85236

Совершенствование регулирования деятельности коммерческих банков Центробанком

Дипломная

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Оптимизация стратегии реформирования российской экономики обеспечение стабильного развития и динамичных темпов экономического роста являются в настоящее время без преувеличения первостепенной задачей. Одной из важных задач российской экономической науки сегодня является исследование влияния государства...

Русский

2015-03-24

724 KB

1 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT13


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Оптимизация стратегии реформирования российской экономики, обеспечение стабильного развития и динамичных темпов экономического роста являются в настоящее время, без преувеличения первостепенной задачей. Ее решение невозможно без развития банковской системы, выступающей одной из главных и неотъемлемых структур рыночной экономики. Занимая чрезвычайно важное место в структуре движения капиталов, банковская деятельность одновременно несет в себе повышенный социально-экономический риск. В ее расстройстве в концентрированном виде проявляется угроза экономической безопасности страны. Поэтому со времени создания первых коммерческих банков в России интерес к различным аспектам организации и регулирования их деятельности был постоянно высок.

Интеллектуальная и практическая притягательность вопросов регулирования деятельности коммерческих банков еще более повысилась в связи с системным кризисом российского банковского сектора 1998 г., ставшим серьезным фактором ухудшения финансовой ситуации в экономике всей страны источником социально-политического напряжения. Банковский кризис отразил недостатки реформ, проведенных в 90-е годы, в частности и в сфере кредитных отношений.

Эти недостатки связаны, прежде всего, с государственным регулированием банковской деятельности и, кроме того, обусловлены низким уровнем внутренней ее организации.

Одной из важных задач российской экономической науки сегодня является исследование влияния государства на деятельность банков, выявление его недостатков и поиск конструктивных решений по их устранению. Данная задача актуализирует изучение теоретико-методологических вопросов механизма макро- и микроэкономического управления российским банковским сектором.

В контексте высказанных соображений тема выпускной работы представляется актуальной.

Степень разработанности проблемы. Вопросы, связанные с поисками методов повышения эффективности регулирования деятельности коммерческих банков как на макроуровне с использованием налогового и денежно-кредитного механизмов, так и на макроуровне с применением различных способов саморегулирования ликвидности, доходности, рисков коммерческих банков, привлекают внимание многих ведущих отечественных и зарубежных ученых.

Приобретение в последнее десятилетие российской экономикой действительно денежного характера сделало проблемы налоговой и денежнокредитной системы естественным полем исследования. Анализ трансформационных процессов, оценка результатов реформ налоговой и банковской систем, прогнозирование их последствий стали важнейшей частью отечественных научных разработок.

Среди них нельзя не отметить работы B.Е. Маневича, В.К. Сенчагова, О.И. Лаврушина, Л.Н. Макаревича, Б.И. Домненко, А.А. Хандруева, В.В. Ивантера, Е.Ф. Жукова, В.Н. Шенаева, А.Б. Виссарионова, Э.Н. Василишена, Р.С. Гринберга, Д.С. Львова, Г А. Тосуняна, А.Ю. Симановского, B.C. Пашковского, О.Л. Роговой. Интересные положения содержат работы Центра финансово-банковских исследований Института экономики РАН и НИИ Банка России.

Много сделано в этой области и зарубежными учеными. Ключевым проблемам управления современным банком посвятили свои работы Дж. Синки мл., Р. Акофф, Холт Н. Роберт, Роуз Питтер  и др.

Изучая экономическую литературу — как научную, так и публицистическую, можно увидеть и понять ту реальную научную и политическую среду, которая формировала и обусловливала решения в области регулирования деятельности коммерческих банков, во многом определившие сегодняшнее состояние банковской системы.

Цель работы состоит в исследовании теоретических и методологических основ регулирования деятельности коммерческих банков, и разработке направлений по совершенствованию регулирования деятельности коммерческих банков Центробанком.

Достижение данной цели связано с решением следующих задач:

- рассмотреть сущность банковского регулирования и его необходимость;

- изучить деятельность Центрального банка;

- рассмотреть основную нормативно-законодательную базу банковского регулирования;

- изучить современное состояние банковской системы;

- обосновать направления совершенствования системы банковского регулирования;

- рассмотреть направления совершенствования в области банковского законодательства;

- изучить пути совершенствования учета кредитных организаций.

