85299

Структура курса Теория и история народной художественной культуры

Доклад

Культурология и искусствоведение

С помощью народной художественной культуры испокон веков в наиболее доступной форме передавались молодому поколению сложившиеся в течение столетий эстетические нравственные и трудовые идеалы представления о мире и человеке. Именно поэтому знание народной художественной культуры воспринимается как составляющая духовности самобытный фактор преемственности поколений. Курс Теория и история народной художественной культуры предполагает изучение студентами русского народного творчества как социальноисторического явления осознание природы...

Русский

2015-03-24

34.76 KB

2 чел.

Структура курса «Теория и история народной художественной культуры».

Современное российское общество пришло к осознанию необходимости формирования в личности духовности, эмоционально-ценностного и творческого отношения к миру, где значительную роль всегда играла народная художественная культура.

С помощью народной художественной культуры испокон веков в наиболее доступной  форме  передавались молодому поколению сложившиеся в течение столетий эстетические, нравственные и трудовые идеалы, представления о мире и человеке.

Изучение произведений народного искусства позволяет познать историю Отечества, национальные особенности своего народа, приобщиться к его традициям и творчеству. Именно поэтому, знание народной художественной культуры воспринимается как составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений.

Курс «Теория и история народной художественной культуры» предполагает изучение студентами русского народного творчества как социально-исторического явления, осознание природы народного творчества как части общемировой художественной культуры и понимание уникальности и неповторимости художественного творчества русского народа.

Цель изучения курса – сформировать основополагающие знания и ценностные ориентации в области народной художественной культуры.

Основные задачи курса:

Формирование у студентов устойчивого представления о народной художественной культуре.

Изучение методологических основ предмета.

Освоение комплекса народной художественной культуры в его жанровом многообразии, исторической эволюции и последовательности развития.

Знакомство с технологией собирания, изучения произведений и сохранения традиций народной художественной культуры.

Развитие у  студентов мотивации творческого освоения теоретических и исторических основ народной художественной культуры как сферы их будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения курса «Теория и история народной художественной культуры» студент должен знать сущность, структуру, функции и значение народной художественной культуры; правовые и нормативные документы в сфере народной художественной культуры, определяющие процессы ее развития в современных условиях; историю развития народной художественной культуры в России; основные направления и формы деятельности учреждений культуры по сохранению и развитию традиций народной художественной культуры в современных условиях.

Должен владеть системой знаний о видо-жанровой структуре, особенностях художественного образного содержания и выразительных средствах основных видов традиционного русского народного творчества.

Иметь представление об отечественном и зарубежном опыте и исследованиях в области народного художественного творчества; о видах, жанрах и формах народного художественного творчества; о региональном своеобразии праздничной и семейной обрядности.

Должен уметь раскрыть содержание тем дисциплины, предусмотренных ГОС ВПО и данной программы; анализировать тексты первоисточников; применять полученные теоретические знания в практической деятельности.

Извлечение из ГОС ВПО

ОПД.Ф.6 Теория и история народной художественной культуры

Актуальные проблемы сохранения и развития традиций народной художественной культуры  в современных условиях. Правовые и нормативные документы, определяющие процессы развития народной художественной культуры в современных условиях. Законодательные основы охраны памятников истории и культуры, поддержки народного декоративно-прикладного творчества. Федеральная программа «Культура России». Государственная «Концепция художественного образования в РФ». «Рекомендация по сохранению фольклора» И другие нормативные акты ЮНЕСКО, определяющие роль государств мирового сообщества в сохранении и развитии самобытных традиций народной художественной культуры. Деятельность Министерства культуры РФ, Министерства образования РФ, региональных органов управления культурой и образованием по сохранению и развитию народной художественной культуры в России.

Теоретические основы народной художественной культуры. Сущность, структура и функции народной художественной культуры. Народная художественная культура как воплощение духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса, национального характера, «национальных образов мира» (Г. Гачев и др.) и «архетипов коллективного бессознательного» (К.-Г. Юнг). Понятие «этногенез» (Л. Гумилев). Теория этногенеза как одна из основ теории народной художественной культуры. Семиотические изучения народной художественной культуры (в русле научного наследия Ю. Лотмана) Художественно-эстетические аспекты изучения народной художественной культуры (в контексте трудов Д. Лихачева). Роль и место народного художественного творчества в структуре народной художественной культуры. Понятие о видах, жанрах и формах народного художественного творчества, их общая характеристика. Соотношение понятий «народное художественное творчество», «фольклор», «любительское (самодеятельное) художественное творчество».

