85424

Методическое пособие: Менеджмент организации

Дипломная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Примерная тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается преподавателями кафедры экономики и управления и рекомендуется студентам, которые вправе самостоятельно сделать свой выбор. Перечень тем, предлагаемых кафедрой вниманию студентов, не является исчерпывающим.

Русский

2015-03-25

271 KB

0 чел.

PAGE  5

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н. А. ДОБРОЛЮБОВА

Кафедра «Экономика и управление»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО

ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

(для студентов, обучающихся по специальности 061000 (080507)

«Менеджмент организации», специализация

«Гостиничный и туристский бизнес»)

Нижний Новгород 2006

Печатается   по   решению   редакционно-издательского   совета  ГОУ   НГЛУ  им. Н.А. Добролюбова

Специальность: «Менеджмент организации», специализация «Гостиничный и туристский бизнес»

Дисциплина:

УДК 001.89(075.8)

ББК 72

        Б 833  

Методическое пособие по дипломному проектированию (для студентов специальности  061000(080507)-  «Менеджмент организации»  всех форм обучения). НГЛУ; Сост.: В.А.Бородин, Н.Ю. Арбузова, Н.Новгород 2006,  с.39

©    Издательство  ГОУ НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

1.Общие положения  ……………………………………………………                              

5

2. Выбор и утверждение темы………………………………………….

6

3. Состав выпускной квалификационной  работы и требования к ее выполнению………………………………………………………….

8

3.1. Типовая структура выпускной квалификационной  работы…

9

3.2. Основные требования к выполнению дипломного исследования………………………………………………….

10

4. Методические рекомендации к выполнению дипломного исследования………………………………………………………..

13

4.1. Организационные указания…………………………………….

13

4.2. Выполнение исследовательских задач и написание основных разделов выпускной квалификационной  работы……………

14

4.2.1. Введение………………………………………………...

14

4.2.2. Первая глава (информационно-теоретическая часть)…

15

4.2.3. Вторая глава (проблемно-аналитическая часть)………

17

4.2.4. Третья глава (проектно-практическая часть)………….

19

4.2.5. Заключение……………………………………………….

21

4.2.6. Список использованных источников…………………...

21

4.2.7.Требования к приложениям……………………………..

23

5. Порядок оформления выпускной квалификационной  работы……

23

6. Составление автореферата выпускной квалификационной  работы………………………………………………………………..

25

7. Защита выпускной квалификационной  работы …………………...

25

7.1. Организация защиты……………………………………………

25

7.1.1. Предварительное рассмотрение выпускной квалификационной  работы (предзащита)……………..

27

7.1.2. Рецензирование - дача отзыва…………………………

27

7.2. Процедура защиты………………………………………..

28

7.3. Принятие решения о защите……………………………..

29

7.4. Особые случаи……………………………………………...

30

8. Приложения

30

Приложение 1.Тематические направления дипломных исследований………………………………………

30

Приложение 2. Календарный план-график подготовки и проектирования на кафедре «Экономика и управление»…………………………………………

33

Приложение 3. Образец заявления об утверждении темы

34

Приложение 4. Пояснительная записка к выпускной квалификационной работе (бланк)……............

35

Приложение 5. Задание выпускную квалификационную  работу   (бланк)…………………………………………........

36

Приложение 6. Отзыв руководителя выпускной квалификационной  работы (бланк)………….........

37

Приложение 7. Рецензия на выпускную квалификационную  работу (бланк)………………………………………..

38

Приложение 8. Примеры оформления списка использованной литературы………………………………………….

39


1.Общие положения

Выпускная квалификационная работа (дипломный проект) студента является заключительным учебно-исследовательским трудом  комплексного характера. Она выполняется как самостоятельное исследование актуального вопроса (проблемы) в области специальности. Являясь также научно-практическим исследованием, она характеризует уровень теоретической и практической подготовки студента-выпускника, его научную эрудицию и глубину профессиональных знаний и навыков, полученных за весь период обучения в вузе по избранной специальности.

В соответствии с государственным образовательным стандартом  специальности “Менеджмент организации”, специализации «Гостиничный и туристский бизнес»,  подготовка и защита выпускной квалификационной работы- непременное условие профессиональной квалификации студента и признания его специалистом с высшим образованием. Согласно предъявляемым требованиям,  написание выпускной квалификационной работы призвано способствовать закреплению и проявлению знаний, полученных в процессе изучения общетеоретических и специальных дисциплин и дисциплин специализации, умений и навыков, приобретенных во время учебной,  производственной  и преддипломной практик на предприятиях индустрии туризма, их использованию в исследовательской и практической работе по специальности. Выполнение выпускной квалификационной работы имеет целью систематизацию, обобщение и проверку специальных теоретических знаний и практических навыков студентов, завершающих вузовское обучение. В выпускной квалификационной работе должны ставиться и решаться актуальные вопросы в области специальности. В  ней должны быть продемонстрированы эрудиция и умение автора анализировать проблемы и предлагать оригинальные пути их разрешения, самостоятельно делать выводы,  уровень знаний специальной литературы и др.

В общем виде выпускная квалификационная работа по специальности “Менеджмент организации” должна отражать современные достижения отечественного и зарубежного менеджмента, основываться на практическом опыте функционирования предприятий данной сферы. Она должна свидетельствовать об умении автора исследовать проблемы,  формулировать и аргументированно обосновывать выдвигаемые положения и тезисы, делать обобщающие выводы и заключения, обосновывать практические рекомендации. Дипломное исследование - творческий труд, результатом которого может быть и нетрадиционный, оригинальный взгляд на поставленную проблему, исследование которой может привести к неожиданным открытиям. В процессе выполнения выпускной квалификационной работы студент проявляет свою научно-исследовательскую зрелость, готовность к практическому применению приобретенных знаний, квалифицированному решению профессиональных проблем.

Выпускная квалификационная работа может быть написана  как на русском языке, так и на любом иностранном языке, которым владеет студент. Это возможно, если вуз сможет предоставить научного руководителя, владеющего иностранным языком, на котором студент хотел бы писать дипломный проект, как второго руководителя дипломного проекта.

2. Выбор и утверждение темы

Примерная тематика выпускных квалификационных  работ разрабатывается преподавателями кафедры экономики и управления и рекомендуется студентам, которые вправе самостоятельно сделать свой выбор. Перечень тем, предлагаемых кафедрой вниманию студентов, не является исчерпывающим. Каждый студент может заявить тему по своему усмотрению, представив соответствующее обоснование необходимости и целесообразности ее разработки. Тема выпускной квалификационной  работы должна отвечать профилю специальности “Менеджмент организации” и быть более  ориентированной на соответствующую специализацию. Дипломник может разрабатывать любую тему, направленную на решение организационных, правовых, социальных, экономических, технологических и других вопросов предприятий, организаций и учреждений гостиничного и туристского бизнеса.

Темы выпускных квалификационных работ должны посвящаться актуальным вопросам теории и практики  менеджмента организации. Тематическое решение исследовательских задач должно ориентировать на разработку конкретных проблем, имеющих научно-практическое значение для деятельности предприятий, организаций, учреждений. Все темы  выпускных квалификационных  работ должны соответствовать объему теоретических знаний и практических навыков, полученных по всем дисциплинам профессионально-образовательной программы. Они должны включать основные вопросы, которыми выпускнику, будучи признанным специалистом в области менеджмента, предстоит заниматься в своей профессиональной деятельности в качестве менеджера.

Кафедра обеспечивает необходимые консультации студентам при выборе ими тем выпускных квалификационных  работ. Для каждого студента-дипломника, как и для группы студентов-дипломников, анализирующих сложную проблему, охватывающую совокупность вопросов, назначается научный руководитель. Все темы выпускных квалификационных  работ и научные руководители по ним утверждаются выпускающей кафедрой. Концепцию и план дипломного исследования студент согласовывает со своим научным руководителем, который оказывает научную и методическую помощь на протяжении всего периода работы. В некоторых случаях, при необходимости работы по сложной узкоспециальной теме, вместе с научным руководителем может быть назначен и научный консультант.

Тематика выпускных квалификационных  работ рассматривается и утверждается на заседании кафедры не позднее первой недели из времени, отведенного учебным расписанием на дипломное проектирование.

Переутверждение тем дипломных работ допускается по мотивированной просьбе студента, поддержанной ходатайством научного руководителя. Возможна также некоторая корректировка заранее утвержденной темы в процессе написания на завершающем этапе по согласованию с научным руководителем  с уведомлением заведующего кафедрой.

