8543

Философия древнего мира

Лекция

Логика и философия

Философия древнего мира Культурологические предпосылки возникновения философии. Философия Др.Индии и Китая Античные натуры философии Античные философии классического периода Философия периода эллинизма Предпосылки...

Русский

2013-02-14

22.65 KB

1 чел.

Философия древнего мира

  1.  Культурологические предпосылки возникновения философии.
  2.  Философия Др.Индии и Китая
  3.  Античные натуры философии
  4.  Античные философии классического периода
  5.  Философия периода эллинизма

  1.  Предпосылки:
  2.  Формирование товарно-денежных отношений в экономической сфере жизни общества
  3.  Выделение ремесла из с/х
  4.  Становление государства и безличного писанного права
  5.  Социальная дифференция общества и формирование светских «интеллектуальных элит»
  6.  Отделение умственного труда от физического  

2. Философия Др.Индии и Китая

Древнеиндийская философия

Религиозный характер большинства школ.

Этапы:

  1.  15-6 вв. до н.э. – ведический период
  2.  6-2 вв. до н.э. – эпический период
  3.  2 в. До н.э. – 7 в. н.э.  – эпоха сутр.

Веды – религиозно-философские трактаты, на основе которых формировались система религиозных верований.

Упанишады – философские комментарии к ведам.

Помимо религиозных сюжетов в ведах даны также развёрнутые философские обоснования таких базовых для Индии мировоззрения и культуры категорий, как Брахман, Атман, Сапсаора, Кирма, Дхарма, Мокша.

Брахман – высшая объективная реальность

Атман – высшая духовная сущность

Сапсара – учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни . Регулирование сапсары  осуществляется кармой как законом воздаяния

Дхарма – универсальный принцип справедливости. Высшей целью человеческой сущности является  мокша как религиозный идеал спасения

Неортодоксальные школы индийской мысли (отрицание безусловного авторитета вед):

  1.  Джайнизм
  2.  Буддизм
  3.  Локаята

Ортодоксальные школы:

  1.  Санкхья
  2.  Вайшемина
  3.  Веданта
  4.  Ньяя

Философия Др. Китая

Специфика древнекитайской цивилизации определялась наличием мощного централизованного государства. Реальные субъекты власти – чиновники.

Основные течения китайской мысли:

  1.  Конфуцианство (Конфуций)
  2.  В центре внимания вопросы о нравственности природы человека, о семье и об управлении государством
  3.  Централизованное понятие – жень (принцип «чего не желаешь себе, того не делай другим»)
  4.  Легизм (Гуань Ужул)
  5.  Идея сильного государста, в основе которого лежат справедливые законы и действительная административная власть
  6.  Моизм (Мо Ди)
  7.  Идея всеобщей любви и взаимной выгоды как основных политических принципов
  8.  Школа имен (Гуисунь, Луи)
  9.  Школа логиков («спорщиков»)
  10.  Школа «инь-янь» (Цзоу Ян)
  11.  Даосизм (Лао-Цзы)
  12.  Дао –универсальный закон возникновения иисчезновения отдельных явлений и мира в целом

3.  Природа античной культуры:

  1.  Период натур философии 7-5 вв. до н.э.
  2.  классический период ср. 5 – к. 4 вв. до н.э.
  3.  эллинистический период 3 в. до н.э. – 6 в. н.э.

Период натур философии:

  1.  Милетская школа – «физиков»  (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
  2.  Гераклит Эфесский
  3.  Элейская школа
  4.  Атомисты (Демокрит, Левкиит)

Основные проблемы, которыми занимались «досократики»: объснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего.

Метод философствования – декларирования собственных взглядов, превращения их в догму.

4.  Классический период – время расцвета древнегреческой философии.

