85280

Упражнение в определении склонений имен существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: Развивать умение определять склонение имен существительных, пользуясь алгоритмом рассуждения. Закреплять навыки определять падеж существительных. Развивать орфографическую зоркость, внимание. Воспитывать интерес к знаниям. Оборудование: опоры, таблицы, словари, учебники.

Русский

2015-03-24

31 KB

1 чел.

Тема: Упражнение в определении склонений имен существительных.

Задачи: Развивать умение определять склонение имен существительных, пользуясь алгоритмом рассуждения.

Закреплять навыки определять падеж существительных. Развивать орфографическую зоркость, внимание.

Воспитывать интерес к знаниям.

Оборудование: опоры, таблицы, словари, учебники.

Ход урока: I. Минутка чистописания: ььь, тья, чья.

П. 5 уч-ся по карточкам:

Составить предложения. Определить падеж существительных.

1)  в, было, весло, зоопарке, шумно, и.

2)  из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки.

3)  бегемота, заг..няла, в ст..р..жиха, домик, м..тлой.

4)  ст..ял, на, лось, х..лме.

Остальные уч-ся пишут зрительный диктант: (определить падеж существительных)

1)  Киев - столица нашей Родины.

2)  Школьники поливают саженцы.

3)  Надо быть честным и правдивым.

4)  Летом наша семья жила на Днепре.

5)  Весело колосится густая рожь.

6)  Поля запорошило белым снегом.

- Проверка (2 уч-ся). Повторение правила: Как определить падеж существительных?

III. Повторение и закрепление. Сообщение темы урока.

1. Правила-примеры (Как определить склонение имен существительных?)

2.  Словарная работа.

Загадки. Записать отгадки в столбики по 3 склонениям.

1) Бежит, - бежит - не выбежит, течет, течет - не вытечет (река -1)

2) Через речку лег - пробежать помог (мост - II)

3) Само с кулачок, красный бочок,

Тронешь пальцем - гладко, а отпустишь - сладко (яблоко - II)

4) То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я? ... (тетрадь - III)

5) Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да сварили? (картофель - II)

Вывод: Что нужно сделать, чтоб определить склонение?

3. Работа по учебнику: Упр. 211 (самостоятельно после анализа с использованием словаря)

Проверка: Прочитать записанные слова.

4.А сейчас у нас в гостях сказка.

Инсценирование учащимися: «Сказка о ь знаке на конце имен существительных женского рода III склонения после шипящих».

Учитель: Над рекой опускалась Ночь. Вода становилась темной, не веселой. Ночь думала, что хозяйкой будет только она, что никто не нарушит ее покой. Но тут она услышала тихий шепот. Прислушалась. Так и есть: это разговаривает Камыш. Ночь притаилась и услышала тяжелый вздох и грустный шепот.

Камыш: Ох! Ох! Почему я, Камыш, имею в конце слово шипящий звук, как и Ночь, а ь знака не имею? А ночь сама такая тихая, мягкая, а все равно в конце имеет мягкий знак. Как обидно.

Ночь: Эй, Камыш, ты меня слышишь? Ты вот тут зря печалишься. Хочешь я тебе помогу?

Камыш: Хочу!

Ночь: Ну слушай. Я существительное женского рода. А все имена существительные, которые заканчиваются на шипящие: ж, ч, ш, щ, и относятся к женскому роду, III склонения, имеют в конце ь знак.

Камыш: А какие это слова?

Ночь: Вот например скоро на небе взойдет моя дочь - Луна. Слово дочь имеет в конце ь знак.

Камыш: А еще? 

Ночь: Там за рекой есть поле, на котором растет рожь. Она тоже имеет в конце слова ь знак. А в этом поле живет маленькая мышь.

Камыш: И она тоже имеет ь знак?

Ночь: Да.

Камыш: Как все это интересно, но все равно немножко грустно. Ведь у меня нет ь знака.

Ночь: Мягкий знак у нас потому, что мы все относимся к женскому роду III склонения. А ты, камыш, мужского рода.

Камыш: И больше нет никого, только я один?

