85278

Предложение. Виды предложений по цели высказывания

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: повторить и обобщить знания учащихся об основных признаках предложения, видах предложений, правилах оформления его на письме; обогащать словарный запас детей; развивать умения правильно интонировать предложение; воспитывать любовь к природе.

Русский

2015-03-24

36.5 KB

0 чел.

Бондаренко Людмила Владимировна,

учитель начальных классов

Белоцерковской школы І-ІІІ ступеней №8,

урок русского языка, 4 класс

Тема. Предложение. Виды предложений по цели высказывания.

Цель: повторить и обобщить знания учащихся об основных признаках предложения, видах предложений, правилах оформления его на письме; обогащать словарный запас детей; развивать умения правильно интонировать предложение; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: рисунок  Осени, таблица «Виды предложений», девиз урока, листья, ваза, запись классической музыки «Вальс дождя».

Ход урока:

І. Организационный момент

Сейчас у нас урок русского языка. И сегодня мы попадем в сказочное королевство. Что это за королевство- вы узнаете, если отгадаете загадку:

Пришла без краски и без кисти

И перекрасила все листья.

(на фоне музыки учитель говорит)  

Конечно же, это осень. Говорят, что Осень – старшая дочь Солнца. Она последней покинула родительский дом и стала на Земле четвертым временем года. Посылая Осень на Землю, Солнце сказало ей:

- Забирай мое богатство. Я отдаю тебе все свое золото. Будь щедрой и люди полюбят тебя. Осень была так довольна своей свободой, что нарядила все деревья, всю природу в янтарь и золото. Когда королева дышала легким  прохладным ветерком, все листики танцевали в причудливом танце. Она натягивала в воздухе серебристые паутинки, по которым передавала животным сообщение о том, что скоро наступят холода. И надо определиться, где и как они будут зимовать. А когда Осени ставало грустно, она плакала холодным дождем и дышала порывистым ветром. Не зря в народе говорят: «Осень то плачет, то смеется».

Именно такая королева властвует у нас за окном и в классе. (вешаю рисунок осени)  А путеводной нитью пускай станут слова А.С.Пушкина:

«Унылая пора, очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса».

На уроке мы составим осенний букет. Чем больше заданий, тем краше букет.

ІІ. Актуализация опорных знаний

Пришла к нам осень с заданими (даю 3 карточки для индивидуальной работы по теме «Текст» и 1 – для работы у доски)

Карточка №1

Запиши предложения так, чтобы получился связный рас сказ.

А кормушку тебе помогут сделать родители. На дворе осень. Тогда голодным птичкам нужна будет твоя помощь. Для птичек в лесу и в парке много еды. Подкорми их семечками и хлебными крошками. Но наступят холода, ударят морозы, завоют метели.

Это текст -

ІІІ. Каллиграфическая минутка

Вв ве вл ер вью ов ет ветер (поток воздуха в горизонтальном направлении)

- Каким может быть ветер? (сильный, слабый, теплый, холодный, приятный, ласковый, порывистый, свежий, встречный, попутный, северный, южный)

- Что делает ветер? (дует, шумит, свистит, качает, ревет)

Есть много фразеологизмов, связанных со словом ветер:

Ветер в голове - несерьезный, легкомысленный человек

Бросать слова на ветер – говорить необдуманно, без пользы, зря

Как ветром сдуло – быстро исчез

Прокатиться с ветерком – очень быстро, с большой скоростью

Каким ветром занесло? – непонятно, как и почему здесь оказался

Ищи ветра в поле – о бесполезных поисках

(Составьте предложение со словом  ВЕТЕР)

Осенью часто дует холодный ветер.

(Что такое текст?)

В вазу ставим 1 листик за каллиграфическую минутку, а второй- за карточки.

ІV. Cообщение темы  урока

Сегодня на уроке Осень предлагает  повторить все, что мы знаєм о предложении, какие бывают виды предложений.

V. Работа в парах

Для этого проведем работу в парах. У вас на партах есть карточки. Переверните их и спишите в тетради только предложения.

І ряд

 Коля и Лена ходили в.

 Дети собрали много разноцветных листьев.

  Из них они сделали.

 Потеплело.

ІІ ряд

 Над землей заалела.

 Проснулись птицы.

 На берегу реки стояли лодки.

 Дети.

ІІІ ряд

 Хорошо осенью в лесу!

 Под ногами шелестят.

 Перед нами пробежал.

 Потемнело.

Ставим в вазу еще 1 листик

VІ.  Повторение материала

Предложение выражает …

Предложение состоит из …

Из скольких слов может состоять предложение?

Как пишутся слова в предложении?

Как обозначать начало и конец предложения на письме? В устной речи?

VІІ. Расширь предложение, добавляя каждый раз по 1 слову

     Пришла осень.

(На родную землю пришла золотая осень.) – записать самостоятельно в тетрадь.

