85279

Упражнения в распознавании типа склонений имен существительных

Конспект урока

Иностранные языки, филология и лингвистика

Цели: Познакомить детей с распознаванием типа склонения имен существительных стоящих в косвенных падежах. Обозначить падежи имен существительных. Автомобиль аккуратно интересный богаж гареть вперед вчира жилать директор газета Определите склонение имени существительного.

Русский

2015-03-24

51 KB

1 чел.

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Упражнения в распознавании типа склонений имен существительных».

Цели:

Познакомить детей с распознаванием типа склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах.

Развивать познавательные способности (память, мышление, внимание), умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитывать волю, через постановку учебной задачи и ее достижения, коммуникативные способности, умение общаться.

ХОД УРОКА

1. Минута чистописания. Работа с предложением.

   Ч Ч Ч У У У Уу Уу Уу Чу Чу Чу

Чистый лесной воздух укрепляет здоровье.

- Какое предложение по цели высказывания? Интонации? Простое или сложное?   Распространенное или нераспостраненнное?

  -  Фонетическая транскрипция ( з д а р о в* й э) – охарактеризуйте звуки устно.

- Разбор по членам предложения. Обозначить падежи имен существительных.

  2. - Сейчас мы повторим словарные слова.

    -  Всмотритесь в слова, определите, какие из них «плохо выглядят», исправьте, перепишите, в

случае затруднения, обращайтесь к орфографическому словарю.

    На доске таблица:

- Каждое из слов поселите в отведенную ему квартиру в доме – таблице по улице им. Частей речи.

     Автомобиль, аккуратно, интересный, богаж, гареть, вперед, вчира, жилать, директор, газета

- Определите склонение имени существительного.

- Продолжите незаконченное предложение:

- Глагол – это часть речи, которая…..

- Существительное - это часть речи,которая…..

- Прилагательное - это часть речи, которая…..

- Наречие - это часть речи, которая….. (признак действия)

3. Орфографическая минутка.

   -Повторим написание слов  удвоенными согласными.

   Вкладыш

Запишите: коллектив- образовать имя прилагательное.

                                       Лексическое значение слова растолкуйте.

                                      ( От древних римлян: по-латыни «собирательный», означает собранных вместе людей, объединенных общим делом).

                Коллекция – содержащееся в порядке собрание интересных вещей

                Коллективный

                Коллекционировать

- Прочитайте слова с удвоенными согласными. Проверьте свою память, не подглядывая во вкладыш,

запишите еще 5 слов с  удвоенными согласными.

- Определите склонение этих существительных.

4. Сообщение темы урока.- Сегодня мы будем упражняться в определении склонения имен существительных и падежей имен существительных.

- Что вы знаете о склонениях имени существительного?

( У существительных м., ж. и ср. рода бывают разные падежные окончания. По окончаниям сущ. делятся на 3 склонения)

1 склонение – имена сущ. мужского и женского рода с окончанием  –а, - я.

2 склонение - имена сущ. мужского рода с нулевым окончанием  и среднего рода с окончанием –о,-е.

3 склонение - имена сущ. женского рода с ь на конце.

-А если имена сущ.стоят в косвенных падежах?

– Как вы понимаете слово “ в косвенных” падежах?

– Вспомните алгоритм определения склонения имени существительного.

– Назовите первый шаг. Можно ли сразу определить род? Почему?

– Что тогда нужно сделать? (поставить в начальную форму)

– Что значит в начальную форму? (И.п., ед.ч.)

– Теперь сможем определить склонение?

– Где мы можем сверить правильность вывода? (в учебнике) – Прочитайте правило на стр. 91.

-Чтобы определить склонение имени сущ. в косвенном падеже нужно найти его начальную форму.

Что такое начальная форма существительного?

Алгоритм:

- Ставлю существительное в начальную форму( И. п.; ед. ч.).

-Определяю род.

-Нахожу окончание.

-По роду и окончанию определяю склонение.

– Кто бы хотел рассказать алгоритм классу? – Расскажите друг другу.

5. Первичное закрепление.Работа по учебнику.Упражнение №174.

    -Запишите слова в 3 столбика по склонениям,пользуясь алгоритмом.

6. Придумайте и запишите еще по 4 слова

    1, 2, 3 склонения

7. Контроль (лист контроля).

   -Записать слова в 3 столбика, выделить окончания (слова из вкладыша).

8. Закрепление.

   -Дополните предложение именами существительными, имеющими те грамматические признаки, которые даны в скобках.

 -  Разбор по членам предложения:

   В магазине ( 2 скл., Им. п., ед. ч.) купил (1 скл., В.п., ед.ч.) и ( 2 скл., В. п., ед. ч.). Утром ( 2 скл., Им. п., ед. ч.) и ( 1 скл., Им. п., ед. ч.) пошел на ( 2 скл., В. п., ед. ч.) ловить ( 1 скл., В. п., ед. ч.). Из ( 2 скл., Р. п., ед. ч.) ( 2 скл., Им. п., ед. ч.) увидел ( 1 скл.,В. п., ед. ч.).

9. Итог урока. Тест:

  - Итак, что мы знаем:

  1.  а) Имена сущ. изменяются по родам.

б) Имена сущ. не изменяются по родам.

2.     а) Склонение сущ. зависит от рода и окончания им. сущ.

       б) Склонение сущ. не зависит от рода и окончания им. сущ.

3.     а) К 1 скл. имен сущ. относятся сущ. м.р. и ж.р.

       б) К 1 скл. имен сущ. относятся сущ. м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я.

4.      а) У сущ. именительного падежа не бывает предлогов.

