85285

Предложение. Русский язык

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: проверить устные и письменные навыки учащихся по данной теме; развивать умение находить в предложении пары слов (словосочетания); составлять предложения и работать с текстом; воспитывать чувство прекрасного.

Русский

2015-03-24

284.5 KB

0 чел.

Министерство образования и науки Украины

Урок

русского  языку

в 3- Б классе

               Тема: «Предложение»

                                                                                                          подготовила

                                                                                         учитель начальных классов

                                                                                      Балаш Людмила Анатольевна

           г. Запорожье  2012год

Цель:

проверить устные и письменные навыки учащихся по данной теме; развивать умение находить в предложении пары слов ( словосочетания); составлять преложения и работать с текстом; воспитывать чувство прекрасного.

Задачи  урока:

    - проверить  устные  и  письменные  навыки  учащихся  по  данной  теме;

   - развитие  умения  находить  в  предложении  пары  слов (словосочетания);

   - составлять  предложения  и  работать  с  текстом;

   - воспитывать  аккуратность  и  дисциплинированность,  ответственность

Оборудование:

1. Карта – схема  Королевства  Предложений

2. Рисунки  с  изображением  знаков  препинания,  используемых  в  предложении

3. Набор  слов  для  проверки  диктанта – цепочки

4. Карточки  со  словами

5. Карточки  с   предложениями  для  зрительного  диктанта

6. «Штурвалы» (круги радиусом  10 см  с  написанными  на  них  словами  для  составления  предложений  с  нужным  знаком  препинания  в  центре  круга)

7. Индивидуальные  карточки  для  выполнения  контрольной  работы.


                                                           Ход  урока

  1.  Оргмомент

                      Мы рады приветствовать вас в классе
                         Возможно есть классы и лучше и краше.
                         Но пусть в нашем классе вам будет светло
                         Пусть будет уютно и очень легко,
                         Поручено нам вас сегодня встречать,
                         Но начнем же урок, не будем зря время терять.

  1.  Проверка  домашнего  задания

Накануне  дети  получили  домашнее  задание,  которое  называется  

«Конкурс  почерков».

На  листочках  бумаги  нужно  было  красиво  написать  по  образцу  учителя:

Зз

Зима   зимний  зимушка  зимовье

Заколдован  невидимкой,

Дремлет  лес  под  сказку  сна.

 ( Дети предупреждены, что  работа  будет  оцениваться  специальным  жюри.)

   Итак,  урок  начался.  Работы,  выполненные  для  конкурса почерков, сданы  учителю.

  ( Все  слова  и  предложения,  подобранные  к  уроку,   посвящены  зиме.)

III. Объявление темы   урока

  1.  У.- Сегодня  мы  не  просто  проведем  смотр  знаний  по  теме «Предложение», а  будем  путешествовать  по  сказочному  Королевству Предложений. Поможет  нам  в  этом  увлекательном  путешествии  карта,  составленная  на  предыдущих  уроках.

(Карта  королевства  на  доске)  

IV.  Повторение  изученного

У.- Путешественники  всегда  стараются  запомнить  все, что  они  увидели

и  услышали  в  дальних  странствиях.  Нужно  проверить,  хороша  ли ваша  память.

Для  этого  проведем  игру-соревнование,  которая  называется

«Кто больше  запомнит?»

2. Диктант-цепочка:

      Зима,  осина,  береза,  шапка, пушистый,  

      летит,  декабрь,  мороз,  коньки,   одежда,  

     пальто,  улица.

Учитель  диктует  по  три  слова,  дети  стараются  запомнить  и  записать. Побеждает  тот,  кто  сможет  записать  все 12  слов  правильно. На  доске  вывешивается  плакат  с  этими  словами. Дети  выполняют взаимопроверку  своих  работ. На полях ставят оценки карандашом.

У.- Кто  записал  правильно  все 12 слов?  А  у  кого - 11?  У  кого - 10?

