85277

Несклоняемые имена существительные. Три склонения имен существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: познакомить с несклоняемыми именами существительными; формировать умение склонять имена существительные; формировать навыки определения падежа имени существительного по вопросу и предлогу; углубить знания детей об имени существительном как части речи. Чему будем учиться на уроке...

Русский

2015-03-24

48.5 KB

2 чел.

Русский язык     4 класс                                                                 

Тема:    Несклоняемые имена существительные. Три склонения имен существительных.

Цель: познакомить с несклоняемыми именами существительными;

формировать умение склонять имена существительные; формировать навыки определения падежа имени существительного по вопросу и предлогу; углубить знания детей об имени существительном как части речи.

Развивать память, внимание» мышление, речь учащихся; обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора.

Развивать интерес к уроку русского языка; учить детей слушать друг друга; развивать умение работать в коллективе, в парах, самостоятельно.

                                     Ход урока   

1. Организационный момент.     

2. Актуализация опорных знаний.     

       Сообщение темы урока.

- Над какой общей темой мы работаем на уроках русского языка? (Имя существительное.)

Показ слайда.

- Отгадайте тему урока. Из каждого слова возьмите только первый слог. Склока, неряха, нива, енот.

- Какое слово получилось? (Склонение.)

- Чему будем учиться на уроке?

(Будем учиться склонять имена существительные.)

- Правильно, будем учиться склонять имена существительные. А как вы думаете, есть ли слова, которые не изменяются?

- Об этом мы узнаем сегодня на уроке.

- Откройте тетради и запишите число. Классная работа.

3. Чистописание.

- Какую букву будем писать на минутке чистописания, узнайте сами. Она написана в первом слоге одного из слов и обозначает согласный, звонкий, твердый звук. (Будем писать букву Л.)

4. Закрепление знаний о падежах.   *

- Сколько всего падежей в русском языке? (6)

- Назовите их.

- Как определить падеж имени существительного?

(Надо поставить к нему вопрос.

По вопросу и предлогу определить падеж.)

- Упражнение «Лишнее словосочетание»._____________ ________

Живет под корягой, ударяет хвостом, думает над задачей, идет по шоссе.

Прочитайте.     Спишите    словосочетания.     Определите    падеж существительных. Найдите лишнее словосочетание.

- Работаем с комментированием.

- Какое словосочетание лишнее и почему?

(Словосочетание идет по шоссе лишнее, потому что существительное стоит в дательном падеже, а все остальные существительные - в творительном.)

- Правильно.

5. Словарная работа.

- Что такое шоссе? (Это дорога.)

- Послушайте, что о нем написано в толковом словаре.

- Это словарное слово. Напишите его из учебника, поставьте ударение и подчеркните букву, которую надо запомнить.

- Какую скороговорку со словом шоссе вы знаете? Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

- Произнесите её четко, проговаривая каждое слово шепотом.

6. Работа над новым материалом.

- Просклоняйте слово шоссе.

- Что такое склонение?

(Это изменение слова по падежам.)

- Запишите названия падежей в столбик.

- Один ученик работает у доски.

И. п. что? шоссе

Р. п. чего? шоссе

Д. п. чему? шоссе

В. п. что?    Шоссе

Т. п. чем?   шоссе

П. п. о чём? о шоссе

- Что заметили при склонении? . . (Слово не изменилось.)

- Сможем ли мы сейчас ответить на вопрос: есть ли такие слова, которые не склоняются?

(Да. Такие слова есть.)

- Как называются такие существительные? Прочитайте на стр107.

К несклоняемым существительным относятся заимствованные существительные с конечным гласным -О, - Е, -И, -У, -Ю

- Например, метро. Показ слайда.

- Какие вы знаете несклоняемые существительные?

- Прочитайте правило в учебнике.

- Эти слова пришли к нам из других языков. Давайте познакомимся с ними поближе.

Группировка слов.

Показ слайда.

- Разделите на 3 группы данные слова,

продукты;

-одежда: ...

жилище человека: ...

Жалюзи, кашне, какао, кепи, трюмо, пюре, драже, пианино, хаки, кашпо, кофе, радио, эскимо, трико, пальто, тире.

- Все ли слова понятны? Как узнать значение неизвестного слова? }(При затруднении пользоваться толковым словарем.)

- Мы заглянем в клуб Почемучки.

   Показ слайда.

Клуб Почемучки.

Кашпо - декоративная ваза для цветочного горшка.

 Кашне - узкий шейный шарф, надеваемый под пальто.

 Хаки - коричневато-зелёный, защитный цвет или плотная ткань такого цвета, а также форменная одежда из такой ткани.

 Кепи — то же, что и кепка.

