85303

Философские основы сущности и структуры народного художественного сознания

Доклад

Культурология и искусствоведение

В Древней Греции впервые в истории появляется мысль о том что вся совокупность наших знаний может быть упорядочена что из всего огромного разнообразия знаний и сведений можно выделить знания наиболее общего характера наиболее важные достоверные и очевидные – ldquo;началаrdquo; ldquo;принципыrdquo; ldquo;аксиомыrdquo; из которых затем можно последовательно шаг за шагом вывести и прочно обосновать все остальные знания так что каждое из них займет своё место в единой системе в упорядоченном и обозримом целом. Согласно же Платону...

Русский

2015-03-24

41.29 KB

3 чел.

Философские основы сущности и структуры народного художественного сознания.

Сущность философии

Философия, как рациональное познание, теоретическое мышление имеет, подобно специальным наукам, логически связный, систематический характер. В Древней Греции впервые в истории появляется мысль о том, что вся совокупность наших знаний может быть упорядочена, что из всего огромного разнообразия знаний и сведений можно выделить знания наиболее общего характера, наиболее важные, достоверные и очевидные – “начала”, “принципы”, “аксиомы”, из которых затем можно последовательно, шаг за шагом вывести и прочно обосновать все остальные знания так, что каждое из них займет своё место в единой системе, в упорядоченном и обозримом целом. Мудрому, по замечанию Аристотеля, свойственно упорядочивать. Человеческий разум, как утверждал Кант, по природе своей архитектоничен, т.е. он рассматривает все знания как принадлежащие к какой-нибудь возможной системе. Согласно же Платону, “должен быть почитаем как Бог тот, кто умеет хорошо разделять и определять, приводя в порядок свои познания”. Подобно тому, как окружающий нас мир, обнаруживая в себе некое устройство или порядок, представляет собой космос (греч. – порядок), а не хаос, так и знания человека об этом мире составляют идеальный космос идей, духовный “мир”.

Поэтому, хотя непосредственное, “живое” философствование отдельного и даже крупного мыслителя может иметь несистематический (по крайней мере, внешне) вид, но со временем, по мере образования философской школы и философского направления, оно приводит к созданию философских систем, которые, как и все научные системы, разделяются на логически связанные части, разделы, учения, дисциплины и т. п., каждая из которых рассматривает ту или иную крупную философскую проблему и связанные с ней предметы. Эта внутренняя дифференциация философского знания происходит не только в связи с потребностями “школьного” изучения, т.е. его передачи знаний от учителя к ученикам, от учёного к учёному, от одной эпохи к другой. Внутренняя структура и упорядоченность философского знания обусловлена в конечном счете фундаментальной структурой реальности, мира вне человека, внутреннего мира самого человека и сферы “божественного”, объемлющей все сферы действительности. Поэтому во всех великих философских учениях обнаруживается по существу одна и та же глубинная структура философского знания. Вместе с тем, в ходе исторического развития в этой фундаментальной структуре происходили и важные изменения. Кроме того, всякое крупное философское учение имеет, в зависимости от своего исходного принципа, нечто оригинальное и неповторимое в своём строении, поэтому проблему структуры философии необходимо и полезно ставить и рассматривать конкретно - исторически.

Структура философии в Средние века

 

Платоно-аристотелевское разделение философии перешло и в средневековую схоластику – европейскую университетскую философию, сконцентрированную вокруг университетов и представляющую собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Средневековая классификация наук отразилась в структуре университетов, которые обычно имели четыре факультета: богословский (факультет теологии), юридический, медицинский и философский. Первые три считались высшими, а последний – низшим, или подготовительным. С него начиналось обучение. Завершив общее “философское” обучение и получив учёную степень “бакалавра искусств”, студент должен был далее получить специальность и стать “магистром” или “доктором” права, медицины или теологии. Философский факультет назывался также “артистическим” (от art – искусство) или факультетом “семи свободных искусств”, которые входили в средневековую философию: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыкальная гармония. Современному значению слова “философия” в основном соответствует та часть средневековой науки, которая называлась “диалектикой”.

Однако высшие и важнейшие вопросы философии в Средние века вошли в состав теологии. В отличие от Платона и Аристотеля крупнейшие средневековые философы различали два главных источника познания: “естественный свет разума” и “сверхъестественный свет откровения”. Иначе говоря, знания различались на те, которое человек может добыть собственными силами, и те, которые он может получить только от Бога посредством сверхъестественного откровения. Первый род знания и составляет собственно “философию”, второй же относится к ведению теологии, науки, основанной на Священном Писании и Священном Предании, на их безусловном авторитете. Однако, каждый человек при помощи своего собственного разума может самостоятельно познать Бога, и поскольку в этом случае предметом познания также выступает Бог, то соответствующий раздел философии также должен называться “теологией”. Это философское познание Бога, его рациональное постижение, и было названо естественной теологией в отличие от “откровенной теологии”, основанной на тексте Библии. Естественная теология и получила латинское наименование “метафизика”. Для её построения было использовано в основном учение Аристотеля, его “первая философия”. Однако вследствие того, что она была включена в контекст христианского вероучения и истолкована как философское учение о личном Боге – Боге Авраама, Исаака и Иакова – смысл слова и содержание соответствующей философской дисциплины существенно изменились.

