85284

Изменение имён существительных по вопросам. Наблюдение за ролью имён существительных в предложении

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: ознакомить с падежными вопросами имён существительных (без употребления термина), научить изменять существительные по вопросам, ознакомить с ролью имён существительных в предложении, развивать умение устанавливать связь слов в предложении, умение наблюдать, анализировать, обобщать...

Русский

2015-03-24

239.5 KB

0 чел.

Урок по русскому языку для 3 класса

«Изменение имён существительных по вопросам.  Наблюдение за ролью имён существительных в предложении»

Тема. Изменение имён существительных по вопросам.  Наблюдение за ролью имён существительных в предложении.

Цели: ознакомить с падежными вопросами имён существительных (без употребления термина), научить изменять существительные по вопросам, ознакомить с ролью имён существительных в предложении, развивать умение устанавливать связь слов в предложении, умение наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, память, мышление, любознательность, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к природе.

Оборудование: иллюстрации лекарственных трав, картинки к сказкам.

Тип урока. Комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок –

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь!

II. Проверка домашнего задания.

Взаимопроверка упражнения.

III. Актуализация опорных знаний.

  1.  Каллиграфическое письмо

З з / Д д/

Я здоровье берегу, сам себе я помогу.

Здоров будешь - все добудешь!

  1.  Орфографическая минутка.

- Отгадайте загадки и запишите отгадки.

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (одуванчик)

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (зверобой)

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел)

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Стоят в лугах сестрички:
Золотой у них глазок,
Белые реснички.  (Ромашка)

  1.  Беседа.

- Ребята, к какой группе можно отнести эти слова? (Это лекарственные растения).

- Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность представляют лекарственные растения. В медицинских книгах сказано: «Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственных средств, то можно сказать – мы живём в мире лекарств!».

III. Сообщение темы, цели урока.

Всем известно, всем понятно, 

Что здоровым быть приятно. 

Только надо знать, 

            Как здоровым стать. 

Сегодня мы идем в здоровую страну 

Болезням там объявим мы войну! 

- Отправляемся в Страну Лечебных Трав.

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала.

  1.  Наблюдение за изменениями существительных и их окончаний.

- Ребята, я прочитаю вам сказку. Вы внимательно послушайте, а потом назовите те  слова, которые меняют свою форму.

Жила-была желтоглазая ромашка. И был у нее приятель, легкокрылый мотылек. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. И он не забывал красавицу ромашку. Он вспоминал о ромашке на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок:  нежную паутинку или блестящую росинку. А подружка, расцветая от удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.

- Какие главные герои здесь встречаются? (Ромашка и мотылек)

- Изменим эти слова по вопросам.

кто?                 мотылёк                           что?           ромашка

кого?               мотылька                         чего?            ромашки

кому?              мотыльку                         чему?           ромашке

кого?               мотылька                         что?            ромашку

кем?                мотыльком                     чем?              ромашкой

о ком?             о мотыльке                     о чем?          о ромашке

- Почему поставили разные вопросы?

(Слово мотылек одушевленное, а слово ромашка - нет)

  1.  Ознакомление с правилом (в учебнике Э.С. Сильнова - с. 56)
  2.  Ознакомление с ролью имён существительных в предложении.

- Ознакомимся с жителями Страны Лечебных Трав, которые научат нас секретам здоровья.  (Показ иллюстраций)

Подорожник – еще в детстве выручал нас, когда мы разбивали коленки. Свежие листья подорожника нужно было приложить на ранку, нарыв, порез и вскоре боль успокаивалась, припухлость спадала. Настой подорожника также используют при кашле.

Крапива – эту жгучую траву тоже многие помнят с детства. После знакомства с нею кожа рук, ног и других мест покрывалась мелкой сыпью от ожога. Но эти воздействия крапивы только укрепляли наше здоровье. Еще эту траву используют при ревматических, суставных болях. Из молодых побегов растения готовят витаминные супы, зеленые щи, добавляют в весенние салаты.

