85304

Народная художественная культура как основа современного мирового культурного пространства

Доклад

Культурология и искусствоведение

А что знает об этом современный житель России Какими представляет он себе своих предков какой видит культуру России прошлых веков и тысячелетийС уходом XX века и наступлением следующего столетия ученые вновь заговорили о кризисе и даже исчезновении культуры. Проблема состояния культуры соотношения ее структурных элементов выделения ее лидирующих компонентов приобретает особое значение в глобализирующемся мире где превалирует массовая культура постиндустриального общества. В настоящее время актуальным становится практическое решение...

Русский

2015-03-24

55.64 KB

5 чел.

Народная художественная культура как основа современного мирового культурного пространства.

Человек, Земля, Вселенная… Для современного человека эти слова имеют прежде всего глобальный, космический смысл. А каким значением они обладали в стародавние времена для древних обитателей прекрасно украшенной Земли Русской? Каким они видели мир и себя в нём? Для древнего русича Мать-сыра-Земля была не только землей-кормилицей, но и частицей Космоса, и отделить одно представление от другого он не мог. А что знает об этом современный житель России? Какими представляет он себе своих предков, какой видит культуру России прошлых веков и тысячелетий?

С уходом XX века и наступлением следующего столетия ученые вновь заговорили о кризисе и даже исчезновении культуры. Проблема состояния культуры, соотношения ее структурных элементов, выделения ее лидирующих компонентов приобретает особое значение в глобализирующемся мире, где превалирует массовая культура постиндустриального общества. Такая культура не знает ни территориальных, ни национальных границ. Она исключительно агрессивна и распространяется как вирус в форме тотальной унификации человеческой индивидуальности. Ответной реакцией на глобализацию и унификацию культур является бурный подъем национализма, этнического патриотизма, антиамериканизма. В настоящее время актуальным становится практическое решение проблемы угасания «этнических форм русской культуры». И здесь отрицательную роль играет недостаточность знаний о народной культуре, отсутствие теоретических исследований в этой области и временами сознательное неприятие народной культуры. Вот почему многими учеными борьба за сохранение национально-культурного своеобразия рассматривается как стрем-ление воскресить давно и безвозвратно ушедшие в прошлое обычаи. Нередко лозунг «возрождения русской культуры» рассматривается как попытка оживить забытые обычаи давно минувших дней и «приметы старины глубокой». Ошибочно считается, что осуществление такого лозунга приведет не к подъему, а к упадку культурного уровня страны. С такой точки зрения этническую культуру прошлого следует переселить в музеи, знать и изучать ее, но жить – в современной культуре. В.В. Миронов полагает: «Можно сожалеть об утрате национальной специфики, но вряд ли целесообразно только ради сохранения ее отказываться от благ цивилизации» [8, 56].

Подробно обсуждая глубинные изменения в человеческой культуре, философы пишут о последствиях мировой компьютеризации, пост-человеческом обществе, обсуждают вопросы генной инженерии, даже проектирования человека [7] и его телесного производства [11, 4]. Вновь возникает извечный вопрос «Что делать?» и ведутся поиски ответа на него. Но отсутствуют научные исследования и конкретные практические рекомендации, как традиционная культура может помочь предотвращению и разрешению глобальных проблем современности. Пока только формируется понимание того, что народная культура представляет собой важнейшее средство спасения будущего человечества.

На необъятных просторах Великой Русской равнины, Урале, широких территориях Сибири и Дальнего Востока решать сложные социальные, экономические, культурные и др. вопросы досталось на долю местных властей. В их руки отдано руководство жизнью современной глубинки, провинции, малых народов. Что поможет справиться с трудностями? Где найти опору для повседневной деятельности, с помощью чего определить перспективы развития российских регионов? Как защитить исторические памятники и родную природу от уничтожения? Что делать с малым и средним бизнесом? Как сохранить отечественное образование? Как бороться с ростом бескультурья, проявляющегося не только в том, что младшие не уважают старших, но и в том, что младшие не берегут сами себя (наркомания, алкоголизм, уголовщина, потеря человечности)? Вот здесь непосредственно и возникает вопрос о народной художественной культуре. Что такое есть эта культура? Какое место она занимает в жизни современного человека? Каким образом она связывается с образованием, экологией, туризмом, теми вопросами, которые обозначены в названии конференции? Для того, чтобы четко представлять себе возможные перспективы использования народной художественной культуры в решении важнейших социокультурных и экономических проблем региона, необходимо вернуться к истории вопроса.