Крупнейший философ и систематик средневековья Фома Аквинский рассматривал метафизику, естественную теологию и “первую философию” как одну и ту же науку – науку о сверхчувственном мире, о мире духовном, о нематериальных сущностях и существах, а также как науку о всеобщем и универсальном, науку, нормативную для всех остальных. Метафизикой стали называть познание сверхчувственного, и это религиозно-философское толкование стало традиционным для европейской университетской традиции. Предмет метафизики, как главнейшей части философии, стали трактовать, как бытие особого рода, недоступное чувственному восприятию и образующее невидимое основание физического, материального мира. Соответственно этой религиозно-ценностной установке метафизическое познание рассматривалось как познание более совершенное, знание более высокого уровня и более ценное, чем физическое или эмпирическое. Так, по мнению Хайдеггера, появилась догматическая метафизика. Аристотелевский замысел “первой философии” подвергся в ней искажению и упрощению, поскольку метафизика, как познание “сущего как сущего”, всеобщего, была истолкована как познание особого (и тем самым – частного) вида бытия, которое к тому же представлялось как нечто внешнее для разума и независимое от него.

Современные теоретические подходы к художественно-эстетическому сознанию человека

Художественная культура личности представляет собой сложную систему приобщения к миру искусства. В нее входят, во-первых, ценностное ориентирование в области искусства, которое проявляется в оценках произведений искусства, взглядах и убеждениях, во-вторых - участие в создании самого искусства во всем многообразии форм проявления этого участия, и в-третьих - художественные знания теоретического и практического характера. Следовательно, личности, вступающей во взаимодействие с художественной (музыкальной) культурой общества, необходимо предстать в трех важнейших ипостасях: она усваивает художественное богатство поколений, являясь объектом художественного воздействия; функционирует в художественной среде как носитель и выразитель художественно-культурных ценностей; создает художественную (музыкальную и др.) культуру, будучи субъектом художественного творчества.

В каждой из этих ипостасей существует определенная степень соответствия между художественной культурой общества и личности, которая определяет характер и качественную "модальность: последней, т.е. тип, вид и уровень художественной культуры личности.

Компонентом, систематизирующим все разнообразие и ВСЯ разноаспектность художественной культуры личности, являете ее художественное сознание. Художественное сознание есть осе бое диалектически противоречивое и динамично меняющееся oтношение к произведениям искусства, которое уравновешивает организует и гармонизирует взаимодействие человека с внешним миром и самим собой.

Проблема природы и сущности, становления и развития художественного сознания личности стоит в современной науке психологии, педагогике, философии - достаточно остро. В свое время делались весьма интересные и во-многом плодотворные попытки выделить в художественно-эстетическом сознании чел века идеологический и социально-психологический уровни - и этой связи определить место и роль некоторых эстетических категорий.

Одна из примечательных попыток в этом направлении принадлежала В.К. Скатерщикову (1974), который относил эстетические взгляды и концепции к идеологическому уровню, а эстетический вкус, эстетическое чувство и эстетическую потребность - к социально-психологическому уровню.

Несколько иную субординацию уровней художественно-эстетического сознания предлагал Л.Н. Столович, выделявший а) уровень эстетического восприятия и переживания человека; б) уровень эстетического вкуса; в) уровень эстетического идеала; г) уровень эстетических взглядов и концепций.

Наряду с этими подходами предпринимались и другие, направленные на то, чтобы интерпретировать художественно-эстетическое сознание человека как некую многослойную, динамично развивающуюся структуру. Однако аналитические подходы и трактовки этой структуры не продвигались, как правило, далее метафорического образа "лестницы", на ступеньках которой располагались взаимосвязанные и взаимозависимые эстетические эмоции, чувства, восприятия, вкусы, потребности, идеалы, взгляды, концепции и теории.

В связи со сказанным небезынтересно заметить, что, согласно методологическому положению К. Маркса, не утратившему своей актуальности и сегодня, общественное и индивидуальное сознание представлено тремя основными уровнями: а) теоретическим, б) духовно-практическим, в) практическим (или, проще говоря, обыденным, бытовым). Теоретический и практический уровни сознания связаны, как это следует из их названий, с особенностями соответствующей (теоретической или практической) деятельности общества либо отдельного индивида. Между двумя названными уровнями существуют сложные связи и опосредования. Причем структурным образованием, соединяющим и опосредующим два этих уровня, является духовно-практический уровень. В диалектико-материалистической философии он рассматривается как наиболее общий и универсальный, отвечающий личностным свойствам человека, его природе и сущностным силам.