Мята перечная – очень известная, любимая многими трава. Её добавляют в чай, используют для приготовления обезболивающих мятных капель. Мята снижает артериальное давление, обладает бактерицидными свойствами.

        

Ромашка медицинская – всем знакомый цветок. Из ромашки делают настои, обладающие противовоспалительными, успокаивающими свойствами. Его используют для полоскания горла, полости рта, делают компрессы, примочки.

Зверобой – используют цветки, листья, тонкие стебли для приготовления настоев. Используют как вяжущее, дезинфицирующее, средство для полосканий, а также принимают внутрь при заболеваниях кишечника.

Одуванчик лекарственный – всем известный желтый цветок. Обладает широким спектром лечебного действия. Способствуют нормализации работы, оздоровлению печени, желчного пузыря. Народная медицина использует одуванчик при бессоннице, улучшения аппетита,  для лечения кашля, удаления мозолей. Молодые листья растения используют для приготовления весенних салатов, в качестве средства от авитаминоза.

- Итак, ребята, прочитайте предложения, найдите имена существительные и определите, какими членами предложения они являются.

Сорвал я листочек подорожника. Приложил к больному месту. Всё и зажило. Подорожник вылечил!

- Найдите в предложениях повторяющееся слово и задайте к нему вопросы. Что вы заметили? Выделите окончания.

- Запомните! Имена существительные в предложении могут выступать в роли подлежащего и второстепенного члена предложения.

V. Физминутка

Одуванчик, одуванчик!

(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый

(Кружатся вокруг себя)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит.

(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом.

VI. Закрепление и осмысление знаний.

  1.  Творческое упражнение.

- Запишите 5 предложений со словом крапива, изменяя по вопросам что?, чего?, чему?, чем?, о чём?

  1.  Работа с деформированным текстом. Составление предложений.

Пчёлка, старательно, мёд, собирает.

Она, на, села,  ромашку.

От, ромашки, перелетела, на, колокольчик, голубой.

Потом, на кашку, полетела.

Хорошо, труженица, работает.

  1.  Свободный диктант.

- Прослушайте текст по абзацам. Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.

Одуванчики

Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик.

Таня дула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик.

Танюша пришла домой с золотым веночком на голове.

Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра.    (38)

(По И. Соколову-Микитову)

  1.  Письмо по памяти.

- Спишите по памяти. Найдите имена существительные, поставьте к ним вопросы и выделите окончания.

Хорошо в лесу, ребята,

Пахнет кашкой, пахнет мятой,

Пахнет липой и сосной

И малиною лесной.

- Какой кашкой пахнет в лесу?

- Найдите в стихотворении название лекарственных растений. Подчеркните.

VII. Итог урока.

- Наше путешествие по Стране Лечебных Трав заканчивается. Послушайте сказку про лекарственные растения. Назовите эти растения, которые встречаются в сказке.

Сказка про лекарственные растения.

В роще вырос можжевельник,
И в тени его ветвей
Появился муравейник,
Поселился муравей.

Он из дома спозаранку выбегает с веником,
Подметает всю полянку перед муравейником.
Замечает все соринки,
Начищает все травинки,
Каждый куст, каждый пень,
Каждый месяц, каждый день.

А однажды муравьишка
Подметал дорожку.
Вдруг упала с ёлки шишка,
Отдавила ножку.

От волнения сова перепутала слова:
Где же "Скорощь помая"? Где же "Скорощь помая"?
Где же "Скорощь помая", спасите насекомое!

Звери бросились гурьбой
За лекарственной травой.
Рвут аптечную ромашку,
Собирают
зверобой.

Вот из чащи на опушку
Пробирается медведь -
Он решил Медвежье Ушко
На опушке посмотреть.

Зайцы заячьей капустой
Муравья приводят в чувство,
Если б жил в той роще лев -
Предложил бы
львиный зев.

