85279

Упражнения в распознавании типа склонений имен существительных

Конспект урока

Иностранные языки, филология и лингвистика

Цели: Познакомить детей с распознаванием типа склонения имен существительных стоящих в косвенных падежах. Обозначить падежи имен существительных. Автомобиль аккуратно интересный богаж гареть вперед вчира жилать директор газета Определите склонение имени существительного.

Русский

2015-03-24

51 KB

1 чел.

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Упражнения в распознавании типа склонений имен существительных».

Цели:

Познакомить детей с распознаванием типа склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах.

Развивать познавательные способности (память, мышление, внимание), умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитывать волю, через постановку учебной задачи и ее достижения, коммуникативные способности, умение общаться.

ХОД УРОКА

1. Минута чистописания. Работа с предложением.

   Ч Ч Ч У У У Уу Уу Уу Чу Чу Чу

Чистый лесной воздух укрепляет здоровье.

- Какое предложение по цели высказывания? Интонации? Простое или сложное?   Распространенное или нераспостраненнное?

  -  Фонетическая транскрипция ( з д а р о в* й э) – охарактеризуйте звуки устно.

- Разбор по членам предложения. Обозначить падежи имен существительных.

  2. - Сейчас мы повторим словарные слова.

    -  Всмотритесь в слова, определите, какие из них «плохо выглядят», исправьте, перепишите, в

случае затруднения, обращайтесь к орфографическому словарю.

    На доске таблица:

- Каждое из слов поселите в отведенную ему квартиру в доме – таблице по улице им. Частей речи.

     Автомобиль, аккуратно, интересный, богаж, гареть, вперед, вчира, жилать, директор, газета

- Определите склонение имени существительного.

- Продолжите незаконченное предложение:

- Глагол – это часть речи, которая…..

- Существительное - это часть речи,которая…..

- Прилагательное - это часть речи, которая…..

- Наречие - это часть речи, которая….. (признак действия)

3. Орфографическая минутка.

   -Повторим написание слов  удвоенными согласными.

   Вкладыш

Запишите: коллектив- образовать имя прилагательное.

                                       Лексическое значение слова растолкуйте.

                                      ( От древних римлян: по-латыни «собирательный», означает собранных вместе людей, объединенных общим делом).

                Коллекция – содержащееся в порядке собрание интересных вещей

                Коллективный

                Коллекционировать

- Прочитайте слова с удвоенными согласными. Проверьте свою память, не подглядывая во вкладыш,

запишите еще 5 слов с  удвоенными согласными.

- Определите склонение этих существительных.

4. Сообщение темы урока.- Сегодня мы будем упражняться в определении склонения имен существительных и падежей имен существительных.

- Что вы знаете о склонениях имени существительного?

( У существительных м., ж. и ср. рода бывают разные падежные окончания. По окончаниям сущ. делятся на 3 склонения)

1 склонение – имена сущ. мужского и женского рода с окончанием  –а, - я.

2 склонение - имена сущ. мужского рода с нулевым окончанием  и среднего рода с окончанием –о,-е.

3 склонение - имена сущ. женского рода с ь на конце.

-А если имена сущ.стоят в косвенных падежах?

– Как вы понимаете слово “ в косвенных” падежах?

– Вспомните алгоритм определения склонения имени существительного.

– Назовите первый шаг. Можно ли сразу определить род? Почему?

– Что тогда нужно сделать? (поставить в начальную форму)

– Что значит в начальную форму? (И.п., ед.ч.)

– Теперь сможем определить склонение?

– Где мы можем сверить правильность вывода? (в учебнике) – Прочитайте правило на стр. 91.

-Чтобы определить склонение имени сущ. в косвенном падеже нужно найти его начальную форму.

Что такое начальная форма существительного?

Алгоритм:

- Ставлю существительное в начальную форму( И. п.; ед. ч.).

-Определяю род.

-Нахожу окончание.

-По роду и окончанию определяю склонение.

– Кто бы хотел рассказать алгоритм классу? – Расскажите друг другу.

5. Первичное закрепление.Работа по учебнику.Упражнение №174.

    -Запишите слова в 3 столбика по склонениям,пользуясь алгоритмом.

6. Придумайте и запишите еще по 4 слова

    1, 2, 3 склонения

7. Контроль (лист контроля).

   -Записать слова в 3 столбика, выделить окончания (слова из вкладыша).

8. Закрепление.

   -Дополните предложение именами существительными, имеющими те грамматические признаки, которые даны в скобках.

 -  Разбор по членам предложения:

   В магазине ( 2 скл., Им. п., ед. ч.) купил (1 скл., В.п., ед.ч.) и ( 2 скл., В. п., ед. ч.). Утром ( 2 скл., Им. п., ед. ч.) и ( 1 скл., Им. п., ед. ч.) пошел на ( 2 скл., В. п., ед. ч.) ловить ( 1 скл., В. п., ед. ч.). Из ( 2 скл., Р. п., ед. ч.) ( 2 скл., Им. п., ед. ч.) увидел ( 1 скл.,В. п., ед. ч.).