Духовно-практическое отношение человека к миру - в отличие от теоретического - рассматривает окружающую действительность, внешнюю среду не как мир, чуждый и противостоящий человеку в своей внеличностной объективности, но, напротив, как мир, несущий на себе отражение человеческой субъективности. С другой стороны, духовно-практическое отношение к окружающей действительности, о чем сейчас идет речь, в отличие от сугубо практического - утверждает существование мира и человека в нем в его экзистенциальном статусе, его "конечном бытии", "единстве реального и идеального" (С.Л. Рубинштейн).

Именно к этому уровню и следует относить такие формы сознания, как религиозное, нравственное, философское, художественно-эстетическое.

Причем последнее можно расценивать в ряду названных форм и видов духовно-практического сознания как одно из наиболее важных и универсальных в жизни общества, точнее, значительной части входящих в него индивидов.

Сказанное дает основание трактовать художественно-эстетическое сознание (включая, естественно, и музыкальное) как специфическую часть общечеловеческого сознания, как целостную структуру, для которой характерно уровневое строение по принципу иерархических связей и взаимодействий.

Существуют три наиболее распространенные точки зрения на природу и генетическую сущность художественно-эстетического сознания человека. Первая заключается в том, что специфика этого сознания проявляется прежде всего в художественном идеале. Приверженцы второй точки зрения утверждают, что ведущим, центральным компонентом является в данном случае эстетическое чувство. Наконец, согласно третьей точке зрения, основой художественно-эстетического сознания и своего рода "несущей конструкцией" его следует считать художественный образ.

Объективный философско-психологический анализ и обобщение взглядов ведущих российских и зарубежных специалистов (психологов, эстетиков, педагогов-практиков) свидетельствуют о том, что последняя позиция имеет все основания быть признанной наиболее близкой к истине.

О художественном образе речь уже шла ранее, а потому заметим лишь, что, по Гегелю, образность является верной приметой и атрибутивным качеством искусства, равно как и связанной с ним художественно-творческой деятельности человека. Только образ превращает творение композитора, живописца, литератора и т.д. в произведение подлинного искусства; только способность создать такой образ отличает художественный талант. Гегель указывал при этом, что основная и фундаментальная особенность художественного образа заключается в том, что он находится как бы "посередине между непосредственной чувственностью и идеальной мыслью", представляя "в одной и той же целостности как понятие предмета, так и его внешнее бытие"1.

Основываясь на концепции Гегеля, можно сказать, что динамическое взаимодействие процессов чувственного отражения явлений окружающей действительности и мыслительного обобщения их в сознании человека - с последующим переходом первого во второе, конкретной чувственности в мысль (идею), и далее трансформации последней в систему художественной образности, т.е. произведение искусства, - такова "на деле" диалектика движения от реального к идеальному и от идеального к реальному.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61603. Какие бывают животные? 13.5 KB
  Раздаточный материал в больших и маленьких конвертах; Структура: Организационный момент Актуализация знаний Сообщение задач урока Физкультминутка Закрепление Рефлексия Подведение итогов...
61604. Правильное питание – залог здоровья 33.26 KB
  Цель: Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку Задачи урока: 1. Осознанно делать выбор продуктов питания 2. Формирование основ правильного питания. 3. Развивать коммуникативные, регулятивные навыки...
61605. Конспект урока физической культуры в 3-м классе 18.36 KB
  Спина прямая руки прижаты к бедрам. €œКласс направо В обход налево шагом марш Руки вверх ставь на носках марш Руки за голову ставь на пятках марш Руки на пояс ставь приставным шагом марш...
61606. Лёгкая атлетика 17.31 KB
  Задачи: - совершенствование координации движений через выполнение ходьбы в приседе и ОРУ в движении; - совершенствование выносливости через сдачу зачета «Бег 1000 м»...
61607. Подвижные игры. Эстафеты 20.84 KB
  Цель: Совершенствовать навык выполнения эстафет Задачи: Образовательные: обучение учащихся выполнению физических упражнений; обучение учащихся правильного выполнения эстафет. Развивающие: развивать ловкость точность координацию движений развивать умение работать в команде.
61609. Спортивные игры на уроке физической культуры 82.06 KB
  Задачи урока: Образовательные: Совершенствовать технику выполнения ведения баскетбольного мяча Закреплять технику выполнения бросков и ловли волейбольного мяча Совершенствовать простейшую тактическую и техническую подготовку в игре в пионербол.
61610. Работа с графическими изображениями и Word Art в программе Word 111.98 KB
  На прошлых уроках вы проходили тему Текст учились работать с ним: выравнивать изменять цвет и заливку изменять размер шрифта и сам шрифт. Актуализация знаний: Какие параметры у шрифта вы научились изменять на прошлом уроке размер цвет наклон...
61611. Графические изображения и инструмент WordArt в MS Word 268.67 KB
  Цели урока: Образовательная - научить вставлять и редактировать изображения в документ Word, Научить работать с инструментом WordArt; Воспитательная – воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости...