85315

Научные предпосылки формирования курса «Теория и история народной художественной культуры»

Доклад

Культурология и искусствоведение

Этнология сравнительная дисциплина целью которой является описание культуры а изначально и физических обличий между народами и объяснение таких различий по средствам реконструкции истории развития народов миграции и взаимодействия этносов. Эта концепция рассматривает происхождение культуры и культурных элементов в первобытном состоянии человечества. История культуры представляется как непрерывный процесс прямолинейный процесс перехода от простого к более сложному.

Русский

2015-03-24

35.12 KB

4 чел.

Научные предпосылки формирования курса «Теория и история народной художественной культуры».

Этнология – сравнительная дисциплина, целью которой является описание культуры, а изначально и физических обличий между народами, и объяснение таких различий по средствам реконструкции истории развития народов, миграции и взаимодействия этносов.
Лурье написал исследование «Историческая этнология». Рассматривает НХК, ее роль и значение в истории человечества.
Теория эволюционизма появилась в XVIII веке и получает широкое распространение в XIX-ХХ веках. Такая теория делает попытку открыть универсальный источник и универсальные законы развития человеческих культур. В рамках такой теории есть несколько концепций.
Дж. Ламарк предположил, что все виды живых существ в процессе развития приобретают свойства, позволяющие им приспосабливаться к окружающей среде, а потом эти свойства передаются путем наследования.
Теория Дарвина об эволюции и естественном отборе («Происхождение видов»).
Тайлор «Первобытная культура» и Лаббок «Происхождение цивилизаций».
Эта концепция рассматривает происхождение культуры и культурных элементов в первобытном состоянии человечества.
С точки зрения эволюционизма развитие любого культурного элемента изначально предопределенно. Его более поздние формы в зачаточном состоянии, так или иначе, представлены в каждой культуре.
История культуры представляется как непрерывный процесс, прямолинейный процесс перехода от простого к более сложному.
Теория диффузионизма (Ратцель Ф). По его мнению ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой приспосабливается человеческие общества. Основополагающий фактор в истории человечества Ратцель видит в передвижении народов.
С точки зрения диффузионизма развитие культуры или различных элементов культуры представляется как процесс их распространения из одного или нескольких культурных кругов.
Последватели теории культурных кругов:
• Фробениус Л. «Естественнонаучное учение о культуре»
• Гребнер Ф. «Метод этнологии»
• Копперс В. «Настольная книга по методам культурно-исторической этнологии»
Представители теории сводили все развитие первобытного общества к нескольким первым культурным кругам, каждый из которых включал определенный набор культурных элементов. Они также считали, что на протяжении развития человечества устанавливались связи между отдельными элементами культуры и в результате этого оформлялись культурные круги на каком-либо географическом пространстве.
Каждый элемент культуры возникает лишь однажды, а в дальнейшем сочетается в определенных культурных кругах. Культурные компоненты распространяются затем в другие области земли, поэтому варианты культур могли возникнуть лишь в результате миграции или смешении народов.
Теория функционализма (возникла в Германии и в Англии). В Германии ее основоположником является Туривольд, а в Англии – Малиновский. В своих работах внимание исследователи сконцентрировали на исследованиях связи между отдельными сферами общественной жизни. Исторический процесс непознаваем, а попытки исследования длительной эволюции культурных элементов бессмысленны.
Задачи этнологии состоят в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязи и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной культуры в не ее связи с другими культурами.
Культура, по мнению ученых, служит нуждам индивида и трем его важным потребностям:
1. Необходимость пищи;
2. Удовлетворение других потребностей;
3. Производные труда, защите, социальном контроле, контроле за жизнерождением и интегративным потребностям:
• Психологическая безопасность
• Социальная гармония
• Цели жизни
• Законы.
Этническая история рассматривается как часть исторической науки. Эта наука рассматривает исторические развития тех или иных этносов, их роль и место в истории различных стран, эпох цивилизаций.

