85306

Основные мифологические циклы: классификация

Доклад

Культурология и искусствоведение

К древнейшим и самым примитивным мифов принадлежали мифы о животных (или зооморфные) и зооантропоморфных мифы. Элементарные из них представляют собой наивное объяснение отдельных признаков животных. Глубоко архаические мифы - о происхождении животных от людей или мифологические представления о том, что люди были когда-то животными.

Русский

2015-03-24

36.49 KB

3 чел.

Основные мифологические циклы: классификация.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов Парандовский Я. Мифология. М., 1991. - С. 17-18.:

1. космогонические мифы

2. антропогонические

3. мифы о героях

4. эсхатологические мифы

Космогонические мифы, как правило делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется из самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества.

Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага.

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен".

В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.

Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?

Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества,

Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

Классификация мифов

К древнейшим и самым примитивным мифов принадлежали мифы о животных (или зооморфные) и зооантропоморфных мифы. Элементарные из них представляют собой наивное объяснение отдельных признаков животных. Глубоко архаические мифы - о происхождении животных от людей или мифологические представления о том, что люди были когда-то животными. Представление о зооантропорфних предков, как правило, имеют тотемического происхождения. Легенды о превращении человека в разных животных и растения широко известны почти всем народам земного шара. Самые распространенные из них - древнегреческие мифы о Нарциссе, о пауке Арахне; индийские сказания о лотосе; верования североамериканских индейцев об их происхождении от черепахи, волка, медведя и т.д.. Старыми являются мифы о происхождении солнца, луны, звезд (солярные, лунарный и астральные мифы). В одних солнце изображается людьми, когда-либо жившие на земле и по каким-то причинам взошли на небо, в других - создание солнца и луны приписывается сверхъестественной существу.
Центральную группу мифов составляют мифы о происхождении мира, Вселенной, то есть космогонические и мифы о происхождении человека, т.е. антропогонични. В отсталых с точки зрения культуры и цивилизации народов немного космогонических мифов, а лишь изредка встречается упоминание о том, что земная поверхность некогда имела иной вид, но вопрос, как появились земля, небо и т.д. не нарушаются. Что-то говорится о происхождении людей, однако отсутствует его мотив: или упоминается о превращении животных дюдей или выступает мотив "доработки" или "высвобождения (из пещеры, из-под земли)". У народов, которые стоят на высшем уровне культурного развития, появляются развитые космогонические и антропогонични мифы. Очень типичны мифы о происхождении мира и людей - полинезийские, индейцев, древнего Востока и Средиземноморья. В этих мифах выделяются две идеи: творения и развития. Согласно мифологическими воззрениями. Основанными на идее творения (креации), мир был создан какой-то сверхъестественным существом - богом, демиургом, большим колдуном. Согласно другим эволюционными взглядами, мир постепенно развивался из какого-то без формного состояния - хаоса, темноты, воды, яйца и т.д.. Как правило, в космогонические мифы вплетаются и теогонични - мифы о происхождении богов и их взаимоотношения между собой. Среди распространенных мифологических сюжетов - о чудесном рождении и происхождении смерти; поздними были представления о загробной жизни и судьбе. К космогонических мифов примыкают и рассказы-пророчества о "конце света", т.е. эсхатологические мифы, которые встречаются только на сравнительно высоком уровне развития.
Особое место занимают мифы об изобретении ремесел, земледелия, добыча огня, а также установки в среде людей определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев, обрядов. Эти нововведения почти всегда приписываются культурным героям (в архаической мифологии эти образы очень трудно отличить от мифологического представления о тотемических предков, в мифологических системах раннеклассовых обществ они нередко сливаются с представлениями о богах, а также героев исторических преданий). К мифам о культурных героях (культуртрегеров) примыкают мифы о близнецах, есть мифы, где образ культурного героя словно разделен на два: это два брата-близнеца, наделенные противоположными чертами (один хороший - другой злой. Один все делает хорошо, учит людей полезному - другой только портит и бесчинствует).
В мифах аграрных народов с развитым сельским хозяйством существенное место отводится мифам, символически воспроизводящие природные циклы. Аграрный миф об умирающем и воскресшего бога широко известный из мифологии Древнего Востока, хотя самая ранняя форма этого мифа зародилась еще на почве первобытного хозяйства, основу которого составляло охоты. Так возникли мифы об Осирисе (Древний Египет). Адониса (Финикия), Аттиса (Малая Азия), Диониса (Греция) и др..
В древних мифах рассказывается о "светлом, счастливое прошлое", когда люди не знали ни наук, ни искусств, ни ремесел, жили в полном согласии с природой, которая их точувала. Это было владычество на земле богов - "золотой век". Но со временем наступает соблазн из-за падения морали до "железного века" - исторической эпохи, плохой из всех, боги прекратили контактировать со смертными непосредственно.
На ранних стадиях развития мифов они были в основном примитивными, короткими, элементным по содержанию, лишенным поеднальнои фабулы. Позже, на пороге классового общества, создаются более сложные мифы, разные по происхождению мифологические образы и мотивы перекликаются, связываются друг с другом, образуя циклы. Мифы превращаются в развернутый рассказ.
