85280

Упражнение в определении склонений имен существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: Развивать умение определять склонение имен существительных, пользуясь алгоритмом рассуждения. Закреплять навыки определять падеж существительных. Развивать орфографическую зоркость, внимание. Воспитывать интерес к знаниям. Оборудование: опоры, таблицы, словари, учебники.

Русский

2015-03-24

31 KB

1 чел.

Тема: Упражнение в определении склонений имен существительных.

Задачи: Развивать умение определять склонение имен существительных, пользуясь алгоритмом рассуждения.

Закреплять навыки определять падеж существительных. Развивать орфографическую зоркость, внимание.

Воспитывать интерес к знаниям.

Оборудование: опоры, таблицы, словари, учебники.

Ход урока: I. Минутка чистописания: ььь, тья, чья.

П. 5 уч-ся по карточкам:

Составить предложения. Определить падеж существительных.

1)  в, было, весло, зоопарке, шумно, и.

2)  из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки.

3)  бегемота, заг..няла, в ст..р..жиха, домик, м..тлой.

4)  ст..ял, на, лось, х..лме.

Остальные уч-ся пишут зрительный диктант: (определить падеж существительных)

1)  Киев - столица нашей Родины.

2)  Школьники поливают саженцы.

3)  Надо быть честным и правдивым.

4)  Летом наша семья жила на Днепре.

5)  Весело колосится густая рожь.

6)  Поля запорошило белым снегом.

- Проверка (2 уч-ся). Повторение правила: Как определить падеж существительных?

III. Повторение и закрепление. Сообщение темы урока.

1. Правила-примеры (Как определить склонение имен существительных?)

2.  Словарная работа.

Загадки. Записать отгадки в столбики по 3 склонениям.

1) Бежит, - бежит - не выбежит, течет, течет - не вытечет (река -1)

2) Через речку лег - пробежать помог (мост - II)

3) Само с кулачок, красный бочок,

Тронешь пальцем - гладко, а отпустишь - сладко (яблоко - II)

4) То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я? ... (тетрадь - III)

5) Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да сварили? (картофель - II)

Вывод: Что нужно сделать, чтоб определить склонение?

3. Работа по учебнику: Упр. 211 (самостоятельно после анализа с использованием словаря)

Проверка: Прочитать записанные слова.

4.А сейчас у нас в гостях сказка.

Инсценирование учащимися: «Сказка о ь знаке на конце имен существительных женского рода III склонения после шипящих».

Учитель: Над рекой опускалась Ночь. Вода становилась темной, не веселой. Ночь думала, что хозяйкой будет только она, что никто не нарушит ее покой. Но тут она услышала тихий шепот. Прислушалась. Так и есть: это разговаривает Камыш. Ночь притаилась и услышала тяжелый вздох и грустный шепот.

Камыш: Ох! Ох! Почему я, Камыш, имею в конце слово шипящий звук, как и Ночь, а ь знака не имею? А ночь сама такая тихая, мягкая, а все равно в конце имеет мягкий знак. Как обидно.

Ночь: Эй, Камыш, ты меня слышишь? Ты вот тут зря печалишься. Хочешь я тебе помогу?

Камыш: Хочу!

Ночь: Ну слушай. Я существительное женского рода. А все имена существительные, которые заканчиваются на шипящие: ж, ч, ш, щ, и относятся к женскому роду, III склонения, имеют в конце ь знак.

Камыш: А какие это слова?

Ночь: Вот например скоро на небе взойдет моя дочь - Луна. Слово дочь имеет в конце ь знак.

Камыш: А еще? 

Ночь: Там за рекой есть поле, на котором растет рожь. Она тоже имеет в конце слова ь знак. А в этом поле живет маленькая мышь.

Камыш: И она тоже имеет ь знак?

Ночь: Да.

Камыш: Как все это интересно, но все равно немножко грустно. Ведь у меня нет ь знака.

Ночь: Мягкий знак у нас потому, что мы все относимся к женскому роду III склонения. А ты, камыш, мужского рода.

Камыш: И больше нет никого, только я один?

Ночь: Ну почему. Наступит осень, колхозники уберут рожь, сделают из нее муку, а в пекарне испекут вкусный, румяный калач.