Жалюзи - оконные шторы из множества пластинок на шнурах.

- Работаем в парах.

- Проверим вашу работу. Какие слова написали в первую группу? (Продукты: какао, пюре, драже, кофе, эскимо.)

Показ слайда.

- Во вторую группу?

(Одежда: кашне, кепи, хаки, трико, пальто.)

 -В третью группу?

 (Жилище человека: жалюзи, трюмо, пианино, кашпо, радио)

- К какой группе отнесли слово тире?

(Ни в какую группу оно не подходит, т. к. тире - это знак препинания.)

- Правильно.

7. Физкультминутка.

- Напишем слово тире носом в воздухе. Расслабьте плечи, руки, спину.

- Сожмите сильно кулак правой руки, расслабьте.

Тоже самое сделайте с левой рукой.

А теперь с обеими вместе.

8. Закрепление нового материала.

 1) Работа с текстом.

Показ слайда. *

- А теперь поучимся находить несклоняемые существительные в тексте. Прочитайте текст.

- Найдите несклоняемые имена существительные и выпишите их.

- Как будете искать несклоняемые слова?

(Посмотреть на правило и устно просклонять слово, если слово не изменяется, то это несклоняемое имя существительное.)

- Работаем в парах.

Коля очень любил животных. И вот однажды они с папой поехали в зоопарк. Кого там только не было! Важные какаду качались на ветке. Крохотные колибри порхали между цветами в красивых вазах. Забавные шимпанзе чесали друг другу спинки. У кенгуру в сумке сидел маленький кенгуренок. А доброго пони разрешили покормить хлебом. Это было так интересно!

- Проверка. Сколько выписали слов? (5)

- Прочитайте, какие слова выписали.

                    (Какаду, колибри, шимпанзе, кенгуру, пони.)

- В какую группу можно объединить все эти слова? (Животные.)

Показ слайда с изображением животных.

- Кто из названных животных живёт в наших лесах? (Никто.)

- Поэтому они Коле и понравились. А мы продолжаем работу.

 2) Редактирование.

Показ слайда.

- Эти предложения написал человек, который ничего не знал о несклоняемых именах существительных.

- Подумайте и сформулируйте задание к этому упражнению. (Найти и исправить ошибки.)

- Правильно. Запишите предложения без ошибок. У исправленных слов определить падеж.

- Работаем самостоятельно.

Родители вернулись из кина поздно вечером. По радиву звучали весёлые песни. Брат ушел гулять без пальта и шапки.

- Взаимопроверка.

А сейчас подведем итоги урока.

9. Итог урока. Показ слайда.

- С чем познакомились на уроке?

(Познакомились с несклоняемыми именами существительными.)   -

- Чему учились?

(Учились склонять имена существительные. Находили несклоняемые имена существительные в тексте. Исправляли ошибки.)

10. Рефлексия.

- За что можешь себя похвалить?

- Кто считает, что урок для него прошел удачно. Он всё понял. Похлопайте в ладоши.

- Для кого тема урока показалась трудной, и он ничего не понял - потопайте ногами.

- Прочитайте хором рифмовку про несклоняемые имена существительные и запомните её.

Колибри, кенгуру, шоссе, Фламинго, пони, шимпанзе, Какао, кофе, домино, Алоэ, радио, кино. Слов этих ты не забывай И никогда их не склоняй!

Работа над новым материалом.

- Прочтем слова

заяц, река, солнце, песня, конь, ноле

- Посмотрите на них и скажите, как можно распределить их на три столбика? река     конь      солнце песня   заяц      поле ж,р.     м.р.       ср. р

 Создание проблемной ситуации

- Вы сказали, что существительное изменяется по падежам. Назовите падежи и вопросы к ним.

- Вчера я услышала разговор ребят, они тоже определяли падеж имен

существительных в предложении.....

( на доске записано:)

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

- в каком падеже стоят существительные по площади и

по улице? (Д.п.) -

- С какими предлогами употребляют оба существительных?

- Так что же могло вызвать их удивление? ( ответ: оба в Д.п., один и тот же предлог, а окончания разные).

- А почему же они разные? (дети высказывают версии)

- Давайте попробуем ответить на этот вопрос:

Проблемный вопрос!!!

- Так почему окончания разные?

 Решение проблемы Подводящий диалог:

1. - У вас на партах лежат карточки со словами: конь, вода, Юра, земля, дочь, море, окно, дядя, стол, степь

а)давайте разделим существительные на 3 группы, ориентируясь на указания

Назовите существительные Ж.р. с окончаниями -а, -я

1 2 3

Ж. .р.       М.р. М.р.       Ср.р. Ж.р.

вода        Юра конь        окно дочь

земля      дядя стол море степь

- Прочитайте оставшиеся существительные М.р.

