85285

Предложение. Русский язык

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: проверить устные и письменные навыки учащихся по данной теме; развивать умение находить в предложении пары слов (словосочетания); составлять предложения и работать с текстом; воспитывать чувство прекрасного.

Русский

2015-03-24

284.5 KB

0 чел.

Министерство образования и науки Украины

Урок

русского  языку

в 3- Б классе

               Тема: «Предложение»

                                                                                                          подготовила

                                                                                         учитель начальных классов

                                                                                      Балаш Людмила Анатольевна

           г. Запорожье  2012год

Цель:

проверить устные и письменные навыки учащихся по данной теме; развивать умение находить в предложении пары слов ( словосочетания); составлять преложения и работать с текстом; воспитывать чувство прекрасного.

Задачи  урока:

    - проверить  устные  и  письменные  навыки  учащихся  по  данной  теме;

   - развитие  умения  находить  в  предложении  пары  слов (словосочетания);

   - составлять  предложения  и  работать  с  текстом;

   - воспитывать  аккуратность  и  дисциплинированность,  ответственность

Оборудование:

1. Карта – схема  Королевства  Предложений

2. Рисунки  с  изображением  знаков  препинания,  используемых  в  предложении

3. Набор  слов  для  проверки  диктанта – цепочки

4. Карточки  со  словами

5. Карточки  с   предложениями  для  зрительного  диктанта

6. «Штурвалы» (круги радиусом  10 см  с  написанными  на  них  словами  для  составления  предложений  с  нужным  знаком  препинания  в  центре  круга)

7. Индивидуальные  карточки  для  выполнения  контрольной  работы.


                                                           Ход  урока

  1.  Оргмомент

                      Мы рады приветствовать вас в классе
                         Возможно есть классы и лучше и краше.
                         Но пусть в нашем классе вам будет светло
                         Пусть будет уютно и очень легко,
                         Поручено нам вас сегодня встречать,
                         Но начнем же урок, не будем зря время терять.

  1.  Проверка  домашнего  задания

Накануне  дети  получили  домашнее  задание,  которое  называется  

«Конкурс  почерков».

На  листочках  бумаги  нужно  было  красиво  написать  по  образцу  учителя:

Зз

Зима   зимний  зимушка  зимовье

Заколдован  невидимкой,

Дремлет  лес  под  сказку  сна.

 ( Дети предупреждены, что  работа  будет  оцениваться  специальным  жюри.)

   Итак,  урок  начался.  Работы,  выполненные  для  конкурса почерков, сданы  учителю.

  ( Все  слова  и  предложения,  подобранные  к  уроку,   посвящены  зиме.)

III. Объявление темы   урока

  1.  У.- Сегодня  мы  не  просто  проведем  смотр  знаний  по  теме «Предложение», а  будем  путешествовать  по  сказочному  Королевству Предложений. Поможет  нам  в  этом  увлекательном  путешествии  карта,  составленная  на  предыдущих  уроках.

(Карта  королевства  на  доске)  

IV.  Повторение  изученного

У.- Путешественники  всегда  стараются  запомнить  все, что  они  увидели

и  услышали  в  дальних  странствиях.  Нужно  проверить,  хороша  ли ваша  память.

Для  этого  проведем  игру-соревнование,  которая  называется

«Кто больше  запомнит?»

2. Диктант-цепочка:

      Зима,  осина,  береза,  шапка, пушистый,  

      летит,  декабрь,  мороз,  коньки,   одежда,  

     пальто,  улица.

Учитель  диктует  по  три  слова,  дети  стараются  запомнить  и  записать. Побеждает  тот,  кто  сможет  записать  все 12  слов  правильно. На  доске  вывешивается  плакат  с  этими  словами. Дети  выполняют взаимопроверку  своих  работ. На полях ставят оценки карандашом.

У.- Кто  записал  правильно  все 12 слов?  А  у  кого - 11?  У  кого - 10?

 Дети  поднимают  руки.  Победители  получают  зеленые  жетоны,  

 те, кто  написал  11  слов  - синие,  10  слов – красные.

3.  У.- Молодцы! Память  у  вас  хорошая! Теперь выберем  вид  транспорта,

на  котором  будем  путешествовать.

Д.- На  корабле!  Ведь  Королевство  Предложений  омывают  три  моря.

У.- Какие  же  это  моря?

Д. - Море  Повествования,  море  Восклицания  и  море  Вопросов.

У.-  Раз  три  моря, то  нужно  и  три  корабля, чтобы  проплыть  

по  разным  морям.

У.- Давайте  сделаем  так: первый  ряд  поплывет  по  морю Повествования,

второй – по  морю Восклицания, а  третий – по  морю  Вопросов.

