85397

Приоритетность загрязняющих веществ

Доклад

Экология и защита окружающей среды

Глобальная система мониторинга окружающей среды ГСМОС была создана совместными усилиями мирового сообщества основные положения и цели программы были сформулированы в 1974 году на Первом межправительственном совещании по мониторингу. Первоочередной задачей была признана организация мониторинга загрязнения окружающей природной среды и вызывающих его факторов воздействия. Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях которым соответствуют специально разработанные программы: импактном изучение сильных воздействий в локальном...

Русский

2015-03-24

86.5 KB

21 чел.

Приоритетность загрязняющих веществ

Сегодня сеть наблюдений за источниками воздействия и за состоянием биосферы охватывает уже весь земной шар. Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) была создана совместными усилиями мирового сообщества (основные положения и цели программы были сформулированы в 1974 году на Первом межправительственном совещании по мониторингу). Первоочередной задачей была признана организация мониторинга загрязнения окружающей природной среды и вызывающих его факторов воздействия. 

Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:

импактном (изучение сильных воздействий в локальном масштабе  -  И);

региональном (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона - Р);

фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность - Ф).

Таблица 1. Классификация загрязняющих веществ по классам приоритетности,

принятая в системе ГСМОС

Kласс

Загрязняющее вещество

Среда

Тип программы
(уровень мониторинга)

1

Диоксид серы, взвешенные частицы

Воздух

И,Р,Ф

Радионуклиды

Пища

И, Р

2

Озон

Воздух

И(тропосфера),
Ф (стратосфера)

Хлорорганические соединения и диоксины

Биота, человек

И,Р

Кадмий

Пища, вода, человек

И

3

Нитраты, нитриты

Вода, пища

И

Оксиды азота

Воздух

И

4

Ртуть

Пища, вода

И, Р

Свинец

Воздух, пища

И

Диоксид углерода

Воздух

Ф

5

Оксид углерода

Воздух

И

Углеводороды нефти

Морская вода

Р, Ф

6

Фториды

Пресная вода

И

7

Асбест

Воздух

И

Мышьяк

Питьевая сода

И

8

Микробиологические загрязнения

Пища

И, Р

Реакционноспособные загрязнения

Воздух

И

По мнению экспертов ООН, первые пять загрязняющих атмосферу веществ, (см. Табл.1) подлежащих контролю, располагаются в следующем порядке: S02, О3, NOХ, Pb, C02. Необходимо отметить, что поступление этих веществ в приземный слой атмосферы в результате антропогенной деятельности сравнимо с естественным поступлением.

Программа импактного мониторинга может быть направлена, например, на изучение сбросов или выбросов конкретного предприятия. Предметом регионального мониторинга, как следует из самого его названия, является состояние окружающей среды в пределах того или иного региона. Наконец, фоновый мониторинг, осуществляемый в рамках международной программы "Человек и биосфера", имеет целью зафиксировать фоновое состояние окружающей среды, что необходимо для дальнейших оценок уровней антропогенного воздействия.

Программы наблюдений формируются по принципу выбора приоритетных (подлежащих первоочередному определению) загрязняющих веществ и интегральных (отражающих группу явлений, процессов или веществ) характеристик. Классы приоритетности загрязняющих веществ, установленные экспертным путем и принятые в системе ГСМОС, приведены в таблице 1.

Определение приоритетов при организации систем мониторинга зависит от цели и задач конкретных программ: так, в территориальном масштабе приоритет государственных систем мониторинга отдан городам, источникам питьевой воды и местам нерестилищ рыб; в отношении сред наблюдений первоочередного внимания заслуживают атмосферный воздух и вода пресных водоемов. Приоритетность ингредиентов определяется с учетом критериев, отражающих токсические свойства загрязняющих веществ, объемы их поступления в окружающую среду, особенности их трансформации, частоту и величину воздействия на человека и биоту, возможность организации измерений и другие факторы. 

Если рассеиваемые в пространстве загрязняющие вещества (ЗВ)  не реагируют, не поглощаются каплями дождя, не подвергаются фотохимическим превращениям, не адсорбируются почвой, то они имеют очень большое время жизни в атмосфере и переносятся на большие расстояния воздушными потоками без изменения. Это консервативные ЗВ. Считается, что если время жизни ЗВ превышает 1 год, то его можно отнести к глобальным. Глобальные ЗВ (ГЗВ), будучи выброшенными в одном месте, через год так хорошо перемешиваются в атмосфере, что их концентрация становится практически одинаковой. Примером ГЗВ могут служить СО2 , фреоны и суперэкотоксиканты типа диоксинов, дибензофуранов и ПХБ. ГЗВ создают проблемы планетарного масштаба.

Региональные ЗВ обладают или меньшим временем жизни, или выбрасываются в количестве, которое значимо только в пределах региона, а не всей планеты; они возникают как результат региональной деятельности человека и создают проблемы регионального же уровня.

Локальные ЗВ обладают или еще меньшим временем жизни, или их количество так мало, что не следует учитывать воздействие таких ЗВ на региональном уровне. Воздействие этих ЗВ значимо только в данном месте. В подавляющем большинстве случаев местным комитетам по охране окружающей среды приходится иметь дело с локальными ЗВ.

Неконсервативные 3В, претерпевая физико-химические превращения, трансформируются в иные вещества и продукты, которые мoryт оказаться как менее, так и более токсичными, чем исходные (первичные 3В). Вторичные вещества и продукты, обладая иными свойствами, нежели первичные, находят свои геофизические и биологические барьеры, которые задерживают их от перемещения в пространстве. Для организации мониторинга (особенно комплексного), когда наблюдения ведутся по всем средам, включая и биотическую) очень важно обнаружить эти барьеры, ибо 3В накапливаются именно на барьерах и в их ближайших окрестностях. Такая идеология  делает монигоринг гораздо более дешевым, поскольку открывает способ мониторинга, не требующий подробного наблюдения за загрязненностью сред в пространстве и во времени.