9. Итог урока. Тест:

  - Итак, что мы знаем:

  1.  а) Имена сущ. изменяются по родам.

б) Имена сущ. не изменяются по родам.

2.     а) Склонение сущ. зависит от рода и окончания им. сущ.

       б) Склонение сущ. не зависит от рода и окончания им. сущ.

3.     а) К 1 скл. имен сущ. относятся сущ. м.р. и ж.р.

       б) К 1 скл. имен сущ. относятся сущ. м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я.

4.      а) У сущ. именительного падежа не бывает предлогов.

        б) У сущ. именительного падежа бывают предлоги.

5.      а) Имена сущ. в предложениях бывают только подлежащими.

       б) Имена сущ. в предложениях бывают  не только подлежащими.

- Взаимопроверка.

Оценка выполнения теста:

«12» - 5 правильных ответов

«9» - 4 правильных ответа

«6» - 3 правильных ответа

«3» - 2 правильных ответа

10. Домашнее задание.

Дополнительное  задание: комментированное письмо.

          Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва. Она извивалась в тени столетних маслин. Море мелькало между деревьями.

- укажите склонение и падежи имен сущ.;

- 1 предложение разберите по членам;

- выделенное слово разберите по составу.

  

                   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23716. ХУДОЖНЄ ВИХОВАННЯ В УМОВАХ НОВОЇ ЕСТЕТИЧНОЇ СОЦІАЛЬНОЇ РЕАЛЬНОСТІ В УКРАЇНІ 71 KB
  На основі аналізу феномена „масова культура” з’ясувати проблему його впливу на поведінку людей та необхідність прищеплення естетичного смаку особистості...
23717. Значение выражения, урок рефлексии 59 KB
  Повторить и закрепить понятия буквенного и числового выражения взаимосвязь между арифметическими действиями решение уравнений на сложение и вычитание алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел. Здравствуйте ребята Чему мы учились на прошлых уроках Составлять читать и записывать математические выражения. В каком виде мы записывали ответ В виде числового или буквенного выражения.
23718. Значение выражения 66 KB
  – Какие выражения ещё мы учились составлять и записывать Буквенные выражения. – Сегодня на уроке мы продолжим работать с буквенными выражениями. – Как вы думаете что можно делать с буквенными выражениями Находить их значения.
23719. Метод весов 52.5 KB
  – Решите уравнение: а методом проб и ошибок; б методом перебора: 3. Решите уравнение: 3а 33 = 8а 8 3. – Чем отличается это уравнение от уравнений которые решали раньше В этом уравнении переменная стоит в обеих частях уравнения. – Как же быть Надо найти способ который позволит решить такое уравнение.
23720. Метод перебора 76.5 KB
  – Установите закономерность и продолжите ряд на три числа. – Что вы можете сказать о множителях в произведении Они являются делителями числа 252 252 делится на x и на y. x – 1y 6 = 252 – Что вы можете сказать о втором уравнении Множители во втором уравнении являются делителями числа 252. – Что вы можете сказать о корнях первого и второго уравнения Одни и те же числа.
23721. Метод весов 45.5 KB
  – Что интересного вы можете рассказать о полученном ряде чисел – Назовите самое большое число из данного ряда. 109 – Назовите самое маленькое число из этого ряда. – Замените число 25 суммой разрядных слагаемых разными способами. Вспомните как была построена математическая модель 10х y = xy 52 для задачи 5: Задумано двузначное число которое на 52 больше суммы своих цифр.
23722. Метод проб и ошибок 61 KB
  – Какие уравнения мы учились решать на прошлом уроке Уравнения вида x аx = b – Что мы использовали при решении уравнений Свойства чисел. – Какие уравнения мы ещё получали при переводе текста задачи на математический язык Уравнения вида: x x а = b. – Подберите корень уравнения: – Объясните способ решения который вы использовали. – А есть ли у этого уравнения другие корни 3.
23723. Метод проб и ошибок 69.5 KB
  Основная цель: 1 Тренировать способность к использованию метода проб и ошибок для решения уравнений. – Какие уравнения мы учились решать на прошлом уроке Уравнения вида x x а = b – Что мы использовали при решении уравнений Метод проб и ошибок. – Сегодня мы на уроке проанализируем на сколько хорошо вы усвоили метод проб и ошибок.
23724. Перевод условия задачи на математический язык 55 KB
  Обозначим за x – площадь третьей комнаты. Вторая на 3 м2 больше третьей значит её площадь равна x 3 м2. Первая комната в 2 раза меньше второй чтобы найти её площадь надо площадь второй комнаты разделить на 2 т. Общая площадь трёх комнат 42 м2.