85393

Государственная система мониторинга окружающей среды

Доклад

Экология и защита окружающей среды

Государственная система мониторинга окружающей среды. отходы w w w v w wсущественный объём информации; vограниченная информация отдельные вопросы Распределение функций мониторинга по различным ведомствам не связанным между собой приводило к дублированию усилий снижало эффективность всей системы мониторинга и затрудняло доступ к необходимой информации как для граждан так и для государственных организаций. Поэтому в 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга ЕГСЭМ которая должна...

Русский

2015-03-24

77.5 KB

0 чел.

4

3. Государственная система мониторинга окружающей среды.

Цели и задачи ЕГСЭМ.

На территории СССР в 70-е годы на базе станций гидрометeослужбы была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому принципу.

Рис.3. Поток информации в иерархической системе ОГСНК

В обработанном и систематизированном виде полученная информация, имевшая гриф «Для СП», представлялась в кадастровых изданиях, таких как "Ежегодные данные о составе и качестве поверхностных вод суши" (по гидрохимическим и гидробиологическим показателям), "Ежегодник состояния атмосферы в городах и промышленных центрах" и др.

Помимо ОГСНК, входящей в систему Росгидромета (Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), экологический мониторинг осуществляется целым рядом служб, министерств и ведомств (Табл. 2).

Таблица 2. Наличие сведений о состоянии окружающей среды и источниках воздействия в федеральных министерствах и ведомствах.

КЭ

ГМ

СЭ

ПР

Зем

Лес

Сель

Стр

Стат

Сокращения: 

КЭ — Государственный комитет РФ по экологии;

ГМ — Росгидромет,

СЭ — Госсанэпиднадзор,

ПР — Министерство природных ресурсов РФ,

Зем — Роскомзем,

Лес — Рослесхоз,

Сель — Минсельхозпрод, Стр — Госстрой,

Стат — Госкомстат.

Состояние/загрязнение

Воздух

w

w

w

Вода

w

w

w

w

w

w

Почвы

w

w

w

v

w

w

Растительность

w

w

w

w

Животный мир

w

w

w

Использование

Вода

w

w

w

w

Земли

v

w

w

w

w

Минералы

w

w

Растительность

v

w

w

w

w

Животный мир

v

w

w

Выбросы/отходы

Возд. выбросы

w

w

w

w

w

Сбросы сточ. вод

w

w

w

w

w

Твердые отходы

w

w

w

w

Опасные отходы

w

w

v

w

Радиоакт. отходы

w

w

w

v

w

w-существенный объём информации; v-ограниченная информация/отдельные вопросы

Распределение функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между собой, приводило к дублированию усилий, снижало эффективность всей системы мониторинга и затрудняло доступ к необходимой информации как для граждан, так и для государственных организаций. Поэтому в 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в Российской Федерации.

Формируемая ЕГСЭМ включает в себя следующие компоненты:

  1.  мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду,
  2.  мониторинг загрязнения абиотического компонента природной среды,
  3.  мониторинг биотического компонента окружающей природной среды,
  4.  социально – гигиенический мониторинг,
  5.  обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.

После очередной реорганизации и слияния в 2000 году природоохранных органов управления в России экологическим мониторингом фактически руководят два специальных государственных органа, на которые возложены следующие основные функции:

Росгидромет – организация мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, комплексного фонового мониторинга и космического мониторинга состояния природных объектов, формирование и обеспечение деятельности и охраны государственной наблюдательной сети, ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнение, а также централизованного учета экологической информации.

Министерство природных ресурсов РФ – общая координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга объектов природной среды, организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду, мониторинга животного и растительного мира, наблюдение за состоянием недр и мониторинг водных объектов. А также мониторинг лесов.

Кроме того, в работе ЕГСЭМ принимают участие:

  1.  Санитарно–эпидемиологическая служба Минздрава России (осуществление мониторинга воздействия вредных факторов среды обитания на состояние здоровья населения),
  2.  Росземкадастр (мониторинг земель),
  3.  Госгортехнадзор России (мониторинг геологической среды, а также осуществление мониторинга промышленной безопасности),
  4.  Минатом России (мониторинг радиационно–опасных объектов и территорий),
  5.  Минобороны России (осуществление мониторинга окружающей природной среды и источников воздействии на нее на военных объектах),
  6.  Минсельхоз России (отраслевой мониторинг окружающей среды, животных и растений на земля сельхозназначения),
  7.  Госкомрыболовства России (мониторинг рыб и гидробионтов),
  8.  Роскартография (осуществление топографо–геодезического и картографического обеспечения ЕГСЭМ.