 Дети  поднимают  руки.  Победители  получают  зеленые  жетоны,  

 те, кто  написал  11  слов  - синие,  10  слов – красные.

3.  У.- Молодцы! Память  у  вас  хорошая! Теперь выберем  вид  транспорта,

на  котором  будем  путешествовать.

Д.- На  корабле!  Ведь  Королевство  Предложений  омывают  три  моря.

У.- Какие  же  это  моря?

Д. - Море  Повествования,  море  Восклицания  и  море  Вопросов.

У.-  Раз  три  моря, то  нужно  и  три  корабля, чтобы  проплыть  

по  разным  морям.

У.- Давайте  сделаем  так: первый  ряд  поплывет  по  морю Повествования,

второй – по  морю Восклицания, а  третий – по  морю  Вопросов.

А  билеты  на  эти  корабли  у  вас  есть. Это  зеленые,  синие и красные  жетоны. Вперед!  Мы  можем отправляться  в  сказочное  Королевство  Предложений.

-Но  как  же  мы  поплывем  без  капитанов  на  кораблях?

-Давайте  выберем  капитана  на  каждый  корабль. Им  может  стать  тот,

кто  умеет  лучше  держать  штурвал.  Для  этого  вы  должны прочитать  зашифрованное  на  «штурвале» предложение,  записать  его, выразительно  прочитать вслух   и  доказать, что  это - действительно  предложение.

Кто  первым  справится  с  этим  заданием, тот  и  поведет  корабль  по  морям.

Дети  берут  «штурвалы»,  лежащие  на  партах,  составляют  предложения  и  записывают  их  в  тетрадь. Тот,  кто  первый  справился,  поднимает  руку и  отвечает.

1-й  ряд:

Д.- Это  повествовательное  предложение. Выражает  законченную  мысль.

В  предложении  сообщается  о  лесе  и  о  том,  что  он  покрылся  снегом.

В  конце  этого  предложения  ставим  точку.

2-й  ряд:

Д.- Это  предложение  выражает  чувство  восхищения,  оно  восклицательное.

В  конце  предложения  поставили  восклицательный  знак.

3-й  ряд:


Д.- Это  предложение  содержит  вопрос.  Оно  вопросительное. В  конце  предложения  поставили  вопросительный  знак.

У.-  Капитанов  мы  выбрали. Капитаны  получают  отличительный  знак

с  надписью « Капитан.», «Капитан!», «Капитан?» и  выходят  вперед.

Остальные  дети  читают  надписи  на  значках  у  каждого  из  них

     с  различной  интонацией.

У. - Молодцы!  Можем  отправляться. По  дороге  будем  вести  путевой  

дневник. Все,  что  увидим  и  услышим, мы  запишем  туда.

4.  Зрительный  диктант

На  несколько  секунд  учитель  показывает  предложения, а  дети  стараются    запомнить  прочитанное  и  записать  по  памяти  в  тетрадь. Самостоятельно проверяют с доски.

Загорелась  в  небе  зорька.

На  деревьях  засверкал  иней.


У.- А  сейчас  мы  определим,  куда  именно отправляются  наши  корабли.

Как  вы  думаете, в какие  города?

             (Города  на  карте  закрыты  листочками  бумаги)

5.  Д. - Мы  поплывем  в  главные  города  Королевства  Предложений.

Они  называются  город  Подлежащих  и  город  Сказуемых.

У. - Да! В  город  Подлежащих  и  город  Сказуемых. А  для  того, чтобы  

не  сбиться  с  курса, отметим  свой  путь  графически, то есть  подчеркнем

в  предложениях  подлежащее  и  сказуемое.

Кто  готов  прокомментировать  эту  работу?

Дети  выполняют  полный  разбор  предложений.  За  правильный  ответ  получают  жетон «Молодец».

У.- Спасибо! Мы  уже  находимся  у  причалов  городов,  но,  чтобы  городские  ворота  открылись  перед  нами, нужно  знать волшебные  слова.

