85284

Изменение имён существительных по вопросам. Наблюдение за ролью имён существительных в предложении

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: ознакомить с падежными вопросами имён существительных (без употребления термина), научить изменять существительные по вопросам, ознакомить с ролью имён существительных в предложении, развивать умение устанавливать связь слов в предложении, умение наблюдать, анализировать, обобщать...

Русский

2015-03-24

239.5 KB

0 чел.

Урок по русскому языку для 3 класса

«Изменение имён существительных по вопросам.  Наблюдение за ролью имён существительных в предложении»

Тема. Изменение имён существительных по вопросам.  Наблюдение за ролью имён существительных в предложении.

Цели: ознакомить с падежными вопросами имён существительных (без употребления термина), научить изменять существительные по вопросам, ознакомить с ролью имён существительных в предложении, развивать умение устанавливать связь слов в предложении, умение наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, память, мышление, любознательность, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к природе.

Оборудование: иллюстрации лекарственных трав, картинки к сказкам.

Тип урока. Комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок –

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь!

II. Проверка домашнего задания.

Взаимопроверка упражнения.

III. Актуализация опорных знаний.

  1.  Каллиграфическое письмо

З з / Д д/

Я здоровье берегу, сам себе я помогу.

Здоров будешь - все добудешь!

  1.  Орфографическая минутка.

- Отгадайте загадки и запишите отгадки.

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (одуванчик)

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (зверобой)

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел)

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Стоят в лугах сестрички:
Золотой у них глазок,
Белые реснички.  (Ромашка)

  1.  Беседа.

- Ребята, к какой группе можно отнести эти слова? (Это лекарственные растения).

- Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность представляют лекарственные растения. В медицинских книгах сказано: «Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственных средств, то можно сказать – мы живём в мире лекарств!».

III. Сообщение темы, цели урока.

Всем известно, всем понятно, 

Что здоровым быть приятно. 

Только надо знать, 

            Как здоровым стать. 

Сегодня мы идем в здоровую страну 

Болезням там объявим мы войну! 

- Отправляемся в Страну Лечебных Трав.

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала.

  1.  Наблюдение за изменениями существительных и их окончаний.

- Ребята, я прочитаю вам сказку. Вы внимательно послушайте, а потом назовите те  слова, которые меняют свою форму.

Жила-была желтоглазая ромашка. И был у нее приятель, легкокрылый мотылек. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. И он не забывал красавицу ромашку. Он вспоминал о ромашке на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок:  нежную паутинку или блестящую росинку. А подружка, расцветая от удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.

- Какие главные герои здесь встречаются? (Ромашка и мотылек)

- Изменим эти слова по вопросам.

кто?                 мотылёк                           что?           ромашка

кого?               мотылька                         чего?            ромашки

кому?              мотыльку                         чему?           ромашке

кого?               мотылька                         что?            ромашку

кем?                мотыльком                     чем?              ромашкой

о ком?             о мотыльке                     о чем?          о ромашке

- Почему поставили разные вопросы?

(Слово мотылек одушевленное, а слово ромашка - нет)

  1.  Ознакомление с правилом (в учебнике Э.С. Сильнова - с. 56)
  2.  Ознакомление с ролью имён существительных в предложении.

- Ознакомимся с жителями Страны Лечебных Трав, которые научат нас секретам здоровья.  (Показ иллюстраций)

Подорожник – еще в детстве выручал нас, когда мы разбивали коленки. Свежие листья подорожника нужно было приложить на ранку, нарыв, порез и вскоре боль успокаивалась, припухлость спадала. Настой подорожника также используют при кашле.

Крапива – эту жгучую траву тоже многие помнят с детства. После знакомства с нею кожа рук, ног и других мест покрывалась мелкой сыпью от ожога. Но эти воздействия крапивы только укрепляли наше здоровье. Еще эту траву используют при ревматических, суставных болях. Из молодых побегов растения готовят витаминные супы, зеленые щи, добавляют в весенние салаты.

Мята перечная – очень известная, любимая многими трава. Её добавляют в чай, используют для приготовления обезболивающих мятных капель. Мята снижает артериальное давление, обладает бактерицидными свойствами.