Известно, что эффективный перенос 3В на большие расстояния в пространстве осуществляется главным образом по воздуху даже для тех веществ, которые имеют очень малые парциальные давления своих паров (например, ПХБ, диоксины). Однако в этом случае перенос осуществляется в адсорбированном на аэрозольных частицах состоянии, а депонирующими элементами экосистем становятся барьеры (почвы, донные отложения, места скопления  массы животных и растительных организмов и т.д.)

Далеко не все 3В следует рассматривать в качестве объектов наблюдений в различных программах мониторинга, а лишь приоритетные. Это вызвано прежде всего сильно различающимися эффектами 3В на здоровье человека. Поскольку программы мониторинга направлены именно на сохранение здоровья человека (гомоцентрическая концепция мониторинга), то главным при определении приоритетности являются санитарно-гигиенические  аспекты. Вообще же методология выбора приоритетных веществ продемонстрирована группой экспертов, готовивших решения уже названной Стокгольмской конференции (группа экспертов, работавшая до 1972 г. в Найроби).

Согласно этой методологии, определяющими факторами при выборе приоритетности вещества являются следующие:

  •  размер фактического или потенциального возможного воздействия на здоровье человека, на климат и на экосистемы;
  •  склонность ЗВ к деградации или накоплению в тканях человека и элементах его трофических цепей;
  •  возможность трансформации ЗВ в различных средах и системах, а также возможность образования вторичных ЗВ более токсичных или более склонных к накоплению в тканях человека;
  •  мобильность ЗВ;
  •  фактические или возможные тренды концентраций ЗВ в окружающей среде;
  •  частота воздействия;
  •  возможность наблюдения за ЗВ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82918. Крымские горы, урок правоведения 65.5 KB
  Ознакомить учеников с географическим положением климатом растительным и животным миром Крымских гор; развивать познавательный интерес наблюдательность творческие навыки; воспитывать любовь и бережное отношение к природе патриотические и эстетические чувства; Оборудование: компьютер мультимедийный экран проектор мультимедийная презентация Крымские горы слайды с картой Крымских гор картины и фотографии с изображением изучаемых объектов демонстрационные материалы карточки для индивидуальной работы учебник для 4 класса...
82919. Басни И.А.Крылова 197.5 KB
  Урок сопровождается презентацией в которой отражается каждое из заданий Игра проверяет знания по басням: Ворона и Лисица Стрекоза и муравей Слон и Моська Кукушка и петух Мартышка и очки Зеркало и обезьяна Лебедь Щука и Рак Чиж и голубь Заяц на ловле Задачи урока: 1 закрепить знания учащихся о жанре басни и баснях...
82920. Визначні місця Лондона 69 KB
  London is the most interesting place in the world. There are about 10 thousand streets in London. About eight million people live in the city. There are a lot of bridges over the Thames. Tower Bridge is the most famous. It is more than 100 years old. From Tower Bridge you can see the Tower of London.
82921. Розпізнавання геометричних фігур. Задачі на збільшення (зменшення) числа на кілька одиниць 39.5 KB
  Мета: навчитися розпізнавати геометричні фігури, записувати числа в таблицю розрядів. Розв’язувати задачі на збільшення (зменшення) числа на кілька одиниць. Розвивати логічне мислення, увагу, спостережливість. Виховувати позитивне ставлення до ближнього.
82922. Лічба у межах 20. Попереднє і наступне число. Додавання і віднімання виду 14 + 1; 14 – 1 160.5 KB
  Діти знаходять зображення горобчика серед птахів. Діти знаходять зображення зозулі серед птахів. Що ж буде Діти а що може статися якщо хмари закриють сонечко Для чого потрібне сонечко Допоможемо зозулі. Діти розв’язують приклади і звільняють сонечко від хмаринок.
82923. Склад числа 7. Порівняння чисел у межах 7. Складання прикладів на додавання. Написання цифр 41 KB
  Мета. Формувати навички лічби; на основі практичних дій розглянути різні варіанти складу числа 7; учити складати приклади на додавання в межах 7; закріплювати навички порядкової лічби. Розвивати обчислювальні вмінні і навички, увагу, логічне мислення. Виховувати інтерес до уроку математики.
82924. Табличне додавання і віднімання в межах 10. Склад чисел 1 – 10 1.04 MB
  Закріпити уміння додавати і віднімати в межах 10. Удосконалювати навички усних обчислень, розвивати математичні здібності учнів, пам’ять, мислення спостережливість, кмітливість. Повторити геометричний матеріал. Виховувати охайність, культуру запису, інтерес до математики, любов до природи.
82925. Додавання і віднімання числа 3 з переходом через десяток. Розв’язування задач. Робота з геометричним матеріалом 66 KB
  Мета: ознайомити учнів з таблицею додавання і віднімання числа 3; повторити способи утворення й назви чисел другого десятка; вдосконалювати набуті навички; складати та розв’язувати задачі приклади; формувати обчислювальні навички; розвивати математичну мову увагу пам’ятьспостережливість; виховувати любов до природи.
82926. Технологическое проектирование ГАТП на 130 автомобилей ЗИЛ-130 с агрегатным участком 75.66 KB
  В связи с этим современный специалист занимающийся эксплуатацией ремонтом экономикой и организацией автомобильного транспорта должен знать основы технологического проектирования и планировочных решений автотранспортных предприятий уметь грамотно решать различные вопросы...