85275

С. Николаев «Почему «под-ушка», а не «под-голова» или немножко словесной эквилибристики». Я. Козловский «О словах разнообразных, одинаковых, но разных». Спустя рукава

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Познакомить со статьями С. Николаева, Я. Козловского; учить понимать логическое и образное содержание, находить главное, ориентироваться в тексте; продолжить формирование коммуникативных компетенций, познавательных умений детей, развивать критическое мышление, познавательные процессы в их взаимосвязи...

Русский

2015-03-24

46.5 KB

0 чел.

Чтение

Тема. С. Николаев «Почему «под-ушка», а не «под-голова» или немножко словесной эквилибристики». Я. Козловский «О словах разнообразных, одинаковых, но разных». Спустя рукава.

   Цель. Познакомить со статьями С. Николаева, Я. Козловского; учить    понимать логическое и образное содержание, находить главное, ориентироваться в тексте; продолжить формирование коммуникативных компетенций, познавательных умений детей, развивать критическое мышление, познавательные процессы в их взаимосвязи; навыки самостоятельной творческой работы с литературой; воспитывать потребность системного чтения, самопознания и общекультурного развития.

Оборудование. Предметные рисунки; ключевые слова; карточки с заданиями «Лингвистическая игра».

Ход урока

 I. Организационный момент.

П. Психологический настрой.

Ребята, настраиваемся на рабочий лад. Глаза смотрят и всё видят.

Уши слушают и всё слышат.

 Голова думает.

Мы стараемся, обучаемся.

Ребята, давайте постараемся, чтобы наш урок получился интересным, поучительным. Мне хочется, чтобы ваше хорошее настроение сохранилось на протяжении всего урока. Улыбнёмся друг другу.

III. Речевая разминка (гимнастика органов речи).

Что просит сказать доктор, когда смотрит горло?

Как капают дождевые капельки?

Как поют комарики?

Давайте задуем свечку?

Как квакает лягушка?

-Надуйте воздушный шар.

         -Как выходит воздух из воздушного шара?

          -Молодцы!

-А теперь давайте с вами вспомним скороговорку:

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать  

Всё правильно и внятно

Чтоб было всё понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно

Чтоб было всем понятно!

IV. Проверка домашнего задания

  •  Выборочное чтение.
  •  Когда возник наш язык?
  •  Почему одна из наших птиц называется кукушкой?
  •  Как эта птица названа у разных народов?
  •  О какой птице шла речь на предыдущем уроке? (о зинзивере-синичке)

Ребята, а кто из вас подобрал слова и сможет объяснить их

значение (происхождение) - Заслушивание ответов.

Молодцы! Вы отлично подготовили домашнее задание! И сейчас мы немного отдохнем.

V. Мотивация учебной деятельности. Игра «Интересные слова».

1. Прочитайте слова слева направо: кот, нос, шёлк, топор, шорох, ау. - --А теперь - справа налево. Что изменилось?

2. Среди данного ряда слов найти и прочитать слова, звучание и значение которых не изменяется как при чтении слева направо, так и наоборот.

Роза, дерево, Ада, собака, казак, заказ, рак, снегирь, потоп, боб, комок.

Как вы думаете, как появились эти слова в нашем языке?

  1.  Сообщение темы и цели урока.

           Сегодня мы узнаем о науке, которая занимается изучением происхождения слов. Будем самостоятельно учиться составлять новые слова. Познакомимся со статьёй С. Николаева «Почему «под-ушка», а не «под-голова», или немножко словесной эквилибристики», со стихотворением Я. Козловского «О словах...», постараемся объяснить устойчивые выражения.

  1.  Первичное восприятие и осознание нового материала.

1. Лексическая работа. «Мозговая атака».

Знаете ли вы, что такое эквилибристика? (Подгот.  ребенок объясняет значение слова).

Давайте произнесём это слово вместе.

Выяснение значения слова жонглировать.

2.Физкультминутка

           3. Составление ассоциативного куста с центральным словом подушка.

 4.Чтение статьи С. Николаева «Почему «под-ушка», а не «под-голова»...» (с. 66-67 учебника).

Послушайте статью о словесной эквилибристике.

Какая наука занимается изучением происхождения слов? Этимология.