        

Ромашка медицинская – всем знакомый цветок. Из ромашки делают настои, обладающие противовоспалительными, успокаивающими свойствами. Его используют для полоскания горла, полости рта, делают компрессы, примочки.

Зверобой – используют цветки, листья, тонкие стебли для приготовления настоев. Используют как вяжущее, дезинфицирующее, средство для полосканий, а также принимают внутрь при заболеваниях кишечника.

Одуванчик лекарственный – всем известный желтый цветок. Обладает широким спектром лечебного действия. Способствуют нормализации работы, оздоровлению печени, желчного пузыря. Народная медицина использует одуванчик при бессоннице, улучшения аппетита,  для лечения кашля, удаления мозолей. Молодые листья растения используют для приготовления весенних салатов, в качестве средства от авитаминоза.

- Итак, ребята, прочитайте предложения, найдите имена существительные и определите, какими членами предложения они являются.

Сорвал я листочек подорожника. Приложил к больному месту. Всё и зажило. Подорожник вылечил!

- Найдите в предложениях повторяющееся слово и задайте к нему вопросы. Что вы заметили? Выделите окончания.

- Запомните! Имена существительные в предложении могут выступать в роли подлежащего и второстепенного члена предложения.

V. Физминутка

Одуванчик, одуванчик!

(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый

(Кружатся вокруг себя)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит.

(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом.

VI. Закрепление и осмысление знаний.

  1.  Творческое упражнение.

- Запишите 5 предложений со словом крапива, изменяя по вопросам что?, чего?, чему?, чем?, о чём?

  1.  Работа с деформированным текстом. Составление предложений.

Пчёлка, старательно, мёд, собирает.

Она, на, села,  ромашку.

От, ромашки, перелетела, на, колокольчик, голубой.

Потом, на кашку, полетела.

Хорошо, труженица, работает.

  1.  Свободный диктант.

- Прослушайте текст по абзацам. Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.

Одуванчики

Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик.

Таня дула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик.

Танюша пришла домой с золотым веночком на голове.

Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра.    (38)

(По И. Соколову-Микитову)

  1.  Письмо по памяти.

- Спишите по памяти. Найдите имена существительные, поставьте к ним вопросы и выделите окончания.

Хорошо в лесу, ребята,

Пахнет кашкой, пахнет мятой,

Пахнет липой и сосной

И малиною лесной.

- Какой кашкой пахнет в лесу?

- Найдите в стихотворении название лекарственных растений. Подчеркните.

VII. Итог урока.

- Наше путешествие по Стране Лечебных Трав заканчивается. Послушайте сказку про лекарственные растения. Назовите эти растения, которые встречаются в сказке.

Сказка про лекарственные растения.

В роще вырос можжевельник,
И в тени его ветвей
Появился муравейник,
Поселился муравей.

Он из дома спозаранку выбегает с веником,
Подметает всю полянку перед муравейником.
Замечает все соринки,
Начищает все травинки,
Каждый куст, каждый пень,
Каждый месяц, каждый день.

А однажды муравьишка
Подметал дорожку.
Вдруг упала с ёлки шишка,
Отдавила ножку.

От волнения сова перепутала слова:
Где же "Скорощь помая"? Где же "Скорощь помая"?
Где же "Скорощь помая", спасите насекомое!

Звери бросились гурьбой
За лекарственной травой.
Рвут аптечную ромашку,
Собирают
зверобой.

Вот из чащи на опушку
Пробирается медведь -
Он решил Медвежье Ушко
На опушке посмотреть.

Зайцы заячьей капустой
Муравья приводят в чувство,
Если б жил в той роще лев -
Предложил бы
львиный зев.

На спине у ёжика
Листья
подорожника.
Он больному обещает:
От компресса полегчает!
И другое средство тоже
Предлагает муравью:
Вдруг укол тебе поможет?
Я иголку дам свою!

