85397

Приоритетность загрязняющих веществ

Доклад

Экология и защита окружающей среды

Глобальная система мониторинга окружающей среды ГСМОС была создана совместными усилиями мирового сообщества основные положения и цели программы были сформулированы в 1974 году на Первом межправительственном совещании по мониторингу. Первоочередной задачей была признана организация мониторинга загрязнения окружающей природной среды и вызывающих его факторов воздействия. Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях которым соответствуют специально разработанные программы: импактном изучение сильных воздействий в локальном...

Русский

2015-03-24

86.5 KB

22 чел.

Приоритетность загрязняющих веществ

Сегодня сеть наблюдений за источниками воздействия и за состоянием биосферы охватывает уже весь земной шар. Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) была создана совместными усилиями мирового сообщества (основные положения и цели программы были сформулированы в 1974 году на Первом межправительственном совещании по мониторингу). Первоочередной задачей была признана организация мониторинга загрязнения окружающей природной среды и вызывающих его факторов воздействия. 

Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:

импактном (изучение сильных воздействий в локальном масштабе  -  И);

региональном (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона - Р);

фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность - Ф).

Таблица 1. Классификация загрязняющих веществ по классам приоритетности,

принятая в системе ГСМОС

Kласс

Загрязняющее вещество

Среда

Тип программы
(уровень мониторинга)

1

Диоксид серы, взвешенные частицы

Воздух

И,Р,Ф

Радионуклиды

Пища

И, Р

2

Озон

Воздух

И(тропосфера),
Ф (стратосфера)

Хлорорганические соединения и диоксины

Биота, человек

И,Р

Кадмий

Пища, вода, человек

И

3

Нитраты, нитриты

Вода, пища

И

Оксиды азота

Воздух

И

4

Ртуть

Пища, вода

И, Р

Свинец

Воздух, пища

И

Диоксид углерода

Воздух

Ф

5

Оксид углерода

Воздух

И

Углеводороды нефти

Морская вода

Р, Ф

6

Фториды

Пресная вода

И

7

Асбест

Воздух

И

Мышьяк

Питьевая сода

И

8

Микробиологические загрязнения

Пища

И, Р

Реакционноспособные загрязнения

Воздух

И

По мнению экспертов ООН, первые пять загрязняющих атмосферу веществ, (см. Табл.1) подлежащих контролю, располагаются в следующем порядке: S02, О3, NOХ, Pb, C02. Необходимо отметить, что поступление этих веществ в приземный слой атмосферы в результате антропогенной деятельности сравнимо с естественным поступлением.

Программа импактного мониторинга может быть направлена, например, на изучение сбросов или выбросов конкретного предприятия. Предметом регионального мониторинга, как следует из самого его названия, является состояние окружающей среды в пределах того или иного региона. Наконец, фоновый мониторинг, осуществляемый в рамках международной программы "Человек и биосфера", имеет целью зафиксировать фоновое состояние окружающей среды, что необходимо для дальнейших оценок уровней антропогенного воздействия.

Программы наблюдений формируются по принципу выбора приоритетных (подлежащих первоочередному определению) загрязняющих веществ и интегральных (отражающих группу явлений, процессов или веществ) характеристик. Классы приоритетности загрязняющих веществ, установленные экспертным путем и принятые в системе ГСМОС, приведены в таблице 1.

Определение приоритетов при организации систем мониторинга зависит от цели и задач конкретных программ: так, в территориальном масштабе приоритет государственных систем мониторинга отдан городам, источникам питьевой воды и местам нерестилищ рыб; в отношении сред наблюдений первоочередного внимания заслуживают атмосферный воздух и вода пресных водоемов. Приоритетность ингредиентов определяется с учетом критериев, отражающих токсические свойства загрязняющих веществ, объемы их поступления в окружающую среду, особенности их трансформации, частоту и величину воздействия на человека и биоту, возможность организации измерений и другие факторы. 

Если рассеиваемые в пространстве загрязняющие вещества (ЗВ)  не реагируют, не поглощаются каплями дождя, не подвергаются фотохимическим превращениям, не адсорбируются почвой, то они имеют очень большое время жизни в атмосфере и переносятся на большие расстояния воздушными потоками без изменения. Это консервативные ЗВ. Считается, что если время жизни ЗВ превышает 1 год, то его можно отнести к глобальным. Глобальные ЗВ (ГЗВ), будучи выброшенными в одном месте, через год так хорошо перемешиваются в атмосфере, что их концентрация становится практически одинаковой. Примером ГЗВ могут служить СО2 , фреоны и суперэкотоксиканты типа диоксинов, дибензофуранов и ПХБ. ГЗВ создают проблемы планетарного масштаба.