Важным явлением социокультурной эволюции современного российского общества становится осознание истины, что без опоры на фундаментальные ценности национальной культуры не может быть успешного развития любой сферы культуры и страны в целом. Вместе с тем в сложившихся условиях национальная культура русского народа (как коренного этноса, составляющего в настоящее время 86% населения страны) нуждается в особой поддержке. Социальные катаклизмы XX века привели к существенным деформациям русского национально-культурного самосознания, к размыванию и утрате многих корневых основ русской художественной культуры, искусства, экономики, образования. В противостоянии этим негативным процессам важнейшую роль призвана сыграть народная художественная культура.

Прежде, чем говорить о фундаментальном значении народной художественной культуры как корневой основы всего «древа» культуры, органической части самой природы, сохраняющей во все времена жизненные связи с окружающей средой, этнической общностью, с землей, формирующей жизненную силу в культуре каждого этноса, следует уточнить ключевые понятия, касающиеся проблемы, поскольку в любой теоретической системе понятийно-терминологический аспект проблематики является её опорным звеном. Для начала определимся с понятием «народная художественная культура». В теории культуры существуют разные точки зрения. В отечественной науке широкое признание получила деятельностная трактовка культуры (М.С. Каган, Э.С. Маркарян). Однако распространение имеет и информационно-семиотический подход. Разработка его связана с именами Л. Уайта, Э. Кассирера, Ю.М. Лотмана, Х. Гадамера, А. Моля, В.С. Стёпина и др. исследователей, которые с разных сторон приходят к сходным выводам.

При деятельностном подходе культуру в целом современная наука определяет как совокупность материальных (овеществлённых) и духовных результатов деятельности человека. По своему изначальному смыслу «культура» есть не что иное, как результат обработки и возделывания, результат работы человека над окружающим миром и собой. В духовной сфере она являет собой область высших достижений человека в виде литературы, искусства, музыки, философии, религии, морали. Если взять за основу определения возделывание окружающего человека мира, то создается материальная культура. В итоге формируется совокупность достижений человека в материальной и духовной сфере — совокупность результатов деятельности человечества по пересотворению мира за весь период его истории.

М.С. Каган в своей книге «Морфология культуры» выделяет художественную культуру в самостоятельный вид человеческой деятельности, считая, что её определяет такая особенность, как единство материальной и духовной деятельности человека. Он рассматривает художественную культуру как совокупный способ и продукт художественной деятельности людей. Понятие «совокупный» призвано в данном случае означить единство следующих компонентов: 1) всех отраслей художественной деятельности — словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т.д., и 2) всех процессов, протекающих «вокруг» искусства. К ним относятся созидание, хранение, распространение, восприятие, оценка, изучение художественных произведений, а также процессы, обеспечивающие её успешное функционирование, — воспитание художников, публики, критиков, искусствоведов, организаторов художественной жизни [6, 27]. Художественная культура есть сложный, многоступенчатый процесс, который вовлекает в творческую деятельность гораздо большее число людей, чем тот круг, который объединяет профессиональных авторов произведений искусства. Художественная культура каждой эпохи — творческая деятельность не только живущих поколений. Она содержит, в первую очередь, способы и формы художественной деятельности, выработанные предшествующими поколениями (включая формы организации и институты этой деятельности). В неё включены унаследованные и усвоенные живущим поколением художественные ценности, созданные в предшествующие эпохи, а также переданные по традиции способы и средства восприятия произведений искусства, включая способы их хранения, распространения, репродукции, пропаганды. Особое место в художественной культуре занимают формы художественного образования и методы исследования искусства [4, 4]. Культура общества таким образом предстает в сложном взаимодействии и взаимопереплетении своих составляющих. Но при этом в культуре всегда имеется некая константа, определяющая устойчивость культуры на разных этапах её развития. Этой константой, стержнем и является то, что принято называть народной культурой, которая при пристальном рассмотрении неизбежно приобретает еще один эпитет «художественная».
Культура — живое образование, имеющее внутренний, генетический потенциал развития [12, 129]. Культура любого народа, отражая специфику его исторического развития, есть динамическая данность, цементирующая конкретное сообщество и сообщающая его существованию определенность и устойчивость [См. 1]. Все ее особенности возникают не случайно, а обусловлены совместным действием причин, которые допустимо назвать внешними (природно-географические, исторические, политико-экономические и т.д.), и причин внутренних (генетических), связанных со своеобразием менталитета данного народа. Именно к этим генетическим факторам и следует отнести народную художественную культуру.

