85303

Философские основы сущности и структуры народного художественного сознания

Доклад

Культурология и искусствоведение

В Древней Греции впервые в истории появляется мысль о том что вся совокупность наших знаний может быть упорядочена что из всего огромного разнообразия знаний и сведений можно выделить знания наиболее общего характера наиболее важные достоверные и очевидные ldquo;началаrdquo; ldquo;принципыrdquo; ldquo;аксиомыrdquo; из которых затем можно последовательно шаг за шагом вывести и прочно обосновать все остальные знания так что каждое из них займет своё место в единой системе в упорядоченном и обозримом целом. Согласно же Платону...

Русский

2015-03-24

41.29 KB

3 чел.

Философские основы сущности и структуры народного художественного сознания.

Сущность философии

Философия, как рациональное познание, теоретическое мышление имеет, подобно специальным наукам, логически связный, систематический характер. В Древней Греции впервые в истории появляется мысль о том, что вся совокупность наших знаний может быть упорядочена, что из всего огромного разнообразия знаний и сведений можно выделить знания наиболее общего характера, наиболее важные, достоверные и очевидные – “начала”, “принципы”, “аксиомы”, из которых затем можно последовательно, шаг за шагом вывести и прочно обосновать все остальные знания так, что каждое из них займет своё место в единой системе, в упорядоченном и обозримом целом. Мудрому, по замечанию Аристотеля, свойственно упорядочивать. Человеческий разум, как утверждал Кант, по природе своей архитектоничен, т.е. он рассматривает все знания как принадлежащие к какой-нибудь возможной системе. Согласно же Платону, “должен быть почитаем как Бог тот, кто умеет хорошо разделять и определять, приводя в порядок свои познания”. Подобно тому, как окружающий нас мир, обнаруживая в себе некое устройство или порядок, представляет собой космос (греч. – порядок), а не хаос, так и знания человека об этом мире составляют идеальный космос идей, духовный “мир”.

Поэтому, хотя непосредственное, “живое” философствование отдельного и даже крупного мыслителя может иметь несистематический (по крайней мере, внешне) вид, но со временем, по мере образования философской школы и философского направления, оно приводит к созданию философских систем, которые, как и все научные системы, разделяются на логически связанные части, разделы, учения, дисциплины и т. п., каждая из которых рассматривает ту или иную крупную философскую проблему и связанные с ней предметы. Эта внутренняя дифференциация философского знания происходит не только в связи с потребностями “школьного” изучения, т.е. его передачи знаний от учителя к ученикам, от учёного к учёному, от одной эпохи к другой. Внутренняя структура и упорядоченность философского знания обусловлена в конечном счете фундаментальной структурой реальности, мира вне человека, внутреннего мира самого человека и сферы “божественного”, объемлющей все сферы действительности. Поэтому во всех великих философских учениях обнаруживается по существу одна и та же глубинная структура философского знания. Вместе с тем, в ходе исторического развития в этой фундаментальной структуре происходили и важные изменения. Кроме того, всякое крупное философское учение имеет, в зависимости от своего исходного принципа, нечто оригинальное и неповторимое в своём строении, поэтому проблему структуры философии необходимо и полезно ставить и рассматривать конкретно - исторически.

Структура философии в Средние века

 

Платоно-аристотелевское разделение философии перешло и в средневековую схоластику – европейскую университетскую философию, сконцентрированную вокруг университетов и представляющую собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Средневековая классификация наук отразилась в структуре университетов, которые обычно имели четыре факультета: богословский (факультет теологии), юридический, медицинский и философский. Первые три считались высшими, а последний – низшим, или подготовительным. С него начиналось обучение. Завершив общее “философское” обучение и получив учёную степень “бакалавра искусств”, студент должен был далее получить специальность и стать “магистром” или “доктором” права, медицины или теологии. Философский факультет назывался также “артистическим” (от art – искусство) или факультетом “семи свободных искусств”, которые входили в средневековую философию: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыкальная гармония. Современному значению слова “философия” в основном соответствует та часть средневековой науки, которая называлась “диалектикой”.