Объектом исследования выступает деятельность российских коммерческих банков.

Предметом исследования является регулирование банковской деятельности государством в ходе проведения своей стратегической и текущей политики.

Методологическую и теоретическую основу работы составляют фундаментальные положения экономической науки, системный подход к изучению исследуемых объекта и предмета, труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные банковской деятельности и государственному регулированию, а также законодательные и нормативные материалы.

Чрезвычайно важное значение для написания выпускной работы имело изучение статистических материалов, особенно банковской статистики.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в углублении знаний о регулировании банковской деятельности и расширении его методологической базы.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, а также цели и задачи исследования.

Первая глава раскрывает понятие банковского регулирования, включает описание основных принципов и направлений регулирования центральным банком деятельности кредитных организаций, а также основных положений банковского законодательства в этой сфере.

Вторая глава посвящена анализу основных направлений регулирования, содержит анализ состояния банковской системы Российской Федерации и современного состояния ее регулирования.

Третья глава работы посвящена рассмотрению регулирования в Российской Федерации, а также проблем и возможных путей их преодоления.


ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Банковское регулирование: понятие и необходимость

Банковская сфера почти во всех странах относится к числу наиболее регулируемых. Регулирование и надзор за банками — составная часть системы государственного регулирования общеэкономических процессов.

Необходимость государственного контроля и регулирования банковской деятельности объясняется следующим:

  •  для эффективной работы банковской системе необходимо доверие общества, в противном случае банки не смогут аккумулировать на своих счетах значительные средства физических и юридических лиц;
  •  банки обладают способностью выпускать в обращение деньги посредством кредитования (депозитная эмиссия). Это обстоятельство требует контроля с целью предотвращения чрезмерной эмиссии денег и инфляции;
  •  кредитные учреждения проводят платежи, сбои в платежной системе чреваты огромными издержками для общества;
  •  кредитные учреждения создаются с целью получения прибыли, при этом, как правило, наиболее прибыльные операции являются наиболее рискованными, для этого необходимо централизовано ограничить риски.

Под банковским регулированием понимается система мер, с помощью которых государство через центральный банк или иной надзорный орган обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банковской системы, предотвращает дестабилизирующие тенденции в банковском секторе.

В основе банковского регулирования лежит разработка и издание конкретных правил или инструкций, основанных на действующем законодательстве и определяющих структуру и способы осуществления банковского дела в стране.

Контроль за деятельностью банков предусматривает непрерывный надзор за осуществлением банками своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями. Банки должны действовать так, чтобы не обанкротиться, чтобы их клиенты не понесли потери и не началась цепная реакция банкротств, могущая нанести урон всей экономике. Коммерческие банки и центральный банк тесно взаимосвязаны. Они либо вместе процветают, либо вместе терпят неудачу.

Актуальные задачи банковского регулирования и надзора в Российской Федерации на современном этапе:

  •  прозрачность деятельности (публикация финансовых отчетов);
  •  разработка и внедрение системы раннего реагирования;
  •  разработка и осуществление особой системы надзора за крупными банками;
  •  разработка действенного механизма предупреждения банкротства кредитных организаций и их ликвидации в рамках банкротства;
  •  надзор за банковскими группами — консолидированный надзор;
  •  бухгалтерская отчетность (переход на международные стандарты, единые бухгалтерские стандарты) [22, с. 154].

Между тем кризис, нарушающий работу банков, способен кардинальным образом повлиять на перспективы роста экономики. В мировой практике достаточно примеров, когда банковский кризис становился причиной длительной стагнации в производственной сфере. На мой взгляд, именно проблемы финансовой стабильности заслуживают пристального внимания в контексте обеспечения экономической безопасности страны.

В соответствии с Базельскими принципами эффективного надзора за банковской деятельностью к механизмам обеспечения финансовой стабильности относятся: рациональная и долговременная экономическая политика; развитая общественная инфраструктура; высокая рыночная дисциплина; методы эффективного разрешения проблем в банковской сфере; механизм, обеспечивающие достаточный уровень никчемной защиты (или системной общественной безопасности) [43, с. 17]. Составной частью механизмов обеспечения финансовой стабильности является банковское регулирование и надзор.