На спине у ёжика
Листья
подорожника.
Он больному обещает:
От компресса полегчает!
И другое средство тоже
Предлагает муравью:
Вдруг укол тебе поможет?
Я иголку дам свою!

Все больного навещают,
Все больного угощают:
Кто морошкой, кто
черникой,
Кто сушёной
земляникой.
Даже волк помочь не прочь.
Думал-думал как помочь?...
К муравейнику повез
Волчьих Ягод целый воз.
Но заметила сорока,
Что от волка мало прока,
И спешит по просеке
С новостью на хвостике:
- Я, друзья, не ябеда,
Только
Волчья Ягода,
Даже если мытая
Очень ядовитая.

А потом девчонки-пчелки
Притащили мёд в бочонке.
Ничего, что тяжело,-
Лишь бы другу помогло!

Муравей пощиплет травку,
И попьет Цветочный мед.
Значит, дело на поправку
Обязательно пойдет.
Все лесные витамины,
От
брусники до малины
Принесли ему друзья.
Ведь Зеленая аптека
Лечит даже человека,
А не только муравья
.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1903. Вексельное обращение и тенденции егоразвития 1.23 MB
  Генезис мирового вексельного обращения. Современная экономическая теория вексельного обращения. Роль корпоративных векселей в преодолении платежного кризиса. Перспективные направления работы с корпоративными векселями.
1904. ОБРАЗОВАНИЕ СОВЕТА ЕВРОПЫ, ЕГО СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.22 MB
  Панъевропейские проекты между Первой и Второй мировыми войнами. Планы создания единой Европы после Второй мировой войны. Эволюция системы руководящих органов Совета Европы. Деятельность Совета Европы в области защиты прав человека и основных свобод.
1905. ХОЛОКОСТ НА ЮГЕ РОССИИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1943 гг.) 1.22 MB
  Идеологическое обоснование гитлеровцами политики холокоста. Создание фабрик смерти для окончательного решения расового вопроса. Преследование евреев и других жертв холокоста в Краснодарском крае. Нацистский геноцид в Ростовской области. Холокост на территории Сталинградской области, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Калмыкии
1906. Основы технической диагностики автомобилей 1.21 MB
  Разработка диагностической структурно-следственной модели. Диагностирование цилиндропоршневой группы и газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания. Диагностирование электрооборудования прибором мод. Э-214. Проверка технического состояния свечей зажигания и высоковольтных проводов системы зажигания.
1907. Общие сведения по электроснабжению горных предприятий 77.22 KB
  Общие сведения по электроснабжению горных предприятий. Производство, передача и распределение электроэнергии. Электроснабжение горных предприятий. Рационализация электропотребления на горных предприятиях.
1908. Электрооборудование трансформаторных подстанций горных предприятий 175.51 KB
  Выбор силовых трансформаторов главное понизительной подстанции. Соображения по выбору числа и мощности цеховых подстанций. Конструкции распределительных устройств и цеховых трансформаторных подстанций. Аппараты высокого напряжения.
1909. ПРИНЦИП ВРЕМЕННОГО РАЗДЕЛЕНИЯ КАНАЛОВ. СТРУКТУРНАЯ СХЕМА СП С ВРК 109.59 KB
  Непрерывный сигнал Сi(t) каждого из каналов поступает на ФНЧ, где проводится ограничение спектра частотой. Электронные ключи (ЭК) периодически замыкаются с частотой дискретизации fд на время длительности импульса.
1910. Равномерное квантование 63.22 KB
  Равномерным (линейным) называется квантование, если шаг квантования остается постоянным в допустимых пределах возможных значений.
1911. НЕРАВНОМЕРНОЕ КВАНТОВАНИЕ 60.88 KB
  Неравномерным называется квантование, если шаг квантования изменяется в допустимых пределах амплитудных значений, возрастая с увеличением уровня сигнала.