85328

Основные принципы формирования понятия народной художественной культуры

Доклад

Культурология и искусствоведение

До сих пор понимание предметного поля каждого ил этих образований народной к остается весьма дискурсивным. Тем более что ряд наук филология история этнография искусствоведение претендовали в разные годы на всеобъемлющую роль в изучении народной культуры преувеличивая значение для последней своих проблем. Нельзя не сказать и о том что в России ситуация усугубляется за счет потерянных народной художественной культурой ориентиров развития в ХХ в.

Русский

2015-03-24

38.78 KB

4 чел.

Основные принципы формирования понятия народной художественной культуры.

Народная художественная культура - широко используемое понятие, но при всей кажущейся простоте определить ею границы, пере хотя бы основные ею слагаемые и дать им характеристику сложно даже для специалистов. Причин тому несколько.  Во— первых, народная художественная культура имеет сложную и  подвижную иерархическую структуру с тенденцией к постоянной смене составляющих ее элементов, включает явления как материального, так и духовного порядка, которые предстают в ней одновременно и эстетической. и утилитарной сторонами.  Во- вторых, народная художественная культура полисоциальна, имеет конкретно- исторические формы бытования, изменяется вместе е образом жизни народа, связывается с разными социальными группами и понять роль каждой из них в культурно-творческом процессе задача также не из легких.  В-третьих, народная художественная культура понятие собирательное, соединившее разнопорядковые явления, каждое из которых нередко требует определения его границ и сущности. Это касается таких основополагающих  категорий,  как декоративно- прикладное  искусство, фольклор, \художественная самодеятельность, современное любительское творчество. До сих пор понимание предметного поля каждого ил этих образований народной к остается весьма дискурсивным.  В- четвертых. фольклористика, теория народного искусства, теория художественной самодеятельности долгое время  долгое время изучали проблемы своего предмета, но не смогли выйти на уровень исследования общих вопросов НХК как целостного явления или как подсистемы художественной культуры, хотя такие попытки известны. Тем более, что ряд наук (филология, история, этнография, искусствоведение) претендовали в разные годы на всеобъемлющую роль в изучении народной культуры, преувеличивая значение для последней своих проблем. Нельзя не сказать и о том, что в России ситуация усугубляется за счет потерянных народной художественной культурой ориентиров развития в ХХ в., когда насильственно отторгались по идеологическим причинам национальные традиции, праздники и обряды, различные формы традиционной творческой деятельности широких слоев народа. Нельзя понимать народную художественную культуру как установленную однажды заданность, развивающуюся только в крестьянской среде. Об особой роли крестьянства, деревни в истории народной культуры в дальнейшем повествовании придется мною говорить, но народная культура результат творчества всего на рода, а не одной только ею части. Народную культуру можно представить как процесс творчества разных социальных групп и одновременно постоянного накопления, фиксации, обогащения, отторжения, видоизменения ее разнообразных форм, жанров, элементов и как результат длительного исторического развития, наложения, наслоения пластов разных субкультур, включающих прошлое и современное, индивидуальное и коллективное, устное и письменное. В народную художественную культуру можно включить процесс коллективного и индивидуального создания ценностей (творчество), результаты этого процесса (материализованные, вещественные и духовные) и бытование, распространение; функционирование произведений культуры в обществе.  С одной стороны, народная художественная культура входит в общую систему народной культуры (наряду с народной медициной, народной метрологией, народной кухней, народной моралью и др.);  с другой — она является одной из подсистем более глобальной системы художественной культуры общества, включается в ее структуру, взаимодействует со всеми ее образованиями. Очевидно, народная художественная культура предстает в этих связях как многомерное явление, имеющее сложные пограничные образования как с народной культурой в целом, так и с элитарным и массовым искусством. В условиях социальной дифференциации народная культура сохраняет свое универсальное значение как общенациональная