А  билеты  на  эти  корабли  у  вас  есть. Это  зеленые,  синие и красные  жетоны. Вперед!  Мы  можем отправляться  в  сказочное  Королевство  Предложений.

-Но  как  же  мы  поплывем  без  капитанов  на  кораблях?

-Давайте  выберем  капитана  на  каждый  корабль. Им  может  стать  тот,

кто  умеет  лучше  держать  штурвал.  Для  этого  вы  должны прочитать  зашифрованное  на  «штурвале» предложение,  записать  его, выразительно  прочитать вслух   и  доказать, что  это - действительно  предложение.

Кто  первым  справится  с  этим  заданием, тот  и  поведет  корабль  по  морям.

Дети  берут  «штурвалы»,  лежащие  на  партах,  составляют  предложения  и  записывают  их  в  тетрадь. Тот,  кто  первый  справился,  поднимает  руку и  отвечает.

1-й  ряд:

Д.- Это  повествовательное  предложение. Выражает  законченную  мысль.

В  предложении  сообщается  о  лесе  и  о  том,  что  он  покрылся  снегом.

В  конце  этого  предложения  ставим  точку.

2-й  ряд:

Д.- Это  предложение  выражает  чувство  восхищения,  оно  восклицательное.

В  конце  предложения  поставили  восклицательный  знак.

3-й  ряд:


Д.- Это  предложение  содержит  вопрос.  Оно  вопросительное. В  конце  предложения  поставили  вопросительный  знак.

У.-  Капитанов  мы  выбрали. Капитаны  получают  отличительный  знак

с  надписью « Капитан.», «Капитан!», «Капитан?» и  выходят  вперед.

Остальные  дети  читают  надписи  на  значках  у  каждого  из  них

     с  различной  интонацией.

У. - Молодцы!  Можем  отправляться. По  дороге  будем  вести  путевой  

дневник. Все,  что  увидим  и  услышим, мы  запишем  туда.

4.  Зрительный  диктант

На  несколько  секунд  учитель  показывает  предложения, а  дети  стараются    запомнить  прочитанное  и  записать  по  памяти  в  тетрадь. Самостоятельно проверяют с доски.

Загорелась  в  небе  зорька.

На  деревьях  засверкал  иней.


У.- А  сейчас  мы  определим,  куда  именно отправляются  наши  корабли.

Как  вы  думаете, в какие  города?

             (Города  на  карте  закрыты  листочками  бумаги)

5.  Д. - Мы  поплывем  в  главные  города  Королевства  Предложений.

Они  называются  город  Подлежащих  и  город  Сказуемых.

У. - Да! В  город  Подлежащих  и  город  Сказуемых. А  для  того, чтобы  

не  сбиться  с  курса, отметим  свой  путь  графически, то есть  подчеркнем

в  предложениях  подлежащее  и  сказуемое.

Кто  готов  прокомментировать  эту  работу?

Дети  выполняют  полный  разбор  предложений.  За  правильный  ответ  получают  жетон «Молодец».

У.- Спасибо! Мы  уже  находимся  у  причалов  городов,  но,  чтобы  городские  ворота  открылись  перед  нами, нужно  знать волшебные  слова.

Как  вы  думаете, какие?

Д.- Подлежащее  обозначает, о  ком  или  о  чем  говорится  в  предложении,

и отвечает  на  вопросы  «кто?»  или  «что?»

У.- Открываю  на  карте  город  Подлежащих.

Д.- Сказуемое  обозначает,  что  говорится  о  подлежащем.

Сказуемое  отвечает  на  вопрос  «что делает?»

( учитель  открывает  на карте  город  Сказуемых)

У. - Ура! Городские  ворота  открыты, и  мы  входим  в  главные  ворота  Королевства  Предложений. Вы  видите  широкую  дорогу, соединяющую  город  Подлежащих  и  город  Сказуемых. Давайте  погуляем  по  ней!

( Учитель  вывешивает на  доску  карточки  с  напечатанными  словами)

снежинки

снег

солнышко

лес

блестит

смеется

сверкает

искрится

белый

сияет

кружится

на солнце

У. - Что  вы  видите?

Д.- Слова.

У.- А  где  они  живут?

Д.- Предложение  состоит  из  слов. Значит, слова  должны  жить

в  Королевстве  Предложений.

У.- По-моему,  слова  заблудились  и  не  могут  найти  дорогу  домой.

Давайте  поможем  им  в  этом! Я  буду  помогать словам  из  города  Подлежащих,  а вы  станете  находить  жителей  города  Сказуемых  и  отводить  их  по  этой  дороге  на  свое  место  жительства,  так  чтобы  у  нас  получалась  грамматическая  основа  предложения.

Учитель  берет  карточку  со  словом снег и  прикрепляет  на  доску.

Дети  задают  вопрос: «что  делает?»

