85393

Государственная система мониторинга окружающей среды

Доклад

Экология и защита окружающей среды

Государственная система мониторинга окружающей среды. отходы w w w v w wсущественный объём информации; vограниченная информация отдельные вопросы Распределение функций мониторинга по различным ведомствам не связанным между собой приводило к дублированию усилий снижало эффективность всей системы мониторинга и затрудняло доступ к необходимой информации как для граждан так и для государственных организаций. Поэтому в 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга ЕГСЭМ которая должна...

Русский

2015-03-24

77.5 KB

0 чел.

4

3. Государственная система мониторинга окружающей среды.

Цели и задачи ЕГСЭМ.

На территории СССР в 70-е годы на базе станций гидрометeослужбы была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому принципу.

Рис.3. Поток информации в иерархической системе ОГСНК

В обработанном и систематизированном виде полученная информация, имевшая гриф «Для СП», представлялась в кадастровых изданиях, таких как "Ежегодные данные о составе и качестве поверхностных вод суши" (по гидрохимическим и гидробиологическим показателям), "Ежегодник состояния атмосферы в городах и промышленных центрах" и др.

Помимо ОГСНК, входящей в систему Росгидромета (Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), экологический мониторинг осуществляется целым рядом служб, министерств и ведомств (Табл. 2).

Таблица 2. Наличие сведений о состоянии окружающей среды и источниках воздействия в федеральных министерствах и ведомствах.

КЭ

ГМ

СЭ

ПР

Зем

Лес

Сель

Стр

Стат

Сокращения: 

КЭ — Государственный комитет РФ по экологии;

ГМ — Росгидромет,

СЭ — Госсанэпиднадзор,

ПР — Министерство природных ресурсов РФ,

Зем — Роскомзем,

Лес — Рослесхоз,

Сель — Минсельхозпрод, Стр — Госстрой,

Стат — Госкомстат.

Состояние/загрязнение

Воздух

w

w

w

Вода

w

w

w

w

w

w

Почвы

w

w

w

v

w

w

Растительность

w

w

w

w

Животный мир

w

w

w

Использование

Вода

w

w

w

w

Земли

v

w

w

w

w

Минералы

w

w

Растительность

v

w

w

w

w

Животный мир

v

w

w

Выбросы/отходы

Возд. выбросы

w

w

w

w

w

Сбросы сточ. вод

w

w

w

w

w

Твердые отходы

w

w

w

w

Опасные отходы

w

w

v

w

Радиоакт. отходы

w

w

w

v

w

w-существенный объём информации; v-ограниченная информация/отдельные вопросы

Распределение функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между собой, приводило к дублированию усилий, снижало эффективность всей системы мониторинга и затрудняло доступ к необходимой информации как для граждан, так и для государственных организаций. Поэтому в 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в Российской Федерации.

Формируемая ЕГСЭМ включает в себя следующие компоненты:

  1.  мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду,
  2.  мониторинг загрязнения абиотического компонента природной среды,
  3.  мониторинг биотического компонента окружающей природной среды,
  4.  социально – гигиенический мониторинг,
  5.  обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.

После очередной реорганизации и слияния в 2000 году природоохранных органов управления в России экологическим мониторингом фактически руководят два специальных государственных органа, на которые возложены следующие основные функции:

Росгидромет – организация мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, комплексного фонового мониторинга и космического мониторинга состояния природных объектов, формирование и обеспечение деятельности и охраны государственной наблюдательной сети, ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнение, а также централизованного учета экологической информации.

Министерство природных ресурсов РФ – общая координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга объектов природной среды, организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду, мониторинга животного и растительного мира, наблюдение за состоянием недр и мониторинг водных объектов. А также мониторинг лесов.

Кроме того, в работе ЕГСЭМ принимают участие:

  1.  Санитарно–эпидемиологическая служба Минздрава России (осуществление мониторинга воздействия вредных факторов среды обитания на состояние здоровья населения),
  2.  Росземкадастр (мониторинг земель),
  3.  Госгортехнадзор России (мониторинг геологической среды, а также осуществление мониторинга промышленной безопасности),
  4.  Минатом России (мониторинг радиационно–опасных объектов и территорий),
  5.  Минобороны России (осуществление мониторинга окружающей природной среды и источников воздействии на нее на военных объектах),
  6.  Минсельхоз России (отраслевой мониторинг окружающей среды, животных и растений на земля сельхозназначения),
  7.  Госкомрыболовства России (мониторинг рыб и гидробионтов),
  8.  Роскартография (осуществление топографо–геодезического и картографического обеспечения ЕГСЭМ.

