85262

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Создание и внедрение системы качества Создание и внедрение системы менеджмента качества в организации предусматривает следующие шаги: признание высшим руководством организации качества как жизненно важного элемента его деятельности; осознание того что разработка системы качества является...

Русский

2015-03-24

43.67 KB

1 чел.

ТЕМА 14 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ

14.1 Создание и внедрение системы качества

Создание и внедрение системы менеджмента качества в организации предусматривает следующие шаги:

  1.   признание высшим руководством организации качества как жизненно важного элемента его деятельности;
  2.   осознание того, что разработка системы качества является очень важным фактором для роста и долгосрочной рентабельности организации;
  3.   рассмотрение значения системы качества организации на совете руководителей и решение о вложении необходимых средств в ее реализацию;
  4.   консультации с представителями персонала для объяснения концепции стандартов на системы качества, их роли для организации и персонала;
  5.   создание подготовительного комитета и рабочей группы для выполнения проекта;
  6.   подготовка членов рабочей группы по различным аспектам системы качества и методики ее реализации;
  7.   исследования существующей в организации системы качества для определения недостатков или отклонений в методиках качества по сравнению с требованиями стандартов  системы качества;
  8.   определение процессов, необходимых в системе качества;
  9.   определение последовательности и взаимодействия процессов;
  10.   определение критериев и методов, необходимых для обеспечения эффективного выполнения и контроля процессов;
  11.   обеспечение информации, необходимой для выполнения и мониторинга процессов;
  12.   разработка руководства по качеству;
  13.   обучение персонала методам и методикам системы качества;
  14.   разъяснение политики организации в области качества, издания указаний по реализации системы качества;
  15.   определение даты внедрения новой системы и выпуск исполнительных инструкций по ее реализации (новая система качества может вводиться поэтапно, сначала в одном или нескольких подразделениях организации);
  16.   испытания новой системы в течение нескольких месяцев и проведения внутренних проверок для оценки ее соответствия стандартам системы качества;
  17.   выполнения корректирующих действий для устранения несоответствий, выявленных по результатам проверок;
  18.   исполнение после достаточно большого проверки дополнительных, повторных проверок и осуществления корректирующих действий, пока система качества не достигнет необходимого состояния функционирования;
  19.   организация предварительной проверки (аудита) внешними органами;
  20.   выполнения корректирующих действий по результатам внешней проверки;
  21.   организация официального оценивания и сертификация системы органом по сертификации.

Управления и указания по реализации системы качества по стандартам на системы качества должны исходить лично от главного руководителя организации, который удостоверяет преданность идее и демонстрирует намерения его руководства.

Подготовительный комитет состоит из руководителя организации и руководителей различных функциональных отделов.

Функции подготовительного комитета следующие:

  1.   утверждение политики организации в области качества;
  2.   общее планирование проекта реализации системы качества;
  3.   распределение средств для проекта;
  4.   координация относительно главных работ по реализации проекта, которые используются различными подразделениями;
  5.   текущий контроль и управление проектом.

Выполнение функций секретариата для подготовительного комитета может быть обеспечено службой управления качеством или группой управления проектом. Комитет может собираться каждые две недели или ежемесячно для анализа хода работ, решения проблем, если они возникли.

Рабочая группа имеет такой состав и ответственность:

  1.   руководитель проекта – руководитель соответствующей компетентности и опыта;
  2.   члены – по одному представителю от каждого функционального подразделе-ния, которые должны обладать глубокими знаниями функций своего подразделения и должны положительно относиться к работе по реализации системы качества.

Рабочая группа должна также иметь свою собственную секретарскую службу, автономную в своей работе.

Обязанности рабочей группы могут включать следующие функции:

  1.   оценки существующих процессов по управлению качеством;
  2.   детальное планирование проекта реализации системы качества;
  3.   разработка руководства по качеству, методик и инструкций по ведению работ;
  4.   подготовка персонала по вопросам системы качества;
  5.   координация деятельности различных подразделений по реализации системы качества;
  6.   текущий контроль реализации системы качества и представления подготовительному комитету отчетов о состоянии дел;
  7.   организация периодических проверок для оценки соответствия системы качества существующим стандартам;
  8.   проведение консультаций и содействия выполнению корректирующих действий по результатам, полученным в ходе проверок;
  9.   координация действий с консультантами или специалистами для разработки специальных процессов системы качества;
  10.   организация проведения оценки органами сертификации и контроль  выполнения рекомендаций.

