85393

Государственная система мониторинга окружающей среды

Доклад

Экология и защита окружающей среды

Государственная система мониторинга окружающей среды. отходы w w w v w wсущественный объём информации; vограниченная информация отдельные вопросы Распределение функций мониторинга по различным ведомствам не связанным между собой приводило к дублированию усилий снижало эффективность всей системы мониторинга и затрудняло доступ к необходимой информации как для граждан так и для государственных организаций. Поэтому в 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга ЕГСЭМ которая должна...

Русский

2015-03-24

77.5 KB

0 чел.

4

3. Государственная система мониторинга окружающей среды.

Цели и задачи ЕГСЭМ.

На территории СССР в 70-е годы на базе станций гидрометeослужбы была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому принципу.

Рис.3. Поток информации в иерархической системе ОГСНК

В обработанном и систематизированном виде полученная информация, имевшая гриф «Для СП», представлялась в кадастровых изданиях, таких как "Ежегодные данные о составе и качестве поверхностных вод суши" (по гидрохимическим и гидробиологическим показателям), "Ежегодник состояния атмосферы в городах и промышленных центрах" и др.

Помимо ОГСНК, входящей в систему Росгидромета (Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), экологический мониторинг осуществляется целым рядом служб, министерств и ведомств (Табл. 2).

Таблица 2. Наличие сведений о состоянии окружающей среды и источниках воздействия в федеральных министерствах и ведомствах.

КЭ

ГМ

СЭ

ПР

Зем

Лес

Сель

Стр

Стат

Сокращения: 

КЭ — Государственный комитет РФ по экологии;

ГМ — Росгидромет,

СЭ — Госсанэпиднадзор,

ПР — Министерство природных ресурсов РФ,

Зем — Роскомзем,

Лес — Рослесхоз,

Сель — Минсельхозпрод, Стр — Госстрой,

Стат — Госкомстат.

Состояние/загрязнение

Воздух

w

w

w

Вода

w

w

w

w

w

w

Почвы

w

w

w

v

w

w

Растительность

w

w

w

w

Животный мир

w

w

w

Использование

Вода

w

w

w

w

Земли

v

w

w

w

w

Минералы

w

w

Растительность

v

w

w

w

w

Животный мир

v

w

w

Выбросы/отходы

Возд. выбросы

w

w

w

w

w

Сбросы сточ. вод

w

w

w

w

w

Твердые отходы

w

w

w

w

Опасные отходы

w

w

v

w

Радиоакт. отходы

w

w

w

v

w

w-существенный объём информации; v-ограниченная информация/отдельные вопросы

Распределение функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между собой, приводило к дублированию усилий, снижало эффективность всей системы мониторинга и затрудняло доступ к необходимой информации как для граждан, так и для государственных организаций. Поэтому в 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в Российской Федерации.

Формируемая ЕГСЭМ включает в себя следующие компоненты:

  1.  мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду,
  2.  мониторинг загрязнения абиотического компонента природной среды,
  3.  мониторинг биотического компонента окружающей природной среды,
  4.  социально – гигиенический мониторинг,
  5.  обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.

После очередной реорганизации и слияния в 2000 году природоохранных органов управления в России экологическим мониторингом фактически руководят два специальных государственных органа, на которые возложены следующие основные функции:

Росгидромет – организация мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, комплексного фонового мониторинга и космического мониторинга состояния природных объектов, формирование и обеспечение деятельности и охраны государственной наблюдательной сети, ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнение, а также централизованного учета экологической информации.

Министерство природных ресурсов РФ – общая координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга объектов природной среды, организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду, мониторинга животного и растительного мира, наблюдение за состоянием недр и мониторинг водных объектов. А также мониторинг лесов.

Кроме того, в работе ЕГСЭМ принимают участие:

  1.  Санитарно–эпидемиологическая служба Минздрава России (осуществление мониторинга воздействия вредных факторов среды обитания на состояние здоровья населения),
  2.  Росземкадастр (мониторинг земель),
  3.  Госгортехнадзор России (мониторинг геологической среды, а также осуществление мониторинга промышленной безопасности),
  4.  Минатом России (мониторинг радиационно–опасных объектов и территорий),
  5.  Минобороны России (осуществление мониторинга окружающей природной среды и источников воздействии на нее на военных объектах),
  6.  Минсельхоз России (отраслевой мониторинг окружающей среды, животных и растений на земля сельхозназначения),
  7.  Госкомрыболовства России (мониторинг рыб и гидробионтов),
  8.  Роскартография (осуществление топографо–геодезического и картографического обеспечения ЕГСЭМ.

