8543

Философия древнего мира

Лекция

Логика и философия

Философия древнего мира Культурологические предпосылки возникновения философии. Философия Др.Индии и Китая Античные натуры философии Античные философии классического периода Философия периода эллинизма Предпосылки...

Русский

2013-02-14

22.65 KB

1 чел.

Философия древнего мира

  1.  Культурологические предпосылки возникновения философии.
  2.  Философия Др.Индии и Китая
  3.  Античные натуры философии
  4.  Античные философии классического периода
  5.  Философия периода эллинизма

  1.  Предпосылки:
  2.  Формирование товарно-денежных отношений в экономической сфере жизни общества
  3.  Выделение ремесла из с/х
  4.  Становление государства и безличного писанного права
  5.  Социальная дифференция общества и формирование светских «интеллектуальных элит»
  6.  Отделение умственного труда от физического  

2. Философия Др.Индии и Китая

Древнеиндийская философия

Религиозный характер большинства школ.

Этапы:

  1.  15-6 вв. до н.э. – ведический период
  2.  6-2 вв. до н.э. – эпический период
  3.  2 в. До н.э. – 7 в. н.э.  – эпоха сутр.

Веды – религиозно-философские трактаты, на основе которых формировались система религиозных верований.

Упанишады – философские комментарии к ведам.

Помимо религиозных сюжетов в ведах даны также развёрнутые философские обоснования таких базовых для Индии мировоззрения и культуры категорий, как Брахман, Атман, Сапсаора, Кирма, Дхарма, Мокша.

Брахман – высшая объективная реальность

Атман – высшая духовная сущность

Сапсара – учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни . Регулирование сапсары  осуществляется кармой как законом воздаяния

Дхарма – универсальный принцип справедливости. Высшей целью человеческой сущности является  мокша как религиозный идеал спасения

Неортодоксальные школы индийской мысли (отрицание безусловного авторитета вед):

  1.  Джайнизм
  2.  Буддизм
  3.  Локаята

Ортодоксальные школы:

  1.  Санкхья
  2.  Вайшемина
  3.  Веданта
  4.  Ньяя

Философия Др. Китая

Специфика древнекитайской цивилизации определялась наличием мощного централизованного государства. Реальные субъекты власти – чиновники.

Основные течения китайской мысли:

  1.  Конфуцианство (Конфуций)
  2.  В центре внимания вопросы о нравственности природы человека, о семье и об управлении государством
  3.  Централизованное понятие – жень (принцип «чего не желаешь себе, того не делай другим»)
  4.  Легизм (Гуань Ужул)
  5.  Идея сильного государста, в основе которого лежат справедливые законы и действительная административная власть
  6.  Моизм (Мо Ди)
  7.  Идея всеобщей любви и взаимной выгоды как основных политических принципов
  8.  Школа имен (Гуисунь, Луи)
  9.  Школа логиков («спорщиков»)
  10.  Школа «инь-янь» (Цзоу Ян)
  11.  Даосизм (Лао-Цзы)
  12.  Дао –универсальный закон возникновения иисчезновения отдельных явлений и мира в целом

3.  Природа античной культуры:

  1.  Период натур философии 7-5 вв. до н.э.
  2.  классический период ср. 5 – к. 4 вв. до н.э.
  3.  эллинистический период 3 в. до н.э. – 6 в. н.э.

Период натур философии:

  1.  Милетская школа – «физиков»  (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
  2.  Гераклит Эфесский
  3.  Элейская школа
  4.  Атомисты (Демокрит, Левкиит)

Основные проблемы, которыми занимались «досократики»: объснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего.

Метод философствования – декларирования собственных взглядов, превращения их в догму.

4.  Классический период – время расцвета древнегреческой философии.

К данному этапу относится:

  1.  софисты
  2.  Сократ, Платон, Аристотель

Философы классического периода также пытались объяснить сущность природы и космоса, но сделать это глубже:

  1.  Меньше уделяли внимание первоначалу
  2.  Допускали участие богов и идей в сознании природы и космоса
  3.  Положили начало спору между материализмом и идеализмом
  4.  Внесли вклад в развитии логики

5. Эллинистический период (период кризиса полики и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками А.Македонского)

Отличительные черты:

  1.  Кризис античных моральных и философских ценностей
  2.  Снижение страха перед богами
  3.  Отрицание прежних авторитетов
  4.  Поиск физической и духовной опоры в самом себе
  5.  Стремление к отрицанию от действительности
  6.  Преобразование материалистического взгляда на мир
  7.  Высшее благо – счастье и удовольствие отдельного человека

Философы:

  1.  Сенека
  2.  Марк Аврелий
  3.  Тит Мукрецкий Кир
  4.  Стоики


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70064. Учебно-методический комплекс: Основы социологии и политологии 172 KB
  Общество и его развитие функционирование основных институтов и в первую очередь государства социальные и политические отношения взаимодействие личности гражданского общества и государства составляют основу деятельности юристов их гражданской активности реализации социального...
70065. СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО 247.5 KB
  Понятие судебного делопроизводства; распределение обязанностей между работниками аппарата суда; руководство делопроизводством суда; организация приема граждан работниками суда; судебное разбирательство; протокол судебного заседания; порядок вынесения судебного решения...
70066. Введение в право: Учебно – методический комплекс 163.5 KB
  Дается общая характеристика права общая характеристика отраслей права раскрываются основные принципы осуществления правосудия в Российской Федерации. Содействие подготовке компетентных специалистов которые смогут самостоятельно найти нужную норму права разобраться в ней.
70067. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО 599 KB
  Муниципальное право понятие и предмет муниципального права; правовое регулирование муниципальных отношений; понятие местного самоуправления; общие принципы и функции местного самоуправления; структура и организация работы органов местного самоуправления; финансово-экономические основы...
70068. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 513.5 KB
  Основная цель курса состоит в формировании у обучаемых научных представлений об основных закономерностях исторического процесса о специфике исторического пути России в ряду мировых цивилизаций и становлении на этой базе гражданского самосознания высоких моральных...
70069. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 684.5 KB
  Учебный курс имеет своей целью изучение всех важнейших институтов права социального обеспечения, формирование у студентов знаний правовых норм законодательства в сфере социального обеспечения граждан, развитие и закрепление навыков правового мышления...
70070. Учебно-методический комплекс: Основы экономики 666.72 KB
  Цель данного учебного курса – дать обучающимся представления об основах экономической теории, раскрыть механизм функционирования рыночной модели хозяйствования, показать роль и место государственного регулирования в условиях рыночной экономики и в общих чертах изложить...
70071. Правовые основы организации деятельности судебных приставов: Учебно-методический комплекс 291.5 KB
  Учебная дисциплина «Правовые основы организации деятельности судебных приставов» включена в учебный план ПФ РАП по специальности «Правоведение» для студентов факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы.
70072. Учебно-методический комплекс: Теория государства и права 325.5 KB
  Изучение теории государства и права формирует и развивает юридическое мышление, правовую культуру, а глубокое усвоение системы основных категорий и понятий, в том числе в их отраслевом преломлении способствует приобретению навыков работы с законодательством, практикой его толкования и применения.