Народная культура – это высочайшее достижение того или иного народа. Она прошла долгий путь через вековой отбор настоящего, истинного. Очень велико в народной культуре нравственное начало. В ней концентрируются общечеловеческие нравственные устои, выступая в качестве критерия, образца. Переживание добра, справедливости, красоты, мира, любви вело к созданию основополагающих принципов человеческой личности. Таким образом, народная культура существует как фиксированная память человечества о себе самом. Только наличие ценностей альтруизма, красоты, природы и творческой деятельности не позволит человеческой культуре и цивилизации прийти к самоуничтожению, а поднимет ее на новый духовный уровень.

В современных исследованиях общей теории систем показано, что любая сложная развивающаяся система (а народная художественная культура является именно такой системой) должна содержать информацию, обеспечивающую ее устойчивость. Такое системное образование обменивается веществом и энергией с внешней средой и воспроизводится в соответствии с информацией, закрепленной и представленной в соответствующих кодах. Эти информационные коды учитывают опыт предшествующего взаимодействия системы со средой и определяют способы ее последующего взаимодействия. С такой точки зрения в социальных организмах существуют информационные структуры, которые играют роль, аналогичную роли генов в формировании и развитии биологических видов. В качестве таких структур выступают базисные ценности культуры. Они представлены мировоззренческими универсалиями, на основании которых функционирует и развивается огромное количество надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, представленных в виде различных кодовых систем и составляющих «тело культуры». В.С. Стёпин, проводя параллель между социальной и биологической составляюшими человека и человеческой жизнедеятельности, пишет: «Мировоззренческие универсалии выполняют в жизни общества такую же функцию, как и гены в живом организме. Они организуют в целостную систему сложнейший набор различных феноменов культуры и выступают  в качестве базисных структур социокода, играют роль своего рода ДНК социальной жизни. Смыслы мировоззренческих универсалий (категорий «природа», «космос», «пространство», «время», «человек», «свобода», «справедливость» и т.д.), формируя целостный образ человеческого жизненного мира и выражая шкалу ценностных приоритетов соответствующего типа культуры, определяют, какие фрагменты из непрерывного обновляемого социального опыта должны попасть в поток трансляции, а какие должны остаться вне этого потока, то есть не передаваться новому поколению и не играть сколько-нибудь важной роли в его становлении. Тем самым они определяют, какие знания, верования, ценностные ориентации, целевые установки, образцы деятельности и поведения будут преимущественно регулировать поведение, общение и деятельность людей, формировать их социальную жизнь» [13, 18]. Система мировоззренческих универсалий представляет собой культурно-генетический код, в соответствии с которым воспроизводятся социальные организмы. Радикальные изменения социальных организмов невозможны без изменения культурно-генетического кода. Без этого новые виды общества возникнуть не могут. Именно таким культурно-генетическим кодом и предстаёт народная художественная культура.