Как  вы  думаете, какие?

Д.- Подлежащее  обозначает, о  ком  или  о  чем  говорится  в  предложении,

и отвечает  на  вопросы  «кто?»  или  «что?»

У.- Открываю  на  карте  город  Подлежащих.

Д.- Сказуемое  обозначает,  что  говорится  о  подлежащем.

Сказуемое  отвечает  на  вопрос  «что делает?»

( учитель  открывает  на карте  город  Сказуемых)

У. - Ура! Городские  ворота  открыты, и  мы  входим  в  главные  ворота  Королевства  Предложений. Вы  видите  широкую  дорогу, соединяющую  город  Подлежащих  и  город  Сказуемых. Давайте  погуляем  по  ней!

( Учитель  вывешивает на  доску  карточки  с  напечатанными  словами)

снежинки

снег

солнышко

лес

блестит

смеется

сверкает

искрится

белый

сияет

кружится

на солнце

У. - Что  вы  видите?

Д.- Слова.

У.- А  где  они  живут?

Д.- Предложение  состоит  из  слов. Значит, слова  должны  жить

в  Королевстве  Предложений.

У.- По-моему,  слова  заблудились  и  не  могут  найти  дорогу  домой.

Давайте  поможем  им  в  этом! Я  буду  помогать словам  из  города  Подлежащих,  а вы  станете  находить  жителей  города  Сказуемых  и  отводить  их  по  этой  дороге  на  свое  место  жительства,  так  чтобы  у  нас  получалась  грамматическая  основа  предложения.

Учитель  берет  карточку  со  словом снег и  прикрепляет  на  доску.

Дети  задают  вопрос: «что  делает?»

 Находят  слово искрится и  прикрепляют  его  рядом)

У.- Можно  ли  сказать,  что  это - предложение?

Д.- Нет. Здесь  первое  слово  написано  с  маленькой  буквы  и  нет  знака  препинания. Это  - основа  предложения. А  вот  если  мы  впереди  поставим  заглавную  букву  и  в  конце  поставим  точку,  то  это  будет  предложение.

У.- Что  вы  можете  сказать  об  этом  предложении?

Д.- Это  предложение  повествовательное, состоит  из  двух  слов:

подлежащего  и  сказуемого. Такое  предложение  называется  

нераспространенное.

У.- С  помощью  слов,  расположенных  на  доске, распространите  это  предложение.

Дети  находят другие  подходящие по  смыслу  слова,  и  на  доске  

появляется  предложение:

Белый  снег  искрится  на  солнце.


У.- Мы  с  вами  собирались  помочь  словам  найти  свое  место  жительства в  Королевстве  Предложений. Давайте  выполним  это  обещание.

( Учитель  показывает   карточку  со  словом  снег.)

Д.- (Что?) Снег – это  подлежащее.  Поселим  его  в город  Подлежащих.

Снег (Что  делает?) искрится – это  сказуемое. Селим  в  город  Сказуемых.

У - Главные  члены  предложения нашли  свое  место  в  королевстве,  а куда  же  мы  поселим  другие  слова? Давайте  поможем им  тоже.

Наверное, в  волшебном  Королевстве  Предложений  существуют  еще  какие-то  правила, о  которых  мы  не  вспомнили  и  не  рассказали?

Д.- Подлежащее  и  сказуемое – это  главные  члены  предложения.

Другие  слова  в  предложении,  которые  отвечают  на  какой–нибудь  другой  вопрос – второстепенные  члены  предложения,  они  поясняют  главные  и  другие  члены  предложения.

У.- Как  называются  второстепенные  члены  предложения?

Д.- Второстепенные члены  предложения это – дополнение, определение  и  обстоятельство.

У.- Значит, остальные  слова  поместим  во  Второстепенные  поселки.

А  как  же  нам  попасть  в  эти  поселки?

