85275

С. Николаев «Почему «под-ушка», а не «под-голова» или немножко словесной эквилибристики». Я. Козловский «О словах разнообразных, одинаковых, но разных». Спустя рукава

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Познакомить со статьями С. Николаева, Я. Козловского; учить понимать логическое и образное содержание, находить главное, ориентироваться в тексте; продолжить формирование коммуникативных компетенций, познавательных умений детей, развивать критическое мышление, познавательные процессы в их взаимосвязи...

Русский

2015-03-24

46.5 KB

0 чел.

Чтение

Тема. С. Николаев «Почему «под-ушка», а не «под-голова» или немножко словесной эквилибристики». Я. Козловский «О словах разнообразных, одинаковых, но разных». Спустя рукава.

   Цель. Познакомить со статьями С. Николаева, Я. Козловского; учить    понимать логическое и образное содержание, находить главное, ориентироваться в тексте; продолжить формирование коммуникативных компетенций, познавательных умений детей, развивать критическое мышление, познавательные процессы в их взаимосвязи; навыки самостоятельной творческой работы с литературой; воспитывать потребность системного чтения, самопознания и общекультурного развития.

Оборудование. Предметные рисунки; ключевые слова; карточки с заданиями «Лингвистическая игра».

Ход урока

 I. Организационный момент.

П. Психологический настрой.

Ребята, настраиваемся на рабочий лад. Глаза смотрят и всё видят.

Уши слушают и всё слышат.

 Голова думает.

Мы стараемся, обучаемся.

Ребята, давайте постараемся, чтобы наш урок получился интересным, поучительным. Мне хочется, чтобы ваше хорошее настроение сохранилось на протяжении всего урока. Улыбнёмся друг другу.

III. Речевая разминка (гимнастика органов речи).

Что просит сказать доктор, когда смотрит горло?

Как капают дождевые капельки?

Как поют комарики?

Давайте задуем свечку?

Как квакает лягушка?

-Надуйте воздушный шар.

         -Как выходит воздух из воздушного шара?

          -Молодцы!

-А теперь давайте с вами вспомним скороговорку:

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать  

Всё правильно и внятно

Чтоб было всё понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно

Чтоб было всем понятно!

IV. Проверка домашнего задания

  •  Выборочное чтение.
  •  Когда возник наш язык?
  •  Почему одна из наших птиц называется кукушкой?
  •  Как эта птица названа у разных народов?
  •  О какой птице шла речь на предыдущем уроке? (о зинзивере-синичке)

Ребята, а кто из вас подобрал слова и сможет объяснить их

значение (происхождение) - Заслушивание ответов.

Молодцы! Вы отлично подготовили домашнее задание! И сейчас мы немного отдохнем.

V. Мотивация учебной деятельности. Игра «Интересные слова».

1. Прочитайте слова слева направо: кот, нос, шёлк, топор, шорох, ау. - --А теперь - справа налево. Что изменилось?

2. Среди данного ряда слов найти и прочитать слова, звучание и значение которых не изменяется как при чтении слева направо, так и наоборот.

Роза, дерево, Ада, собака, казак, заказ, рак, снегирь, потоп, боб, комок.

Как вы думаете, как появились эти слова в нашем языке?

  1.  Сообщение темы и цели урока.

           Сегодня мы узнаем о науке, которая занимается изучением происхождения слов. Будем самостоятельно учиться составлять новые слова. Познакомимся со статьёй С. Николаева «Почему «под-ушка», а не «под-голова», или немножко словесной эквилибристики», со стихотворением Я. Козловского «О словах...», постараемся объяснить устойчивые выражения.

  1.  Первичное восприятие и осознание нового материала.

1. Лексическая работа. «Мозговая атака».

Знаете ли вы, что такое эквилибристика? (Подгот.  ребенок объясняет значение слова).

Давайте произнесём это слово вместе.

Выяснение значения слова жонглировать.

2.Физкультминутка

           3. Составление ассоциативного куста с центральным словом подушка.

 4.Чтение статьи С. Николаева «Почему «под-ушка», а не «под-голова»...» (с. 66-67 учебника).

Послушайте статью о словесной эквилибристике.

Какая наука занимается изучением происхождения слов? Этимология.

Давайте произнесём это слово вместе.

В какую игру играл Петя и его сестра?

5.Беседа по содержанию статьи.

Что означает слово эквилибристика?

Объясните слово «подушка». Найдите и прочтите об этом в статье.

От какого слова оно произошло?

Происхождение какого слова еще объясняется в статье? Прочтите об  этом.

-Прочитайте последний абзац статьи. Попытайтесь ответить на этот

вопрос.

  1.  Соревнование «Юные лингвисты». Лингвистика - от латинского слова «linga» - язык, языкознание.

Работа в группах.

Задание 1.

«Из двух слов составить одно».

Верх + ушка = верхушка

                              Вол + окно = волокно

           Задание 2.

          «Переставь слоги - получи новое слово».

Скала - ласка

Насос - сосна

Камыш — мышка

Осёл - село

Рыба - рабы (бары).   Задание 3.

«Как много слов»

Из слова леопард составить как можно больше слов.

Дело, поле, пар, репа, орел, депо, драп, дар, пол, род, лед -11 слов.

Задание 4.

«Как много слов!»

Из слова лестница составить новые

слова.

Лес, наст, стена, лиса, тис 5 слов.

Задание 5.

«Из одного слова составить два»

Призрак (приз + рак), вышли (вы + шли), волосинка (вол + осинка), фантазия (фант + Азия), фасоль (фа + соль), феникс(фен + икс), шарманка (шар + манка), ворона (вор + она), горловина (горло + вина).

 Задание 6.

«Угадай слово»

  1.  Здание, помещение для хранения книг и выдачи читателям книг. (Библиотека)
  2.  Сшитые листы бумаги в обложке, на которых ребята выполняют домашнее задание. (Тетрадь)

3. Сумка с застёжкой и ручкой для ношения книг, тетрадей. (Портфель).
Знаете ли вы?  Почти все слова, которые начинаются на букву а, пришли к нам из других языков. Акварель, абрикос, алфавит, арбуз, апрель, автомобиль, агроном, аптека, алгебра, актив, апельсин, архив и др.

IX. Знакомство со стихотворением Я. Козловского «О словах разнообразных...»

а) самостоятельное чтение стихотворения;

б) работа по вопросам и заданиям учебника (стр. 68);

в) лексическая работа:

Чудно - замечательно; чудно - странно.

Окуни - пресноводная рыба; окуни - погрузить в жидкость.

Мука - страдание; мука - хлебные зёрна и. т. д.

г) выразительное чтение стихотворения.

7.Чтение статьи «Спустя рукава» (стр. 68 учебника)

      -О ком говорят, что он работает спустя рукава?

     -Как появилось это устойчивое выражение?

8.Работа по иллюстрации (стр. 68)

     -Кто изображён на рисунке?

     -Как он одет?

     -Какое у него настроение?

 -Почему у него такое настроение?

9.Чтение и объяснение устойчивых выражений.

Не покладая рук. Раз — два и готово. Как на пожар. Сидеть, сложа руки и. т. д.

X. Итог урока.

Вот и подходит наш урок к концу. Беседа.

  1.  - Что интересного вы узнали сегодня на уроке?

Какие устойчивые выражения вы запомнили?

Что они означают?

Какие ещё выражения вы знаете?

  1.  Оценивание.

