприятия, имеющие развлекательную, культурно-просветительную направленность, а так же фестивали и конкурсы любительского творчества. Большое количество мероприятий, проводимых культурным центром, имеют социальный характер. К значимым календарным датам проводятся благотворительные тематические показы в арт-гостиной «Розовый павильон».  Регулярно проводятся выставки в центральном фойе.

Не смотря на широкий спектр мероприятий, аудитория Культурного центра «Каскад» это в основном молодые семьи и пожилые люди. В ходе интервью с заместителем директора центра выяснилось, что «Каскаду» необходимо привлечь подростковую и молодёжную аудиторию.

Рассмотрим подробнее деятельность Культурного центра «Каскад».

В деятельности центра прослеживается ориентация на различную аудиторию, но  в большей степени деятельность центра  направлена на семейный и детский досуг. Так же досуговые мероприятия и различные студии ориентированы на людей пожилого возраста.  Молодёжь и подростки как аудитория культурного центра практически отсутствует.
Это можно проследить, рассматривая студии, деятельность которых базируется  на территории культурного центра и проходящие в данном центре мероприятия.

Так, на базе «Каскада» существует танцевальная  ретро-площадка «Рио-рита», для людей элегантного возраста. Танцевальная площадка работает каждую первую субботу месяца и имеет определённый успех у своей аудитории. Стоит заметить, что на «Рио-риту» как и многие другие мероприятия «Каскада», вход свободный.

Каждое третье воскресенье месяца в Культурном центре «Каскад» проходит игровая программа посвящённая Дням семейного отдыха, программа проходит по разным тематикам, так например в 2014 году 16 февраля, праздник проводился под тематикой «Семейная Олимпиада», где вся программа была посвящена спорту и Олимпиаде, и ориентирована на участие всей семьи.

В течение года в Культурном центре проводятся и мероприятия для младших классов, данные программы имеют развлекательную и культурно-просветительную направленность и проходят по заявкам от школ Петродворцового района, а в летний период по заявка от детский лагерей. Данные программы, в большинстве своём, бесплатны.

Темы программ различны, так например, в июне  2014 проходят две программы: «Дорогами войны» - военно-патриотическая интерактивная программа и «Друзья здоровья» - познавательно-развлекательная программа. В сентябре будет проходить интерактивная программа для первоклассников  - «Мы строим дом».  В течении года «Полет на грифоне» - познавательная интермедийная программа по историческим достопримечательностям Санкт-Петербурга.

Для студентов и школьников в Культурном центре открыт информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал». Это инновационный межрегиональный и международный проект представляющий собой уникальный ресурс, воплощающий идею доступности крупнейшего собрания национального русского искусства широкой аудитории.  Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» состоит из мультимедийного кинотеатра и информационно-образовательного класса. Содержательным наполнением центра является Медиатека, включающая интерактивные мультимедийные программы, фильмы и печатные издания, созданные Русским музеем.  Для посетителей оборудован информационно-образовательный класс на 10 человек и мультимедийный кинотеатр в арт-гостиной «Розовый павильон». Так же, для молодёжной аудитории проходят акустические вечера, но аудитория таких вечером немногочисленна.

В центральном фойе «Каскада» проходя различные выставки живописи и декоративно-прикладного искусства, например ставшая регулярной выставка «М-арт», и выставки просветительного характера, например «Ораниенбаум в блокаде» - выставка, посвященная 70-летию блокады Ленинграда, совместно с Краеведческим музеем г. Ломоносова. Ежегодно проходит выставка-ярмарка Hand Made Мир "М-Арт". Она проходит в течении одного дня,  в центральном фойе и прилегающий к нему галереи соберется большое количество мастеров различных творческих направлений со всего Санкт-Петербурга.  Представлены работы мастеров таких направлений, как: декупаж, валяние из шерсти, вязание, флористика, лепка из пластики, выжигание, роспись по стеклу, бисероплетение, мыловарение, плетение из лозы и многие другие. Так же проводятся бесплатные мастер-классы, организованных под руководством мастеров. Выставка проходит с 13.00 до 20.00 часов.