Давайте произнесём это слово вместе.

В какую игру играл Петя и его сестра?

5.Беседа по содержанию статьи.

Что означает слово эквилибристика?

Объясните слово «подушка». Найдите и прочтите об этом в статье.

От какого слова оно произошло?

Происхождение какого слова еще объясняется в статье? Прочтите об  этом.

-Прочитайте последний абзац статьи. Попытайтесь ответить на этот

вопрос.

  1.  Соревнование «Юные лингвисты». Лингвистика - от латинского слова «linga» - язык, языкознание.

Работа в группах.

Задание 1.

«Из двух слов составить одно».

Верх + ушка = верхушка

                              Вол + окно = волокно

           Задание 2.

          «Переставь слоги - получи новое слово».

Скала - ласка

Насос - сосна

Камыш — мышка

Осёл - село

Рыба - рабы (бары).   Задание 3.

«Как много слов»

Из слова леопард составить как можно больше слов.

Дело, поле, пар, репа, орел, депо, драп, дар, пол, род, лед -11 слов.

Задание 4.

«Как много слов!»

Из слова лестница составить новые

слова.

Лес, наст, стена, лиса, тис 5 слов.

Задание 5.

«Из одного слова составить два»

Призрак (приз + рак), вышли (вы + шли), волосинка (вол + осинка), фантазия (фант + Азия), фасоль (фа + соль), феникс(фен + икс), шарманка (шар + манка), ворона (вор + она), горловина (горло + вина).

 Задание 6.

«Угадай слово»

  1.  Здание, помещение для хранения книг и выдачи читателям книг. (Библиотека)
  2.  Сшитые листы бумаги в обложке, на которых ребята выполняют домашнее задание. (Тетрадь)

3. Сумка с застёжкой и ручкой для ношения книг, тетрадей. (Портфель).
Знаете ли вы?  Почти все слова, которые начинаются на букву а, пришли к нам из других языков. Акварель, абрикос, алфавит, арбуз, апрель, автомобиль, агроном, аптека, алгебра, актив, апельсин, архив и др.

IX. Знакомство со стихотворением Я. Козловского «О словах разнообразных...»

а) самостоятельное чтение стихотворения;

б) работа по вопросам и заданиям учебника (стр. 68);

в) лексическая работа:

Чудно - замечательно; чудно - странно.

Окуни - пресноводная рыба; окуни - погрузить в жидкость.

Мука - страдание; мука - хлебные зёрна и. т. д.

г) выразительное чтение стихотворения.

7.Чтение статьи «Спустя рукава» (стр. 68 учебника)

      -О ком говорят, что он работает спустя рукава?

     -Как появилось это устойчивое выражение?

8.Работа по иллюстрации (стр. 68)

     -Кто изображён на рисунке?

     -Как он одет?

     -Какое у него настроение?

 -Почему у него такое настроение?

9.Чтение и объяснение устойчивых выражений.

Не покладая рук. Раз — два и готово. Как на пожар. Сидеть, сложа руки и. т. д.

X. Итог урока.

Вот и подходит наш урок к концу. Беседа.

  1.  - Что интересного вы узнали сегодня на уроке?

Какие устойчивые выражения вы запомнили?

Что они означают?

Какие ещё выражения вы знаете?

  1.  Оценивание.