Народная жизнь не знала деления на материальное и духовное производство и, соответственно, ее духовная культура была неразрывно связана с культурой материальной. Определяя систему народной культуры, В.С. Цуккерман выделяет в ней три составные части: материальную культуру, культуру социального управления (точнее - самоуправления) и духовную культуру. В последней он различает следующие структурные элементы: народное мировоззрение, народную экономическую культуру, народную нравственную культуру, народную педагогику, народное правосознание, народную художественную культуру (См. его диссертацию «Народная культура как социальное явление». Свердловск, 1984). Народная художественная культура играет также важную роль интегратора общества. В ней в образно-художественной форме выражаются и религиозные, и социально-утопические, и нравственные, и правовые, и педагогические воззрения, и эта связь художественного творчества со всей культурной деятельностью настолько органична и неразрывна, что зачастую практически невозможно отнести отдельный вид народного творчества к той или иной форме культуры. Народная художественная культура синтезирует другие виды народной культуры. Интегрирующей является пронизывающая всех их связь со средой обитания и жизнедеятельности, с трудовой деятельностью и бытом народа. Культура нации имеет целостный и центростремительный характер.

Специфические признаки народной художественной культуры позволяют вычленить её в сфере общечеловеческой культуры. Она непосредственно связана с материальным производством, с природной средой и со всей социальной практикой народных масс, с их общественным и семейным бытом, с обычаями, со всем укладом жизни, что определяет своеобразный «прикладной» характер всех видов народного творчества (Подробнее см. 4). Понятие «народная культура» вбирает в себя всю совокупность материальной и духовной деятельности, выражающей нераздельность связи человека с природой. Недаром исследователи народной культуры подчеркивают в ней уважительное и бережное отношение к деревьям, лесам, озёрам, горам, рекам и прочим природным объектам. Национальная природа есть не просто географическая или экологическая среда обитания или сырье и материал для труда, но, по определению Г.В. Гачева, «Природина народу, «скрижали завета», определенные письмена, которые Народ … рассчитывает в ходе истории, создавая культуру — как плод Труда, в котором реализуется деятельная любовь между народом и природой» [3,7].

Народную художественную культуру отличает коллективный характер творческой деятельности, устойчивая, длительная во времени и распространяющаяся в широкой социальной среде и этническом пространстве традиционность. Традиции народной культуры постепенно и, на первый взгляд, незаметно изменяются и обновляются, они проявляются в форме непосредственной передачи от поколения к поколению, от социума к социуму навыков, форм, приемов, техники творчества и самих произведений, форм их бытования и восприятия. Ещё одной особенностью народной художественной культуры является то, что она образует большое количество региональных типов и локальных вариантов. Специфика народной художественной культуры заключается в том, что она доставляет общественному сознанию опыт общения с явлениями искусства, извлекает из фондов народных художественных произведений необходимый духовный материал, обеспечивающий развитие самого человека, его духовных сил и способностей. Она тем самым способствует развитию творческого отношения к миру, поддержанию определенного уровня духовных активности и богатства на основе опыта, приобретенного человечеством и собственным народом в ходе его истории.

В истории человечества имеются примеры обращения к народному искусству как к образцу и «строительному материалу» новой культуры. Достаточно назвать художественное направление европейского романтизма с его ярко выраженной ориентацией на фольклор в области литературы, музыки, драматургии, театра или исторический стиль европейского и русского модерна. Совершенно особое значение приобретали народные традиции в процессе формирования национальной культуры угнетенных народов на Балканах и на территории Австро-Венгерской империи, в Прибалтике. Они здесь включались в культуру не только как составной элемент профессионального искусства, но проникали буквально во все сферы культуры, быта, деятельности национальной интеллигенции. Достаточно интенсивно процесс использования традиций народной культуры протекал в русском профессиональном искусстве XVIII — начала XIX века. В современной Финляндии продолжается процесс развития традиций народного ремесла, который проходил свое становление одновременно с деятельностью русского земства по возрождению кустарных промыслов во второй половине XIX века. Всё более пристальное внимание к народной культуре проявляется в африканских странах, где вопросы национальных культур и национальной идентичности всё более остро встают на повестку дня. Таким образом, в ходе исторического развития наций народная культура становится важным, иногда определяющим фактором национального самосознания.

