85268

Социальное взаимодействие. Социальные движения и изменения

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Социальные движения и социальные изменения. Продолжая углублять и развивать социальные связи индивиды вступают в кратковременные соприкосновения в ходе которых они обмениваются какими-либо ценностями материальными предметами информацией и т.

Русский

2015-03-24

178 KB

2 чел.

Тема 8.

Социальное взаимодействие.

Социальные движения и изменения

Учебные вопросы:

1. Социальное взаимодействие.

2. Религия как институт социального взаимодействия.

3. Социальные движения и социальные изменения.

1. Социальное взаимодействие

Понятие социального контакта

Обстоятельства повседневной жизни сталкивают каждого человека со многими индивидами. В соответствии со своими потребностями и интересами человек отбирает тех, с которыми он вступает в более сложные взаимодействия. Этот тип мимолетных, кратковременных связей называется контактом. 

Социальный контакт - процесс установления социальной связи; начальный этап взаимодействия между индивидами или социальными группами. (Слайд № 2)

Контакты бывают нескольких видов:

Пространственные контакты. Пространственный контакт – это первоначальное и необходимое звено формирования социальных взаимосвязей. Зная, где находятся люди, а тем более наблюдая их визуально, человек может выбрать объект для дальнейшего развития взаимосвязей в соответствии со своими потребностями и интересами. Например, человек, выходя из дома на улицу, оглядывается по сторонам.

Н.H. Обозов выявил два типа пространственных контактов:

предполагаемый пространственный контакт, когда поведение человека изменяется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте. Исследователь социальных взаимосвязей                   Я. Щепаньский называет такой контакт «опосредованным» и приводит пример: начальник отдела кадров, зная о наличии потенциальной рабочей силы, дает объявление о приеме на работу;

визуальный пространственный контакт, или контакт «молчаливого присутствия», когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей. В психологических исследованиях применяется термин «публичный эффект», суть которого заключается в том, что характеристики индивидуальной деятельности и поведения изменяются под влиянием пассивного присутствия других людей.

Контакты заинтересованности. Их сущность состоит в выборе социального объекта, обладающего определенными ценностями или чертами, соответствующими потребностям данного индивида. В контактах заинтересованности проявляются уникальные индивидуальные черты личности, а также особенности социальных групп, к которым она принадлежит.

Контакты обмена. Продолжая углублять и развивать социальные связи, индивиды вступают в кратковременные соприкосновения, в ходе которых они обмениваются какими-либо ценностями (материальными предметами, информацией и т.п.). В ходе таких контактов внимание индивида акцентируется на самом предмете обмена, а не на другом индивиде, вступающем в обмен.

Социальное действие

Понятие «социального действия» – одно из центральных в социологии.  Это обусловлено тем, что оно представляет собой простейший элемент, единицу любого вида социальной деятельности людей. Такие социальные процессы, как общественные движения, социальные конфликты, мобильность социальных слоев, состоят из отдельных действий индивидов, связанных между собой. Понятие «социальное действие» было введено в социологическую науку              М. Вебером.  (Слайд № 3)

Под социальным действием он понимал действие человека, которое по предполагаемому смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него.

По Веберу социальное действие имеет две особенности: рациональность, осознанность; ориентацию на других людей.

Любому социальному действию предшествуют социальные контакты, но социальное действие – более сложное понятие. Социальное действие должно включать в себя:

действующее лицо;

потребность в активизации поведения;

цель действия;

метод действия;

другое действующее лицо, на которое направлено действие;

результат действия.

Этот перечень можно дополнить, если рассмотреть внешнее окружение действующего лица, или ситуации: материальный мир, социальную и культурную среду. Совокупность этих условий создает ситуацию, которая находит выражение в условиях действия и средствах действия.

Вебер выделял четыре типа социальных действий:

целерациональное (основанное на осознании индивидом цели);

ценностно-рациональное (ориентированное на этическую, эстетическую или религиозную ценность);

традиционное (совершаемое в силу привычки, автоматически);

аффективное (у которого вообще отсутствует цель).

Так как у традиционного и аффективного действий  отсутствуют присущие социальному действию особенности (осознанность и ориентация на других), то они не являются таковыми.

 

Механизм социального действия.

Социальные действия (кроме рефлексивных) никогда не совершаются мгновенно, для их осуществления необходимо побуждение к активности. Такое побуждение к совершению действий называется мотивацией. (Слайд № 4)

Мотивация – это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей.

Механизм социального действия содержит потребность, мотивацию и само действие. 

Любое социальное действие начинается с возникновения потребности у индивида, которая придает ему определенное направление (физические, безопасности, общении и т.п.). Потребность соотносится индивидом с внешней средой, актуализируя определенные мотивы. Все это вызывает интерес, постепенное развитие которого ведет к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов. С появлением цели у индивида формируется готовность к совершению социального действия. Социальные действия являются следующей после контактов ступенью в формировании и развитии социальных взаимосвязей.

Любое социальное действие, как правило, редко встречается в обособленном виде. Как правило, оно представляет собой двусторонний процесс. Совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действия других. Происходит обмен действиями, или социальное взаимодействие.

Социальное взаимодействие – это процесс, при котором индивиды и группы в ходе коммуникации своим поведением влияют на других индивидов и другие группы, вызывая ответные реакции.

Таким образом, каждое социальное действие вызывается предшествующим социальным действием и одновременно является причиной последующих действий.

Социальное взаимодействие отличается от социального действия наличием обратной связи. Поэтому только действие, направленное на другого индивида и вызывающее ответную реакцию относится к социальному взаимодействию. Взаимодействие – это двусторонний процесс обмена действиями между людьми, а действие однонаправленное взаимодействие.

 

Уровни социального взаимодействия

Социологи выделяют два основных уровня социального взаимодействия: микроуровень и макроуровень. (Слайд № 5)

Взаимодействие людей друг с другом, в группах, парах  изучается на микроуровне.

Макроуровень социального взаимодействия включает крупные общественные структуры, основные институты общества: религию, семью, экономику и др.

Практически любое социальное взаимодействие (интеракция) содержит элементы обоих уровней. Наше ежедневное общение в кругу семьи осуществляется на микроуровне. Но одновременно семья является социальным институтом, изучаемым на макроуровне, так как тесно она связана  с законодательной системой, системой общественных классов, образованием и т.д.

Основные  теории межличностного взаимодействия – это

теория обмена (Дж. Хоманс, П. Блау),

теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер),

теория управления впечатлениями (Э. Гофман),

психоаналитическая теория (З. Фрейд).

