85279

Упражнения в распознавании типа склонений имен существительных

Конспект урока

Иностранные языки, филология и лингвистика

Цели: Познакомить детей с распознаванием типа склонения имен существительных стоящих в косвенных падежах. Обозначить падежи имен существительных. Автомобиль аккуратно интересный богаж гареть вперед вчира жилать директор газета Определите склонение имени существительного.

Русский

2015-03-24

51 KB

2 чел.

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Упражнения в распознавании типа склонений имен существительных».

Цели:

Познакомить детей с распознаванием типа склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах.

Развивать познавательные способности (память, мышление, внимание), умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитывать волю, через постановку учебной задачи и ее достижения, коммуникативные способности, умение общаться.

ХОД УРОКА

1. Минута чистописания. Работа с предложением.

   Ч Ч Ч У У У Уу Уу Уу Чу Чу Чу

Чистый лесной воздух укрепляет здоровье.

- Какое предложение по цели высказывания? Интонации? Простое или сложное?   Распространенное или нераспостраненнное?

  -  Фонетическая транскрипция ( з д а р о в* й э) – охарактеризуйте звуки устно.

- Разбор по членам предложения. Обозначить падежи имен существительных.

  2. - Сейчас мы повторим словарные слова.

    -  Всмотритесь в слова, определите, какие из них «плохо выглядят», исправьте, перепишите, в

случае затруднения, обращайтесь к орфографическому словарю.

    На доске таблица:

- Каждое из слов поселите в отведенную ему квартиру в доме – таблице по улице им. Частей речи.

     Автомобиль, аккуратно, интересный, богаж, гареть, вперед, вчира, жилать, директор, газета

- Определите склонение имени существительного.

- Продолжите незаконченное предложение:

- Глагол – это часть речи, которая…..

- Существительное - это часть речи,которая…..

- Прилагательное - это часть речи, которая…..

- Наречие - это часть речи, которая….. (признак действия)

3. Орфографическая минутка.

   -Повторим написание слов  удвоенными согласными.

   Вкладыш

Запишите: коллектив- образовать имя прилагательное.

                                       Лексическое значение слова растолкуйте.

                                      ( От древних римлян: по-латыни «собирательный», означает собранных вместе людей, объединенных общим делом).

                Коллекция – содержащееся в порядке собрание интересных вещей

                Коллективный

                Коллекционировать

- Прочитайте слова с удвоенными согласными. Проверьте свою память, не подглядывая во вкладыш,

запишите еще 5 слов с  удвоенными согласными.

- Определите склонение этих существительных.

4. Сообщение темы урока.- Сегодня мы будем упражняться в определении склонения имен существительных и падежей имен существительных.

- Что вы знаете о склонениях имени существительного?

( У существительных м., ж. и ср. рода бывают разные падежные окончания. По окончаниям сущ. делятся на 3 склонения)

1 склонение – имена сущ. мужского и женского рода с окончанием  –а, - я.

2 склонение - имена сущ. мужского рода с нулевым окончанием  и среднего рода с окончанием –о,-е.

3 склонение - имена сущ. женского рода с ь на конце.

-А если имена сущ.стоят в косвенных падежах?

– Как вы понимаете слово “ в косвенных” падежах?

– Вспомните алгоритм определения склонения имени существительного.

– Назовите первый шаг. Можно ли сразу определить род? Почему?

– Что тогда нужно сделать? (поставить в начальную форму)

– Что значит в начальную форму? (И.п., ед.ч.)

– Теперь сможем определить склонение?

– Где мы можем сверить правильность вывода? (в учебнике) – Прочитайте правило на стр. 91.

-Чтобы определить склонение имени сущ. в косвенном падеже нужно найти его начальную форму.

Что такое начальная форма существительного?

Алгоритм:

- Ставлю существительное в начальную форму( И. п.; ед. ч.).

-Определяю род.

-Нахожу окончание.

-По роду и окончанию определяю склонение.

– Кто бы хотел рассказать алгоритм классу? – Расскажите друг другу.

5. Первичное закрепление.Работа по учебнику.Упражнение №174.

    -Запишите слова в 3 столбика по склонениям,пользуясь алгоритмом.