Традиционные русские народные праздники и обряды (календарные и семейно-бытовые). Понятие «народный календарь». Традиции празднования на Руси Зимних Святок, Масленицы, Пасхи, Троицы, Ивана Купалы и других календарных народных праздников. Художественные элементы традиционных календарных праздников (календарные песни, наигрыши, хороводы, народный театр, декоративно-прикладное творчество и др.). Семейно-бытовые праздники и обряды (родины, свадьба и др.) на Руси, их художественные элементы.

Историческая динамика народной художественной культуры: от Древней Руси к современной России. Древнеславянские истоки русской народной художественной культуры. Влияние христианства на содержание и формы бытования народной художественной культуры в Древней Руси. Роль реформ Петра I в развитии народной художественной культуры. Русский фольклор и любительское (самодеятельное) художественное творчество в России в XIX-XX вв. Понятие о региональных особенностях народного художественного творчества, празднично-обрядовой и семейно-бытовой художественной культуры.

Основные направления и формы деятельности учреждений культуры по сохранению и развитию традиций народной художественной культуры в современных условиях.

Тенденции развития  народной художественной культуры в ХХI веке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44906. Ударение и его типы. Интонация и её конструкции. Паузация и темп русской речи 27.5 KB
  Словесное ударение это более сильное произношение одного слога в слове служащее для фонетического объединения этого слова. В русском языке ударение зависит от силы выдоха поэтому оно силовое и динамическое. В русском языке нет определенного зафиксированного места ударения оно может падать на любой слог разноместное ударение: мама собака. Русское словесное ударение также является подвижным 2 так как при переходе слова из одной формы в другую может меняться и место ударения в слове: стена' сте'ны.
44907. Орфоэпические нормы 16.48 KB
  Иное произношение звуков воспринимается как неправильное приводит к нарушению законов фонетического языка. Современное русское произношение сложилось в ревой половине 18 века. К началу 19 века староманерное произношение как общественное стало национальной нормой. Произношение согласных.
44909. Комунікативні якості професійної мови 21.5 KB
  Комунікативні якості професійної мови. Професійна мова це функціональний різновид української літературної мови яким послуговуються представники певної галузі знань. З огляду на це можна виокремити низку характеристик які репрезентуватимуть професійний портрет фахівця: уміння формувати мету і завдання професійного спілкування; аналізувати предмет спілкування організовувати обговорення; керувати спілкуванням регламентуючи його; послуговуватися етикетними засобами для досягнення комунікативної мети; уміти проводити бесіду співбесіду...
44910. Условия и история становления PR в России и за рубежом 23.15 KB
  Публикации статей с целью воздействия на общ. срв д влияния на общ. Появление известного дядюшка Сэм общественно-политические плакаты с призывами к борьбе за независимость публикация статей для влияние на общ. Липсет политолог в новых политических стратегиях постоянно апеллировал к общественному мнению.
44911. Оценка эффективности хозяйственной деятельности 14.08 KB
  Оценка деятельности как предварительная оценка так и заключительная необходима для руководителей предприятия и экономистов поскольку позволяет подвести итоги работы организации и определить ее будущие перспективы. Комплексная оценка эффективности предполагает изучение всех сторон хозяйственной деятельности предприятия снабжение производство продажа товаров и их потребление всех видов анализа деятельности предприятия. Цель комплексной оценки хозяйственной деятельности предприятия повышение эффективности его работы на основе...
44912. Эпоха Возрождения или Ренессанс 27.65 KB
  В своем основном педагогическом трактате О первоначальном воспитании детей а также в других трудах по вопросам воспитания О благовоспитанности детей Беседы Метод обучения Способ писать письма Роттердамский определил необходимость сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов а также принцип активности воспитанника врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд Школа Витторино да Фельтре Дом радости Создал светское учебное заведение нового типа дававшее...
44914. Нагрузки и воздействия на трубопровод 15.03 KB
  Поэтому учитывая продолжительность сроков эксплуатации трубопроводов и высокую изменчивость нагрузок и воздействий исходная информация о нагрузках и воздействиях должна быть подготовлена с учетом фактора времени. Для нестандартных условий работы должна быть применена расширенная процедура анализа нагрузок и воздействий на трубопровод и расчета напряженнодеформированного состояния. Для каждой из позиций должна быть реализована специализированная методика анализа нагрузок и воздействий на трубопровод. Перечень и уровень функциональных...