Ежегодно для молодёжи подростков проходит фестиваль «Юнифест». Фестиваль проводится на площади перед  Культурным центром «Каскад» 8 июня и посвящён Международному Дню молодежи и Международному Дню борьбы с употреблением  наркотиков. Цели и задачи фестиваля это пропаганда здорового образа жизни среди молодежи посредством современного языка хип-хоп культуры, реализация творческого потенциала участников фестиваля и зрителей. К участию в фестивале приглашаются индивидуальные участники, а также сборные команды культурно-досуговых учреждений, музыкальных школ и школ искусств, общеобразовательных учебных заведений, подростково-молодёжных клубов, учреждений дополнительного образования, высших и средних учебных заведений г. Санкт-Петербурга.  Стоит отметить, что участие в фестивале бесплатное.

На базе культурного центра «Каскад» существуют различные кружки, клубы и студии. На данный момент действуют два любительских клуба. Это Историко-краеведческий клуб «Петергоф» и Клуб любителей авторского кино . Оба бюджетные, оба клуба имеют свою сформированную постоянную аудиторию и особо не рекламируются.  Клуб любителей авторского кино организован в феврале 2010 года. С момента его организации в клуб, как правило, каждый последний четверг месяца, приходят заинтересованные в нетривиальном кино  люди, они приходят в его стены для ознакомления с признанной классикой авторского кино, новыми веяниями артхауса и прочей андерграундной синемой.

В «Каскаде» действуют платные кружки и студии:  Класс обучения игре на  гитаре. Вокальная студия, Творческая  лаборатория для самых юных «Синяя птица», для детей от пяти лет, занятия проходят 2 раза в неделю. Задачи занятий студии это - развитие творческих способностей, развитие воображения и внимания, психологическое и физическое раскрепощение, работа с голосом и дикцией, участие в постановках и театрализованных мероприятиях. В программу обучения входят:  актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение (пластика)  а так же мастерство ведущего.

На базе «Каскада» действует Фотоклуб «Lux Magica», продолжительность занятий в котором 2,5 месяца по 4 часа в неделю, фотоклуб призван объединить как профессионалов, так и фотографов-любителей - создать благоприятное творческое пространство для обмена опытом и популяризации искусства фотографии. Помимо перечисленных студий на базе Культурного центра работают  две фитнес студии, проводящих спортивно-оздоровительные занятия, это студии «Хатха йога» и «Скульптура тела».

Так же «Каскад» регулярно проводит спектакли  петербургских театров, таких как «Карамболь», «Большой театр кукол», «Театр Сатиры на Васильевском», «Хенд Мейд», «Коммедианты» и других.

Проанализировав деятельность Культурного центра «Каскад», можно сделать вывод, что культурно-просветительная и развлекательная работа учреждения по большей части входит в рамки бюджета государства, и в большей степени направлена на семейную аудиторию.

Мероприятия, организуемые Культурным центром, входят в рамки государственной  программы, но, на практике, зачастую малопосещаемые.  Некоторые из них можно заменить программами, ориентирующимися на подростков и молодёжь.

Для привлечения новой аудитории и полной реализации имеющегося у Культурного центра потенциала необходимо ввести новые программы, и одной из таких программ может быть помощь в профориентации, которая на данный момент актуальна для выпускников средних школ.


Анализ деятельности Культурного центра «Каскад»

На данной диаграмме можно проследить, соотношение мероприятий различного направления, проводимых по плану на год в Культурном центре. А так же, что процент культурно-просветительных мероприятий достаточно велик, что позволяет провести предлагаемую в параграфе 2.2. программу.

На данной диаграмме представлено, что больший процент аудитории Культурного центра это молодые семьи и пожилые люди. Подростки же и молодёжь составляют небольшой процент аудитории, что подтверждает представленную в параграфе 2.1 информацию.

На данной диаграмме можно проследить использование помещений Культурного центра в течение года. Что показывает загруженность помещений центра.

Данная диаграмма показывает, что большинство мероприятий Культурного центра «Каскад» бесплатные и проводятся, в большинстве своём, на средства, выделенные на бюджетной основе.

Из 100% опрошенных

Возраст:

  •  13 – 11%
  •  14 – 11%
  •  15 – 11%
  •  16 – 12%
  •  17 – 22%
  •  18 – 33%

Пол 40% мужской 60% женский

Класс:

  •  8 – 11%
  •  9 – 22%
  •  10 – 11%
  •  11 – 56%

Определились ли вы с выбором учебного заведения?

  •  Да – 33%
  •  Нет – 67%

Кто повлиял на ваш выбор?

