85278

Предложение. Виды предложений по цели высказывания

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: повторить и обобщить знания учащихся об основных признаках предложения, видах предложений, правилах оформления его на письме; обогащать словарный запас детей; развивать умения правильно интонировать предложение; воспитывать любовь к природе.

Русский

2015-03-24

36.5 KB

0 чел.

Бондаренко Людмила Владимировна,

учитель начальных классов

Белоцерковской школы І-ІІІ ступеней №8,

урок русского языка, 4 класс

Тема. Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

Цель: повторить и обобщить знания учащихся об основных признаках предложения, видах предложений, правилах оформления его на письме; обогащать словарный запас детей; развивать умения правильно интонировать предложение; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: рисунок  Осени, таблица «Виды предложений», девиз урока, листья, ваза, запись классической музыки «Вальс дождя».

Ход урока:

І. Организационный момент

Сейчас у нас урок русского языка. И сегодня мы попадем в сказочное королевство. Что это за королевство- вы узнаете, если отгадаете загадку:

Пришла без краски и без кисти

И перекрасила все листья.

(на фоне музыки учитель говорит)  

Конечно же, это осень. Говорят, что Осень – старшая дочь Солнца. Она последней покинула родительский дом и стала на Земле четвертым временем года. Посылая Осень на Землю, Солнце сказало ей:

- Забирай мое богатство. Я отдаю тебе все свое золото. Будь щедрой и люди полюбят тебя. Осень была так довольна своей свободой, что нарядила все деревья, всю природу в янтарь и золото. Когда королева дышала легким  прохладным ветерком, все листики танцевали в причудливом танце. Она натягивала в воздухе серебристые паутинки, по которым передавала животным сообщение о том, что скоро наступят холода. И надо определиться, где и как они будут зимовать. А когда Осени ставало грустно, она плакала холодным дождем и дышала порывистым ветром. Не зря в народе говорят: «Осень то плачет, то смеется».

Именно такая королева властвует у нас за окном и в классе. (вешаю рисунок осени)  А путеводной нитью пускай станут слова А.С.Пушкина:

«Унылая пора, очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса».

На уроке мы составим осенний букет. Чем больше заданий, тем краше букет.

ІІ. Актуализация опорных знаний

Пришла к нам осень с заданими (даю 3 карточки для индивидуальной работы по теме «Текст» и 1 – для работы у доски)

Карточка №1

Запиши предложения так, чтобы получился связный рас сказ.

А кормушку тебе помогут сделать родители. На дворе осень. Тогда голодным птичкам нужна будет твоя помощь. Для птичек в лесу и в парке много еды. Подкорми их семечками и хлебными крошками. Но наступят холода, ударят морозы, завоют метели.

Это текст -

ІІІ. Каллиграфическая минутка

Вв ве вл ер вью ов ет ветер (поток воздуха в горизонтальном направлении)

- Каким может быть ветер? (сильный, слабый, теплый, холодный, приятный, ласковый, порывистый, свежий, встречный, попутный, северный, южный)

- Что делает ветер? (дует, шумит, свистит, качает, ревет)

Есть много фразеологизмов, связанных со словом ветер:

Ветер в голове - несерьезный, легкомысленный человек

Бросать слова на ветер – говорить необдуманно, без пользы, зря

Как ветром сдуло – быстро исчез

Прокатиться с ветерком – очень быстро, с большой скоростью

Каким ветром занесло? – непонятно, как и почему здесь оказался

Ищи ветра в поле – о бесполезных поисках

(Составьте предложение со словом  ВЕТЕР)

Осенью часто дует холодный ветер.

(Что такое текст?)

В вазу ставим 1 листик за каллиграфическую минутку, а второй- за карточки.

ІV. Cообщение темы  урока

Сегодня на уроке Осень предлагает  повторить все, что мы знаєм о предложении, какие бывают виды предложений.

V. Работа в парах

Для этого проведем работу в парах. У вас на партах есть карточки. Переверните их и спишите в тетради только предложения.

І ряд

 Коля и Лена ходили в.

 Дети собрали много разноцветных листьев.

  Из них они сделали.

 Потеплело.

ІІ ряд

 Над землей заалела.

 Проснулись птицы.

 На берегу реки стояли лодки.

 Дети.

ІІІ ряд

 Хорошо осенью в лесу!