Теория обмена основана на влиянии вознаграждений и затрат на поведение людей. Согласно этой теории:

чем чаще поступок вознаграждается, тем он чаще повторяется;

если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, люди стремятся снова создать такую ситуацию;

если вознаграждение велико, люди готовы затрачивать для его получения больше усилий;

когда потребности человека почти полностью удовлетворены, он в меньшей мере стремится прилагать усилия для их удовлетворения.

Символический интеракционизм рассматривает все действия людей как проявление социального поведения, основанного на коммуникации. Поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают.

Теория управления впечатлениями (драматургический подход) рассматривает социальные ситуации как драматургические спектакли, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления.

Психоаналитическая теория основана на том, что на межличностное взаимодействие оказывают глубокое влияние понятия, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период.

Типология социального взаимодействия

Социальные взаимодействия могут быть классифицированы по различным основаниям. (Слайд № 6)

 По количеству участников: взаимоотношения двух людей друг с другом, одного и многих; многих и многих.

По характеру взаимоотношений субъекта: односторонние и двусторонние, а также солидарные и антагонистические.

По длительности: кратковременные и долговременные.

По организованности: организованные и неорганизованные.

По сознательности: сознательные и бессознательные.

По сферам жизни общества: экономическая, семейная; политическая, религиозная и т.д.

Все многообразие мира социальных взаимодействий делят на две основные сферы: первичную  и вторичную.

первичная сфера – это область личных отношений и взаимодействий, существующих в малых группах (друзья, сверстники, семья);

вторичная – область деловых (формальных) отношений и взаимодействий (институт, театр, церковь).

 

Формы социального взаимодействия

Существует три  основные формы социального взаимодействия:  кооперация, конкуренция и конфликт. Взаимодействие здесь выступает как способ, при помощи которого партнеры согласуют свои цели и средства их достижения.             (Слайд № 7)

Кооперация – это взаимодействие индивидов или групп, объединенных общей целью или решением конкретной задачи. Она возникает в тех случаях, когда достижение цели требует объединенных усилий.

Конкуренция – соперничество, борьба индивидов или социальных групп за обладание ограниченными благами (власть, престиж, деньги).

Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий присущих индивидам, социальным группам, классам.

 

Социальные отношения как вид социального взаимодействия

Взаимодействие может продолжаться и стать устойчивым, многоразовым и даже постоянным. В результате устойчивого взаимодействия ожидания индивидов видоизменяются, появляется набор устойчивых социальных ожиданий, которые придают взаимодействиям упорядоченный и предсказуемый вид. Такие упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия называют социальными отношениями. (Слайд № 8)

Социальные отношения это отношения между людьми (или группами людей), устанавливающиеся в соответствии с законами социальной организации общества.

В отличие от взаимодействий социальные отношения четко разделяются по смыслу и содержанию. Например, студент, попадающий в незнакомую группу, начинает взаимодействовать с другими студентами на лекциях, семинарах и вне учебного процесса. Постепенно, через какое-то время повторяющиеся взаимодействия приводят к возникновению разных по содержанию социальных отношений, любовь и ненависть, равнодушие, вражда, дружба, уважение, выгодный обмен, выполнение обязательств, презрение и т.д.

В структуре любого отношения всегда можно выделить несколько субъектов, значимый для них объект, потребности (отношения субъект – объект), интересы (отношения субъект – субъект), ценности (отношения между интересами взаимодействующих субъектов).

Социальные отношения являются порождением общества, и сами поддерживают его существование. Как правило, они складываются между группами людей.

 

Природа социальных отношений

Социальные отношения возникают из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей. Анализ ценностей позволяет выделить две основные группы: ценности благосостояния и прочие ценности. 

Ценности благосостояния – это ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности индивидов (богатство, образование, здоровье и т.д.). В эту группу ценностей входят, прежде всего: благополучие, богатство, мастерство (квалификация), просвещенность.

Благополучие означает здоровье и безопасность индивидов;

богатство - услуги и различные материальные блага;

мастерство - приобретенный профессионализм в некоторой практической деятельности;

просвещенность - знания и информационный потенциал индивида, а также его культурные связи.

Прочие ценности – выражаются в действиях как данного индивида, так и других. Наиболее значимыми из прочих ценностей следует считать власть, уважение, моральные ценности и эффективность.

Власть - наиболее универсальная и высокая ценность, так как обладание ею дает возможность приобретать любые другие ценности.

Уважение - это ценность, включающая статус, престиж, славу и репутацию. Стремление к обладанию этой ценностью по праву считается одной из основных человеческих мотиваций.

Моральные ценности включают в себя доброту, великодушие, добродетель, справедливость и другие моральные качества.

Аффективностъ - это ценности, включающие, прежде всего любовь и дружбу.

Ценности являются ключом к пониманию практически всех видов социальных отношений. Такие отношения образуются в результате повторяющихся взаимодействий, когда, с одной стороны, наблюдается потребность в приобретении ценностей или контроля над ними, а с другой - имеются ресурсы желаемых ценностей.

Предположим, один индивид обладает ресурсами в виде богатства, а другой не заинтересован в приобретении материальных ценностей. В этом случае возможен лишь один тип отношений - независимость каждого из индивидов, незаинтересованность и равнодушие. Всем известен, например, случай, когда Александр Македонский, обладавший властью, богатством и престижем, предложил воспользоваться этими ценностями философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать желание, предъявить любое требование, которое он немедленно выполнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных ценностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не загораживал ему солнца. Отношения почтения и благодарности, на которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как, впрочем, и царь.

Социальные отношения образуются в результате повторяющихся взаимодействий, когда с одной стороны наблюдается потребность в приобретении ценностей или контроле над  ними, а с другой – потребность в их обладании. Содержание и смысл социальных отношений зависят от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и обладание ими. 

 

2. Религия как институт социального взаимодействия

Слово «религия» вошло в обиход общества в первые века христианства и подчеркивало, что новая вера – не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система.  

Существует мнение, что научно определить сущность религии невозможно, так как это своего рода «терра инкогнито», область неизведанная и недоступная. Сегодня в научной, богословской и популярной литературе можно встретить достаточно большое множество определений религии, содержание которых раскрывает сущность этого явления. Вот некоторые из них. (Слайд № 9)

Философские

Т. Гоббс: Религия - выдумки, допущенные государством. (А не допущенные им выдумки - это суеверия).

Г. Гегель: Религия - это своего рода понимание и представление сущего человеком.

Психологические

З. Фрейд: Религия - универсальный коллективный невроз, следствие чувства страха, вины и безуспешной борьбы человека со своими природными бессознательными влечениями.