Тема выпускной квалификационной  работы обычно формулируется в соответствующей  логической последовательности.

Прежде всего определяется цель дипломного исследования. В качестве цели может быть, например, анализ (оценка), исследование, разработка (проектирование), совершенствование (модернизация, повышение уровня). Возможны темы с формированием комплексной цели, например “анализ и разработка”, “оценка и совершенствование” и т.д.

Вслед за установлением цели необходимо указать предмет исследования, в качестве которого может выступать, например: структура (производственная, организационная и т.д.), функция(планирования, организации, мотивации, контроля), характеристика (численность, эффективность и т.д.), процесс (туристская и гостиничная  деятельность, труд, развитие, мотивация персонала и т.д.). Так же, как и цель дипломного исследования, его предмет может быть комплексным, например: “структура функций”, “характеристика процесса” и т.д.

Затем следует уточнить, какой аспект дипломного исследования выделяется как основной, т.е. какие основные направления функционирования и развития объекта охвачены дипломным исследованием. В качестве основного аспекта можно указать, например: персонал,  ресурсное обеспечение (информационное, организационно-техническое, финансовое, учебно-научное, методическое, кадровое и т.д.), нормативно-правовую базу (законодательство),  социально-экономические, политические, правовые, психологические, социологические, исторические и другие аспекты менеджмента.

В названии темы должен быть четко определен объект дипломного исследования. В качестве объекта, главным образом, выступает конкретное предприятие, организация, учреждение, или группа предприятий.  Объектом дипломного исследования может быть  система государственного регулирования в  сфере  туризма по всем вертикалям власти.

Итак, логическая последовательность формулирования темы дипломного исследования составляет вышеописанная “цепочка”: цель - предмет — аспект - объект. В зависимости от степени комплексности темы на любом ее звене возможны объединения по двум или нескольким признакам, либо некоторые из них могут пропускаться.

Рекомендуемая тематика выпускных квалификационных работ ежегодно переутверждается                                                      кафедрой экономики и управления и заблаговременно доводится до сведения студентов, выходящих на дипломное проектирование.

3. Состав выпускной квалификационной  работы и требования к ее выполнению

Выпускная квалификационная  работа — это самостоятельное исследование студента, завершающего обучение по избранной специальности. В процессе работы над дипломным исследованием по специальности “Менеджмент организации” студент должен проявить свои способности квалифицированного специалиста в данной области, что характеризует его подготовленность к предстоящей профессиональной деятельности.  Выпускная квалификационная  работа предполагает достаточную в рамках профессионально-образовательной программы менеджера организации теоретическую разработку избранной темы с анализом источников и литературы, нормативно-правовых актов, авторских наблюдений, экспериментов и других материалов по исследуемому вопросу (проблеме). Выпускная квалификационная работа должна иметь логично выстроенную структуру, которая в систематизированной форме концентрированно отражает текстуально изложенное содержание проведенного исследования, его результаты и практические рекомендации.

Структурно выпускная квалификационная  работа состоит из введения, двух или более глав (разделов), разбитых на параграфы, заключения, списка нормативных актов, использованной литературы и других источников, приложения. Объем текстуальной части выпускной квалификационной  работы не должен превышать 4-5 печатных листов или 70-100 страниц машинописного (компьютерного) текста, не считая приложений, списка источников и литературы, примечаний, титульного и других листов, связанных с оформлением.

3.1. Типовая структура выпускной квалификационной  работы

По содержанию и форме выпускная квалификационная работа должна соответствовать ГОСТ 7.32-91 на общие требования и правила оформления научно-исследовательских и проектных работ.

Типовая структура выпускной квалификационной работы включает следующие части (разделы):

Титульный лист

Введение

Раздел 1. Информационно-теоретическая часть.

Разработка методических задач выпускной квалификационной  работы

1.1. Содержательная постановка исследовательской задачи.

Анализ существующих подходов и методов решения проблемных ситуаций в менеджменте организации.

1.2. Выбор и обоснование метода, разработка соответствующих моделей совершенствования менеджмента организации.

1.3. Формулирование требований к исходной информации для решения задач практической (проектной) части.

Раздел 2. Проблемно-аналитическая часть.

Анализ объекта и исследование проблемы.

2.1. Общая характеристика объекта и предмета исследования.

2.2. Анализ существующей проблематики.

2.3. Разработка подходов, методов и моделей для решения данной проблематики.

Раздел 3. Проектно-практическая часть.

Мероприятия (предложения) по совершенствованию менеджмента  и обоснование их эффективности в данной сфере

3.1. Реализация разработанных подходов, методов и моделей на материалах конкретного объекта.

3.2. Анализ результатов проведенного исследования и разработка предложений по совершенствованию организации управления.

3.3. Вопросы организации и ресурсного обеспечения внедрения предложений.

3.4. Прогноз (расчет) социально-экономической эффективности от внедрения практических (проектных) предложений.

Заключение

Список использованной  литературы

Приложения

3.2. Основные требования к выполнению дипломного исследования

Разделение выпускной квалификационной работы на теоретическую, аналитическую и практическую части имеет известную долю условности. Фактически определенное разграничение разделов или глав и параграфов на указанные части не проводится, а только подразумевается и в формулировках их названий  может не отражаться.

В главах (разделах, параграфах) последовательно излагается содержание дипломного исследования. Текстуальный объем каждой из глав или разделов ориентировочно состоит из 25-30 страниц.

В содержании выпускной квалификационной  работы должны быть соблюдены основные требования:

• обоснование предложений результатами анализа деятельности  объекта;

• реальная направленность результатов и проектно-практических (рекомендованных) мероприятий на повышение эффективности и оптимизацию выполняемых функций;

• соответствие предлагаемых мероприятий  целям и перспективным тенденциям  менеджмента;

• действенность и конкретность выводов о состоянии организации  и предложений, направленных на ее модернизацию, социально-экономическая обоснованность предложений;

• соответствие уровня разработки темы дипломной работы современному уровню разработок методических положений и рекомендаций по менеджменту организации.

Единство общих требований не сужает просторы творческой мысли исследователя, предполагает одновременно его широкую инициативу в разработке избранной темы в самых разных ее аспектах и особенностях, с учетом индивидуальных способностей и склонностей студента-дипломника. Оригинальность решения задач исследования - один из важных критериев оценки качества выпускной  квалификационной работы.

Наиболее значимыми и особо ценными будут такие дипломные исследования, которые нацелены на решение конкретных проблем, взятых из реальной жизни и  разработку комплексной  программы практических мер, которые следовало бы предпринять  в реальной действительности. При таком подходе к определению цели, задач и предмета дипломной работы, акцент делается как на конкретном (ситуационном), так и на стратегическом (перспективном) управлении.

Управление по ситуации - это, как правило, управление непрограммируемой, неструктурируемой, непредсказуемой средой - требует быстрого реагирования. Здесь необходима локализация содержания проблемной ситуации и выработка, главным образом, оперативных решений с учетом их возможных последствий; целесообразно определить оптимальный вариант управленческих действий.

Стратегическое управление есть планирование развития, которое требует совершенно иного видения проблемы и определения мероприятий ее решения на перспективу. Здесь важно проявить масштабность в формулировании управленческих целей, суметь провести анализ больших массивов информации, просчитать альтернативные решения и оценить их возможные последствия, определить оптимальный вариант.

Формы и содержание управленческих решений будут зависеть от видов  деятельности и от иерархического уровня, на котором они должны приниматься и осуществляться. Чем ниже уровень, тем больше места занимает ситуационное управление, чем выше - тем сильнее упор делается на стратегическое планирование в различных областях и сферах деятельности.

Выпускной квалификационной  работе используются программно-целевые методы совершенствования планирования и управления, экономико-математическое моделирование для выбора оптимальных решений, общенаучные и специальные подходы и методы обоснования результатов и предложений, формулируемых в дипломной работе.

Общие методологические подходы рассматривают дипломное исследование как процесс последовательного анализа и разработки проблемы (вопросов) менеджмента организации, выявления недостатков и резервов совершенствования менеджмента и внесения предложений по реорганизации существующих или созданию новых управленческих  структур. В этих целях студент должен в полной мере использовать полученные знания по дисциплинам правового и экономического циклов, социологии, технологии принятия управленческих решений и др.

