85280

Упражнение в определении склонений имен существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: Развивать умение определять склонение имен существительных, пользуясь алгоритмом рассуждения. Закреплять навыки определять падеж существительных. Развивать орфографическую зоркость, внимание. Воспитывать интерес к знаниям. Оборудование: опоры, таблицы, словари, учебники.

Русский

2015-03-24

31 KB

1 чел.

Тема: Упражнение в определении склонений имен существительных.

Задачи: Развивать умение определять склонение имен существительных, пользуясь алгоритмом рассуждения.

Закреплять навыки определять падеж существительных. Развивать орфографическую зоркость, внимание.

Воспитывать интерес к знаниям.

Оборудование: опоры, таблицы, словари, учебники.

Ход урока: I. Минутка чистописания: ььь, тья, чья.

П. 5 уч-ся по карточкам:

Составить предложения. Определить падеж существительных.

1)  в, было, весло, зоопарке, шумно, и.

2)  из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки.

3)  бегемота, заг..няла, в ст..р..жиха, домик, м..тлой.

4)  ст..ял, на, лось, х..лме.

Остальные уч-ся пишут зрительный диктант: (определить падеж существительных)

1)  Киев - столица нашей Родины.

2)  Школьники поливают саженцы.

3)  Надо быть честным и правдивым.

4)  Летом наша семья жила на Днепре.

5)  Весело колосится густая рожь.

6)  Поля запорошило белым снегом.

- Проверка (2 уч-ся). Повторение правила: Как определить падеж существительных?

III. Повторение и закрепление. Сообщение темы урока.

1. Правила-примеры (Как определить склонение имен существительных?)

2.  Словарная работа.

Загадки. Записать отгадки в столбики по 3 склонениям.

1) Бежит, - бежит - не выбежит, течет, течет - не вытечет (река -1)

2) Через речку лег - пробежать помог (мост - II)

3) Само с кулачок, красный бочок,

Тронешь пальцем - гладко, а отпустишь - сладко (яблоко - II)

4) То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я? ... (тетрадь - III)

5) Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да сварили? (картофель - II)

Вывод: Что нужно сделать, чтоб определить склонение?

3. Работа по учебнику: Упр. 211 (самостоятельно после анализа с использованием словаря)

Проверка: Прочитать записанные слова.

4.А сейчас у нас в гостях сказка.

Инсценирование учащимися: «Сказка о ь знаке на конце имен существительных женского рода III склонения после шипящих».

Учитель: Над рекой опускалась Ночь. Вода становилась темной, не веселой. Ночь думала, что хозяйкой будет только она, что никто не нарушит ее покой. Но тут она услышала тихий шепот. Прислушалась. Так и есть: это разговаривает Камыш. Ночь притаилась и услышала тяжелый вздох и грустный шепот.

Камыш: Ох! Ох! Почему я, Камыш, имею в конце слово шипящий звук, как и Ночь, а ь знака не имею? А ночь сама такая тихая, мягкая, а все равно в конце имеет мягкий знак. Как обидно.

Ночь: Эй, Камыш, ты меня слышишь? Ты вот тут зря печалишься. Хочешь я тебе помогу?

Камыш: Хочу!

Ночь: Ну слушай. Я существительное женского рода. А все имена существительные, которые заканчиваются на шипящие: ж, ч, ш, щ, и относятся к женскому роду, III склонения, имеют в конце ь знак.

Камыш: А какие это слова?

Ночь: Вот например скоро на небе взойдет моя дочь - Луна. Слово дочь имеет в конце ь знак.

Камыш: А еще? 

Ночь: Там за рекой есть поле, на котором растет рожь. Она тоже имеет в конце слова ь знак. А в этом поле живет маленькая мышь.

Камыш: И она тоже имеет ь знак?

Ночь: Да.

Камыш: Как все это интересно, но все равно немножко грустно. Ведь у меня нет ь знака.