К. Юнг: Религия - продукт «коллективного бессознательного», развитые и переработанные в систему символов древние архетипы человечества.

Культурологические

Э. Тейлор: Религия - результат психической деятельности индивидов, вера в «духовные существа», основанная на интересе человека к особым состояниям: сну, обморокам, болезням.

Богословские

А. Мень: Религия - «преломление бытия в сознании людей».

Учитывая эти разногласия, приведем следующее научное определение религии, признаваемое как учеными материалистами, так и богословами.

Религия - это устойчивая вера в сверхъестественное и возможность контакта с ним посредством определенных действий (обрядов). 

Структурно религия представляет собой систему, состоящую из следующих компонентов: религиозное сознание, религиозная деятельность и религиозная организация. (Слайд № 10)

Религиозное сознание является специфической формой общественного сознания, которая включает в себя религиозную идеологию и религиозную психологию. Оно обладает рядом закономерностей функционирования и развития, отличается от остальных форм общественного сознания.

Религиозная идеология - это система идей о сверхъестественном и его отношении к миру, природе, обществу и человеку, целенаправленно и систематически развиваемая богословами. Религиозная идеология характеризуется строгой системой, полнотой и последовательностью религиозных представлений и содержится в Священных книгах (Библия, Талмуд, Коран и т.п.). Религиозная идеология появилась с выделением умственного труда в самостоятельный вид человеческой деятельности и составляет теоретическую основу любой религии. В ее состав входят: богословие или теология; богословские концепции истории, права, морали, искусства и т.д.; религиозная философия. Центральным звеном религиозной идеологии выступает богословие. Оно имеет сложное строение и обладает определенной спецификой в различных религиях. Однако наряду с этим любая богословская система содержит ряд общих черт. Такими чертами выступают: доказательства бытия Бога; характеристика его отношений с миром (сверхъестественное - природа, общество, человек); обоснование истинности догматов, богоданности нравственных, бытовых и ритуальных предписаний и запретов данной религии.

Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и по своей структуре, по своим компонентам. В религиозной психологии следует различать несколько составных частей. Она представляет собой совокупность верований, чувств, представлений, взглядов, понятий, которые в значительной мере рождаются стихийно, как непосредственное отражение бессилия людей перед лицом социальных условий их жизни. Многие богословы, философы и социологи давно уже заметили тот факт, что в сфере религии чувства играют важную роль. Христианские богословы, начиная с «отца церкви» Августина (IV-V вв.), подчеркивали значение религиозных чувств и настроений.

Религиозное сознание проявляется в религиозной деятельности, которая осуществляется в культовой и внекультовой форме. 

Культовая деятельность – это система особых действий, с помощью которых люди стремятся повлиять на сверхъестественные существа, свойства и отношения, выступающие предметом их веры. Религиозный культ – это совокупность религиозных действий, определяемых каноном и направленных на служение Богу (богам). Он является важнейшим видом религиозной деятельности. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами, прежде всего – священными текстами. Воспроизведение этих текстов во время отправления культа является для верующего человека воспроизведением «высшей» реальности, служением ей. (Слайд № 11)

Предметом культа становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов: материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и др., или Бог, боги и другие высшие существа. Разновидностями культа являются ритуальные пляски вокруг изображения животных – предметов охоты, заклинания духов (на ранних стадиях развития религии), богослужения, проповедь, молитва, религиозные праздники, паломничества (в развитых религиях).

Субъектом культа может быть религиозная группа или отдельный человек. Мотивом участия в этой деятельности являются религиозные стимулы: потребность служить «высшей» реальности и, тем самым, участвовать в ней, поскольку именно это считается правильным, долженствующим, хорошим, добрым, соответствующим миропорядку, замыслу Бога и т.п. Вместе с тем может действовать побуждение удовлетворить в культовой деятельности и нерелигиозные потребности – эстетические, потребность в общении и др. Религиозная группа неоднородна: в ней можно выделить непосредственных служителей культа (священников, пасторов, шаманов и т.д.) и большую часть лиц, которые действуют как соучастники и исполнители.

К средствам культа причисляют культовые здания (храм, мечеть, синагога, кирха, молитвенный дом и др.), религиозное искусство (архитектуру, живопись, скульптуру, музыку), различные культовые предметы (облачения, утварь). Культовое здание – важнейшее средство культа. Попадая в культовое здание, человек входит в специфическую зону социального пространства, оказывается в принципиально иной, непривычной обстановке. Внимание человека сосредоточивается на предметах, действиях, имеющих религиозный смысл и значение. Средства культа и сами культовые действия имеют символическое значение. Так, храм – это культовое строение (действительное значение) и дом Бога (символическое значение), следовательно, храм – это символ божественного присутствия и т.д.

Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований. На основе религиозных взглядов, священных текстов, догматов и канонов складываются определенные нормы и предписания о том, что и как нужно делать, чтобы воспроизвести, актуализировать «высшую» реальность и послужить ей. Эти предписания касаются как элементарных культовых актов (поклоны, падение ниц и т.п.), так и более сложных (богослужение, праздники, проповеди).

Результатом культа является, прежде всего, удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного чувства, сознание выполненного долга. В сознании верующих с помощью культовых действий воспроизводятся религиозные образы, символы, мифы, возбуждаются соответствующие эмоции. В культовой деятельности происходит реальное общение верующих друг с другом, она является средством сплочения религиозной группы. Во время отправления культа удовлетворяются и эстетические потребности: убранство храма, песнопения, чтение молитв и т.д. – все доставляет эстетическое наслаждение.

Внекультовая деятельность осуществляется в духовной и практической сферах. Производство религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии составляет духовную внекультовую деятельность. К практической внекультовой деятельности относятся миссионерство, участие в работе Соборов, преподавание богословия, управление религиозными организациями и институтами, религиозная пропаганда и т.п.

Для реализации своих религиозных мировоззрений верующие объединяются в группы, которые, в свою очередь, составляют религиозные организации.

Религиозные организации – одна из форм реализации конституционного права граждан на объединение для достижения общих целей. Их отличительной особенностью является совместное исповедание и распространение веры. Этой цели подчинено осуществление любой иной деятельности религиозной организации, не противоречащей закону. Выделяются три основных типа религиозных организаций: церковь, секта и деноминация.

Церковь - это тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации и координации религиозной деятельности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе определенного обряда индивид автоматически включается в данную религиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое членство.

Секта возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в «избранничестве Божьем», проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.

Деноминация это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а, следовательно, и спасения души для всех верующих. С сектой же ее сближает принцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества.