 Находят  слово искрится и  прикрепляют  его  рядом)

У.- Можно  ли  сказать,  что  это - предложение?

Д.- Нет. Здесь  первое  слово  написано  с  маленькой  буквы  и  нет  знака  препинания. Это  - основа  предложения. А  вот  если  мы  впереди  поставим  заглавную  букву  и  в  конце  поставим  точку,  то  это  будет  предложение.

У.- Что  вы  можете  сказать  об  этом  предложении?

Д.- Это  предложение  повествовательное, состоит  из  двух  слов:

подлежащего  и  сказуемого. Такое  предложение  называется  

нераспространенное.

У.- С  помощью  слов,  расположенных  на  доске, распространите  это  предложение.

Дети  находят другие  подходящие по  смыслу  слова,  и  на  доске  

появляется  предложение:

Белый  снег  искрится  на  солнце.


У.- Мы  с  вами  собирались  помочь  словам  найти  свое  место  жительства в  Королевстве  Предложений. Давайте  выполним  это  обещание.

( Учитель  показывает   карточку  со  словом  снег.)

Д.- (Что?) Снег – это  подлежащее.  Поселим  его  в город  Подлежащих.

Снег (Что  делает?) искрится – это  сказуемое. Селим  в  город  Сказуемых.

У - Главные  члены  предложения нашли  свое  место  в  королевстве,  а куда  же  мы  поселим  другие  слова? Давайте  поможем им  тоже.

Наверное, в  волшебном  Королевстве  Предложений  существуют  еще  какие-то  правила, о  которых  мы  не  вспомнили  и  не  рассказали?

Д.- Подлежащее  и  сказуемое – это  главные  члены  предложения.

Другие  слова  в  предложении,  которые  отвечают  на  какой–нибудь  другой  вопрос – второстепенные  члены  предложения,  они  поясняют  главные  и  другие  члены  предложения.

У.- Как  называются  второстепенные  члены  предложения?

Д.- Второстепенные члены  предложения это – дополнение, определение  и  обстоятельство.

У.- Значит, остальные  слова  поместим  во  Второстепенные  поселки.

А  как  же  нам  попасть  в  эти  поселки?

Д.- Надо  задать  вопросы.

У.- Правильно!  Надо  попасть в  главные  города  и  спросить  дорогу, то  есть  поставить  вопросы  от  главных  слов  к  зависимым. А  что  обозначают  эти  тропинки, ведущие  от  главных  городов  к  Второстепенным  поселкам?

И  что  обозначают   тропинки, ведущие  от  одного  домика  к  другому,

во  Второстепенных  поселках?

Д-.Слова  в  предложении  связаны  по  смыслу.  Связь  слов  устанавливается  

при  помощи  вопросов  от  слова  к  слову.

Отвечающие  ученики  получают  отличительные  знаки  с  надписью «Находчивый». Дети  письменно  выделяют  пары  слов  в  данном  предложении  и  сопровождают  это  расположением слов – карточек  по  своим  местам  на  карте Королевства Предложений.

Пары  слов:

Снег  (какой?) белый

искрится (где?)  на  солнце

Такая  же  работа  проводится  и  с  другим предложением:

  Весело  кружатся  пушистые  снежинки.

Физминутка:

Марш на месте – не спеша,

Как погода хороша!

Не боимся мы мороза,

Ловим снег, хлопок в ладоши,

Руки в стороны, по швам,

Снега хватит вам и нам.

(Дети  показывают  действия  жестами)

6.  Слуховой  диктант

Ночью  подул  резкий  и  холодный  ветер.

Записать  предложение, подчеркнуть  главные  и  второстепенные  члены  

предложения. У доски с комментированием.

У.- Молодцы, ребята! Вы  хорошо  справились  с  заданием  и  благополучно  вернулись  домой  из  плавания.

7. У.-  Нам  еще  предстоит  самое  сложное, самое  ответственное  задание.

Ведь  пока  мы  плыли  на  кораблях  домой,  по  телеграфу  было  получено  

задание  от  Короля  Предложения. Его  величество  Король  Предложение  сообщает, что  тот,  кто  справится  с  его  заданием, получит  титул  

Почетного  гостя  Королевства  Предложений,  который  дает  право  гулять  

по  просторам  вверенного  государства. Итак, постараемся  выполнить  это  дополнительное  задание!

На  партах  у  детей  лежат  карточки  с  контрольными заданиями. Дети  выполняют  эту  работу.  Кто  справится,  получит  на  следующем  уроке,  после  проверки  работы,  диплом,  удостоверяющий,

что  он является  обладателем  титула  Почетного гостя Королевства  Предложений:

Текст:

               «Мы, Король  Предложение,  удостоверяем,

               что  учен ___  3-«Б»  класса _______________________________

              достойно  справил___   со  всеми  трудностями  изучения

               правил  нашего  Королевского  Величества.