        б) У сущ. именительного падежа бывают предлоги.

5.      а) Имена сущ. в предложениях бывают только подлежащими.

       б) Имена сущ. в предложениях бывают  не только подлежащими.

- Взаимопроверка.

Оценка выполнения теста:

«12» - 5 правильных ответов

«9» - 4 правильных ответа

«6» - 3 правильных ответа

«3» - 2 правильных ответа

10. Домашнее задание.

Дополнительное  задание: комментированное письмо.

          Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва. Она извивалась в тени столетних маслин. Море мелькало между деревьями.

- укажите склонение и падежи имен сущ.;

- 1 предложение разберите по членам;

- выделенное слово разберите по составу.

  

                   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28232. Психические состояния и их классификация 31.5 KB
  Левитов: Состояние – целостная характеристика психической деятельности и поведения за некоторый период времени показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражения объектов и явлений действительности в настоящий момент в зависимости от конкретной ситуации предшествующего состояния и психических свойств личности. Состояние – целостная организация поведения и деятельности за определенный момент времени. Психическое состояние – относительно устойчивое психическое явление характеризующее психику в целом фон на...
28233. Диагностические и прогностические возможности интеллектуального тестирования (краткая характеристика основных интеллектуальных) 64 KB
  В отечественной психологии интеллект рассматривается как компонент индивидуальности связанный с личностными характеристиками исследования связей интеллекта с эмоциональноволевыми особенностями социальноэкономическими условиями и т. В истории исследования генезиса интеллекта человека можно выделить 2 главных подхода взаимно обогащающих друг друга. Источник развития интеллекта – в нем самом развитие представляет собой развертывание стадий операторных механизмов по сформированным природой алгоритмам. Интеллект необходимо рассматривать как...
28234. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕКА (ИНДИВИД-ЛИЧНОСТЬ-ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ) В РАБОТАХ Б.Г.АНАНЬЕВА 32 KB
  Форма развития индивида – онтогенетическая эволюция которая идет по филогенетической программе но модифицируется под влиянием социальной истории в соответствии с возрастом и индивидуальной изменчивостью: постепенно усиливается влияние социальных свойств личности. На развитие индивида накладывается развитие личности → ступени общественного воспитания образования и обучения стали определяющими характеристиками периодов развития индивида. статус личности в обществе активная позиция человека статус общности в которой формировалась личность...
28235. Развитие сознания и самосознания в онтогенезе. Функции самосознания: самопознание, саморегуляция и самоорганизация 35 KB
  Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации предмету деятельности к другим людям. Требуется накопление опыта множества подобных осознаний себя субъектом поведения для того чтобы oтношение к себе превратились в свойство называемое рефлексивностью. Чужую самооценку например родительскую; Способы регуляции поведения; 6. Самосознание культурный феномен позволяющий сохранять постоянство собственного поведения и испытывать чувство ответственности за социальные ценности усвоенные индивидом.
28236. «Образ Я» и «Я-концепция». Структура, этапы формирования, функции имеханизмы защиты 42.5 KB
  Описательная составляющая Яконцепции образ Я или картина Я; составляющая связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам самооценка или принятие себя. Три главных элемента Я концепции: Когнитивная составляющая образ Я представление индивида о самом себе. Составляющие Яконцепции: реальное Я представление о себе в настоящем времени идеальное Я то каким субъект по его мнению должен был бы стать ориентируясь на моральные нормы. Бернс выделяет следующие основные ракурсы Яконцепции: Реальное Я установки...
28237. Личность в системе отношений и структура отношений личности. Взгляды В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева 46 KB
  Личность в системе отношений и структура отношений личности. Психология отношений специфическая теория личности имеет существенное значение при исследовании проблем нормального и патологического формирования личности происхождения болезней и механизмов их развития особенностей клинических проявлений лечения и предупреждения. Одно из фундаментальных положений психологии отношений является понимание личности как системы отношений индивида с окружающей средой. Эти отношения представляют собой преимущественно сознательную основанную на...
28238. НЕЙРОТИПИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА (Б.М.ТЕПЛОВ, В.Д.НЕБЫЛИЦЫН, Е.П.ИЛЬИН) 68 KB
  НЕЙРОТИПИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА Б.ИЛЬИН Свойства НС это устойчивые особенности НС влияющие на индивидуальные психологические особенности человека. Свойства НС – природные врожденные особенности НС влияющие на формирование индивидуальных форм поведения у животных и некоторых индивидуальных различий способностей и характера у человека Павлов Теплов. Тип высшей нервной деятельности генотип темперамент следует отличать от характера фенотипа или склада высшей нервной деятельности который есть сплав из черт типа и тех черт...
28239. ТЕМПЕРАМЕНТ: ЕГО СВОЙСТВА И ТИПОЛОГИЯ 31.5 KB
  эмоциональная неустойчивость – врожденная склонность человека входить в состояние эмоционального напряжения тревожность – степень личностного ситуативного эмоционального напряжения в угрожающей ситуации или ситуации повышенной ответственности утомляемость работоспособность врабатываемость импульсивность – быстрота реакции непроизвольных движений приспособление к непосредственно действующим раздражителям быстрота принятия решения и его исполнение ригидность пластичность – степень легкости приспособления к новой ситуации...
28240. Характер: свойства, детерминация, формирование 66.5 KB
  Олпорт: Черты характера это нравственно оцениваемые черты личности следовательно определенной культуре определенная трактовка одного и того же свойства. Выраженность характера определяется четкостью тенденций и способностью подкрепить их. Мерлин: Черты характера это свойства личности в целом которые проявляются в социальнотипических ситуациях. Функции характера: 1.