85277

Несклоняемые имена существительные. Три склонения имен существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: познакомить с несклоняемыми именами существительными; формировать умение склонять имена существительные; формировать навыки определения падежа имени существительного по вопросу и предлогу; углубить знания детей об имени существительном как части речи. Чему будем учиться на уроке...

Русский

2015-03-24

48.5 KB

2 чел.

Русский язык     4 класс                                                                 

Тема:    Несклоняемые имена существительные. Три склонения имен существительных.

Цель: познакомить с несклоняемыми именами существительными;

формировать умение склонять имена существительные; формировать навыки определения падежа имени существительного по вопросу и предлогу; углубить знания детей об имени существительном как части речи.

Развивать память, внимание» мышление, речь учащихся; обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора.

Развивать интерес к уроку русского языка; учить детей слушать друг друга; развивать умение работать в коллективе, в парах, самостоятельно.

                                     Ход урока   

1. Организационный момент.     

2. Актуализация опорных знаний.     

       Сообщение темы урока.

- Над какой общей темой мы работаем на уроках русского языка? (Имя существительное.)

Показ слайда.

- Отгадайте тему урока. Из каждого слова возьмите только первый слог. Склока, неряха, нива, енот.

- Какое слово получилось? (Склонение.)

- Чему будем учиться на уроке?

(Будем учиться склонять имена существительные.)

- Правильно, будем учиться склонять имена существительные. А как вы думаете, есть ли слова, которые не изменяются?

- Об этом мы узнаем сегодня на уроке.

- Откройте тетради и запишите число. Классная работа.

3. Чистописание.

- Какую букву будем писать на минутке чистописания, узнайте сами. Она написана в первом слоге одного из слов и обозначает согласный, звонкий, твердый звук. (Будем писать букву Л.)

4. Закрепление знаний о падежах.   *

- Сколько всего падежей в русском языке? (6)

- Назовите их.

- Как определить падеж имени существительного?

(Надо поставить к нему вопрос.

По вопросу и предлогу определить падеж.)

- Упражнение «Лишнее словосочетание»._____________ ________

Живет под корягой, ударяет хвостом, думает над задачей, идет по шоссе.

Прочитайте.     Спишите    словосочетания.     Определите    падеж существительных. Найдите лишнее словосочетание.

- Работаем с комментированием.

- Какое словосочетание лишнее и почему?

(Словосочетание идет по шоссе лишнее, потому что существительное стоит в дательном падеже, а все остальные существительные - в творительном.)

- Правильно.

5. Словарная работа.

- Что такое шоссе? (Это дорога.)

- Послушайте, что о нем написано в толковом словаре.

- Это словарное слово. Напишите его из учебника, поставьте ударение и подчеркните букву, которую надо запомнить.

- Какую скороговорку со словом шоссе вы знаете? Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

- Произнесите её четко, проговаривая каждое слово шепотом.

6. Работа над новым материалом.

- Просклоняйте слово шоссе.

- Что такое склонение?

(Это изменение слова по падежам.)

- Запишите названия падежей в столбик.

- Один ученик работает у доски.

И. п. что? шоссе

Р. п. чего? шоссе

Д. п. чему? шоссе

В. п. что?    Шоссе

Т. п. чем?   шоссе

П. п. о чём? о шоссе

- Что заметили при склонении? . . (Слово не изменилось.)

- Сможем ли мы сейчас ответить на вопрос: есть ли такие слова, которые не склоняются?

(Да. Такие слова есть.)

- Как называются такие существительные? Прочитайте на стр107.

К несклоняемым существительным относятся заимствованные существительные с конечным гласным -О, - Е, -И, -У, -Ю

- Например, метро. Показ слайда.

- Какие вы знаете несклоняемые существительные?

- Прочитайте правило в учебнике.

- Эти слова пришли к нам из других языков. Давайте познакомимся с ними поближе.

Группировка слов.

Показ слайда.

- Разделите на 3 группы данные слова,

продукты;

-одежда: ...

жилище человека: ...

Жалюзи, кашне, какао, кепи, трюмо, пюре, драже, пианино, хаки, кашпо, кофе, радио, эскимо, трико, пальто, тире.

- Все ли слова понятны? Как узнать значение неизвестного слова? }(При затруднении пользоваться толковым словарем.)

- Мы заглянем в клуб Почемучки.

   Показ слайда.

Клуб Почемучки.

Кашпо - декоративная ваза для цветочного горшка.

 Кашне - узкий шейный шарф, надеваемый под пальто.

 Хаки - коричневато-зелёный, защитный цвет или плотная ткань такого цвета, а также форменная одежда из такой ткани.

 Кепи — то же, что и кепка.

Жалюзи - оконные шторы из множества пластинок на шнурах.

- Работаем в парах.

- Проверим вашу работу. Какие слова написали в первую группу? (Продукты: какао, пюре, драже, кофе, эскимо.)

Показ слайда.

- Во вторую группу?

(Одежда: кашне, кепи, хаки, трико, пальто.)

 -В третью группу?

 (Жилище человека: жалюзи, трюмо, пианино, кашпо, радио)

- К какой группе отнесли слово тире?