Таким образом, потребность в институте банковского регулирования и надзора возникла вследствие особой социальной значимости и ответственности банков перед обществом. Банковскому регулированию и надзору принадлежит крайне важное место в системе экономической безопасности страны. Названный тезис подтверждается следующими обстоятельствами.

Во-первых, именно банковская система является связующим звеном, важнейшей составляющей механизма реализации воспроизводственных отношений в экономике. Степень ее устойчивости отражает состояние национальной экономики, социальную атмосферу в обществе, сферу политических и международных отношении, другие аспекты экономической и социальной жизни страны.

Во-вторых, именно банковская система концентрирует и себе основные экономические риски, связанные с несовершенством механизмов хозяйствования, а значит, высок уровень уязвимости именно банковского сектора экономики. В силу отмеченной особенности банковской системы быть связующим звеном в экономике возникает опасность проникновения рисков из банковской системы в другие сферы экономики.

В-третьих, экономические кризисы последних нескольких лет сопровождаются серьезными кризисами социального характера. Уровень доверия общества к государству прямо пропорционален уровню его доверия к национальной банковской системе.

Между тем национальные интересы государства требуют формирования устойчивой, стабильной банковской системы, поддерживающей и развивающей способности экономики функционировать в рамках расширенного воспроизводства. Процессы глобализации также ставят задачи поддержания на конкурентоспособном уровне всех институциональных структур экономики, в том числе и банковских институтов. Решить названные проблемы можно путем создания действенной системы банковского регулирования и надзора. Наличие такой системы позволяет повысить устойчивость банков, создать крепкий фундамент для бесперебойного и эффективного осуществления платежно-расчетных отношений, активизации банковских инвестиций, ведет к устойчивому развитию экономики, является стимулом экономического роста, который в свою очередь является необходимым условием безопасного развития экономической системы страны.

Современную рыночную экономику невозможно представить без хорошо развитой банковской системы, которая является необходимым и наиболее важным элементом экономики любой страны. И от того, насколько стабильно и надежно работают кредитные организации, во многом зависит существование других экономических субъектов.

1.2 Центральный банк Российской Федерации как орган регулирования деятельности кредитных организаций

Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности РФ» в России действует двухуровневая банковская система. В нее входят Центральный банк Российской Федерации и кредитные организации, в том числе небанковские кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Формирование банковской системы происходило одновременно со становлением системы регулирования деятельности коммерческих банков. Центральный банк Российской Федерации в силу возложенных на него полномочий обязан осуществлять постоянный контроль за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации.

Вопросы банковского регулирования и банковского надзора законодательно закреплены в главе X Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [7].

В соответствии со статьей 56 данного закона Центральный банк Российской Федерации является органом банковского регулирования и банковского надзора. Центральный банк Российской Федерации осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, установленных ими обязательных нормативов.

Главные цели банковского регулирования и банковского надзора: поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Центральный банк Российской Федерации не вмешивается в оперативную (текущую) деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами (т.е. при наличии признаков угрозы его финансовой устойчивости, выявленных какими-либо законными средствами и путями).

Регулирующие и надзорные функции Центрального банка Российской Федерации, установленные указанным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе Орган Центрального банка Российской Федерации — Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Центрального банка Российской Федерации, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров Центрального банка Российской Федерации. Руководитель Комитета банковского надзора назначается председателем Центрального банка Российской Федерации из числа членов Совета директоров.

В соответствии с законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» ст. 57 Центральный банк Российской Федерации устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения:

  •  банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности;
  •  организации внутреннего контроля;
  •  составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности;
  •  составления и представления другой информации, предусмотренной федеральными законами Российской Федерации. Устанавливаемые Центральным банком Российской Федерации правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил (т.е. не имеют обратной силы).

Для осуществления своих функций Центральный банк Российской Федерации в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право:

  •  запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации;
  •  устанавливать для участников банковской группы порядок предоставления информации об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности;
  •  имеет право запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, для анализа экономической ситуации.

Поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия соответствующего юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации, осуществляя банковское регулирование и банковский надзор, публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации [7, ст. 57].

При осуществлении банковского регулирования и надзора на Центральный банк Российской Федерации налагается ряд законодательных ограничений. Центральный банк Российской Федерации не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц. Попытка сокрытия, не предоставления и предоставления искаженной информации, оказывающей влияние на принятие управленческого решения в части надзора и оценки деятельности кредитной организации, всегда будет трактоваться в пользу наиболее уязвимого звена банковской деятельности — вкладчиков, в том числе — физических лиц.