ЕГСЭМ в настоящее время решает следующие задачи:

  1.  разработка программ наблюдения за состоянием окружающей природной среды на территории России, в ее отдельных регионах и районах,
  2.  организация наблюдений и проведение измерений показателей объектов экологического мониторинга,
  3.  обеспечение достоверности и сопоставление результатов наблюдений как в отдельных районах, так и по всей территории России,
  4.  сбор и обработка результатов наблюдений,
  5.  организация хранения результатов наблюдений, ведение специальных банков данных,
  6.  оценка и прогноз состояния объектов окружающей природной среды и антропогенных воздействий на них, состояния природных ресурсов, откликов экосистем и показателей здоровья населения на изменения в окружающей природной среде,
  7.  организация и проведение оперативного контроля, измерений радиоактивного и химического загрязнения ОС, образовавшегося в результате аварий и катастроф, а также прогнозирование обстановки и оценка нанесенного природе ущерба,
  8.  обеспечение доступности экологической информации широкому кругу потребителей, включая население, общественные движения и организации,
  9.  информационное обеспечение органов управления информацией о состоянии окружающей природной среды, качестве и количестве природных ресурсов и показателях экологической безопасности,
  10.  разработка и реализация единой научно – технической политики в области экологического мониторинга.

В структуре ЕГСЭМ существуют тематические и территориальные подсистемы экологического мониторинга.

Тематические осуществляют наблюдение и контроль состояния отдельных объектов. Каждая тематическая система состоит из одной или нескольких ведомственных (специализированных) систем наблюдения и контроля, объединенных по принципу “общности объекта” мониторинга.

Региональный мониторинг является частью организационно-технической системы, обеспечивающей экологическую безопасность государства.

В нашей стране разрабатываются автоматизированная информационно управляющая система, которая осуществляет подготовку управленческих решений и называется "АUУС" - "экобезопасность России".

Цели системы:

  1.  Обеспечение координации деятельности по управлению в области ООС и экологической безопасности.
  2.  Интеграция ведомственных информационных систем экологического мониторинга.
  3.  Сопряжение информационно-аналитических центров с единой государственной системой экологического мониторинга ЕГСЭМ.
  4.  Создание информационной структуры для природоохранных органов.
  5.  Информационная поддержка деятельности государственного комитета по экологии и природопользованию и министерства природных ресурсов.

Вывод: система мониторинга является составной частью системы экологической безопасности государства.

Функциональны задачи ЕГСЭМ.

  1.  Обеспечение оперативной информации о параметрах, определяющих фактическое состояние экологической обстановки в регионах.
  2.  Выработка интегральных оценок и обобщённых данных отражающих фактическое состояние экологической обстановки региона.
  3.  Обеспечение прогноза экологической ситуации в регионе.
  4.  Обеспечение информации о влиянии экологической обстановки на здоровье людей.

Бюрократические функции ЕГСЭМ.

  1.  Контроль за соблюдением экологических нормативов.
  2.  Контроль за выдачей разрешений на  использование природных ресурсов.
  3.  Формирование и ведение экологических паспортов предприятия (плюс лимиты на накопление и размещение отходов).
  4.  Систематизация результатов экологической экспертизы проектов.

Функциональные задачи ЕГСЭМ по информационному обеспечению управления безопасностью и риском.

Функциональные задачи ЕГСЭМ имеют прямую связь с обеспечением безопасности при техногенных воздействиях. Информация ЕГСЭМ используется в процессах управления безопасностью и риском.

Сами принципы и структура процессов управления основывается на методах общей теории управления, теории игр информационной теории систем.

Термины управление природопользованием и управление безопасностью часто используются в двух смыслах:

  1.  Управление понимается как организационно-техническое мероприятие которое использует технические системы управления.
  2.  Управление как системная, математическая задача, которая реализуется в виде машинных моделей и технических систем управления в целях поддержки управленческих решений.

 

Министерство

В процессе управления безопасностью и риском могут быть выделены 3 задачи ЕГСЭМ:

  1.  Анализ безопасности и риска, моделирование процессов техногенного воздействия, оценка возможного ущерба и уровня риска.
  2.  Сравнение расчётных и фактических уровней риска с научно-обоснованными приемлемыми уровнями риска.
  3.  Выработка и принятие нормативно-правовых и управленческих решений по мерам, обеспечивающим снижение техногенной опасности и восстановление приемлемого уровня риска человека и объектов окружающей среды.

Вывод: управление техногенной безопасностью и риском связано с приведением в действие определённых социальных и экономических механизмов, поэтому оно должно строится на основе практики управления социально-экономическими системами, с учётом теории управления.