Все больного навещают,
Все больного угощают:
Кто морошкой, кто
черникой,
Кто сушёной
земляникой.
Даже волк помочь не прочь.
Думал-думал как помочь?...
К муравейнику повез
Волчьих Ягод целый воз.
Но заметила сорока,
Что от волка мало прока,
И спешит по просеке
С новостью на хвостике:
- Я, друзья, не ябеда,
Только
Волчья Ягода,
Даже если мытая
Очень ядовитая.

А потом девчонки-пчелки
Притащили мёд в бочонке.
Ничего, что тяжело,-
Лишь бы другу помогло!

Муравей пощиплет травку,
И попьет Цветочный мед.
Значит, дело на поправку
Обязательно пойдет.
Все лесные витамины,
От
брусники до малины
Принесли ему друзья.
Ведь Зеленая аптека
Лечит даже человека,
А не только муравья
.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34001. Проблема познания в философии, Чувственное и рациональное познание 28 KB
  Для познания объектов необход функционирование органов чувств нервной системы мозга благодаря чему возникает ощущ восприятие мат объектов. Ощущения простейший и исходный элемент чувств познания. РАЦИОНАЛЬНАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ.
34002. Проблема истины. Критерий истины 36.5 KB
  Критерий истины. Объективное и субъективное знание = Ю такие же истины. истины разные формы объетивной истины.
34003. Специфика философского знания. Структура философского знания 24 KB
  Философия существует в виде знания которое необходимо специфицировать например на основе сопоставления с научным знанием. Их соотношение можно изобразить графически: Под физическим знанием в широком смысле понимается знание которое может быть проверено опытным путем. Философское знание по большей части есть умозрительное знание в котором субъективнооценочный момент выражен неизмеримо сильнее чем в научном знании. Философия же есть только знание.
34004. Антропология 25 KB
  в изучении человека никогда не будет поставлена точка что никогда очевидно не удастся создать унифицированную теорию человека.Сущность человека нельзя точно и строго зафиксировать как например сущность лошади собаки змеи и т. Универсальность человека многомерна.1она означает разнообразие и многообразие человека и человечества во времени и пространстве.
34005. Понятие человека 38 KB
  Изучая поведение разных животных и человека К. Практически все инстинкты у социализированного человека поставлены под контроль общества и моральнопсихологических механизмов саморегуляции. при помощи которой сдерживаются агрессивные импульсы умиротворяется и облагораживается эмоциональноволевая сфера человека.
34006. Основные антропологические парадигмы 31.5 KB
  Проблема человека одна из центральных тем философии. В разных философских традициях и школах по разному трактуется феномен человека. Христианская антропология зиждется на ряде основополагающих постулатов: а человек есть триединство духовного душевного и телесного;б человек есть образ и подобие Божие;в онтологическая ущербность человека наступившая после грехопадения прародителей человечества Адама и Евы;г онтологический грех человека искупается жертвенной смертью Иисуса Христа каждый имеющий в своем сердце веру в Спасителя...
34007. Человек как духовное существо. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия 24 KB
  И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности Поэтому призвание задача каждого человека всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю в прогресс общества его культуры. Смысл жизни общва и челтва в целом. Буддизм: чел живет для того чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться. Христво восхождением чел к богу.
34008. Этология Конрада Лоренца 34.5 KB
  Изучая поведение разных животных и человека К.Зонди 18931986 швейцарский ученый развивая и продолжая традиции психоанализа наряду с индивидуальным и коллективным бессознательным выделил понятие родового бессознательного это влияние наследственности и рода предков на судьбу человека. Навязанная судьба которая складывается: а под влиянием генетической наследственности; б под действием генотрофизма развития психики человека под влиянием того или иного предка или родственника от которых может зависеть выбор профессии хобби...
34009. Религия как социокультурный феномен. Понятие Бога в философии и религии 40.5 KB
  Понятие Бога в философии и религии. Философия религии важный раздел философского знания поскольку религия составляет системообразующий элемент различных культур цивилизаций и обществ. Философию религии нельзя также отождествлять с религиозной философией. Философия религии это прежде всего рефлексия над религией как сложным социокультурным феноменом определение ее знания в жизни человека и общества.