85394

Глобальный мониторинг окружающей среды

Доклад

Экология и защита окружающей среды

Глобальный мониторинг окружающей среды Всемирной метеорологической организацией ВМО в шестидесятые годы была создана мировая сеть станций мониторинга фонового загрязнения атмосферы БАПМоН. Ее цель состояла в получении информации о фоновых уровнях концентрации атмосферных составляющих их вариациях и долгопериодных изменениях по которым можно судить о влиянии человеческой деятельности на состояние атмосферы. Развёрнутая там программа Глобальные системы мониторинга окружающей среды имеет 7 направлений: организация и расширение системы...

Русский

2015-03-24

48.5 KB

21 чел.

4

4. Глобальный мониторинг окружающей среды

Всемирной метеорологической организацией (ВМО) в шестидесятые годы была создана мировая сеть станций мониторинга фонового загрязнения атмосферы (БАПМоН). Ее цель состояла в получении информации о фоновых уровнях концентрации атмосферных составляющих, их вариациях и долгопериодных изменениях, по которым можно судить о влиянии человеческой деятельности на состояние атмосферы.

Нарастающая острота проблемы загрязнения окружающей среды в глобальном масштабе привела к созданию в семидесятые годы комитета ООН по окружающей среде (UNEP), которым было принято решение о создании Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС), предназначенной для наблюдения за фоновым состоянием биосферы в целом и в первую очередь за процессами ее загрязнения.

В 1974 г. в рамках программы ООН была разработана концепция глобального мониторинга окружающей среды. В этой программе упор делается на определение целей мониторинга.

В1986 г. ООН выпустил руководящий справочник  по "Экологическому мониторингу" под ред. Кларна. Развёрнутая там программа "Глобальные системы мониторинга окружающей среды" имеет 7 направлений:

  1.  организация и расширение системы предупреждения об угрозе здоровью человека;
  2.  оценка глобального загрязнения атмосферы и его влияние на климат;
  3.  оценка и распределение загрязнений в пищевых цепях;
  4.  оценка критических проблем землепользования;
  5.  оценка реакций экосистем на загрязнения окружающей среды;
  6.  оценка загрязнений океана;
  7.  система предупреждения стихийных бедствий.

С точки зрения научных моделей надо строго различать глобальный планетарный мониторинг биосферы и моделирование региональных процессов взаимодействия агрогеоценозов с биосферой в целом.

Глобальный мониторинг предполагает разработку полномасштабных машинных имитационных моделей: океана, атмосферы, климата, литосферы, модели взаимодействия между перечисленными геосферами.

В этих моделях особую роль играют модели техносферы (технобиогеоценоз). На базе этих глобальных моделей возможно проигрывание различных сценариев развития социума, например: локальных ядерных конфликтов; локальных техногенных катастроф, связанных с авариями ядерных объектов; сценарий неблагоприятного развития промышленности и техносферы; сценарий неблагоприятного развития экономических отношений, который приводит к цепочке техногенных катастроф. Такого рода сценарии представляют из себя грандиозные научнотехнические проекты, осуществимые силами нескольких государств.

Эти модели имеют смысл только при поступлении полноценной измерительной информации от других частей мониторинга. Здесь существует несколько действующих систем космического мониторинга. Это система наблюдения Земли "EOS", действующая с 1995 г. Спутники выводятся на орбиту высотой 824 км, где установлена аппаратура двух категорий:

  1.  Для получения информации с целью глобального картирования параметров окружающей среды и биосферы с периодом в двое суток, пространственное разрешение - километры.
  2.  Аппаратура тематического содержания с высоким разрешением (несколько метров) при ограниченном пространственном охвате для регионального мониторинга.

Аппаратурный комплекс размещён на трёх спутниках и включает 37 приборов:

  •  видеоспектрометр, высокое разрешение, он создаёт изображение в 192 спектральных каналах, охватывает диапазон волн 0,4-2,5 мкм, пространственное разрешение 30  м, распознавание растительных и горных пород "HIRIS"
  •  многоканальный сканирующий радиометр "MODIS", 0,4-1 мкм, каналы шириной 10 нм  спектральная разрешающая способность, пространственная ~1 км, обзор всей планеты за 2 суток, предполагается расширение до 14 мкм (длину волны)
  •  видеоспектрометр "MIRS" предназначен для исследования состояния атмосферы и облачного покрова планеты

и т.д.

Станции фонового мониторинга атмосферы (станции БАПМоН) ответственны за проведение наблюдений и своевременную отправку полученных первичных данных в курирующие их управления по гидрометеорологии (УГМ) и Главную геофизическую обсерваторию (ГГО) им. А.И.Воейкова.

На УГМ возлагаются задачи по обеспечению и контролю работы фоновых станций, а также по внедрению на них предлагаемых для сети новых методов контроля фонового состояния атмосферы. ГГО является национальным научно-методическим центром работ по фоновому мониторингу атмосферы в рамках программы БАПМоН.

