85306

Основные мифологические циклы: классификация

Доклад

Культурология и искусствоведение

К древнейшим и самым примитивным мифов принадлежали мифы о животных (или зооморфные) и зооантропоморфных мифы. Элементарные из них представляют собой наивное объяснение отдельных признаков животных. Глубоко архаические мифы - о происхождении животных от людей или мифологические представления о том, что люди были когда-то животными.

Русский

2015-03-24

36.49 KB

3 чел.

Основные мифологические циклы: классификация.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов Парандовский Я. Мифология. М., 1991. - С. 17-18.:

1. космогонические мифы

2. антропогонические

3. мифы о героях

4. эсхатологические мифы

Космогонические мифы, как правило делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется из самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества.

Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага.

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен".

В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.

Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?

Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества,

Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

Классификация мифов

К древнейшим и самым примитивным мифов принадлежали мифы о животных (или зооморфные) и зооантропоморфных мифы. Элементарные из них представляют собой наивное объяснение отдельных признаков животных. Глубоко архаические мифы - о происхождении животных от людей или мифологические представления о том, что люди были когда-то животными. Представление о зооантропорфних предков, как правило, имеют тотемического происхождения. Легенды о превращении человека в разных животных и растения широко известны почти всем народам земного шара. Самые распространенные из них - древнегреческие мифы о Нарциссе, о пауке Арахне; индийские сказания о лотосе; верования североамериканских индейцев об их происхождении от черепахи, волка, медведя и т.д.. Старыми являются мифы о происхождении солнца, луны, звезд (солярные, лунарный и астральные мифы). В одних солнце изображается людьми, когда-либо жившие на земле и по каким-то причинам взошли на небо, в других - создание солнца и луны приписывается сверхъестественной существу.
Центральную группу мифов составляют мифы о происхождении мира, Вселенной, то есть космогонические и мифы о происхождении человека, т.е. антропогонични. В отсталых с точки зрения культуры и цивилизации народов немного космогонических мифов, а лишь изредка встречается упоминание о том, что земная поверхность некогда имела иной вид, но вопрос, как появились земля, небо и т.д. не нарушаются. Что-то говорится о происхождении людей, однако отсутствует его мотив: или упоминается о превращении животных дюдей или выступает мотив "доработки" или "высвобождения (из пещеры, из-под земли)". У народов, которые стоят на высшем уровне культурного развития, появляются развитые космогонические и антропогонични мифы. Очень типичны мифы о происхождении мира и людей - полинезийские, индейцев, древнего Востока и Средиземноморья. В этих мифах выделяются две идеи: творения и развития. Согласно мифологическими воззрениями. Основанными на идее творения (креации), мир был создан какой-то сверхъестественным существом - богом, демиургом, большим колдуном. Согласно другим эволюционными взглядами, мир постепенно развивался из какого-то без формного состояния - хаоса, темноты, воды, яйца и т.д.. Как правило, в космогонические мифы вплетаются и теогонични - мифы о происхождении богов и их взаимоотношения между собой. Среди распространенных мифологических сюжетов - о чудесном рождении и происхождении смерти; поздними были представления о загробной жизни и судьбе. К космогонических мифов примыкают и рассказы-пророчества о "конце света", т.е. эсхатологические мифы, которые встречаются только на сравнительно высоком уровне развития.
Особое место занимают мифы об изобретении ремесел, земледелия, добыча огня, а также установки в среде людей определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев, обрядов. Эти нововведения почти всегда приписываются культурным героям (в архаической мифологии эти образы очень трудно отличить от мифологического представления о тотемических предков, в мифологических системах раннеклассовых обществ они нередко сливаются с представлениями о богах, а также героев исторических преданий). К мифам о культурных героях (культуртрегеров) примыкают мифы о близнецах, есть мифы, где образ культурного героя словно разделен на два: это два брата-близнеца, наделенные противоположными чертами (один хороший - другой злой. Один все делает хорошо, учит людей полезному - другой только портит и бесчинствует).