В современной многонациональной России самобытная культура каждого народа, проживающего на её территории, имеет право на изучение, сохранение и поддержку. И автономные республики, области, края и районы уделяют собственным национально-культурным достижениям первостепенное внимание. Именно народная художественная культура оказалась в наибольшей степени способной к саморазвитию. Её позитивный социокультурный потенциал, направленность на самосохранение этноса стали основой, на которой формировались экономическая, социокультурная и образовательная деятельность в различных регионах России. Развитие традиционной культуры обеспечивает возможность преодоления многих проблем и аномалий, возникших и прогрессирующих в общественной жизни на протяжении последних десятилетий. Руководство различных государственно-территориальных образований придает особое значение поддержке самобытных видов народного творчества, их изучению, систематизации, хранению. В последние годы большое внимание на местах уделяется также подготовке специалистов в области народной художественной культуры и широкому использованию учреждений образования и социально-культурной сферы в целях трансляции в современный социум лучших региональных и общероссийских традиций народной художественной культуры [9]. Во многих регионах России образовались русские национально-культурные центры и общества, авторские фольклорные центры, школы народных ремесел (Архангельск, Астрахань, Белгород, Владимир, Вологда, Екатеринбург, Иркутск, Красноярск, Москва, Новгород, Новосибирск, Пенза, др.). Определенную помощь в подготовке специалистов оказало открытие в государственных вузах и колледжах подготовки специалистов по специальностям «Народное художественное творчество» и «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество».

В современном мире роль образования стала чрезвычайно значимой. Особое его значение подчеркивается тем, что XXI век объявлен ЮНЕСКО «веком образования». Отсутствие профессионализма и культуры проявляется на всех уровнях государственной власти [14, 8-9]. Налицо сложилась необходимость новых подходов и новых принципов в образовательной деятельности. Важнейшей чертой нововведений явилось использование этнопедагогики, являющейся частью народной художественной культуры. Применение этнопедагогики представляет неоценимое значение в формировании высокообразованной, интеллигентной личности, ведь невежество в сочетании с безнравственностью особенно опасно. К тому же этнопедагогика является базисной характеристикой системы непрерывного образования, связывающего все ступени воспитания и обучения детей и молодежи.

Знакомство с народной культурой является наиболее простым и в то же время мощным средством духовного развития подрастающего поколения. Приобщение ребенка с раннего возраста к культуре своего народа способствует возрождению генетической и культурной памяти детей и развитию их духовного потенциала. Народная художественная культура изначально воспитательна, она дает детям уроки стройности, порядка, образованности, нравственности. Целенаправленное ознакомление дошкольников с народной культурой представляет собой процесс решения совокупности различных педагогических задач, из которых, на наш взгляд, наиболее важной является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и красоте, развитие творческого потенциала, творческого самовыражения ребенка, формирование этических нравственных ценностей, лежащих в основе народной культуры, духовное развитие. Народная художественная культура позволяет гармонизировать социально-семейную среду, укрепляя отношения между поколениями. Следует отметить и такую важную задачу, как развитие у ребенка способности осознать свою принадлежность к определенной культуре. Среди детей и молодежи за последние годы явственно обозначился интерес к национальным культурным традициям и желание их освоить. Активное включение подрастающего поколения в сферу восстановления народной художественной культуры позволяет укрепить у детей и юношества национальный иммунитет, воспитать чувства добропорядочности, ответственности, любви к Родине, сохранить психическое и физическое здоровье.

