8542

Философия как феномен культуры

Лекция

Логика и философия

Философия как феномен культуры. Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения Философия как наука. Предмет, объект и основные направления философии как науки Философия как феномен культуры. Философия (древнегреч...

Русский

2013-02-14

18.4 KB

76 чел.

Философия как феномен культуры.

  1.  Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения
  2.  Философия как наука. Предмет, объект и основные направления философии как науки
  3.  Философия как феномен культуры

1.  Философия (древнегреч. – любовь к мудрости) 2500 лет назад

Ф-ию можно определить как науку, изучающую основные закономерности развития и существования природы, общества, человека и мира в целом.

Мировоззрение – совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяю отношение человека к миру.

Мироощущение – компонент мировоззрение , который связан с человеческими эмоциями и предполагает освоение действительности.

Мировосприятие предполагает освоение действительности на уровне образов.

Миропонимание связанно с его способностью человека к абстрактному мышлению и предполагает освоение действительности на уровне понятий.

Исторические типы мировоззрения:

  1.  Мифологический
  2.  Религия
  3.  Философия

Задача – дать представление об устройстве мира.

Мифология:

  1.  Очеловечивание и одушевление природы
  2.  Наличие фантастических богов, их активное взаимодействие с человеком
  3.  Практическая направленность мифа на решение конкретных задач (хоз-во, защита от болезней)
  4.  Эмоционально-образная форма выражения
  5.  Описательный характер
  6.  Центр мифа – аллегория

Религия:

  1.  Вера в существование богов, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир
  2.  Примерно 100 религий в мире
  3.  Примитивные религии ближе к мифологии, мировые (буддизм, христианство, ислам) носят логико-рациональный аспект
  4.  Наличие строгого вероучения, жёсткой религиозной организации и обязательного религиозного культа

Философия:

  1.  2500 лет назад
  2.  Др.Греция, Др.Индия, Китай
  3.  Основана на разуме
  4.  Строит рациональную картину бытия, Пытается найти законы и общие принципы бытия и оформляется в виде теории (т.е. опирается на доказательства)

2. Предмет философии – законы и устройство мира в целом, законы, которые характерны не только для части, но для всего целого.

Объект философии: человек-общество-природа.

Проблемы основ мировоззрения (что первично материя или сознание?)

Направления :

  1.  Идеализм (первично сознание)
  2.  Дуализм (материя и сознание – 2 противоположные и взаимосвязанные                                                                                                                                                                             стороны единого бытия)
  3.  Деизм  (наличие Бога, который однажды сотворил мир и не участвует в дальнейшем его развитии,  материальная одухотворённость)
  4.  Материализм (первична материя)

Проблема познаваемости мира  (познаваем или непознаваем мир, что первично в процессе познавания?

Направления:

  1.  Эмпиризм (в основе познавания – опыт, чувственные ощущения)
  2.  Рационализм (истинное знание может быть выведено только из разума)
  3.  Иррационализм (мир хаотичен, не имеет внутр.  логики, никогда не будет познан разумом)
  4.  Гностицизм (мир познаваем,  возможности познаний не ограничены)
  5.  Агностицизм (мир не познаваем)

3.  В мировой философии чётко просматриваются тенденции. Философия сближается либо с наукой либо с искусством.

Функции философии:

  1.  Мировоззренческая (задаёт образ мира)
  2.  Методо-логическая (выступает всеобщим методом мышления)
  3.  Оценочно-критическая (подвергает анализу наиболее значимые явления социальной и духовной жизни)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59014. Здоровя - мудрих гонорар 63.5 KB
  Учителям пропонується пройти стежиною здоровя. Маршрут стежки здоровя Перша зупинка Канони здоровя знайомство з основними заповідями Салернського кодексу здоровя медичного трактату XIV століття.
59015. Знакова система - символічна основа народного орнаменту 47.5 KB
  Завдання до уроку Розробка нескладної композиції орнаменту з використанням символів за власним вибором для оздоблення: керамічної тарілки чи глечика; декоративної серветки; святкового рушничка; килима; козацького поясу; бойової сокири; кіраси; ножен козацької шаблі.
59016. Казки українських письменників 39.5 KB
  Раніше ми вже з вами читали та переказували народні казки. Які казки називаються народними Відповідь учнів. Отже тема нашого уроку казки українських письменників.
59017. Казки Шарля Перро 34.5 KB
  Казкові перегони Кожний учень отримує квитокпазл за допомогою яких клас учнів ділиться на три команди: Попелюшка Кіт у чоботях Червона шапочка Завдання: кожна команда має скласти з пазлів малюночок і правильно вказати назву казки.
59018. Карта півкуль. Океани. Материки 51 KB
  Мета: сформувати уявлення про види географічних карт; сформувати поняття океан море материк навчити користуватися картою півкуль показувати на карті океани та материки Обладнання: глобус карта півкуль фізична карта України демонстраційні картки з назвами материків та океанів...
59019. Керівникові клубу інтелектуалів 159 KB
  Мета: ознайомити учнів з вимогами до запитання в грі Що Де Коли та планом побудови запитань; учити самостійно складати запитання розвивати вміння знаходити звичайне в незвичайному.
59020. Кожна байка чогось навчає 58 KB
  Ми закінчили працювати над розділом який називається Байки. Чому він так називається Байки яких авторів вміщені в ньому Сьогодні ми детальніше познайомимося з вивченими поетамибайкарями прочитаємо їх байки повчимось визначати мораль байки.
59021. Коли руйнуються любовні стосунки - руйнується світ 32.5 KB
  Обладнання: портрет письменника Всесвітня література 1998 № 9 форзац репродукція картини М. Всесвітня література 1999 № 6 с. Бесідаінсценівка зустрічі з письменником: учні й учитель задають запитання учню який виконує роль письменника Всесвітня література 1998 № 6 с. Доповнення вчителя Зарубіжна література 1998 № 8 с.
59022. Композиція музичного твору 46.5 KB
  Глинки виходить перша група учнів яка готувала матеріал про композиторів твори яких написані у сонатній формі 1й учень. 2й учень. Глінки 3й учень. Учень зачитує підготовлене цікаве повідомлення про творчий і життєвий шлях композитора 12 хв.