85306

Основные мифологические циклы: классификация

Доклад

Культурология и искусствоведение

К древнейшим и самым примитивным мифов принадлежали мифы о животных (или зооморфные) и зооантропоморфных мифы. Элементарные из них представляют собой наивное объяснение отдельных признаков животных. Глубоко архаические мифы - о происхождении животных от людей или мифологические представления о том, что люди были когда-то животными.

Русский

2015-03-24

36.49 KB

3 чел.

Основные мифологические циклы: классификация.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов Парандовский Я. Мифология. М., 1991. - С. 17-18.:

1. космогонические мифы

2. антропогонические

3. мифы о героях

4. эсхатологические мифы

Космогонические мифы, как правило делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.

Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек сотворяется из самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества.

Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага.

Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен".

В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии: природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое.

Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.

Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?

Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества,

Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

Классификация мифов

К древнейшим и самым примитивным мифов принадлежали мифы о животных (или зооморфные) и зооантропоморфных мифы. Элементарные из них представляют собой наивное объяснение отдельных признаков животных. Глубоко архаические мифы - о происхождении животных от людей или мифологические представления о том, что люди были когда-то животными. Представление о зооантропорфних предков, как правило, имеют тотемического происхождения. Легенды о превращении человека в разных животных и растения широко известны почти всем народам земного шара. Самые распространенные из них - древнегреческие мифы о Нарциссе, о пауке Арахне; индийские сказания о лотосе; верования североамериканских индейцев об их происхождении от черепахи, волка, медведя и т.д.. Старыми являются мифы о происхождении солнца, луны, звезд (солярные, лунарный и астральные мифы). В одних солнце изображается людьми, когда-либо жившие на земле и по каким-то причинам взошли на небо, в других - создание солнца и луны приписывается сверхъестественной существу.
Центральную группу мифов составляют мифы о происхождении мира, Вселенной, то есть космогонические и мифы о происхождении человека, т.е. антропогонични. В отсталых с точки зрения культуры и цивилизации народов немного космогонических мифов, а лишь изредка встречается упоминание о том, что земная поверхность некогда имела иной вид, но вопрос, как появились земля, небо и т.д. не нарушаются. Что-то говорится о происхождении людей, однако отсутствует его мотив: или упоминается о превращении животных дюдей или выступает мотив "доработки" или "высвобождения (из пещеры, из-под земли)". У народов, которые стоят на высшем уровне культурного развития, появляются развитые космогонические и антропогонични мифы. Очень типичны мифы о происхождении мира и людей - полинезийские, индейцев, древнего Востока и Средиземноморья. В этих мифах выделяются две идеи: творения и развития. Согласно мифологическими воззрениями. Основанными на идее творения (креации), мир был создан какой-то сверхъестественным существом - богом, демиургом, большим колдуном. Согласно другим эволюционными взглядами, мир постепенно развивался из какого-то без формного состояния - хаоса, темноты, воды, яйца и т.д.. Как правило, в космогонические мифы вплетаются и теогонични - мифы о происхождении богов и их взаимоотношения между собой. Среди распространенных мифологических сюжетов - о чудесном рождении и происхождении смерти; поздними были представления о загробной жизни и судьбе. К космогонических мифов примыкают и рассказы-пророчества о "конце света", т.е. эсхатологические мифы, которые встречаются только на сравнительно высоком уровне развития.
Особое место занимают мифы об изобретении ремесел, земледелия, добыча огня, а также установки в среде людей определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев, обрядов. Эти нововведения почти всегда приписываются культурным героям (в архаической мифологии эти образы очень трудно отличить от мифологического представления о тотемических предков, в мифологических системах раннеклассовых обществ они нередко сливаются с представлениями о богах, а также героев исторических преданий). К мифам о культурных героях (культуртрегеров) примыкают мифы о близнецах, есть мифы, где образ культурного героя словно разделен на два: это два брата-близнеца, наделенные противоположными чертами (один хороший - другой злой. Один все делает хорошо, учит людей полезному - другой только портит и бесчинствует).
В мифах аграрных народов с развитым сельским хозяйством существенное место отводится мифам, символически воспроизводящие природные циклы. Аграрный миф об умирающем и воскресшего бога широко известный из мифологии Древнего Востока, хотя самая ранняя форма этого мифа зародилась еще на почве первобытного хозяйства, основу которого составляло охоты. Так возникли мифы об Осирисе (Древний Египет). Адониса (Финикия), Аттиса (Малая Азия), Диониса (Греция) и др..