ЕГСЭМ в настоящее время решает следующие задачи:

  1.  разработка программ наблюдения за состоянием окружающей природной среды на территории России, в ее отдельных регионах и районах,
  2.  организация наблюдений и проведение измерений показателей объектов экологического мониторинга,
  3.  обеспечение достоверности и сопоставление результатов наблюдений как в отдельных районах, так и по всей территории России,
  4.  сбор и обработка результатов наблюдений,
  5.  организация хранения результатов наблюдений, ведение специальных банков данных,
  6.  оценка и прогноз состояния объектов окружающей природной среды и антропогенных воздействий на них, состояния природных ресурсов, откликов экосистем и показателей здоровья населения на изменения в окружающей природной среде,
  7.  организация и проведение оперативного контроля, измерений радиоактивного и химического загрязнения ОС, образовавшегося в результате аварий и катастроф, а также прогнозирование обстановки и оценка нанесенного природе ущерба,
  8.  обеспечение доступности экологической информации широкому кругу потребителей, включая население, общественные движения и организации,
  9.  информационное обеспечение органов управления информацией о состоянии окружающей природной среды, качестве и количестве природных ресурсов и показателях экологической безопасности,
  10.  разработка и реализация единой научно – технической политики в области экологического мониторинга.

В структуре ЕГСЭМ существуют тематические и территориальные подсистемы экологического мониторинга.

Тематические осуществляют наблюдение и контроль состояния отдельных объектов. Каждая тематическая система состоит из одной или нескольких ведомственных (специализированных) систем наблюдения и контроля, объединенных по принципу “общности объекта” мониторинга.

Региональный мониторинг является частью организационно-технической системы, обеспечивающей экологическую безопасность государства.

В нашей стране разрабатываются автоматизированная информационно управляющая система, которая осуществляет подготовку управленческих решений и называется "АUУС" - "экобезопасность России".

Цели системы:

  1.  Обеспечение координации деятельности по управлению в области ООС и экологической безопасности.
  2.  Интеграция ведомственных информационных систем экологического мониторинга.
  3.  Сопряжение информационно-аналитических центров с единой государственной системой экологического мониторинга ЕГСЭМ.
  4.  Создание информационной структуры для природоохранных органов.
  5.  Информационная поддержка деятельности государственного комитета по экологии и природопользованию и министерства природных ресурсов.

Вывод: система мониторинга является составной частью системы экологической безопасности государства.

Функциональны задачи ЕГСЭМ.

  1.  Обеспечение оперативной информации о параметрах, определяющих фактическое состояние экологической обстановки в регионах.
  2.  Выработка интегральных оценок и обобщённых данных отражающих фактическое состояние экологической обстановки региона.
  3.  Обеспечение прогноза экологической ситуации в регионе.
  4.  Обеспечение информации о влиянии экологической обстановки на здоровье людей.

Бюрократические функции ЕГСЭМ.

  1.  Контроль за соблюдением экологических нормативов.
  2.  Контроль за выдачей разрешений на  использование природных ресурсов.
  3.  Формирование и ведение экологических паспортов предприятия (плюс лимиты на накопление и размещение отходов).
  4.  Систематизация результатов экологической экспертизы проектов.

Функциональные задачи ЕГСЭМ по информационному обеспечению управления безопасностью и риском.

Функциональные задачи ЕГСЭМ имеют прямую связь с обеспечением безопасности при техногенных воздействиях. Информация ЕГСЭМ используется в процессах управления безопасностью и риском.

Сами принципы и структура процессов управления основывается на методах общей теории управления, теории игр информационной теории систем.

Термины управление природопользованием и управление безопасностью часто используются в двух смыслах:

  1.  Управление понимается как организационно-техническое мероприятие которое использует технические системы управления.
  2.  Управление как системная, математическая задача, которая реализуется в виде машинных моделей и технических систем управления в целях поддержки управленческих решений.

 

Министерство

В процессе управления безопасностью и риском могут быть выделены 3 задачи ЕГСЭМ:

  1.  Анализ безопасности и риска, моделирование процессов техногенного воздействия, оценка возможного ущерба и уровня риска.
  2.  Сравнение расчётных и фактических уровней риска с научно-обоснованными приемлемыми уровнями риска.
  3.  Выработка и принятие нормативно-правовых и управленческих решений по мерам, обеспечивающим снижение техногенной опасности и восстановление приемлемого уровня риска человека и объектов окружающей среды.