Не предоставление Центральному банку Российской Федерации информации, на получение которой он имеет установленное законодательством право, объективно может расцениваться как сокрытие отрицательной информации и служить косвенным основанием для принятия к кредитной организации мер воздействия, вплоть до отзыва лицензии (по факту соответствующего контроля).

В соответствии с законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 29.12.2014) ст. 58 Центральный банк Российской Федерации не вправе устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные федеральными законами ограничения на проведение операций с клиентами кредитных организаций, а также не вправе обязывать кредитные организации требовать от их клиентов документы, не предусмотренные федеральными законами.

Наряду с ежегодной разработкой и проведением единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля, Центральный банк Российской Федерации осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций и надзор за деятельностью кредитных организаций. В целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений.

Руководствуясь соображениями экономической стабильности в денежно-кредитных отношениях в стране, Центральный банк Российской Федерации выступает в качестве органа, ответственного за финансовую политику государства и за общий контроль над финансово – кредитной системой как в целом, так и в рамках ее отдельных участников. В основе выработки Центральным банком Российской Федерации форм и методов банковского регулирования и надзора лежат выработанные Базельским комитетом по банковскому надзору «Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью» (1997 г.). Они носят рекомендательный характер, но являются при этом основополагающими для большинства главных банков и кредитных организаций развитых стран мира. На этих принципах базируются сегодня вопросы систематизации и оценки рисков банковской деятельности, внутреннего контроля и банковского аудита, корпоративного управления и взаимоотношений органов банковского надзора и аудита и т.д. [17, с. 2].

Во исполнение своих функций в области банковского регулирования и надзора Центральный банк Российской Федерации принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их.

Центральный банк Российской Федерации вправе в соответствии с федеральными законами устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов Совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации.

Несмотря на законодательный запрет вмешательства Центрального банка Российской Федерации в финансово-хозяйственную деятельность кредитных организаций, на Центральный банк Российской Федерации возложены и определенные контрольно-надзорные функции в этой области. Так, приобретение и (или) получение в доверительное управление (далее — приобретение) в результате осуществления одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми организациями по отношению друг к другу, более 5% акций (долей) кредитной организации требуют уведомления Центрального банка Российской Федерации, а более 20% — предварительного согласия Центрального банка Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20% акций (долей) кредитной организации в случае выявления неудовлетворительного финансового положения их приобретателей, а также в иных случаях, установленных законодательством.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Центральный банк Российской Федерации может устанавливать следующие обязательные нормативы:

1) минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка;

2) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

4) максимальный размер крупных кредитных рисков;

5) нормативы ликвидности кредитной организации;

6) нормативы достаточности собственных средств (капитала);

7) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

8) минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

9) нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

10) максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Названные выше обязательные нормативы могут устанавливаться Центральным банком Российской Федерации и для банковских групп.

Основная цель нормативов, установленных Центральным банком Российской Федерации для коммерческих банков, — предотвратить их неплатежеспособность и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков, корреспондентов. Таким образом, регулирование деятельности коммерческих банков по средствам установления нормативов и надзора за их исполнением направлено на предотвращение невозврата ссуд и убытков банка [22, с. 156-157].

Контроль за соблюдением банками экономических нормативов органы надзора осуществляют с помощью анализа представляемой отчетности. При несоблюдении установленных коэффициентов органами надзора по отношению к кредитным организациям применяются штрафные санкции, а в отдельных случаях у них могут быть введены ограничения на проведение банковских операций.

Центральный банк Российской Федерации, в соответствии с возложенными на него функциями по банковскому регулированию и надзору, регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций (банковских групп) по валютному, процентному и иным финансовым рискам. Он определяет также порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков в соответствии с федеральными законами.

Центральный банк Российской Федерации устанавливает методики определения собственных средств (капитала) кредитной организации, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого норматива с учетом международных стандартов и консультаций с кредитными организациями, банковскими ассоциациями и союзами.

Центральный банк Российской Федерации вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам кредитных организаций. О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Центральный банк Российской Федерации официально объявляет не позднее чем за один месяц до их введения в действие.