(Ни в какую группу оно не подходит, т. к. тире - это знак препинания.)

- Правильно.

7. Физкультминутка.

- Напишем слово тире носом в воздухе. Расслабьте плечи, руки, спину.

- Сожмите сильно кулак правой руки, расслабьте.

Тоже самое сделайте с левой рукой.

А теперь с обеими вместе.

8. Закрепление нового материала.

 1) Работа с текстом.

Показ слайда. *

- А теперь поучимся находить несклоняемые существительные в тексте. Прочитайте текст.

- Найдите несклоняемые имена существительные и выпишите их.

- Как будете искать несклоняемые слова?

(Посмотреть на правило и устно просклонять слово, если слово не изменяется, то это несклоняемое имя существительное.)

- Работаем в парах.

Коля очень любил животных. И вот однажды они с папой поехали в зоопарк. Кого там только не было! Важные какаду качались на ветке. Крохотные колибри порхали между цветами в красивых вазах. Забавные шимпанзе чесали друг другу спинки. У кенгуру в сумке сидел маленький кенгуренок. А доброго пони разрешили покормить хлебом. Это было так интересно!

- Проверка. Сколько выписали слов? (5)

- Прочитайте, какие слова выписали.

                    (Какаду, колибри, шимпанзе, кенгуру, пони.)

- В какую группу можно объединить все эти слова? (Животные.)

Показ слайда с изображением животных.

- Кто из названных животных живёт в наших лесах? (Никто.)

- Поэтому они Коле и понравились. А мы продолжаем работу.

 2) Редактирование.

Показ слайда.

- Эти предложения написал человек, который ничего не знал о несклоняемых именах существительных.

- Подумайте и сформулируйте задание к этому упражнению. (Найти и исправить ошибки.)

- Правильно. Запишите предложения без ошибок. У исправленных слов определить падеж.

- Работаем самостоятельно.

Родители вернулись из кина поздно вечером. По радиву звучали весёлые песни. Брат ушел гулять без пальта и шапки.

- Взаимопроверка.

А сейчас подведем итоги урока.

9. Итог урока. Показ слайда.

- С чем познакомились на уроке?

(Познакомились с несклоняемыми именами существительными.)   -

- Чему учились?

(Учились склонять имена существительные. Находили несклоняемые имена существительные в тексте. Исправляли ошибки.)

10. Рефлексия.

- За что можешь себя похвалить?

- Кто считает, что урок для него прошел удачно. Он всё понял. Похлопайте в ладоши.

- Для кого тема урока показалась трудной, и он ничего не понял - потопайте ногами.

- Прочитайте хором рифмовку про несклоняемые имена существительные и запомните её.

Колибри, кенгуру, шоссе, Фламинго, пони, шимпанзе, Какао, кофе, домино, Алоэ, радио, кино. Слов этих ты не забывай И никогда их не склоняй!

Работа над новым материалом.

- Прочтем слова

заяц, река, солнце, песня, конь, ноле

- Посмотрите на них и скажите, как можно распределить их на три столбика? река     конь      солнце песня   заяц      поле ж,р.     м.р.       ср. р

 Создание проблемной ситуации

- Вы сказали, что существительное изменяется по падежам. Назовите падежи и вопросы к ним.

- Вчера я услышала разговор ребят, они тоже определяли падеж имен

существительных в предложении.....

( на доске записано:)

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

- в каком падеже стоят существительные по площади и

по улице? (Д.п.) -

- С какими предлогами употребляют оба существительных?

- Так что же могло вызвать их удивление? ( ответ: оба в Д.п., один и тот же предлог, а окончания разные).

- А почему же они разные? (дети высказывают версии)

- Давайте попробуем ответить на этот вопрос:

Проблемный вопрос!!!

- Так почему окончания разные?

 Решение проблемы Подводящий диалог:

1. - У вас на партах лежат карточки со словами: конь, вода, Юра, земля, дочь, море, окно, дядя, стол, степь

а)давайте разделим существительные на 3 группы, ориентируясь на указания

Назовите существительные Ж.р. с окончаниями -а, -я

1 2 3

Ж. .р.       М.р. М.р.       Ср.р. Ж.р.

вода        Юра конь        окно дочь

земля      дядя стол море степь

- Прочитайте оставшиеся существительные М.р.

- Назовите существительные Ср.р. и выделите в них окончания.

- Определите род и выделите окончания у оставшихся имен существительных

( Ж.р. с ь на конце)

б)- Так, на сколько групп мы разбили существительные?(три)

- По каким признакам мы группировали существительные? ( ответ: по роду и окончанию)Молодцы!

- С помощью рода и окончания существительных мы можем определить его склонение. Существительные бывают 1,2 и 3 склонения.

2,Вывод правила:

-Так какой вывод мы можем сделать. Попробуем его сформулировать:

- Какие существительные относятся к [склонению?

- Какие существительные относятся ко 2 склонению?

- Какие существительные относятся к 3 склонению?

З.Воспроизведение знаний

а) На доске слова: Яблоко, лимон, слива, вишня, помидор, мандарин, огурец, тыква, морковь, капуста, горох, фасоль.