XI. Домашнее задание.

  1.  стр. 67 - 68 выразительное чтение;
  2.  подготовит пары слов, которые пишутся одинаково;
  3.  подготовить сообщение о своём имени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22279. ТУБУЛОПАТИИ. Острая тубулопатия или острый некротический нефроз 36 KB
  Макро: почки увеличены набухшие отечные корковый слой бледносерый мозговой – темнокрасный. Больные чаще всего погибают в первые две стадии от уремии но с помощью искусственной почки большинство больных можно спасти. ПИЕЛОНЕФРИТ Определение: пиелонефрит – это воспалительное бактериальное заболевание с поражением лоханки пиелит и межуточной ткани почки. нисходящий гематогенный механизм – возбудитель попадает в почки из первичного внепочечного очага воспаления ангина пневмония и т.
22280. ХРОНИЧЕСКИЕ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЛЕГКИХ (ХНЗЛ) 41 KB
  Классификация ХНЗЛ В группу ХНЗЛ входят следующие болезни: Хронический бронхит Бронхоэктазы Хроническая пневмония Эмфизема легких Хронический абсцесс легкого Пневмосклероз Интерстициальные болезни легких ИБЛ. Выделяют 3 патогенетические механизма ХНЗЛ: Бронхитогенный механизм – в основе хронический бронхит и его осложнения бронхоэктазы пневмосклероз эмфизема. Исходы и осложнения: бронхоэктаз Эмфизема Пневмосклероз. ЭМФИЗЕМА ЛЕГКИХ Определение: эмфизема – это повышенное содержание воздуха в легких и увеличение их...
22281. Эндокринопатии Клинико-морфологические формы 24 KB
  По гистологическому строению зоб бывает колллоидным макрофолликулярным микрофолликулярным и смешанным и паренхиматозным Клиникоморфологические формы зоба: Эндемический зоб возникающий в определенных местах где мало йода в воде. Спорадический зоб появляется в молодом возрасте и у взрослых. Базедов зоб базедова болезнь – названа по фамилии немецкого врача – Базедов.
22282. БОЛЕЗНИ ПЕЧЕНИ 40.5 KB
  ГЕПАТОЗЫ – это болезни печени характеризующиеся дистрофией и некрозом гепатоцитов. ГЕПАТИТЫ – заболевания печени в основе которого лежит воспаление проявляющееся как в дистрофии и некрозе гепатоцитов так и в клеточной инфильтрации стромы. ОПУХОЛИ – болезни печени с развитием в ткани печени опухолевого процесса первичного или вторичного происхождения метастазы в печени.
22283. БОЛЕЗНИ ПОЧЕК (НЕФРОПАТИИ) 35.5 KB
  Гломерулопатии – это заболевания которые характеризуются первичными воспалительными или дистрофическими поражениями клубочков гломерул почек что ведет к нарушению функции фильтрации. Классификация гломерулопатий: гломерулонефриты нефротический синдром амилоидоз почек диабетический гломерулосклероз печеночный гломерулосклероз. Гломерулонефриты – это группа заболеваний почек для которых характерно: двухсторонний процесс воспалительные негнойные поражения клубочков гломерул почечные симптомы – гематурия эритроциты в моче...
22284. ВОЗДУШНО-КАПЕЛЬНЫЕ ИНФЕКЦИИ 35.5 KB
  Все изменения при этой болезни связаны с попаданием токсина в кровь – токсинемией. Экзотоксин всасывается в кровь что ведет к тяжелым общим изменениям со стороны миокарда нервной системы выделительной системы. Местные изменения в миндалинах при фиксации на них стрептококка характеризуются воспалением первичный скарлатинозный аффект с присоединением регионарного лимфаденита первичный скарлатинозный комплекс. Местные изменения в 1й период локализуются в зеве и миндалинах.
22285. ВОСПАЛЕНИЕ. Морфогенез 40.5 KB
  Этилогия Агенты воспаления факторы вызывающие воспаление: биологические агенты – бактерии вирусы иммунные комплексы физические агенты – травмы высокие и низкие температуры химические агенты – токсины и яды бактериальные и не бактериальные яды. Морфогенез Воспаление состоит из трех стадий: альтерация экссудация пролиферация. Гепатит – воспаления печени плеврит – воспаление плевры гастрит – воспаление желудка.
22286. ПРОДУКТИВНОЕ ВОСПАЛЕНИЕ 36 KB
  Виды продуктивного воспаления: межуточное интерстициальное воспаление гранулематозное воспаление воспаление вокруг животных паразитов воспаление с образованием папиллом и кондилом. МЕЖУТОЧНОЕ ВОСПАЛЕНИЕ Определение. ГРАНУЛЕМАТОЗНОЕ ВОСПАЛЕНИЕ Определение.
22287. ГАСТРИТ 44 KB
  По патогенезу: Гастрит типа А аутоиммунный характеризуется поражением фундального отдела желудка Гастрит типа В неиммунный локализуется в антральном отделе желудка. При этой форме происходит атрофия желез желудка. Макро – слизистая желудка бледная тонкая складки сглажены.