Д.- Надо  задать  вопросы.

У.- Правильно!  Надо  попасть в  главные  города  и  спросить  дорогу, то  есть  поставить  вопросы  от  главных  слов  к  зависимым. А  что  обозначают  эти  тропинки, ведущие  от  главных  городов  к  Второстепенным  поселкам?

И  что  обозначают   тропинки, ведущие  от  одного  домика  к  другому,

во  Второстепенных  поселках?

Д-.Слова  в  предложении  связаны  по  смыслу.  Связь  слов  устанавливается  

при  помощи  вопросов  от  слова  к  слову.

Отвечающие  ученики  получают  отличительные  знаки  с  надписью «Находчивый». Дети  письменно  выделяют  пары  слов  в  данном  предложении  и  сопровождают  это  расположением слов – карточек  по  своим  местам  на  карте Королевства Предложений.

Пары  слов:

Снег  (какой?) белый

искрится (где?)  на  солнце

Такая  же  работа  проводится  и  с  другим предложением:

  Весело  кружатся  пушистые  снежинки.

Физминутка:

Марш на месте – не спеша,

Как погода хороша!

Не боимся мы мороза,

Ловим снег, хлопок в ладоши,

Руки в стороны, по швам,

Снега хватит вам и нам.

(Дети  показывают  действия  жестами)

6.  Слуховой  диктант

Ночью  подул  резкий  и  холодный  ветер.

Записать  предложение, подчеркнуть  главные  и  второстепенные  члены  

предложения. У доски с комментированием.

У.- Молодцы, ребята! Вы  хорошо  справились  с  заданием  и  благополучно  вернулись  домой  из  плавания.

7. У.-  Нам  еще  предстоит  самое  сложное, самое  ответственное  задание.

Ведь  пока  мы  плыли  на  кораблях  домой,  по  телеграфу  было  получено  

задание  от  Короля  Предложения. Его  величество  Король  Предложение  сообщает, что  тот,  кто  справится  с  его  заданием, получит  титул  

Почетного  гостя  Королевства  Предложений,  который  дает  право  гулять  

по  просторам  вверенного  государства. Итак, постараемся  выполнить  это  дополнительное  задание!

На  партах  у  детей  лежат  карточки  с  контрольными заданиями. Дети  выполняют  эту  работу.  Кто  справится,  получит  на  следующем  уроке,  после  проверки  работы,  диплом,  удостоверяющий,

что  он является  обладателем  титула  Почетного гостя Королевства  Предложений:

Текст:

               «Мы, Король  Предложение,  удостоверяем,

               что  учен ___  3-«Б»  класса _______________________________

              достойно  справил___   со  всеми  трудностями  изучения

               правил  нашего  Королевского  Величества.

              Жалуем  е___  титулом  Почетного  гостя  наших  владений

              и  разрешаем    _____  беспрепятственно гулять  

             по  просторам  нашего  волшебного  Королевства.

                                                       Его  Величество  Король  Предложение».

V.  Итог  урока

У.- Поздравляю   вас  с  благополучным  прибытием  на  родную  землю.

Вы  отлично  потрудились.  Желаю  вам  успехов  в  изучении  русского  языка.

Подведение  итогов,  выставление  оценок.

Список использованной литературы:

1. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова  Русский язык.3 класс Ч. 1.  М: - « Вентана - Граф», 2010.

2. В.В.Волина «Занимательное  азбуковедение». М:- « Просвещение», 1991.

