85315

Научные предпосылки формирования курса «Теория и история народной художественной культуры»

Доклад

Культурология и искусствоведение

Этнология сравнительная дисциплина целью которой является описание культуры а изначально и физических обличий между народами и объяснение таких различий по средствам реконструкции истории развития народов миграции и взаимодействия этносов. Эта концепция рассматривает происхождение культуры и культурных элементов в первобытном состоянии человечества. История культуры представляется как непрерывный процесс прямолинейный процесс перехода от простого к более сложному.

Русский

2015-03-24

35.12 KB

4 чел.

Научные предпосылки формирования курса «Теория и история народной художественной культуры».

Этнология – сравнительная дисциплина, целью которой является описание культуры, а изначально и физических обличий между народами, и объяснение таких различий по средствам реконструкции истории развития народов, миграции и взаимодействия этносов.
Лурье написал исследование «Историческая этнология». Рассматривает НХК, ее роль и значение в истории человечества.
Теория эволюционизма появилась в XVIII веке и получает широкое распространение в XIX-ХХ веках. Такая теория делает попытку открыть универсальный источник и универсальные законы развития человеческих культур. В рамках такой теории есть несколько концепций.
Дж. Ламарк предположил, что все виды живых существ в процессе развития приобретают свойства, позволяющие им приспосабливаться к окружающей среде, а потом эти свойства передаются путем наследования.
Теория Дарвина об эволюции и естественном отборе («Происхождение видов»).
Тайлор «Первобытная культура» и Лаббок «Происхождение цивилизаций».
Эта концепция рассматривает происхождение культуры и культурных элементов в первобытном состоянии человечества.
С точки зрения эволюционизма развитие любого культурного элемента изначально предопределенно. Его более поздние формы в зачаточном состоянии, так или иначе, представлены в каждой культуре.
История культуры представляется как непрерывный процесс, прямолинейный процесс перехода от простого к более сложному.
Теория диффузионизма (Ратцель Ф). По его мнению ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой приспосабливается человеческие общества. Основополагающий фактор в истории человечества Ратцель видит в передвижении народов.
С точки зрения диффузионизма развитие культуры или различных элементов культуры представляется как процесс их распространения из одного или нескольких культурных кругов.
Последватели теории культурных кругов:
• Фробениус Л. «Естественнонаучное учение о культуре»
• Гребнер Ф. «Метод этнологии»
• Копперс В. «Настольная книга по методам культурно-исторической этнологии»
Представители теории сводили все развитие первобытного общества к нескольким первым культурным кругам, каждый из которых включал определенный набор культурных элементов. Они также считали, что на протяжении развития человечества устанавливались связи между отдельными элементами культуры и в результате этого оформлялись культурные круги на каком-либо географическом пространстве.
Каждый элемент культуры возникает лишь однажды, а в дальнейшем сочетается в определенных культурных кругах. Культурные компоненты распространяются затем в другие области земли, поэтому варианты культур могли возникнуть лишь в результате миграции или смешении народов.
Теория функционализма (возникла в Германии и в Англии). В Германии ее основоположником является Туривольд, а в Англии – Малиновский. В своих работах внимание исследователи сконцентрировали на исследованиях связи между отдельными сферами общественной жизни. Исторический процесс непознаваем, а попытки исследования длительной эволюции культурных элементов бессмысленны.
Задачи этнологии состоят в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязи и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной культуры в не ее связи с другими культурами.
Культура, по мнению ученых, служит нуждам индивида и трем его важным потребностям:
1. Необходимость пищи;
2. Удовлетворение других потребностей;
3. Производные труда, защите, социальном контроле, контроле за жизнерождением и интегративным потребностям:
• Психологическая безопасность
• Социальная гармония
• Цели жизни
• Законы.
Этническая история рассматривается как часть исторической науки. Эта наука рассматривает исторические развития тех или иных этносов, их роль и место в истории различных стран, эпох цивилизаций.

Концепции Гумилева: этносфера; в истории людей и истории природы; от Руси до России, этногенез и биосфера Земли.
Концепция этногенеза принадлежит Гумилеву. Он утверждал, что люди – своего рода организмы, живущие в коллективах, возникающие и исчезающие в историческом времени. Такие коллективы – этносы. Процесс от возникновения до распада коллектива – этногенез.
Гумилев предполагал, что у каждого этноса есть свое начало и конец. Этнос зарождается, взрослеет и умирает. Возникновение этноса проходит стадию подъема, перегрева и медленного спада за 1200-1500 лет, после чего либо распадается, либо сохраняется как реликт (состояние, когда само изменение этноса неощутимо). Каждый этнос или суперэтнос возник в следствии микромутации, изменяя бытующий стереотип поведения на новый, более жизнеспособный.
НХК связана с другими областями научного знания: этнология, этнография, антропология,


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2592. Спілкування як інструмент професійної діяльності 118.5 KB
  Поняття професійна мова і ділова мова. Спілкування і комунікація. Функції спілкування. Типи і форми професійного спілкування. Поняття про ділове спілкування. Основні закони спілкування. Поняття про ораторську (риторичну) компет...
2593. Науковий стиль і його засоби у професійному спілкуванні 246 KB
  Науковий стиль і його засоби у професійному спілкуванні. Становлення і розвиток наукового стилю української мови. Особливості наукового тексту і професійного наукового викладу думки. Мовні засоби наукового стилю...
2594. Основи інформатики. Теорії інформаційних систем та обчислювальної техніки 188.25 KB
  Предмет та основні поняття інформатики. Інформаційна система. Інформаційні технології. Кодування даних. Системи числення. Позиційні системи числення. Архітектура обчислювальної системи. Класифікація комп'ютерів. Архітектура комп'ютера
2595. Навчальна робота в аудиторії. Лекційні заняння 49.67 KB
  Лекція — це один із найважливіших різновидів навчальних занять. Слухання лекції  Перешкоди слуханнюлекції  Конспектування лекції. Труднощі конспектування. Скорочення інформації при конспектуванні  Недоцільніс...
2596. Юные знатоки физики 30.35 KB
  Юные знатоки физики Цели: Воспитательные: Привитие навыков культурного общения. Выявление способностей детей. Развивающие: Формирование умений делать опыты и пользоваться измерительными приборами, Развивать умения творчески...
2597. Позакласне (додаткове) читання світової літератури в школі 25.07 KB
  Сутність поняття позакласне читання. Значення позакласного читання учнів. Принципи організації позакласного читання. Принципи добору творів для позакласного читання. Організація системи позакласного читання. Методичні прийоми орг...
2598. Електричний струм в напівпровідниках 147.83 KB
  Характеристика електропровідності. Провідність речовин. Власна і домішкова провідність напівпровідників. Електропровідність речовин характеризується наявністю великої кількості вільних зарядів та їх рухливістю. В провідниках є вели...
2599. Психологическая характеристика подросткового возраста 210.9 KB
  Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте Подростковый возраст 10-16 лет. Четких границ нет (13-16 мальчики и 12-15 девочки). Относится к числу переходных и критических периодо...
2600. Моя професія - бухгалтер. Професійна орієнтація 190 KB
  Професійна орієнтація — система організації та проведення навчально-виховної роботи, спрямованої на засвоєння студентами необхідних знань про соціально-економічні і психофізіологічні умови правильного вибору професії, формування у них уміння аналізувати вимоги професії до психологічної структури особистості