85275

С. Николаев «Почему «под-ушка», а не «под-голова» или немножко словесной эквилибристики». Я. Козловский «О словах разнообразных, одинаковых, но разных». Спустя рукава

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Познакомить со статьями С. Николаева, Я. Козловского; учить понимать логическое и образное содержание, находить главное, ориентироваться в тексте; продолжить формирование коммуникативных компетенций, познавательных умений детей, развивать критическое мышление, познавательные процессы в их взаимосвязи...

Русский

2015-03-24

46.5 KB

0 чел.

Чтение

Тема. С. Николаев «Почему «под-ушка», а не «под-голова» или немножко словесной эквилибристики». Я. Козловский «О словах разнообразных, одинаковых, но разных». Спустя рукава.

   Цель. Познакомить со статьями С. Николаева, Я. Козловского; учить    понимать логическое и образное содержание, находить главное, ориентироваться в тексте; продолжить формирование коммуникативных компетенций, познавательных умений детей, развивать критическое мышление, познавательные процессы в их взаимосвязи; навыки самостоятельной творческой работы с литературой; воспитывать потребность системного чтения, самопознания и общекультурного развития.

Оборудование. Предметные рисунки; ключевые слова; карточки с заданиями «Лингвистическая игра».

Ход урока

 I. Организационный момент.

П. Психологический настрой.

Ребята, настраиваемся на рабочий лад. Глаза смотрят и всё видят.

Уши слушают и всё слышат.

 Голова думает.

Мы стараемся, обучаемся.

Ребята, давайте постараемся, чтобы наш урок получился интересным, поучительным. Мне хочется, чтобы ваше хорошее настроение сохранилось на протяжении всего урока. Улыбнёмся друг другу.

III. Речевая разминка (гимнастика органов речи).

Что просит сказать доктор, когда смотрит горло?

Как капают дождевые капельки?

Как поют комарики?

Давайте задуем свечку?

Как квакает лягушка?

-Надуйте воздушный шар.

         -Как выходит воздух из воздушного шара?

          -Молодцы!

-А теперь давайте с вами вспомним скороговорку:

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать  

Всё правильно и внятно

Чтоб было всё понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно

Чтоб было всем понятно!

IV. Проверка домашнего задания

  •  Выборочное чтение.
  •  Когда возник наш язык?
  •  Почему одна из наших птиц называется кукушкой?
  •  Как эта птица названа у разных народов?
  •  О какой птице шла речь на предыдущем уроке? (о зинзивере-синичке)

Ребята, а кто из вас подобрал слова и сможет объяснить их

значение (происхождение) - Заслушивание ответов.

Молодцы! Вы отлично подготовили домашнее задание! И сейчас мы немного отдохнем.

V. Мотивация учебной деятельности. Игра «Интересные слова».

1. Прочитайте слова слева направо: кот, нос, шёлк, топор, шорох, ау. - --А теперь - справа налево. Что изменилось?

2. Среди данного ряда слов найти и прочитать слова, звучание и значение которых не изменяется как при чтении слева направо, так и наоборот.

Роза, дерево, Ада, собака, казак, заказ, рак, снегирь, потоп, боб, комок.

Как вы думаете, как появились эти слова в нашем языке?

  1.  Сообщение темы и цели урока.

           Сегодня мы узнаем о науке, которая занимается изучением происхождения слов. Будем самостоятельно учиться составлять новые слова. Познакомимся со статьёй С. Николаева «Почему «под-ушка», а не «под-голова», или немножко словесной эквилибристики», со стихотворением Я. Козловского «О словах...», постараемся объяснить устойчивые выражения.

  1.  Первичное восприятие и осознание нового материала.

1. Лексическая работа. «Мозговая атака».

Знаете ли вы, что такое эквилибристика? (Подгот.  ребенок объясняет значение слова).

Давайте произнесём это слово вместе.

Выяснение значения слова жонглировать.

2.Физкультминутка

           3. Составление ассоциативного куста с центральным словом подушка.

 4.Чтение статьи С. Николаева «Почему «под-ушка», а не «под-голова»...» (с. 66-67 учебника).

Послушайте статью о словесной эквилибристике.

Какая наука занимается изучением происхождения слов? Этимология.

Давайте произнесём это слово вместе.

В какую игру играл Петя и его сестра?

5.Беседа по содержанию статьи.

Что означает слово эквилибристика?

Объясните слово «подушка». Найдите и прочтите об этом в статье.

От какого слова оно произошло?

Происхождение какого слова еще объясняется в статье? Прочтите об  этом.

-Прочитайте последний абзац статьи. Попытайтесь ответить на этот

вопрос.

  1.  Соревнование «Юные лингвисты». Лингвистика - от латинского слова «linga» - язык, языкознание.

Работа в группах.

Задание 1.

«Из двух слов составить одно».

Верх + ушка = верхушка

                              Вол + окно = волокно

           Задание 2.

          «Переставь слоги - получи новое слово».

Скала - ласка

Насос - сосна

Камыш — мышка

Осёл - село

Рыба - рабы (бары).   Задание 3.

«Как много слов»

Из слова леопард составить как можно больше слов.

Дело, поле, пар, репа, орел, депо, драп, дар, пол, род, лед -11 слов.

Задание 4.

«Как много слов!»

Из слова лестница составить новые

слова.

Лес, наст, стена, лиса, тис 5 слов.

Задание 5.