Изучение существующих процессов по обеспечению и управлению качеством проводится с целью выявления недостатков действующей системы качества. Для этого, как правило, необходимо создать одну или несколько групп оценивания. Рекомендуется привлечь к работам профессиональных консультантов с соответствующим опытом работы. Представители персонала организации - члены рабочей группы - должны участвовать в работах на этом этапе.

В каждом подразделении изучаются:

  1.   действующие, но официально не документированы методики;
  2.   существующие методики и инструкции, которые не реализуются в полном объеме;
  3.   процессы системы качества на основе стандартов на них, которые еще не стали составляющей повседневной работы процесса;
  4.   процессы или требования стандартов на системы качества, которые не могут быть применены в деятельности определенного предприятия.

Эти исследования должны выявить недостатки и узкие места существующей системы качества для создания базы по определению процессов, задач и работ, которые необходимо выполнить для реализации системы качества на основе соответствующих стандартов и подготовки ее к сертификации. После определения процессов, задач и работ ответственность за их выполнение возлагается на соответствующие подразделения, определяются контрольные даты выполнения этих работ. В каждом подразделении дается задание исполнителю, который является членом рабочей группы. Исполнители должны проходить соответствующую подготовку, с целью точного понимания механизма применения стандартов на системы качества в сфере их деятельности. Исполнители освобождаются от всех обязанностей. Если задача требует привлечения к работе нескольких подразделений, то исполнитель должен нести общую ответственность, а для получения необходимых входных данных от других заинтересованных отделов необходимо разработать соответствующие механизмы координации.

В системе качества осуществляется как стратегическое, так и оперативное управление.

К процессам стратегического управления относятся:

  1.   анализ и оценка технического уровня качества продукции;
  2.   анализ и оценка уровня и эффективности затрат на проведение работ по обеспечению качества;
  3.   анализ и оценка эффективности функционирования системы качества, удовлетворения потребностей потребителей;
  4.   разработки, согласования, утверждения политики в области качества и стратегических задач (планов и программ качества);
  5.   организация и координация работ по выполнению программ качества;
  6.   организация нормативно-технической подготовки работ по обеспечению качества (в т.ч. формирование фонда документов, анализ и контроль над выполнением требований нормативных документов);
  7.   организация нормативно-правовой подготовки работ по обеспечению качества;
  8.   организация и контроль внутренней регламентации работ по обеспечению качества;
  9.   организация работ по подготовке к сертификации продукции и системы качества;
  10.   организация работ по внедрению прогрессивных методов стимулирования персонала за обеспечение качества;
  11.   организация работ по обучению персонала методам обеспечения и улучшения качества;
  12.   контроль и учет работ по выполнению программ по качеству;
  13.   ведение отчетности работ в сфере обеспечения качества;
  14.   сбор и систематизация информации в сфере обеспечения качества (методической, экономической, технической).

В следующих разделах будет рассмотрено пути выполнения отдельных процессов стратегического и оперативного управления в системе качества.

14.2 Организация и контроль внутренней регламентации работ по качеству

Разработка и производство новой и обновленной (модернизированной) продукции касается стратегического управления в системе качества и предусматривает подготовку программ качества, связанных с требованиями системы качества организации.

Программы качества должны определять:

  1.   задачи в области качества;
  2.   меры, обеспечивающие реализацию задач;
  3.   конкретное распределение прав и обязанностей;
  4.   применения специальных методик, методов и рабочих инструкций;
  5.   соответствующие программы испытаний, контроля и проверки на соответствующих этапах (например, проектирования, разработки);
  6.   методики корректировки программ качества при ее реализации.