  •  Родители – 20%
  •  Личный интерес – 13%


На диаграммах представлены результаты опроса, проводимого в мае в сети интернет. Опрошены были учащиеся общеобразовательных школ возрастом от 13 до 18 лет, с 8 по 11 класс. По результатам опроса 67% опрашиваемых не определись с выбором дальнейшей профессии. Из определившихся 33 процентов, на вопрос о влиянии на выбор 20% ответили, что на их выбор повлияли родители, и лишь 13%, что это был личный выбор, на их выбор не повлияли программы профориентации или педагог.

Считаете ли вы, что должны быть разработаны специальные тесты и программы, помогающие понять индивидуальные особенности и рекомендовать будущую профессию? (профориентационные программы)

  •  Да – 66%
  •  Нет – 34%


Вы бы прошли профориентационную программу?

  •  Да, под влиянием педагога – 55%
  •  Да, под влиянием родителей
  •  Да, исходя из личного интереса – 34%
  •  Нет – 11%

Из 100% опрошенных, 66% считают, что программы по профориентации нужны. Если бы программы по профориентации существовали, на них бы пошли 34% исходя из личного интереса, и 55% процентов - под влиянием педагога, что говорит о пассивности. Под влиянием родителей же пошло бы на подобную программу 0% опрашиваемых.

Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что программы профориентации необходимы для помощи в определении будущей профессии.


2 .2 Рекомендации по организации профориентационной деятельности выпускников средних школ в Культурном центре «Каскад».

Проведя анализ деятельности Культурного центра «Каскад»,  выяснилось, что в данной организации есть все необходимые ресурсы (время, кадры, помещения и т.д.) для проекта по профориентационной деятельности выпускников школ.

Предлагается в сентябре, для учеников восьмых, девятых, десятых и одиннадцатых классов, провести ряд семинаров, с периодичностью раз в неделю, призванных выяснить какая профессия ближе индивидам. Так же, данные мероприятия призваны заинтересовать аудиторию проблемой выбора своей будущей профессии.

Семинары будут проводиться профессиональными психологистами. На первые собрания учеников приведут учителя школ. Для старшеклассников предварительно будет проведён опрос, с целью определить их уровень заинтересованности в поиске будущей профессии, а так же выявления уже имеющихся склонностей к различным дисциплинам и направлениям будущей работы. Исходя из результатов опроса, учеников разделят на несколько рабочих групп, учитывая их склонности, интерес и другие, влияющие на процесс, факторы.

Далее с группами будут работать специально обученные люди, предоставляя максимально необходимую и актуальную для каждого конкретного круга лиц информацию. Данные семинары являются диагностическим этапом по отношению ко второй части проекта - «ПрофАрт» театру. По завершении первого этапа будет проведён новый опрос в добровольном порядке, предлагающий всем интересующимся ученикам предварительно определить себя на понравившуюся должность из предоставленного списка имеющихся «вакансий» театра. Далее, после подсчёта кандидатов и анализа полученных результатов, стартует второй этап.

ПрофАрт» театр — деловая игра — второй этап проекта. Исходя из анализа деятельности культурного центра «Каскад», предполагается наличие всех необходимых для реализации данного проекта ресурсов, имеются свободные помещения, необходимые кадры, время. На данном этапе круг аудитории сужается, этот этап предлагается для заинтересованных учеников, прошедших семинары.

По результатам семинаров и тестов, пройденных на них, старшеклассникам предлагается выбор профессий ориентированных на их индивидуальные особенности и направленных на деятельности театра, учитывая результат предварительного распределения. Выбор профессии на период деловой игры, которая будет длиться от месяца до двух, будет проходить под руководством психолога. Участников ознакомят со всеми особенностями выбранных ими профессий, чтобы дать возможность принять чёткое и взвешенное решение о своей будущей карьере. Это поможет будущим соискателям в поисках реальных рабочих мест и предоставит необходимый опыт в планировании своей жизни. Данный этап крайне важен для развития навыков разумного и логического мышления направленных не на абстрактные задачи и желания, а на определение собственных целей, расстановку приоритетов и объективную оценку своих возможностей.

Следующий этап деловой игры, это проигрывание деятельности театра. Исходя из выбранных профессий, ученики самостоятельно организуют свой труд и распоряжаются своим временем в соответствии с установленными нормами, которые будут заранее оговорены. Участники будут принимать собственные решения, но опираясь по возможности на деятельность наставников которые будут следить за соблюдением правил и направлять их. Психолог, и сотрудники Культурного центра «Каскад» будут в меру своих возможностей способствовать развитию у учеников всех необходимых для работы навыков. Так, например, «бухгалтер» «ПрофАрт» театра может советоваться с бухгалтером «Каскада». За наставничество над учениками сотрудникам предоставляется материальное или нематериальное поощрение.  Результатом данной деловой игры, помимо самой театральной постановки, будет апробирование различных профессий учениками и выявление интереса к ним, а так же разговор с психологом, в ходе которого будут сделаны выводы, насколько данная профессия подходит индивиду. Это поможет предупредить возможные проблемы в дальнейшем выборе своей профессии и привить участникам ответственность к проделанной работе.

