85299

Структура курса Теория и история народной художественной культуры

Доклад

Культурология и искусствоведение

С помощью народной художественной культуры испокон веков в наиболее доступной форме передавались молодому поколению сложившиеся в течение столетий эстетические нравственные и трудовые идеалы представления о мире и человеке. Именно поэтому знание народной художественной культуры воспринимается как составляющая духовности самобытный фактор преемственности поколений. Курс Теория и история народной художественной культуры предполагает изучение студентами русского народного творчества как социальноисторического явления осознание природы...

Русский

2015-03-24

34.76 KB

2 чел.

Структура курса «Теория и история народной художественной культуры».

Современное российское общество пришло к осознанию необходимости формирования в личности духовности, эмоционально-ценностного и творческого отношения к миру, где значительную роль всегда играла народная художественная культура.

С помощью народной художественной культуры испокон веков в наиболее доступной  форме  передавались молодому поколению сложившиеся в течение столетий эстетические, нравственные и трудовые идеалы, представления о мире и человеке.

Изучение произведений народного искусства позволяет познать историю Отечества, национальные особенности своего народа, приобщиться к его традициям и творчеству. Именно поэтому, знание народной художественной культуры воспринимается как составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений.

Курс «Теория и история народной художественной культуры» предполагает изучение студентами русского народного творчества как социально-исторического явления, осознание природы народного творчества как части общемировой художественной культуры и понимание уникальности и неповторимости художественного творчества русского народа.

Цель изучения курса – сформировать основополагающие знания и ценностные ориентации в области народной художественной культуры.

Основные задачи курса:

Формирование у студентов устойчивого представления о народной художественной культуре.

Изучение методологических основ предмета.

Освоение комплекса народной художественной культуры в его жанровом многообразии, исторической эволюции и последовательности развития.

Знакомство с технологией собирания, изучения произведений и сохранения традиций народной художественной культуры.

Развитие у  студентов мотивации творческого освоения теоретических и исторических основ народной художественной культуры как сферы их будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения курса «Теория и история народной художественной культуры» студент должен знать сущность, структуру, функции и значение народной художественной культуры; правовые и нормативные документы в сфере народной художественной культуры, определяющие процессы ее развития в современных условиях; историю развития народной художественной культуры в России; основные направления и формы деятельности учреждений культуры по сохранению и развитию традиций народной художественной культуры в современных условиях.

Должен владеть системой знаний о видо-жанровой структуре, особенностях художественного образного содержания и выразительных средствах основных видов традиционного русского народного творчества.

Иметь представление об отечественном и зарубежном опыте и исследованиях в области народного художественного творчества; о видах, жанрах и формах народного художественного творчества; о региональном своеобразии праздничной и семейной обрядности.

Должен уметь раскрыть содержание тем дисциплины, предусмотренных ГОС ВПО и данной программы; анализировать тексты первоисточников; применять полученные теоретические знания в практической деятельности.

Извлечение из ГОС ВПО

ОПД.Ф.6 Теория и история народной художественной культуры

Актуальные проблемы сохранения и развития традиций народной художественной культуры  в современных условиях. Правовые и нормативные документы, определяющие процессы развития народной художественной культуры в современных условиях. Законодательные основы охраны памятников истории и культуры, поддержки народного декоративно-прикладного творчества. Федеральная программа «Культура России». Государственная «Концепция художественного образования в РФ». «Рекомендация по сохранению фольклора» И другие нормативные акты ЮНЕСКО, определяющие роль государств мирового сообщества в сохранении и развитии самобытных традиций народной художественной культуры. Деятельность Министерства культуры РФ, Министерства образования РФ, региональных органов управления культурой и образованием по сохранению и развитию народной художественной культуры в России.