Вышеприведенная классификация является наиболее удачной и практически универсальной, если рассматривать мировую мифологию. При рассмотрении же мифологии отдельных народов эта классификация может оказаться неполной. Например, при изучении мифов Древнего Рима стоит обратить внимание на разделение мифов на "низменные" (аграрные, календарные, о героях - покровителей ремесла и др.) и "высшие" (происхождение человека от богов, тотемных животных, о героях-покровителей искусств и развлечений и т.д. ).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80180. Эксплуатация энергоблока при снижении и повышении нагрузки генератора 147.5 KB
  Организация выставления уставок по нейтронной мощности при изменении мощности энергоблока. В результате изучения материала лекции студенты должны: а знать: действия оперативного персонала для снижения мощности генератора; действия оперативного персонала для повышения мощности генератора; б уметь выполнять действия для изменения мощности энергоблока; в быть ознакомленными с физическими основами процессов протекающих на ЭБ при изменении нагрузки генератора. После получения распоряжения от НСС на снижение мощности ЭБ до нового уровня НСБ...
80181. Эксплуатация энергоблока с неполным числом петель первого контура 78 KB
  Подготовка вспомогательных систем ГЦН к работе. В результате изучения материала лекции студенты должны: а знать: действия оперативного персонала при плановом отключении ГЦН; действия оперативного персонала при плановом запуске ГЦН; б уметь выполнять действия для останова и пуска ГЦН; в быть ознакомленными с физическими основами процессов протекающих на ЭБ при работе с различным числом включенных ГЦН. Ситуации требующие отключения одного или двух ГЦН в процессе эксплуатации являются довольно частыми. Реакторная установка допускает...
80182. Перевод энергоблока из состояния «Работа на мощности» в состояние «Горячий останов» 102.5 KB
  Останов турбины со срывом вакуума. В результате изучения материала лекции студенты должны: а знать: возможные способы уменьшения мощности реакторной установки; действия оператора при останове турбины; б уметь выполнять уменьшение мощности реактора и турбогенератора; в быть ознакомленными с физическими основами процессов протекающих на ЭБ при снижении его мощности. В процессе разгрузки РУ контролируется: синхронность движения ОР СУЗ рабочей группы; снижение номинального уровня в КД по мере снижения мощности реактора и средней...
80183. Перевод энергоблока из состояния «Горячий останов» в состояние «Холодный останов» 143.5 KB
  Расхолаживание 1го контура. Расхолаживание 1го контура системой TQ122232 . Окончательное расхолаживание 1го контура и перевод РУ в состояние Холодный останов. В результате изучения материала лекции студенты должны: а знать: возможные способы расхолаживания реакторной установки; действия оператора при расхолаживании реакторной установки; б уметь выполнять расхолаживание реакторной установки; в быть ознакомленными с физическими основами процессов протекающих на ЭБ при расхолаживании 1го контура.
80184. Перевод энергоблока в состояние «Останов для ремонта» и «Останов для перегрузки» 110 KB
  Дренирование первого контура и консервация ПГ. В результате изучения материала лекции студенты должны: а знать: возможные способы консервации оборудования ЭБ; мероприятия проводимые при подготовке ЭБ к ремонту; б уметь выполнять дренирование 1го контура; в быть ознакомленными с физическими основами процессов протекающих на ЭБ при его переводе в состояние Останов для ремонта. Дренирование первого контура и консервация ПГ Подготовка к дренированию первого контура . Концентрация НзВОз в теплоносителе первого контура доведена до...
80185. Нарушения нормальной эксплуатации, обусловленные несанкционированным изменением реактивности 123.5 KB
  Несанкционированное движение вверх регулирующей группы ОР СУЗ. Нештатное положение ОР СУЗ и действия персонала в случае застревания ОР СУЗ при срабатывании аварийной защиты. Данное нарушение может обусловливаться разными причинами: например обесточиванием УКТС АЗ и панелей аварийной защиты потерей питания панелей щита СУЗ ложными сигналами в цепях аварийных защит а также ошибочными действиями персонала не связанными с необходимостью аварийного останова блока путем принудительного срабатывания аварийной защиты. Падение ОР СУЗ .
80186. Нарушения нормальной эксплуатации, обусловленные снижением расхода теплоносителя через реактор 92 KB
  Отключение одного ГЦН из 3х или 4х работающих. Отключение 2х ГЦН из 4х работающих. Отключение одного ГЦН из четырех работающих с наложением отказа в работе РОМ. В результате изучения материала лекции студенты должны: а знать: возможные причины отключения ГЦН; действия персонала при подобных нарушениях нормальной эксплуатации; б уметь восстанавливать нормальную работу РУ и ТУ в подобных ситуациях; в быть ознакомленными с физическими основами процессов протекающих на ЭБ при отключениях ГЦН.
80187. Узкополосные и широкополосные сигналы 187.5 KB
  Для классических АМ и ЧМ колебаний средняя частота совпадает с несущей частотой сигнала.2 Для сигнала вида сопряженная по Гильберту функция. Исходя из этих соотношений для гармонического сигналаогибающая и частота равны соответственно: как и следовало ожидать. Если же выбрать произвольным образом среднюю частоту то даже для гармонического сигнала можно получить некую достаточно сложную огибающую не соответствующую действительности.
80188. Физические основы работы полупроводниковых приборов 202.5 KB
  Связь между токами и напряжениями в транзисторе характеризуют тремя системами параметров: это системы z у и hпараметров. При такой схеме включения для расчетов применяют hпараметры экспериментально определяемые по статическим входным базовым и выходным коллекторным вольтамперным характеристикам ВАХ транзистора ВАХ зависимость напряжения на зажимах элемента электрической цепи от тока в нем. Статические характеристики в схеме с общим эмиттером: авходная; бвыходная Входные характеристики транзистора отражают зависимость...