Камыш: А слово калач тоже мужского рода?

Ночь: Ну, конечно!

Камыш: Спасибо тебе, Ночь, за учение.

Учитель: Чему учила Ночь Камыша?

На конце существительных какого рода и склонения после шипящих пишется ь знак?

5. Самостоятельная работа: выписать подходящие по смыслу имена существительные, указать склонение. (На доске)

Звездная ...                          матч ...

футбольный ...                     ноч ...

душистый ...                        мыш ...

летучая ...                            ландыш ...

Проверка. Вывод: Так когда нужно писать ь знак?

6. Работа по учебнику. Упр. 212 - самостоятельно. Проверка.

7. Дополнительно:   Диктант.

Береги землю любимую, как мать родимую.

Посеешь в пору, соберешь зерна гору. Без печки холодно, без хлеба голодно.

(Определить падеж и склонение существительных)

IV . Итог. Что нужно сделать, чтобы определить склонение существительного?

V. Домашнее задание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37020. Експрес-метод визначення коефіцієнтів плодоношення центральних бруньок вічок перед обрізуванням винограду і встановлення навантаження вічками 2.5 MB
  Експрес – метод визначення коефіцієнтів плодоношення центральних бруньок вічок перед обрізуванням винограду. Засвоїти методику швидкого визначення закладання зачатків суцвіть у центральних бруньках способом препарування зимуючих вічок під бінокулярним мікроскопом побудувати графіки розподілення коефіцієнтів плодоношення центральних бруньок і прийняти рішення щодо оптимізації довжини обрізування винограду.Експрес – метод визначення коефіцієнтів плодоношення центральних бруньок вічок перед обрізуванням винограду.
37021. Складання календарного плану робіт на винограднику і виноградній шкілці 97 KB
  Внесення мінеральних та органічних добрив Березеньквітень 1 2 3 Квітень Відкривання кущів винограду Остаточне обрізування кущів та заготівля чубуків Закінчення щеплення стратифікація та загартування щеп Садіння винограду та підсаджування на місцях випадів Ремонт шпалери та встановлення її на молодих Виноградниках Сухе підв'язування пагонів Вкладання підсадок для ліквідації зрідженості Садіння чубуків у шкілку Весняне чизелювання або культивація ґрунту на виноградниках Захист від весняних приморозків До розпус кання вічок Те саме “ “...
37022. Схема і методика ампелографічного опису морфологічних ознак органів виноградної рослини, що характеризують сорт 86.5 KB
  Після чого описують морфологічні ознаки: молодого і визрілого пагонів листка середнього ярусу квітки грона ягоди насінини. Технологічна характеристика: механічний склад грона і ягоди вихід сусла механічні властивості ягоди хімічний склад соку і його зміни в процесі достигання використання сорту і характеристика його продукції. Розмір грона визначають за його довжиною від основи до самої верхньої ягоди. Розрізняють дуже щільні якщо ягоди в гроні тісно притиснуті одна до одної і їх неможливо розсунути.
37026. ПУЛЬТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 1023.5 KB
  Содержание I Техническое описание лабораторного модуля Назначение 4 Технические характеристики 4 Состав и конструктивное исполнение 4 Подготовка к работе 5 II Технические характеристики и основы программирования таймера Н5СХ Общие сведения 6 Подключение входных и Выходных сигналов 7 Программирование таймера Н5СХ 8 III Технические характеристики и основы программирования счётчика Н7СХ Общие сведения 16 Подключение входных и выходных сигналов 17 Программирование счётчика Н7СХ 18 IV Технические характеристики и основы...
37027. Весна пришла. Сценарий класного часа 17.01 KB
  Настя: Ребята мы сегодня поговорим об одном из прекрасных времен года о весне. Далее Настя рассказывает о праздниках весны какие праздники знают дети Рассказ о космонавте Ю. Настя Аня Полет Белки и Стрелки в космос был осуществлен 19 августа 1960 года когда одна из ракет стартовавшая с космодрома Байконур вывела на орбиту космический корабль Восток с собаками на борту. Настя Какой бывает весна 3.