85299

Структура курса Теория и история народной художественной культуры

Доклад

Культурология и искусствоведение

С помощью народной художественной культуры испокон веков в наиболее доступной форме передавались молодому поколению сложившиеся в течение столетий эстетические нравственные и трудовые идеалы представления о мире и человеке. Именно поэтому знание народной художественной культуры воспринимается как составляющая духовности самобытный фактор преемственности поколений. Курс Теория и история народной художественной культуры предполагает изучение студентами русского народного творчества как социальноисторического явления осознание природы...

Русский

2015-03-24

34.76 KB

2 чел.

Структура курса «Теория и история народной художественной культуры».

Современное российское общество пришло к осознанию необходимости формирования в личности духовности, эмоционально-ценностного и творческого отношения к миру, где значительную роль всегда играла народная художественная культура.

С помощью народной художественной культуры испокон веков в наиболее доступной  форме  передавались молодому поколению сложившиеся в течение столетий эстетические, нравственные и трудовые идеалы, представления о мире и человеке.

Изучение произведений народного искусства позволяет познать историю Отечества, национальные особенности своего народа, приобщиться к его традициям и творчеству. Именно поэтому, знание народной художественной культуры воспринимается как составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений.

Курс «Теория и история народной художественной культуры» предполагает изучение студентами русского народного творчества как социально-исторического явления, осознание природы народного творчества как части общемировой художественной культуры и понимание уникальности и неповторимости художественного творчества русского народа.

Цель изучения курса – сформировать основополагающие знания и ценностные ориентации в области народной художественной культуры.

Основные задачи курса:

Формирование у студентов устойчивого представления о народной художественной культуре.

Изучение методологических основ предмета.

Освоение комплекса народной художественной культуры в его жанровом многообразии, исторической эволюции и последовательности развития.

Знакомство с технологией собирания, изучения произведений и сохранения традиций народной художественной культуры.

Развитие у  студентов мотивации творческого освоения теоретических и исторических основ народной художественной культуры как сферы их будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения курса «Теория и история народной художественной культуры» студент должен знать сущность, структуру, функции и значение народной художественной культуры; правовые и нормативные документы в сфере народной художественной культуры, определяющие процессы ее развития в современных условиях; историю развития народной художественной культуры в России; основные направления и формы деятельности учреждений культуры по сохранению и развитию традиций народной художественной культуры в современных условиях.

Должен владеть системой знаний о видо-жанровой структуре, особенностях художественного образного содержания и выразительных средствах основных видов традиционного русского народного творчества.

Иметь представление об отечественном и зарубежном опыте и исследованиях в области народного художественного творчества; о видах, жанрах и формах народного художественного творчества; о региональном своеобразии праздничной и семейной обрядности.

Должен уметь раскрыть содержание тем дисциплины, предусмотренных ГОС ВПО и данной программы; анализировать тексты первоисточников; применять полученные теоретические знания в практической деятельности.

Извлечение из ГОС ВПО

ОПД.Ф.6 Теория и история народной художественной культуры

Актуальные проблемы сохранения и развития традиций народной художественной культуры  в современных условиях. Правовые и нормативные документы, определяющие процессы развития народной художественной культуры в современных условиях. Законодательные основы охраны памятников истории и культуры, поддержки народного декоративно-прикладного творчества. Федеральная программа «Культура России». Государственная «Концепция художественного образования в РФ». «Рекомендация по сохранению фольклора» И другие нормативные акты ЮНЕСКО, определяющие роль государств мирового сообщества в сохранении и развитии самобытных традиций народной художественной культуры. Деятельность Министерства культуры РФ, Министерства образования РФ, региональных органов управления культурой и образованием по сохранению и развитию народной художественной культуры в России.