Организация, которая строит свою систему качества в соответствии со стандартами на системы качества, должна разработать и поддерживать порядок контроля над всей документацией и данными, касающиеся системы качества.

В системе качества должны быть разработаны детальные инструкции подготовки, анализа, и утверждения документов.

Все исполнители должны быть осведомлены о наличии и возможности получения документов, которые служат руководствами для выполнения их задач.

Контроль над документацией начинается с момента создания документа и продолжается до момента его уничтожения. Все документы, которые служат для определения эффективной работы системы качества, должны быть включены в систему контроля документации. Примерами таких документов могут быть:

  1.   документы по политике предприятия в области качества;
  2.   руководство по качеству;
  3.   стандарты предприятия (методики, процедуры), которые регламентируют действия по управлению качеством, соответствующие инструкции по метрологии и других, связанных с системой качества видов деятельности;
  4.   проектная документация и документы по закупкам (снабжение);
  5.   чертежи;
  6.   технические условия;
  7.   критерии контроля и испытаний;
  8.   требования к безопасности и надежности;
  9.   документация по технологии производства;
  10.   планы по качеству;
  11.   графики процесса производства;
  12.   инструкции по работе;
  13.   инструкции по хранению, погрузочно-разгрузочных работ, профилактики оборудования;
  14.   документы регистрации данных о качестве;
  15.   отчет об испытаниях;
  16.   данные о возможности процессов;
  17.   отчет об исследовании и инструкции по выполнению корректирующих действий и т.д.

На каждом рабочем месте должна находиться последняя по времени копия всех документов, касающихся этой области деятельности.

Для осуществления эффективного контроля над документацией необходимо четко определить ответственные и разработанные следующие методики:

  1.   идентификации документов;
  2.   подготовки и утверждения документов;
  3.   контроля над распределением;
  4.   изменения (модификации) документов.

Первым существенным требованием к контролю над документацией является идентификация. Должна быть разработана система идентификации документов. Они могут быть идентифицированы посредством предоставления кода, который указывает на отдел, который разработал этот документ. Может существовать цифра кода, указывающая на тип документа (чертежи, инструкция и т.п.). Также каждому документу в рамках этого типа предоставляется его серийный номер. Организации, которые производят различные изделия или выполняют работы для разных заказчиков, должны идентифицировать документы в соответствии к различным изделиям или контрактам. С этой целью можно использовать дополнительный номер, который четко указывает на контракт или проект, к которому относится этот документ. Поскольку в документы вносятся изменения, рекомендуется выделять пересмотрены документы или документы с изменениями.

Процедура контроля над документацией должна четко определять отделы, отвечающие за разработку различных типов документов. Необходимо также определить уровни, на которых документы утверждают. Для некоторых документов необходимые входные данные, поступающие из нескольких отделов. В этом случае назначают отдел, отвечающий за координацию работ между отделами и разработки документа, который перед утверждением необходимо согласовать с заинтересованными отделами. Для некоторых документов необходимо согласование с заказчиком.

С целью предотвращения количественному росту бумаг необходимо осуществлять контроль над распределением документов. Документы должны выдаваться для пользования только тем сотрудникам или отделам, которые должны в соответствии с ними действовать. Отделы, которые направляют документы, ведут регистрацию подразделений и персонала, которому документы должны направляться автоматически, а также ведут запись фактического распределения и количества выданных копий. Эти записи обеспечивают точную информацию о владельцах документов и облегчают внесение изменений и корректировки документов. Иногда отделы, которые не входят в системы автоматизированного распределения, могут требовать документы для проведения специальных работ. Необходимо вести регистрацию такой выдачи документов.

Рекомендуется разрабатывать систему получения информации о поступлении документов из соответствующих отделов. Это особенно важно, когда речь идет о внесении изменений или пересмотре, для уверенности в том, что работа не выполняется по устаревшим документам.

В больших организациях можно направлять документы с сопроводительной запиской, в которой перечисляются документы и даются инструкции отделам по выполнению соответствующих действий (например, заменить документы). При замене документов возможно требование возвращения предыдущего документа.