В процессе дипломного исследования студент должен проявить знания в области методик:

• проектного обследования объекта управления и управляющей системы, анализа подсистем, технологии  управления, функционирования предприятия, организации, учреждения;

• проектирования организации управления (оптимизации организационно-структурных и функциональных процессов, рационализации управленческих процедур и операций, совершенствования взаимосвязей между подразделениями управляющей системы, обоснования применения технических средств управления и т.д.), начиная с общих принципов решения этих задач и заканчивая разработкой нормативных и методических документов, должностных инструкций, технологических карт, форм документации, схем документооборота и т.д.;

• совершенствования управленческих структур и механизмов реализации принятых решений;

• определения социальной и экономической эффективности проектных решений по менеджменту организации.

Дипломник с помощью научного руководителя должен организовать свою работу так, чтобы с рациональными затратами времени самостоятельно находить оптимальные решения исследовательских задач. Дипломник должен знать и постоянно изучать новейшие достижения в теории и практике  менеджмента, зарубежный опыт  и, по возможности, учитывать их в своей работе. Исследование должно основываться на действующем законодательстве Российской Федерации и ее субъектов.

Выпускная квалификационная  работа выполняется на основе изучения литературы по специальности (учебников, учебных пособий и методических материалов), нормативно-правовых источников, специальной литературы по избранной теме (монографий, других научных изданий, статей), средств массовой информации.

Выпускная квалификационная  работа должна разрабатываться на конкретных материалах органов власти как федерального, так регионального и местного уровней, их структурных подразделений. В ней должно содержаться решение конкретных управленческих задач, способствующих успешному достижению целей, которые стоят перед субъектом управления.

4. Методические рекомендации к выполнению дипломного исследования

4.1. Организационные указания

Работа по выполнению дипломного исследования условно делится на три стадии:

1) подготовительную (сбор материалов, накопление информации, подбор литературы),

2) исследовательскую (обобщенние и анализ фактических данных, положенных в основу теоретической и практической частей исследования); постепенное написание (текстуальное изложение авторских идей, мыслей),

3) оформительскую (приведение в порядок всех материалов, из которых будет состоять выпускная квалификационная работа, придание ей надлежащего законченного вида).

Подготовку к дипломному исследованию начинают с выбора и закрепления темы. Для этого предварительно изучается литература по выбранной тематической проблеме. Прежде чем приступить к сбору необходимых материалов и отбору литературы по утвержденной теме,  студент с помощью научного руководителя составляет план научно-исследовательской работы. В нем обычно намечаются конкретные мероприятия и поэтапные сроки выполнения отдельных частей дипломного исследования. Их исполнение по срокам и фактическому содержанию контролируется научным руководителем. Затем целесообразно составить программу анализа объекта исследования и его системы управления; сбора исходных данных, к примеру, о функционировании объекта, его целях и задачах, направлениях деятельности; кроме того следует проанализировать оргструктуру, изучить формы документации и т.д. Эти материалы используются, главным образом, во введении и теоретической части. Сбор материалов, накопление информации, подбор литературы, ознакомление с нормативно-правовыми источниками лучше всего провести во время преддипломной практики.

Выполнение дипломного исследования ведется на основе собранных и обобщенных материалов, систематизированной и детальной проработки литературных источников и законодательной базы, теоретического анализа фактических данных, взятых за основу. На этой стадии осуществляется постановка исследовательских задач, определяются критерии и разрабатывается методика их решения, формируется гипотеза исследования и модель разработки поставленных задач, направленных на достижение цели выпускной квалификационной  работы.

При оформлении выпускной квалификационной работы выдерживаются все необходимые требования, предъявляемые ГОСТом (более подробно см.: Словарь-Справочник автора. - М.: Книга, 1988; Стандарты по издательскому делу. М.: Юрист, 1998). Весь текст должен быть отредактирован с точки зрения стилистики, выявления и устранения фактических ошибок и описок.

4.2. Выполнение исследовательских задач и написание основных разделов выпускной квалификационной  работы

4.2.1. Введение

Во введении обосновывается необходимость разработки сформулированной темы исследования. Здесь раскрывается ее актуальность и научная новизна, т.е. показывается, что автор как самостоятельный исследователь вносит нового в изучение данной темы и решение исследовательских задач. Во введении отмечается практическая значимость выполнения дипломного исследования, характеризуется степень разработанности данной проблемы в специальной литературе, ставятся цели и задачи исследования, формулируется его теоретическая основа, а также характеризуется нормативно-правовая база, массив использованных источников и другие материалы. Актуальность темы может подтверждаться ссылками на вновь принимаемые законы, указы, постановления органов государственной власти РФ или отдельных субъектов РФ, касающиеся рассматриваемых в дипломном исследовании вопросов. Практическое значение разработки темы дипломного исследования подчеркивается ее важностью в решении общих пробле менеджмента организации.

Обоснование выбора объекта и предмета дипломного исследования подтверждается доказательствами их значения в решении вопросов совершенствования менеджмента организации, местом и ролью в системе  управления. Обоснование выбора конкретного объекта ( как правило,  - базы преддипломной практики) сопровождается ссылками на основные показатели, важнейшие критерии и фактические данные, характеризующие действительное положение дел, реальные ситуации в практике функционирования объекта исследования, предмете осуществляемой им деятельности. В итоге четко формулируется конкретная проблема, цель и задачи дипломного исследования.

Если разрабатывается комплексная тема с участием нескольких студентов, объединенных во временный творческий коллектив, поступают следующим образом. Во введении указывается характер взаимодействия каждого студента с другими участниками комплексного исследования, так как дипломная работа и ее защита ведутся в индивидуальном порядке. Здесь же следует отразить степень и фактическое участие, конкретный вклад каждого студента-дипломника в разработку выполненного исследования.

Текстуальный объем введения обычно не превышает 10-15% (8-12 страниц) общего объема основной (содержательной) части выполненной работы.

4.2.2. Первая глава (информационно-теоретическая часть)

Первая глава традиционно посвящается теоретическому обоснованию тематической проблематики, в рамках которой представляется методология и методика исследования.

Исходя из логики выполнения дипломного исследования и структурного построения выпускной квалификационной  работы, первую главу составляет информационно-

теоретическая часть. Здесь раскрываются современные взгляды и подходы к решению исследуемой проблемы в контексте конкретной ситуации менеджмента организации. Целесообразно показать решаемую проблему с использованием фактических данных из правоприменительной практики в той или иной сфере туризма,  которой посвящено исследование.

В этой главе можно подробно остановиться на освещении проблемно-теоретических аспектов темы исследования, рассмотреть их с различных методологических позиций. Для этого целесообразно провести обзор литературы по методам решения задач дипломного исследования, выявить различия в основных подходах и точках зрения на рассматриваемую проблему, увязать главные теоретические положения с практикой конкретного предприятия. При этом можно проиллюстрировать свои замечания статистическими данными и социологическими опросами, сведенными в таблицы, либо другими данными, представленными в форме графиков, схем, диаграмм и т.п.

Каждое дипломное исследование должно базироваться на основных закономерностях и принципах теории и организации  управления, на общих теоретических положениях науки управления, достижениях научной мысли, обоснованных и общепринятых утверждениях, представляя собой их конкретизацию (а чаще — следствие из них) по отношению к исследуемому объекту с необходимой аргументацией. Студент должен грамотно оперировать понятиями и терминами менеджмента, терминологии, понятиями и методами научных дисциплин, следить за тем, чтобы узкоспециальные термины употреблялись к месту.

В первой части обосновывается выбор конкретных методов решения поставленных задач, разрабатываются основные модели такого решения, проводится анализ существующих подходов и методов решения проблемных ситуаций в  сфере туризма, определение и обоснование соответствующей модели совершенствования туристской деятельности. Модель решения исследовательских задач - это формализованное представление содержательной постановки задачи. Она содержит критерии решения, основные ограничения, требования к точности или оценки достигаемой точности моделирования. Такая модель может быть представлена в виде аналитического описания последовательности определенных действий,  либо в виде описания ее алгоритмической реализации в схематичной форме практических мероприятий, выполняемых управленческих операций и т.д. Однако не следует увлекаться чрезмерной схематизацией или идеализацией теоретических построений. Не нужно приводить детальное описание общеизвестных способов теоретического моделирования и методов решения задач. Основной акцент нужно сделать на элементах конкретного использования и модификации модели под объект. В выпускной квалификационной работе могут использоваться самые разнообразные модели: системно-структурного анализа, логико-информационные, экспертного оценивания, функционального анализа и др. В любом случае в теоретической части должны быть определены методы объективной оценки эффективности предлагаемых проектных решений.