- Определите склонение существительных: если 1 склонение - руки вперед, 2 склонение - руки вверх, 3 склонение - руки в стороны;

а) Стр. 109( чтение правила и сравнение с выведенным)

б) Теперь давайте вернемся к нашему предложению и попробуем ответить, почему разные окончания

улица -1 склонение, площадь - 3 склонение

- Зачем надо хорошо уметь определять склонения существительных? (ответ: чтобы правильно писать окончания)

в) Стр. 109, Упр. 229

г) игра «лишнее слово» (даны цепочки слов 1,2,3скл, в каждой цепочке дано слово другого склонения

Итог урока

-Закончите, пожалуйста, предложения:

Я знаю: (Существительные бывают трех склонений, к 1-му склонению

относятся существительные......, ко 2- му.....,        к 3-му....).

Я умею: (Определять склонение существительных, находить в тексте существительные заданного склонения)

Домашнее задание стр107,109  правило.   Упр. № 231.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1522. Патриархально-патерналистская концепция государства Конфуция 32.92 KB
  Социально-политические представления древневосточных обществ. Конфуцианское решение проблемы. Самая краткая формулировка учения Конфуция. Изначальное значение понятия порядок (ли) как нормы конкретных отношений, действий, прав и обязанностей в эпоху династии Западных Чжоу.
1523. Теория программирования на языке Oracle 164 KB
  Архитектура Oracle. База данных. Физические и логические сегменты. Создание базы данных Oracle. Управляющие файлы. Создание, удаление и перемещение (переименование) управляющих файлов. Файлы данных. Создание, перемещение (переименование) файлов данных. Изменение состояния файлов данных. Использование CPU для нужд Oracle.
1524. Инновационный проект по разработке модели термопластавтомата 196.23 KB
  Характеристика инновационного проекта по разработке модели термопластавтомата на предприятии ООО Имид. Назначение и техническое описание инновационного проекта. Оценка эффективности инновационного проекта. Расчет затрат на электроэнергию по проекту. Анализ показателей эффективности инновационного проекта. Анализ чувствительности проекта и оценка рисков.
1525. Расчет экономических показателей деятельности предприятия 130.41 KB
  Расчет показателей динамики и состояния основных производственных фондов. Анализ влияния факторов на прирост объема произведенной продукции. Оценка влияния отдельных факторов на изменение прибыли от реализации продукции. Оценка влияния отдельных факторов на рентабельность производства.
1526. Аппарат для непрерывного преобразования значения гидростатического давления 76.5 KB
  Использование ЖКИ в диапазонах температуры окружающего воздуха. Шифр преобразователя, код модели, максимальный верхний предел измерений, ряд верхних пределов измерений, пределы допускаемых основных приведенных погрешностей преобразователей. Поверку АИР-20/М2 проводят органы Государственной метрологической службы.
1527. Финансовый и налоговый контроль 187 KB
  Понятие финансов, финансовой системы и финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Компетенция государственных и муниципальных органов в области финансового контроля: представительных органов, исполнительных органов власти. Компетенция Счетная Палата РФ в сфере финансового контроля. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
1528. Расчет материальных затрат предприятия 67.99 KB
  Расчет расходов по освоению изделия и на специальную технологическую оснастку. Расчет заводской себестоимости и полной себестоимости агрегата. Структура основных материалов в черном весе турбоагрегата. Расчет стоимости реализуемых отходов.
1529. Логіка і методологія 166.5 KB
  РОБИТЬСЯ СПРОБА РОЗГЛЯНУТИ ПИТАННЯ, ЧИ ЛОГІКА Є МИСТЕЦТВОМ, ШЛЯХОМ ВИЗНАЧЕННЯ Й ПОДІЛУ МИСТЕЦТВА ВЗАГАЛІ. СТВЕРДЖУЄТЬСЯ, ЩО ЛОГІКА Є МИСТЕЦТВО, І ВІДКИДАЄТЬСЯ ТЕ, ЩО ЗАПЕРЕЧУЄ ЦЮ ДУМКУ. ПИТАННЮ, ЧИ ГІДНА ЛОГІКА НАЗИВАТИСЬ НАУКОЮ, ПЕРЕДУЄ РОЗВІДКА ПРО ВИЗНАЧЕННЯ І ПОДІЛ НАУКИ ВЗАГАЛІ. ВСТАНОВЛЮЄТЬСЯ, ЩО ЛОГІКА Є НАУКОЮ У ПРЯМОМУ РОЗУМІННІ СЛОВА, Й ВІДКИДАЮТЬСЯ АРГУМЕНТИ ПРОТИВНИКІВ У ЦЬОМУ ПИТАННІ.
1530. Приспособление для сверления отверстий и фрезерования поверхностей детали 94.69 KB
  Деталь Щит представляет собой литой корпус. Метод получения заготовки – литье в кокиль. Деталь изготавливается из алюминиевого сплава АЛ7ч(АЛ9). АЛ9 – конструкционный герметичный сплав, отличается высокими литейными свойствами и герметичностью изготовленных из них отливок, обладает удовлетворительной коррозионной стойкостью.