Необходимо установить дату введения в действие замененного или откорректированного документа или условия, при которых он вводится в действие (например, по определенному серийному номеру изделия).

Изменения в конструкции изделия или в процессе его изготовления неизбежны в любой организации. Изменения в конструкции могут выполняться по требованию заказчика или становятся необходимыми, чтобы улучшить характеристики безопасности и надежности, эксплуатационные показатели или уменьшить издержки производства, не уступая качеством изделия. Изменения в документации на технологический процесс могут вызываться введением нового оборудования или процесса.

Эффективная организация контроля над внесением изменений в документы имеет большое значение, поскольку ошибки, вызванные использованием неправильных документов, могут иметь серьезные финансовые последствия.

Изменения в документацию должны вноситься после официального анализа их отделом, который разрабатывал первичный документ. Этим гарантируется целостность и правильное понимание изменений, которые вводятся. При анализе необходимо учитывать требования заказчика или пользователя.

Изменение одной детали конструкции может повлиять на массу деталей и узлов. Чтобы определить последствия изменения, ее влияние, необходимо проследить за всей последовательностью процесса, перечнем деталей, инструментов, приборов и т.п.

Оценить реальную стоимость изменения, его выгоду возможно, когда его влияние на изделие и связанные с ним процессы будут полностью определены. Раньше, чем принято решение относительно изменения и момента реализации, необходимо изучить ее влияние на обслуживание оборудования, запасные части, диагностическое и ремонтное оборудование.

Для эффективного контроля документации необходимо иметь перечень всех документов из системы качества. Этот перечень должен корректироваться службой управления качеством на основе информации, поступающей от всех отделов, разрабатывающих свои документы. Копии перечня подаются в заинтересованные отделы. Служба управления качеством информируется о любом изменении для своевременного внесения изменений в перечень документов из системы качества. В организациях с большим количеством документов целесообразно вводить эту информацию в компьютер.

14.3 Организация обучения персонала методам управления качества

К стратегическому управлению системой качества относится организация работы по обучению персонала методам управления качеством.

В организации необходимо разрабатывать методики по систематическому обучению всего персонала, который выполняет процессы, влияющие на качество.

Весь руководящий персонал должен иметь четкое представление о системе качества, ее функционирования, проверку и критерии оценки ее эффективности. Для этого они могут посещать семинары по обучению по специальным программам, а также подлежать аттестации.

Технический персонал, занятый в функциональных сферах, влияющих на качество, выполняет центральную роль в реализации системы качества. Его подготовка должна включать два аспекта. Первый - это его профессиональная компетентность в таких областях, как проектирование, испытание, управление закупками и т.п. Второй касается политики в области качества, системы качества, порядка ведения документации и соблюдение инструкций по работам, которые выполняются в сфере их ответственности. При планировании подготовки по системе качества особое внимание необходимо уделять статистическим методам, а также методам решения спорных вопросов и проблем.

Основные процессы во всех функциональных областях выполняют рабочие. Их профессиональные навыки и компетентность имеют решающее значение для качества конечного изделия. Они должны знать, как работать с оборудованием, инструментами и приборами, уметь читать и понимать чертежи, технические условия и другую документацию, которая касается деятельности по обеспечению качества. Рабочие, которые выполняют такие специальные задачи, как сварка, ультразвуковое испытание и т.п., должны быть аттестованными. Предпочтительной является подготовка с применением элементарных статистических методов, что позволяет улучшить стиль работы и повысить степень уверенности в своих действиях.

В зависимости от размеров предприятия, организация обучения на разных уровнях поручается определенному должностному лицу или функциональной группе. В крупных организациях эта обязанность возлагается на отдел, а в небольших - на инструктора отдела кадров.

Каждый отдел и служба, которые имеют отношение к качеству, должны оценить необходимость в подготовке кадров, а также уровень этой подготовки. Руководители определяют персонал, который должен пройти подготовку. Исходя из этой информации, должностное лицо, ответственное за подготовку, организует обучение, которое проводится систематически.

