85328

Основные принципы формирования понятия народной художественной культуры

Доклад

Культурология и искусствоведение

До сих пор понимание предметного поля каждого ил этих образований народной к остается весьма дискурсивным. Тем более что ряд наук филология история этнография искусствоведение претендовали в разные годы на всеобъемлющую роль в изучении народной культуры преувеличивая значение для последней своих проблем. Нельзя не сказать и о том что в России ситуация усугубляется за счет потерянных народной художественной культурой ориентиров развития в ХХ в.

Русский

2015-03-24

38.78 KB

4 чел.

Основные принципы формирования понятия народной художественной культуры.

Народная художественная культура - широко используемое понятие, но при всей кажущейся простоте определить ею границы, пере хотя бы основные ею слагаемые и дать им характеристику сложно даже для специалистов. Причин тому несколько.  Во— первых, народная художественная культура имеет сложную и  подвижную иерархическую структуру с тенденцией к постоянной смене составляющих ее элементов, включает явления как материального, так и духовного порядка, которые предстают в ней одновременно и эстетической. и утилитарной сторонами.  Во- вторых, народная художественная культура полисоциальна, имеет конкретно- исторические формы бытования, изменяется вместе е образом жизни народа, связывается с разными социальными группами и понять роль каждой из них в культурно-творческом процессе задача также не из легких.  В-третьих, народная художественная культура понятие собирательное, соединившее разнопорядковые явления, каждое из которых нередко требует определения его границ и сущности. Это касается таких основополагающих  категорий,  как декоративно- прикладное  искусство, фольклор, \художественная самодеятельность, современное любительское творчество. До сих пор понимание предметного поля каждого ил этих образований народной к остается весьма дискурсивным.  В- четвертых. фольклористика, теория народного искусства, теория художественной самодеятельности долгое время  долгое время изучали проблемы своего предмета, но не смогли выйти на уровень исследования общих вопросов НХК как целостного явления или как подсистемы художественной культуры, хотя такие попытки известны. Тем более, что ряд наук (филология, история, этнография, искусствоведение) претендовали в разные годы на всеобъемлющую роль в изучении народной культуры, преувеличивая значение для последней своих проблем. Нельзя не сказать и о том, что в России ситуация усугубляется за счет потерянных народной художественной культурой ориентиров развития в ХХ в., когда насильственно отторгались по идеологическим причинам национальные традиции, праздники и обряды, различные формы традиционной творческой деятельности широких слоев народа. Нельзя понимать народную художественную культуру как установленную однажды заданность, развивающуюся только в крестьянской среде. Об особой роли крестьянства, деревни в истории народной культуры в дальнейшем повествовании придется мною говорить, но народная культура результат творчества всего на рода, а не одной только ею части. Народную культуру можно представить как процесс творчества разных социальных групп и одновременно постоянного накопления, фиксации, обогащения, отторжения, видоизменения ее разнообразных форм, жанров, элементов и как результат длительного исторического развития, наложения, наслоения пластов разных субкультур, включающих прошлое и современное, индивидуальное и коллективное, устное и письменное. В народную художественную культуру можно включить процесс коллективного и индивидуального создания ценностей (творчество), результаты этого процесса (материализованные, вещественные и духовные) и бытование, распространение; функционирование произведений культуры в обществе.  С одной стороны, народная художественная культура входит в общую систему народной культуры (наряду с народной медициной, народной метрологией, народной кухней, народной моралью и др.);  с другой — она является одной из подсистем более глобальной системы художественной культуры общества, включается в ее структуру, взаимодействует со всеми ее образованиями. Очевидно, народная художественная культура предстает в этих связях как многомерное явление, имеющее сложные пограничные образования как с народной культурой в целом, так и с элитарным и массовым искусством. В условиях социальной дифференциации народная культура сохраняет свое универсальное значение как общенациональная ценностная система. Поэтому в нашем понимании народная художественная культура — целостная и самодостаточная система духовной