ценностная система. Поэтому в нашем понимании народная художественная культура — целостная и самодостаточная система духовной жизни народа, результат и процесс бытовой, а также социально-организованной творческой деятельности всех слоев общества (крестьянства, рабочих, мещан, интеллигенции, купечества, студенчества и множества других групп), осуществляемой ими в соответствии с архетипами народной философии, эстетики, морали, психологии, народной веры и менталитета. В народной художественной культуре очевидны два взаимодополняющих слоя:  традиционных  и инновационных образований, системообразующих содержательных, жанровых, стилевых, функциональных ее элементов. Это касается фольклора, традиционного прикладного и изобразительного народного искусства, всех форм современного любительского творчества, художественной самодеятельности. Безусловно, что соотношения традиционных и инновационных элементов в этих формах будут различными. С учетом изложенного предлагается следующее определение основных структурных образований современной народной худо художественной культуры — фольклора, художественной самодеятельности, неофольклора, фольклоризма, декоративно-прикладною и художественно-прикладного искусства. Фольклор (устно-поэтический, музыкально-драматический) — бытовая традиционная для этноса духовная философско-эстетическая культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в результате многовекового коллективного творчества путем устной коммуникации, проявляющаяся в бесконечной множественности индивидуально-личностных вариантов. Художественная самодеятельность — социально-организованное творчество, ориентированное на воспроизводство и развитие существующих образцов (произведений, изделий) элитарной, массовой или фольклорной культуры посредством специального обучения определенной части населения художественным навыкам и умениям. Неофольклор — бытовое художественное творчество, творчество неформализованною досугового характера, включающее одновременно формы фольклора, массового и профессионального искусства, художественной самодеятельности, отличающееся эстетическим многообразием, стилевой и жанровой неустойчивостью и выступающее “второй” волной в современной фольклорной куль туре. Фольклоризм, или вторичный фольклор, — сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления. Декоративно-прикладное и художественно-прикладное искусство, изобразительный фольклор — овеществленный, материализованный, слой народной культуры, отражающий в образно-эстетической форме самосознание, менталитет этноса, имеющий как фольклорные, так и специализированные формы. Понятие “современная” в данной работе используется в плане конкретно-историческом, т. е. отражает временные содержательные, эстетические, формообразующие характерные явления инновационные по существу, В понятие Народ включается все население страны или ее региона, имеющее либо географический, либо административно-территориальный, либо этнический статус, который выступает субъектом (творцом) и одновременно объектом художественной культуры, отвечающей определенным, характеристикам и нормам, присущей ей как народной. В связи с тем что понятия “архаическая”, “традиционная”, “аутентичная” по отношению к народной культуре используются нередко как равнозначные, необходимо определить смысл каждого из них. Архаическая культура имеет древнее крестьянское происхождение и связана с эпохой земледельческого календаря. Традиционная культура определяет качественные и наиболее устойчивые, сложившиеся, проявившие свою безусловную ценность параметры (качество, свойства, характеристика) народной культуры; это культура, ставшая общезначимой для всех или по крайней мере для большинства социальных групп. Аутентичная культура — наиболее типический слой культуры, существующий в любой маргинальной среде. Это первичная, изначальная и сохранившая свою актуальность народная культура, образец и символ самою ценного в эстетическом и духовном отношении слоя культуры любой социальной группы. Поэтому можно говорить об аутентичной культуре крестьянства, рабочих, интеллигенции и т.п.. Понятия “аутентичная” и “традиционная” о тесно соприкасаются в характеристике народной культуры. При этом в каждом случае, в каждой теме, лекции в ходе дальнейшего изложения будут даны и более пространные, конкретизированные определения как указанных основополагающих явлений народной художественной культуры, так и более локальных, производных, частных ее характеристик. Безусловно, читателю необходимо учитывать некоторую условность, обобщенность трактовки предложенных определений. Они отражают тот уровень научного раскрытия сущности народной культуры, который сложился в современной фольклористике и теории художественной культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38566. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ЮРИСТА. Учебно-методическое пособие 290 KB