В настоящее время ученых и педагогов волнует также появление компьютерного рационализма, ведущего к потере человеком способности диалектического восприятия мира и снижения его интуитивных возможностей. Опасность потери способности человека к интуиции отнюдь не безобидна. Без интуиции невозможна творческая деятельность человека, формирование личности человека, его самосовершенствование и самовоспитание. Человек в структуре культурных ценностей является исходным и определяющим компонентом и фактором. Он - вершитель, носитель и одновременно адресат культурной трансформации. Уникальность сложившейся ситуации состоит в том, что в течение всей обозримой истории человек еще ни разу не попадал в горнило столь тотальной перековки сознания, такой вязкой зависимости от созданной им самим среды обитания, не знал таких изощренных искушений многочисленными техническими благами цивилизации, как сегодня. Иными словами, его природа еще не подвергалась подобным испытаниям, да к тому же в масштабах столь глобального эксперимента [2, 52]. Поэтому только привычных средств и методов его становления и развития совершенно недостаточно. Жизненно необходимым оказывается привлечение всех возможностей народной художественной культуры для формирования будущего человека и обеспечения его жизнедеятельности.

В каком же состоянии находятся проблемы народной художественной культуры в настоящее время? Первоначально сбором данных народной культуры занялись этнографы и фольклористы. Благодаря их деятельности удалось многое найти, зафиксировать, изучить. Это направление научного поиска и анализа сохранилось и в настоящее время. Но параллельно сформировалось, если можно так определить, этнографическое отношение к народному искусству, которое на местах часто проявляется в своего рода консервации народной культуры прежних времен. Нельзя превращать жемчужины Русского Севера или города Золотого кольца в подобие индейских резерваций. В них американские индейцы вели как будто бы обычный для них образ жизни, занимались своими ремеслами, но теряли оригинальность, традиционность, жизненность: геометрический орнамент заменялся никогда ранее не использовавшимся растительным, изделия делались не своеобычные и необходимые индейцам, а те, которые охотно покупались «белыми» туристами и т.д. Достаточно вспомнить московский Арбат и набережную Екатерининского канала в Петербурге, где торгуют не изделиями народных мастеров, а грубейшими подделками под них, оскорбляющими чувство «национальной гордости великороссов». Такое же отношение вызывают и имитации на темы музыкального народного творчества, когда народные песни и танцы приводятся в соответствие с требованиями сцены и вкуса не знающего истинной народной музыки и танца зрителя и интерпретатора. Народная художественная культура многими свободно толкуется и как самодеятельное творчество, и как примитивное (наивное) искусство, и как китч. Традиционное прикладное искусство, известное всему миру своими локальными центрами (хохломским письмом, вологодскими кружевами, северодвинскими росписями, каргопольской и дымковской игрушками и т.д.), ныне заменено грубыми и примитивными изделиями, деликатно именуемыми «контрафактной продукцией».

Из средств массовой информации, культурной жизни России полностью исчезло все, что служило ранее культурно-просветительской деятельности в области народной художественной культуры. Где можно ознакомиться в современном мире с её образцами? Получается, что только в художественной самодеятельности и музеях. Именно музеи широко развернули в своё время работу, которая впоследствии оформилась в музейную педагогику. В них были организованы центры народных ремесел, например, в Российском этнографическом музее и Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Теперь мы лишаемся музея, созданного В.А. Гуляевым в 1982 году, он переименовывается в Российский музей декоративно-прикладного искусства, а из экспозиции убирается всё, что имеет отношение к народному искусству. При полном молчании московской общественности полностью исчез из культурной жизни столицы некогда всемирно знаменитый Музей народного искусства.

Единственными охранителями и деятелями по развитию народной художественной культуры остаются сфера образования, включающая учебные заведения: общеобразовательные, профессиональные, дополнительного образования детей, и культурно-просветительские учреждения. Отдельное место занимают высшие профессиональные учебные заведения и специальности «Декоративно-прикладное искусство», «Народное художественное творчество», «Дизайн». Определенную роль в пропаганде народного творчества играет журнал «Традиционная культура», который ранее назывался «Народное творчество». Но и профессиональная подготовка по этим специальностям не ликвидирует проблему полного отсутствия квалифицированных специалистов в сфере изучения и сохранения народной художественной культуры. Особо важным следует признать вопрос отсутствия методологии введения детей в мир народной художественной культуры и обучения их основам традиционного искусства. Увеличивается количество выпускаемых отдельных учебно-методических изданий, но их содержание не отвечает требованиям современного социума. И даже деятельность учреждений дополнительного образования детей таких, как Детская школа народных ремесел г. Архангельска, не спасает положения, поскольку они приобретают в современном социуме уникальный характер.