Достоинством работы, несомненно, станет использование неопубликованной информации  из практики конкретных предприятий, их подразделений, разумеется, если эти сведения не являются закрытыми. Такие сведения могут быть почерпнуты в ходе преддипломной практики.

Характеристика и анализ предприятия, организации, учреждения - база исследования. Повышение эффективности и качества организации и результатов управления, рационализация и оптимизация выполняемых предприятием  задач и функций составляют главную цель совершенствования менеджмента организации. Завершается первая часть формулированием общих требований к исходной информации для решения задач аналитической и практической (проектной) частей, где они конкретизируются. Теоретические и методические разработки автора могут представлять: обоснование новых параметров или показателей, характеризующих системы и процессы менеджмента; методику выявления зависимостей между показателями; методику и модель прогнозирования результатов  управления в целом и по отдельным параметрам. Основное внимание должно быть обращено на обоснование и убедительное доказательство полезности и эффективности предлагаемых автором теоретических и методических подходов и решений.

4.2.3. Вторая глава (проблемно-аналитическая часть)

В этой главе, основываясь на положениях, сформулированных в теоретической части, проводится проблемно-аналитическая разработка методических задач выпускной квалификационной  работы. Методическая постановка задач выпускной квалификационной работы и их концептуальная разработка представляют собой проблемно-аналитическую часть исследования.

Анализ дипломного исследования должен отличатся комплексностью и системностью, использованием междисциплинарного подхода. При комплексном обследовании и анализе объекта исследования в ряде случаев может оказаться целесообразным, к примеру, сопоставление фактической численности персонала  со штатной, нормами и нормативами; установить объем управленческих затрат, трудоемкость управленческих функций; провести анализ состава управленческих процедур и их распределения в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений и т.д.

Диагностический анализ  организации, предприятия, учреждения нацелен на:

• оценку достигнутого уровня организации;

• оценку элементов системы управления, уровня и содержания функциональной специализации;

• сравнение фактических значений основных и характерных показателей туристской  деятельности с нормативными;

• выявление положительных и отрицательных сторон в организации и функционировании предприятия;

• установление потерь и неиспользованных возможностей в результате влияния недостатков в организации управления;

• выявление и анализ причин наличия недостатков, их проявлений и негативных последствий.

Аналитическая характеристика объекта дипломного исследования независимо от специфики его темы должна содержать: перечень целей, реализация которых обусловливает функционирование исследуемого объекта; описание его структуры с выделением основных, вспомогательных или обслуживающих подразделений и их роли в управленческом процессе; определение места анализируемого объекта в иерархической системе более крупного масштаба; характеристику выполняемых функций по различным показателям, например, по объемам выполняемых операций в определенной деятельности,   по улучшению качества работы, культуры обслуживания потребителей,  по финансовым, экономическим и другим показателям. Все эти показатели, по которым проводится анализ, выбираются в зависимости от специфики деятельности объекта дипломного исследования. По этой же причине они будут отличаться как по объему, видам, так и по форме изложения и представления материала.

Источниками информации по вышеназванным вопросам могут служить законы и подзаконные акты, положения, уставы, регламентирующие организацию и функционирование предприятия, организации, учреждения, материалы текущего делопроизводства, статистические данные, отчетность отдельных подразделений и общие справочно-аналитические материалы и  документы, содержащие самые разнообразные сведения, представляющие интерес с точки зрения проводимого дипломного исследования.

Анализ объекта осуществляется на основе достаточно полного описания общей характеристики объекта и предмета исследования. В этой части проводится анализ фактических материалов, характеризующих особенности предприятия, специфику выполняемых функций, компетенцию и реализуемые полномочия объекта. Особое внимание уделяется анализу проблемных аспектов темы исследования в соответствии с поставленными целями и задачами. Необходимо обратить внимание как на выявление и анализ положительных сторон туристской деятельности, так и на имеющиеся здесь недостатки, а также изыскание резервов в повышении эффективности туристской деятельности.

Анализ проводится с использованием различных методов: сравнительного, диагностического, системно-логического, социологического, структурно-функционального, институционального, программно-целевого, возможно и применение экономико-математических методов с использованием ЭВМ.

В результате аналитического рассмотрения объекта дипломного исследования в контексте аспектных вопросов предмета исследования обосновывается необходимость разработки мероприятий по улучшению (модернизации, совершенствованию) организации деятельности предприятий сферы туризма

4.2.4. Третья глава (проектно-практическая часть)

В последней главе рекомендуется остановиться на прикладном значении исследования, раскрыть результаты анализа, проведенного в предыдущих главах. Особое значение следует придать аргументации выдвигаемых предложений, поиску путей и средств их эффективной реализации в практике менеджмента организации.  Здесь же, если это не сделано в предыдущей главе, дается правовое обоснование анализируемой проблемы, раскрывается сущность и сфера регулирования соответствующих законодательных актов и правовых норм.

Проектная часть посвящается обоснованию и характеристике предложений, содержащих практические рекомендации, высказанные дипломником. Они основываются на конкретных результатах анализа, представленных в аналитической части, а также на методологическом подходе, исходных принципах, положениях и методах, изложенных в теоретической части.

Структура проектной (практической) части должна быть составлена так, чтобы автор сумел раскрыть содержательную сторону тех практических замыслов и решений, которые направлены на достижение целей и задач дипломного исследования. В параграфах этой главы обосновываются предложения, рекомендации по реализации мероприятий, которые,  по мнению исследователя,  было бы полезно применить в практике туристской деятельности.  Решение  задач проводится с целью повышения  эффективности туристской деятельности, устранения отмеченных недостатков, ликвидации негативных ситуации и причин, их вызывающих, совершенствования управленческих процессов как в целом, так и отдельных сторон (сфер) организации, функционирования и правового регулирования туристской деятельности. Поиск мероприятий по рационализации и оптимизации туристской деятельности, выбор конкретных вариантов их реализации с обязательным обоснованием - основное содержание и необходимое требование к выполнению практической части дипломной работы.

В процессе исследовательского поиска, практических мероприятий и обоснования их предпочтительности и преимуществ перед фактическим положением дел в определенной сфере управления существуют различные подходы.

Нормативный подход, - при котором разрабатываемые мероприятия основываются на конкретных нормативных материалах как общего значения, так и ведомственных (межведомственных). Особое внимание уделяется правовым актам, а также актам методического характера, принимаемым органами государственной власти и местного самоуправления.

Научно-методический подход предполагает при разработке мероприятий основываться на прямом или косвенном использовании требований, методик и рекомендаций научных исследований, разработок НИИ и аналогичных учебных и научных учреждений.

При использовании новаторского опыта современной деятельности отечественных предприятий, учитывается зарубежный опыт. Здесь важен сравнительный анализ условий функционирования исследуемых объектов.

Экспериментальный подход используется тогда, когда мероприятия основываются на результатах экспериментов, проведенных дипломником в ходе дипломного исследования непосредственно на объекте.

Моделирование вариантов предложений по внедрению практических мероприятий и их обоснование могут проводиться с использованием экономических, политологических, правовых, математических и других аналитических подходов.

Рекомендации, разработанные в практической части, должны быть изложены достаточно подробно и обстоятельно, с необходимой степенью детализации и конкретности. Вспомогательные материалы следует выносить в приложения. Целесообразно начинать с разработки более общих, широкомасштабных мероприятий и завершать частными, менее масштабными. Все предлагаемые мероприятия должны быть увязаны с существующей системой управления предприятием. В данной части выпускной квалификационной  работы желательно предусмотреть параграф, посвященный обоснованию реальности предлагаемых мероприятий и рассмотрению вопросов организации их внедрения на конкретном предприятии. Реальность проектных мероприятий обосновывается практической возможностью преодоления правовых, экономических, организационных, технических, психологических и других трудностей.

Каждый параграф, глава (раздел), составляющие структурные части дипломной работы, должны завершаться обобщающими выводами.

4.2.5. Заключение

В заключении (объем 5-7 страниц) емко и сжато в обобщенном виде излагаются главные результаты проведенного исследования, лаконично и тезисно излагаются  его ключевые моменты, основные положения, формулируются наиболее важные рекомендации по решению поставленных автором во введении задач. Заключение должно представлять собой краткие выводы, характеризующие итоги проведенного исследования. Оно должно быть предельно конкретным и выразительным. В нем обязательно следует отразить оценку общего состояния объекта исследования с точки зрения аспектных вопросов предмета исследования, итоги проведенного анализа и выводы теоретических заключений, сводный перечень и краткую характеристику предлагаемых мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков и повышение эффективности в данной сфере  деятельности.