  Методические указания предназначены для оказания помощи курсантам в определении темы дипломной работы в ее написании оформлении и защите по всем юридическим дисциплинам. Курсанты успешно выполнившие учебный план и сдавшие государственные экзамены должны подтвердить свою квалификацию во время защиты дипломной работы. Написание итоговой квалификационной работы трудоемкий процесс требующий от курсанта глубоких знаний умения анализировать обобщать разбираться в сложных вопросах юридической теории и практики. Выполнение и защита дипломной...
38567. Затраты, связанные с производственной деятельностью ООО «Трест – 2» 3.09 MB
  Сущность и классификация затрат Сущность затрат на производство и издержек производства не тождественны между собой в теоретическом и практическом планах как на уровне общественного производства так и в макроэкономике в отечественной и зарубежной практике. Затраты на производство отечественных предприятий состоят из их собственных денежных расходов а издержки зарубежных фирм включают нормативную прибыль [7c. Наиболее общее понятие издержек производства фирм в зарубежных учебниках определяется как затраты на вводимые факторы или...
38568. Автоматизированная система коммерческого учета топлива для автозаправочной станции с.Заречный 11.54 MB
  В задании на проектирование АЗС указывают: район или пункт строительства, количество заправок в сутки, число и продолжительность рабочих смен, способ доставки горюче-смазочных материалов на станцию, источники тепло-, энерго- и водоснабжения, канализацию, связь и радиофикацию, наименование типового проекта
38569. Анализ природоохранной деятельности ООО «ХЛЕБОКОМБИНАТ РИАТ Г. КИНЕШМА» 1.17 MB
  Сравнение приведенных данных с масштабами природоохранных капитальных затрат в зарубежных странах где они составляют 24 от ВВП свидетельствует о том что нужно существенно увеличивать вложения в природоохранные мероприятия.i – базовый норматив платы за выброс 1 т iго загрязняющего вещества в размерах не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов руб.i – базовый норматив платы за выброс 1 т iго загрязняющего вещества в пределах установленного лимита руб.
38570. Анализ сортамента и марки сталей прокатываемых на стане 1200 на ООО «ВИЗ-Сталь» 832.5 KB
  Назначение: обработка полосы анизотропной трансформаторной стали с целью улучшения электромагнитных характеристик материала. при остановке обработки рулона вызванной технологической необходимостью удаление дефектов выравнивание полосы и т. при выполнении операций допускается наличие участков полосы с двойной лазерной обработкой. Заправка полосы должна производиться путем протяжки ее от разматывателя через механизмы и системы роликов на толчковом режиме и заправочной скорости только клещами.
38571. Роль античных аллюзий в произведениях Хильды Дулиттл 375.5 KB
  Творчество Хильды Дулиттл. Роль и функции античных аллюзий в поэзии Хильды Дулиттл. Античные мотивы в сборнике стихов Хильды Дулиттл Морской сад . Дулиттл.
38573. Разработка брендбука новой организации (на примере кофейни «Coffee Shop») 348 KB
  Понятия брендбука и фирменного стиля.2 Разработка фирменного стиля кофейни Coffee Shop.3 Оценка эффективности разработанного фирменного стиля и брендбука. Однако мало просто разработать фирменный стиль для достижения максимального взаимодействия между рекламистами маркетологами дизайнерами и прочими сотрудниками необходимо создать документ содержащий в себе основные константы фирменного стиля макеты рекламной и сувенирной продукции а так же объектов документооборота.
38574. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ КЛИЕНТОВ СОЛ «РОВЕСНИК» 2.8 MB
  Язык программирования Object Pscl Среда разработки Delhi 7 СУБД SQL Нормативно-техническая документация Перечень вопросов подлежащих разработке Анализ требований Изучение и анализ предметной области задачи Разработка функциональной модели Как есть Разработка функциональной модели Как надо Обзор существующих решений Разработка технического задания Проектирование системы Построение логической модели БД Построение физической модели БД Разработка проекта системы...