В педагогической теории и практике сформировался ряд нерешённых проблем, препятствующих полноценной реализации духовно-нравственного потенциала традиций народной художественной культуры. Среди них — недостаточная разработанность региональных аспектов народного художественного творчества; отсутствие во многих регионах преемственных учебных планов, программ, учебных и учебно-методических пособий для этнохудожественного образования; отсутствие специальной подготовки педагогических кадров в области теории, истории и методики преподавания народной художественной культуры; слабая координация педагогической деятельности социально-культурных и образовательных учреждений, отсутствие перспективы у выпускников профессиональных учебных заведений вследствие прекращения деятельности народных хоров, танцевальных ансамблей, предприятий народных художественных промыслов [см. 5].

В ходе реализации программы «Сохранение и восстановление традиций народной культуры как основы развития культуры села» Вологодский областной научно-методический центр культуры столкнулся с тем, что развитие практической деятельности по восстановлению традиционной культуры области замедлялась недостаточной обеспеченностью её источниковыми материалами, отражающими специфику местных традиций [9, 20]. Материалы, собранные научными экспедициями, в силу недостаточного финансирования работ по их описанию, изучению и оформлению, не воплощаются в публикации, методические пособия, фильмы. Так, даже исследования на базе последних экспедиций ныне не существующего Научно-исследовательского института художественной промышленности были опубликованы Т.М. Разиной почти 10 лет спустя после их завершения. Важнейшую роль должна сыграть и дальнейшая разработка теории народной художественной культуры. На сегодняшний день имеется возможность воспользоваться только теоретическими очерками о народной художественной культуре Е.В. Гусева, изданными в 1993 году [4].

Традиционная народная культура требует нового уровня её понимания, изменения отношения к ней. Проблемы сохранения и развития народной художественной культуры становятся всё более актуальными и на международном уровне. Не случайно ЮНЕСКО выступила в поддержку традиционной народной культуры, направив в свои национальные советы «Рекомендацию по сохранению фольклора» (в западно-европейской науке словом «фольклор» определяется практически вся традиционная художественная культура, а не словесно-музыкально-хореографическое народное творчество, как принято отечественными исследователями). Одним из важных направлений будущей деятельности в регионах считается интеграция деятельности различных социальных институтов, участвующих в сохранении и развитии традиционной художественной культуры народов России. Народное искусство как проблема культуры есть проблема человека и нации, проблема мировоззрения. В связи с этим приобретает важнейшую значимость научный подход к проблемам сохранения и трансляции в будущее народной художественной культуры с обязательным использованием достижений философии, эстетики и искусствоведения, других гуманитарных наук.
В современных условиях, когда утрачены традиционные, прежде всего этнопедагогические, механизмы передачи многовекового опыта и знаний народа, этноса, основная роль в сохранении и развитии русского художественного наследия, как всенародного достояния, должна принадлежать региональным системам. В них необходимо оказывать приоритетное внимание и поддержку традиционной русской художественной культуре как культуре коренного субэтноса (так его определил Л.Н. Гумилёв). Народная художественная культура должна восприниматься как целостное этнокультурное явление и рассматриваться с точки зрения формирования системы взаимодействия всех учреждений, организаций, в том числе общественных организаций, отдельных лиц, значение которых нельзя преуменьшать, по возвращению народных традиций в различные сферы общественной жизни и жизнедеятельности человека. Региональным властям прежде всего необходимо разработать целостные, многоуровневые, вариативные образовательные системы на базе народной художественной культуры, включающие дошкольные и внешкольные, образовательные, социальные, культурно-досуговые учреждения, специализированные учебные заведения всех уровней. Но более перспективным направлением представляется разработка комплексных научно-практических программ включения народной культуры во всех её ипостасях в жизнь современного российского социума.

