85306

Основные мифологические циклы: классификация

Доклад

Культурология и искусствоведение

К древнейшим и самым примитивным мифов принадлежали мифы о животных (или зооморфные) и зооантропоморфных мифы. Элементарные из них представляют собой наивное объяснение отдельных признаков животных. Глубоко архаические мифы - о происхождении животных от людей или мифологические представления о том, что люди были когда-то животными.

Русский

2015-03-24

36.49 KB

3 чел.

Основные мифологические циклы: классификация.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов Парандовский Я. Мифология. М., 1991. - С. 17-18.:

1. космогонические мифы

2. антропогонические

3. мифы о героях

4. эсхатологические мифы

Космогонические мифы, как правило делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется из самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества.

Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага.

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен".

В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.

Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?

Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества,

Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

Классификация мифов

К древнейшим и самым примитивным мифов принадлежали мифы о животных (или зооморфные) и зооантропоморфных мифы. Элементарные из них представляют собой наивное объяснение отдельных признаков животных. Глубоко архаические мифы - о происхождении животных от людей или мифологические представления о том, что люди были когда-то животными. Представление о зооантропорфних предков, как правило, имеют тотемического происхождения. Легенды о превращении человека в разных животных и растения широко известны почти всем народам земного шара. Самые распространенные из них - древнегреческие мифы о Нарциссе, о пауке Арахне; индийские сказания о лотосе; верования североамериканских индейцев об их происхождении от черепахи, волка, медведя и т.д.. Старыми являются мифы о происхождении солнца, луны, звезд (солярные, лунарный и астральные мифы). В одних солнце изображается людьми, когда-либо жившие на земле и по каким-то причинам взошли на небо, в других - создание солнца и луны приписывается сверхъестественной существу.
Центральную группу мифов составляют мифы о происхождении мира, Вселенной, то есть космогонические и мифы о происхождении человека, т.е. антропогонични. В отсталых с точки зрения культуры и цивилизации народов немного космогонических мифов, а лишь изредка встречается упоминание о том, что земная поверхность некогда имела иной вид, но вопрос, как появились земля, небо и т.д. не нарушаются. Что-то говорится о происхождении людей, однако отсутствует его мотив: или упоминается о превращении животных дюдей или выступает мотив "доработки" или "высвобождения (из пещеры, из-под земли)". У народов, которые стоят на высшем уровне культурного развития, появляются развитые космогонические и антропогонични мифы. Очень типичны мифы о происхождении мира и людей - полинезийские, индейцев, древнего Востока и Средиземноморья. В этих мифах выделяются две идеи: творения и развития. Согласно мифологическими воззрениями. Основанными на идее творения (креации), мир был создан какой-то сверхъестественным существом - богом, демиургом, большим колдуном. Согласно другим эволюционными взглядами, мир постепенно развивался из какого-то без формного состояния - хаоса, темноты, воды, яйца и т.д.. Как правило, в космогонические мифы вплетаются и теогонични - мифы о происхождении богов и их взаимоотношения между собой. Среди распространенных мифологических сюжетов - о чудесном рождении и происхождении смерти; поздними были представления о загробной жизни и судьбе. К космогонических мифов примыкают и рассказы-пророчества о "конце света", т.е. эсхатологические мифы, которые встречаются только на сравнительно высоком уровне развития.
Особое место занимают мифы об изобретении ремесел, земледелия, добыча огня, а также установки в среде людей определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев, обрядов. Эти нововведения почти всегда приписываются культурным героям (в архаической мифологии эти образы очень трудно отличить от мифологического представления о тотемических предков, в мифологических системах раннеклассовых обществ они нередко сливаются с представлениями о богах, а также героев исторических преданий). К мифам о культурных героях (культуртрегеров) примыкают мифы о близнецах, есть мифы, где образ культурного героя словно разделен на два: это два брата-близнеца, наделенные противоположными чертами (один хороший - другой злой. Один все делает хорошо, учит людей полезному - другой только портит и бесчинствует).
