85320

Характеристика архаического и традиционного общества

Доклад

Культурология и искусствоведение

АРХАИЧНОЕ ОБЩЕСТВО это общество выделившееся из природного мира на самых ранних фазах своего существования. Общество локально. Общество напоминает острова разбросанные в природном океане. Архаичное общество охватывает длительный период человеческой истории включающий в себя и самые ранние первобытные формы общественной жизни и более поздние с уже сложившимися властными и экономическими институтами: царскими династиями рабо и землевладением всем тем что подпадает под емкое хотя и географически неточное определение К.

Русский

2015-03-24

38.79 KB

8 чел.

Характеристика архаического и традиционного общества.

АРХАИЧНОЕ ОБЩЕСТВО - это общество, выделившееся из природного мира на самых ранних фазах своего существования. Оно зависит от природы во всех своих проявлениях.
Укажем на некоторые черты архаичного общества:
Производственные технологии включают в себя два обязательных компонента: присваивающие и производящие формы хозяйства.  К первым принадлежит охота, в том числе и на людей, собирательство и рыболовство; ко вторым - земледелие и скотоводство. Соотношение между ними постепенно меняется в пользу вторых.
Социальные технологии организованы по родовому принципу.  Так строится и социальная иерархия, и социальная солидарность. Все социальные институты, в т.ч. собственность, власть сокрыты под природной оболочкой. Общество локально. Роды, племена, союзы, обладающие собственной территорией, отделены друг от друга неодолимыми расстояниями. Контакты между ними редки и враждебны. Общество напоминает острова, разбросанные в природном океане.
Архаичное общество охватывает длительный период человеческой истории, включающий в себя и самые ранние («первобытные») формы общественной жизни и более поздние с уже сложившимися властными и экономическими институтами: царскими династиями, рабо- и землевладением - всем тем, что подпадает под емкое, хотя и географически неточное определение К.Маркса - «азиатский способ производства».
Религиозные мировоззрения:
-фетешизм – поклонение природным предметам: камням и деревьям
- тотемизм – поклонение животным, сложилось  вследствии низких производственных технологий
Произовдственные технологии включают в себя два обязательных компонента: присваевающее и производящее хозяйство.
Таким образом, архаичное общество подчинено природе.  Оно не только развивается в соответствии с ее ритмами, но и ограничено созданными ею пределами. Более того, в его проявлениях явственно проступают черты животного мира.
Вместе с тем, архаичное общество открывает историю человека. Оно обладает собственной культурой.
Основу архаичной культуры образует мифологическая ментальность людей, к ней принадлежащих, иначе говоря, МИФ.
Эта ментальность глубоко отлична от современной нам тем, что она не знает законов логики и вполне может допустить одновременное пребывание одного и того же существа в разных местах; не обращает внимание на противоречия и стремится сложить из самых разнородных элементов законченную картину (Л.Леви-Брюль).
Миф - это чувственная, целостная картина мира. Для него свойственны:1) гармоничное сочетание знаний, почерпнутых из практического опыта, и сверхъестественных, фантастических образов; 2)коллективная природа происхождения и существования;
3)полное погружение человека в миф;  4)собственные ритуалы, практические действия, подтверждающие участие человека в мифе.
По внешней форме миф - связное повествование, рассказанная история на избранные темы: происхождения богов, природы, человека, народа, их жизни и гибели.
По существу, миф - это действительность, в которой рождается, живет и умирает человек архаичного общества.
Мифы создают свою собственную ритуальную практику, в которую входит магия как особый способ восприятия и изменения мира при помощи подручных средств. С точки зрения современной науки, магия - ложное знание и бесплодное искусство (Дж.Фрезер). С точки зрения человека, погруженного в миф, магия - единственный способ овладеть миром.
Мифы создают систему норм поведения в виде табу - абсолютных запретов на конкретные поступки, а также на их символические обозначения, на людей, предметы, слова.
Мифы предполагают собственную систему символов, маркирующих наиболее важные моменты повествования и ритуалов. Одним из таких символов является ТОТЕМ - племенной знак, указывающий на прародителя, как правило, из мира диких зверей.
Ритуальные действия, магические практики, символизация окружающего мира - вот основания, из которых прорастает искусство как особый вид человеческой деятельности, в котором реализуются сущностные силы человека В архаичном обществе искусство есть лишь функция мифа, существующая слитно с другими мифологическими практиками. С помощью мифа человек постигает окружающую действительность.
Мышление архаичного человека было прологично, т.е. не опиралось на логическое мышление и выводы.

Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций господствует в нём над развитием. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества фактически стремится сохранить в неизменном виде сложившиеся в ней социокультурные устои жизни.

Для традиционного общества характерны:

традиционная экономика, или преобладание аграрного уклада (аграрное общество),

стабильность структуры,

сословная организация,

низкая мобильность,

высокая смертность,

низкая ожидаемая продолжительность жизни[источник не указан 135 дней].

Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, холистичное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением.

Согласно сформулированной в 1910–1920 гг. Л. Леви-Брюлем концепцией, людям традиционных обществ присуще дологическое («prelogique») мышление, не способное к усмотрению противоречивости явлений и процессов и управляемое мистическими переживаниями сопричастия («participation»)[1].

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.

Традиционные общества, как правило, авторитарны и не плюралистичны. Авторитаризм необходим, в частности, для пресечения попыток несоблюдения традиций или их изменения.

В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены — нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.

В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живёт в локальном сообществе (например деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.

Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83240. Разработка производственной программы предприятия 46.29 KB
  Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции и услуг, которые: отвечают чётко определённым потребностям; удовлетворяют требованиям потребителя; соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям; отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества...
83241. ТЭО малого предприятия 105.91 KB
  Цель курсовой работы – получение навыков написания ТЭО деятельности малого производственного предприятия, исходя из заданных условий. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: рассчитать потребности в основном и оборотном капитале для открытия малого предпринимательства...
83243. Применение системы Mathcad для исследования численных методов 624.4 KB
  Целью данной курсовой работы является изучение численных методов при помощи системы Mathcad. Изучение основных операций с программой, изучение различных способов программирования, наглядное изучение текстового и графического редактора, и самой системы в целом.
83244. Экономика отрасли лекции 461 KB
  Отрасль в условиях рынка. Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект рыночной экономики. Экономический анализ и бизнес-планирование. Трудовые ресурсы, их эффективность. Оплата труда. Товарные запасы и показатели эффективности их использования..
83245. Этногенез восточнославянских племен. Формирование древнерусской государственности. Основные историографические теории образования государства 37.5 KB
  Основные историографические теории образования государства. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства: Возникновение древнерусского государства связывают с объединением политических центров в Новгороде и Киеве князем Олегом в 882 г.
83246. Эмоциональный интеллект 18.93 KB
  Представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию чувствам и мыслям; определить эмоции других людей через произведения искусств речь звуки внешний вид и поведение точно выражать эмоции и потребности связанные с данными чувствами; дифференцировать истинные и ложные выражения чувств.
83247. Нелинейное и динамическое программирование 42.96 KB
  Задача поиска наибольшей увеличивающейся подпоследовательности: дана последовательность требуется найти самую длинную возрастающую подпоследовательность. Задача о редакционном расстоянии расстояние Левенштейна: даны две строки требуется найти минимальное количество стираний...
83248. АННА КОМНИНА 20.26 KB
  Старшая дочь византийского императора Алексея I и Ирины Дукены, одна из образованнейших женщин своего времени, автор прозаического эпоса «Алексиада» о деяниях ее отца. Биографические сведения о писательнице содержатся в ее сочинении, в прологе к ее завещанию и в монодии...