Необходимо иметь в виду: что приведенная классификация религиозных организаций в какой-то мере является условной. Реально в обществе постоянно функционируют церковно-образовательные и секто-образовательные процессы.

Возникающие харизматические культы и секты в процессе своей эволюции могут превратиться в церкви. Так, например, возникли христианство, ислам, а протестантизм с самого начала разделился на ряд самостоятельных вероисповеданий – лютеранство, кальвинизм, англиканство и др. Позже возникло множество деноминаций, протестантских сект; этот процесс продолжается и в наше время, а прежние секты превратились в церкви, такие как баптистская, методистская или адвентистская. В свою очередь от церквей постоянно отделяются какие-то группы, которые образуют секты.

С позиции социологии, религия предстает в качестве необходимой, составной части общественной жизни. Она выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений и выполняет в обществе ряд определенных функций: регулятивную, коммуникативную, мировоззренческую, экзистенциальную, интегрирующую и политическую. (Слайд № 12)

Регулятивная функция заключается в создании определенной системы ценностей и норм, мотивирующих и регулирующих поведение людей.

Коммуникативная функция религии проявляется в ее способности быть средством общения верующих. Такое общение имеет два уровня: общение верующих со сверхъестественным (богообщение); общение верующих друг с другом.

Мировоззренческая функция заключается в передаче религией человеку миропонимания (объяснения мира в целом и отдельных вопросов в нем), миросозерцания (отражения мира в ощущении и восприятии), мирочувствования (эмоционального принятия и отторжения), мироотношения (оценки).

Экзистенциальная функция религии состоит в ее внутренней поддержке человека, для которого она выступает смыслообразующим фактором.

Интегрирующая функция религии заключается в ее единении общества вокруг одних принципов и направлении общества по определенному пути развития.

Политическая функция религии состоит в ее способности влиять на государственный строй гражданского общества. В некоторых обществах и на определенных этапах своего развития религия может служить делу освящения власти, обожествления правителя и приданию ему высшего духовного статуса.

Итак, сам  термин «религия»  полисемантичен,  он  может  пониматься  как  в широком, так и в узком смысле. По мнению, П.И. Пучкова, под религией в широком смысле этого слова понимается  важнейший  и  наивысший  элемент  духовной  культуры  человека, выражающий  его  отношение  к  божественному,  его  веру  в  единого  Бога (монотеизм) или несколько божеств (политеизм). (Слайд № 13)

Религия в узком смысле слова (конкретная религия) - это своего рода социальный организм, имеющий общее происхождение, характеризующийся определенной догматической, культовой, организационной  спецификой  и  не  сводимый  к  более  крупным  организмам подобного же характера. Таких  основных  конкретных  религий  сравнительно  немного.  Это христианство,  ислам,  буддизм,  иудаизм,  мандеизм,  зороастризм,  йезидизм, индуизм,  джайнизм,  сикхизм,  конфуцианство,  даосизм,  синтоизм,  а  также несколько  так  называемых  новых  религий,  возникших,  в  отличие  от перечисленных,  сравнительно  недавно - в XIX - XX вв. (бахаизм  и  др.). (Слайд № 14)

Для  второго  иерархического  уровня  можно  предложить  термин «направления» - это крупные, достаточно давно образовавшиеся, имеющие свою четкую специфику ветви основных религий. Так, в христианстве выделяются пять  направлений:  православие,  католицизм,  протестантизм,  монофизитство, несторианство.  В  исламе  имеются  три  направления:  суннизм,  шиизм, хариджизм. Три направления есть и в буддизме: тхеравада (хинаяна), махаяна, ваджраяна. Индуизм  также  подразделяется  на  три  основных  направления:  вишнуизм, шиваизм, шактизм.

Третий иерархический уровень назовем «течениями». Следует, впрочем, отметить,  что  далеко  не  все  направления  имеют  четко  обособленные подразделения. Так, католическое направление христианства на течения не делится (униатство представляет собой нечто иное). Протестантизм же объединяет очень большое число  течений:  англиканство,  лютеранство,  кальвинизм,  меннонитство, баптизм,  адвентизм,  реставрационизм,  методизм,  перфекционизм, пятидесятничество, сальвационизм и др.

Каждое  из  течений  обычно  включает  по  нескольку  деноминаций (подразделений  четвертого  иерархического  уровня).  Например,  к  адвентизму принадлежат адвентисты седьмого дня, адвентисты-реформисты и др.

Если направление объединяет группы, не очень сильно различающиеся между  собой,  то  их  тоже  лучше  называть  не  течениями,  а  деноминациями (конфессиями,  вероисповеданиями).  Иногда  небольшие  обособившиеся религиозные группы называют не деноминациями, а сектами.

По этническому основанию религии делятся на национальные и мировые (вселенские) религии.

Национальные религии (иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и др.), как видно из их названия, в значительной степени связаны с определенным народом, этносом, нацией. Причинами такого рода национальной замкнутости могут быть историческая обусловленность, геополитические условия, доктринальные причины, ярко выраженное этническое своеобразие культуры и т.д. (Слайд № 15)

По этим же причинам, но имевшим направленность вовне, возникли интернациональные, или мировые (вселенские) религии, получившие широкое распространение среди разных народов. Основные характерные черты мировых религий, отличающие их от национальных: отсутствие этноцентризма, социальная гибкость, прозелитизм. Их всего три: буддизм, включающий два основных направления, - хинаяна и махаяна; христианство, включающее три основных направления, - католицизм, православие и протестантизм; ислам, имеющий два главных направления - суннизм и шиизм. (Слайд № 16)

Современная религиозная обстановка в мире и России.

Важная характерная черта современной религиозной ситуации в мире – это религиозный плюрализм, многообразие религий. Приведение точных цифр, характеризующих количество приверженцев различных религий вряд ли возможно, однако, например, по утверждению Всемирной христианской энциклопедии, издающейся в Великобритании, в мире можно насчитать порядка 10000 различных религиозных течений.  (Слайд № 17)

Самой большой, но не доминирующей религией является христианство (33,0% общего населения). Пятая часть населения Земли исповедует ислам (19,6% населения Земли), 13,4% - индуизм, 6,4% - китайскую этническую религию, буддизм - 5,9%, этнические религии – 3,6%, новые азиатские религии – 1,7%. Вне всякой религии находятся 12,7% населения Земли,  атеисты составляют 2,5% населения Земли.