4.2.6. Список использованных источников

4 Все источники, использованные в работе над дипломным исследованием, приводятся в алфавитном порядке и помещаются после заключения. При составлении данного списка рекомендуется придерживаться следующей последовательности:

1. Нормативно-правовые акты (по юридическому значению)

1.1. Акты федеральных органов государственной власти

• федеральные законы;

• указы Президента РФ;

• постановления палат Федерального Собрания РФ;

• постановления Правительства РФ;

• постановления судов РФ;

• ведомственные акты.

1.2. Акты органов государственной власти субъектов РФ

• законы субъектов федерации;

• нормативные и распорядительные акты глав субъектев федерации;

• документы органов госвласти и управления субъектов федерации; :

1.3. Акты органов местного самоуправления

• представительных органов;

• исполнительных органов.

2. Литература (по алфавиту, т.е. по первой букве фамилии автора (первого автора), а при его (их) отсутствии — по первой букве первого слова названия издания)

3. Книги, монографии, энциклопедии, словари, справочники, сборники, учебные пособия, брошюры, а также отдельные статьи в них и в научной (специальной, профессиональной) периодической печати и средствах массовой информации

4. Материалы государственных архивов

5. Материалы текущего делопроизводства предприятий, организаций, учреждений туристской сферы.

6. Другие виды источников.

4.2.7. Требования к приложениям

Выпускная квалификационная  работа может иметь приложения, которые включаются по усмотрению автора. Приложения оформляются при необходимости использования в основной (текстуальной) части значительного объема фактических данных вспомогательного характера, имеющих целью наглядно продемонстрировать или подтвердить описываемые автором ситуаций, отдельные или более общие вопросы. В приложениях могут приводиться таблицы показателей, должностные инструкции  служащих, формы служебной документации, вспомогательные графические иллюстрации и т.п. В приложения могут быть включены также справки  об использовании либо возможностях и перспективах использования результатов дипломной работы в практике туристской деятельности.

Объем приложений определяется автором дипломной работы по принципу разумной достаточности. Все приложения должны быть пронумерованы и расположены в соответствии с порядковыми номерами.

5. Порядок оформления выпускной квалификационной  работы

Выпускная квалификационная  работа выполняется в соответствии с требованиями ГОСТа, предъявляемыми к работам, направляемым в печать. Она открывается титульным листом Текст ее набирается машинописным (компьютерным) способом шрифтом 2,7 мм и распечатывается через 2 интервала (28-30 строк на странице при 65-70 знаках в строке, включая пробелы). Поля текстовой части листа (страницы) при формате А4 (210 X 297 мм) должны иметь следующие размеры: сверху отступ от края - не менее 15 мм, снизу — 20 мм, слева - 30 мм, справа - 15 мм. Размер абзацного отступа - 5 знаков. Отбивку заголовков следует делать через 3-5 интервалов и выделять полужирным шрифтом. Количество страниц строго не регламентируется.  Общий объем дипломной работы должен составлять приблизительно 90-110 страниц с приложениями, примечаниями, списком источников и литературы, другими оформительскими листами (титульным, с содержанием).

Текстуальная часть выпускной квалификационной работы должна быть логичной, лаконичной и литературно грамотно изложенной. При написании работы необходимо давать ссылки на авторов и источники, откуда взяты теоретические положения, выводы других исследователей, фактический материал, конкретные сведения, цифровые и другие данные. Все приводимые цитаты должны быть взяты в кавычки, а в сносках (примечаниях) указан автор и точные выходные данные цитируемого издания. Обращая внимание на стиль и язык изложения, следует обеспечить ясность выражения мыслей и четкость формулировок, точность определений, разнообразие употребляемой лексики, правильное использование специальных понятий и слов государственно-управленческой терминологии.  С ее завершением необходимо тщательно выверить текст, точность цифр, используемых цитат, устранить опечатки. Все иллюстрации должны быть пронумерованы и иметь подрисуночные (подтабличные) названия.

При оформлении научно-справочного материала выпускной квалификационной работы следует учесть следующие  требования:

• единообразие сносок на литературу и другие источники;

• точное название книг дается не по обложке, а по титульному листу либо по выходным данным, указанным на обороте титульного листа или на последней странице книги и включающим название города (иногда сокращенное, например, Санкт-Петербург обозначается аббревиатурой СПб., Москва - М.), название издательства, год издания, количество страниц;

• постраничные сноски печатаются через 1,5 интервала;

• таблицы, содержащие первичные исходные данные, надо оформлять в виде приложений;

• в тексте выпускной квалификационной  работы помещаются итоговые и наиболее важные материалы, преимущественно авторского исполнения.

Различные служебно-вспомогательные материалы (инструкции, методики, бланки документов, иллюстрации и др.) следует выносить в приложения. При помещении бланка служебного документа для наглядности целесообразно заполнить все необходимые для его пояснения реквизиты (графы). Иллюстрации и таблицы, при возможности, располагаются так, чтобы их можно было рассмотреть без поворота страницы или с поворотом по часовой стрелке. Они размещаются после первого упоминания о них в тексте.

Если в тексте применяются символы, единицы, сокращения слов и словосочетаний, специальные обозначения, отличные от принятых официально или общеизвестных, то составляется перечень условных обозначений. Он приводится, если такие обозначения повторяются в тексте более двух раз; если менее - то их расшифровка дается непосредственно в тексте при первом упоминании. Перечень условных обозначений располагается столбцом, в котором в алфавитном порядке слева указываются использованные в тексте условные обозначения или сокращения, а справа - их полная расшифровка.

Нумерация страниц выпускной квалификационной работы ведется арабскими цифрами в верхнем правом углу и проводится по всему тексту, включая приложения, а также иллюстрации, таблицы, схемы, графики, диаграммы и др., занимающие отдельные листы. Отсчет порядковых номеров начинается с титульного листа, на котором номер страницы не ставится.

Оформление выпускной квалификационной работы завершается ее брошюрованием. После этого она подписывается научным руководителем и направляется на внешнее рецензирование.

Дипломная работа в окончательно оформленном виде представляется на кафедру для предварительного рассмотрения и передачи в государственную аттестационную комиссию.

6. Составление автореферата выпускной квалификационной  работы

Заключительный этап выполнения выпускной квалификационной  работы - составление ее автореферата. Автореферат содержит 7-10 страниц машинописного текста и сдается на кафедру в двух экземплярах: один вкладывается в сброшюрованную выпускную  работу, другой помещается в картотеку кафедры. Автореферат должен содержать общие сведения (фамилию дипломника и научного руководителя, название темы, год защиты, количество страниц дипломной работы) и краткую характеристику главных положений дипломной работы, представленной к защите. В автореферате обобщаются наиболее существенные материалы и решения, имеющиеся в аналитической части, тезисно констатируются важнейшие выводы и рекомендации, которые могут найти практическое использование как в сфере туризма, так и в учебном процессе. В нем указываются также перечень и краткая характеристика приложений и других наиболее значимых иллюстративных материалов. Автореферат составляется и подписывается дипломником, а затем визируется научным руководителем,

7. Защита выпускной квалификационной  работы

7.1. Организация защиты

Завершенная выпускная квалификационная работа, оформленная должным образом, подписывается студентом на титульном листе и сдается научному руководителю для окончательной проверки и составления отзыва. Если был назначен научный консультант, его подпись также должна стоять на титульном листе до сдачи дипломной работы научному руководителю. Подготовленная выпускная квалификационная  работа с отзывом научного руководителя и авторефератом студента представляется на кафедру не позднее, чем за пять дней до утвержденной даты официальной защиты.

В случае, если кафедра на своем заседании не сочтет возможным допустить студента к защите выпускной квалификационной  работы, этот вопрос подлежит рассмотрению в деканате факультета.

Принятие окончательного решения о недопуске к защите находится в компетенции ректората вуза.

К защите выпускной квалификационной  работы не допускается студент, не полностью выполнивший учебный план, не сдавший все зачеты и экзамены, либо имеющий другие академические задолженности.

Итоговая государственная квалификационная аттестация выпускников проводится в соответствии с Положением “Об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений”, утвержденном постановлением Государственного комитета по высшему и среднему профессиональному образованию Российской Федерации.

Выпускная квалификационная  работа со всеми сопроводительными документами передается в государственную аттестационную комиссию (ГАК).

