85280

Упражнение в определении склонений имен существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: Развивать умение определять склонение имен существительных, пользуясь алгоритмом рассуждения. Закреплять навыки определять падеж существительных. Развивать орфографическую зоркость, внимание. Воспитывать интерес к знаниям. Оборудование: опоры, таблицы, словари, учебники.

Русский

2015-03-24

31 KB

1 чел.

Тема: Упражнение в определении склонений имен существительных.

Задачи: Развивать умение определять склонение имен существительных, пользуясь алгоритмом рассуждения.

Закреплять навыки определять падеж существительных. Развивать орфографическую зоркость, внимание.

Воспитывать интерес к знаниям.

Оборудование: опоры, таблицы, словари, учебники.

Ход урока: I. Минутка чистописания: ььь, тья, чья.

П. 5 уч-ся по карточкам:

Составить предложения. Определить падеж существительных.

1)  в, было, весло, зоопарке, шумно, и.

2)  из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки.

3)  бегемота, заг..няла, в ст..р..жиха, домик, м..тлой.

4)  ст..ял, на, лось, х..лме.

Остальные уч-ся пишут зрительный диктант: (определить падеж существительных)

1)  Киев - столица нашей Родины.

2)  Школьники поливают саженцы.

3)  Надо быть честным и правдивым.

4)  Летом наша семья жила на Днепре.

5)  Весело колосится густая рожь.

6)  Поля запорошило белым снегом.

- Проверка (2 уч-ся). Повторение правила: Как определить падеж существительных?

III. Повторение и закрепление. Сообщение темы урока.

1. Правила-примеры (Как определить склонение имен существительных?)

2.  Словарная работа.

Загадки. Записать отгадки в столбики по 3 склонениям.

1) Бежит, - бежит - не выбежит, течет, течет - не вытечет (река -1)

2) Через речку лег - пробежать помог (мост - II)

3) Само с кулачок, красный бочок,

Тронешь пальцем - гладко, а отпустишь - сладко (яблоко - II)

4) То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я? ... (тетрадь - III)

5) Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да сварили? (картофель - II)

Вывод: Что нужно сделать, чтоб определить склонение?

3. Работа по учебнику: Упр. 211 (самостоятельно после анализа с использованием словаря)

Проверка: Прочитать записанные слова.

4.А сейчас у нас в гостях сказка.

Инсценирование учащимися: «Сказка о ь знаке на конце имен существительных женского рода III склонения после шипящих».

Учитель: Над рекой опускалась Ночь. Вода становилась темной, не веселой. Ночь думала, что хозяйкой будет только она, что никто не нарушит ее покой. Но тут она услышала тихий шепот. Прислушалась. Так и есть: это разговаривает Камыш. Ночь притаилась и услышала тяжелый вздох и грустный шепот.

Камыш: Ох! Ох! Почему я, Камыш, имею в конце слово шипящий звук, как и Ночь, а ь знака не имею? А ночь сама такая тихая, мягкая, а все равно в конце имеет мягкий знак. Как обидно.

Ночь: Эй, Камыш, ты меня слышишь? Ты вот тут зря печалишься. Хочешь я тебе помогу?

Камыш: Хочу!

Ночь: Ну слушай. Я существительное женского рода. А все имена существительные, которые заканчиваются на шипящие: ж, ч, ш, щ, и относятся к женскому роду, III склонения, имеют в конце ь знак.

Камыш: А какие это слова?

Ночь: Вот например скоро на небе взойдет моя дочь - Луна. Слово дочь имеет в конце ь знак.

Камыш: А еще? 

Ночь: Там за рекой есть поле, на котором растет рожь. Она тоже имеет в конце слова ь знак. А в этом поле живет маленькая мышь.

Камыш: И она тоже имеет ь знак?

Ночь: Да.

Камыш: Как все это интересно, но все равно немножко грустно. Ведь у меня нет ь знака.

Ночь: Мягкий знак у нас потому, что мы все относимся к женскому роду III склонения. А ты, камыш, мужского рода.

Камыш: И больше нет никого, только я один?

Ночь: Ну почему. Наступит осень, колхозники уберут рожь, сделают из нее муку, а в пекарне испекут вкусный, румяный калач.

Камыш: А слово калач тоже мужского рода?

Ночь: Ну, конечно!

Камыш: Спасибо тебе, Ночь, за учение.

Учитель: Чему учила Ночь Камыша?

