85284

Изменение имён существительных по вопросам. Наблюдение за ролью имён существительных в предложении

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: ознакомить с падежными вопросами имён существительных (без употребления термина), научить изменять существительные по вопросам, ознакомить с ролью имён существительных в предложении, развивать умение устанавливать связь слов в предложении, умение наблюдать, анализировать, обобщать...

Русский

2015-03-24

239.5 KB

0 чел.

Урок по русскому языку для 3 класса

«Изменение имён существительных по вопросам.  Наблюдение за ролью имён существительных в предложении»

Тема. Изменение имён существительных по вопросам.  Наблюдение за ролью имён существительных в предложении.

Цели: ознакомить с падежными вопросами имён существительных (без употребления термина), научить изменять существительные по вопросам, ознакомить с ролью имён существительных в предложении, развивать умение устанавливать связь слов в предложении, умение наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, память, мышление, любознательность, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к природе.

Оборудование: иллюстрации лекарственных трав, картинки к сказкам.

Тип урока. Комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок –

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь!

II. Проверка домашнего задания.

Взаимопроверка упражнения.

III. Актуализация опорных знаний.

  1.  Каллиграфическое письмо

З з / Д д/

Я здоровье берегу, сам себе я помогу.

Здоров будешь - все добудешь!

  1.  Орфографическая минутка.

- Отгадайте загадки и запишите отгадки.

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (одуванчик)

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (зверобой)

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел)

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Стоят в лугах сестрички:
Золотой у них глазок,
Белые реснички.  (Ромашка)

  1.  Беседа.

- Ребята, к какой группе можно отнести эти слова? (Это лекарственные растения).

- Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность представляют лекарственные растения. В медицинских книгах сказано: «Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственных средств, то можно сказать – мы живём в мире лекарств!».

III. Сообщение темы, цели урока.

Всем известно, всем понятно, 

Что здоровым быть приятно. 

Только надо знать, 

            Как здоровым стать. 

Сегодня мы идем в здоровую страну 

Болезням там объявим мы войну! 

- Отправляемся в Страну Лечебных Трав.

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала.

  1.  Наблюдение за изменениями существительных и их окончаний.

- Ребята, я прочитаю вам сказку. Вы внимательно послушайте, а потом назовите те  слова, которые меняют свою форму.

Жила-была желтоглазая ромашка. И был у нее приятель, легкокрылый мотылек. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. И он не забывал красавицу ромашку. Он вспоминал о ромашке на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок:  нежную паутинку или блестящую росинку. А подружка, расцветая от удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.

- Какие главные герои здесь встречаются? (Ромашка и мотылек)

- Изменим эти слова по вопросам.

кто?                 мотылёк                           что?           ромашка

кого?               мотылька                         чего?            ромашки

кому?              мотыльку                         чему?           ромашке

кого?               мотылька                         что?            ромашку

кем?                мотыльком                     чем?              ромашкой

о ком?             о мотыльке                     о чем?          о ромашке

- Почему поставили разные вопросы?

(Слово мотылек одушевленное, а слово ромашка - нет)

  1.  Ознакомление с правилом (в учебнике Э.С. Сильнова - с. 56)
  2.  Ознакомление с ролью имён существительных в предложении.

- Ознакомимся с жителями Страны Лечебных Трав, которые научат нас секретам здоровья.  (Показ иллюстраций)

Подорожник – еще в детстве выручал нас, когда мы разбивали коленки. Свежие листья подорожника нужно было приложить на ранку, нарыв, порез и вскоре боль успокаивалась, припухлость спадала. Настой подорожника также используют при кашле.

Крапива – эту жгучую траву тоже многие помнят с детства. После знакомства с нею кожа рук, ног и других мест покрывалась мелкой сыпью от ожога. Но эти воздействия крапивы только укрепляли наше здоровье. Еще эту траву используют при ревматических, суставных болях. Из молодых побегов растения готовят витаминные супы, зеленые щи, добавляют в весенние салаты.

Мята перечная – очень известная, любимая многими трава. Её добавляют в чай, используют для приготовления обезболивающих мятных капель. Мята снижает артериальное давление, обладает бактерицидными свойствами.

        

Ромашка медицинская – всем знакомый цветок. Из ромашки делают настои, обладающие противовоспалительными, успокаивающими свойствами. Его используют для полоскания горла, полости рта, делают компрессы, примочки.

Зверобой – используют цветки, листья, тонкие стебли для приготовления настоев. Используют как вяжущее, дезинфицирующее, средство для полосканий, а также принимают внутрь при заболеваниях кишечника.