Однако высшие и важнейшие вопросы философии в Средние века вошли в состав теологии. В отличие от Платона и Аристотеля крупнейшие средневековые философы различали два главных источника познания: “естественный свет разума” и “сверхъестественный свет откровения”. Иначе говоря, знания различались на те, которое человек может добыть собственными силами, и те, которые он может получить только от Бога посредством сверхъестественного откровения. Первый род знания и составляет собственно “философию”, второй же относится к ведению теологии, науки, основанной на Священном Писании и Священном Предании, на их безусловном авторитете. Однако, каждый человек при помощи своего собственного разума может самостоятельно познать Бога, и поскольку в этом случае предметом познания также выступает Бог, то соответствующий раздел философии также должен называться “теологией”. Это философское познание Бога, его рациональное постижение, и было названо естественной теологией в отличие от “откровенной теологии”, основанной на тексте Библии. Естественная теология и получила латинское наименование “метафизика”. Для её построения было использовано в основном учение Аристотеля, его “первая философия”. Однако вследствие того, что она была включена в контекст христианского вероучения и истолкована как философское учение о личном Боге – Боге Авраама, Исаака и Иакова – смысл слова и содержание соответствующей философской дисциплины существенно изменились.

Крупнейший философ и систематик средневековья Фома Аквинский рассматривал метафизику, естественную теологию и “первую философию” как одну и ту же науку – науку о сверхчувственном мире, о мире духовном, о нематериальных сущностях и существах, а также как науку о всеобщем и универсальном, науку, нормативную для всех остальных. Метафизикой стали называть познание сверхчувственного, и это религиозно-философское толкование стало традиционным для европейской университетской традиции. Предмет метафизики, как главнейшей части философии, стали трактовать, как бытие особого рода, недоступное чувственному восприятию и образующее невидимое основание физического, материального мира. Соответственно этой религиозно-ценностной установке метафизическое познание рассматривалось как познание более совершенное, знание более высокого уровня и более ценное, чем физическое или эмпирическое. Так, по мнению Хайдеггера, появилась догматическая метафизика. Аристотелевский замысел “первой философии” подвергся в ней искажению и упрощению, поскольку метафизика, как познание “сущего как сущего”, всеобщего, была истолкована как познание особого (и тем самым – частного) вида бытия, которое к тому же представлялось как нечто внешнее для разума и независимое от него.

Современные теоретические подходы к художественно-эстетическому сознанию человека

Художественная культура личности представляет собой сложную систему приобщения к миру искусства. В нее входят, во-первых, ценностное ориентирование в области искусства, которое проявляется в оценках произведений искусства, взглядах и убеждениях, во-вторых - участие в создании самого искусства во всем многообразии форм проявления этого участия, и в-третьих - художественные знания теоретического и практического характера. Следовательно, личности, вступающей во взаимодействие с художественной (музыкальной) культурой общества, необходимо предстать в трех важнейших ипостасях: она усваивает художественное богатство поколений, являясь объектом художественного воздействия; функционирует в художественной среде как носитель и выразитель художественно-культурных ценностей; создает художественную (музыкальную и др.) культуру, будучи субъектом художественного творчества.

В каждой из этих ипостасей существует определенная степень соответствия между художественной культурой общества и личности, которая определяет характер и качественную "модальность: последней, т.е. тип, вид и уровень художественной культуры личности.

Компонентом, систематизирующим все разнообразие и ВСЯ разноаспектность художественной культуры личности, являете ее художественное сознание. Художественное сознание есть осе бое диалектически противоречивое и динамично меняющееся oтношение к произведениям искусства, которое уравновешивает организует и гармонизирует взаимодействие человека с внешним миром и самим собой.