3. В.В.Волина « Веселая грамматика». М: - «Знание»,1995.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32531. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕКТОРНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ РЕДАКТОРОВ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ 378 KB
  Паркет называется правильным если он составлен из равных правильных многоугольников.3 Примеры правильных паркетов дают заполнения плоскости: а квадратами рисунок 1; б равносторонними треугольниками рисунок 2; в правильными шестиугольниками рисунок 3. Докажем что других правильных паркетов не существует. Действительно углы правильного гаугольника равны 180 Заполним таблицу состоящую из углов  правильных n угольников.
32532. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА 1.5 MB
  Для отображения даты подходящей будет ориентация текста под углом в 90 градусов для всей третьей строки и горизонтальное и вертикальное выравнивание по центру а для ячейки S3 ещё и с переносом по словам. Вообще полученный список имеет смысл запомнить на будущее поскольку он наверное потребуется ещё не раз и в других таблицах связанных с классом. Поскольку сдвиг будет производиться вертикально вниз то во всех фигурирующих в формуле адресах цифровая составляющая увеличится на единицу для следующей строки затем ещё на единицу для...
32533. Использование графического редактора для решения задач на разрезание 351 KB
  Рассмотрим линии разбивающие фигуру Ф на части из которых можно составить фигуру Ф' и кроме того линии разбивающие фигуру Ф на части из которых можно составить фигуру Ф . Те и другие линии разбивают фигуру Ф на более мелкие части из которых можно составить как фигуру Ф' так и Ф . Доказанная теорема позволяет в принципе разрезать один из двух равновеликих многоугольников на части и сложить из них другой многоугольник. Фигура будет разрезана на две части вдоль прямой линии.
32534. Использование графического редактора для изображения пространственных фигур 299 KB
  Показывается как построить треугольник по его трем элементам биссектрису угла серединный перпендикуляр прямую параллельную данной и т. Возьмем правильный шестиугольник рис. Получим шестиугольник изображенный на рисунке 1 б. Получим шестиугольник изображенный на рисунке 1 в который и будет искомой параллельной проекцией исходного правильного шестиугольника.
32535. Этапы проектирования и разработки ЭС 41 KB
  Поскольку ППС программа то к процессу его разработки можно применить те технологические принципы которые используются при создании программных систем с учетом специфики будущего применения такого рода программ. Исходным пунктом при создании ППС является определение цели обучения. Очень ответственным с точки зрения разработки ППС является уровень детализации учебных вопросов на котором производится содержательный анализ вопросов выбор способа достижения учебных целей и принимается решение об автоматизации той или иной части учебной...
32536. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ 106.5 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ЭС. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ Специфика разработки программных средств. Разработка программных средств имеет ряд специфических особенностей Прежде всего следует отметить некоторое противостояние: неформальный характер требований к ПС постановки задачи и понятия ошибки в нем но формализованный основной объект разработки  программы ПС. Этот творческий характер разработки ПС сохраняется до самого ее конца.
32537. ДИАЛОГ УЧАЩИХСЯ С ЭВМ. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ДИАЛОГА. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ 74.5 KB
  Разработка и использование ЭС образовательного назначения ДИАЛОГ УЧАЩИХСЯ С ЭВМ. Система должна оказывать поддержку попыткам обучаемых научиться общению с системой и не вызывать раздражения у учащихся принуждая их вести диалог если они этого не хотят. Широкое использование фактического диалога может отрицательно сказаться на отношении учащихся к. Не допускайте отрицательных оценок мышления памяти внимания учащихся.
32538. РАЗРАБОТКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА 129.5 KB
  Окна подразделяются на первичные и вторичные. Прочие порождаемые им окна относятся ко вторичным которые в свою очередь могут быть дочерними и всплывающими. Внережимные и дочерние окна служат для организации параллельных ветвей диалога. Пользователь может выбирать активное окно переключаясь между дочерними и внережимными или первичным и внережимными окнами если дочерние окна отсутствуют.
32539. ВЫБОР ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 470 KB
  ВЫБОР ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЭС применяются разнообразные формы представления информации: текст и гипертекст графика и гиперграфика видео анимация звук интерактивные трехмерные изображения. По способу формирования изображения они подразделяются на матричные растровые векторные и функциональные. Пиксель является минимальным адресуемым элементом матричного изображения. При любом увеличении качество векторного изображения не меняется.