Менее одного процента составляют следующие малые религиозные группы сикхисты – 23 млн. человек, ок. 0,3%, иудаисты – 14 млн. человек, около 0,2%, бахаисты – 7 млн. человек, около 0,1%. Каждая из этих религий соответствует или превышает население средней европейской страны. Например, иудаисты в среднем в полтора раза превышают население таких стран как Австрия, Греция или Португалия. На краю религиозной жизни находятся квази-религии – 80 млн. человек, около 1,4% населения Земли.

Однако неизбежно напрашивается вопрос, а как обстоят дела с религиозной ситуацией в России. Российская Федерация – одно из крупнейших в мире поликонфессиональных государств, на его территории действуют как традиционные конфессии, так и другие конфессии и отдельные религиозные объединения. (Слайд № 18)

Каждый пятый россиянин считает себя верующим человеком и стремится соблюдать все ритуалы, которые предписывает его религия. Еще 42% относят себя скорее к верующим, чем к неверующим. А 18% опрошенных верят, что в мире есть высшие силы. Среди неверующих убежденных атеистов немного - всего 4%, остальные 10% охарактеризовали себя как «скорее неверующие». (ВЦИОМ, 2006)

Сегодня самая распространенная конфессия в России – Православие.

В субъектах Российской Федерации, по данным Минюста России, числится религиозных организаций: Русской Православной Церкви – 53%. Общая численность православных в стране составляет, по разным оценкам, 70 – 80 млн. чел. Подавляющее большинство из них относятся к самой многочисленной деноминации России – Русской Православной Церкви, представленной практически во всех регионах страны. На втором месте протестанты – 17,8%. Далее следуют: исламисты – 14,9%, католики – 1,3%, старообрядцы – 1,2%, иудеи – 0,9%, буддисты – 0,9%, прочих – 10,1%.

3. Социальные движения и социальные изменения

   

Социальные движения представляют собой совокупность усилий, действий направленных на поддержание социальных изменений и против них.

Социальные движения – это массовые коллективные действия по реализации специфических интересов и целей (движение рабочее, крестьянское, экологическое, национально-освободительное, женское, молодежное и др.). (Слайд № 19)

Все социальные движения вызваны чувством недовольства существующим социальным устройством, заведенным порядком вещей. Это обусловлено двумя причинами:

объективными событиями и ситуациями;

стандартами, по которым  люди оценивают эти события или ситуации. Эти стандарты формируются на основе культурных ценностей или норм (равенство и справедливость).

Недовольство возникает в результате несоответствия между объективными условиями и представлениями о том, какими они должны быть. 

Социальные движения включают огромное количество людей, мобилизованных для отстаивания социальных изменений или сопротивления им. Они представляют собой самую организованную и массовую форму поведения больших групп (социальные революции, религиозные реформации). Большинство людей участвуют в движениях  не прямо. Они симпатизируют и поддерживают программу движения, не участвуя в формальных организациях.

Социальные движения могут продолжаться многие годы и даже десятилетия. Движение за отмену рабства негров (аболиционизм) началось в конце XVIII в., закончилось в конце ХХ в. Многие политические партии начинали путь как общественные движения.

 

Типология социальных движений

В обществе существует множество социальных движений. Одни требуют запрета продажи спиртного, другие легализации проституции, третьи защиты окружающей среды и т.д. Классифицировать социальные движения довольно трудно, так как одно движение может быть лишь промежуточным этапом для другого, несколько движений могут смешаться друг с другом в разные периоды своего развития.

Выделяют следующие разновидности социальных движений по целям. 

Реформаторские движения выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы, без осуществления полной трансформации общества. Для появления таких движений необходимо два условия: участники должны позитивно относиться к существующему порядку в обществе, сосредоточив внимание на отдельных негативных сторонах общественного устройства, возможность  высказать свое мнение и активных действий в поддержку какой-либо реформы.

Регрессивные движения выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам.

Утопические движения  выступают за построение для группы истинных последователей идеального общества.

Революционные движения – это  коренное качественное  преобразование во всех сферах жизни общества, насильственного характера.

Американские исследователи Л. Эдварде и К. Бринтон смогли выделить наиболее типичные стадии успешного развития революционных движений: (Слайд № 20)

накопление глубокого социального беспокойства и неудовлетворенности в течение ряда лет;

неспособность интеллектуалов успешно критиковать существующее положение так, чтобы основная масса населения понимала их;

появление побуждения к активным действиям, к восстанию и социального мифа или системы верований, оправдывающих это побуждение;

революционный взрыв, вызванный колебаниями и слабостью правящей верхушки;

период правления умеренных, которое вскоре сводится к попыткам контроля за различными группами революционеров или к уступкам с целью гашения взрывов страстей в народе;

выход на активные позиции экстремистов и радикалов, которые захватывают власть и уничтожают всякую оппозицию;

период режима террора;

возврат к спокойному состоянию, устойчивой власти и к некоторым образцам прежней предреволюционной жизни.

По такой схеме в целом протекали французская, китайская и, наконец, российская революции.

Условия возникновения и развития социальных движений

Любое социальное движение возникает в недрах общества. Как правило, оно обусловлено теми или иными причинами, способствующими его возникновению. Основными условиями возникновения социальных движений являются: культурные течения, социальная дезорганизация и неудовлетворенность.        (Слайд № 21)

Культурные течения. Изменения в ценностях и нормах поведения людей называют культурными течениями. Культурные течения обеспечивают благоприятные условия для социальных движений, подстегивают и ускоряют их развитие.

Социальная дезорганизация. Социальные движения процветают в изменяющемся, нестабильном обществе. В дезорганизованном обществе индивиды тяготеют к потере культурной основы и устойчивых норм. Широко распространено отчуждение и аномия. Признаки социальной дезорганизации: неуверенность, социальный страх, беспокойство и высокая внушаемость индивидов.

Социальная неудовлетворенность. Общее недовольство людей условиями жизни и системой социальных отношений в данном обществе.

В стабильном обществе очень редко возникают социальные движения. В изменяющемся и постоянно дезорганизованном обществе многие люди ощущают несправедливость и неудовлетворенность.

 

Стадии развития социальных движений

Обычно социальные движения в процессе своего развития проходят четыре стадии.

Стадия беспокойства. Возникновение состояния социального беспокойства: неуверенность в завтрашнем дне, чувство социальной несправедливости.

Стадия возбуждения. Возникает, когда беспокойство фокусируется на определенных условиях, а  причины несчастий и неудач соотносятся с реальными социальными объектами, побуждая к активным действиям. Стадия охватывает незначительный промежуток времени и заканчивается либо активными действиями, либо потерей у людей интереса к этому движению.