В древних мифах рассказывается о "светлом, счастливое прошлое", когда люди не знали ни наук, ни искусств, ни ремесел, жили в полном согласии с природой, которая их точувала. Это было владычество на земле богов - "золотой век". Но со временем наступает соблазн из-за падения морали до "железного века" - исторической эпохи, плохой из всех, боги прекратили контактировать со смертными непосредственно.
На ранних стадиях развития мифов они были в основном примитивными, короткими, элементным по содержанию, лишенным поеднальнои фабулы. Позже, на пороге классового общества, создаются более сложные мифы, разные по происхождению мифологические образы и мотивы перекликаются, связываются друг с другом, образуя циклы. Мифы превращаются в развернутый рассказ.
Вышеприведенная классификация является наиболее удачной и практически универсальной, если рассматривать мировую мифологию. При рассмотрении же мифологии отдельных народов эта классификация может оказаться неполной. Например, при изучении мифов Древнего Рима стоит обратить внимание на разделение мифов на "низменные" (аграрные, календарные, о героях - покровителей ремесла и др.) и "высшие" (происхождение человека от богов, тотемных животных, о героях-покровителей искусств и развлечений и т.д. ).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36974. Dивчення засобів роботи з масивами в C++ 71.5 KB
  Практичне засвоєння методів обробки інформації із застосуванням масивів. Завдання 9-1. Скласти й відлагодити програму, яка створює (в пам’яті ЕОМ) квадратну матрицю порядка n (n задавати константою).
36975. Дослідження параметрів зворотноосмотичної системи очищення водопровідної води 99 KB
  В даному випадку мембрана проникна для води і непроникна для солі тому вода може проходити через мембрану в обох напрямках а сіль не може. В звязку із тим що зворотний перетік відсутній в частині посудини із чистою водою рівень рідини буде зменшуватись а в частині із сольовим розчином збільшуватись до тих пір доки тиск водяного стовпа надлишок над рівнем рідини в частині з чистою водою зросте настільки що сила його буде стримувати перетік води. Якщо в частині із сольовим розчином створити тиск який перевищує осмотичний то...
36976. Призначення та основні технічні характеристики гірокомпаса Круїз 78.24 KB
  Прилад ЦП01 є центральним приладом ГК Круїз і складається з гіростабілізованої платформи з ДНГ і акселерометром у кардановому підвісі елементів слідкуючої системи і системи керування ДНГ. Основним ЧЕ розглянутого ГК є динамічно настроюваний гіроскоп ДНГ.1 подана спрощена схема ДНГ.за допомогою внутрішнього карданового підвісу з валом 2 привідного електродвигуна 3 статор якого закріплений у корпусі ДНГ показаному на рисунку пунктирною лінією.
36977. Дослідження впливу вмісту солей у вхідному розчині та тиску на мембрану на параметри зворотноосмотичної системи опріснення морської води 325.03 KB
  Вхідний водний розчин солі із місткості 1 подається на передфільтр 2 де відбувається первинна очистка його. приготувати 10 л водного розчину солі NCl із концентрацієюСвх = 1 або 10000 мг л 10 г солі на 1 л води; залити розчин солі в місткість для вхідної рідини; підготувати до функціонування блок вимірювання електричноїпотужності; включити установку в мережу електроживлення через блоквимірювання електричної потужності.5 хв зробити бажано одночасно заміри...
36978. Встановлення і налаштування веб-сервера (Windows, Linux) 1.27 MB
  Встановлення IIS Windows У Windows 2000 Server компонент IIS встановлювався за замовчуванням. У WS03 необхідно інсталювати IIS вручну згідно нової концепції Microsoft Вимкнено за замовчуванням . IIS більше не є частиною установки за замовчуванням. Нижче наведено основні кроки при встановленні IIS: В Control Pnel Панель управління клацніть на значкуdd or Remove Progrms Установка і видалення програм для відкриття діалогового вікна.
36979. Дослідження процесу розробки класів програмними засобами для різних задач 14.3 KB
  Розробіть класи для задачі про філософів що обідають. Розробіть класи для підписки на журнали. Розробіть класи для редактора графічних документів що підтримують групування обєктів.
36980. ПОВІРКА ВОЛЬТМЕТРА УНІВЕРСАЛЬНОГО В7-16 ТА ПРЯМЕ ВИМІРЮВАННЯ ОПОРУ РЕЗИСТОРА 226.5 KB
  ПРИЗНАЧЕННЯ Вольтметр універсальний В716 призначений для автоматичного виміру: напруги постійного струму; напруги змінного струму; активних опорів. У вхідному пристрої напруга постійного струму приводиться за допомогою дільника до номінальної межі і далі надходить на вхід підсилювача диференційного напруга змінного струму приводиться до номінальної межі і надходить на перетворювач напруги змінного струму в напругу постійного струму а потім на вхід підсилювача диференційного. Другий каскад разом з першим забезпечує загальний...
36981. ВИБІР СИСТЕМИ ТРУДОВОГО та професійного НАВЧАННЯ 89 KB
  Методика трудового та професійного навчання частина І. Проектнотехнологічна система трудового навчання Трудова підготовка в закладах освіти. Формування загально трудових умінь у різних дидактичних системах трудового навчання Трудова підготовка в закладах освіти.