XI. Домашнее задание.

  1.  стр. 67 - 68 выразительное чтение;
  2.  подготовит пары слов, которые пишутся одинаково;
  3.  подготовить сообщение о своём имени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30231. Социальная информатика: предмет и задачи курса 29 KB
  Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения занятого в сфере услуг: если в обществе более 50 населения занято в сфере услуг наступила постиндустриальная фаза его развития; если в обществе более 50 населения занято в сфере информационных услуг общество стало информационным. Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория развития достаточно глубоко разработана западными исследователями: Д. Понятие...
30232. Семантические основы социальной информатики 56 KB
  Нередко в этих теоретических построениях термин информация наполнен разным смыслом а следовательно сами теории высвечивают лишь часть граней некоторой системы знаний которую можно назвать общей теорией информации или информологией наукой о процессах и задачах передачи распределения обработки и преобразования информации. Формализация знаний: методы и приемы. При поиске наиболее удобных рациональных средств и форм информационного обмена человек чаще всего сталкивается с проблемой компактного и...
30233. Социальные коммуникации: история, современность, перспективы 22.5 KB
  Когда информационная среда рассматривается с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации она как правило выступает как объект техники служащей определенным человеческим целям которые выступают по отношению к этой технике внешними условиями функционирования. Опираясь на количественные меры математической теории информации Робертсон ранжирует цивилизации по количеству производимой ими информации следующим образом : Уровень 0 информационная емкость мозга отдельного человека 107 бит; Уровень 1 устное общение внутри...
30234. Информационные ресурсы общества 25.5 KB
  Информационный кризис начала 70х годов ХХ века проявился в снижении эффективности информационного обмена: резко возрос объем публикуемых данных; между группами разных специалистов стало трудно общаться; возрос объем неопубликованной информации; выросла проблема межязыкового обмена в мире. информационного “взрыва†лавинообразного роста объемов социоинформации сопровождающегося информационным “голодом†физиологическими ограничениями человека в восприятии и переработке информации и трудностями в выделении нужной информации из...
30235. Понятие и структура оборотных фондов предприятий СКСиТ 89 KB
  Понятие об оборотных средствах их классификация. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА Текущие активы денежные средства вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Состав оборотных средств: денежные средства наиболее ликвидная часть оборотных активов. Это денежные средства в кассе и денежные средства в банках в т.
30236. Расчет себестоимости туристского продукта и услуг социально-культурного сервиса 50.5 KB
  Но если цена продукции зависит от ситуации которая складывается на рынке то затраты на ее производство непосредственно зависят от финансовохозяйственной деятельности самого предприятия. Следовательно совокупные затраты предприятия представляют собой издержки производства и издержки обращения и они лежат в основе определения себестоимости продукции работ услуг. При определении себестоимости общего объема выпуска продукции все затраты группируются по принципу однородности по следующим элементам: материальные затраты за вычетом...
30237. Понятие и виды цен. Методы ценообразования и ценовая политика на предприятиях СКСиТ 146 KB
  Только после этого можно определять цели в соответствии с которыми устанавливаются цены. Сущность цены. Кривая спроса показывает что спрос потребителей на туристские услуги увеличивается по мере снижения цены на них. Производители напротив увеличивают предложение по мере роста цены.
30238. Налогообложение в СКСиТ 61.5 KB
  Предприятий для которых туризм представляет собой основной вид деятельности. принадлежность к группе малых предприятий регламентируется среднегодовой численностью персонала для различных видов деятельности в пределах 30100 человек. По общероссийскому классификатору отраслей народного хозяйства ОКОНХ основные предприятия туристской сферы относятся к отрасли Здравоохранение физкультура и социальное обеспечение по Общероссийскому классификатору услуг населения ОКУН большинство видов деятельности туристских организаций относится к...
30239. Оценка эффективности деятельности предприятий СКСиТ 85.5 KB
  Оценка эффективности деятельности предприятий СКСиТ. Понятие эффективности Для того чтобы предприятие могло сформировать основные направления своего развития и выработать соответствующую экономическую стратегию необходимо сформулировать критерии к которым оно должно стремиться и соответствующие показатели характеризующие выполнение этих критериев. В общем виде показатель экономической эффективности функционирования предприятия определяется в виде отношения результата к затратам необходимым для достижения этого результата. E = F R...