В мифах аграрных народов с развитым сельским хозяйством существенное место отводится мифам, символически воспроизводящие природные циклы. Аграрный миф об умирающем и воскресшего бога широко известный из мифологии Древнего Востока, хотя самая ранняя форма этого мифа зародилась еще на почве первобытного хозяйства, основу которого составляло охоты. Так возникли мифы об Осирисе (Древний Египет). Адониса (Финикия), Аттиса (Малая Азия), Диониса (Греция) и др..
В древних мифах рассказывается о "светлом, счастливое прошлое", когда люди не знали ни наук, ни искусств, ни ремесел, жили в полном согласии с природой, которая их точувала. Это было владычество на земле богов - "золотой век". Но со временем наступает соблазн из-за падения морали до "железного века" - исторической эпохи, плохой из всех, боги прекратили контактировать со смертными непосредственно.
На ранних стадиях развития мифов они были в основном примитивными, короткими, элементным по содержанию, лишенным поеднальнои фабулы. Позже, на пороге классового общества, создаются более сложные мифы, разные по происхождению мифологические образы и мотивы перекликаются, связываются друг с другом, образуя циклы. Мифы превращаются в развернутый рассказ.
Вышеприведенная классификация является наиболее удачной и практически универсальной, если рассматривать мировую мифологию. При рассмотрении же мифологии отдельных народов эта классификация может оказаться неполной. Например, при изучении мифов Древнего Рима стоит обратить внимание на разделение мифов на "низменные" (аграрные, календарные, о героях - покровителей ремесла и др.) и "высшие" (происхождение человека от богов, тотемных животных, о героях-покровителей искусств и развлечений и т.д. ).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64079. Модернизация технологической линии по производству пива «Жигулевское» 372.05 KB
  Целью дипломного проекта является модернизация технологической линии по производству пива «Жигулевское», которая заключается в замене двух отдельных танков для брожения и созревания пива на один универсальный цилиндроконический танк (УЦКТ) в котором осуществляются стадии брожения сусла и созревания пива.
64080. Переподготовка, повышение квалификации и продвижение управленческих кадров в фирме на примере ООО «СПАЙЛ» 335.24 KB
  Целью выпускной квалификационной работы является повышение эффективности деятельности ООО «СПАЙЛ» за счет разработки и реализации комплекса мер по переподготовке, повышению квалификации и продвижению управленческих кадров.
64081. ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ ЗАМБИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 6.49 MB
  Природные условия и ресурсы Республики Замбия: географическое положение геологическое строение и полезные ископаемые гидрогеология рельеф климат поверхностные воды почвы растительность и животный мир ландшафты Замбии...
64082. ІДЕНТИФІКАЦІЯ COLEOCHLAMYS-ПОДІБНИХ ВОДОРОСТЕЙ НАЗЕМНИХ БІОТОПІВ АНТАРКТИДИ 4.92 MB
  Мета роботи - провести морфологічну та молекулярно-генетичну ідентифікацію восьми штамів Coleochlamys-подібних водоростей колекції культур ACKU, ізольованих з наземних біотопів околиць української антарктичної станції «Академік В.І.Вернадський».
64083. Расчет эффективности реконструкции зоны ТР ООО «РСУ-6» 2.19 MB
  Целью автомобильного транспорта как сектора транспортного комплекса страны является удовлетворение потребности экономики и населения страны в грузовых и пассажирских перевозках при минимальных затратах всех видов ресурсов. Для этого требуется поддержание автомобилей в технически исправном состоянии.
64084. Методика определения платы за загрязнение окружающей природной среды 720.5 KB
  Загрязнение окружающей среды – привнесение в окружающую среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, биологических агентов и энергетических потоков, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
64085. Исследование системы распознаваний форм микрообъектов (на примере кристаллограмм) 5.27 MB
  Объектом исследования являются системы распознавания форм. В качестве предмета исследования мы выбираем разработку и исследование характеристик системы распознавания форм микрообъектов. Задачи: рассмотреть понятие системы распознавания...
64086. Анализ показателей деятельности предприятия ООО «МК ВЕК» 421.44 KB
  Хозяйственная деятельность любого предприятия организации связана с необходимостью осуществлять расчеты как внутри так и вне него. Многообразие расчетных операций хозяйствующего субъекта обусловливает необходимость их классификации по ряду признаков...