ЕГСЭМ в настоящее время решает следующие задачи:

  1.  разработка программ наблюдения за состоянием окружающей природной среды на территории России, в ее отдельных регионах и районах,
  2.  организация наблюдений и проведение измерений показателей объектов экологического мониторинга,
  3.  обеспечение достоверности и сопоставление результатов наблюдений как в отдельных районах, так и по всей территории России,
  4.  сбор и обработка результатов наблюдений,
  5.  организация хранения результатов наблюдений, ведение специальных банков данных,
  6.  оценка и прогноз состояния объектов окружающей природной среды и антропогенных воздействий на них, состояния природных ресурсов, откликов экосистем и показателей здоровья населения на изменения в окружающей природной среде,
  7.  организация и проведение оперативного контроля, измерений радиоактивного и химического загрязнения ОС, образовавшегося в результате аварий и катастроф, а также прогнозирование обстановки и оценка нанесенного природе ущерба,
  8.  обеспечение доступности экологической информации широкому кругу потребителей, включая население, общественные движения и организации,
  9.  информационное обеспечение органов управления информацией о состоянии окружающей природной среды, качестве и количестве природных ресурсов и показателях экологической безопасности,
  10.  разработка и реализация единой научно – технической политики в области экологического мониторинга.

В структуре ЕГСЭМ существуют тематические и территориальные подсистемы экологического мониторинга.

Тематические осуществляют наблюдение и контроль состояния отдельных объектов. Каждая тематическая система состоит из одной или нескольких ведомственных (специализированных) систем наблюдения и контроля, объединенных по принципу “общности объекта” мониторинга.

Региональный мониторинг является частью организационно-технической системы, обеспечивающей экологическую безопасность государства.

В нашей стране разрабатываются автоматизированная информационно управляющая система, которая осуществляет подготовку управленческих решений и называется "АUУС" - "экобезопасность России".

Цели системы:

  1.  Обеспечение координации деятельности по управлению в области ООС и экологической безопасности.
  2.  Интеграция ведомственных информационных систем экологического мониторинга.
  3.  Сопряжение информационно-аналитических центров с единой государственной системой экологического мониторинга ЕГСЭМ.
  4.  Создание информационной структуры для природоохранных органов.
  5.  Информационная поддержка деятельности государственного комитета по экологии и природопользованию и министерства природных ресурсов.

Вывод: система мониторинга является составной частью системы экологической безопасности государства.

Функциональны задачи ЕГСЭМ.

  1.  Обеспечение оперативной информации о параметрах, определяющих фактическое состояние экологической обстановки в регионах.
  2.  Выработка интегральных оценок и обобщённых данных отражающих фактическое состояние экологической обстановки региона.
  3.  Обеспечение прогноза экологической ситуации в регионе.
  4.  Обеспечение информации о влиянии экологической обстановки на здоровье людей.

Бюрократические функции ЕГСЭМ.

  1.  Контроль за соблюдением экологических нормативов.
  2.  Контроль за выдачей разрешений на  использование природных ресурсов.
  3.  Формирование и ведение экологических паспортов предприятия (плюс лимиты на накопление и размещение отходов).
  4.  Систематизация результатов экологической экспертизы проектов.

Функциональные задачи ЕГСЭМ по информационному обеспечению управления безопасностью и риском.

Функциональные задачи ЕГСЭМ имеют прямую связь с обеспечением безопасности при техногенных воздействиях. Информация ЕГСЭМ используется в процессах управления безопасностью и риском.

Сами принципы и структура процессов управления основывается на методах общей теории управления, теории игр информационной теории систем.

Термины управление природопользованием и управление безопасностью часто используются в двух смыслах:

  1.  Управление понимается как организационно-техническое мероприятие которое использует технические системы управления.
  2.  Управление как системная, математическая задача, которая реализуется в виде машинных моделей и технических систем управления в целях поддержки управленческих решений.

