85286

Слова, противоположные по значению

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Работать по теме урока. Формировать понятие об антонимах. Вырабатывать умение подбирать слова с противоположным значением. Развивать связную речь, память, мышление, познавательный интерес. Воспитывать эстетические чувства, доброту, отзывчивость.

Русский

2015-03-24

51.5 KB

3 чел.

Донецкая средняя общеобразовательная школа

IIII ступеней № 97

Открытый урок русского языка в 3 классе по теме:

«Слова, противоположные по значению».

                                                                              

                                                                               

                                                                                 Разработала:

учитель начальных классов

                                                                                    Надеина И.И.

г. Донецк

Урок русского языка

Тема:    Слова, противоположные по значению.

Цель урока:  Работать по теме урока. Формировать понятие об антонимах.   

                          Вырабатывать умение подбирать слова с противоположным  

                          значением. Развивать связную речь, память, мышление,  

                          познавательный интерес. Воспитывать эстетические чувства,

                          доброту, отзывчивость.

Оборудование:         Иллюстрации, запись на доске, портреты С. Есенина,

                                      Ф. Тютчева, А. Пушкина.

Тип урока.         Комбинированный.

Ход урока.

  1.  Актуализация знаний учащихся.

а) Беседа:

- Какой скоро наступит месяц?    (Декабрь)

- А что вы о нем знаете?

( Это первый зимний месяц. По определению И. Ожегова «Декабрь-двенадцатый месяц календарного года»).

- Это слово пришло к нам из Древнего Рима от слова «децим», т.е. десятый месяц. Он, действительно, когда-то был десятым по счету.

- А давайте вспомним все зимние месяцы.

б) Построение ассоциативного куста:

метель            пурга         вьюга

гололед           зима           снег

             мороз               холод

- Назовите слова, которые близки по своему лексическому значению.

(Метель, пурга, вьюга – синонимы)

- Что называется синонимами?   (правило)

- Для чего они нужны в языке?

-2-

II. Эвристическое определение темы урока

  1.  Работа над предложениями:

Утром белый снег припорошил черную землю.

Труд кормит, а лень портит.

- Какие слова отвечают на вопрос    какой? или какую?

(Белый, черную)

- А какие слова отвечают на вопрос что?

- Какими членами предложения они являются?

- Какое это предложение?   (сложное)

- Какие они по своему значению?      (противоположные)

- Значит, с какими словами мы  сегодня будем работать, дети?

(Со словами, противоположными по значению, т.е. антонимами)

  1.  Работа над новым материалом.
  2.  работа с учебником:

- знакомство с понятием антонимов;

2) выполнение упражнений: № 229, № 227.

ФИЗМИНУТКА

  1.  Закрепление изученного.
  2.  Упражнение в подборе слов – антонимов.

Загадки-складки.

  1.  Я – антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня - …        (прохлада).

2.  Я - антоним шума, стука,

     Без меня вам ночью мука,

     Я для отдыха, для сна,

     Да и в школе я нужна.

     Называюсь ….            (тишина).

3.  Я – антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я - …         (зима).

-3-

  1.  Я – антоним к слову смех.

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле,

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? .... Это …      (плач).

Запись в тетрадях:       зной – прохлада

                                      шум – тишина

                                      смех – плач

                                      лето – зима.

  1.  Работа по развитию речи.

- А зима бывает разной. И по-разному о ней писали русские поэты  (читают  дети).

«Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка».

                                   С. Есенин

«Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, - и вот сама

Идет волшебница зима!»

                                  А. Пушкин

«Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит».

                                Ф. Тютчев

«Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…»

                                А. Пушкин

- Сравните стихи с иллюстрациями.

- Сопоставьте их.

- Какой образ зимы вы можете нарисовать, услышав следующие строки  (читает ученик):

«По дороге по прямой

Шла Зима с Морозами.

Шла Зима к себе домой

Снег стелила розовый.