Вывод: управление техногенной безопасностью и риском связано с приведением в действие определённых социальных и экономических механизмов, поэтому оно должно строится на основе практики управления социально-экономическими системами, с учётом теории управления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35207. Компьютерная графика и ее виды. Ответы 3.51 MB
  Разрешение изображения и его размер. Принципы формирования изображения на экране. Изображение: Рисунок графическая форма изображения в основе которой лежит линия. Визуализация создание изображения на основе описания модели некоторого объекта Обработка изображений IMAGE PROCESSING это преобразование изображений т.
35208. Графические информационные системы. Компьютерная графика 970.5 KB
  Тесты ориентации точки относительно полигона. Тесты ориентации точки относительно полигона. Тесты ориентации точки относительно полигона. Тесты ориентации точки относительно полигона.
35209. Умови експлуатації і показники роботи міськелектротранспорту. Особливості експлуатації трамвая і тролейбуса 18.42 KB
  Під умовами експлуатації пасажирського транспортна розуміють комплекс маркетингових, транспортних, природно-кліматичних та дорожніх факторів, істотних для розробки і прийняття, управлінських рішень при організації та управлінні перевезеннями.
35210. Операції порівняння і логічні операції в SQL 96 KB
  SELECT FROM Студенты WHERE STIP 0; Запрос1 SNUM SFM SIM SOTCH STIP 3412 Поляків Анатолій Олексійович 50 3413 Старова Любов Михайлівна 17 3416 Нагірний Євгеній Васильович 755 SELECT FROM Студенты WHERE STIP 0; Запрос2 SNUM SFM SIM SOTCH STIP 3412 Поляків Анатолій Олексійович 50 3413 Старова Любов Михайлівна 17 3416 Нагірний Євгеній Васильович 755 Перерахуйте предмети що мають кількість годинника по предмету від 30 до 70 2 варіанти. SELECT FROM Предметы WHERE HOURS BETWEEN 30 ND 70; Запрос3 PNUM PNME TNUM HOURS COURS 2001 Фізика 4001...
35211. Операції заперечення і арифметичні операції в SQL 73.5 KB
  2ПМС07 Практична робота №11 Тема: Операції заперечення і арифметичні операції в SQL. Мета: Ознайомитися з основними операціями заперечення і арифметичними операціями мови SQL. Обладнання: персональний комп'ютер з встановленою операційною системою Windows система управління базами даних ccess або Ms SQL Server.SNUM nd OCENK BETWEEN 4 ND 5; ORDER BY STIP SC; Запрос17 SNUM SFM SIM SOTCH NEWSTIP OCENK 3413 Старова Любов Михайлівна 2541 4 3412 Поляків Анатолій Олексійович 63525 4 3412 Поляків Анатолій Олексійович 63525 5 3416...
35212. Характеристика маршрутів і маршрутних систем. Закономірності розташування перевезень за маршрутами 19.98 KB
  Маршрутна система повинна бать складена таким чином, щоб поіздами здійснювалися без пересадок по коліях, по яких формується основні потоки. Маршрутні системи найбільше підвергаються змінам
35213. Енергоживлення міського транспорту. Система живлення тягових мереж. Обладнання тягових підстанцій та їх розташування. Контактна мережа 41.79 KB
  Тягові підстанції ОГРП живляться за схемами, вибір яких відповідає вимогам надійності. Кожна ТП повинна живитися не менше від 2-х вводів. Радіальні схеми живлення вимагають прокладки до ТП ізольованих повітряних або кабельних ліній.
35214. Визначення пасажирських та грузових потоків у транспортних мережах 23.23 KB
  Транспортні перевезення пасажирів і вантажу є вектором економічного і соціального розвитку міст України. Збільшення перевезень автомобільним транспортом супроводжується якісним перетворенням міського і дорожнього рухів у масовий процес
35215. Міський електротранспорт. Класифікація відів міського електротранспорту 22.92 KB
  Пасажирський - метрополітен, трамвай, манорельсовий транспорт, троллебус, річковий трамвай, вертольоти. Вантажний - вантажні трамваї та тролейбуси. Спеціальний - ремонтні трамваї та тролейбуси