85328

Основные принципы формирования понятия народной художественной культуры

Доклад

Культурология и искусствоведение

До сих пор понимание предметного поля каждого ил этих образований народной к остается весьма дискурсивным. Тем более что ряд наук филология история этнография искусствоведение претендовали в разные годы на всеобъемлющую роль в изучении народной культуры преувеличивая значение для последней своих проблем. Нельзя не сказать и о том что в России ситуация усугубляется за счет потерянных народной художественной культурой ориентиров развития в ХХ в.

Русский

2015-03-24

38.78 KB

4 чел.

Основные принципы формирования понятия народной художественной культуры.

Народная художественная культура - широко используемое понятие, но при всей кажущейся простоте определить ею границы, пере хотя бы основные ею слагаемые и дать им характеристику сложно даже для специалистов. Причин тому несколько.  Во— первых, народная художественная культура имеет сложную и  подвижную иерархическую структуру с тенденцией к постоянной смене составляющих ее элементов, включает явления как материального, так и духовного порядка, которые предстают в ней одновременно и эстетической. и утилитарной сторонами.  Во- вторых, народная художественная культура полисоциальна, имеет конкретно- исторические формы бытования, изменяется вместе е образом жизни народа, связывается с разными социальными группами и понять роль каждой из них в культурно-творческом процессе задача также не из легких.  В-третьих, народная художественная культура понятие собирательное, соединившее разнопорядковые явления, каждое из которых нередко требует определения его границ и сущности. Это касается таких основополагающих  категорий,  как декоративно- прикладное  искусство, фольклор, \художественная самодеятельность, современное любительское творчество. До сих пор понимание предметного поля каждого ил этих образований народной к остается весьма дискурсивным.  В- четвертых. фольклористика, теория народного искусства, теория художественной самодеятельности долгое время  долгое время изучали проблемы своего предмета, но не смогли выйти на уровень исследования общих вопросов НХК как целостного явления или как подсистемы художественной культуры, хотя такие попытки известны. Тем более, что ряд наук (филология, история, этнография, искусствоведение) претендовали в разные годы на всеобъемлющую роль в изучении народной культуры, преувеличивая значение для последней своих проблем. Нельзя не сказать и о том, что в России ситуация усугубляется за счет потерянных народной художественной культурой ориентиров развития в ХХ в., когда насильственно отторгались по идеологическим причинам национальные традиции, праздники и обряды, различные формы традиционной творческой деятельности широких слоев народа. Нельзя понимать народную художественную культуру как установленную однажды заданность, развивающуюся только в крестьянской среде. Об особой роли крестьянства, деревни в истории народной культуры в дальнейшем повествовании придется мною говорить, но народная культура результат творчества всего на рода, а не одной только ею части. Народную культуру можно представить как процесс творчества разных социальных групп и одновременно постоянного накопления, фиксации, обогащения, отторжения, видоизменения ее разнообразных форм, жанров, элементов и как результат длительного исторического развития, наложения, наслоения пластов разных субкультур, включающих прошлое и современное, индивидуальное и коллективное, устное и письменное. В народную художественную культуру можно включить процесс коллективного и индивидуального создания ценностей (творчество), результаты этого процесса (материализованные, вещественные и духовные) и бытование, распространение; функционирование произведений культуры в обществе.  С одной стороны, народная художественная культура входит в общую систему народной культуры (наряду с народной медициной, народной метрологией, народной кухней, народной моралью и др.);  с другой — она является одной из подсистем более глобальной системы художественной культуры общества, включается в ее структуру, взаимодействует со всеми ее образованиями. Очевидно, народная художественная культура предстает в этих связях как многомерное явление, имеющее сложные пограничные образования как с народной культурой в целом, так и с элитарным и массовым искусством. В условиях социальной дифференциации народная культура сохраняет свое универсальное значение как общенациональная ценностная система. Поэтому в нашем понимании народная художественная культура — целостная и самодостаточная система духовной жизни народа, результат и процесс бытовой, а также социально-организованной творческой деятельности всех слоев общества (крестьянства, рабочих, мещан, интеллигенции, купечества, студенчества и множества других групп), осуществляемой ими в соответствии с архетипами народной философии, эстетики, морали, психологии, народной веры и менталитета. В народной художественной культуре очевидны два взаимодополняющих слоя:  традиционных  и инновационных образований, системообразующих содержательных, жанровых, стилевых, функциональных ее элементов. Это касается фольклора, традиционного прикладного и изобразительного народного искусства, всех форм современного любительского творчества, художественной самодеятельности. Безусловно, что соотношения традиционных и инновационных элементов в этих формах будут различными. С учетом изложенного предлагается следующее определение основных структурных образований современной народной худо художественной культуры — фольклора, художественной самодеятельности, неофольклора, фольклоризма, декоративно-прикладною и художественно-прикладного искусства. Фольклор (устно-поэтический, музыкально-драматический) — бытовая традиционная для этноса духовная философско-эстетическая культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в результате многовекового коллективного творчества путем устной коммуникации, проявляющаяся в бесконечной множественности индивидуально-личностных