Станции комплексного фонового мониторинга (СКФМ) - их местоположение по своим ландшафтным и климатическим характеристикам должно быть репрезентативным для данного региона. Оценка репрезентативности начинается с анализа климатических, топографических, почвенных, ботанических, геологических и других материалов.

После выбора района необходимо учесть имеющиеся на данной территории источники загрязнения. При наличии крупных локальных источников (административно-промышленных центров с населением более 500 тыс. человек) расстояние до наблюдательного полигона СКФМ должно составлять не менее 100 км. Если это выполнить невозможно, то следует расположить СКФМ таким образом, чтобы повторяемость воздушного потока, обусловливающего перенос загрязняющих веществ от источника в направлении станции, не превышала 20-30%.

СКФМ включает стационарный наблюдательный полигон и химическую лабораторию. Наблюдательный полигон составляют пробоотборные площадки, гидропосты и в ряде случаев наблюдательные скважины. На полигоне выполняется отбор проб атмосферного воздуха и атмосферных осадков, вод, почв, растительности, а также проводятся гидрометеорологические и геофизические измерения.

Площадка размером 50х50 м, на которой размещаются пробоотборные установки и измерительные приборы, называется опорной (базовой) площадкой фоновой станции. Она должна находиться на ровном участке ландшафта с малой степенью закрытости горизонта, вдали от строений, лесных полос, холмов и других препятствий,

способствующих возникновению локальных орографических возмущений. Площадку оборудуют установками для отбора проб воздуха, осадкосборниками, газоанализаторами, типовым комплектом метеорологических приборов.

Химическая лаборатория станции располагается на расстоянии не ближе 500 м от опорной площадки, в лаборатории проводятся обработка и анализ той части проб, которая не подлежит пересылке в региональную лабораторию: содержание в атмосферном воздухе взвешенных частиц (пыли), сульфатов и диоксида серы; измерение рН, электропроводности, концентрации анионов и катионов в атмосферных выпадениях.

Станции БАПМоН - фоновые станции подразделяются на три категории: базовые, региональные и континентальные.

Базовые станции следует располагать в наиболее чистых местах, в горах, на изолированных островах. Основной задачей базовых станций является контроль за глобальным фоновым уровнем загрязнения атмосферы, не испытывающем влияния никаких локальных источников.

Региональные станции должны находиться в сельской местности, не менее чем в 40 км от крупных источников загрязнения. Их целью является обнаружение в районе станции долгопериодных колебаний атмосферных составляющих, обусловленных изменениями в использовании земли и другими антропогенными воздействиями.

Континентальные станции охватывают более широкий спектр исследований по сравнению с региональными станциями. Они должны размещаться в отдаленных районах, чтобы в радиусе 100 км не было источников, которые могли бы повлиять на локальные уровни загрязнения.

Программы наблюдения на станциях

На станциях КФМ реализуется один из принципов фонового мониторинга - комплексное изучение содержания загрязняющих веществ в компонентах экосистем. В связи с этим программа наблюдений на СКФМ включает систематические измерения содержания загрязняющих веществ одновременно во всех средах (см.Табл.10), дополненные гидрометеорологическими данными.

Перечень включенных в программу веществ составлен с учетом таких их свойств, как распространенность и устойчивость в окружающей среде, способность к миграции на большие расстояния, степень негативного воздействия на биологические и геофизические системы различных уровней.

В атмосферном воздухе подлежат измерению среднесуточные концентрации:

взвешенных веществ;  озона;  оксидов углерода и азота;  диоксида серы;  сульфатов;  3,4- бенз(а)пирена;  ДДТ и других хлорорганических соединений;  свинца, кадмия, ртути, мышьяка

показателя аэрозольной мутности атмосферы.

В атмосферных осадках подлежат измерению в суммарных месячных пробах концентрации: свинца, ртути, кадмия, мышьяка; 3,4-бенз(а)пирена; ДДТ и других хлорорганических соединений;   рН;  анионов и катионов.

Метеорологические наблюдения включают наблюдения за:

температурой и влажностью воздуха;   скоростью и направлением ветра;   атмосферным давлением;  облачностью (количеством, формой, высотой);   солнечным сиянием;  атмосферными явлениями (туман, метели, грозы, пыльные бури, и т.п.);    атмосферными осадками (количеством и интенсивностью);   снежным покровом (высотой, содержанием влаги);  температурой почвы (на поверхности и в глубине);  состоянием поверхности почвы;   радиацией (прямой, рассеяннной, суммарной и отраженной) и радиационным балансом; градиентами температуры, влажности и скорости ветра на высоте 0,5-10 м;  градиентами температуры, влажности почвы на глубине 0-20см; тепловым балансом.

В обязательную программу наблюдений на базовых станциях БАПМоН включены наблюдения за содержанием диоксида серы, аэрозольной мутностью атмосферы, радиацией, взвешенными аэрозольными частицами, химическим составом осадков.

