85301

Виды и жанры народной художественной культуры

Доклад

Культурология и искусствоведение

Основной признак сказки – фантастический элт который очевиден для рассказчика и слушателя в равной мере. Все сказки делятся на виды группы категории или жанры: А волшебные б кумулятивные в о животных растениях. Волшебные сказки называются так условно и выделяются в отдельный ряд по композиционным структурным признакам. Сказки о животных растениях предметах тоже составляют особую группу.

Русский

2015-03-24

38.75 KB

25 чел.

Виды и жанры народной художественной культуры.

Народная художественная культура условно делится на виды и жанры. Существует множество классификаций. Условно можно разделить НХК на

1.устное народное творчество

2. декоративно-прикладное творчество

3. музыкальное творчество

4. танцевальное творчество

 

1. устное народное творчество в свою очередь делится на Прозаические жанры фольклора и Стихотворные жанры фольклора. Прозаические виды фольклора.

В фольклоре прозаическая поэзия называется народной прозой. Это еще не жанр. Это область народного творчества. В ее состав входит несколько родов, среди которых м\о выделить напр. сказку. Основной признак сказки – фантастический эл-т, который очевиден для рассказчика и слушателя в равной мере. Сказка основана на нарочитом вымысле, который определяет всю ее поэтику. Все сказки делятся на виды, группы, категории или жанры:

А) волшебные, б) кумулятивные, в) о животных, растениях.

Волшебные сказки называются так условно, и выделяются в отдельный ряд по композиционным, структурным признакам. В них обязательны, напр. отправление героя кем-то за фантас. предметом – дивом или девицей; встреча героя с бабой-ягой, бабушкой-задворенкой, старичком и тд.

Кумулятивные – тоже обладают структурно-композиционным единством. Напр. «Репка», «Колобок» «Терем мухи», «Петушок подавился». Они построены на многократном повторении одного звена, так, что создается либо цепь, либо нагромождение, либо последовательный ряд встреч, либо перечень отсылок. Таких сказок немного, они обладают особой композицией, ритмом и стилем.

Сказки о животных, растениях, предметах тоже составляют особую группу.

К этим трем основным жанрами примыкают сказки о людях, которые принято называть бытовыми или новеллистическими. Персонажи этого жанра не фантастические царевичи, а мужики, бабы, батраки, солдаты, воры, разбойники, умные отгадчики и тд.

Из области несказочной народной прозы выделяются:

Рассказы этиологического характера: почему рыбы живут, вороны черные, у зайца короткий хвост и тд.

Рассказы о существах, наделенных сверхъестественными способностями, которые восходят к языческому мифу: о леших, русалках, домовых и пр. их называют «были», «былички», «бывальщины».

Легенды-рассказы, возникшие в христианский период. Их герои Адам и Ева, Христос и его апостолы, святые. Иногда легендами называются рассказы об исторических деятелях (легенда о Степане Разине). Слово и легенда имеет церковно-латинское происхождение. В монастырском обиходе слово это означало тексты благочестивого содержания, которые читались во время монастырских трапез или богослужений.

Рассказы об исторических деятелях правильнее называть – предания (о Разине, о Пугачеве).

Сказы – это истории о значительных событиях, которые живя в устной традиции обрастали не существующими подробностями, деталями – но сохранили все же точность самого факта.

 

Стихотворная эпическая поэзия

Разница между областями народного творчества не только внешняя, главная особенность стихотворной поэзии в том, что она всегда поется. Напевность выражает лирическое отношение к изображаемому. Хотя каждая былина не имеет своей мелодии, стиль былинного музыкального исполнения в известных границах целостности и неприменим к другим видам эпического творчества.

Жанры эпической поэзии:

Былина. Эмпирически представить себе былину не сложно. Содержание их разнообразно и пестро. Но в состав былин входит несколько жанров (по сюжетным группам)

- Классические былины – содержание которых подвиги национальных героев – другими словами – героические былины. Сюжеты героических былин:

1) воинские, 2) единоборческие, 3) змееборческие, 4)бунтарские.

Главный признак героических былин в том, что герой действует в интересах государства.

- Сказочные былины. Главный антогонист героя здесь – женщина. В отличие от сказки, где женщина беспомощна и нуждается в защите героя, она существо коварное, идеалистическое, воплощает некое зло и уничтожается героем. Несмотря на наличие сказочного элемента это все же не сказки. Сказочной характер им придают наличие колдовских чар, оборотничество и чудеса. (былина о Садко).

- Новеллистические былины – это лирически окрашенное повествование (о сватовстве с препятствиями и удачным финалом). Это промежуточный вариант между сказочными былинами и балладами.

Жанр эпического духовного стиха.

Это песни о святых и их деяниях. Духовный стих обладает как религиозными представлениями так и историческим содержанием.

Скоморошина – это песня о веселых происшествиях или о серьезных вещах юмористически истолкованных

- песня о неверной жене, которая прикинулась больной, отослала мужа в город, но была изобличена и наказана при помощи скоморохов (Гость Терентьев).

- о том, как веселые разбойники ограбили богача (Усы).

- как зарезали и делили невероятно большого быка и что из это вышло (Старина о большом быке)

Скоморошины-небылицы.

Скоморошины-пародии.

Баллада. Ее сфера – это мир человеческих страстей трактуемых трагически. Баллада рисует индивидуальную частную и семейную жизнь человека. Главная героиня- страдающая женщина. Любовь и ревность, внутренняя ненависть приводит к трагическим конфликтам, которые разрешаются кровавыми преступлениями. Один из основных сюжетов – убийство невинной женщины. Обычно убийца – член своей же семьи. (Муж невинную жену). В балладе обычно конфликт поколений, но бывает и так, что девушка становится жертвой обманщика, соблазнителя. Реже жертва – мужчина, изменница жена изводит мужа ради другого, она придает его изысканному уничтожению (сжигает, травит). Таким образом, 1 цикл баллад – это семейные конфликты, 2 цикл – трагическое неузнавание.