Ночь: Мягкий знак у нас потому, что мы все относимся к женскому роду III склонения. А ты, камыш, мужского рода.

Камыш: И больше нет никого, только я один?

Ночь: Ну почему. Наступит осень, колхозники уберут рожь, сделают из нее муку, а в пекарне испекут вкусный, румяный калач.

Камыш: А слово калач тоже мужского рода?

Ночь: Ну, конечно!

Камыш: Спасибо тебе, Ночь, за учение.

Учитель: Чему учила Ночь Камыша?

На конце существительных какого рода и склонения после шипящих пишется ь знак?

5. Самостоятельная работа: выписать подходящие по смыслу имена существительные, указать склонение. (На доске)

Звездная ...                          матч ...

футбольный ...                     ноч ...

душистый ...                        мыш ...

летучая ...                            ландыш ...

Проверка. Вывод: Так когда нужно писать ь знак?

6. Работа по учебнику. Упр. 212 - самостоятельно. Проверка.

7. Дополнительно:   Диктант.

Береги землю любимую, как мать родимую.

Посеешь в пору, соберешь зерна гору. Без печки холодно, без хлеба голодно.

(Определить падеж и склонение существительных)

IV . Итог. Что нужно сделать, чтобы определить склонение существительного?

V. Домашнее задание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

206. Промышленные способы обработки металла методом литья 1.1 MB
  Понятие границы выливаемости в области затвердевания сплава. Характеристика основных промышленных способов плавления металлов и сплавов в литейном производстве. Понятие огнеупорных материалов и их классификация.
207. Конструирование и использование отчетов 724.5 KB
  Отчеты предназначены для вывода информации из базы данных, прежде всего, на принтер. Перед выводом на принтер отчет можно просмотреть на экране. Отчет строится на основании таблиц и запросов, с группировкой данных и подведением итогов.
208. Скелетная травма. Первая помощь при травмах костей конечностей 324.5 KB
  Повреждения костей и суставов, закрытые травматические ушибы, вывихи, растяжения и переломы. Требования к транспортной иммобилизации, первая помощь при переломах конечностей. Подручные средства для оказания первой помощи.
209. Передатчик импульсной РЛС сантиметрового диапазона 623.5 KB
  Проектирование ГУН. Исследование фазового шума, температурной нестабильности частоты и мощности генерируемого сигнала. Проектирование усилителя мощности и генератора модулирующей частоты. Разработка входной и выходной развязок.
210. Статистика численности и социальной структуры населения 337.5 KB
  Статистика доходов и потребления, уровня жизни населения. Относительные показатели, характеризующие уровень экономически активного населения. Статистика охраны здоровья и медицинского обслуживания. Таблицы дожития и средней ожидаемой продолжительности жизни.
211. Радиоприемные устройства 6.25 MB
  Расчет коэффициента шума и полосы пропускания. Расчет усилителя промежуточной частоты (УПЧ). Определение структуры радиотракта. Расчет структурной схемы и видеоусилителя приемника. Радиолокационная станция обнаружения и целеуказания
212. Морское судоходство Западной Африки. Морские пути и особенности плавания на отдельных участках бассейна 943.98 KB
  Роль Атлантического океана в морских перевозках. Порты и гавани стран Западной Африки. Пути нейтрализации пиратской деятельности на море. Политическая ситуация - один из аспектов морского судоходства. Торговый флот стран Западной Африки.
213. Коммуникационные технологии 538.5 KB
  Обмен информацией производится по каналам передачи информации. Каналы передачи информации могут использовать различные физические принципы. Сетевое программное обеспечение (ПО) и сетевой протокол. Глобальные компьютерные сети. История развития сети интернет.
214. Проектирование комбикормового цеха 740.12 KB
  Характеристики применяемых материалов и изделий, фундаменты и фундаментные балки. Сведения о наружной и внутренней отделке. Организация и технология производства работ. Выбор грузозахватных приспособлений. Определение численного и квалификационного состава бригады для производства каменных работ.