Ночь: Ну почему. Наступит осень, колхозники уберут рожь, сделают из нее муку, а в пекарне испекут вкусный, румяный калач.

Камыш: А слово калач тоже мужского рода?

Ночь: Ну, конечно!

Камыш: Спасибо тебе, Ночь, за учение.

Учитель: Чему учила Ночь Камыша?

На конце существительных какого рода и склонения после шипящих пишется ь знак?

5. Самостоятельная работа: выписать подходящие по смыслу имена существительные, указать склонение. (На доске)

Звездная ...                          матч ...

футбольный ...                     ноч ...

душистый ...                        мыш ...

летучая ...                            ландыш ...

Проверка. Вывод: Так когда нужно писать ь знак?

6. Работа по учебнику. Упр. 212 - самостоятельно. Проверка.

7. Дополнительно:   Диктант.

Береги землю любимую, как мать родимую.

Посеешь в пору, соберешь зерна гору. Без печки холодно, без хлеба голодно.

(Определить падеж и склонение существительных)

IV . Итог. Что нужно сделать, чтобы определить склонение существительного?

V. Домашнее задание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7285. Попит, пропозиція, їх взаємовідносини 122.5 KB
  Попит, пропозиція, їх взаємовідносини План: Попит, його види, закон попиту, детермінанти попиту. Еластичність попиту. Види еластичності. Пропозиція, її види, закон пропозиції, детермінанти пропозиції. Еластичність п...
7286. Студентське самоврядування як невідємна складова демократизації вищої школи 118 KB
  Структура і організація роботи органів студентського самоврядування вищого навчального закладу. На сьогоднішній день права і обовязки студентів вищих навчальних закладів України закріплюються в таких основних нормативно-правових актах.
7287. Правоохоронна та правозахисна діяльність посадових осіб органів внутрішніх справ 136.5 KB
  Правоохоронна та правозахисна діяльність посадових осіб органів внутрішніх справ План лекції 1. Діяльність органів внутрішніх справ щодо захисту прав і свобод людини. 2. Функції ы завдання органів внутрішніх справ при забезпеченні прав і свобод люди...
7288. Тісто прісне здобне і вироби з нього 51.5 KB
  Тісто прісне здобне і вироби з нього. Тісто прісне здобне і вироби з нього (рецептура, режим замішування). Пиріжки печені з різноманітними фаршами, технологія їх приготування. Тарталетки, технологія приготування...
7289. Комунікативна діяльність людини 84.5 KB
  Комунікативна діяльність людини Мовне спілкування в еволюції людини. Відмінності комунікації людей і тварин. Гіпотези про походження мови. І. Мовне спілкування в еволюції людини. Чарльз Дарвін назвав людину дивом і славою сві...
7290. Точка в системі трьох площин проектування 402 KB
  Точка в системі трьох площин проектування При виконанні комплексних креслень у ряді випадків буває недостатньо зображень на двох площинах проекцій, тому доводиться будувати третю проекцію. Введемо в систему П1П2 ще одну перпендикулярну площину - про...
7291. Відносини власності в економічному житті суспільства 130.96 KB
  Тема 5. Відносини власності в економічному житті суспільства Власність як економічна та юридична категорія. Її сутність, форми місце в економічній cистемі. Права власності. Еволюція форм власності. Сучасні форми приватної власності. Суспільна власні...
7292. Докази і доказування у кримінальному процесі 88.49 KB
  Докази і доказування у кримінальному процесі ПЛАН: Вступ 1. Поняття, сутність та значення кримінально-процесуального доказування. 2. Предмет і суб’єкти кримінально-процесуального доказування. 3. Процес доказування у кримінальному судочинстві. 4...
7293. Основи організації і проведення заходів щодо надання допомоги потерпілим та життєзабезпечення населення 57 KB
  Тема: Основи організації і проведення заходів щодо надання допомоги потерпілим та життєзабезпечення населення. План: Мета і зміст рятувальних і невідкладних робот (РНР) Перша медична допомога Карантин і обсервація. Мета і з...