Теоретические основы народной художественной культуры. Сущность, структура и функции народной художественной культуры. Народная художественная культура как воплощение духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса, национального характера, «национальных образов мира» (Г. Гачев и др.) и «архетипов коллективного бессознательного» (К.-Г. Юнг). Понятие «этногенез» (Л. Гумилев). Теория этногенеза как одна из основ теории народной художественной культуры. Семиотические изучения народной художественной культуры (в русле научного наследия Ю. Лотмана) Художественно-эстетические аспекты изучения народной художественной культуры (в контексте трудов Д. Лихачева). Роль и место народного художественного творчества в структуре народной художественной культуры. Понятие о видах, жанрах и формах народного художественного творчества, их общая характеристика. Соотношение понятий «народное художественное творчество», «фольклор», «любительское (самодеятельное) художественное творчество».

Традиционные русские народные праздники и обряды (календарные и семейно-бытовые). Понятие «народный календарь». Традиции празднования на Руси Зимних Святок, Масленицы, Пасхи, Троицы, Ивана Купалы и других календарных народных праздников. Художественные элементы традиционных календарных праздников (календарные песни, наигрыши, хороводы, народный театр, декоративно-прикладное творчество и др.). Семейно-бытовые праздники и обряды (родины, свадьба и др.) на Руси, их художественные элементы.

Историческая динамика народной художественной культуры: от Древней Руси к современной России. Древнеславянские истоки русской народной художественной культуры. Влияние христианства на содержание и формы бытования народной художественной культуры в Древней Руси. Роль реформ Петра I в развитии народной художественной культуры. Русский фольклор и любительское (самодеятельное) художественное творчество в России в XIX-XX вв. Понятие о региональных особенностях народного художественного творчества, празднично-обрядовой и семейно-бытовой художественной культуры.

Основные направления и формы деятельности учреждений культуры по сохранению и развитию традиций народной художественной культуры в современных условиях.

Тенденции развития  народной художественной культуры в ХХI веке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8207. Сущность и закономерности эстетического воспитания 25.01 KB
  Сущность и закономерности эстетического воспитания ПЛАН: Педагогическая сущность понятий эстетическое воспитание и художественное образование. Виды эстетической деятельности и их роль в эстетическом развитии личности. Своеобразие эстетической деятел...
8208. Сущность, движущие силы, противоречия и логика учебного процесса. Основные функции обучения: образовательная, воспитательная и развивающая 47.5 KB
  Сущность, движущие силы, противоречия и логика учебного процесса. Основные функции обучения: образовательная, воспитательная и развивающая. Обучение - это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляетс...
8209. Технология коллективной творческой деятельности. Методика КТД 38 KB
  Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности.Технология коллекти...
8210. Система географических знаний учащихся средней школы. Этапы, методы и средства их формирования 25 KB
  Под системой знаний понимается комплекс взаимосвязанных знаний, образующих определенную целостность. В состав географических знаний о современном мире включают основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах. Логика их фо...
8211. Особенности педагогической профессии: виды педагогической деятельности, структура, ценностные характеристики 27 KB
  Особенности педагогической профессии: виды педагогической деятельности, структура, ценностные характеристики. Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа, в профессиональной школе целесообраз...
8212. Специфика педагогического общения 34.5 KB
  Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. Стиль общения и руководства в существенной мереопределяет эффективность обучения и воспитания, а также особенностиразвития личност...
8213. Формирование системы знаний и умений при изучении рельефа,геологического строения и полезных ископаемых в школьном курсе географии 28.5 KB
  При изучении раздела Литосфера ученики узнают о строении Земли, о месте литосферы среди др. оболочек и о движениях земной коры, систематизируются понятия о горных породах путем их деления на осадочные, магматические и метаморфические, изучаются крупны...
8214. Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь и ее составные части 35.5 KB
  Урок физики по теме: Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь и ее составные части в 8 классе. Цель урока: Рассмотреть физическую природу электрического тока и выяснить, из каких частей состоит электрическая цепь. Задачи: Дидактические...
8215. Вопросы государственного экзамена по теории и методике обучения географии 277 KB
  Вопросы государственного экзамена по теории и методике обучения географии, 2010 г. Методика обучения географии как наука: предмет и задачи, этапы развития. Методика обучения географии - одна из педагогических наук. От греч. слова methodike...