Обязательному предоставлению подлежат:

1) выпускная квалификационная работа и ее автореферат;

2) справка деканата факультета (дирекции института) о выполнении студентом учебного плана и полученных им оценках за время обучения по специальности;

3) отзыв научного руководителя;

4) отзыв научного консультанта (если назначался);

5) внешний отзыв - рецензия.

7.1.1. Предварительное рассмотрение выпускной квалификационной  работы (предзащита)

Прежде чем окончательно выполненная выпускная квалификационная  работа будет допущена к официальной защите в целях предварительной проверки ее качества, соответствия профилю специальности и требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам высших учебных заведений, выпускающей кафедрой может проводиться предварительное рассмотрение работы. Для этого создаются проблемно-тематические группы из двух-трех специалистов кафедры, по научному профилю которых выполнена работа. Дата предзащиты назначается заведующим кафедрой по согласованию с научным руководителем студента-дипломника. Выпускная квалификационная  работа рассматривается во время предзащиты, как правило, вне заседаний кафедры. Однако такое заседание может быть проведено для повторного предварительного рассмотрения дипломной работы, получившей отрицательное заключение членов проблемно-тематической группы.

На предзащите студент должен коротко изложить основные положения выполненной  работы и достигнутые результаты, ответить на вопросы по существу. Целью проведения предзащиты является оказание помощи студенту-дипломнику в исправлении выявленных ошибок, выяснении спорных моментов, устранении недостатков оформления и т.п. Проблемно-тематическая группа проводит предварительную экспертизу дипломной работы на предмет ее соответствия предъявляемым требованиям с учетом необходимости внесения композиционных либо редакционно-стилистических, технических, грамматических доработок и прочих поправок. Экспертные оценки и замечания членов проблемно-тематической группы носят рекомендательный характер и не могут являться препятствием для студента-дипломника поступать по своему усмотрению. Итогом предварительного рассмотрения должно стать заключение о готовности студента к официальной защите. Это заключение удостоверяется подписью заведущего кафедрой на титульном листе дипломной работы в отведенном месте.

На предзащите вырабатываются предложения о направлении выпускной квалификационной  работы на внешнюю рецензию (отзыв).

7.1.2. Рецензирование - дача отзыва

По мере готовности окончательно выполненная выпускная квалификационная  работа должна пройти внешнее рецензирование, в результате которого на нее должен быть дан квалифицированный отзыв. Внешний отзыв - рецензия может быть дан(а) конкретным предприятием  по профилю специальности и теме выполненной  работы. В случае выполнения выпускной квалификационной  работы по заказу, она направляется на отзыв - рецензию заказчику. Он оценивает ее с точки зрения собственных интересов, практической значимости, возможности применения результатов, полезности рекомендаций и предложений для использования в профессиональной деятельности.

Рецензент(ы) внимательно знакомится(ятся) с текстом выпускной квалификационной работы и определяет(ют) качество проведенного исследования, репрезентативность полученных результатов, полноту отражения общих и специальных проблемно-тематических вопросов. При рецензировании внимание обращается прежде всего на соответствие описанных во введении и заключении параметров и выводов текстуальному изложению выпускной квалификационной  работы: на актуальность темы исследования и ее связь с насущными потребностями в изучении тематической направленности, конкретное личное участие автора в достижении исследовательских целей и задач, глубину теоретической подготовки автора и представленной им работы, степень достоверности и обоснованности положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в дипломной работе; кроме того, дается оценка структуры выпускной квалификационной работы, языка и стиля изложения материала.

Наличие критических замечаний отражается рецензентами в письменном отзыве в обязательном порядке. Рецензия, а также все другие возможные отзывы, которые студент может собрать по собственной инициативе, заверяются подписями рецензентов и печатями их организаций. Они должны быть сданы на кафедру не позднее чем за пять дней до официальной защиты..

7.2. Процедура защиты

Защита выпускной квалификационной работы включается в состав итоговой государственной аттестации студентов высших учебных заведений, завершающих обучение по специальности.

Защита работ проводится публично, т.е. на открытом заседании ГАК, на котором могут присутствовать все желающие.

Перед защитой ответственный секретарь комиссии приглашает студента-дипломника пройти к трибуне (к доске) и в его присутствии знакомит членов ГАК с содержанием документов. После этого дипломнику дается слово для выступления с кратким докладом. Регламент доклада  - 10-15 минут. В своем докладе дипломник должен кратко изложить цели и задачи выполненной  работы, охарактеризовать объект и предмет исследования, объяснить основные положения и выводы, к которым он пришел в результате проведенной работы. Главное внимание в докладе должно быть заострено на ключевых моментах научной новизны и практической значимости выпускной квалификационной  работы, их аналитическом обосновании. В заключении доклада нужно дать собственную оценку достигнутым результатам дипломного исследования и возможности их практического применения. Во время доклада дипломник может пользоваться иллюстративными материалами и различными вспомогательными средствами для наглядной демонстрации положений выпускной квалификационной  работы.

Затем студенту-дипломнику задаются вопросы, на которые он обязан дать аргументированные и исчерпывающие ответы. Помимо членов ГАК вопросы вправе задавать любые лица, присутствующие на защите. После этого зачитываются отзывы научного руководителя и рецензента, с которыми студент ознакомлен заранее. Студенту предоставляется возможность ответить на содержащиеся в них замечания. В ходе защиты с замечаниями по содержанию дипломной работы может выступить любой из присутствующих. На заседании ГАК оглашаются также поступившие на дипломную работу отзывы из госорганов и от отдельных лиц.

Защита дипломной работы ведется на том языке, на котором она написана. Если студент защищается на иностранном языке (не на русском), то для членов ГАК ведется перевод его научным руководителем или специально приглашенным за счет дипломника переводчиком.

7.3. Принятие решения о защите

По окончании публичной защиты на закрытом заседании члены ГАК обсуждают ее результаты. При этом учитываются отзывы научного руководителя и рецензента, содержательность доклада и ответов на вопросы, качество оформления, научная работа и успеваемость студента за все время обучения в вузе. По итогам обсуждения члены ГАК принимают решение о присвоении студенту-дипломнику профессиональной квалификации менеджера государственного управления по специальности государственное и муниципальное управление. Решения ГАК принимаются большинством голосов, ее членов, участвующих в заседании. При равном числе голосов решающий голос принадлежит председателю. Результаты определяются оценками “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно” и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания ГАК. Выпускникам, защитившим дипломную работу с положительной оценкой, выдается государственный диплом о высшем образовании.

7.4. Особые случаи

В тех случаях, когда защита выпускной квалификационной  работы признана неудовлетворительной, ГАК устанавливает, может ли студент представить к повторной защите ту же работу с доработкой, определяемой комиссией, либо обязан провести новую работу по другой теме, которая утверждается выпускающей кафедрой. Студент дневного отделения, получивший при защите выпускной квалификационной работы неудовлетворительную оценку, отчисляется из учебного заведения. Вместо диплома ему выдается академическая справка установленного образца.

8. Приложения

Студенту, не защитившему дипломную работу по уважительной причине (документально подтвержденной), ректором вуза может быть продлен срок обучения до следующего периода работы ГАК по защите дипломных работ, но не более чем на один год. Апелляции на решения ГАК, принятые и оформленные в соответствии с установленным порядком, не принимаются.

Приложение 1.

Тематические направления дипломных исследований

Ниже даны тематические направления и их   не следует рассматривать как обязательные  варианты конкретных тем. Здесь лишь в самом общем виде указаны тематические направления, которые могут служить ориентиром в поиске конкретной  темы дипломного исследования, с учетом специализации  специальности.

Общие проблемы менеджмента организации.

  1.  Резервы развития предприятий туризма.
  2.  Организация инновационной деятельности организации и оценка ее эффективности.
  3.  Методы мониторинга социальных процессов.
  4.  Принятие решений в условиях неопределенности.
  5.  Пути и средства повышения эффективности управления организацией.
  6.  Совершенствование информационного обеспечения управления предприятием.
  7.  Совершенствование технологий управления организацией.
  8.  Оценка и анализ организационной культуры предприятия.
  9.  Совершенствование организационной структуры управления предприятием.
  10.   Методы социально-статистической диагностики и их применение для обоснования управленческих решений.
  11.   Методы оценки этики управления в организации.
  12.   Информационные технологии в разработке управленческих решений.
  13.   Вопросы межрегионального сотрудничества в сфере туризма.
  14.   Инвестиционные проекты в сфере ГТБ.
  15.  Инновационные проекты в сфере ГТБ.
  16.  Управление имуществом предприятия сферы ГТБ.
  17.  Государственное регулирование туристской деятельности.