жизни народа, результат и процесс бытовой, а также социально-организованной творческой деятельности всех слоев общества (крестьянства, рабочих, мещан, интеллигенции, купечества, студенчества и множества других групп), осуществляемой ими в соответствии с архетипами народной философии, эстетики, морали, психологии, народной веры и менталитета. В народной художественной культуре очевидны два взаимодополняющих слоя:  традиционных  и инновационных образований, системообразующих содержательных, жанровых, стилевых, функциональных ее элементов. Это касается фольклора, традиционного прикладного и изобразительного народного искусства, всех форм современного любительского творчества, художественной самодеятельности. Безусловно, что соотношения традиционных и инновационных элементов в этих формах будут различными. С учетом изложенного предлагается следующее определение основных структурных образований современной народной худо художественной культуры — фольклора, художественной самодеятельности, неофольклора, фольклоризма, декоративно-прикладною и художественно-прикладного искусства. Фольклор (устно-поэтический, музыкально-драматический) — бытовая традиционная для этноса духовная философско-эстетическая культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в результате многовекового коллективного творчества путем устной коммуникации, проявляющаяся в бесконечной множественности индивидуально-личностных вариантов. Художественная самодеятельность — социально-организованное творчество, ориентированное на воспроизводство и развитие существующих образцов (произведений, изделий) элитарной, массовой или фольклорной культуры посредством специального обучения определенной части населения художественным навыкам и умениям. Неофольклор — бытовое художественное творчество, творчество неформализованною досугового характера, включающее одновременно формы фольклора, массового и профессионального искусства, художественной самодеятельности, отличающееся эстетическим многообразием, стилевой и жанровой неустойчивостью и выступающее “второй” волной в современной фольклорной куль туре. Фольклоризм, или вторичный фольклор, — сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления. Декоративно-прикладное и художественно-прикладное искусство, изобразительный фольклор — овеществленный, материализованный, слой народной культуры, отражающий в образно-эстетической форме самосознание, менталитет этноса, имеющий как фольклорные, так и специализированные формы. Понятие “современная” в данной работе используется в плане конкретно-историческом, т. е. отражает временные содержательные, эстетические, формообразующие характерные явления инновационные по существу, В понятие Народ включается все население страны или ее региона, имеющее либо географический, либо административно-территориальный, либо этнический статус, который выступает субъектом (творцом) и одновременно объектом художественной культуры, отвечающей определенным, характеристикам и нормам, присущей ей как народной. В связи с тем что понятия “архаическая”, “традиционная”, “аутентичная” по отношению к народной культуре используются нередко как равнозначные, необходимо определить смысл каждого из них. Архаическая культура имеет древнее крестьянское происхождение и связана с эпохой земледельческого календаря. Традиционная культура определяет качественные и наиболее устойчивые, сложившиеся, проявившие свою безусловную ценность параметры (качество, свойства, характеристика) народной культуры; это культура, ставшая общезначимой для всех или по крайней мере для большинства социальных групп. Аутентичная культура — наиболее типический слой культуры, существующий в любой маргинальной среде. Это первичная, изначальная и сохранившая свою актуальность народная культура, образец и символ самою ценного в эстетическом и духовном отношении слоя культуры любой социальной группы. Поэтому можно говорить об аутентичной культуре крестьянства, рабочих, интеллигенции и т.п.. Понятия “аутентичная” и “традиционная” о тесно соприкасаются в характеристике народной культуры. При этом в каждом случае, в каждой теме, лекции в ходе дальнейшего изложения будут даны и более пространные, конкретизированные определения как указанных основополагающих явлений народной художественной культуры, так и более локальных, производных, частных ее характеристик. Безусловно, читателю необходимо учитывать некоторую условность, обобщенность трактовки предложенных определений. Они отражают тот уровень научного раскрытия сущности народной культуры, который сложился в современной фольклористике и теории художественной культуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74584. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод 564 KB