Исторические песни.

Характер исторических песен зависит а) от эпохи и времени создания, б) от среды, которая их создает.

Лирическая песня. Огромная область народного творчества. Их можно разделить по форме исполнения на хороводные, игровые, плясовые. По бытовому применению можно разделить на трудовые, святочные, свадебные и т.д. Можно поделить по содержанию: о любви, о солдатской жизни, о разбойниках. Можно разд. по отношению к миру: сатирические, величальные, оплакивающие. По характеру исполнения протяжные, частые, промежуточные. По характеру социальной среды бытования: крестьянские, солдатские, рабочие, мещанские. Крестьянские песни можно поделить на обрядовые и необрядовые. Обрядовые – календарные, семейные. Календарные песни – это песни больших народных праздников земледельческого характера. Они делятся по праздникам. Семейно-обрядовые песни – похоронные, свадебные. Позднее появляется фольклор рабочий, студенческий и тюремный.

Декоративно-прикладное творчество делится на

1. Художественный текстиль (ткачество, вышивка)

2. Художественную обработку дерева (резьба, обработка бересты)

3. Керамику (глин. посуда, игрушки)

4. Обработка камня

5. Художественная ковка металла

6. Художественная роспись

Каждый из этих видов делится в свою очередь еще на разновидности по технике изготовления, по региональному колориту. Существует так называемые промыслы в изготовлении (Гжель, Хохлома, Филимоново и т.д.)

Народные танцы делятся на хороводы (орнаментальные, линейные), плясы (парные, одиночные, переплясы), кадрили.

Музыкальное творчество представлено игрой на различных музыкальных инструментах (дудка, жалейка, кугиклы, бубны. свирели…)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22510. СТРАТЕГИЯ ПРОДУКТА 404.19 KB
  Ответ на эти вопросы относящиеся к стратегии продукта формируется под влиянием нескольких факторов. В первую очередь стратегия продукта зависит от стратегии фирмы. Однако хотя стратегия продукта и является подстратегией общей стратегии фирмы и соответственно определяется характером ее целей и ее стратегией тем не менее можно указать на отдельные факторы оказывающие непосредственное влияние на выработку стратегии продукта.
22511. КАК СТРОИТСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОРГАНИЗАЦИИ 368.1 KB
  Для того чтобы понять как строится взаимодействие человека с организацией необходимо не только уяснить в чем суть проблемы этого взаимодействия а также то что в личности человека определяет его поведение в организации и какие характеристики организационного окружения влияют на то как происходит включение человека в деятельность организации. Подходы к построению взаимодействия человека и организационного окружения Взгляд на поведение человека в организации может быть осуществлен с двух позиций: с позиции человека взаимодействующего с...
22512. ВХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИЮ 134.02 KB
  Быть членом организации совсем не одно и то же что входить в организацию становиться ее членом. Втретьих это проблема изменений и модификаций в организации которые происходят даже тогда когда организация уже имеет свободное место для человека и сама принимает человека на это место в соответствии с ее потребностями и критериями отбора. От решения данных проблем зависит не только то сможет ли человек войти в организацию но и то как человек будет функционировать в организации как будет строиться его взаимодействие с организационным...
22513. Расчет статически неопределимых балок. Способ сравнения деформаций 72.5 KB
  Рис. Схемы статически неопределимых балок Например для уменьшения пролета балки АВ на двух опорах Рис.1 а можно поставить опору еще посредине а для уменьшения деформаций балки защемленной одним концом Рис. Во всех подобных случаях число опорных реакций которые могут возникнуть превышает число уравнений статики например для балок рис.
22514. Применение вариационных методов 103 KB
  Лишнюю опорную реакцию В Рис. Рис. При решении по Мору кроме первого состояния нагружения основной балки заданной нагрузкой и лишней неизвестной силой Рис.2 а следует показать ту же балку во втором состоянии загружения силой Рис.
22515. Расчет статически неопределимых стержневых систем 54 KB
  Расчет статически неопределимых стержневых систем Связи накладываемые на систему. На брус могут быть наложены связи т. Наложение одной связи снимает одну степень свободы с бруса как с жесткого целого. Связи в рамах и стержневых системах делят обычно на связи внешние и связи внутренние или взаимные.
22516. Метод сил 142 KB
  Метод сил. Наиболее широко применяемым в машиностроении общим методом раскрытия статической неопределимости стержневых и рамных систем является метод сил. Он заключается в том что заданная статически неопределимая система освобождается от дополнительных связей как внешних так и взаимных а их действие заменяется силами и моментами. Таким образом при указанном способе решения неизвестными оказываются силы.
22517. Расчет толстостенных цилиндров 176.5 KB
  В цилиндрах у которых толщина стенок не мала по сравнению с радиусом подобное предположение повело бы к большим погрешностям.1 изображено поперечное сечение толстостенного цилиндра с наружным радиусом внутренним ; цилиндр подвергнут наружному и внутреннему давлению . Расчетная схема толстостенного цилиндра. Рассмотрим очень узкое кольцо материала радиусом внутри стенки цилиндра.
22518. Расчет тонкостенных сосудов и резервуаров 81 KB
  Выделим Рис. Рис. Усилия Рис.2 дадут в нормальном к поверхности элемента направлении равнодействующую ab равную Рис.