6. Придумайте и запишите еще по 4 слова

    1, 2, 3 склонения

7. Контроль (лист контроля).

   -Записать слова в 3 столбика, выделить окончания (слова из вкладыша).

8. Закрепление.

   -Дополните предложение именами существительными, имеющими те грамматические признаки, которые даны в скобках.

 -  Разбор по членам предложения:

   В магазине ( 2 скл., Им. п., ед. ч.) купил (1 скл., В.п., ед.ч.) и ( 2 скл., В. п., ед. ч.). Утром ( 2 скл., Им. п., ед. ч.) и ( 1 скл., Им. п., ед. ч.) пошел на ( 2 скл., В. п., ед. ч.) ловить ( 1 скл., В. п., ед. ч.). Из ( 2 скл., Р. п., ед. ч.) ( 2 скл., Им. п., ед. ч.) увидел ( 1 скл.,В. п., ед. ч.).

9. Итог урока. Тест:

  - Итак, что мы знаем:

  1.  а) Имена сущ. изменяются по родам.

б) Имена сущ. не изменяются по родам.

2.     а) Склонение сущ. зависит от рода и окончания им. сущ.

       б) Склонение сущ. не зависит от рода и окончания им. сущ.

3.     а) К 1 скл. имен сущ. относятся сущ. м.р. и ж.р.

       б) К 1 скл. имен сущ. относятся сущ. м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я.

4.      а) У сущ. именительного падежа не бывает предлогов.

        б) У сущ. именительного падежа бывают предлоги.

5.      а) Имена сущ. в предложениях бывают только подлежащими.

       б) Имена сущ. в предложениях бывают  не только подлежащими.

- Взаимопроверка.

Оценка выполнения теста:

«12» - 5 правильных ответов

«9» - 4 правильных ответа

«6» - 3 правильных ответа

«3» - 2 правильных ответа

10. Домашнее задание.

Дополнительное  задание: комментированное письмо.

          Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва. Она извивалась в тени столетних маслин. Море мелькало между деревьями.

- укажите склонение и падежи имен сущ.;

- 1 предложение разберите по членам;

- выделенное слово разберите по составу.

  

                   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9585. Значение произнесения скороговорок для развития четкой дикции. 16.89 KB
  Значение произнесения скороговорок для развития четкой дикции. Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произн...
9586. Упражнения по постановке голоса 17.69 KB
  Упражнения по постановке голоса У лекторов, учителей, дикторов, актеров, представителей других профессий, требующих напряжения голосового аппарата, к концу дня нередко возникают неприятные ощущения в области глотки. Со временем к этому может присоед...
9588. Правильные артикуляционные уклады звуков речи 30.1 KB
  Правильные артикуляционные уклады звуков речи. Недостатки произношения звуков р и р (искажения -ротацизм, замены - параротацизм). Уклад органов артикуляции. Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, расстояние между зубам...
9589. Произношение заимствованных слов 16.46 KB
  Произношение заимствованных слов. В русском литературном языке, как и во всяком литературном языке с длительной историей, имеется немалое количество слов иноязычного происхождения, нередко неточно называемых иностранными словами. Заимс...
9590. Строение артикуляционного отдела речевого аппарата 16.71 KB
  Строение артикуляционного отдела речевого аппарата. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы, глотка. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижн...
9591. Классификация гласных по месту и способу образование звуков 16.56 KB
  Классификация гласных по месту и способу образование звуков Гласные - тоновые звуки. При их образовании участвует музыкальный тоновый голос. Шум не учитывается. Различие гласных определяется разным укладом органов речи...
9592. Обоснование главных параметров СЭУ 127 KB
  Обоснование главных параметров СЭУ Определение требуемой мощности. Число движителей. Допустимый и реализуемый диаметр гребного винта. КПД винта. Влияние корпуса на КПД. Пропульсивный коэффициент. Запас мощности для движения судна с заданной ск...
9593. Выбор главного двигателя из типоразмерных рядов 2.76 MB
  Выбор главного двигателя из типоразмерных рядов Разработка конструктивной схемы СЭУ. Оптимизация винта расположением винтовой характеристики в поле допустимых режимов МДМ. Обеспечение реверса пропульсивной установки. Разработка конструктивной и тепл...