На региональных станциях программа наблюдений включает измерение атмосферной мутности, концентрации взвешенных аэрозольных частиц, определение химического состава атмосферных осадков.

Программа наблюдений на фоновых станциях разных категорий может быть расширена за счет увеличения числа определяемых в атмосфере газов, в частности, малых газовых компонентов, объемная концентрация которых менее 1%, и которые, преобразуясь в атмосфере, могут превратиться в аэрозольные частицы.

Таблица. Список компонентов, подлежащих контролю на СКФМ

Компонент

Окружающая среда

ъ

атмосфера

атмосф.

выпадения

поверхн. и подзем. воды

почва

биота

Пыль

+

-

-

-

-

Диоксид серы

+

-

-

-

-

Озон

+

-

-

-

-

Оксид углерода

+

-

-

-

-

Диоксид углерода

+

-

-

-

-

Углеводороды

+

-

-

-

-

3,4-бенз(а)пирен

+

+

+

+

+

Хлорорганические соединения

+

+

+

+

+

Хлорфторуглеводор.

+

-

-

-

-

N,Р-содерж.вещества

-

+

+

+

+

Анионы и катионы

-

+

-

-

-

Радионуклиды

-

+

-

-

-

Тяжелые металлы

+

+

-

-

-


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85107. Обязательная подготовка граждан к военной службе 44.67 KB
  Обязательная подготовка граждан к военной службе Цель: Изучить цели задачи и составляющие обязательной подготовки граждан к военной службе. Кроме того много времени отнимает психологическая адаптация молодых людей к условиям военной службы иногда до полугода. Для разрешения этого противоречия и предназначена обязательная подготовка к военной службе. В ходе мероприятий которые она и себя включает происходит первичная адаптация молодого человека к военной службе формируется мотивация на военное обучение вырабатываются необходимые...
85108. Добровольная подготовка граждан к военной службе 41.25 KB
  Добровольная подготовка граждан к военной службе Цели урока. Изучить назначение структуру и содержание добровольной подготовки к военной службе. должен пройти подготовку по основам военной службы на одном из учебных пунктов организаций. В нем проводит занятия по военной истории и воинским традициям священник местной церкви.
85109. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет 40.72 KB
  Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет. Познакомить учащихся и изучить правила медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет правила профессионального психологического отбора при первоначальной постановке на воинский учет; ознакомить с психологической классификацией воинских должностей. Отметьте знаком мероприятия относящиеся к добровольной подготовке граждан к военной службе: занятия в поисковых военноисторических...
85110. Разработка композиции вышивки и её выполнение 619.09 KB
  Тема: Разработка композиции вышивки и её выполнение. Цель: ознакомить учащихся с композицией вышивки изделий украшенных счётной гладью или занизыванием; научить создавать композиции вышивок подбирать нитки ткань для вышивания; формировать художественный вкус при подборе цветовой гаммы ниток для вышивания; развивать творческие способности учащихся при составлении композиций; воспитывать уважительное отношение к традициям национальной вышивки. Разработка композиции вышивки. Презентация Композиция вышивки IV.
85111. Обработка изделия мережкой. Правила БЖ при вышивании 468.5 KB
  Мережка – это ажурная техника вышивания. Выполняется мережка на месте выдернутых с ткани ниток. Мережки относятся к счётной технике. Существует большое количество различных мережек. Мережки применяются в салфетках, скатертях, для подшивания краёв изделия
85112. Рушниковые швы (крестик) 261.69 KB
  Цель: расширить знания учащихся по рушниковым швам; научить правильной технологии вышивания рушникового шва; воспитывать аккуратность при выполнении вышивки развивать художественный вкус учащихся. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Закрепление новых знаний и умений учащихся. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
85113. Счётная гладь, поверхностно-нашитая счётная гладь. Виды глади (прямая, косая, качалочковая) 1.02 MB
  Виды глади прямая косая качалочковая. Цель: формировать представление о видах счётной глади; научить различать виды счётной глади вышивать прямой и косой гладью; воспитывать художественный вкус при выполнении вышивальных работ. Оборудование: образцы видов счётной глади готовые изделия иллюстрации из журналов образцы тканей для вышивания. Виды счётной глади.
85114. Техника вышивания «занизывание». Композиция в вышивке счётной гладью и «занизыванием» 311.83 KB
  Цель: расширить представления учащихся о видах счётной глади и занизывания; научить выполнять эту технику вышивания; воспитывать аккуратность при выполнении вышивальных работ уважительное отношение к национальным традициям украинской народной вышивки. Структура урока: Организационный момент Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Закрепление новых знаний и умений учащихся. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
85115. Письмове додавання і віднімання багатоцифрових чисел 67.41 KB
  Ознайомити учнів з прийомами письмового додавання і віднімання багатоцифрових чисел у межах мільйона; закріплювати вміння учнів розв\\\'язувати задачі та рівняння. Учні перевіряють чи правильно розв\\\'язано приклади. Розвиток математичних знань. Розв\\\'язування рівнянь № 319.