 Под ногами шелестят.

 Перед нами пробежал.

 Потемнело.

Ставим в вазу еще 1 листик

VІ.  Повторение материала

Предложение выражает …

Предложение состоит из …

Из скольких слов может состоять предложение?

Как пишутся слова в предложении?

Как обозначать начало и конец предложения на письме? В устной речи?

VІІ. Расширь предложение, добавляя каждый раз по 1 слову

     Пришла осень.

(На родную землю пришла золотая осень.) – записать самостоятельно в тетрадь.

-Какие есть предложения по цели высказывания? (на осенних листках)

Побудительные

Повествовательные

Вопросительные   

По интонации:

Восклицательные

Невосклицательные

Ставим 2 листка в вазу.

VІІІ. Физкультминутка

Мы листочки, мы листочки,

Мы осенние листочки.

Мы на дереве сидели,

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Сейчас мы можем использовать листья, потому что деревьям они не нужны и мы не приносим вреда природе.

Ставим еще 1 листик в вазу

ІХ. Закрепление и осмысление изученого материала (запись предложений на доске и в тетрадях под диктовку)

На земле лежат желтые листья. Почему они падают с дерева? Осень, не пугай нас морозами (обращение).

Х.  Работа с тетрадью с печатной основой (интонирование предложений)

Упражнение 55, страница 33

Ставим еще 1 листик в вазу

ХІ. Мое стихотворение об осени.

Ставим еще 1 листок в вазу

ХІІ. Домашнее задание

       Упражнение 53 страница 32 – списать и поставить разделительные знаки в конце предложений.

ХІІІ  Итог урока

 Похозяйничала у нас осень. Посмотрите, какой красивый букет получился!

Ну, а что же вы запомнили?

- Какие предложения есть по цели высказывания?

- А по интонации?

Спасибо за работу! Молодцы!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7689. Раки важнейших локализаций 91 KB
  Раки важнейших локализаций Актуальность темы Ежегодно число новых случаев выявления рака во всех странах мира составляет около 6 млн. человек. Уровни заболеваемости и смертности от злокачественных опухолей в разных странах и даже регионах этих стран...
7690. Акселерация и ретардация 35 KB
  Акселерация и ретардация. Акселерация (от лат. acceleration - ускорение) - это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте...
7691. Предмет и задачи дидактики 35.11 KB
  ТЕМА: Предмет и задачи дидактики. План Общее понятие о дидактике. Возникновение и развитие теории обучения и образования. 1.Общее понятие о дидактике. Дидактика - раздел педагогической науки. Педагогика и дидактика находятся в соотн...
7692. Педагогические способности 36.45 KB
  Педагогические способности. Педагогические способности - сложное целостно-структурное психическое образование, складывающееся прижизненно в процессе педагогической деятельности и под её воздействием. Условно (чисто рабочее дел...
7693. Средства обучения и их классификации 79.5 KB
  ТЕМА: Средства обучения и их классификации. План: Понятие о средствах обучения и их сущность. Классификации средств обучения. Виды средств обучения и их характеристика. Современные информационные средства обучения. Электронные журналы и эл...
7694. Урок как основная форма организации обучения. Подготовка учителя к уроку 253.18 KB
  Тема:Урок как основная форма организации обучения. Подготовка учителя к уроку. ПЛАН Общая характеристика классно-урочной системы. Характеристика урока как основной формы организацииобучения. Современные требования...
7695. Экскурсия как форма организации обучения и воспитания. Методика проведения экскурсий 84.5 KB
  Тема: Экскурсия как форма организации обучения и воспитания. Методика проведения экскурсий. План Сущность экскурсий. Функции экскурсий. Виды экскурсий. Методика проведения экскурсий. Виды экскурсий (примеры). Сущность экскурсий Наряд...
7696. Домашняя работа учащихся и её роль в овладении знаниями 65.5 KB
  Тема: Домашняя работа учащихся и её роль в овладении знаниями. План Сущность домашней работы учащихся и её роль в овладении знаниями. Основные недостатки домашней работы школьников. Правила домашней работы школьников.Сущность домаш...
7697. Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в начальной школе 58.5 KB
  Разнообразие форм организации обучения и особенности их использования в начальной школе. Форма обучения - это способ организации учебного процесса, который осуществляется в определенном порядке и режиме это способ внешней организации дея...