- Назовите существительные Ср.р. и выделите в них окончания.

- Определите род и выделите окончания у оставшихся имен существительных

( Ж.р. с ь на конце)

б)- Так, на сколько групп мы разбили существительные?(три)

- По каким признакам мы группировали существительные? ( ответ: по роду и окончанию)Молодцы!

- С помощью рода и окончания существительных мы можем определить его склонение. Существительные бывают 1,2 и 3 склонения.

2,Вывод правила:

-Так какой вывод мы можем сделать. Попробуем его сформулировать:

- Какие существительные относятся к [склонению?

- Какие существительные относятся ко 2 склонению?

- Какие существительные относятся к 3 склонению?

З.Воспроизведение знаний

а) На доске слова: Яблоко, лимон, слива, вишня, помидор, мандарин, огурец, тыква, морковь, капуста, горох, фасоль.

- Определите склонение существительных: если 1 склонение - руки вперед, 2 склонение - руки вверх, 3 склонение - руки в стороны;

а) Стр. 109( чтение правила и сравнение с выведенным)

б) Теперь давайте вернемся к нашему предложению и попробуем ответить, почему разные окончания

улица -1 склонение, площадь - 3 склонение

- Зачем надо хорошо уметь определять склонения существительных? (ответ: чтобы правильно писать окончания)

в) Стр. 109, Упр. 229

г) игра «лишнее слово» (даны цепочки слов 1,2,3скл, в каждой цепочке дано слово другого склонения

Итог урока

-Закончите, пожалуйста, предложения:

Я знаю: (Существительные бывают трех склонений, к 1-му склонению

относятся существительные......, ко 2- му.....,        к 3-му....).

Я умею: (Определять склонение существительных, находить в тексте существительные заданного склонения)

Домашнее задание стр107,109  правило.   Упр. № 231.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5713. Місце, роль та завдання органів кримінальної юрисдикції 118 KB
  ПЛАН 1. Загальна характеристика органів кримінальної юрисдикції. 2. Функції органів кримінальної юрисдикції РЕКОМЕНДОВАНА ЛІТЕРАТУРА: Конституція України від 28 червня 1996 р. Кримінально-процесуальний кодекс України від....
5714. Расчет грузоподъемного механизма башенного крана 621.5 KB
  Грузоподъемные машины - высокоэффективное средство комплексной механизации и автоматизации подъемно-транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ. Применение таких машин уменьшает объем использования тяжелых ручных ...
5715. Военный коммунизм и НЭП: две большевистских модели строительства социализма 43.5 KB
  Военный коммунизм и НЭП: две большевистских модели строительства социализма. Военный коммунизм - название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1918 годах во время Гражданской войны. Основной целью было обеспечение го...
5716. Моделирование физических процессов средствами Macromedia Flash технологий 1.15 MB
  Одной из программ открывающей возможности моделирования физических процессов является программа Macromedia Flash. Macromedia Flash была создана сравнительно недавно, но с каждым годом и с каждой новой версией завоевывает все большую популярность. Flash с успехом может быть использована для создания анимационных фильмов и даже для разработки компьютерных игр.
5717. Теплоизоляционная способность тонковолокнистых материалов 84.5 KB
  С древних времен используется теплоизоляционная способность тонковолокнистых материалов, например, хлопковой ваты, шерсти и др. Однако присущие им недостатки - лёгкая воспламеняемость, повышенная гигроскопичность, подверженность гниению...
5718. Біологічно активні речовини 70.5 KB
  Поняття про біологічно активні речовини. Поняття про вітаміни. Російський лікар М.І. Лунін встановив існування і значення вітамінів для життя. Роль вітамінів. Поняття про гормони. Функції гормонів. Ферменти – одна...
5719. Строительство конструкции со стенами ручной кладки в городе Калининград 156.5 KB
  Введение. В условиях современного строительства производится возведение зданий из кирпича. По мнению многих специалистов, древнейший строительный материал кирпич остаётся непревзойдённым по степени долговечности и качеству создаваемой от...
5720. Общая энергетика. Энергетические ресурсы земли и их использование 7.18 MB
  В учебном пособии излагаются общие вопросы энергетики, характеризующие структуру топливно-энергетического комплекса и основные показатели единой энергетической системы России. Дана общая характеристика тепловых, атомных и гидравлических электростанц...
5721. Фізична реабілітація дітей при хронічному пієлонефриті на поліклінічному етапі лікування 239.5 KB
  Хронічний пієлонефрит – неспецифічне інфекційно-запальне захворювання нирок, при якому до процесу залучаються ниркова балія, чашечки і паренхіма нирки з поразкою в першу чергу і в основному її проміжній тканині.