Региональные ЗВ обладают или меньшим временем жизни, или выбрасываются в количестве, которое значимо только в пределах региона, а не всей планеты; они возникают как результат региональной деятельности человека и создают проблемы регионального же уровня.

Локальные ЗВ обладают или еще меньшим временем жизни, или их количество так мало, что не следует учитывать воздействие таких ЗВ на региональном уровне. Воздействие этих ЗВ значимо только в данном месте. В подавляющем большинстве случаев местным комитетам по охране окружающей среды приходится иметь дело с локальными ЗВ.

Неконсервативные 3В, претерпевая физико-химические превращения, трансформируются в иные вещества и продукты, которые мoryт оказаться как менее, так и более токсичными, чем исходные (первичные 3В). Вторичные вещества и продукты, обладая иными свойствами, нежели первичные, находят свои геофизические и биологические барьеры, которые задерживают их от перемещения в пространстве. Для организации мониторинга (особенно комплексного), когда наблюдения ведутся по всем средам, включая и биотическую) очень важно обнаружить эти барьеры, ибо 3В накапливаются именно на барьерах и в их ближайших окрестностях. Такая идеология  делает монигоринг гораздо более дешевым, поскольку открывает способ мониторинга, не требующий подробного наблюдения за загрязненностью сред в пространстве и во времени.

Известно, что эффективный перенос 3В на большие расстояния в пространстве осуществляется главным образом по воздуху даже для тех веществ, которые имеют очень малые парциальные давления своих паров (например, ПХБ, диоксины). Однако в этом случае перенос осуществляется в адсорбированном на аэрозольных частицах состоянии, а депонирующими элементами экосистем становятся барьеры (почвы, донные отложения, места скопления  массы животных и растительных организмов и т.д.)

Далеко не все 3В следует рассматривать в качестве объектов наблюдений в различных программах мониторинга, а лишь приоритетные. Это вызвано прежде всего сильно различающимися эффектами 3В на здоровье человека. Поскольку программы мониторинга направлены именно на сохранение здоровья человека (гомоцентрическая концепция мониторинга), то главным при определении приоритетности являются санитарно-гигиенические  аспекты. Вообще же методология выбора приоритетных веществ продемонстрирована группой экспертов, готовивших решения уже названной Стокгольмской конференции (группа экспертов, работавшая до 1972 г. в Найроби).

Согласно этой методологии, определяющими факторами при выборе приоритетности вещества являются следующие:

  •  размер фактического или потенциального возможного воздействия на здоровье человека, на климат и на экосистемы;
  •  склонность ЗВ к деградации или накоплению в тканях человека и элементах его трофических цепей;
  •  возможность трансформации ЗВ в различных средах и системах, а также возможность образования вторичных ЗВ более токсичных или более склонных к накоплению в тканях человека;
  •  мобильность ЗВ;
  •  фактические или возможные тренды концентраций ЗВ в окружающей среде;
  •  частота воздействия;
  •  возможность наблюдения за ЗВ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47120. Лицензирование природопользования и охраны окружающей среды 60.35 KB
  В соответствии с экологическим законодательством используются различные формы документов выполняющих функции лицензии. Для получения лицензии разрешения на осуществление соответствующих видов деятельности юридическое или физическое лицо должно обратиться с заявлением в органы уполномоченные на ведение лицензионной деятельности. Правом предоставления лицензии разрешения обладают также территориальные подразделения названных выше и других природоохранительных органов. В зависимости от вида лицензии разрешения определяется ее его...
47123. КЛЕТКА КАК ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА 77.5 KB
  Гетеротрофный процесс приблизительно уравновешивающий автотрофное накопление органического вещества. На данном этапе не происходит накопления энергии в молекулах АТФ. При этом от каждой молекулы глюкозы отщепляется четыре атома водорода и образуются две молекулы АТФ.
47124. Как человек учился мастерству 77.5 KB
  И если вы хотите чтобы ребенок красиво писал мастерил рисовал дайте ему в руки глину пластилин покажите способы работы с ними и их возможности и ребенок втянется в это увлекательное занятие результаты которого стоят намного больше чем затраченные материалы. Вводный урок по теме: “Что такое композиция†Проблема уроков: Что такое композиция Чем отличается композиция от конструкции Учебновоспитательные задачи урока: способствовать отработке и совершенствованию навыков лепки и работы с пластилином; расширять познания детей о...
47125. Особенности личности подростка. Я-концепция 77.5 KB
  Особенности личности подростка. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе если конечно родители вдруг не перевели в другую живет в той же семье. Но встречаются и понастоящему ценные варианты взрослости благоприятные не только для близких но и для личностного развития самого подростка. Внешний вид подростка еще один источник конфликта.
47127. Система работы с персоналом. Структура персонала 150.5 KB
  Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).