Теоретические основы народной художественной культуры. Сущность, структура и функции народной художественной культуры. Народная художественная культура как воплощение духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса, национального характера, «национальных образов мира» (Г. Гачев и др.) и «архетипов коллективного бессознательного» (К.-Г. Юнг). Понятие «этногенез» (Л. Гумилев). Теория этногенеза как одна из основ теории народной художественной культуры. Семиотические изучения народной художественной культуры (в русле научного наследия Ю. Лотмана) Художественно-эстетические аспекты изучения народной художественной культуры (в контексте трудов Д. Лихачева). Роль и место народного художественного творчества в структуре народной художественной культуры. Понятие о видах, жанрах и формах народного художественного творчества, их общая характеристика. Соотношение понятий «народное художественное творчество», «фольклор», «любительское (самодеятельное) художественное творчество».

Традиционные русские народные праздники и обряды (календарные и семейно-бытовые). Понятие «народный календарь». Традиции празднования на Руси Зимних Святок, Масленицы, Пасхи, Троицы, Ивана Купалы и других календарных народных праздников. Художественные элементы традиционных календарных праздников (календарные песни, наигрыши, хороводы, народный театр, декоративно-прикладное творчество и др.). Семейно-бытовые праздники и обряды (родины, свадьба и др.) на Руси, их художественные элементы.

Историческая динамика народной художественной культуры: от Древней Руси к современной России. Древнеславянские истоки русской народной художественной культуры. Влияние христианства на содержание и формы бытования народной художественной культуры в Древней Руси. Роль реформ Петра I в развитии народной художественной культуры. Русский фольклор и любительское (самодеятельное) художественное творчество в России в XIX-XX вв. Понятие о региональных особенностях народного художественного творчества, празднично-обрядовой и семейно-бытовой художественной культуры.

Основные направления и формы деятельности учреждений культуры по сохранению и развитию традиций народной художественной культуры в современных условиях.

Тенденции развития  народной художественной культуры в ХХI веке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58877. Задачі на знаходження суми і остачі. Вправи на засвоєння таблиць додавання і віднімання. Розпізнавання геометричних фігур 66 KB
  Мета уроку: вчити складати і розв’язувати задачі на знаходження суми і остачі, формувати обчислювальні навички додавання і віднімання чисел, вправляти в засвоєнні табличних випадків додавання і віднімання чисел...
58881. Спостереження за основними ознаками речення 62 KB
  Уміти складати речення і правильно вимовляти їх. Тож на цьому уроці ми будемо вчитися будувати речення пригадаємо які бувають види речень коли який знак поставити в кінці речення із якою інтонацією промовляти речення щоб мова наша була більш багатою і виразнішою.
58882. Складносурядне речення, його будова і засоби зв’язку в ньому 33.5 KB
  Передаючи мікрофон по ряду ланцюжком діти дають відповіді на запитання з розділу Синтаксису і Морфології: Що вивчає Синтаксис Яке речення називається простим Яке речення називається складним Які типи складних речень ви знаєте Що таке сполучник...
58883. Словесний портрет літературного героя 55.5 KB
  Мета: Поглибити знання учнів про портрет навчити розрізняти портрет як жанр живопису та літературний опис зовнішності персонажа; розширити портретну лексику учнів; розвивати творчу уяву логічне мислення усне мовлення...
58884. Організаційний момент на уроці української мови та літератури: теорія, практика, інновації 202.5 KB
  Сукупність методів і прийомів на кожному етапі уроку складає мікроструктуру уроку. Вона є дуже мобільною. Розробка її з позиції досягнення найбільшої адекватності у кожній конкретній ситуації дозволяє гнучкіше використовувати всю структуру того чи іншого типу уроку.
58885. Основа словесної творчості учнів 34 KB
  Мета: розширити уявлення учнів про історичне минуле про мудрість і розважливість Ярослава Мудрого; збагачувати словниковий запас школярів; виробляти в учнів уміння самостійно аналізувати та робити висновки; виховувати у школярів зацікавленість до історичного минулого нашого народу.