Проблема природы и сущности, становления и развития художественного сознания личности стоит в современной науке психологии, педагогике, философии - достаточно остро. В свое время делались весьма интересные и во-многом плодотворные попытки выделить в художественно-эстетическом сознании чел века идеологический и социально-психологический уровни - и этой связи определить место и роль некоторых эстетических категорий.

Одна из примечательных попыток в этом направлении принадлежала В.К. Скатерщикову (1974), который относил эстетические взгляды и концепции к идеологическому уровню, а эстетический вкус, эстетическое чувство и эстетическую потребность - к социально-психологическому уровню.

Несколько иную субординацию уровней художественно-эстетического сознания предлагал Л.Н. Столович, выделявший а) уровень эстетического восприятия и переживания человека; б) уровень эстетического вкуса; в) уровень эстетического идеала; г) уровень эстетических взглядов и концепций.

Наряду с этими подходами предпринимались и другие, направленные на то, чтобы интерпретировать художественно-эстетическое сознание человека как некую многослойную, динамично развивающуюся структуру. Однако аналитические подходы и трактовки этой структуры не продвигались, как правило, далее метафорического образа "лестницы", на ступеньках которой располагались взаимосвязанные и взаимозависимые эстетические эмоции, чувства, восприятия, вкусы, потребности, идеалы, взгляды, концепции и теории.

В связи со сказанным небезынтересно заметить, что, согласно методологическому положению К. Маркса, не утратившему своей актуальности и сегодня, общественное и индивидуальное сознание представлено тремя основными уровнями: а) теоретическим, б) духовно-практическим, в) практическим (или, проще говоря, обыденным, бытовым). Теоретический и практический уровни сознания связаны, как это следует из их названий, с особенностями соответствующей (теоретической или практической) деятельности общества либо отдельного индивида. Между двумя названными уровнями существуют сложные связи и опосредования. Причем структурным образованием, соединяющим и опосредующим два этих уровня, является духовно-практический уровень. В диалектико-материалистической философии он рассматривается как наиболее общий и универсальный, отвечающий личностным свойствам человека, его природе и сущностным силам.

Духовно-практическое отношение человека к миру - в отличие от теоретического - рассматривает окружающую действительность, внешнюю среду не как мир, чуждый и противостоящий человеку в своей внеличностной объективности, но, напротив, как мир, несущий на себе отражение человеческой субъективности. С другой стороны, духовно-практическое отношение к окружающей действительности, о чем сейчас идет речь, в отличие от сугубо практического - утверждает существование мира и человека в нем в его экзистенциальном статусе, его "конечном бытии", "единстве реального и идеального" (С.Л. Рубинштейн).

Именно к этому уровню и следует относить такие формы сознания, как религиозное, нравственное, философское, художественно-эстетическое.

Причем последнее можно расценивать в ряду названных форм и видов духовно-практического сознания как одно из наиболее важных и универсальных в жизни общества, точнее, значительной части входящих в него индивидов.

Сказанное дает основание трактовать художественно-эстетическое сознание (включая, естественно, и музыкальное) как специфическую часть общечеловеческого сознания, как целостную структуру, для которой характерно уровневое строение по принципу иерархических связей и взаимодействий.

Существуют три наиболее распространенные точки зрения на природу и генетическую сущность художественно-эстетического сознания человека. Первая заключается в том, что специфика этого сознания проявляется прежде всего в художественном идеале. Приверженцы второй точки зрения утверждают, что ведущим, центральным компонентом является в данном случае эстетическое чувство. Наконец, согласно третьей точке зрения, основой художественно-эстетического сознания и своего рода "несущей конструкцией" его следует считать художественный образ.

Объективный философско-психологический анализ и обобщение взглядов ведущих российских и зарубежных специалистов (психологов, эстетиков, педагогов-практиков) свидетельствуют о том, что последняя позиция имеет все основания быть признанной наиболее близкой к истине.