«Из одного слова составить два»

Призрак (приз + рак), вышли (вы + шли), волосинка (вол + осинка), фантазия (фант + Азия), фасоль (фа + соль), феникс(фен + икс), шарманка (шар + манка), ворона (вор + она), горловина (горло + вина).

 Задание 6.

«Угадай слово»

  1.  Здание, помещение для хранения книг и выдачи читателям книг. (Библиотека)
  2.  Сшитые листы бумаги в обложке, на которых ребята выполняют домашнее задание. (Тетрадь)

3. Сумка с застёжкой и ручкой для ношения книг, тетрадей. (Портфель).
Знаете ли вы?  Почти все слова, которые начинаются на букву а, пришли к нам из других языков. Акварель, абрикос, алфавит, арбуз, апрель, автомобиль, агроном, аптека, алгебра, актив, апельсин, архив и др.

IX. Знакомство со стихотворением Я. Козловского «О словах разнообразных...»

а) самостоятельное чтение стихотворения;

б) работа по вопросам и заданиям учебника (стр. 68);

в) лексическая работа:

Чудно - замечательно; чудно - странно.

Окуни - пресноводная рыба; окуни - погрузить в жидкость.

Мука - страдание; мука - хлебные зёрна и. т. д.

г) выразительное чтение стихотворения.

7.Чтение статьи «Спустя рукава» (стр. 68 учебника)

      -О ком говорят, что он работает спустя рукава?

     -Как появилось это устойчивое выражение?

8.Работа по иллюстрации (стр. 68)

     -Кто изображён на рисунке?

     -Как он одет?

     -Какое у него настроение?

 -Почему у него такое настроение?

9.Чтение и объяснение устойчивых выражений.

Не покладая рук. Раз — два и готово. Как на пожар. Сидеть, сложа руки и. т. д.

X. Итог урока.

Вот и подходит наш урок к концу. Беседа.

  1.  - Что интересного вы узнали сегодня на уроке?

Какие устойчивые выражения вы запомнили?

Что они означают?

Какие ещё выражения вы знаете?

  1.  Оценивание.

XI. Домашнее задание.

  1.  стр. 67 - 68 выразительное чтение;
  2.  подготовит пары слов, которые пишутся одинаково;
  3.  подготовить сообщение о своём имени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33866. Средневековая философия 14.69 KB
  Реализм это учение согласно которому реальностью обладает только общие понятия идеи универсалии. Благодаря этому человеческий разум способен познавать сущность вещей а сущность вещей и есть общие понятия универсалии. Номинализм согласно этому учению общие понятия это только имена названия вещей они не могут существовать вне вещей. Общие понятия могут существовать только в вещах и в нашем разуме благодаря способности абстрагироваться поэтому их называют абстракциями.
33867. Философия эллинистического периода 14.19 KB
  И хотя продолжали существовать и действовать старые философские школы в том числе и основанная Платоном Академия а Аристотелем Ликей наиболее полно и рельефно новые мировоззренческие установки эллинистическиримской эпохи выразили уже новые философские школы – скептицизм эпикуреизм стоицизм и неоплатонизм.
33868. Патристика 15.27 KB
  Самым ярким представителем патристики был Аврелий Августин. Августин 354 430 выдающийся мыслитель. Августин считал достойным познания такие объекты как Бог и душа: бытие Бога возможна вывести из самосознания человека т. Душа согласно Августину нематериальная субстанция отличная от тела а не простое свойство тела.
33869. Схоластика 13.82 KB
  Номиналисты Оккан Иоанн Дунс Скотт утверждали что реально существуют только единичные вещи общие понятия являются именами этих вещей и самостоятельно не существуют. утверждали что общие понятия существуют объективно и до вещей. Номиналисты Оккан Иоанн Дунс Скотт утверждали что реально существуют только единичные вещи общие понятия являются именами этих вещей и самостоятельно не существуют. утверждали что общие понятия существуют объективно и до вещей.
33870. Взаимоотношения с развивающимися странами 62 KB
  СССР заботясь об укреплении своих позиций в освободившихся странах оказывал им активную материальную и военную помощь. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией 1956 г. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области экономики науки и культуры. К концу 50х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.
33872. Политическая жизнь страны во второй половине 60-х - первой половине 80-х гг 26 KB
  Снова установлено коллективное руководство – 1й секретарь Брежнев председатель СМ – Косыгин. Отставка Хрущева сопровождалась кадровыми переменами Договорщики: Подгорный – секретарь ЦК Шелест – член Президиума КЦ Шелепин – член Президиума секретарь ЦК председатель комитета партийного контроля Суслов – секретарь ЦК по идеологии.
33873. Общественная жизнь страны во второй половине 60-х – первой половине 80-х гг. Диссидентское движение 38 KB
  Национальное сознание развивалось в очень неблагоприятных условиях в условиях идеалогического диктата причем монодиктата в условиях политического диктата. 60ники : романтики в условиях Хрущеавской оттепели высшее достижение общественной жизни было: 1. 70ники : формировались в других условиях приспособленцы карьеристы циники космополиты. В условиях застоя был неизбежен рост различных форм протеста среди населения.
33874. Экономи́ческая рефо́рма 1965 г. в СССР 103 KB
  в СССР в СССР известна как Косыгинская реформа на Западе как реформа Либермана реформа управления народным хозяйством и планирования осуществлённая в 1965 1971 гг. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Традиционно проведение реформы связывали с усложнением экономических связей что снижало эффективность директивного планирования в 1966 промышленность СССР включала более трёхсот отраслей 47 тыс. Струмилин эксперты Госплана СССР руководители предприятий и др.