85286

Слова, противоположные по значению

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Работать по теме урока. Формировать понятие об антонимах. Вырабатывать умение подбирать слова с противоположным значением. Развивать связную речь, память, мышление, познавательный интерес. Воспитывать эстетические чувства, доброту, отзывчивость.

Русский

2015-03-24

51.5 KB

1 чел.

Донецкая средняя общеобразовательная школа

IIII ступеней № 97

Открытый урок русского языка в 3 классе по теме:

«Слова, противоположные по значению».

                                                                              

                                                                               

                                                                                 Разработала:

учитель начальных классов

                                                                                    Надеина И.И.

г. Донецк

Урок русского языка

Тема:    Слова, противоположные по значению.

Цель урока:  Работать по теме урока. Формировать понятие об антонимах.   

                          Вырабатывать умение подбирать слова с противоположным  

                          значением. Развивать связную речь, память, мышление,  

                          познавательный интерес. Воспитывать эстетические чувства,

                          доброту, отзывчивость.

Оборудование:         Иллюстрации, запись на доске, портреты С. Есенина,

                                      Ф. Тютчева, А. Пушкина.

Тип урока.         Комбинированный.

Ход урока.

  1.  Актуализация знаний учащихся.

а) Беседа:

- Какой скоро наступит месяц?    (Декабрь)

- А что вы о нем знаете?

( Это первый зимний месяц. По определению И. Ожегова «Декабрь-двенадцатый месяц календарного года»).

- Это слово пришло к нам из Древнего Рима от слова «децим», т.е. десятый месяц. Он, действительно, когда-то был десятым по счету.

- А давайте вспомним все зимние месяцы.

б) Построение ассоциативного куста:

метель            пурга         вьюга

гололед           зима           снег

             мороз               холод

- Назовите слова, которые близки по своему лексическому значению.

(Метель, пурга, вьюга – синонимы)

- Что называется синонимами?   (правило)

- Для чего они нужны в языке?

-2-

II. Эвристическое определение темы урока

  1.  Работа над предложениями:

Утром белый снег припорошил черную землю.

Труд кормит, а лень портит.

- Какие слова отвечают на вопрос    какой? или какую?

(Белый, черную)

- А какие слова отвечают на вопрос что?

- Какими членами предложения они являются?

- Какое это предложение?   (сложное)

- Какие они по своему значению?      (противоположные)

- Значит, с какими словами мы  сегодня будем работать, дети?

(Со словами, противоположными по значению, т.е. антонимами)

  1.  Работа над новым материалом.
  2.  работа с учебником:

- знакомство с понятием антонимов;

2) выполнение упражнений: № 229, № 227.

ФИЗМИНУТКА

  1.  Закрепление изученного.
  2.  Упражнение в подборе слов – антонимов.

Загадки-складки.

  1.  Я – антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня - …        (прохлада).

2.  Я - антоним шума, стука,

     Без меня вам ночью мука,

     Я для отдыха, для сна,

     Да и в школе я нужна.

     Называюсь ….            (тишина).

3.  Я – антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я - …         (зима).

-3-

  1.  Я – антоним к слову смех.

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле,

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? .... Это …      (плач).

Запись в тетрадях:       зной – прохлада

                                      шум – тишина

                                      смех – плач

                                      лето – зима.

  1.  Работа по развитию речи.

- А зима бывает разной. И по-разному о ней писали русские поэты  (читают  дети).

«Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка».

                                   С. Есенин

«Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, - и вот сама

Идет волшебница зима!»

                                  А. Пушкин

«Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит».

                                Ф. Тютчев

«Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…»

                                А. Пушкин

- Сравните стихи с иллюстрациями.

- Сопоставьте их.

- Какой образ зимы вы можете нарисовать, услышав следующие строки  (читает ученик):

«По дороге по прямой

Шла Зима с Морозами.

Шла Зима к себе домой

Снег стелила розовый.

-4-

А за нею две Метели

Снег тот веяли, мели,

Рассыпали как хотели,

И бросали хрустали».

  1.  Домашнее задание стр. 105 упр. № 231
  2.  Итог урока:

                                              - Как в русском языке называются слова  

                                                противоположные по значению?

                                              - А вот как вы усвоили материал сегодняшнего

                                                урока покажет прощальная игра:

«И вот пришел теперь черед

Сыграть в игру «наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь – низко.