Впоследствии со всеми участниками проекта будет проведён ещё один семинар, который будет направлен на подготовку к выбору реальной профессии. Уже получив определённый опыт и навыки, ученики смогут более трезво оценить свои желания, возможности и ресурсы, которые потребуются для той или иной работы. На семинаре будут представлены списки учебных заведений по каждой из разыгранных профессий, а так же других, не вошедших в программу «ПрофАрт» театра. Основная идея мероприятия это дать участникам возможность ознакомиться не только с самими профессиями, но и узнать больше о перспективах в дальнейшем образовании. Это поможет более чётко определить своё направление и раскрыть весь потенциал своей будущей жизни.

Профессии, не вошедшие в программу деловой игры «ПрофАрт» театр, буду представлены на выставке в холле культурного центра «Каскад», здесь у старшеклассников будет возможность побеседовать и проконсультироваться с представителями различных профессий, например с пожарными, врачами, строителями, инженерами и др.

Наиболее существенной проблемой проекта является отсутствие у учеников, в большинстве своём, заинтересованности поиском своей профессии, будущей работы и жизненного пути в целом. Это вызвано отсутствием ряда внешних раздражителей, которые обычно заставляют человека искать себе занятие приносящее прибыль. Решению этой проблемы следует посвятить значительную часть проекта, так как привитие желания работать и получать за это поощрение очень важно для существования индивидуума. Следует учесть, что любая попытка силой повлиять на это влечёт за собой абсолютно противоположную реакцию, так как при отсутствии интереса ученики отреагируют на любую работу в корне негативно и результаты проекта будут отрицательными, а эффективность низкой. Поэтому стоит установить особый порядок работы с участниками проекта, с целью избежать возможных проблем и получить больше пользы от проводимых мероприятий.

Предполагаемый результат данной программы: выбор выпускниками школ профессий, соответствующих их индивидуальным способностям, психологическим и физическим особенностям, личному  интересу, привитие необходимых привычек, а так же развитие заинтересованности в выборе будущей работы. Ознакомление участников с востребованными профессиями, передача культурного и профессионального опыта от сотрудников центра «Каскад». Раскрытие потенциала каждого индивидуума в отдельности и помощь в здравой оценке своих возможностей. Так же следует изучить поведение учеников, их интересы и привычки. Чтобы впоследствии модифицировать программу профориентации и избежать возможных проблем, с целью развития и адаптации проекта к реальным нуждам и возможностям участников.


Выводы по 2 главе:

Для осуществления предлагаемого проекта в Культурном центре «Каскад» есть все необходимые ресурсы. Предполагается, что данный проект приведёт в «Каскад» подростковую и молодёжную аудиторию, и, помимо основной задачи  - профориентационной работы, у Культурного центра есть возможность заинтересовать ребят своей деятельностью и другими проектами.  Семинары, «ПрофАрт» театра, и выставка профессий — все они реализуемы, так их можно вписать в государственный план работы учреждения, как культурно-просветительскую работу.


Заключение

Выполнив  задачи указанные в ведении и исходя из написанного выше, можно сделать вывод, потенциал социально-культурной деятельности в профориентации выпускников средних школ велик, но не достаточно раскрыт. И так как социально-культурная деятельность обладает широким спектром форм, средств и методов, использование её в профориентационной работе будет эффективным.  Применив некоторые интерактивные методы и формы культурно-досуговой деятельности, учтывая психолого-педагогические особенности аудитории и особенности проблемы профориентационного выбора, а  так же, предоставив комплексный подход к решению проблемы и создавая условия выбора профессий, предполагается, можно создать эффективную программу, позволяющую подросткам выбрать не только свою профессию, но и своё будущее.