Управление персоналом туристского предприятия.

  1.  Управление персоналом в гостиничной деятельности.
  2.  Управление персоналом туристской фирмы.
  3.  Особенности управления процессами труда в туризме.
  4.  Методы активизации деятельности персонала в организации.
  5.  Методы исследования взаимосвязи менеджмента качества с общим менеджментом предприятия.
  6.  Методы анализа ситуации на рынке труда и разработка управленческих решений по ее стабилизации.
  7.  Проблемы управления трудовыми ресурсами.
  8.  Анализ и проектирование системы управления персоналом на предприятии.
  9.  Анализ и совершенствование системы мотивации на предприятии.
  10.   Разработка системы ротации персонала на предприятии.
  11.   Экономическая эффективность форм организации и оплаты труда.
  12.   Экономическая эффективность контрактной системы оплаты труда.
  13.   Анализ и проектирование системы аттестации персонала.
  14.   Направления подготовки кадров в сфере туризма.

 

Маркетинг.

  1.  Интегрированные маркетинговые коммуникации как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия.
  2.  Пути совершенствования организации обслуживания потребителей в ГТБ.
  3.  Совершенствование маркетинговой стратегии предприятий (организаций)
  4.  Оценка конкурентоспособности и формирование конкурентных преимущств предприятия.
  5.  Формирование торговой марки и роль торговой марки в продвижении продукта (услуги) на рынке.
  6.  Анализ влияния факторов макросреды на деятельность организации.
  7.  Анализ рынка туристских услуг на основе маркетинговых исследований.
  8.  Разработка политики ценообразования на туристском предприятии.
  9.  Особенности позиционирования и продвижения предприятия туризма на региональном рынке туристских услуг.
  10.   Влияние рекламы на формирование потребительского спроса.
  11.   Разработка проекта рекламных программ.
  12.   Влияние основных факторов микросреды на развитие предприятий (организаций)
  13.   Психологический анализ мотиваций клиентов (потребителей)
  14.   Психологические основы формирования потребительского спроса.
  15.   Оценка эффективности рекламы в туристской деятельности.
  16.   Оценка эффективности рекламной кампании.
  17.   Продвижение услуг на рынке
  18.   Туристский продукт: планирование, разработка, управление жизненным циклом.
  19.   Организация работы предприятия туризма на международном рынке.
  20.   Выставочная деятельность предприятий сферы ГТБ.

Финансовый менеджмент.

  1.  Бюджетирование деятельности предприятия.
  2.  Формирование бюджета маркетинга.
  3.  Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
  4.  Маржинальный анализ деятельности предприятия.
  5.  Формирование механизма экономической устойчивости туристского предприятия.
  6.  Пути снижения финансовых и предпринимательских рисков в сфере ГТБ.
  7.  Принятие управленческих решений по результатам финансового анализа.
  8.  Внедрение системы контролинга на туристском предприятии.
  9.  Механизм улучшения экономического состояния предприятия по результатам финансового анализа.

Приложение 2.

                        Календарный план-график подготовки и прохождения

преддипломный практики и дипломного проектирования

на кафедре «Экономики и управления»

МЕРОПРИЯТИЯ

Дата проведения

Организационное собрание со студентами 5 курса по дипломному проектированию (распределение студентов) по малым группам для индивидуальной работы, представление руководителей-кураторов малых групп по преддипломной практике ознакомление студентов с графиком встреч с кураторами, знакомство с целями и задачами преддипломной практики)

май

Консультация студентов по составлению технического задания на дипломное проектирование

май

Индивидуальная работа  со студентами в малых группах и передача студентов, определившихся с местом преддипломной практики, научным руководителем по направлениями

май-июнь

Разработка научными руководителями и студентами технических  заданий на дипломное проектирование в соответствии с местом практики и направлением дипломной  работы

июнь

Оформление писем-запросов в организации о прохождении преддипломной практики студентами и сбор писем-подтверждений

до 15 июня

Подготовка проекта приказа о преддипломной практике

июнь (начало)

Организационное собрание студентов 5 курса по преддипломной практике и дипломному  проектированию (окончательно решить  вопрос с местами практики, дать консультации по дипломному проектированию, отражающие специфику организации и требования кафедры, выдать методические пособия по дипломному проектированию)

Июнь (по окончании экзамена-ционной сессий)

Заполнение договоров и путевок на практику

май-юнь

Оформление договоров с принимающими организациями

май-июнь

Выдача путевок студентам и направления на практику

2 сентября

Оформление студентами заявлений об утверждений темы выпускной квалификационной работы и научного руководителя

до 15 октября

Издание приказа о темах выпускных квалификационных работ

20-25

Дипломное проектирование

апрель-июнь

Составление графика защит выпускных  квалификационных  работ в ГАК, формирование списков дипломников

май-июнь

Предоставление выпускных работ с отзывом руководителя на кафедру

10 июня

Направление выпускных работ на рецензию

До 10 июня

Представление выпускных квалификационных работ с отзывами и рецензией на кафедру

за 5 дней до защиты

18.

Защита выпускных квалификационных работ

по графику

Приложение 3

Утверждаю

Зав. кафедрой экономики и управления         Зав. кафедрой экономики и управления НГЛУ

«____» ________________200  г.                    от студента группы _____________________

                                                                            ______________________________________                  

(фамилия, имя, отчество)

Заявление

Прошу утвердить  тему моей выпускной квалификационной работы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В качестве научного руководителя прошу утвердить

(фамилия, имя, отчество)

__________________________________________________________________________________________

ученая степень, ученое звание, место работы и должность

Подпись, дата

Руководитель выпускной дипломной квалификационной работы

______________________________________________________

                               (подпись руководителя, дата)

 

Пояснительная записка к выпускной квалификационной работе

Приложение 4

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н. А. ДОБРОЛЮБОВА

Кафедра _____________________________________

                                                                             Заведующий кафедрой

                                                ________________   __________________

                                                (подпись)                (фамилия и.о.)

                                                                          _____________________

                            (дата)

(наименование темы проекта или работы)

_________________________________________________________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

______________________________________________________________________________________

(вид   документа проект дипломный,   курсовой,   исследовательская работа или часть и т.п.)

             КОНСУЛЬТАНТЫ:                                         РУКОВОДИТЕЛЬ

1. По ___________________________          ________________    ________________

                                                                                    (подпись)           (фамилия, и., о.)               

______________   ________________                       ______ ______________(дата)

     (подпись)               (фамилия, и., о.)    

            ________________________(дата)                             СТУДЕНТ

2. По ____________________________          ________________    ________________

                                                                                  (подпись)                (фамилия, и., о.)               

________________    ________________           _________(дата)  ________________

        (подпись)            (фамилия, и., о.)                                             (группа или шифр)

         ______________________ (дата)

3. По ___________________________

____________    __________________    Проект защищен _______________  (дата) 

(подпись)               (фамилия, и.,  о.)        Протокол №  __________________________

                                                                   С оценкой   ___________________________

         РЕЦЕНЗЕНТ                                   ______________________________________

_______________      ______________

(подпись)                 (фамилия, и., о,)

        ______________________(дата) 

                                      200   г.     


Приложение 5

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.А. ДОБРОЛЮБОВА

                          Кафедра Экономики и управления

                          Утверждаю (дата)

                          Зав. кафедрой                                        (подпись)

ЗАДАНИЕ

по дипломному проектированию

студенту ________________________________

1. _______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

(утверждена приказом по вузу от …….. № …….)

2. Срок сдачи студентом законченного проекта ________________________________

3. Исходные данные к проекту_______________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

4. Содержание расчетно-пояснительной записи (перечень вопросов, подлежащих разработке) ______________________________________________________________

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

5. Перечень графического материала (с точным указанием обязательных чертежей)

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

6. Консультанты по проекту (с указанием относящихся к ним разделов проекта) ____

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

7. Дата выдачи задания ____________________________________________________

                                       Руководитель (подпись) ____________________________________

                                          Задание принял к исполнению______________________________

                                      (Подпись студента) ___________________________________

Примечание:

Это задание прилагается к законченному проекту и в состав пояснительной записки представляется в ГАК.

2. До начала консультаций студент должен составить и утвердить у руководителя календарный график работы над проектом на весь период проектирования (с указанием сроков выполнения и трудоемкости отдельных этапов).


