85286

Слова, противоположные по значению

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Работать по теме урока. Формировать понятие об антонимах. Вырабатывать умение подбирать слова с противоположным значением. Развивать связную речь, память, мышление, познавательный интерес. Воспитывать эстетические чувства, доброту, отзывчивость.

Русский

2015-03-24

51.5 KB

3 чел.

Донецкая средняя общеобразовательная школа

IIII ступеней № 97

Открытый урок русского языка в 3 классе по теме:

«Слова, противоположные по значению».

                                                                              

                                                                               

                                                                                 Разработала:

учитель начальных классов

                                                                                    Надеина И.И.

г. Донецк

Урок русского языка

Тема:    Слова, противоположные по значению.

Цель урока:  Работать по теме урока. Формировать понятие об антонимах.   

                          Вырабатывать умение подбирать слова с противоположным  

                          значением. Развивать связную речь, память, мышление,  

                          познавательный интерес. Воспитывать эстетические чувства,

                          доброту, отзывчивость.

Оборудование:         Иллюстрации, запись на доске, портреты С. Есенина,

                                      Ф. Тютчева, А. Пушкина.

Тип урока.         Комбинированный.

Ход урока.

  1.  Актуализация знаний учащихся.

а) Беседа:

- Какой скоро наступит месяц?    (Декабрь)

- А что вы о нем знаете?

( Это первый зимний месяц. По определению И. Ожегова «Декабрь-двенадцатый месяц календарного года»).

- Это слово пришло к нам из Древнего Рима от слова «децим», т.е. десятый месяц. Он, действительно, когда-то был десятым по счету.

- А давайте вспомним все зимние месяцы.

б) Построение ассоциативного куста:

метель            пурга         вьюга

гололед           зима           снег

             мороз               холод

- Назовите слова, которые близки по своему лексическому значению.

(Метель, пурга, вьюга – синонимы)

- Что называется синонимами?   (правило)

- Для чего они нужны в языке?

-2-

II. Эвристическое определение темы урока

  1.  Работа над предложениями:

Утром белый снег припорошил черную землю.

Труд кормит, а лень портит.

- Какие слова отвечают на вопрос    какой? или какую?

(Белый, черную)

- А какие слова отвечают на вопрос что?

- Какими членами предложения они являются?

- Какое это предложение?   (сложное)

- Какие они по своему значению?      (противоположные)

- Значит, с какими словами мы  сегодня будем работать, дети?

(Со словами, противоположными по значению, т.е. антонимами)

  1.  Работа над новым материалом.
  2.  работа с учебником:

- знакомство с понятием антонимов;

2) выполнение упражнений: № 229, № 227.

ФИЗМИНУТКА

  1.  Закрепление изученного.
  2.  Упражнение в подборе слов – антонимов.

Загадки-складки.

  1.  Я – антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня - …        (прохлада).

2.  Я - антоним шума, стука,

     Без меня вам ночью мука,

     Я для отдыха, для сна,

     Да и в школе я нужна.

     Называюсь ….            (тишина).

3.  Я – антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я - …         (зима).

-3-

  1.  Я – антоним к слову смех.

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле,

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? .... Это …      (плач).

Запись в тетрадях:       зной – прохлада

                                      шум – тишина

                                      смех – плач

                                      лето – зима.

  1.  Работа по развитию речи.

- А зима бывает разной. И по-разному о ней писали русские поэты  (читают  дети).

«Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка».

                                   С. Есенин

«Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, - и вот сама

Идет волшебница зима!»

                                  А. Пушкин

«Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит».

                                Ф. Тютчев

«Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…»

                                А. Пушкин

- Сравните стихи с иллюстрациями.

- Сопоставьте их.

- Какой образ зимы вы можете нарисовать, услышав следующие строки  (читает ученик):

«По дороге по прямой

Шла Зима с Морозами.

Шла Зима к себе домой

Снег стелила розовый.

-4-

А за нею две Метели

Снег тот веяли, мели,

Рассыпали как хотели,

И бросали хрустали».