-Какие есть предложения по цели высказывания? (на осенних листках)

Побудительные

Повествовательные

Вопросительные   

По интонации:

Восклицательные

Невосклицательные

Ставим 2 листка в вазу.

VІІІ. Физкультминутка

Мы листочки, мы листочки,

Мы осенние листочки.

Мы на дереве сидели,

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Сейчас мы можем использовать листья, потому что деревьям они не нужны и мы не приносим вреда природе.

Ставим еще 1 листик в вазу

ІХ. Закрепление и осмысление изученого материала (запись предложений на доске и в тетрадях под диктовку)

На земле лежат желтые листья. Почему они падают с дерева? Осень, не пугай нас морозами (обращение).

Х.  Работа с тетрадью с печатной основой (интонирование предложений)

Упражнение 55, страница 33

Ставим еще 1 листик в вазу

ХІ. Мое стихотворение об осени.

Ставим еще 1 листок в вазу

ХІІ. Домашнее задание

       Упражнение 53 страница 32 – списать и поставить разделительные знаки в конце предложений.

ХІІІ  Итог урока

 Похозяйничала у нас осень. Посмотрите, какой красивый букет получился!

Ну, а что же вы запомнили?

- Какие предложения есть по цели высказывания?

- А по интонации?

Спасибо за работу! Молодцы!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54198. Сценарій позакласного заходу: «Математика – зліва, математика - справа» 134 KB
  Бажаю вам дорогі друзі шановні академіки успіхів у вивченні цариці наук Математики 1 учень вбігає Хлопці я чув що в школі буде тиждень математики Уявляєте весь тиждень сама лиш тільки математика 2 учень з місця Та не може такого бути 3 учень вбігає У мене для вас ось така новина Всіх вчителів направили на курси залишилися лише математики. 1 учень Ну. Учень Як зібрався математику вивчати То до класу на уроки вирушай. Виконується цікавий номер Учень Сорокап'ятирічний чоловік покохав п'ятнадцятирічну дівчину.
54200. Конкурс знавців математики «Мадонна Математика» 714 KB
  Сьогодні будемо ми друзі Царицю всіх наук вітати. Не всі ви в майбутньому станете математиками але математика потрібна і в науці і в техніці і в повсякденному житті. Ще в давні часи математику називали царицею наук ключем до всіх наук. Одне слово одне слово Математику Чом по курсу спішать на морях кораблі Хуртовини й тумани долають в імлі Капітани не ледачі Не лякають їх задачі Одне слово одне слово Математики Хочеш лікарем стати хочеш в космос літати Перш за все треба друже математику знати Всі повинні шанувати Ікси...
54201. Математична конференція «Золотий переріз – душа гармонії» 502 KB
  І називається вона Золотий переріз душа гармонії. Теорему Піфагора знає кожен школяр а про золотий переріз – далеко не всі. Про золотий переріз знали ще в Давньому Єгипті й Вавилоні в Індії та Китаї.
54202. Математичний гурток для творчих дітей 623 KB
  Для пробудження в учнів інтересу до математики дуже важлива позакласна робота та особливо гурткова. Декілька років я керую гуртком «Цікава математика». Основним своїм завданням як керівника гуртка вважаю саме пробудження інтересу до свого предмету. До роботи в гуртку я залучаю в першу чергу творчих дітей, які не дуже дружать з математикою, бо не бачать в ній можливостей для реалізації своїх творчих сил.
54203. Математика і поезія – два крила натхнення 417.5 KB
  Прищеплювати інтерес до предметів математики та літератури; активізувати і стимулювати розумову і пізнавальну діяльність учнів; розвивати вміння й навички розмірковувати, розширювати кругозір; виховувати в учнів свідоме ставлення до одержання знань.
54204. Додавання та віднімання чисел частинами. Задачі на різницеве порівняння 60 KB
  Правильно це Буратіно. Відправляючись в країну дурнів Буратіно потрапляє в казковий математичний ліс. Ось і вибрався Буратіно із лісу знайшов стежку і вона привела його до будинку Мальвіни. Мальвіна запросила Буратіно в гості напоїла чаєм і вирішила перевірити його знання з математики.
54205. Множення чисел 1 і 0. Множення на 1 і 0. Задачі на дві і три дії 36 KB
  Множення чисел 1 і 0. Множення на 1 і 0.Ознайомити учнів із випадками множення коли одним із множників є число 1 чи 0. Що таке множення Як називаються числа при множенні Що показує перший другий множник 2.
54206. Перетин прямих. Точка. Відрізки та їх порівняння. Приклади на додавання 108.5 KB
  Які саме У кожній країні на кожному кроці зустрічаються фігури такі як на дошці додаток 1. Будинки стоять вздовж прямої з обох боків додаток 2. Курка пробігла розсипала зернята додаток 3. А якщо розглянути лінію від точки до точки то бачимо що вона має початок та кінець – це відрізок додаток 4.