85301

Виды и жанры народной художественной культуры

Доклад

Культурология и искусствоведение

Основной признак сказки фантастический элт который очевиден для рассказчика и слушателя в равной мере. Все сказки делятся на виды группы категории или жанры: А волшебные б кумулятивные в о животных растениях. Волшебные сказки называются так условно и выделяются в отдельный ряд по композиционным структурным признакам. Сказки о животных растениях предметах тоже составляют особую группу.

Русский

2015-03-24

38.75 KB

30 чел.

Виды и жанры народной художественной культуры.

Народная художественная культура условно делится на виды и жанры. Существует множество классификаций. Условно можно разделить НХК на

1.устное народное творчество

2. декоративно-прикладное творчество

3. музыкальное творчество

4. танцевальное творчество

 

1. устное народное творчество в свою очередь делится на Прозаические жанры фольклора и Стихотворные жанры фольклора. Прозаические виды фольклора.

В фольклоре прозаическая поэзия называется народной прозой. Это еще не жанр. Это область народного творчества. В ее состав входит несколько родов, среди которых м\о выделить напр. сказку. Основной признак сказки – фантастический эл-т, который очевиден для рассказчика и слушателя в равной мере. Сказка основана на нарочитом вымысле, который определяет всю ее поэтику. Все сказки делятся на виды, группы, категории или жанры:

А) волшебные, б) кумулятивные, в) о животных, растениях.

Волшебные сказки называются так условно, и выделяются в отдельный ряд по композиционным, структурным признакам. В них обязательны, напр. отправление героя кем-то за фантас. предметом – дивом или девицей; встреча героя с бабой-ягой, бабушкой-задворенкой, старичком и тд.

Кумулятивные – тоже обладают структурно-композиционным единством. Напр. «Репка», «Колобок» «Терем мухи», «Петушок подавился». Они построены на многократном повторении одного звена, так, что создается либо цепь, либо нагромождение, либо последовательный ряд встреч, либо перечень отсылок. Таких сказок немного, они обладают особой композицией, ритмом и стилем.

Сказки о животных, растениях, предметах тоже составляют особую группу.

К этим трем основным жанрами примыкают сказки о людях, которые принято называть бытовыми или новеллистическими. Персонажи этого жанра не фантастические царевичи, а мужики, бабы, батраки, солдаты, воры, разбойники, умные отгадчики и тд.

Из области несказочной народной прозы выделяются:

Рассказы этиологического характера: почему рыбы живут, вороны черные, у зайца короткий хвост и тд.

Рассказы о существах, наделенных сверхъестественными способностями, которые восходят к языческому мифу: о леших, русалках, домовых и пр. их называют «были», «былички», «бывальщины».

Легенды-рассказы, возникшие в христианский период. Их герои Адам и Ева, Христос и его апостолы, святые. Иногда легендами называются рассказы об исторических деятелях (легенда о Степане Разине). Слово и легенда имеет церковно-латинское происхождение. В монастырском обиходе слово это означало тексты благочестивого содержания, которые читались во время монастырских трапез или богослужений.

Рассказы об исторических деятелях правильнее называть – предания (о Разине, о Пугачеве).

Сказы – это истории о значительных событиях, которые живя в устной традиции обрастали не существующими подробностями, деталями – но сохранили все же точность самого факта.

 

Стихотворная эпическая поэзия

Разница между областями народного творчества не только внешняя, главная особенность стихотворной поэзии в том, что она всегда поется. Напевность выражает лирическое отношение к изображаемому. Хотя каждая былина не имеет своей мелодии, стиль былинного музыкального исполнения в известных границах целостности и неприменим к другим видам эпического творчества.

Жанры эпической поэзии:

Былина. Эмпирически представить себе былину не сложно. Содержание их разнообразно и пестро. Но в состав былин входит несколько жанров (по сюжетным группам)

- Классические былины – содержание которых подвиги национальных героев – другими словами – героические былины. Сюжеты героических былин:

1) воинские, 2) единоборческие, 3) змееборческие, 4)бунтарские.

Главный признак героических былин в том, что герой действует в интересах государства.

- Сказочные былины. Главный антогонист героя здесь – женщина. В отличие от сказки, где женщина беспомощна и нуждается в защите героя, она существо коварное, идеалистическое, воплощает некое зло и уничтожается героем. Несмотря на наличие сказочного элемента это все же не сказки. Сказочной характер им придают наличие колдовских чар, оборотничество и чудеса. (былина о Садко).

- Новеллистические былины – это лирически окрашенное повествование (о сватовстве с препятствиями и удачным финалом). Это промежуточный вариант между сказочными былинами и балладами.

Жанр эпического духовного стиха.

Это песни о святых и их деяниях. Духовный стих обладает как религиозными представлениями так и историческим содержанием.

Скоморошина – это песня о веселых происшествиях или о серьезных вещах юмористически истолкованных

- песня о неверной жене, которая прикинулась больной, отослала мужа в город, но была изобличена и наказана при помощи скоморохов (Гость Терентьев).

- о том, как веселые разбойники ограбили богача (Усы).