Часть подготовки может проходить в форме курсов, но основная подготовка осуществляется на рабочем месте, где персонал выполняет дублирующие функции. Полная информация о персонале, который прошел подготовку, о продолжительности его обучения и приобретенную квалификацию, должно быть централизованно задокументированной для лучшего использования приобретенных персоналом навыков и умений.

Персоналу необходимо осознать все преимущества системы качества и свое участие в ее функционировании.

На подготовительных стадиях разработки системы качества должны поддерживаться все действия персонала по анализу собственной текущей деятельности с учетом предложений персонала по совершенствованию стандартных рабочих методик и инструкций, а также механизмов контроля и управления.

Привлечение рабочих к программам качества является эффективным средством стимулирования их заинтересованности в работе в соответствии с требованиями системы качества. Реального участия можно ожидать лишь тогда, когда рабочим предоставляется возможность критиковать и предлагать способы улучшения системы качества. Инициатива рабочих по выдвижению предложений должна поощряться. Целесообразно, чтобы предложение было реализовано немедленно, и автор получил публичное признание. Если предложение неприемлемо, ее недостатки должны быть обсуждены с рабочими и объяснены им.

Этот подход может приобрести практической формы посредством создания цеховых комитетов по качеству, которые периодически анализируют реализацию программ качества. Такой механизм совместных консультаций создает у рабочих чувство участия в общем деле по реализации программ качества.

14.4 Сбор и систематизация информации в системе качества

Сбор и систематизация информации относятся к стратегическому управлению в системе качества.

Для функционирования системы качества необходимо разработать методики идентификации, сбора, индексации, заполнения, хранения, ведения и распределения данных о качестве. Документация, содержащая данные о качестве, обеспечивает объективное подтверждение того, что необходимого уровня качества изделия достигнуто, и различные процессы системы качества были эффективно реализованы. Есть две основные категории данных о качестве:

  1.   данные о качестве изделия;
  2.   данные о функционировании системы качества.

Информация о качестве изделия входит в состав следующих документов:

  1.   документов, содержащих требования к качеству продукции;
  2.   документов, содержащих технические требования к компонентам и исходным материалам;
  3.   чертежей основного оборудования;
  4.   отчетов (актов) об испытании материалов;
  5.   отчетов (актов) о контроле и испытания на различных этапах производства;
  6.   детальной информации об отклонении от соблюдения требований и соответствующих данных об их разрешение;
  7.   данных о неподходящих материалах и их размещения;
  8.   данных о сдаче в эксплуатацию и обслуживание в течение гарантийного срока;
  9.   данных о жалобах на качество изделий и принятых мерах по исправлению недостатков.

Данные о функционировании системы качества (о качестве) подтверждают эффективность ее функционирования и, как правило, включают описание стандартных методик работ, связанных с качеством.

Информация о функционировании системы качества входит в следующие документы:

  1.   отчетов о проверке качества и данных анализа, который выполнялся руководством;
  2.   документов об утверждении поставщиков и рейтинг работы;
  3.   документов с данными об управлении процессами и корректирующие действия;
  4.   данных о проверке испытательного оборудования и приборов;
  5.   документов по подготовке кадров и квалификации персонала.

Некоторые типы данных о качестве за процессами системы качества приведены ниже. Этот перечень может меняться в зависимости от типа изделия, размеров организации, контрактных требований и т.д.

Ответственность руководства:

  1.   документы с результатами анализа, выполненного руководителями, выводами, принятыми мерами.

Система качества:

  1.   данные о распределении документации по качеству;
  2.   данные об изменениях, которые внесены в документы системы качества и сроки введения в действие.

Анализ контракта:

  1.   протокол анализа контрактов, которые реализуются;
  2.   документы о принятии выводов анализа обеими сторонами для дальнейшей их реализации;
  3.   любые изменения требований и подробная информация о принятии их обеими сторонами;
  4.   данные по претензиям и рекламациям.

Управление проектированием:

  1.   документы по проверке проекта на основании входных проектных данных;
  2.   документы из исходных проектных данных на основании расчетов и анализа, документация по их проверки на производстве;
  3.   документы по согласованию изменений проекта, переданных в производство для реализации.