На местах и в центре следует стимулировать и поддержать проведение комплексных исследований народной художественной культуры, обратив особое внимание на их локальные традиции (См. диссертацию И.Я. Богуславской «Проблемы формирования местных художественных особенностей в народном искусстве». — М., 1987). При этом организовать исследования необходимо таким образом, чтобы их результаты стали важной основой более целостного осмысления исторической, национально-культурной обусловленности региональной специфики народной культуры во всем многообразии проявлений её векового бытования. Изучению и освоению подлежат фольклор (словесный, музыкальный, театральный), народная одежда, художественные промыслы и ремесла, др. сферы народного знания. Особое внимание следует уделять установлению ценностных философских, социально-культурных, психолого-педагогиче-ских, общеэстетических ориентиров. В связи с этим важная миссия выпадает на долю центральных и провинциальных музеев и отдельных специалистов. Поэтому к исследованиям и пропаганде их результатов необходимо привлечь представителей различных сфер культуры, искусства, образования, социальные институты, средства массовой информации, радио, телевидение, общественные организации. Такие местные программы помогут жителям различных регионов России в удовлетворении своих духовно-культурных и художественно-творческих запросов и интересов; формировании региональных культурных ландшафтов, сохранении национального, в том числе и регионального, культурного наследия, обеспечении социально-исторической и духовно-генетической преемственности поколений. Особо следует предусмотреть правовое и экономическое обеспечение таких программ.
Как видно, проблемы изучения, сохранения и дальнейшей эволюции народной художественной культуры на сегодняшний день требуют особо пристального внимания и соединения усилий различных органов власти, учреждений и организаций культуры, искусства и образования, усилий общества и отдельных личностей. Социокультурный, философский, образовательный, нравственно-эстетический потенциал этого феномена отечественной культуры еще недостаточно исследован, способы и методы его применения слабо изучены и апробированы, а перспективы недооценены.

Нельзя забывать, что настоящая русская культура всегда была патриотической и государственной. Народная художественная культура как сложная динамическая система обладает множественностью функций: социальной, познавательной, ритуальной, этической, эстетической, нормативной, информативной, коммуникативной, воспитательной, организующей, этикетной и др. И эти функции необходимо использовать в полном объеме и в самых различных сферах социальной, культурной, образовательной, экономической деятельности регионов. Народная культура есть культура органическая, она есть сама природа, что сохраняет и формирует во времени сознание человека, неизменно живущего своей причастностью к народному целому, чувством своего места в космосе [10, 4]. Народная художественная культура является фундаментом современной культуры, корневой системой национальной культуры. Её «генеральной функцией» является «воспроизводство человеческого в человеке», воссоздание связей личности с общенародным, общечеловеческим при сохранении национальной укоренённости, т.е. формирование гражданина будущей России.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23283. Новелістика Ірвінга 16.42 KB
  Ірвінґ здобув визнання як один із найвидатніших американських гумористів Характерні риси новелістики Ірвінґа цікавість і гострота сюжету поєднання серйозного та смішного романтичної іронії з раціоналістичним первнем. Ірвінґ висміює те що було містичним іронізує над недосяжним незбагненним реалії побуту поєднує з вигадкою політ фантазії з умінням відтворити особливості місцевого колориту та національного характеру. Поєднавши ілюзію з реальністю Ірвінґ значною мірою визначив шляхи розвитку американського романтизму виступивши...
23284. Іспанська літ-ра 19 ст. 20.17 KB
  приверженный к эстетике предыдущего этапа осознавал необходимость перемен в художественном мышлении вплотную подводит к вопросу о генезисе романтизма в Испании романтизм в испанской литературе утверждается в начале 30х годов; в первые же десятилетия века налицо лишь теоретические предпосылки романтизма: первые статьи пропагандирующие европейские романтические доктрины не происходило решительного разрыва с идеологией Просвещения. Взлет испанского романтизма пришелся на те годы когда гребень романтической волны в Англии Франции...
23285. Естетичний ідеал Кітса 15.48 KB
  Поезій в дусі народної балади чи пісні у Кітса небагато. Романтичне протиставлення мрії і дійсності взагалі властиве поезії Кітса.