Профориентация старшеклассников перемещает акцент с общего знакомства с миром труда на конкретные варианты выборов. На этом этапе важно решать  когнитивные задачи: справочно-информационные, помощь в самопознании, планировании и выборе,  а так же формировать морально-эмоциональную устойчивость старшеклассника, готовя его к возможным конкретным трудностям в ходе подготовки и реализации своих профессиональных намерений. Одновременно необходимо оказывать помощь учащимся в поиске смыслов предстоящих жизненных и профессиональных выборов, а также не отказываться от обсуждения сложных ценностно-нравственных и морально-правовых проблем. И, учитывая выше написанное, можно ещё раз убедиться, что используя широкий потенциал социально-культурной деятельности, учитываются все факторы, указанные в данной работе, что позволяет вести эффективную профориентационную работу с выпускниками средних школ.

Список использованной литературы:

1)  Абрамова Г.С. Возрастная психология М., 1997.

  1.  Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.
    1.   Дубровина И.В.Активные методы в работе школьного психолога: сборник научных трудов - М.: изд. АПН СССР, 1989. - 165 с.
    2.   Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., «Просвещение», 1979.
    3.  Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1996.
    4.  Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов .- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.- 399 с.
    5.  Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000.
    6.   Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов М.: Генезис , 2010. — 48 с.
    7.   Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости М.: Сфера , 2005, 128 с.
    8.   Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1998.
    9.  Психология подростков / под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1987
    10.  Профориентология: Теория и практика Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О
    11.  Профессиональное самоопределение: теория и практика Пряжников Н.С.
    12.    Пряжникова Е. Ю.,  Пряжников Н. С. - Профориентация, Академия М: 2006
    13.  Пряжникова Е.Ю.;  Пряжников Н. С. - Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2009.
    14.   Пряжникова Е.Ю. Профориентация. М.: Академия, 2009. 128 с.
    15.  Современный психологический словарь [Текст] / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 490, [6] с. - (Научный бестселлер).
    16.   Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Книга 1: Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг  М.: Генезис , 2008. - 208 с
    17.   Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников М.: Глобус , 2006. 146с.


PAGE 35


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64620. Контроллинг в системе управления 610.1 KB
  Концепции системы контроллинга и инструментарий. Оперативный и стратегический контроллинга в процессе планирования на предприятии. Взаимосвязь стратегического и оперативного контроллинга в процессе планирования на предприятии.
64621. Мотивации в управлении персоналом 72.85 KB
  Но это не означает что на мотивации персонала тоже надо экономить потому как хорошо обученный мотивированный и организованный персонал определяет судьбу предприятия. В то же время теоретические аспекты построения механизмов мотивации нуждаются в дальнейшей разработке.
64622. Предложения по совершенствованию классификации затрат и по их снижению в ООО «Лентал» 113.58 KB
  Анализ издержек помогает выяснить их эффективность установить не будут ли они чрезмерными проверить качественные показатели работы правильно установить цены регулировать и контролировать расходы планировать уровень прибыли и рентабельности производства.
64623. Анализ дебиторской задолжности: цель, задачи, информационная обеспеченность 111.12 KB
  Неизбежным следствием существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями является дебиторская задолженность, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар...
64624. Решение конечного разностного уравнения третьего порядка 86.55 KB
  Колмогоров один из основоположников современной теории вероятностей им получены фундаментальные результаты в топологии математической логике теории турбулентности теории сложности алгоритмов и ряде других областей математики и её приложений.
64625. Роспись стены акрилом 830.24 KB
  История настенной живописи. Материалы для акриловой живописи Акриловые краски их состав и технические свойства Технология и техника акриловой живописи. Представленная курсовая работа посвящена акриловой живописи и росписи стен в частности.
64626. Распределение средств между предприятиями, ООО «Солнышко», ООО «Алладин», ОАО «Береза», ОАО «Свет», ОАО «Сумки» 684.92 KB
  Инвестировать деньги только в один какой-то проект часто может быть не самым прибыльным и надежным вариантом. Причина этого в том что все предприятия дают разную прибыль в зависимости от вложенных инвестиций и кроме того инвестируя лишь один проект шанс потерять свои деньги возрастает во много раз.
64627. Функции таможенны органов в части обеспечения мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма 328.97 KB
  Роли таможенных органов в обеспечении мер направленных на борьбу с отмыванием денег и финансирование терроризма. В отчете о стратегии международной борьбы с распространением наркотиков подготовленном Государственным департаментом...
64628. Этика деловых отношений в организации ООО «Аэросервис» 88.56 KB
  Целью данной работы является изучение этики деловых отношений в организации ООО Аэросервис. Для написания данной работы необходимо решить следующие задачи: всесторонне рассмотреть теоретические аспекты этики деловых отношений...