Концепции Гумилева: этносфера; в истории людей и истории природы; от Руси до России, этногенез и биосфера Земли.
Концепция этногенеза принадлежит Гумилеву. Он утверждал, что люди – своего рода организмы, живущие в коллективах, возникающие и исчезающие в историческом времени. Такие коллективы – этносы. Процесс от возникновения до распада коллектива – этногенез.
Гумилев предполагал, что у каждого этноса есть свое начало и конец. Этнос зарождается, взрослеет и умирает. Возникновение этноса проходит стадию подъема, перегрева и медленного спада за 1200-1500 лет, после чего либо распадается, либо сохраняется как реликт (состояние, когда само изменение этноса неощутимо). Каждый этнос или суперэтнос возник в следствии микромутации, изменяя бытующий стереотип поведения на новый, более жизнеспособный.
НХК связана с другими областями научного знания: этнология, этнография, антропология,


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59798. Вебінар – сучасний елемент дистанційної освіти 152 KB
  Основа вебінару – програмне забезпечення віртуальний клас яке дозволяє організувати спілкування між географічно віддаленими користувачами в режимі реального часу. Незважаючи на те що схема проведення вебінару виглядає досить простою слід зауважити що і рівні проведення вебінару теж бувають різні. Відмінність вебінару від відеоконференції полягає в можливості іноді досить великої кількості глядачів перетворюватися на реальних співрозмовників при наявності встановленого мікрофона і ще краще – вебкамери відеокамери.
59799. Сценарій випускного вечора 59 KB
  Організатор: Свіча гарячий віск проронить Раптовим подихом чудес Здається можна у долоні Піймати зірку із небес І між майбутнім і минулим Дитинством і безмежжям мрій Неначе міст ми протягнули Сьогодні...
59800. Сценарій родинного свята «Вечорниці» 48.5 KB
  Виходять господар та господиня. Господиня: Добрий вечір добрі люди Господар: Доброго вам здоров’ячка Господиня: ня: Будьмо знайомі: я Оксана господиня цієї хати. Господиня: У нас частенько збирається молодь.
59801. Бал в Королівстві Квітів 69.5 KB
  Для кожного вчителя випускники підготували листівку квіткову асоціацію і вручають їм після привітань разом з квітами 11класник. 11класник. Ми покидаєм щоб вернутись До вас у згадці про всіх нас 11класник.
59802. Василь Сухомлинський – красиве і горде імя 84 KB
  Мета: вшанувати память великого педагога і письменника В.О. Сухомлинського; виховувати любов і поважне ставлення до творчості письменника; формувати загальнолюдські цінності.
59804. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР «МНЕ НЕ ВСЕ РАВНО, А ТЕБЕ?» 45.5 KB
  Вопросы: в скобках ответы Что является возбудителем СПИДа ВИЧ Что обозначает слово ВИЧ Вирус иммуннодефицита человека Как расшифровывается СПИД Синдром приобретенного иммунодефицита Кто болеет СПИДом Люди: взрослые и дети...
59805. Учителю, низький тобі уклін! 110 KB
  1й ведучий Мудрий далекоглядний самовідданий терплячий лагідний і суворий все це ти дорогий наш учителю 2й ведучий Вам шановні педагоги 3й ведучий Вам дорогі наші порадники і наставники Всі разом Присвячуємо наш концерт 3й ведучий...
59806. Ісус Христос – ідеал для наслідування 58.5 KB
  Одній милій француженці на ім’я Габріель що жила у минулому столітті і в очищеному серці часто чула голос Спасителя якось Учитель сказав: €œДивися на Моє життя як на зразок з якого ти повинна списувати як маленька дівчинка свої учнівські роботиâ€. Бо є тільки мить між минулим і майбутнім саме вона називається життям. Звідти ти побачиш світ і власне життя в інших вимірах в інших цінностях. Життя кожної людини уподібнене дорозі на вершину гори.