- как зарезали и делили невероятно большого быка и что из это вышло (Старина о большом быке)

Скоморошины-небылицы.

Скоморошины-пародии.

Баллада. Ее сфера – это мир человеческих страстей трактуемых трагически. Баллада рисует индивидуальную частную и семейную жизнь человека. Главная героиня- страдающая женщина. Любовь и ревность, внутренняя ненависть приводит к трагическим конфликтам, которые разрешаются кровавыми преступлениями. Один из основных сюжетов – убийство невинной женщины. Обычно убийца – член своей же семьи. (Муж невинную жену). В балладе обычно конфликт поколений, но бывает и так, что девушка становится жертвой обманщика, соблазнителя. Реже жертва – мужчина, изменница жена изводит мужа ради другого, она придает его изысканному уничтожению (сжигает, травит). Таким образом, 1 цикл баллад – это семейные конфликты, 2 цикл – трагическое неузнавание.

Исторические песни.

Характер исторических песен зависит а) от эпохи и времени создания, б) от среды, которая их создает.

Лирическая песня. Огромная область народного творчества. Их можно разделить по форме исполнения на хороводные, игровые, плясовые. По бытовому применению можно разделить на трудовые, святочные, свадебные и т.д. Можно поделить по содержанию: о любви, о солдатской жизни, о разбойниках. Можно разд. по отношению к миру: сатирические, величальные, оплакивающие. По характеру исполнения протяжные, частые, промежуточные. По характеру социальной среды бытования: крестьянские, солдатские, рабочие, мещанские. Крестьянские песни можно поделить на обрядовые и необрядовые. Обрядовые – календарные, семейные. Календарные песни – это песни больших народных праздников земледельческого характера. Они делятся по праздникам. Семейно-обрядовые песни – похоронные, свадебные. Позднее появляется фольклор рабочий, студенческий и тюремный.

Декоративно-прикладное творчество делится на

1. Художественный текстиль (ткачество, вышивка)

2. Художественную обработку дерева (резьба, обработка бересты)

3. Керамику (глин. посуда, игрушки)

4. Обработка камня

5. Художественная ковка металла

6. Художественная роспись

Каждый из этих видов делится в свою очередь еще на разновидности по технике изготовления, по региональному колориту. Существует так называемые промыслы в изготовлении (Гжель, Хохлома, Филимоново и т.д.)

Народные танцы делятся на хороводы (орнаментальные, линейные), плясы (парные, одиночные, переплясы), кадрили.

Музыкальное творчество представлено игрой на различных музыкальных инструментах (дудка, жалейка, кугиклы, бубны. свирели…)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75082. Сравнительный анализ британского и американского вариантов английского языка 69.5 KB
  Цель работы заключается в систематизации основных отличий британского и американского вариантов английского языка. Цель работы определила следующие задачи: рассмотреть историю формирования американского варианта английского языка; определить грамматические и лексические различия...
75083. Учебно-исследовательская деятельность при изучении немецкого языка 58.5 KB
  Ценность исследовательской работы заключается в том что ученик и учитель учатся в процессе совместной деятельности в самом широком смысле. Применяя элементы исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности считаю необходимым решение таких задач...
75084. Народная медицина малочисленных народов Приамурья и Сахалина 664 KB
  Суровый климат Приамурья и Сахалина подвергал человека тяжелым испытаниям: требовал от него предельного напряжения физических и моральных сил для выживания, в то же время суровая природа формировала сильный характер и особое мировосприятие.
75085. Исследование употребления компьютерного сленга учениками Абанской школы 176 KB
  Почему-то считается, что язык, в основном, развивается сам по себе, обладая мистической и мифической силой. Считается также, что он вбирает в себя другие языки за счёт коммуникаций. Ну, и, конечно, язык формируют поэты и писатели, профессионалы слова.
75086. Изучение степени владения эпистолярным этикетом учеников и учителей Абанской школы №1 190 KB
  Цель данного исследования: проанализировать степень владения эпистолярным этикетом учеников и учителей Абанской школы №1. Достижение цели возможно при выполнении следующих задач: познакомиться с историей возникновения эпистолярного жанра; раскрыть вопрос жанрового определения писем...
75087. Влияние компьютера на зрение школьников 322.5 KB
  Сейчас, почти в каждом доме стоит компьютер. Ученики выполняют домашние задания, используя новые информационные технологии. В школе на уроках, учащиеся активно применяют ПК. Школьники с большим интересом общаются через глобальную сеть Интернет.
75088. Математика в нашей жизни 89.5 KB
  Проблема: Какую роль играет математика в нашей жизни Собрать доказательный материал и убедить одноклассников изучать математику лучше заинтересовать их. Гипотеза: Математические знания выручают в различных жизненных ситуациях математика применяется в различных профессиях.
75089. История поселений Переволоцкого района Оренбургской области 353.5 KB
  И сами крепости и казачьи дома строились деревянными. Паллас указывает что в крепости построены казармы имеются дома для офицеров церковь и больше двухсот обывательских домов. Спустя несколько лет строили дома. Первые поселенцы строили деревенские дома из леса которого было достаточно по берегам речек.