В мифах аграрных народов с развитым сельским хозяйством существенное место отводится мифам, символически воспроизводящие природные циклы. Аграрный миф об умирающем и воскресшего бога широко известный из мифологии Древнего Востока, хотя самая ранняя форма этого мифа зародилась еще на почве первобытного хозяйства, основу которого составляло охоты. Так возникли мифы об Осирисе (Древний Египет). Адониса (Финикия), Аттиса (Малая Азия), Диониса (Греция) и др..
В древних мифах рассказывается о "светлом, счастливое прошлое", когда люди не знали ни наук, ни искусств, ни ремесел, жили в полном согласии с природой, которая их точувала. Это было владычество на земле богов - "золотой век". Но со временем наступает соблазн из-за падения морали до "железного века" - исторической эпохи, плохой из всех, боги прекратили контактировать со смертными непосредственно.
На ранних стадиях развития мифов они были в основном примитивными, короткими, элементным по содержанию, лишенным поеднальнои фабулы. Позже, на пороге классового общества, создаются более сложные мифы, разные по происхождению мифологические образы и мотивы перекликаются, связываются друг с другом, образуя циклы. Мифы превращаются в развернутый рассказ.
Вышеприведенная классификация является наиболее удачной и практически универсальной, если рассматривать мировую мифологию. При рассмотрении же мифологии отдельных народов эта классификация может оказаться неполной. Например, при изучении мифов Древнего Рима стоит обратить внимание на разделение мифов на "низменные" (аграрные, календарные, о героях - покровителей ремесла и др.) и "высшие" (происхождение человека от богов, тотемных животных, о героях-покровителей искусств и развлечений и т.д. ).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82019. Строительство GPON (Гигабитной пассивной оптической сети) сети доступа в городе Тирасполь 1.27 MB
  Нисходящий поток (от центра к абонентам) и восходящий поток (от абонента в центр) передаются в одном волокне на разных длинах волн. Нисходящий поток – широковещательный, для защиты информации используется шифрование с открытым ключом.
82020. Деятельность интернет-подразделения в организации ООО “АСК-2” 221.77 KB
  Целью дипломной работы является создание и продвижение проекта, изучение специфики и особенности интернет-бизнеса, основные проблемы в данной сфере, разработка интернет-подразделения в компании и оценка экономической целесообразности проекта.
82021. Изображение социальной манипуляции в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» 274.58 KB
  Целью нашей работы, прежде всего, является выявление социальных манипуляций среди персонажей романа «Господа Головлевы». На примере романа осуществляется попытка показать, как в литературном произведении осуществился процесс манипуляции, какими возможностями его изображения обладает художественный текст.
82022. ВИДЫ КОНТРОЛЯ И ДВИЖЕНИЯ ФИНАНСОВ 124.21 KB
  В данной дипломной работе представлено основные виды регламентирующих документов, федеральных законов и форм по управлению финансовом потоком во 2-м отряде федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
82023. Проектирование базы данных. Защита информации 429.13 KB
  Концептуальное (инфологическое) проектирование — построение семантической модели предметной области, то есть информационной модели наиболее высокого уровня абстракции. Такая модель создаётся без ориентации на какую-либо конкретную СУБД и модель данных.
82024. Основы работы в программе Excel. Построение Диаграмм и графиков с помощью Excel 1.69 MB
  Существует специальная область информатики, изучающая методы и средства создания и обработки изображений с помощью программно-аппаратных вычислительных комплексов, – компьютерная графика. Она охватывает все виды и формы представления изображений, доступных для восприятия человеком либо на экране монитора...
82025. Роль фельдшера в организации специфической профилактики инфекционных заболеваний у детей 148 KB
  Иммунопрофилактика инфекционных болезней – это система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок согласно Национальному календарю профилактических прививок...
82026. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ 531.24 KB
  Основные средства играют большую роль в воспроизводственном процессе труда, так как они образуют производственно-техническую базу и определяют производственную мощь предприятия, именно поэтому тема дипломной работы является актуальной на сегодняшний день.
82027. Взаимосвязь межличностных отношений и учебной мотивации детей младшего школьного возраста 496.5 KB
  Теоретические основы взаимосвязи межличностных отношений и мотивации учебной деятельности младших школьников. Мотивация учебной деятельности младших школьников. Влияние межличностных отношений на мотивацию учебной деятельности младших школьников.