85306

Основные мифологические циклы: классификация

Доклад

Культурология и искусствоведение

К древнейшим и самым примитивным мифов принадлежали мифы о животных (или зооморфные) и зооантропоморфных мифы. Элементарные из них представляют собой наивное объяснение отдельных признаков животных. Глубоко архаические мифы - о происхождении животных от людей или мифологические представления о том, что люди были когда-то животными.

Русский

2015-03-24

36.49 KB

3 чел.

Основные мифологические циклы: классификация.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов Парандовский Я. Мифология. М., 1991. - С. 17-18.:

1. космогонические мифы

2. антропогонические

3. мифы о героях

4. эсхатологические мифы

Космогонические мифы, как правило делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется из самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества.

Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага.

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен".

В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.

Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?

Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества,

Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

Классификация мифов

К древнейшим и самым примитивным мифов принадлежали мифы о животных (или зооморфные) и зооантропоморфных мифы. Элементарные из них представляют собой наивное объяснение отдельных признаков животных. Глубоко архаические мифы - о происхождении животных от людей или мифологические представления о том, что люди были когда-то животными. Представление о зооантропорфних предков, как правило, имеют тотемического происхождения. Легенды о превращении человека в разных животных и растения широко известны почти всем народам земного шара. Самые распространенные из них - древнегреческие мифы о Нарциссе, о пауке Арахне; индийские сказания о лотосе; верования североамериканских индейцев об их происхождении от черепахи, волка, медведя и т.д.. Старыми являются мифы о происхождении солнца, луны, звезд (солярные, лунарный и астральные мифы). В одних солнце изображается людьми, когда-либо жившие на земле и по каким-то причинам взошли на небо, в других - создание солнца и луны приписывается сверхъестественной существу.
Центральную группу мифов составляют мифы о происхождении мира, Вселенной, то есть космогонические и мифы о происхождении человека, т.е. антропогонични. В отсталых с точки зрения культуры и цивилизации народов немного космогонических мифов, а лишь изредка встречается упоминание о том, что земная поверхность некогда имела иной вид, но вопрос, как появились земля, небо и т.д. не нарушаются. Что-то говорится о происхождении людей, однако отсутствует его мотив: или упоминается о превращении животных дюдей или выступает мотив "доработки" или "высвобождения (из пещеры, из-под земли)". У народов, которые стоят на высшем уровне культурного развития, появляются развитые космогонические и антропогонични мифы. Очень типичны мифы о происхождении мира и людей - полинезийские, индейцев, древнего Востока и Средиземноморья. В этих мифах выделяются две идеи: творения и развития. Согласно мифологическими воззрениями. Основанными на идее творения (креации), мир был создан какой-то сверхъестественным существом - богом, демиургом, большим колдуном. Согласно другим эволюционными взглядами, мир постепенно развивался из какого-то без формного состояния - хаоса, темноты, воды, яйца и т.д.. Как правило, в космогонические мифы вплетаются и теогонични - мифы о происхождении богов и их взаимоотношения между собой. Среди распространенных мифологических сюжетов - о чудесном рождении и происхождении смерти; поздними были представления о загробной жизни и судьбе. К космогонических мифов примыкают и рассказы-пророчества о "конце света", т.е. эсхатологические мифы, которые встречаются только на сравнительно высоком уровне развития.
Особое место занимают мифы об изобретении ремесел, земледелия, добыча огня, а также установки в среде людей определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев, обрядов. Эти нововведения почти всегда приписываются культурным героям (в архаической мифологии эти образы очень трудно отличить от мифологического представления о тотемических предков, в мифологических системах раннеклассовых обществ они нередко сливаются с представлениями о богах, а также героев исторических преданий). К мифам о культурных героях (культуртрегеров) примыкают мифы о близнецах, есть мифы, где образ культурного героя словно разделен на два: это два брата-близнеца, наделенные противоположными чертами (один хороший - другой злой. Один все делает хорошо, учит людей полезному - другой только портит и бесчинствует).
В мифах аграрных народов с развитым сельским хозяйством существенное место отводится мифам, символически воспроизводящие природные циклы. Аграрный миф об умирающем и воскресшего бога широко известный из мифологии Древнего Востока, хотя самая ранняя форма этого мифа зародилась еще на почве первобытного хозяйства, основу которого составляло охоты. Так возникли мифы об Осирисе (Древний Египет). Адониса (Финикия), Аттиса (Малая Азия), Диониса (Греция) и др..
В древних мифах рассказывается о "светлом, счастливое прошлое", когда люди не знали ни наук, ни искусств, ни ремесел, жили в полном согласии с природой, которая их точувала. Это было владычество на земле богов - "золотой век". Но со временем наступает соблазн из-за падения морали до "железного века" - исторической эпохи, плохой из всех, боги прекратили контактировать со смертными непосредственно.
На ранних стадиях развития мифов они были в основном примитивными, короткими, элементным по содержанию, лишенным поеднальнои фабулы. Позже, на пороге классового общества, создаются более сложные мифы, разные по происхождению мифологические образы и мотивы перекликаются, связываются друг с другом, образуя циклы. Мифы превращаются в развернутый рассказ.