В целях определения размера собственных средств (капитала) кредитной организации Центральный банк Российской Федерации проводит оценку ее активов и пассивов на основании методик оценки, устанавливаемых нормативными актами Центрального банка Российской Федерации. Кредитная организация обязана отразить в своей бухгалтерской и иной отчетности размер собственных средств (капитала), определенный Центральным банком Российской Федерации.

Если размер собственных средств (капитала) кредитной организации окажется меньше размера уставного капитала кредитной организации, определенного ее учредительными документами Центральный банк Российской Федерации обязан направить в такие кредитные организации требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала. Кредитная организация обязана исполнить требование Центрального банка Российской Федерации в порядке, сроки и на условиях, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Центрального банка Российской Федерации, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Центральный банк Российской Федерации имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный Центральным банком Российской Федерации срок предписаний Центрального банка Российской Федерации об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Центральный банк Российской Федерации вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

  •  осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов; 
  •  замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в статье 60 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; осуществления реорганизации кредитной организации;

3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Центрального банка Российской Федерации;

6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно, или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Центральный банк Российской Федерации вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Сроки наложения взысканий и применения соответствующих мер воздействия к кредитным организациям, допустившим соответствующие нарушения, установлены гражданским законодательством Российской Федерации, Федеральными законами «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и не могут нарушаться контролирующими органами.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации.

В случае возникновения таких ситуаций Центральный банк Российской Федерации вправе принимать меры, предусмотренные законом, а также по решению Совета директоров осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов Центральный банк Российской Федерации, в соответствии с законом, вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Центрального банка Российской Федерации. Порядок деятельности уполномоченного представителя Центрального банка Российской Федерации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

В период деятельности уполномоченного представителя Центрального банка Российской Федерации кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем Центрального банка Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

С момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного представителя Центрального банка Российской Федерации прекращается.

Главой XI Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» регламентируются также взаимоотношения главного банка Российской Федерации с кредитными организациями [7]. Установлено, что Центральный банк Российской Федерации взаимодействует кредитными организациями, их ассоциациями и союзами путем проведения разного рода консультаций с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, предоставления им необходимых разъяснений и рассмотрения поступающих от них предложений по различным вопросам регулирования банковской деятельности.

Центральный банк Российской Федерации в соответствии с законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» обязан давать ответ в письменной форме кредитной организации по вопросам, отнесенным к его компетенции, не позднее чем в месячный срок со дня получения письменного запроса кредитной организации. (При необходимости срок рассмотрения указанного запроса может быть продлен Центральным банком Российской Федерации, но не более чем на один месяц).

Современное состояние банковского регулирования и надзора во всем мире оценивается как динамично развивающееся и приближающее всемирное банковское сообщество к единым принципам и целям. В рамках ЕС разработана и реализуется собственная концепция надзора за финансовыми институтами. Установленные ЕС правила имеют обязательную силу и распространяются на все кредитные организации сообщества, а не только на банки, осуществляющие международные операции. Европейская концепция банковского надзора построена на принципах:

  •  взаимного признания,
  •  единой банковской лицензии,
  •  контроля за деятельностью банков со стороны органов надзора страны происхождения банка [22, с. 164].

В государствах ЕС к настоящему моменту успешно проведена работа по сближению правил банковской деятельности и достижению согласованности в действиях органов надзора разных стран  членов ЕС для обеспечения безопасности и надежности функционирования финансовых систем: установлены сходные минимальные требования, предъявляемые к кредитным организациям по капиталу (стартовому и достаточному для действующего банка, объему информации об акционерах, а также ограничения на участие в капитале нефинансовых компаний и т.п.).

Это привело к взаимному признанию надзорными органами государств Сообщества адекватности надзорных правил и процедур, применяемых к кредитным организациям их коллегами в других странах ЕС, и позволило ввести на территории ЕС единую банковскую лицензию.

Надзорные функции осуществляются специальными учреждением Дании (Управление финансового надзора при Министерстве промышленности), Канаде (Бюро надзора за финансовыми учреждениями), а также в Норвегии, Швеции.