              Жалуем  е___  титулом  Почетного  гостя  наших  владений

              и  разрешаем    _____  беспрепятственно гулять  

             по  просторам  нашего  волшебного  Королевства.

                                                       Его  Величество  Король  Предложение».

V.  Итог  урока

У.- Поздравляю   вас  с  благополучным  прибытием  на  родную  землю.

Вы  отлично  потрудились.  Желаю  вам  успехов  в  изучении  русского  языка.

Подведение  итогов,  выставление  оценок.

Список использованной литературы:

1. С.В.Иванов, А.О.Евдокимова  Русский язык.3 класс Ч. 1.  М: - « Вентана - Граф», 2010.

2. В.В.Волина «Занимательное  азбуковедение». М:- « Просвещение», 1991.

3. В.В.Волина « Веселая грамматика». М: - «Знание»,1995.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81681. Развитие журналистики как стимул развития русской критики 18в.(проблема взаимосвязи критики и журналистики; проблема читательской аудитории периодического издания). «Московский журнал» Н.М.Карамзина 32.38 KB
  проблема взаимосвязи критики и журналистики; проблема читательской аудитории периодического издания. Московский журнал Н. Журналистика как особая сфера общественной деятельности возникала у каждого народа на достаточно высокой ступени социального развития.
81682. Біологічне, психічне і соціальне в людині 25.58 KB
  Тобто людина є біологічним творінням. Однак як і будьякий біологічний вид людина характеризується певною сукупністю видових ознак. Кожна людина унікальна неповторна своєрідна в практичній діяльності.
81683. Взаємодія свободи і необхідності в житті людини 27.07 KB
  Природа та класифікація цінностей За традиційною класифікацією цінності поділяють на матеріальні цінності які існують у формі речей одяг продукти харчування техніка храм картина і духовні моральні релігійні художні політичні та ін. Їх також не можна однозначно кваліфікувати як матеріальні чи духовні цінності. При цьому матеріальними цінностями їх іноді називають благами вважають економічні технічні і вітальні стан здоров\'я екології цінності які задовольняють тілесне буття людини а духовними релігійні святість...
81684. Функціональний аспект цінностей 24.82 KB
  Загалом цінності виконують такі функції. Зясовуючи що є добро прекрасне істина справедливість тощо цінності конституюють сенс людського життя утворюють його духовну основу. У житті людини і суспільства цінності визначають напрями зразки діяльності.
81685. Оцінка та істина 24.83 KB
  Оцінка як підведення під норму правило закон. За такої ситуації оцінка виявляє себе як акт пізнання щодо відповідності вчинку чи творіння людини нормі. Як і в першому випадку підведення під норму є конституюванням визнанням цінності; 3 оцінка як вибір з поміж двох і більше цінностей.
81686. Сутнісні принципи культури 26.79 KB
  Одним із головних завдань культури є формування освіченої цивілізовано розвиненої особистості. У структурі культури як певного цілісного організму розрізняють такі елементи: а субстанціональні ціннісно культурні інститути і системи норм мораль релігія побутова поведінка спілкування індивідів етикет; б функціональні традиції обряди звичаї заборони табу які є неписаними регуляторами процесу функціонування культури. Байта у структурі культури як системи правомірно розрізняти технологічну соціальну та ідеологічну підсистеми...
81687. Культурний Рух, простір і час – атрибутивні властивості матерії 27.75 KB
  Рух його джерело та причини завжди були у полі зору філософів і вченихприродознавців. Так уже Геракліт не лише визнавав усе загальний характер руху але й виявив його суперечливість: все існує і в той же час не існує; все тече й постійно змінюється; все перебуває у постійному процесі виникнення та зникнення. Отже рух матеріальних тіл викликають їх внутрішні і зовнішні взаємодії поза якими існування цих тіл неможливе.
81688. Культура і цивілізація: розуміння та перспективи розвитку 27.2 KB
  Так цивілізований і культурний сприймаються як поняття тотожні але цивілізація ікультура не синоніми. Цивілізація висловлює щось спільне раціональне стабільне. Цивілізація визначає загальне в співтовариствах що виникають на базі однотипних технологій.
81689. Проблема кризи сучасної культури в провідних концепціях 19-20 століть 28.37 KB
  Причини такого ставлення до культури на думку Г. Тому як вважає Зіммель новою парадигмою здатною об´єднати світ духовної культури епохи є поняття життя як своєрідного центра світобудови: звідти йде шлях з одного боку до душі і Я а з іншого до ідеї Космосу Абсолюту. Першим аргументовано підійшов до проблеми кризи культури звернув увагу на вулканічне підґрунття історії розсіяв загрозливі ілюзії її лінійного прогресу німецький культурфілософ О.