Скажу я слово – далеко,

А ты ответишь – «близко».

Скажу я слово «потолок»

А ты ответишь – «пол».

Скажу, что слово потерял,

И скажешь ты: «Нашел»!

Скажу я слово «трус»,

Ответишь ты «храбрец».

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечайконец.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33026. Общество как система. Характеристики общества как системы 33.31 KB
  Пушкарева отмечает что общество представляет собой универсальный способ социальной организации социального взаимодействия и социальных связей обеспечивающий удовлетворение всех основных потребно^ стей людей самодостаточный саморегулирующийся и самовоспроизводящийся Во всех этих определениях есть рационально зерно так как общество действительно состоит из активно действующих субъектов связанных между собой достаточно устойчивыми отношениями. Причем эти части и элементы не изолированы друг от друга не обособлены а напротив тесно...
33027. Социальная структура. Социальные слои 39.64 KB
  Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды занимающие определенные позиции статусы и выполняющие определенные социальные функции роли объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы социальнотерриториальные этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности классы слои группы и т. В зависимости от того какой элемент выделяется в качестве главного структура общества может быть представлена как групповая классовая общностная и т. Таким...
33028. Материальное производство и его структура 17.05 KB
  Теория материального производства разработана марксизмом.Главной особенностью материального производства которая служит его показательным отличием от любого другого вида производства различные виды производства духовных продуктов и нематериальных благ является наличие в процессах материального производства обязательного взаимодействия человека с природой.Таким образом в процессе материального производства человек воздействует на природу с помощью какихлибо средств труда. Сырье – природный материал который в процессе производства...
33029. Муниципальные финансы: понятие, структура. Роль муниципальных финансов в решении социальных задач территорий 38.5 KB
  Муниципальные или местные финансы совокупность социальноэкономических отношений возникающих по поводу формирования распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением живущим на территории данного муниципального образования а также хозяйствующими субъектами. Муниципальный бюджет это бюджет соответствующего муниципального образования формирование утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного...
33030. Формы и методы воздействия государственных и муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы 33.5 KB
  Формы и методы воздействия государственных и муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы. ГМФ путем соответствующего направления средств на: структурную перестройку экономики; ускорение НТП; повышение эффективности производства; рост жизненного уровня народа.секторов экономики наиболее развитых программ развития производства и общественного сектора организаций и учреждений бюджетной сферы и т. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной...
33031. Государственный кредит: понятие, субъекты, формы, функции 35 KB
  Государственный кредит: понятие субъекты формы функции В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов и средства населения. Главным способом их получения является государственный кредит. Государственный кредит это совокупность финансовых отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны и физическими и юридическими лицами с другой при которых государство выступает в...
33032. Государственные займы: понятие, классификация 49.5 KB
  Государственные займы: понятие классификация ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ форма получения кредита государством при которой государство получает взаймы денежные средства но становится должником. Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков: по субъектам заемных отношений – займы размещаемые центральным и территориальными органами власти; по обращению на рынке – рыночные которые свободно покупаются и продаются и нерыночные которые не могут менять своих владельцев; по валюте заимствований внутренние и внешние;...
33033. Государственный долг: понятие, формы государственного долга, основания возникновения, методы управления. Государственный долг РФ 34.5 KB
  Государственный долг: понятие формы государственного долга основания возникновения методы управления. Формы государственного долга В соответствии с законодательством РФ в состав государственного долга включаются: кредитные соглашения и договоры заключенные от имени РФ как заемщика с кредитными организациями иностранными государствами и международными финансовыми организациями; государственные займы осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и...
33034. Государственные ценные бумаги: понятие, цели выпуска. Правовые основы эмиссии и обращения государственных ценных бумаг РФ 63.5 KB
  Правовые основы эмиссии и обращения государственных ценных бумаг РФ. Выпуск государственных ценных бумаг в обращение осуществляется с целью: финансирования дефицита государственного бюджета; регулирования экономической активности; финансирования целевых государственных программ. Основными преимуществами государственных ценных бумаг по сравнению с другими ценными бумагами являются: 1высокий уровень надежности и как следствие минимальный рискпотери основного капитала и доходов по нему; 2 льготное налогообложение. Роль государства на рынке...