Органы надзора реализуют свои функции путем:

  •  регулирования выхода организаций на рынок банковских услуг;
  •  установления для функционирующих банков экономических нормативов и пруденциальных норм деятельности и осуществления документарного надзора за их соблюдением;
  •  проведения инспекционных проверок на местах;
  •  выдвижения требований к кредитным организациям по устранению выявленных недостатков и контроля за их выполнением банками в строго определенные сроки;
  •  вмешательства в случае необходимости в деятельность кредитных организаций.

Контроль за регистрацией нового банка  начальный этап осуществления надзора. Создание банка обычно регулируется общим или специальным банковским законодательством. В большинстве стран требуется особое разрешение на открытие банка, но в ряде случаев учредители могут ограничиться простой его регистрацией [22, с. 157].

Центральное звено в системе надзора за деятельностью кредитных организаций большинства стран  документарный, или дистанционный, надзор за банками. Его задача  посредством постоянного контроля выявить на ранней стадии возникновение проблем в банке, обострение которых может вызвать неплатежеспособность и банкротство кредитной организации, в целях проведения действенных мероприятий по преодолению выявленных негативных явлений и тенденций.

Постоянный контроль со стороны органов надзора за состоянием банков осуществляется на основе анализа установленных форм отчетности, регулярно представляемых кредитными организациями в обязательном порядке.

Существуют международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности, соблюдение которых призвано дать ясное и неискаженное представление о деятельности кредитной организации в следующих целях: информирования наибольшего числа пользователей (клиентов, партнеров, надзорных органов), позволяющею им принимать правильные экономические решения например в отношении оценки безопасности банковских депозитов или предоставленных кредитов, устойчивости положения банка; сохранения доверия к банку и банковской системе в целом обеспечения сопоставимости результатов деятельности различных кредитных организаций в международном плане.

Каждая страна имеет свои особенности в получении первичной информации о состоянии банков.

В Англии надзорные органы получают от банков годовые балансы, заверенные внешними аудиторами, и отчеты о некоторых видах операций немедленно по их совершении.

В Германии текущий контроль за деятельностью банков осуществляется на основе их ежемесячных отчетов о платежеспособности, ликвидности, рисковых активах, ссудах инсайдерам и т.д. По итогам года представляется годовой баланс и отчет о прибылях и убытках. Федеральное ведомство по надзору за кредитными организациями может требовать от банков любую информацию, включая бухгалтерские книги и документацию.

В Нидерландах банки ежемесячно отчитываются о своей платежеспособности, ликвидности, задолженности по странам, открытой валютной позиции, просроченным кредитам и резервным отчислениям. Кроме ежемесячных отчетов органы надзора получают и опубликованные годовые отчеты банков с расчетами коэффициентов за год, заверенные внешними аудиторами, которые также ежегодно должны удостоверять и один из ежемесячных отчетов. Вместе с годовыми отчетами в Управление надзора Банка Нидерландов поступает и письмо правлению коммерческого банка от внешнего аудитора с выводами по этому отчету.

Во Франции, не заверенные внешними аудиторами отчеты представляются банком раз в квартал на дискетах. Основная отчетность подается раз в полгода (баланс, отчет о прибылях и убытках, коэффициент платежеспособности и т.д.). Сокращенные балансы пересылаются ежемесячно. Кроме того, регулярно подаются сведения о крупных кредитах. При необходимости данные отчетности дополняются сведениями из анкет, которые банки заполняют уже в течение нескольких лет, например, об общей сумме сомнительных внутренних и зарубежных кредитов, созданных резервных фондах.

В США, где существует очень жесткий банковский контроль, банки ежеквартально представляют полные отчеты о своем финансовом положении и доходах.

Надзорные органы устанавливают для банков пруденциальные нормы деятельности, соблюдение которых оценивается на основании получаемой от них отчетности, эти нормы регламентируют достаточность банковского капитала, управление банковской ликвидностью, риски концентрации и рыночные риски.

Таким образом, общим для всех стран является создание системы норм и правил, обязательных для выполнения банками, и системы контроля за их соблюдением, однако, учитывая интернациональность международных связей, необходимы унифицированные требования, предъявляемые к банкам. Среди них на первом месте стоит требование по достаточности капитала.

В известном смысле кризисные явления можно рассматривать как неизбежное следствие интенсивного роста финансового сектора. В наибольшей степени, как показывает практика, они затрагивают страны с развивающимися и переходными экономиками, для которых характерны периоды монетизации  когда объемы кредитования и капитализация фондового рынка увеличиваются крайне высокими темпами. Именно такую картину можно, в частности, наблюдать в России, где банковские активы и капитализация фондового рынка растут высокими темпами на фоне отставания от общемирового уровня по показателю отношения финансовых активов к ВВП.