вариантов. Художественная самодеятельность — социально-организованное творчество, ориентированное на воспроизводство и развитие существующих образцов (произведений, изделий) элитарной, массовой или фольклорной культуры посредством специального обучения определенной части населения художественным навыкам и умениям. Неофольклор — бытовое художественное творчество, творчество неформализованною досугового характера, включающее одновременно формы фольклора, массового и профессионального искусства, художественной самодеятельности, отличающееся эстетическим многообразием, стилевой и жанровой неустойчивостью и выступающее “второй” волной в современной фольклорной куль туре. Фольклоризм, или вторичный фольклор, — сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления. Декоративно-прикладное и художественно-прикладное искусство, изобразительный фольклор — овеществленный, материализованный, слой народной культуры, отражающий в образно-эстетической форме самосознание, менталитет этноса, имеющий как фольклорные, так и специализированные формы. Понятие “современная” в данной работе используется в плане конкретно-историческом, т. е. отражает временные содержательные, эстетические, формообразующие характерные явления инновационные по существу, В понятие Народ включается все население страны или ее региона, имеющее либо географический, либо административно-территориальный, либо этнический статус, который выступает субъектом (творцом) и одновременно объектом художественной культуры, отвечающей определенным, характеристикам и нормам, присущей ей как народной. В связи с тем что понятия “архаическая”, “традиционная”, “аутентичная” по отношению к народной культуре используются нередко как равнозначные, необходимо определить смысл каждого из них. Архаическая культура имеет древнее крестьянское происхождение и связана с эпохой земледельческого календаря. Традиционная культура определяет качественные и наиболее устойчивые, сложившиеся, проявившие свою безусловную ценность параметры (качество, свойства, характеристика) народной культуры; это культура, ставшая общезначимой для всех или по крайней мере для большинства социальных групп. Аутентичная культура — наиболее типический слой культуры, существующий в любой маргинальной среде. Это первичная, изначальная и сохранившая свою актуальность народная культура, образец и символ самою ценного в эстетическом и духовном отношении слоя культуры любой социальной группы. Поэтому можно говорить об аутентичной культуре крестьянства, рабочих, интеллигенции и т.п.. Понятия “аутентичная” и “традиционная” о тесно соприкасаются в характеристике народной культуры. При этом в каждом случае, в каждой теме, лекции в ходе дальнейшего изложения будут даны и более пространные, конкретизированные определения как указанных основополагающих явлений народной художественной культуры, так и более локальных, производных, частных ее характеристик. Безусловно, читателю необходимо учитывать некоторую условность, обобщенность трактовки предложенных определений. Они отражают тот уровень научного раскрытия сущности народной культуры, который сложился в современной фольклористике и теории художественной культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19467. Не коммерческие юридические лица 29.5 KB
  Не коммерческие юридические лица. Некоммерческие организации могут создаваться в форме: общественных или религиозных организаций объединений некоммерческих партнерств учреждений автономных некоммерческих организаций социальных благотворительных и иных фондов...
19468. Понятие и виды обязательств 31 KB
  Понятие и виды обязательств. Обязательство это гражданское правоотношение в силу которого одно лицо должник обязано совершить в пользу другого лица кредитора определенное действие передать вещь выполнить работу либо воздержаться от определенного действия а кре...
19469. Понятие и виды юридических лиц 23.5 KB
  Понятие и виды юридических лиц. Юридическое лицо́ организация имеющая в собственности хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество в соответствии с которым отвечают по обязательствам. Виды. Юр.Лица бывают: Коммерческие Тов...
19470. Понятие и классификация вещей 30.5 KB
  Понятие и классификация вещей Вещи объекты гражданских прав имеющие материальную осязаемую форму товара имеют следующую классификацию: недвижимые объекты перемещение которых затруднено в связи с их особой связью с землей земельные участки леса здания...
19471. Основні види архітектури ВМ 14.02 KB
  Основні види архітектури ВМ. По разрядности интерфейсов и машинных слов: 8 16 32 64 128 разрядные ряд ЭВМ имеет и иные разрядности По особенностям набора регистров формата команд и данных: CISC RISC VLIW; По количеству центральных процессоров: однопроцессорные многопроцесс
19472. Основные характеристики ЭВМ 15.34 KB
  Основные характеристики ЭВМ быстродействие. Оно часто измеряется в единицах которые называются ФЛОПС количество арифметических операций в секунду. Первые ЭВМ имели быстродействие в несколько сотен ФЛОПС современные суперЭВМ достигают скорости в несколько десят...
19473. Режим роботы компьютеров 14.84 KB
  Существует несколько режимов работы ЭВМ эти режимы имеют свои преимущества и недостатки. Монопольный режим один пользователь решает одну задачу. Это исторически первый режим работы ЭВМ. Первые машины были спроектированы только на такую работу. Этот режим отличаетс
19474. Арифметико-логічний пристрій (АЛП) 13.06 KB
  Арифметикологічний пристрій АЛП. Так називається пристрій для цілочислових операцій. Арифметичні операції такі як додавання множення і ділення а також логічні операції OR AND ASL ROL і ін. обробляються за допомогою АЛП. Ці операції складають переважну більшість програмн...
19475. Структура центрального процессора 14.1 KB
  Центральный процессор основное устройство ЭВМ которое наряду с обработкой данных выполняет функции управления системой: инициирование вводавывода обработку системных событий управление доступом к сновной памяти и т.п. Организация центрального процессора ЦП опр