85286

Слова, противоположные по значению

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Работать по теме урока. Формировать понятие об антонимах. Вырабатывать умение подбирать слова с противоположным значением. Развивать связную речь, память, мышление, познавательный интерес. Воспитывать эстетические чувства, доброту, отзывчивость.

Русский

2015-03-24

51.5 KB

3 чел.

Донецкая средняя общеобразовательная школа

IIII ступеней № 97

Открытый урок русского языка в 3 классе по теме:

«Слова, противоположные по значению».

                                                                              

                                                                               

                                                                                 Разработала:

учитель начальных классов

                                                                                    Надеина И.И.

г. Донецк

Урок русского языка

Тема:    Слова, противоположные по значению.

Цель урока:  Работать по теме урока. Формировать понятие об антонимах.   

                          Вырабатывать умение подбирать слова с противоположным  

                          значением. Развивать связную речь, память, мышление,  

                          познавательный интерес. Воспитывать эстетические чувства,

                          доброту, отзывчивость.

Оборудование:         Иллюстрации, запись на доске, портреты С. Есенина,

                                      Ф. Тютчева, А. Пушкина.

Тип урока.         Комбинированный.

Ход урока.

  1.  Актуализация знаний учащихся.

а) Беседа:

- Какой скоро наступит месяц?    (Декабрь)

- А что вы о нем знаете?

( Это первый зимний месяц. По определению И. Ожегова «Декабрь-двенадцатый месяц календарного года»).

- Это слово пришло к нам из Древнего Рима от слова «децим», т.е. десятый месяц. Он, действительно, когда-то был десятым по счету.

- А давайте вспомним все зимние месяцы.

б) Построение ассоциативного куста:

метель            пурга         вьюга

гололед           зима           снег

             мороз               холод

- Назовите слова, которые близки по своему лексическому значению.

(Метель, пурга, вьюга – синонимы)

- Что называется синонимами?   (правило)

- Для чего они нужны в языке?

-2-

II. Эвристическое определение темы урока

  1.  Работа над предложениями:

Утром белый снег припорошил черную землю.

Труд кормит, а лень портит.

- Какие слова отвечают на вопрос    какой? или какую?

(Белый, черную)

- А какие слова отвечают на вопрос что?

- Какими членами предложения они являются?

- Какое это предложение?   (сложное)

- Какие они по своему значению?      (противоположные)

- Значит, с какими словами мы  сегодня будем работать, дети?

(Со словами, противоположными по значению, т.е. антонимами)

  1.  Работа над новым материалом.
  2.  работа с учебником:

- знакомство с понятием антонимов;

2) выполнение упражнений: № 229, № 227.

ФИЗМИНУТКА

  1.  Закрепление изученного.
  2.  Упражнение в подборе слов – антонимов.

Загадки-складки.

  1.  Я – антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня - …        (прохлада).

2.  Я - антоним шума, стука,

     Без меня вам ночью мука,

     Я для отдыха, для сна,

     Да и в школе я нужна.

     Называюсь ….            (тишина).

3.  Я – антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я - …         (зима).

-3-

  1.  Я – антоним к слову смех.

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле,

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? .... Это …      (плач).

Запись в тетрадях:       зной – прохлада

                                      шум – тишина

                                      смех – плач

                                      лето – зима.

  1.  Работа по развитию речи.

- А зима бывает разной. И по-разному о ней писали русские поэты  (читают  дети).

«Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка».

                                   С. Есенин

«Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, - и вот сама

Идет волшебница зима!»

                                  А. Пушкин

«Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит».

                                Ф. Тютчев

«Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…»

                                А. Пушкин

- Сравните стихи с иллюстрациями.

- Сопоставьте их.

- Какой образ зимы вы можете нарисовать, услышав следующие строки  (читает ученик):

«По дороге по прямой

Шла Зима с Морозами.

Шла Зима к себе домой

Снег стелила розовый.

-4-

А за нею две Метели

Снег тот веяли, мели,

Рассыпали как хотели,

И бросали хрустали».

  1.  Домашнее задание стр. 105 упр. № 231
  2.  Итог урока:

                                              - Как в русском языке называются слова  

                                                противоположные по значению?

                                              - А вот как вы усвоили материал сегодняшнего

                                                урока покажет прощальная игра:

«И вот пришел теперь черед

Сыграть в игру «наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь – низко.

Скажу я слово – далеко,

А ты ответишь – «близко».

Скажу я слово «потолок»

А ты ответишь – «пол».

Скажу, что слово потерял,

И скажешь ты: «Нашел»!

Скажу я слово «трус»,

Ответишь ты «храбрец».

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечайконец.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65837. Влияние кроссовой подготовки на развитие общей выносливости гиревиков 14-15 лет 352.5 KB
  Разработать методику воспитания общей выносливости с использованием кроссовой подготовки и внедрить ее в учебно-тренировочный процесс гиревиков 14 – 15 лет. Экспериментально проверить и обосновать эффективность кроссовой подготовки на развитие общей выносливости у гиревиков 14 – 15 лет.
65838. ДОСЛІДЖЕННЯ ЛІНІЙНОГО РОЗГАЛУЖЕНОГО ЕЛЕКТРИЧНОГО КОЛА ПОСТІЙНОГО СТРУМУ 420 KB
  Перший закон Кірхгофа стверджує, що алгебраїчна сума струмів в електричному вузлі дорівнює нулю, згідно другого закону – алгебраїчна сума спадів напруг вздовж замкнутого контура дорівнює алгебраїчній сумі електрорушійних сил цього ж контура.
65839. ОСНОВЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМ РЕДАКТОРОМ AWK И ЯЗЫКОМ ПРОГРАММИРОВАНИЯ PERL 38.48 KB
  Цель работы — изучение возможностей, предоставляемых интерактивным текстовым редактором AWK из состава ОС UNIX, а также ознакомление с языком программирования Perl. Использованные теоретические сведения В ходе выполнения лабораторной работы были использованы теоретические...
65840. Профілактичне обслуговування клавіатури та маніпуляторів типу «миша» 542 KB
  Мета: Набути вмінь та навиків при профілактичному обслуговуванні пристроїв вводу інформації Теоретичні відомості Часто зустрічається така ситуація коли кнопки при роботі починають гірше натискатися. Розглянемо порядок профілактики клавіатури. Повторюємо цю операцію 103 або більше разів залежно від типу клавіатури.
65841. Освоение технологии структурного программирования при разработке и создании программы на языке Турбо Паскаль для ветвящегося вычислительного процесса 287.5 KB
  Вычислительный процесс называется ветвящимся, если для его реализации предусмотрено несколько направлений (ветвей). Каждое отдельное направление процесса обработки данных является отдельной ветвью вычислений.
65842. Основы работы с текстовым редактором AWK и языком программирования Perl 52.5 KB
  Для чего в Perl используются операторы привязки? Операторы привязки используются для совершения над строками операций по шаблонам. Например, поиск и замена участка строки, совпавшего с регулярным выражением.
65843. УПРАВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬЮ ЯДРА ОПЕРЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 168.27 KB
  Не вникая в подробности, можно сказать, что схемы идентификации PCI- и USB- устройств парой VendorID — DeviceID по сути одинаковы, поэтому написание своего модуля не составило большой сложности.
65844. Изучение принципов действия, конструкции и характеристик комбинированного указателя скорости и указателя числа М 1.44 MB
  Настоящая работа ставит своей целью изучить назначение, принцип действия, особенности устройства и конструкции, а также основные метрологические характеристики барометрических указателей скорости и числа М.