О художественном образе речь уже шла ранее, а потому заметим лишь, что, по Гегелю, образность является верной приметой и атрибутивным качеством искусства, равно как и связанной с ним художественно-творческой деятельности человека. Только образ превращает творение композитора, живописца, литератора и т.д. в произведение подлинного искусства; только способность создать такой образ отличает художественный талант. Гегель указывал при этом, что основная и фундаментальная особенность художественного образа заключается в том, что он находится как бы "посередине между непосредственной чувственностью и идеальной мыслью", представляя "в одной и той же целостности как понятие предмета, так и его внешнее бытие"1.

Основываясь на концепции Гегеля, можно сказать, что динамическое взаимодействие процессов чувственного отражения явлений окружающей действительности и мыслительного обобщения их в сознании человека - с последующим переходом первого во второе, конкретной чувственности в мысль (идею), и далее трансформации последней в систему художественной образности, т.е. произведение искусства, - такова "на деле" диалектика движения от реального к идеальному и от идеального к реальному.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58865. Вправи на закріплення вивчених таблиць множення і ділення. Розв’язування задачі на кратне порівняння двох часток за поданим планом 36.5 KB
  Виконуючи математичні завдання ви познайомитесь із рослинними символами України з яких ми сплетемо вінок. До кінця уроку ми виплетемо вінок який покладемо у наш класний куточок символів України.
58866. То був страшний навмисний голод 41 KB
  Розкрити перед учнями одну з найстрашніших сторінок українського народу великий голодомор 1933 року; вчити учнів самостійно висловлювати свої думки з приводу прочитаного; виховувати непримиренність до чужої волі над рідним народом.
58867. Їжа. Продукти харчування 154 KB
  How do you do, my dears? Are you in a good mood? Are you ready for the lesson? We have got an interesting and unusual lesson today. It will be a competition to see who is the wisest, the most attentive and the most active.
58868. Плоске і сферичне дзеркало. Лінзи. Побудова зображень за допомогою лінзи 53.5 KB
  Повторення побудови зображення в плоскому дзеркалі малюнок на дошці на партах знаходяться дзеркала подивившись на своє зображення діти відповідають на запитання: 1 Яке зображення у плоскому дзеркалі дійсне чи уявне...
58869. Лінзи. Оптична сила лінзи. Побудова зображень, що дає тонка лінза 680.5 KB
  Розширення та поглиблення знань учнів про явище заломлення світла та використання цього явища в оптичних системах. Формування понять про різні типи лінз, їх оптичні властивості.
58870. Літературна дискусія 1925-1928 років 225.41 KB
  Назвіть найвідоміші літературні угруповання тих років. На попередньому уроці ми ознайомились із літературним розмаїттям тих років що зараз називаємо відродженням дивувалися кількості літературно-художніх організацій яким до 1925 року вдавалося мирно співіснували.
58871. Жіночі образи в романі Л.М.Толстого «Війна і мир». Кохання – одне з найбільш загадкових проявів людської душі 111 KB
  Толстой розуміє істинну любов і красу зовнішню і внутрішню; яке місце за Толстим повинна займати жінка в суспільстві в сімї; розвиваюча: розвивати логічне мислення творчу уяву вміння порівнювати і робити висновки; також розвивати критичне мислення учнів у просторі ...
58872. Антуан де Сент-Екзюпері. «Маленький принц» 34.5 KB
  Мета: познайомити учнів із життям і творчістю А. де Сент-Екзюпері; допомогти засвоїти поняття філософська казкапритча зрозуміти ідейнохудожній та філософський зміст твору Маленький принц його гуманістичну спрямованість...
58873. Множення величини довжини на одноцифрове число. Розв’язування задач 59.5 KB
  Назвати розрядні доданки кожного числа; Назвати найбільше число; Назвати найменше число; Назвати числа в порядку зростання; Назвати числа в порядку спадання. Із завданням ми справилися білети придбали вирушаємо в мандрівку.