85313

Методология и методы изучения народной художественной культуры

Доклад

Культурология и искусствоведение

Виды научных исследований в области НХТ. Теоретические исследования НХК выявление сущности принципов функций закономерностей развития НХТ и т. Фольклористические исследования фиксирующие образцы НХТ выявляющие особенности жанров сказки песни театральные тексты и т. Понятие модели в педагогике возможности педагогического моделирования в разработке направлений развития объединений и организаций занимающихся НХТ.

Русский

2015-03-24

33.46 KB

69 чел.

Методология и методы изучения народной художественной культуры.

Виды научных исследований в области НХТ.

Методологические основы научных исследований. Понятие концепции. Труды выдающихся отечественных мыслителей (Н.Бердяев, В. Соловьев, Трубецкого) в осмыслении роли НХК в истории России.

Теоретические исследования НХК (выявление сущности, принципов, функций, закономерностей развития НХТ, и т.д.).

Прикладные исследования: изучение конкретных процессов и явлений в развитии НХК.

Проблематика исследований НХК.

Этнологические исследования, раскрывающие взаимосвязи традиционного уклада жизни, национального характера и своеобразие художественного творчества того или иного народа.

Фольклористические исследования, фиксирующие образцы НХТ, выявляющие особенности жанров (сказки, песни, театральные тексты, и т.д.). Знакомство с историей русской фольклористики.

Искусствоведческие исследования, направленные на анализ художественно-эстетических особенностей любительского искусства (художников-самоучек, самодеятельных авторов).

Социологические исследования, выявляющие роль и место НХК в жизни этноса, тенденции и социальные факторы развития.

Педагогические исследования НХК, помогающие определить духовно-нравственные ценности и творческие способности личности в процессе непрофессиональной художественной деятельности. Знакомство с современными моделями этнохудожественного образования.

Методы исследований.

Теоретические методы исследований. Анализ научной литературы.

Системный анализ. Понятие системы.

Педагогическое моделирование. Понятие модели в педагогике, возможности педагогического моделирования в разработке направлений развития объединений и организаций, занимающихся НХТ.

Эмпирические методы. Понятие об эмпирических методах и их роли в изучении НХТ.

Анкетирование: требования к разработке анкет, выбор объектов анкетирования, обработка анкетного материала.

Наблюдение: виды наблюдений, требования к составлению плана наблюдений, анализ данных.

Тестирование, беседы, социометрия.

Анализ и контент-анализ, позволяющие раскрыть художественно-эстетические особенности НХТ, уровень исполнительства, выделить конкретные смысловые единицы фольклорных текстов, авторских произведений, а также документации художественно-творческих любительских коллективов.

Педагогический эксперимент. Моделирование содержания, форм и методов экспериментального педагогического процесса. Критерии и методы диагностики эффективности педагогического эксперимента. Оформление результатов.

Использование компьютерных средств при проведении эмпирических исследований.

Фольклоризм в искусстве и культуре.

Понятие фольклоризма (Л,Себийо, М.К. Азадовский, Ю.М.Соколов). Определение В.А.Жирмунского. Характеристика «советского фольклоризма» 60-х годов XX века (самодеятельное искусство).

Трактовка фольклоризма в западно-европейской науке (Х.Модер, К.Баузингер).

Фольклоризм в театре, музыке, других видах профессионального искусства, в области туризма, массовых развлечений, и т.п.

Исторические периоды фольклоризма в искусстве (цитирование, заимствование элементов, использование отдельных форм).

Типы объединений- «коллективов» народного творчества.

Понятие коллектива НХТ. Классификация коллективов НХТ: по типу организации (государственные и стихийные), ориентации по видам искусства (танцевальные, инструментальные), по жанрам (бальный танец, академический хор, авторская песня), по возрасту (детский, юношеский, пенсионеров).

Структура организации творческих непрофессиональных коллективов: принципы подбора участников, способ управления, особенности подбора репертуара, цели и задачи деятельности.