Одуванчик лекарственный – всем известный желтый цветок. Обладает широким спектром лечебного действия. Способствуют нормализации работы, оздоровлению печени, желчного пузыря. Народная медицина использует одуванчик при бессоннице, улучшения аппетита,  для лечения кашля, удаления мозолей. Молодые листья растения используют для приготовления весенних салатов, в качестве средства от авитаминоза.

- Итак, ребята, прочитайте предложения, найдите имена существительные и определите, какими членами предложения они являются.

Сорвал я листочек подорожника. Приложил к больному месту. Всё и зажило. Подорожник вылечил!

- Найдите в предложениях повторяющееся слово и задайте к нему вопросы. Что вы заметили? Выделите окончания.

- Запомните! Имена существительные в предложении могут выступать в роли подлежащего и второстепенного члена предложения.

V. Физминутка

Одуванчик, одуванчик!

(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый

(Кружатся вокруг себя)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит.

(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом.

VI. Закрепление и осмысление знаний.

  1.  Творческое упражнение.

- Запишите 5 предложений со словом крапива, изменяя по вопросам что?, чего?, чему?, чем?, о чём?

  1.  Работа с деформированным текстом. Составление предложений.

Пчёлка, старательно, мёд, собирает.

Она, на, села,  ромашку.

От, ромашки, перелетела, на, колокольчик, голубой.

Потом, на кашку, полетела.

Хорошо, труженица, работает.

  1.  Свободный диктант.

- Прослушайте текст по абзацам. Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.

Одуванчики

Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик.

Таня дула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик.

Танюша пришла домой с золотым веночком на голове.

Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра.    (38)

(По И. Соколову-Микитову)

  1.  Письмо по памяти.

- Спишите по памяти. Найдите имена существительные, поставьте к ним вопросы и выделите окончания.

Хорошо в лесу, ребята,

Пахнет кашкой, пахнет мятой,

Пахнет липой и сосной

И малиною лесной.

- Какой кашкой пахнет в лесу?

- Найдите в стихотворении название лекарственных растений. Подчеркните.

VII. Итог урока.

- Наше путешествие по Стране Лечебных Трав заканчивается. Послушайте сказку про лекарственные растения. Назовите эти растения, которые встречаются в сказке.

Сказка про лекарственные растения.

В роще вырос можжевельник,
И в тени его ветвей
Появился муравейник,
Поселился муравей.

Он из дома спозаранку выбегает с веником,
Подметает всю полянку перед муравейником.
Замечает все соринки,
Начищает все травинки,
Каждый куст, каждый пень,
Каждый месяц, каждый день.

А однажды муравьишка
Подметал дорожку.
Вдруг упала с ёлки шишка,
Отдавила ножку.

От волнения сова перепутала слова:
Где же "Скорощь помая"? Где же "Скорощь помая"?
Где же "Скорощь помая", спасите насекомое!

Звери бросились гурьбой
За лекарственной травой.
Рвут аптечную ромашку,
Собирают
зверобой.

Вот из чащи на опушку
Пробирается медведь -
Он решил Медвежье Ушко
На опушке посмотреть.

Зайцы заячьей капустой
Муравья приводят в чувство,
Если б жил в той роще лев -
Предложил бы
львиный зев.

На спине у ёжика
Листья
подорожника.
Он больному обещает:
От компресса полегчает!
И другое средство тоже
Предлагает муравью:
Вдруг укол тебе поможет?
Я иголку дам свою!

Все больного навещают,
Все больного угощают:
Кто морошкой, кто
черникой,
Кто сушёной
земляникой.
Даже волк помочь не прочь.
Думал-думал как помочь?...
К муравейнику повез
Волчьих Ягод целый воз.
Но заметила сорока,
Что от волка мало прока,
И спешит по просеке
С новостью на хвостике:
- Я, друзья, не ябеда,
Только
Волчья Ягода,
Даже если мытая
Очень ядовитая.

А потом девчонки-пчелки
Притащили мёд в бочонке.
Ничего, что тяжело,-
Лишь бы другу помогло!