-4-

А за нею две Метели

Снег тот веяли, мели,

Рассыпали как хотели,

И бросали хрустали».

  1.  Домашнее задание стр. 105 упр. № 231
  2.  Итог урока:

                                              - Как в русском языке называются слова  

                                                противоположные по значению?

                                              - А вот как вы усвоили материал сегодняшнего

                                                урока покажет прощальная игра:

«И вот пришел теперь черед

Сыграть в игру «наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь – низко.

Скажу я слово – далеко,

А ты ответишь – «близко».

Скажу я слово «потолок»

А ты ответишь – «пол».

Скажу, что слово потерял,

И скажешь ты: «Нашел»!

Скажу я слово «трус»,

Ответишь ты «храбрец».

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечайконец.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39709. Маркетинговая логистика 17.29 KB
  В маркетинговой логистике существенную роль играют современные информационные технологии: компьютерыкассовые терминалы; единообразная кодировка товаров; системы спутникового слежения за транспортировкой; электронный обмен данных и перевод денег. Понятие доступность продукции играет важную роль в логистической концепции являясь как целью так и одной из основных характеристик функционирования логистической системы. В маркетинговой логистике выделяют следующие основные стадии: постановку целей системы; определение текущего состояния;...
39710. Маркетинговая информация 15.37 KB
  Выделяют следующие типы информации: 1 по месту сбора: а внутренняя любая информация полученная из финансовохозяйственной отчетности и документации фирмы предприятия организации; 6 внешняя информация собираемая за пределами организации в том числе подготовленная статистическими агентствами государственными и общественными организациями; информация публикуемая в СМИ; информация рекламного и коммерческого характера.; б вторичная уже существующая информация собираемая для различных других целей но может быть использована для...
39713. Понятие маркетинга, цели, принципы и функции маркетинга 17.15 KB
  Производственная: организация производственных товаров организация материальнотехнического снабжения управление качеством и конкурентоспособностью продукции. Сбытовая: организация системы товародвижения организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта и системы продаж реклама товарная политика организация сервиса ценовая политика. Управления и контроля: организационные принципы управления и контроля планирование и информационное обеспечение маркетинга организация системы коммуникаций на предприятии управление рисками.
39714. Этапы развития маркетинга 17.05 KB
  Так в это время спрос намного превышает предложение и поэтому любой производитель может продать свой товар важную роль играет количество товара а не его качество. В определенный момент монополия конкретного товара становится тормозом развития своего рынка поэтому либо вмешивается государство антимонопольная политика либо фирма вынуждена переориентировать свою деятельность препятствуя падению покупательского спроса. Задачей производителя было произвести как можно больше товара и как можно изощреннее его продать. Все это привело к...
39715. Стратегическое планирование 15.63 KB
  Не используя преимущества стратегического планирования организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.Система стратегического планирования дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса очертить глобальные тенденции рынка понять какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании чтобы она стала...
39716. Основные компоненты стратегического планирования 15.71 KB
  В нем также раскрываются потенциальные препятствия с которыми предстоит столкнуться компании и пути их преодоления. Каждый хороший стратегический план должен содержать заявление о миссии компании. Оно должно быть кратким лаконичным объяснять причину существования компании и того чего она пытается добиться. Цели организации представляют собой пути посредством которых вы планируете выполнить миссию компании.
39717. Процесс управления маркетингом: планирование, организация, мотивация и контроль 19.66 KB
  Разработка комплекса маркетинга разработка товаров; установление цен на товары; методы распространения товаров; стимулирование сбыта товаров 4. Стратегия маркетинга это генеральная программа маркетинговой деятельности на целевых рынках. Она включает главные направления маркетинговой деятельности фирмы и инструментарий комплекса маркетинга маркетингмикс с помощью которого разрабатывают и осуществляют маркетинговые мероприятия для достижения поставленных целей. Стратегия маркетинга показывает с каким продуктом на какие рынки с каким...