Управление документацией и данными:

  1.   информация о документах, которые есть в организации, даты их выдачи, идентификационные номера;
  2.   изменения, которые внесенные в документы и даты их реализации.

Закупка:

  1.   документация по заказам на поставку;
  2.   информация по оценке и выбору поставщиков, перечень утвержденных поставщиков;
  3.   документы по контролю покупных изделий, количества принятых и отбракованных изделий.

Управление продукцией, поставляемой потребителем:

  1.   список изделий, которые поставляет заказчик по специальным заказам;
  2.   документы по проверке этих изделий;
  3.   документация по неподходящим материалам.

Идентификация и прослеживаемость продукции:

  1.   информация относительно системы идентификации изделий и меры по обеспечению прослеживаемости различных компонентов, сырья, материалов, процессов и т.п.

Управление процессами:

  1.   документация из проведенных наблюдений и последующих решений, влияющих на управление процессом;
  2.   данные по соблюдению требований нормативной документации;
  3.   документы по корректирующим действиям для сохранения процесса в состоянии управляемости;
  4.   данные по контролю технологической дисциплины, технологических процессов, рабочих мест.

Контроль и испытания:

  1.   отчеты о контроле и испытания;
  2.   идентификация конечных изделий;
  3.   данные по проверке оборудования на технологическую точность;
  4.   данные по контролю параметров оснастки, инструмента, устройств, систем энергообеспечения, систем транспортировки и производства;
  5.   данные по проверке упаковки и маркировки;
  6.   данные по соблюдению метрологических правил.

Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием:

  1.   список оборудования для контроля, измерений и испытаний и документации по их поверки;
  2.   документы по основным профилактическим работам, которые были проведены;
  3.   информация о расположении несоответствующего испытательного оборудования.

Статус продукции по результатам контроля и испытаний: документы из разрешений на выпуск несоответствующих изделий.

Контроль несоответствующих изделий:

  1.   документы по идентификации, оценки, отделения и размещения неподходящих изделий;
  2.   документы с данными о полученных санкциях на отступление от требований;
  3.   документация об изделиях, подвергнутых переработке и ремонта;
  4.   данные о браке и отходах.

Корректирующие и предупреждающие действия:

  1.   информация про корректирующие действия, предполагаемые для каждого типа несоответствия;
  2.   документы по проведению исследований неподходящих изделий и связанных с ними анализов, данные о совершенных корректирующих действий и полученных результатах;
  3.   документация об изменениях в методиках, которые были внесены в результате корректирующего действия.

Внутреннее обслуживание, складирование, упаковку, хранение и поставки:

  1.   документация по мерам хранения и обслуживание при хранении;
  2.   информация об используемых упаковочных материалах и маркировку на упаковке.

Данные о качестве:

  1.   список документации, содержащей данные о качестве, для подтверждения соответствия требуемому уровню качества и реализации системы качества;
  2.   информация о типах (место) хранения этой документации.

Внутренняя проверка качества:

  1.   документация по проведению внутренних проверок качества, выводов и принятых корректирующих действий;
  2.   документация по изменениям в методиках по результатам проверок и даты их введения в действие;
  3.   отчеты о расходах на качество.

Подготовка персонала:

  1.   информация о персонале, который выполняет функции, влияющие на качество;
  2.   информация про  необходимую подготовку персонала;
  3.   документы о проведении подготовки и повышения квалификации персонала.

Техническое обслуживание:

  1.   информация об обслуживании, осуществленное в соответствии контракта или гарантии;
  2.   документация, содержащая данные о несоответствиях, выявленных во время проведения работ по обслуживанию, принятые корректирующие меры и изменения, внесенные в методики.

Статистические методы:

  1.   документация по статистическому контролю процесса;
  2.   документация по статистическим методам, используемых при анализе дефектов.

14.5 Оперативное управление в системе качества

Любая система качества, которая действует в определенных условиях, имеет тенденцию к отклонению от этих стандартных условий работы вследствие различных причин, что приводит к появлению нарушений, несоответствий, дефектов и брака. Поэтому организация должна иметь утвержденную систему текущего контроля производственной деятельности или процессов производства в случае выявления нарушений, отклонений, несоответствий, дефектов и брака для осуществления корректирующих действий с целью возвращения системы качества в стандартные или обычные для этой системы условия.