  Такова схема выработки продольного профиля равновесия реки при условии однородного состава размываемых его пород. При чередовании мягких и твердых пород в русле реки образуются пороги. Перенос и отложения водотоков Реки переносят обломочный материал различной размерности от крупных валунов до мелких илистых частиц. Влекомые по дну обломки и взвешенные частицы называют твердым стоком реки.
74585. ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОЗЕР И БОЛОТ 220.5 KB
  Источниками питания озер служат атмосферные воды поверхностный сток и подземная разгрузка водоносных горизонтов; Основную массу воды в озера поставляют реки. По величине озера сильно различаются площадь крупных озер-морей измеряется сотнями тысяч квадратных километров...
74586. Геологическая деятельность подземных вод 872.5 KB
  Формы существования воды в горных породах Интенсивная деятельность подземных вод определяется прежде всего их огромной массой. Практически в пустотах и трещинах земной коры содержится огромный подземный океан превышающий по массе воды например Атлантический океан. С увеличением количества воды в пустотах породы возникает пленочная вода образующая на поверхности минеральных частиц сплошную пленку из нескольких слоев молекул рис. Движение воды на стенках пустот происходит до тех пор пока толщина пленок не станет равной причем пленочная...
74587. Особенности поражения сильнодействующими ядовитыми веществами с преимущественно цитотоксическим действием 49.5 KB
  Изучить принципы оказания первой медицинской помощи. Тестовые задания по военной токсикологии радиобиологии и медицинской защите Куценко С. Особенности организации первой медицинской помощи и основные принципы лечения. Особенности организации первой медицинской помощи и основные принципы лечения.
74588. Медико-тактическая характеристика очагов поражения ядерным оружием 1.42 MB
  Оно будет возникать как в момент ядерного взрыва так и на следе радиационного облака. Характеристика поражающих факторов ядерного взрыва. Все эти формы проявления энергии получили название поражающих факторов ядерного взрыва. Воздушная ударная волна начинает действовать на объект через несколько секунд после взрыва в зависимости от его удаления от центра эпицентра и длится от долей до нескольких секунд.
74589. Медико- тактическая характеристика очагов поражения при авариях на атомных энергетических установках 70 KB
  Доза внутреннего облучения в таких условиях составит 10 бэр а сумма сочетанного облучения 20 бэр. Следовательно эффективная годовая доза при средней мощности гаммаизлучения равной 5 мР ч составит 10 бэр при средней мощности дозы равной 03 мР ч 05 бэр в год. Допустимая доза облучения для населения за первый год после аварии была установлена в 10 бэр а в последующем 05 бэр в год. При угрозе получения дозы 75 бэр и выше эвакуация организуется немедленно.
74590. Отравляющие и сильнодействующие ядовитые вещества кожно-нарывного действия. Клиника, диагностика и лечение 99 KB
  Клиника поражения и особенности её проявления при различных путях поступления в организм. Эти ОВ являются клеточными органическими ядами вызывают язвенно-некротические поражения тех органов и систем с которыми имеют контакт и кроме того оказывают общерезорбтивное действие на организм. В связи с этим они на большие сроки выводят личный состав из строя затрудняется лечение поражения ими так как отсутствует за исключением унитиола при поражении люизитом антидотная терапия. Местное действие проявляется в развитии воспалительного и...
74591. Современное состояние и перспективы развития токсикологии отравляющих и сильнодействующих ядовитых веществ 114.5 KB
  Значительная часть американских химических боевых средств размещена и за пределами национальной территории: в Южной части Тихого океана (атолл Джонсоне) и в Германии. Общий объём ОВ, находящихся только на территории Германии
74592. Отравляющие и сильнодействующие ядовитые вещества нервно-паралитического действия. Клиника, диагностика и лечение 126 KB
  Это объясняется следующими свойствами ФОВ: а высокой токсичностью в десятки раз и сотни превышающая токсичность старых ОВ ультраяды один вдох смертелен при концентрации 01 мг л. На тактическое использование ФОВ существенное влияние оказывают их физико-химические и токсические свойства. После возникновения клинической картины отравления смертельный исход наступает обычно быстрее чем при поражении другими ФОВ. Способы доставки ФОВ: авиабомбы артиллерийские химические снаряды мины фугасы специальные распылители...