Стадия формирования. Возбужденные массы последователей движения ничего не могут создавать и совершать, кроме разрушения, если их энтузиазм не упорядочен и не направлен на достижение строго определенных целей. Возникает ряд деятелей движения, которые систематизируют его активность и идеологию, делают ее ясной и определенной.

Стадия институционализации. Наблюдается во всех долговременных движениях. Движение кристаллизуется в определенных культурных образцах, включая традиции поддержки и защиты интересов его членов. Придает движениям законченность и определенность (разработанные правила, униформа, идеология).

Далеко не все социальные движения институционализируются. Движения, которые превращаются в социальные  институты, закрепляют свое влияние в обществе, становятся его неотъемлемой частью (политические партии). Реакция широких кругов общества оказывает решающее влияние на успех или на неудачу движения. Если широкая публика воспринимает движение как подлинный протест, шансы его поддержки повышаются.  Они снижаются, если на его участников смотрят лишь как на группу нарушителей порядка. Оппозиция со стороны властей в какой-то мере необходима для поддержания боевого духа участников движения. Однако слишком жесткая оппозиция может разрушить движение. Движение может прекратиться на любой стадии своего развития.

 

Факторы, влияющие на участие индивида

в социальных движениях

Основные факторы, влияющие на участие индивидов в движениях: (Слайд № 22)

Мобильность. Постоянно перемещающиеся в обществе индивиды имеют мало шансов для укоренения в социальной группе и интеграции в жизнь общества. 

Маргинальность. Люди, находящиеся на границе двух или более социальных миров, не входящие полностью ни в один из них (эмигранты, дети смешанных браков, лица, обращенные в новую религию). 

Социальная изоляция. Личности и группы изолированные от общества более восприимчивы к массовым движениям. 

Изменение социального статуса. Усиливает восприимчивость индивида, обостряет чувство социальной несправедливости. Наиболее значимая причина – постоянная угроза экономической безопасности и социальному статусу. 

Потеря семейных связей. Активность в социальном движении отнимает много  времени, сил и становится серьезной помехой в семейной жизни. 

Личностная неустроенность.  Неустроенность в личной жизни часто приводит людей  в ряды социальных движений. При изучении социального состава и установок экстремистских социальных движений, было отмечено, что невротиков, неустроенных, неуравновешенных людей привлекают не идеи социального движения, а поиски  единения с себе подобными, принадлежности к группе, которые снижают чувство страха, беспомощности и изоляции. Во многих движениях большинство составляют люди, принимающие его идеи и стремящиеся через него достичь свои цели. 

Социальные движения служат одним из способов изменения общества. Трудно точно предсказать развитие и результаты любого движения. При этом  нельзя рассчитывать на некие нерушимые правила. В период своего существования социальное движение может развиваться в любом из нескольких направлений от обновления до застоя.

 

Социальные изменения

Социальное изменение -  это любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нем образцов поведения.  (Слайд № 23)

Социальное изменение это изменение способа организации самого общества.

Изменения сопровождают нас повсюду: в семье, студенческой группе, в армии и образовании, культуре и науке. Ими охвачены все сферы жизнедеятельности общества, они происходят на всех уровнях социальной структуры. Социологи выделяют несколько уровней социальных изменений:

межличностные отношения (в структуре и функциях семьи);

малые и большие социальные группы (состав рабочего класса, крестьянства, возникновение новых социальных групп – предприниматели);

организации и институты (постоянные изменения в сфере образования и науки);

глобальный уровень (миграционные процессы, экологическая угроза).

 

Причины социальных изменений

Основными причинами, вызывающими социальные сдвиги, являются  - рост населения, окружающая среда, перемены в области технологии и культуры, а также социальные движения.

Население. Огромный рост населения за последние десятилетия стал угрозой для выживания значительной части человечества. Улучшение медицинского обслуживания, жилищных условий и питания способствуют снижению уровня смертности и возрастанию продолжительности жизни. В то время как многие сравнительно бедные народы мира стараются предотвратить массовый голод.

Окружающая среда. Стихийные бедствия (наводнения, ураганы, извержения вулканов и засухи) могут вызвать значительные изменения социальных структур. Неурожай, вызванный этими явлениями, воздействует на экономику и становится причиной социальных конфликтов. Стихийные бедствия могут вызвать миграцию населения, разрушение сложившихся сельскохозяйственных структур. Загрязнение воздуха часто является причиной миграции населения в другие районы страны.

Технология. Технические изобретения могут также являться причиной глубоких социальных перемен. Появление автомобилей, самолетов полностью изменило окружающий мир. Развитие промышленности привело к истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды. Развитие медицины полностью избавило человечество от таких еще недавно неизлечимых болезней, как оспа, холера.

Культура. Овладение новыми знаниями, изменение верований, ценностей и выразительных средств культуры способствует переменам в обществе. Научные открытия становится источниками передовых технологий. Новые верования и ценности, могут стать источником перемен (например, появление и утверждение протестантизма (с его установкой на усердный труд и  будущее вознаграждение) способствовало созданию благоприятных условий для развития капитализма в Европе).

Социальные движения. Социальные движения также являются мощным источником перемен. Борьба за отмену торговли рабами, права голоса, гражданские права, улучшение положения женщин – лишь некоторые из движений, оказавшие влияние на развитие общества.

Социальные изменения носят противоречивый и взаимообусловленный характер. Индустриально развитые страны обрели огромные богатства, улучшили здоровье населения, овладели новыми знаниями и технологиями, но в свою очередь породили такие проблемы как опасность разрушения окружающей среды и истощение ресурсов, от которых зависит дальнейшее развитие человечества.

 

Типология социальных изменений

По своему характеру, внутренней структуре, степени влияния на общество социальные изменения можно подразделить на две большие группыэволюционные и революционные социальные изменения. (Слайд № 24)

Эволюционные социальные изменения. Они представляют собой изменения частичные, постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые, постоянные тенденции.  Все сферы жизнедеятельности общества подвержены в той или иной степени эволюционным изменениям – хозяйственная жизнь, различные общности, политические и организационные структуры, системы ценностей и др.

Эволюционные изменения могут быть как сознательно организованными, так и стихийными.

К сознательно организованным изменениям относятся социальные реформы (реформа 1861 года об отмене крепостного права, реформы П.А. Столыпина).

Примером стихийных изменений являются: увеличение продолжительности жизни, общее уменьшение числа неграмотных и т.п.

Эволюционные изменения это процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система.

Революционные социальные изменения. Это изменения радикальные, предполагающие коренную ломку социального объекта, они всеобщие, опираются, как правило, на насилие.