Во время оперативного управления в системе качества продукции выполняются следующие процессы:

  1.   оперативный анализ текущих данных, выявление причин и установления возможных последствий нарушений, отклонений, несоответствий, брака, дефектов;
  2.   оценки состояния работ по обеспечению качества;
  3.   разработки, согласования и утверждения мероприятий по профилактике и устранению нарушений, отклонений, несоответствий, брака, дефектов;
  4.   организация и регулирование принятия запланированных мероприятий;
  5.   сбор и систематизация текущих данных относительно нарушений, отклонений, несоответствий, возникающих в процессе производства;
  6.   контроль и учет результатов принятия мер;
  7.   формирование отчетности о принятых мерах, информирование руководства и заинтересованных подразделений.

Особенно важным является осуществление корректирующих действий процессов производства для обеспечения производства продукции нужного качества. Необходимо проводить сбор и систематизацию текущих данных относительно нарушений, отклонений, несоответствий, дефектов и брака в процессах производства для систематического анализа несоответствий и отклонений. Изучая дефекты и несоответствия, следует учитывать, что они могут возникать как вследствие недостатков в управлении производственными процессами, так и через упущения в организации проектирования, материально-технического и нормативно-технического обеспечения и т.д. Исходя из самого характера и частоты возникновения нарушений, некоторые причины могут быть очевидными.

Можно выделить следующие типичные причины нарушений, отклонений, несоответствий, дефектов и брака.

Для проекта:

  1.   неточные или недостаточные сведения о производстве, нечеткие чертежи;
  2.   проект нельзя выполнить (например, несовместимые детали);
  3.   устаревшие чертежи.

Для оборудования:

  1.   неправильно разработано технологическое оснащение;
  2.   изношенные инструменты, оснащение станков, штампы и тому подобное;
  3.   отсутствие измерительного оборудования;
  4.   плохая профилактика оборудования;
  5.   вредное для оборудования действие условий окружающей среды (например, температура, влажность).

Для материалов:

  1.   использование материалов, не прошедших испытания;
  2.   замена материалов;
  3.   некондиционные материалы, которые приняты с отклонением от требований из-за отсутствия необходимых материалов.

Для персонала:

  1.   операторы не владеют соответствующими профессиональными навыками, необходимыми для работы на оборудовании;
  2.   операторы не понимают чертежей или инструкций для этого процесса;
  3.   персонал, занимающийся налаживанием оборудования, не может осуществить отладки;
  4.   недостаточный контроль со стороны контроллеров;
  5.   достижение количественных показателей за счет качественных.

Управление процессом и контроль:

  1.   отсутствие необходимого испытательного оборудования;
  2.   нарушение поверки испытательного оборудования;
  3.   неточные инструкции по проведению контроля и испытаний;
  4.   недостаточная квалификация контролеров.

Если анализ процесса производства, который дает дефектный выход, выполняется достаточно квалифицированно, то меры по устранению нарушений, отклонений, несоответствий, дефектов и брака разрабатывают, исходя из их причин. Некоторые способы исправления дефектов могут быть совершенно простыми и осуществить их можно быстро (например, замена чертежей). Другие меры исправления дефектов могут требовать значительных усилий (например, вариант замены оборудования, который не выполняет обработку с необходимыми допусками, нельзя осуществить). До принятия окончательного решения необходимо рассмотреть несколько возможных мероприятий:

  1.   альтернативный способ изготовления;
  2.   выборочное составления;
  3.   100-процентный контроль деталей для выявления и отбраковки дефектных единиц;
  4.   повторное проектирование деталей для обеспечения более широких допусков.

Решение о выборе мер должно учитывать сложность их употребления и экономичность различных вариантов.

