85307

Системы исходных понятий народной художественной культуры

Доклад

Культурология и искусствоведение

Основными понятиями являются – культура ценности традиция этническая культура. Ценности – первым кто ввел это понятие в научный оборот был польский психолог В. Для большинства исследователей понятие ценности сродни понятию установка. Клакхон – ценностиэто осознанное или неосознанное характерное для индивида или группы индивидов представления о желаемом которое определяет выбор целей с учетом возможных последствий.

Русский

2015-03-24

37.16 KB

6 чел.

Системы исходных понятий народной художественной культуры.

Исходными понятиями НХК являются понятия, которые рассматривают ту или иную область НХК. Основными понятиями являются – культура, ценности, традиция, этническая культура.

Культура- дослов. перевод –возделывание. В античные времена этот термин применялся по отношению к растениям, выращенном человеком в отличие от дикорастущих. Позже это понятие было перенесено на человека. В настоящее время насчитывается около 500 определений понятия культура. В рамках нашей проблематики культура-это совокупность материальных и духовных ценностей.

Ценности – первым, кто ввел это понятие в научный оборот был польский психолог В.Ф. Знанецкий в 1918 г. Он считал, что вводимое им понятие должно стать ключевым в новой дисциплине социальной психологии. Для большинства исследователей понятие ценности сродни понятию установка. Существует множество опред. понятия ценностей. К. Клакхон – ценности-это осознанное или неосознанное характерное для индивида или группы индивидов, представления о желаемом, которое определяет выбор целей с учетом возможных последствий. Исследователь М. Рокич считал, что ценности – это устойчивая вера в то, что определенное поведение или состояние мира предпочтительнее для личности и общества, чем какое-либо другое. Наука о ценностях- аксиология.Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности А.В. Нестеренко выделил основные ценности в НХК:

Ценностное отношение к матери и материнству.

Ценность семьи и традиционных семейных отношений.

Ценность родной земли, Родины.

Ценность трудолюбия и труда.

Ценность здорового образа жизни.

Ценность знаний и умений)

Утрата этих ценностей ведет к деградации культуры в целом.

Этнос-(народ) –исторически сложившаяся на определенной территории многопоколенная совокупность людей, обладающих не только общими внешними чертами, но так же относительно стабильными общими элементами культуры и психики. Л. Гумилев считал, что этнос- это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, обладающий сознанием своего единства и противопоставляющий себя всем другим коллективам. В западной науке слово этнос употребляется реже. Большее распространение получили термины этничный и этнический.

С.В. Лурье рассматривает этническую культуру, как структуру, скрепляющую данное общество.

Традиция– множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений. Понятие «традиция» восходит к лат. traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать».

Менталитет – это склад характера, мышления, присущие данному народу. Менталитет – устойчивая совокупность психических, интеллектуальных, эмоциональных и культурных особенностей, присущих той или иной этнической группе, нации, народности. Также этот термин может быть использован для характеристики мировоззрения, образа мысли конкретного человека.

Менталитет складывается на основе общего исторического, культурного, социального и экономического развития той или иной общности.

Понятие менталитета весьма объемное и включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и многие другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей.

Этническая картина мира – С.В. Лурье считает, что – этническая картина мира представляет собой особым образом структурированное представление о мироздании, которое с одной стороны выполняет адаптивную функцию, с другой, воплощает ценностные доминанты, присущие культуре данного народа.

Все эти понятия тем или иным образом отражены в народной культуре. Ценности и этническая картина мира представлена в устном народном творчестве, в образцах декоративно-прикладного творчества. Традиция способствовала сохранению и передаче этой информации. Народная культура отражает менталитет этноса - например, задорность, открытость русского характера.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46139. Математика народов Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока 279.86 KB
  Теория отношений и действительные числа. Арабские купцы часто записывали числа словами. Дроби записывали на индийский манер: знаменатель над числителем а целую часть числа писали над числителем. Александрийские астрономы применяли смешанную десятичную – шестидесятиричную систему: целые числа в том числе числители дробей они писали по десятичной системе.
46140. Нравственное воспитание в условиях формирования учебной деятельности 478.97 KB
  Психологопедагогические основы нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.1 Состояние исследования нравственного воспитания младших школьников.2 Возможности нравственного воспитания в учебной деятельности. Действительно проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.
46141. Электромеханические приводы в металлургическом машиностроении 5.88 MB
  Толщина корочки слитка заготовки под кристаллизатором Сечение заготовки Длина заготовки подаваемой на прокат Скорость перехода заготовки в первую клеть прокатного стана
46142. Математика Древнего Египта 237.31 KB
  Действие над натуральными числами и дробями. Красные числа. При записи числа иероглифы единицы десятка сотни и т. Кроме обозначений целых чисел египтяне имели также специальные обозначения для дробей вида и дроби ; дроби обозначались специальными иероглифами а основные дроби вида обозначались знаком числа n над которым ставился знак рот “частьâ€: .
46143. Позакласна робота з математики у молодших класах 464.02 KB
  В позакласній роботі з математики з молодшими учнями велике місце займають ігри. Це головним чином дидактичні ігри, тобто ігри, зміст яких допомагає розвитку окремих операцій на мислення або засвоєнню рахівних прийомів, навиків в швидкості рахунку та інше. Цілеспрямоване включення гри в той чи інший вид позакласної роботи підвищує інтерес дітей до цієї роботи, підсилює ефект самого вивчення
46144. ПРОГРАММИРОВАНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 543 KB
  Другой пример алгоритма – поиск минимального числа х в последовательности из n чисел 12 . Процесс продолжается до тех пор пока не будут просмотрены все n чисел. ниже диапазон представления чисел в машине. Для представления команд в виде чисел необходимо иметь две кодирующие таблицы.
46145. Компьютерные информационные технологии в финансовом менеджменте 50.45 KB
  Информатизация – это интенсивный процесс производства получения и использования информации в целях управления предприятием бизнеспроцессом и другими структурами. ИТ – процессы преобразования переработки и передачи информации для получения нужного результата. Это требует в условиях возрастающих объемах информации перехода к работе со знаниями интеллектуализация. База данных – взаимосвязанная совокупность файлов обеспечивающая эффективность работы с большими объемами информации.
46146. Особенности развития личности одаренного ребенка и его проблемы социализации 299.57 KB
  Понятие и определение одаренности у детей Сложности психического развития одаренных детей. Особенность адаптации одаренных детей Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе.
46147. Бизнес-план. Компьютерный клуб «Chicago» 337.5 KB
  В случае стабильного получения запланированной прибыли уже через несколько лет он будет иметь возможность открыть свои филиалы в любом районом центре Актюбинской области. Как давно вы увлекаетесь компьютерными играми меньше года от 1 до 3 лет более 3х лет 11. Ваш возраст от 6 до 16 лет от 16 до 25 лет от 25 и старше В анкетировании приняло участи 50 человек. Результаты анкетирования 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 нет от 3 до 5 высокий уровень до 2 часов с 14 до 19 от 10 до 30 минут просто поиграть ction развлечение меньше...