 

Министерство

В процессе управления безопасностью и риском могут быть выделены 3 задачи ЕГСЭМ:

  1.  Анализ безопасности и риска, моделирование процессов техногенного воздействия, оценка возможного ущерба и уровня риска.
  2.  Сравнение расчётных и фактических уровней риска с научно-обоснованными приемлемыми уровнями риска.
  3.  Выработка и принятие нормативно-правовых и управленческих решений по мерам, обеспечивающим снижение техногенной опасности и восстановление приемлемого уровня риска человека и объектов окружающей среды.

Вывод: управление техногенной безопасностью и риском связано с приведением в действие определённых социальных и экономических механизмов, поэтому оно должно строится на основе практики управления социально-экономическими системами, с учётом теории управления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54597. Державні та народні символи України. Український рушник у житті людини 163.5 KB
  Державні та народні символи України. Ознайомити дітей з національними та народними символами України; формувати національну свідомість школярів; виховувати почуття любові до своєї землі. Державний прапор України Герб Гімн Конституція України Епіграф: Хто зберіг любов до краю І не зрікся роду Тільки той віддав всю душу Все що зміг народу.
54598. Обмін речовин. Харчування і здоровя 75.5 KB
  Мета: інтегровано розглянути багатоаспектну проблему Харчування і здоров'я з боку різних навчальних дисциплін; систематизувати знання учнів про етапи обміну речовин раціональне харчування і норми харчування; встановити основні умови нормального харчування; виявити причини недостатнього харчування та ожиріння; показати шкідливість для здоров'я хімічного та радіаційного забруднення їжі; навчити учнів проводити антропометричні виміри визначати нормальнувагу тіла; виробляти практичні навички виконувати хімічний...
54599. Товар и его свойства: полезность и цена 19.14 KB
  Товар – это тип организации общественного производства, при котором экономические отношения между людьми осуществляются через рынок, куплю-продажу их труда.
54600. Страны Зарубежной Европы 70 KB
  Зарубежная Европа по отношению к странам СНГ занимает территорию в 54 млн. Эта страна опережает все страны Европу по запасам гидроэнергии. Страна расположена на самом обширном из европейских архипелагов Великобритания. Католическая страна с однородным национальным составом развитой угольной промышленностью и черной металлургией имеет старый район текстильной промышленности является крупным производителем ржи и картофеля Польша.
54601. Теория потребительского поведения, Механизм, организующий поведение потребителя 20.02 KB
  Действия, непосредственно связанные с обретением, потреблением и избавлением от продуктов, услуг, идей, включая процессы принятия решений, предшествующих этим и следующим за ними действиями, характеризуют поведение потребителя.
54602. Символіка орнаменту й кольору в народній творчості. Писанка – вид народного мініатюрного живопису України 4.83 MB
  Обладнання: роздатковий матеріал для учнів; писанки з різною символікою; шаблони писанок графітовий і кольорові олівці фломастери папір клей ПВА. Чудові чарівні прекрасні – такими епітетами нагороджують шанувальники оригінальні зразки народного мініатюрного розпису писанки. Майстерність художнього вивершення української писанки багатство сюжетних і орнаментальнодекоративних композицій неповторність кольорових гам – усе це поєднує давнє традиційне і вічно молоде рукомесництво котре не поступається перед знаменитими китайськими та...
54603. Кругооборот благ и доходов 69.92 KB
  Чтобы понять, как производятся и потребляются экономические блага, рассмотрим простейшую экономическую модель «Кругооборот благ и доходов», предложенную швейцарским экономистом Л. Вальрасом (1834—1940)
54604. Ценовая эластичность спроса. Факторы, влияющие на эластичность спроса 19.73 KB
  Наличие товаров-заменителей: чем их больше, тем эластичнее спрос. При этом следует заметить, что чем более агрегированный товар мы рассматриваем, тем относительно ниже эластичность
54605. Ценовая эластичность предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения 28.26 KB
  Понятие эластичности предложения. Чувствительность объема предложения к изменению рыночной цены показывает эластичность предложения. Эластичность предложения можно определить, как степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение рыночной цены.