К данному этапу относится:

  1.  софисты
  2.  Сократ, Платон, Аристотель

Философы классического периода также пытались объяснить сущность природы и космоса, но сделать это глубже:

  1.  Меньше уделяли внимание первоначалу
  2.  Допускали участие богов и идей в сознании природы и космоса
  3.  Положили начало спору между материализмом и идеализмом
  4.  Внесли вклад в развитии логики

5. Эллинистический период (период кризиса полики и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками А.Македонского)

Отличительные черты:

  1.  Кризис античных моральных и философских ценностей
  2.  Снижение страха перед богами
  3.  Отрицание прежних авторитетов
  4.  Поиск физической и духовной опоры в самом себе
  5.  Стремление к отрицанию от действительности
  6.  Преобразование материалистического взгляда на мир
  7.  Высшее благо – счастье и удовольствие отдельного человека

Философы:

  1.  Сенека
  2.  Марк Аврелий
  3.  Тит Мукрецкий Кир
  4.  Стоики


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12880. ГОЛОС ЧУЖОЙ ПЛАНЕТЫ 71 KB
  ГОЛОС ЧУЖОЙ ПЛАНЕТЫ Вашему вниманию предлагается иградрама. Мы играли в нее не только со старшеклассниками но и с педагогами представителями администрации психологами. Игра эта сложная как для проводящих ее так и для игроков. Она предполагает создание ситуации в...
12881. ПУТЕШЕСТВИЕ К ВОЛШЕБНИКУ 96.5 KB
  ПУТЕШЕСТВИЕ К ВОЛШЕБНИКУ Предлагаемую ниже игру можно использовать и как самостоятельную процедуру и в рамках психологического тренинга для подростков. В последнем случае игра встраивается в программу тренинга в форме отдельного занятия в котором представлены все...
12882. Психологическая игра Война племен 37.5 KB
  Психологическая игра Война племен Цель: развитие внутригрупповых отношений; навыков коллективного взаимодействия снятие агрессии. Участники игры: учащиеся 68 классов. Время проведения занятия: 1час 30 мин. Предполагаемый психологический результат: улучшение взаи...
12883. Дороги, которые мы выбираем. Сценарий мероприятия по актуальным проблемам подросткового возраста 41 KB
  Сценарий мероприятия по актуальным проблемам подросткового возраста Дороги которые мы выбираем... В конкурсе принимают участие ученики 9 11го класса. Соревнуются 2 команды по 12 человек. Члены команды: капитан; прессцентр 2 чел.; выездная бригада 3чел.; члены команд
12884. Здоровье и моя будущая профессия 41 KB
  Здоровьесберегающие технологии в воспитании и развитии детей. Круглый стол Здоровье и моя будущая профессия Программное содержание. Учить детей снимать эмоциональное и физическое напряжение преодолевать чувство тревоги связанное с межличностным общением. Форм...
12885. Сценарий психологической игры: «Кораблекрушение» 69.5 KB
  Сценарий психологической игры: Кораблекрушение для учеников 11го класса В период ранней юности 1517 лет человек переживает кризис идентичности. Этот возраст сопровождается активным поиском самого себя в социуме сверстников и взрослых. Конфликты как эмоционально...
12886. Игра в работе педагогапсихолога. МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ 105.5 KB
  Игра в работе педагогапсихолога: Мы едем едем едем Человек есть €œчеловек играющий€ homo ludens. Хейзенга. Игра: €œ МЫ ЕДЕМ ЕДЕМ ЕДЕМ€ Время игры: 1 час 1 час 20 минут Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте 10 14 лет. Цель: мотивация учащихся на и
12887. ПРОБУЖДЕНИЕ АКТИВНОСТИ 46.5 KB
  ПРОБУЖДЕНИЕ АКТИВНОСТИ Сценарий классного часа Вам приходилось слышать от взрослых в школе высказывания о том что современные дети ничего не хотят что растет поколение потребителей И действительно мы можем найти этому массу подтверждений. Чем лучше школа тем боль
12888. Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста 51.5 KB
  Классный час Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста Цель: познание и раскрытие учениками своих потенциальных способностей к творчеству. Задачи: развитие познавательных психологических процессов: памяти внимания мышления; разви