Приложение 6

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова

ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОЕКТА

О дипломном проекте студента группы № _____

_________________________________ факультета

Специальности ____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

студент ____________________________________________________________________

В ОТЗЫВЕ НЕОБХОДИМО ОТМЕТИТЬ

Объем и качество выполненной работы.

Положительные и отрицательные стороны проекта.

Характеристику работы студента над проектом (степень самостоятельности работы, теоретическую подготовку, умение решать практические вопросы и т.п.)

Общую оценку проекта.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научный руководитель                        

Приложение №7

РЕЦЕНЗИЯ

на дипломный проект студента

Группа № _______________ Факультет международных отношений, экономики и управления

Специальности_____________________________________________________________

Студент____________________________________________________________________

РЕЦЕНЗИЯ ДОЛЖНА ОБЯЗАТЕЛЬНО ВКЛЮЧАТЬ

Заключение о степени соответствия выполненного дипломного проекта дипломному заданию.

Характеристику выполнения каждого раздела проекта, степени использования дипломником последних достижений науки и техники и  передовых методов работы.

Оценку качества выполнения графической части проекта в пояснительной записки к нему.

Перечень положительных качеств дипломного проекта и его основных недостатков (если последствие имеют место).

Отзыв о проекте в целом и его общую оценку по пятибалльной системе.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рецензент


Приложение 8.

Примеры оформления списка использованной литературы

1. Нормативно-правовые акты (по юридическому значению)

1.1. Федеральные законы

Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в  Российской Федерации” от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗРФ).

1.2. Указы Президента РФ

О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами в системе государственной службы и реализации Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации”: Указ Президента РФ от 6 сентября 1995 г. № 900 // Собрание законодательства РФ. 1995 № 37. Ст. 3588.

1.3. Постановления Правительства РФ

О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления: Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 № 755 // СЗ РФ. 1996. № 27. Ст. 3282.

1.4. Ведомственные нормативно-правовые акты федеральных органов.

Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства: Утверждено Приказом ГКАП РФ от 25 июля 1996 г. № 91 // БНА РФ. 1996. №4. С. 46-59.

1.5. Законы субъектов РФ

«О регулировании земельных отношений в Нижегородской области»: Закон Нижегородской области от 13 декабря 2005 г. № 192-З //

2. Литература (в алфавитном порядке)

2.1. Книги

Туризм и гостиничное хозяйство - М.: ЭКМОС, 1997.-400 с.

2.2. Статьи в сборниках

Александрова А.Ю. Пространственные структуры международного туризма // Туризм и региональное развитие: Материалы 3 международной научно-практической  конференции. - Смоленск: ГАУ, 2004.

2.3. Периодическая печать

2.3.1. Статьи в журналах

Разгулин С. Реорганизация // Нижегородский бизнес журнал. 2005. № 16 (50).

2.3.2. Статьи в газетах

Борьба с коррупцией в системе государственной службы // Российские вести. 1997. 20 февраля, № 33 (1200).

Другие источники указываются автором в произвольной форме с учетом общепринятых правил ссылок на неопубликованные материалы. Такими могут быть, например, данные социологических опросов, проведенных автором, сведения, почерпнутые из выступления должностного лица, переданные через электронные СМИ и др.


Кафедра «Экономика и управление»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО

ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

(для студентов, обучающихся по специальности  - «Менеджмент организации»)

Редакторы

Лицензия ПД № 18-0062 от 20.12.2000

________________________________________________________________

    Подписано к печати              Формат  60 х 90  1/16.

    Печ. л.                    Тираж        экз.       Заказ  

    Цена договорная

________________________________________________________________

  

 Типография НГЛУ им. Н.А. Добролюбова

 603155, Н. Новгород,  ул. Минина, 31а


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33069. Гуманізм 14.01 KB
  Гуманізм епохи Відродження – це сукупність навчань що представляють людини мислячої що вміє не тільки плисти за течією але і здатного пручатися і діяти самостійно. Саме гуманізм епохи Відродження проголосив інші принципи формування особистості. Гуманізм епохи Відродження прочинив цю завісу.
33070. Філософія Нового часу 17.08 KB
  Як і більшість мислителів Нового часу він вважав що завдання філософії створити новий метод наукового пізнання переосмислити завдання науки. Він вказував що правильно знати це знати опосередковано причинами і закликав застосовувати такі нові методи пізнання як індукція дедукція експеримент. Такий метод на думку Бекона мало придатний до пізнання. Усяке пізнання і усякий винахід повинні спиратися на досвід тобто повинні рухатися від вивчення поодиноких фактів до загальних положень.
33071. Рене Декарт 13.65 KB
  У теорії пізнання він розвиває раціоналізм тобто вчення згідно з яким розум думка визнаються найвищою цінністю. Метод наукового пізнання який Декарт розглядає в своїх працях Міркування про метод Правила для керівництва розумом називається аналітичним. Цей метод вимагає ясності і чіткості пізнання розчленування об'єкту на складові частини і вивчення їх руху думки від простого до складного. У теорії пізнання Спіноза розвиває раціоналізм.
33072. Просвітництво 13.8 KB
  Класичним філософом французького Просвітництва був Вольтер 16941778 головні ідеї якого викладені у працях: Філософські листи 1734 Метафізичний трактат 1734 Роздуми про людину 1737 Філософський словник 1764 Філософія історії 1765 та ін. Головне завдання своєї філософії Вольтер вбачає в розвінчуванні релігійної догматики що заважає людям будувати щасливе життя культивуючи неуцтво неосвіченість фанатизм брехню. У філософії природи Вольтер послідовник Ньютона. У теорії пізнання Вольтер прагнув поєднати сенсуалістичний...
33073. Класична німецька філософія 14.81 KB
  Німецька класична філософія охоплює порівняно короткий період який обмежений 80ми роками XVIII століття з одного боку і 1831 роком роком смерті Гегеля з іншою або пізнішою антропологічною матеріалістичною філософією Фейєрбаха який проте увійшов до протиріччя з основним характером німецької філософії цього періоду її ідеалізмом. Основними представниками цієї філософії були основоположник її Иммануил Кант його послідовник Фихте Шеллинг супротивник кантіанської філософії Георг Вільгельм Фрідріх Гегель. Що стосується загальної...
33074. Родоначальником німецької класичної філософії є Іммануїл Кант 13.37 KB
  До Канта вважали що пізнання є результатом дій на людину зовнішніх чинників. Кант перевернув це співвідношення: він проголосив що пізнання і знання є результатом людської насамперед розумової активності. Аналогія з коперниканським переворотом тут цілком очевидна: Коперник зрушив Землю яку до того розглядали нерухомим центром Всесвіту а Кант зрушив людину поклавши край її пасивності.
33075. Система і метод філософії Гегеля 13.77 KB
  Вихідним пунктом філософської концепції Гегеля є тотожність буття та мислення. Мислення з точки зору Гегеля є не лише суб'єктною людською діяльністю а й незалежною від людини об'єктивною сутністю першоосновою всього сущого. Мислення стверджує Гегель відчужує своє буття у формі матерії природи яка є інобуттям цього об'єктивно існуючого мислення або абсолютної ідеї. При цьому Гегель розглядає мислення абсолютну ідею не як нерухому незмінну першосутність а як процес неперервного розвитку пізнання як процес сходження від нижчого до...
33076. Глибоким критиком ідеалістичної системи Гегеля став Л. Фейєрбах, його сучасник, учень, який, однак, не став послідовником свого вчителя 13.54 KB
  Великі зміни в історії суспільства вважав філософ пояснюються змінами форм релігії. Будучи глибоким критиком релігії що існувала на той час Фейєрбах намагався створити свою нову релігію в якій замість культу Бога буде панувати культ людини і любові. Фейєрбах запропонував відмінне від традиційного розуміння філософії її минулого та сучасності ролі в суспільстві і ставлення до релігії. Водночас і сама філософія повинна змінитися: вона не має стати простим чи негативним в гегелівському розумінні запереченням релігії.
33077. Загальна характеристика сучасної світової парадигми 14.29 KB
  Характерна ознака цієї філософії безмежна віра в розум. Особливістю класичної філософії також те що розглядаючи людину та історію вона сконцентрувала свою увагу навколо проблеми свободи та інших гуманістичних цінностей і стверджувала необхідність раціонального пізнання загальнолюдських моральних принципів та ідеалів. Для сучасної філософії характерні такі суттєві риси. цей стиль філософствування починає домінувати в західній філософії; філософію мислення замінює філософія життя .