После выполнения принятых мер изделие необходимо тщательно контролировать, чтобы установить факт ликвидации несоответствия. Если снова будет выявлено несоответствие, то процедуры разработки, принятия и использование необходимых мер повторяют до тех пор, пока не будет решена проблема устранения нарушений, отклонений, несоответствий, дефекта и брака.

Изменения, которые являются результатом корректирующих действий, фиксируются в документации на продукцию, процессы, систему качества.

Для осуществления корректирующих действий используют статистические методы управления и регулирования качества.

14.6 Вопросы для самоконтроля

1 Какие шаги предусматривает создание и внедрение системы качества?

2 Как можно охарактеризовать функции подготовительного комитета?

3 Какие  функции рабочей группы при разработке проекта системы качества?

4 Какие процессы принадлежат к стратегическому управлению в системе качества?

5 Каким является содержание программы по качеству организации?

6 Какие документы могут использоваться в системе качества?

7 Как осуществляется обучение персонала методам управления качеством?

8 Какие существуют основные категории данных о качестве?

9 С какой документации состоит информация о функционировании системы качества?

10 Как осуществляется оперативное управление процессами в системе качества?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12779. Создание таблиц в HTML 830.5 KB
  Создание таблиц в HTML Для описания таблиц используется тег ТАВLЕ. Тег ТАВLЕ как и многие другие автоматически переводит строку до и после таблицы. Создание строки таблицы тег ТR Тег ТR Таble Row строка таблицы создает строку таблицы. Весь текст другие теги и атрибу
12780. Фреймы (FRAME) 1.16 MB
  Фреймы В какомто смысле фрейм это рамка вокруг картинки окошко или страница. Вводя тег FRAME дизайнер НТМLстраницы разделяет экран браузера на части. В результате человек просматривающий страницу может изучать только одну ее часть независимо от остального содержим
12781. ЧТО ТАКОЕ CSS 24.99 KB
  ВВЕДЕНИЕ Каскадные таблицы стилей/Cascading Style Sheets CSS это поразительное изобретение для улучшения вида ваших webсайтов. Оно поможет сэкономить уйму времени и предоставит вам совершенно новые возможности в дизайне webсайтов. CSS совершенно необходим каждому работающему с we...
12782. Шрифты. Семейство шрифта 18.13 KB
  Шрифты На этой лабораторной работе вы изучите работу со шрифтами с помощью CSS. Мы рассмотрим также вопрос о том что конкретный шрифт выбранный для webсайта может отображаться только в том случае если этот шрифт установлен на PC с которого выполняется доступ к этому webса...
12783. Цвет и фон. Цвет переднего плана: свойство color 52.81 KB
  Цвет и фон На этой лабораторной работе вы научитесь использовать цвета и фон на ваших webсайтах. Мы рассмотрим также продвинутые методы позиционирования и управления фоновым изображением. Будут разъяснены следующие CSSсвойства: color backgroundcolor backgroundimage bac...
12784. Текст. Отступы. Выравнивания текста 12.22 KB
  Текст Форматирование и установка стиля текста ключевая проблема для любого webдизайнера. На лабораторной вы увидите впечатляющие возможности CSS при отображении текста. Будут рассмотрены следующие свойства: textindent textalign textdecoration letterspacing texttransform ...
12785. Ссылки. Что такое псевдокласс 15.12 KB
  Ссылки Всё изученное в предыдущих уроках вы можете применять и для ссылок/links например изменять шрифт цвет подчёркивание и т. д. Новым будет то что в CSS эти свойства можно определять поразному в зависимости от того посетили уже ссылку активна ли она находится ли указ...
12786. Идентификация и группирование элементов (class и id) 15.12 KB
  Идентификация и группирование элементов class и id Иногда вам нужно будет применить особый стиль к определённому элементу или конкретной группе элементов. В этой лабораторной работе мы подробно разберём как можно использовать class и id для специфицирования свойств выбран
12787. Группирование элементов (span и div) 15.67 KB
  Группирование элементов span и div Элементы span и div используются для структурирования документа часто совместно с атрибутами class и id. В этом уроке мы подробно рассмотрим как использовать span и div поскольку эти элементы HTML имеют важнейшее значение в CSS. Группиро...