Исторический опыт свидетельствует, что революционные изменения нередко способствуют более эффективному решению назревших социальных проблем, интенсификации экономических, политических и духовных процессов, активизации масс населения – ускорению преобразований в обществе. Свидетельством этого является целый ряд социальных революций в Европе, Америке и других регионах за последние два-три столетия.

Источниками социальных изменений могут быть экономические, политические и социальные (взаимодействие между разными социальными институтами, структурами, общностями) причины.

 

Модернизация и ее сущность

Категорией «модернизация» в мировой социологии обозначается переход от доиндустриального общества к индустриальному и далее к постиндустриальному. Само слово «модернизация» в русском языке означает «осовременивание» и представляет собой процесс усовершенствований, которые делают общество соответствующим современным требованиям на основе отказа от старых форм и поиска новых, внедрения инноваций, приводящих к существенным изменениям социальных процессов.  (Слайд № 25)

Теория модернизации появилась на свет после второй мировой войны, когда в результате освобождения колоний возникли проблемы взаимодействия Запада с освободившимися странами. Западные социологи и политологи полагали, что эти страны в ближайшие годы должны повторить путь Запада. Однако время показало утопичность и даже опасность подобных преобразований для этих молодых государств. В последнее время термин «модернизация» понимается расширенно, и многие специалисты говорят о трех волнах модернизации.

Первая волна модернизации относится к самому Западу, в котором в конце XVIII-XIX вв. произошли важные преобразования: усиление ответственности государства на основе принципа разделения власти; расширение избирательного права вплоть до всеобщего (сначала для мужчин, а потом и для женщин); возникновение массовых общественных движений, партий на постоянной основе как конкурентоспособных организаций; кристаллизация основ гражданского общества, уважающего мнение и собственность индивида; становление массовой, не подверженной жесткому контролю государства печати.

Вторая волна модернизации коснулась развивающихся стран и ныне совершенно ясно, что она протекает далеко не по тем критериям и не с той скоростью, что первая волна.

Третья волна затронула сам Запад, вошедший в этап постиндустриальной экономики с 80-х гг. ХХ в. Эта постмодернизация имеет следующие характеристики: балансирование между бюрократизацией госструктур, усиленной этатизацей и хозрасчетными принципами государственного менеджмента; усиление избирательного абсентеизма и политической индифферентности; кризис традиционных политических партий; нарушение механизма разделения властей; гипертрофированность роли СМИ в политическом процессе.

Ядром теории модернизации является обоснование общей модели глобального процесса цивилизации, путем описании характера и направлений перехода от традиционного к современному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем. В своем генезисе теория модернизации прошла три этапа: 50-60-е гг., 60-70-е гг. и 80-90-е гг. ХХ в. (Слайд № 26)

Первый этап (50-60-е гг. ХХ в.) развития теории основывался на понятии «универсализм» и рассматривал модернизацию всех стран и народностей как универсальное явление, имеющее одно направление (вестернизация, т.е. копирование западных устоев во всех областях жизни), одни и те же стадии и закономерности.

Основными чертами теории модернизации первого этапа были телеологизм (истолкование явлений действительности как существующих по «промыслу божию» для и во имя исполнения каких-то заранее предуготовленных ролей, например, вода и земля служат растениям, растения в свою очередь служат скоту и т.д. вверх по иерархической лестнице) и евроцентризм, точнее американоцентризм (провозглашает превосходство европейских народов и западноевропейской цивилизации над другими народами и цивилизациями в культурной сфере, превосходство образа жизни европейских народов, а также их особую роль в мировой истории).

Сам термин «модернизация» в таком контексте стал означать одновременно два состояния: во-первых, стадию общественных преобразований, во-вторых, процесс перехода освободившихся государств к состоянию современных обществ. 

Модернизация на первом этапе развития теории сводилась к следующему: демократизация развивающихся стран по западному образцу (образование или усиление национальных государств, создание представительных органов власти, разделение властей, введение института выборов); изменение системы ценностей (развитие индивидуальных ценностей) и способов легитимации власти (традиционные способы должны вытесняться современными). 

В ходе первого этапа развития теории были выделены благоприятные и неблагоприятные факторы, оказывающие воздействие на процесс модернизации в развивающихся странах.

К благоприятным относились: успешное социально-экономическое развитие стран «третьего мира», их активное сотрудничество с развитыми государствами (Западной Европы и США).

К неблагоприятным факторам причисляли: сохранение элементов традиционного общества, нежелание правящих элит поступиться своими интересами ради обновления страны, неграмотность, отсутствие рационального сознания у большинства населения, существование традиционных социальных слоев и сектора производства.

Однако политические события 60-х гг. ХХ в. продемонстрировали несовершенство существующей теории модернизации и необходимость ее дальнейшей доработки. Эти события вызвали волну критики, которую условно можно разделить два направления: 

радикальная критика модернизации, которая осуществлялась в основном представителями развивающихся стран, а также левого движения 60-х гг.  ХХ в. в Западной Европе (считая, что теория модернизации оправдывает колонизацию, они выступали против западной экспансии и за антимодернизацию); 

критика модернизации, развиваемая в рамках «теории отсталости», которая организовывалась в основном левыми радикалами западных и некоторых развивающихся стран (критикуя теорию модернизации за упрощение картины развития, за недостаточный учет специфики рассматриваемых обществ, особенности культуры и т.д., они считали, что модернизация по западному образцу ведет к консервации, отсталости, зависимости, нарушению экономической структуры, разрушению экологической среды и социальным конфликтам). 

Второй этап (60-70-е гг. ХХ в.) развития теории характеризуется появлением новых трактовок, основанных на разнообразных факторах политического, социального и экономического развития, отходом от евроцентризма.

Основное внимание в ходе этапа было сосредоточено на проблеме стабильности развития как предпосылки для социально-экономического прогресса. В ходе этого этапа сформировалось два основных направления, представители которых давали разные ответы на вопрос о факторах стабильности: консервативное и либеральное. 

Представители консервативного направления (С. Хантингтон, Дж. Нельсон, X. Линц и др.) считали, что главной проблемой модернизации является конфликт между мобилизованностью населения, его включенностью в политическую жизнь и институционализацией, наличием необходимых структур и механизмов для артикулирования и агрегирования их интересов. В то же время, по их мнению, неподготовленность масс к управлению, неумение использовать институты власти, а, следовательно, и неосуществимость их ожиданий от включения в политику также способствуют дестабилизации политического режима. 

Представители либерального направления (Р. Даль, Г. Алмонд, Л.  Пай и др.) под основным содержанием модернизации понимали формирование открытой социальной и политической системы путем интенсификации социальной мобильности и интеграции населения в политическое сообщество. Главным критерием модернизации, по их мнению, является степень вовлеченности населения в систему представительства, а условием успешной модернизации - обеспечение стабильности, порядка (с помощью диалога между элитой и населением) и мобилизации масс.