Центральный Банк Российской Федерации имеет полномочия в области антимонопольного регулирования банковской деятельности. Положения, регламентирующие антимонопольное регулирование, содержатся в ст. 60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в ст. 11 Закона «О банках и банковской деятельности в РФ».

Данные положения применяются как в отношении создаваемой кредитной организации, так и при приобретении долей (акций) действующей кредитной организации, в том числе и на вторичном рынке.

Если в результате одной или нескольких сделок одним приобретателем либо группой лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся в соответствии [1, ст. 105, 106] дочерними или зависимыми по отношению друг к другу; приобретается более 5% долей (акций) кредитной организации, то требуется уведомление Центрального банка РФ, покупка же более 20% долей (акций) кредитной организации должно быть предварительно согласовано с Центральным банком Российской Федерации [1]. Причем предварительное согласие должно быть получено при каждом приобретении доли, составляющей более 20% уставного капитала кредитной организации.

Если доли учредителей или участников превысят 20% долей (акций) кредитной организации вследствие уменьшения ее уставного капитала, то в этом случае предварительного согласования с Центральным банком Российской Федерации не требуется, поскольку дополнительного приобретения долей (акций) в результате заключения новых сделок не происходит.

Юридические лица, связанные между собой соглашением, либо группа юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, вправе приобрести более 20% долей (акций) действующей кредитной организации в том случае, если они имеют устойчивое финансовое положение и действуют в течение трех лет.

Сделка, в результате которой приобретатель будет владеть более 20% долей (акций) кредитной организации без получения предварительного согласия Центрального банка Российской Федерации, является недействительной.

Обязанность получения предварительного согласия Центрального банка Российской Федерации на приобретение более 20% долей (акций) кредитной организации лежит на приобретателе или приобретателях, связанных между собой соглашением и являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, либо на уполномоченном им (ими) лице. Ходатайство о получении предварительного согласия Центрального банка Российской Федерации на такое приобретение долей (акций) кредитной организации представляется указанными лицам и в территориальное учреждение Центрального банка Российской Федерации, осуществляющее надзор за деятельностью этой кредитной организации. Причем в ходатайстве о возможности приобретения более 20% долей (акций) должно быть указано на отсутствие или наличие связи приобретателей долей (акций) с другими приобретателями и (или) владельцами долей (акций) кредитной организации, а также на характер такой связи: соглашение, взаимное участие в капитале друг друга либо иная форма связи.

При решении вопроса о выдаче предварительного согласия на приобретение свыше 20% долей (акций) кредитной организации территориальное учреждение Центрального банка Российской Федерации рассматривает следующие документы:

-нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию юридических лиц, приобретающих более 20% долей (акций) юридических лиц  учредителей кредитной организации;

-нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица  приобретателя;

-аудиторские заключения о достоверности финансовой отчетности приобретателей  юридических лиц с приложением балансов и отчетов о прибылях и убытках затри последних года деятельности, балансов по состоянию на последнюю отчетную дату с отметками налоговых органов;

-подтверждения налогового органа об отсутствии задолженности по обязательствам перед бюджетами всех уровней;

-расчеты показателей чистых активов (собственных средств) и коэффициента текущей ликвидности. При определении достаточности собственных средств лица, приобретающего более 20% долей (акций) при создании кредитной организации или увеличении ее уставного капитала, не учитываются акции (доли) в части, находящейся в перекрестном владении с другим участником кредитной организации (взаимное участие в уставном капитале), а также доли (акции) в части, находящейся в перекрестном владении участника и кредитной организации (взаимное участие в уставном капитале);

  •  список участников юридического лица  приобретателя долей (акций) кредитной организации (открытые акционерные общества и закрытые акционерные общества с числом акционеров более 50 человек представляют список своих акционеров, владеющих более 5% акций);
  •  заключение федерального антимонопольного органа о соблюдении антимонопольных правил.