Муравей пощиплет травку,
И попьет Цветочный мед.
Значит, дело на поправку
Обязательно пойдет.
Все лесные витамины,
От
брусники до малины
Принесли ему друзья.
Ведь Зеленая аптека
Лечит даже человека,
А не только муравья
.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76749. Индивидуальная изменчивость органов 186.7 KB
  При этом индивидуальный соматотип и характер реактивности окончательно складываются в пубертатном периоде что по В. Возрастная периодизация человека Внутриутробное антенатальное развитие. Зародышевый эмбриональный период 0–2 месяца: период оплодотворения дробления и образования бластоцисты имплантация в стенку матки первая неделя 6–7 дней; период гаструляции и формирования трех первичных зародышевых листков: экто энто и мезодермы 2–4–я недели; период обособления тела зародыша с развитием органов и тканей и образованием...
76750. Кость как орган: ее развитие, строение, рост 186.52 KB
  Как орган кость обеспечена сосудами и нервами находящимися в надкостнице а вглубь кости проникающими через питательные отверстия. На 6–8 неделе эмбрионального развития из соединительной ткани начинает формироваться костная например в костях свода черепа такие кости называют первичными покровными. При хрящевом остеогенезе в соединительной ткани появляется хрящ а потом в нем развивается костная ткань что характерно для большинства костей скелета – и такие кости называют вторичными. Разрастание костной ткани в хряще осуществляется...
76751. Позвонки: их строение в различных отделах 191.33 KB
  Отростки processi: поперечные: правый и левый processus trnsversus – для прикрепления мышц и связок; суставные верхние и суставные нижние – processus rticulre superiores et inferiores – для образования межпозвоночных суставов; остистый – processus spinlis – для прикрепления связок и мышц. Атлант tls – первыйшейный позвонок отличительные признаки передняя и задняя дуга – rcus nterior et rcus posterior – для прикрепления мембран и связок; борозды позвоночной артерии – на задней дуге сверху – sulci . vertebrle; передний и задний...
76752. Позвоночный столб в целом 188.39 KB
  Грудной отдел – 12 позвонков – наличие реберных ямок на телах для суставов головки ребра и суставных поверхностей на поперечных отростках для ребернопоперечных суставов Поясничный отдел – 5 позвонков – массивность тела специфическое положение отростков сосцевидные бугорки на верхних суставных отростках. Величина изгибов меняется в зависимости от массы тела и его отдельных частей физической нагрузки мышечного напряжения возраста пола наконец от положения тела при вертикальном она увеличивается горизонтальном уменьшается. С...
76753. Ребра и грудина. Грудная клетка в целом 184.3 KB
  На позвоночном конце ребра находятся: головка с гребнем у IIX ребер и верхней нижней суставными поверхностями покрытыми гиалиновым хрящом у I XI и XII ребер гребень отсутствует; шейка переходящая углом в тело; на переходе – бугорок на 10 верхних ребрах с двумя возвышениями: медиальнонижнее имеет суставную ямку для сочленения с поперечным отростком позвонка к другому возвышению прикрепляется связка; последние два ребра бугорка не имеют у первого ребра бугорок совпадает с вершиной угла. Тело ребра изогнутое у позвоночного конца...
76754. Развитие черепа в онтогенезе 191.91 KB
  Кости лицевого черепа развиваются на основе висцеральных дуг которых закладывается 5 пар а между ними – 5 пар висцеральных карманов старое название жаберные дуги и жаберные карманы. Висцеральные дуги для лицевого черепа. Ядра точки окостенения подразделяются на: первичные 4150 появляющиеся во внутриутробном периоде в костях мозгового черепа их больше всего начало появления 78 недели к рождению они образуют 20 крупных очагов оссификации; вторичные появляющиеся после рождения; в больших костях черепа их мало но между костями в...
76755. Варианты и аномалии костей черепа 181.64 KB
  Теменные кости выраженность теменных бугров особенно у женщин; появление межтеменной кости. Затылочная кость наличие поперечного шва отделяющего верхнюю часть чешуи и образование вставочной дополнительной кости; присутствие более мелких добавочных костей часто расположенных в швах кости швов; значительная выраженность затылочных выступов; уплощение чешуи слабая выраженность борозд или наоборот увеличение изогнутости чешуи и углубление борозд; разнообразные формы большого отверстия костных валиков вокруг внутреннего его края;...
76756. Первая и вторая висцеральные дуги 187.99 KB
  Развитие лицевого (висцерального) черепа определяется мозгом и краниальным (глоточным) отделом первичной кишки, в котором на боковых стенках между висцеральными (жаберными) карманами появляются хрящевые висцеральные (жаберные) дуги, но особое значение для черепа имеют первые две.
76757. Кости лицевого черепа. Глазница 192.12 KB
  Подвисочная поверхность находится сзади тела образуя стенку подвисочной и крылонебной ямок состоит: из бугра верхней челюсти с задними альвеолярными отверстиями для одноименных нервов и сосудов. Глазничная поверхность занимает на теле кости верхнее положение участвуя в образовании нижней стенки глазницы. Носовая поверхность образует латеральную стенку полости носа. Небный отросток носовой гребень по медиальному краю; передняя носовая ость: окончание носового гребня впереди; верхняя носовая поверхность; нижняя небная поверхность...