85286

Слова, противоположные по значению

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Работать по теме урока. Формировать понятие об антонимах. Вырабатывать умение подбирать слова с противоположным значением. Развивать связную речь, память, мышление, познавательный интерес. Воспитывать эстетические чувства, доброту, отзывчивость.

Русский

2015-03-24

51.5 KB

3 чел.

Донецкая средняя общеобразовательная школа

IIII ступеней № 97

Открытый урок русского языка в 3 классе по теме:

«Слова, противоположные по значению».

                                                                              

                                                                               

                                                                                 Разработала:

учитель начальных классов

                                                                                    Надеина И.И.

г. Донецк

Урок русского языка

Тема:    Слова, противоположные по значению.

Цель урока:  Работать по теме урока. Формировать понятие об антонимах.   

                          Вырабатывать умение подбирать слова с противоположным  

                          значением. Развивать связную речь, память, мышление,  

                          познавательный интерес. Воспитывать эстетические чувства,

                          доброту, отзывчивость.

Оборудование:         Иллюстрации, запись на доске, портреты С. Есенина,

                                      Ф. Тютчева, А. Пушкина.

Тип урока.         Комбинированный.

Ход урока.

  1.  Актуализация знаний учащихся.

а) Беседа:

- Какой скоро наступит месяц?    (Декабрь)

- А что вы о нем знаете?

( Это первый зимний месяц. По определению И. Ожегова «Декабрь-двенадцатый месяц календарного года»).

- Это слово пришло к нам из Древнего Рима от слова «децим», т.е. десятый месяц. Он, действительно, когда-то был десятым по счету.

- А давайте вспомним все зимние месяцы.

б) Построение ассоциативного куста:

метель            пурга         вьюга

гололед           зима           снег

             мороз               холод

- Назовите слова, которые близки по своему лексическому значению.

(Метель, пурга, вьюга – синонимы)

- Что называется синонимами?   (правило)

- Для чего они нужны в языке?

-2-

II. Эвристическое определение темы урока

  1.  Работа над предложениями:

Утром белый снег припорошил черную землю.

Труд кормит, а лень портит.

- Какие слова отвечают на вопрос    какой? или какую?

(Белый, черную)

- А какие слова отвечают на вопрос что?

- Какими членами предложения они являются?

- Какое это предложение?   (сложное)

- Какие они по своему значению?      (противоположные)

- Значит, с какими словами мы  сегодня будем работать, дети?

(Со словами, противоположными по значению, т.е. антонимами)

  1.  Работа над новым материалом.
  2.  работа с учебником:

- знакомство с понятием антонимов;

2) выполнение упражнений: № 229, № 227.

ФИЗМИНУТКА

  1.  Закрепление изученного.
  2.  Упражнение в подборе слов – антонимов.

Загадки-складки.

  1.  Я – антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня - …        (прохлада).

2.  Я - антоним шума, стука,

     Без меня вам ночью мука,

     Я для отдыха, для сна,

     Да и в школе я нужна.

     Называюсь ….            (тишина).

3.  Я – антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я - …         (зима).

-3-

  1.  Я – антоним к слову смех.

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле,

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? .... Это …      (плач).

Запись в тетрадях:       зной – прохлада

                                      шум – тишина

                                      смех – плач

                                      лето – зима.

  1.  Работа по развитию речи.

- А зима бывает разной. И по-разному о ней писали русские поэты  (читают  дети).

«Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка».

                                   С. Есенин

«Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, - и вот сама

Идет волшебница зима!»

                                  А. Пушкин

«Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит».

                                Ф. Тютчев

«Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…»

                                А. Пушкин

- Сравните стихи с иллюстрациями.

- Сопоставьте их.

- Какой образ зимы вы можете нарисовать, услышав следующие строки  (читает ученик):

«По дороге по прямой

Шла Зима с Морозами.

Шла Зима к себе домой

Снег стелила розовый.

-4-

А за нею две Метели

Снег тот веяли, мели,

Рассыпали как хотели,

И бросали хрустали».

  1.  Домашнее задание стр. 105 упр. № 231
  2.  Итог урока:

                                              - Как в русском языке называются слова  

                                                противоположные по значению?

                                              - А вот как вы усвоили материал сегодняшнего

                                                урока покажет прощальная игра:

«И вот пришел теперь черед

Сыграть в игру «наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь – низко.

Скажу я слово – далеко,

А ты ответишь – «близко».

Скажу я слово «потолок»

А ты ответишь – «пол».

Скажу, что слово потерял,

И скажешь ты: «Нашел»!

Скажу я слово «трус»,

Ответишь ты «храбрец».

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечайконец.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17637. ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО УЧЕТА И ПРИМЕНЕНИЕ ЕГО ДАННЫХ 142.5 KB
  Учет затрат и его основные принципы. Детализация затрат необходимая для проведения внутреннего текущего анализа. Детализация затрат необходимая для проведения внутреннего перспективного...
17638. Классификация методов учета затрат, используемых в системе контроллинга 169 KB
  Тема 3. Классификация методов учета затрат используемых в системе контроллинга. 1. Общая характеристика методов учета затрат. 2. Достоинства и недостатки различных методов учета затрат. Вопросы для самоконтроля. 1. Общая характеристика методов учета затрат.
17639. Методы принятия управленческих решений в контроллинге 184 KB
  Тема 4. Методы принятия управленческих решений в контроллинге. Классификация подходов к принятию управленческих решений в контроллинге. Требования к критериям принятия управленческих решений. Критерии принятия управленческих решений. Вопросы для са
17640. Организационная структура и функции управления 161 KB
  Тема 5. Организационная структура и функции управления 1. Выбор организационной структуры управления. 2. Функции управления. 3. Роль контроллинга в процессе управления. Вопросы для самоконтроля. Выбор организационной структуры управления Современ
17641. Организационные аспекты создания службы контроллинга 117 KB
  Тема 3. Организационные аспекты создания службы контроллинга 1. Принципы создания службы контроллинга. 2. Структура и персонал службы контроллинга. 3. Функции и задача службы контроллинга. 4. Информационные потоки на предприятии в системе контроллинга. 5.Возможны
17642. Амплітудні та фазові голограми 17.99 KB
  Амплітудні та фазові голограми. В залежності від того яким чином голограма модулює падаючий на неї світловий потік розрізняють: амплітудні голограми які модулюють світловий потік за рахунок зміни коефіцієнта пропускання середовища фазові голограми які модулюють лиш...
17643. Аналіз поляризованого світла 42.56 KB
  Аналіз поляризованого світла. Используя поляризатор можно определить направление поляризации линейно поляризованной световой волны. Для этого вращают поляризатор относительно оси светового пучка и наблюдают за изменениями интенсивности прошедшего света. Если при...
17644. Багатопроменева інтерференція еталон Фабрі-Перо 961.05 KB
  Багатопроменева інтерференція : еталон ФабріПеро. Дифракційна гратка – приклад багатопроменевої Інтерференції. Еталон ФабріПеро – 2 дзеркала розділені проміжком Пучок багато разів проходить через нього. форлиЕйрі: різниця фаз між 2ома сусідніми пучками: δ=2n ...
17645. Вектор Джонса для типових станів поляризації 83.63 KB
  Вектор Джонса для типових станів поляризації. Загальний вигляд для де tg=Ax/Ay Из конспекта Всё напечатанное далее взято из энциклопедии: При аналитич. описании пооляризации обычно не рассматриваються временные и пространственные изменений эл. магн. волны. Наиб. пр