Вышеприведенная классификация является наиболее удачной и практически универсальной, если рассматривать мировую мифологию. При рассмотрении же мифологии отдельных народов эта классификация может оказаться неполной. Например, при изучении мифов Древнего Рима стоит обратить внимание на разделение мифов на "низменные" (аграрные, календарные, о героях - покровителей ремесла и др.) и "высшие" (происхождение человека от богов, тотемных животных, о героях-покровителей искусств и развлечений и т.д. ).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81672. Природа и предмет литературной критики. Взаимодействие критики с различными отраслями искусства и науки. Соотношение критики и литературоведения. Основные функции критики 31.97 KB
  Литературная критика двойственна по своей природе. Литературная критика естественно соотносится со многими областями науки и культуры: с филологией философией историей эстетикой герменевтикой культурологией психологией социологией книговедением с публицистикой и журналистикой с критикой художественное музыкальной театральной с кинокритикой телевизионной критикой и др. Испытывая непосредственное влияние близких или смежных гуманитарных сфер литературная критика в слою очередь способствует их развитию. Литературная критика одна...
81673. Типология литературной критики с точки зрения субъекта критической деятельности 38.99 KB
  Для критики словесного искусства нужны люди которые бы показывали бессмыслицу отыскивания мыслей в художественном произволении м постоянно руководили бы читателем в том бесконечном лабиринте сцеплений в котором и состоит сущность искусства и к тем законам которые служат основанием этих сцеплений. Сопряжение собственного эстетического опыта и литературной неизведанности явленной в оцениваемых словеснохудожественных произведениях одна из постоянно одолеваемых сложностей профессиональной литературной критики. Лидеров профессиональной...
81674. Типология литературной критики с точки зрения ее соотношения с определенными литературными направлениями 33.54 KB
  эстетические взгляды критика; Его соц. Классицистическая критика. Ломоносов Тредиаковский Сумароков Державин Херасков Лукин Плавильщиков Сентименталистская критика.Реакционная критика лагеря официальной народности.
81675. Типология литературной критики с точки зрения метода литературно-критической деятельности 31.86 KB
  эстетические взгляды критика; Его соц. В качестве рабочих определений можно предложить следующие: публицистическая филологическая и философская критика. Публицистическая критика в оценке литературных явлений идет от жизни выясняя в первую очередь их общественное звучание. Такова декабристская критика критика Белинского 1840х годов революционнодемократическая критика шестидесятников народническая марксистская критика.
81676. Типология литературной критики с точки зрения идеологической основы, принципиальных позиций анализа и оценки литературного произведения 36.18 KB
  Достоевского с характерными для неё призывами вернуться к своей почве к народным национальным началам. Достоевского. пример: Статья Михайловскогомарксистская редактора Отечественных записок против Достоевского Жестокий талант 1882 выглядит ясной по мысли политической позиции хотя и односторонней по выводам. Он чутко уловил в 1902 году что звезда Достоевского повидимому вновь загорается.
81678. Особенности развития литературной критики в эпоху классицизма. Принципы критики, изложенные М.В. Ломоносовым в статье «Об обязанностях журналиста» 33.33 KB
  Для критика постыдны небрежность невежество поспешность стремление красть у коголибо из собратьев высказанные последним мысли и суждения и присваивать их себе. Обязанность журналов состоит в том чтобы давать ясные и верные краткие изложения содержания появляющихся сочинений иногда с добавлением справедливого суждения либо по существу дела либо о некоторых подробностях выполнения. Высказывать при этом неточные и безвкусные суждения значит сделать себя предметом презрения и насмешки; это значит уподобиться карлику который хотел бы...
81679. Критика просветительского реализма. Критическая деятельность А.Н.Радищева, Н.И.Новикова,И.А.Крылова,В.И.Лукина и др.Н.И.Новиков как создатель 1й рус.литерат.энциклопедии «Опыт исторического словаря о российских писателях» 34.82 KB
  Оживление журнальной и книгоиздательской деятельности во многом изменили характер и проблематику литературно-критических споров: от обсуждения вопросов версификации выдержанности жанрового канона стилевых и грамматических норм критики обращаются к постановке более широкого круга проблем: подражательности и самобытности литературы природы писательского таланта роли отдельных жанров в современном литературном процессе назначения сатиры исторического пути развития отечественной словесности и др. Развитию литературной критики способствовал...
81680. Сентименталистская критика. Типологический анализ литературно-критических статей Н.М.Карамзина («Что нужно автору?», «Отчего в России мало авторских талантов?», предисловие к переводу «Юлия Цезаря» Шекспира, «Пантеон российских авторов» и др.) 37.9 KB
  Пересматривая представление о подчиненности индивидуальной сферы жизни государственному бытию свойственное эпохе классицизма сентименталисты отстаивали приоритет жизни частной подчеркивали внесословную ценность личности нельзя не вспомнить карамзинское: И крестьянки любить умеют. В произведениях русских писателейсентименталистов Н М Карамзина П. Крупнейшим представителем русской критики эпохи сентиментализма был основатель этого литературного направления в России Николаи Михайлович Карамзин 1766 1826. Многогранная деятельность...