В ходе второго этапа развития теорий модернизации сформировались предпосылки для более сложного понимания этого явления, отвергающего однозначное противопоставление современности и традиционности в общественном развитии. Многие авторы теории модернизации стали полагать, что модернизация, напротив, предполагает не искоренение традиционности, а развитие с использованием традиции, которая определяет сам характер модернизационного процесса, а также выступает его стабилизирующим фактором.

Третий этап (80-90-е гг. ХХ в.) развития теории основывался на распространении идеи о несостоятельности строгого противопоставления традиции и современности.

Во второй половине 80-х гг. ХХ в. получила свое развитие концепция «модернизации в обход модернити», т.е. концепция развития, основанного на сохранении социокультурных традиций без навязывания чуждых (западных) образцов (А. Абдель-Малек, А. Турен, С. Хантингтон, Ш. Эйзенштадт и др.). В рамках этой концепции появились термины «контрмодернизация» (альтернативный вариант модернизации по незападному образцу) и «антимодернизация» (активное противодействие этому процессу).

Основными критериями модернизации считались следующие: образование централизованных государств, управляемых на основе разумного принципа разделения властей; включения широких масс населения в политический процесс; установление демократии, с сопутствующими ей институтами; формирования осознанных интересов различных общественных групп.

В зависимости от используемого механизма модернизации выделяют следующие ее типы: (Слайд № 27)

Органическая (первичная) составляет момент собственного развития общества и подготавливается ходом предшествующей эволюции. Ее начало охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации и т.д. (переход Англии от традиционного общества к индустриальному в результате промышленной революции XVIII в. и экономический рывок, достигнутый американским обществом за счет внедрения в производство фордизма в первой четверти ХХ в.).

Неорганическая (вторичная) представляет ответ на внешний вызов со стороны более развитых обществ. Это способ «догоняющего» развития, используемый с целью преодолеть отсталость. Неорганическая модернизация начинается не с культурных изменений, не с перемен в общественном сознании, а непосредственно с экономики и политики, идет «сверху» в противоположность органической модернизации, осуществляемой «снизу». В таких условиях принципы модернизации не успевают проникнуть в сознание подавляющего большинства населения, не получают прочной социальной опоры (Россия - петровские реформы XVIII в., серия реформ при Александре II, сталинская индустриализация во второй половине 20-х и в 30-е гг. ХХ в., перестройка, начавшаяся в 1985 г., экономические реформы 90-х гг. ХХ в.).

Существуют и другие, более расширенные типологии, которые, например, выделяют три типа политической модернизации: эндогенная, осуществляемая на собственной основе (Европа, США и т.п.); экзогенная осуществляемая на основе заимствований при отсутствии собственных оснований; эндогенно-экзогенная, осуществляемая на собственной основе, равно как и на основе заимствований (Россия, Турция, Греция и т.д.). 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83446. Норми міжнародного права 36.15 KB
  Міжнародно-правові норми поділяються на універсальні ~ норми міжнародного права, що встановлюються усією міжнародною спільнотою і адресуються усім субєктам міжнародного права, та норми регіональні (локальні)...
83447. Імплементація норм міжнародного права 37.07 KB
  Буткевич моністичні концепції співвідношення двох правопорядків припускають пряму дію норм міжнародного права в національній правовій системі В інших концептуальних напрямках по різному пояснюється суть процесу виконання міжнародноправових норм у внутрішньодержавній сфері. Механізм дії національного права непридатний для регулювання міжнародних відносин а міжнародне право не здатне регулювати внутрішньодержавні взаємини. Лукашуком процес входу норм міжнародного права в правову систему називається імплементація.
83448. Поняття основних принципів міжнародного права 36.28 KB
  Основні принципи міжнародного права це система основоположних норм міжнародного права які регулюють відносини між його суб’єктами і є критерієм правомірності міжнародних правотворчого і правозастосовчого процесів дійсності інших міжнародноправових норм. Не всі принципи міжнародного права є універсальними нормами. Існують також регіональні принципи принцип непорушності державних кордонів партикулярних локальних принципів міжнародного права.
83450. Функції основних принципів міжнародного права 32.08 KB
  Лукашуком основними функціями принципів міжнародного права є: 1 . Сприяння становленню і розвитку системи міжнародного права як безпосередньо так і шляхом об’єднання норм інститутів і галузей навколо власних загальнообов’язкових правил. Закріплення основних прав обов’язків і законних інтересів суб’єктів міжнародного права визначення основ їх взаємодії шляхом встановлення правових статусів.
83451. Перелік основних принципів міжнародного права. Нормативний зміст основних принципів міжнародного права 38.27 KB
  Нормативний зміст основних принципів міжнародного права Відповідно до принципу незастосування сили або погрози силою всі держави зобовязані утримуватися від погрози силою або її застосування проти територіальної недоторканості та політичної незалежності інших держав або будьяким іншим чином несумісним з цілями ООН. До нормативного змісту принципу також включається: заборона окупації території іншої держави у порушення норм міжнародного права; заборона актів репресалій пов\'язаних із застосуванням сили; надання державою своєї території...
83452. Поняття та види субєктів міжнародного права 36.75 KB
  У міжнародному праві немає норми яка б містила вичерпний перелік субєктів міжнародного права. Єдиним джерелом в якому згадуються субєкти міжнародного права є стаття 3 Віденської конвенції про право міжнародних договорів 1969 р. Конвенція не застосовується до міжнародних угод укладених між державами та іншими субєктами міжнародного права або між такими іншими суб\'єктами міжнародного права.
83453. Поняття та зміст міжнародної правосубєктності 33.66 KB
  Зміст міжнародної правосубєктності залежить від виду субєкта міжнародного права. Найширший він у держав, міжнародна правосубєктність якихєуніверсальною (повною) тавключаєздатністьдо:
83454. Обмеження міжнародної правосубєктності 37.78 KB
  Ці території характеризувалися обмеженням або відсутністю суверенітету а звідси міжнародної правосуб\'єктності. Колонії це залежні території що знаходяться під владою іноземної держави метрополії без самостійної політичної та економічної влади управління якими здійснюється в особливому порядку. В залежності від ступеню самоврядування колонії поділялися на: самоврядні колонії домініони які пройшли розвиток від повної відсутності міжнародної правосуб\'єктності до часткової правосуб\'єктності а згодом й до повної правосуб\'єктності;...