  1.  Домашнее задание стр. 105 упр. № 231
  2.  Итог урока:

                                              - Как в русском языке называются слова  

                                                противоположные по значению?

                                              - А вот как вы усвоили материал сегодняшнего

                                                урока покажет прощальная игра:

«И вот пришел теперь черед

Сыграть в игру «наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь – низко.

Скажу я слово – далеко,

А ты ответишь – «близко».

Скажу я слово «потолок»

А ты ответишь – «пол».

Скажу, что слово потерял,

И скажешь ты: «Нашел»!

Скажу я слово «трус»,

Ответишь ты «храбрец».

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечайконец.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53528. Францыск Скарына Біблія 28.5 KB
  Вы былі павінны прачытаць і зрабіць пераказ прытчы, што знаходзіцца на старонке 94-97 Ной будуе каўчэг. Патоп.Я прынесла вам паказаць дзіцячую біблію.Тут таксама ёсць гэтая прытча, вось паглядзіце малюнкі. Скажыце, ці спадабалася вам гэ тая прытча? Ці усе вы яе прачыталі?Зараз мы пачнем пераказ, а потым нехта прадоўжыць,таму слухайце уважліва! Але перад гэтым нагадайце мне калі ласка,што такое прытча, алегорыя, каўчэг.
53529. ПОРИ РОКУ І НАРОДНІ СВЯТА. КАРНАВАЛ ОСІННІХ КОЛЬОРІВ 47.5 KB
  МЕТА: накопичення художнього досвіду набуття елементарних умінь та навичок художньотворчоїдіяльності; формування культури художнього сприйняття навколишнього середовища потребу у художньотворчій самореалізації; удосконалення навичок роботи з фарбами уміння утворювати нові кольори способом...
53530. Повторення вивченого про дроби. Дії з іменованими числами. Карпати. Тварини і рослини Карпат 72 KB
  Мета: повторити та закріпити навички порівняння дробів та виконання дій з дробами з іменованими числами; удосконалення навичок усного рахунку; розв'язання задач на рух; розвиток логічного мислення; Ознайомлення з тваринним і рослинним світом кліматом особливостями природи Карпатських гір як природної зони України; розвиток пізнавального інтересу уваги зв'язного мовлення; виховання патріотизму дбайливого ставлення до природи. Обладнання: тематичні...
53531. Разработка базы данных для отдела кадров ООО «ФЭД» 818.5 KB
  Задачи, связанные с обработкой данных, широко распространены в любой сфере деятельности. Они ведут учет товаров в супермаркетах и на складах, начисляют зарплату в бухгалтериях и т.д. Невозможно представить себе деятельность современного предприятия или учреждения без использования АИС
53532. Політична карта світу 75 KB
  Методична розробка відкритого позакласного заходу гразмагання з предмету Соціальноекономічна географія світу Підготувала Фаустова Г. Викладено методику проведення гризмагання спрямованої на узагальнення знань студентів про політичну карту світу; розвиток вміння працювати в групах опрацьовувати додаткову літературу та використовувати набуті знання; виховування...
53533. ОРГАНІЗАЦІЯ ОХОРОНИ ПРАЦІ В ШЕВЧЕНКІВСЬКОМУ РАЙОННОМУ СУДІ М.КИЄВА 69.29 KB
  Суд – це термін, який вживається в кількох значеннях, а саме: установа, де працюють співробітники суду; склад суддів, які розглядають судові справи (судова колегія); судовий процес; орган держави.
53536. Технологія формування та обробки лінійних списків в Excel з використанням електронного робочого зошита 416 KB
  Актуальність теми: при роботі з великими обємами даних важливе значення відіграє їх наглядність та наочність. І навіть наша приймальна комісія використовує електронні таблиці для сортування абітурієнтів та створення бази даних та ведення документації по прийому технікуму. Навчальні цілі заняття : знати команди фільтрації розширеного фільтру автофільтру та сортування даних ІІ рівень абстракції; Оволодіти навичками сортування списків за умовою навчитися проводити фільтрацію даних за автофільтром та розширеним фільтром ІІІ рівень...