На конце существительных какого рода и склонения после шипящих пишется ь знак?

5. Самостоятельная работа: выписать подходящие по смыслу имена существительные, указать склонение. (На доске)

Звездная ...                          матч ...

футбольный ...                     ноч ...

душистый ...                        мыш ...

летучая ...                            ландыш ...

Проверка. Вывод: Так когда нужно писать ь знак?

6. Работа по учебнику. Упр. 212 - самостоятельно. Проверка.

7. Дополнительно:   Диктант.

Береги землю любимую, как мать родимую.

Посеешь в пору, соберешь зерна гору. Без печки холодно, без хлеба голодно.

(Определить падеж и склонение существительных)

IV . Итог. Что нужно сделать, чтобы определить склонение существительного?

V. Домашнее задание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24763. Особенности правовой защиты персональных данных 134.5 KB
  Особенности правовой защиты персональных данных. Эти процессы стимулируют создание системы правовой защиты персональных данных. Персональные данные любая информация относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу субъекту персональных данных;ФЗ 152 Государственный надзор за выполнением требований законодательства в области защиты ПДн распределен между тремя ведомствами: 1 Роскомнадзор основной исполнительный и надзорный орган по защите прав физических лиц чьи персональные данные обрабатываются; 2...
24764. Конституционные основы организации публичной власти в России 62 KB
  Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ Федеральное Собрание парламент состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы Правительство РФ суды РФ. Признание человека его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации образующей основу не только конституционно организованного общества но и правовой защиты этого общества от попыток подавления личности ущемления ее прав игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей. Экономической...
24765. Социальное управление: специфика, методы, подсистемы, функции 111.5 KB
  Содержание системы управления и внутренние принципы ее организации и самоорганизации определяет целеполагание связанное с прогнозированием и моделированием социальных систем. Организационноадминистративное воздействие осуществляется в следующих основных видах: прямое административное указание; установление правил регулирующих деятельность подчиненных; разработка и внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов; контроль и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников. Функция целеполагания...
24766. Понятие и содержание трудового договора 123.5 KB
  15 Трудового кодекса РФ под трудовыми отношениями понимаются отношения основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции то есть работы по определенной специальности квалификации или должности подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении надлежащих условий труда а также своевременной и в полном объеме выплате ему заработной платы. Трудовой договор это соглашение между работодателем и работником в соответствии с которым работодатель...
24767. Государственное управление как объект АП регулирования 86.5 KB
  Государственное управление это один из видов деятельности государственных органов РФ по осуществлению государственной власти реализации государственновластных полномочий. Ветви власти взаимосвязаны но в то же время характеризуются определенной самостоятельностью. В широком смысле государственное управление осуществляется всеми ветвями власти. Система органов исполнительной власти в РФ.
24768. Сущность, содержание и структура системы национальной безопасности государства 42.5 KB
  Под национальной безопасностью страны необходимо понимать систему элементов связей и отношений обеспечивающую реализацию жизненно важных политических экономических военных гуманитарных экологических информационных и других интересов личности общества и государства. Национальные интересы объективные потребности гражданина общества и государства вытекающие из особенностей социальноэкономического и политического устройства государства уровня его экономического развития исторически сложившегося места в международном разделении...
24769. Гражданские правоотношения: понятие, элементы, виды 109.5 KB
  Гражданские правоотношения: понятие элементы виды Гражданские правоотношения общественные отношения урегулированные нормами ГП это связь субъектов наделенных взаимными правами и обязанностями.Субъекты: лица обладающие гражданскими правами и несущие гражданские обязанности в связи с участием в конкретном гражданском правоотношении.Объекты определенные цели на достижение которых направлены те или иные права. характер санкций применяемый в гражданском праве: Меры принуждения имеют имущественный характер и санкции являются...
24770. Экономическое понятие собственности и ее основные формы 213.5 KB
  В каждой стране в экономике имеется государственный сектор экономики что представляет общую черту современного рыночного хозяйства. В России предприятия государственного сектора экономики подразделяются на федеральные и муниципальные. Можно выделить следующие типы экономических систем: система современной рыночной экономики; система смешанной экономики; система традиционной нерыночной экономики; система административнокомандной экономики. Система современной рыночной экономики сегодня является доминирующей по причине высокой...
24771. Финансово-кредитная система РФ, ее структура и принципы формирования 197.5 KB
  Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности формируются источники финансирования общественного сектора экономики достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов. Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:...