Данные документы рассматриваются территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации, которое  течение 30 дней с момента их получения сообщает заявителю о своем решении  согласии либо мотивированном отказе. Основанием для отказа может служить неудовлетворительное финансовое положение приобретателя (приобретателей) долей (акций). Если в указанный срок Центральный банк Российской Федерации не сообщил о принятом решении, то вопрос о приобретении долей (акций) кредитного учреждения считается разрешенным.

1.3 Банковское законодательство в области регулирования деятельности кредитных организаций

Все государства в мире осуществляют контроль над деятельностью кредитных организаций. Государство обязано защищать вкладчиков банков. Защита необходима не только от расточительного обращения с доверенными банку средствами, но и от некомпетентного управления банком. В России в 1995 году был принят новый вариант закона  Центральном банке", в котором предусмотрены довольно жесткие экономические нормативы деятельности кредитных организаций.

Контроль со стороны ЦБ осуществляется по нескольким направлениям. В области регулирования деятельности кредитных организаций предусмотрены такие меры, как истребование информации, направление предписаний, проведение проверок и применение санкций.

В соответствии со ст. 56 закона ЦБ имеет право запрашивать у кредитных организаций информацию об их деятельности по перечню, утверждаемому Советом директоров. Кроме того, ЦБ может запрашивать банковскую и финансовую статистику для проведения анализа экономической ситуации в России у федеральных органов исполнительной власти (Минфина, Минэкономики).

Согласно ст. 74 закона ЦБ вправе проводить проверки кредитных организаций, как самостоятельно (то есть проверку проводят уполномоченные Советом директоров лица), так и поручая это аудиторским фирмам. По результатам проверок, если есть нарушения, ЦБ направляет кредитным организациям предписания об устранении нарушений. Цель проверок - выявление реального финансового состояния кредитной организации и предотвращение ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков.

Санкции в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1. взыскать с кредитной организации штраф до 1% от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% от минимального размера уставного капитала;

2. потребовать от кредитной организации:

а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов:

б) замены руководителей кредитной организации;

в) реорганизации кредитной организации;

3. изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

4. ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

5. назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами ЦБ.

В целях защиты интересов кредиторов  том числе вкладчиков) Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России. В период деятельности уполномоченного представителя Банка России кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем ЦБ в порядке, установленном законом  банках и банковской деятельности". С момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного представителя ЦБ прекращается.

ЦБ вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом  банках и банковской деятельности".

Правоспособность кредитных организаций самостоятельно принимать управленческие решения по широкому кругу вопросов своей деятельности отнюдь не означает, что государство слабо регулирует и контролирует их. Эта деятельность за пределами права кредитных организаций на самоуправление регулируется и контролируется со стороны государства значительно строже, чем деятельность любых других коммерческих организаций.

Учредители кредитной организации самостоятельно принимают решение о ее создании, ее реорганизации и т. д. Однако порядок создания кредитной организации, ее государственной регистрации, ее реорганизации установлен на уровне федеральных законов. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», например, запрещает учредителям выходить из состава участников в течение трех лет со дня регистрации банка [7, ст. 11].

Учредители самостоятельно определяют размер уставного капитала своей кредитной организации. В то же время Центральный банк Российской Федерации устанавливает не только его минимальный размер, но и структуру.

Данный закон отсекает некоторые возможные источники формирования уставного капитала кредитных организаций как недозволенные. Так, в этих целях не могут быть использованы не только привлеченные денежные средства, но и средства федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Средства бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации лишь на основании соответствующего законодательного акта субъекта РФ или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» строго регламентирует и процесс приобретения другими юридическими лицами акций (долей) кредитной организации с тем, чтобы не допустить как нарушений антимонопольных правил, так и перехода этих акций (долей) к лицам и организациям с неудовлетворительным финансовым положением.

Приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических и физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5% акций (долей) кредитной организации требует уведомления Центрального банка Российской Федерации, а более 20%  предварительного согласия Центрального банка Российской Федерации [7, ст. 11].

Положением 16 июля 2012 г.  385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» устанавливаются правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях. Указание Банка России от 12.11.2009  2332-У (ред. от 02.12.2014)  перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2009  15615)  изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) регламентируется порядок составления и предоставления финансовой и статистической отчетности. Составление и предоставление консолидированной отчетности кредитными организациями регулируется Центральным Банком Российской Федерации, с учетом международной банковской практики, "Положение о консолидированной отчетности" (утв. Банком России