8543

Философия древнего мира

Лекция

Логика и философия

Философия древнего мира Культурологические предпосылки возникновения философии. Философия Др.Индии и Китая Античные натуры философии Античные философии классического периода Философия периода эллинизма Предпосылки...

Русский

2013-02-14

22.65 KB

1 чел.

Философия древнего мира

  1.  Культурологические предпосылки возникновения философии.
  2.  Философия Др.Индии и Китая
  3.  Античные натуры философии
  4.  Античные философии классического периода
  5.  Философия периода эллинизма

  1.  Предпосылки:
  2.  Формирование товарно-денежных отношений в экономической сфере жизни общества
  3.  Выделение ремесла из с/х
  4.  Становление государства и безличного писанного права
  5.  Социальная дифференция общества и формирование светских «интеллектуальных элит»
  6.  Отделение умственного труда от физического  

2. Философия Др.Индии и Китая

Древнеиндийская философия

Религиозный характер большинства школ.

Этапы:

  1.  15-6 вв. до н.э. – ведический период
  2.  6-2 вв. до н.э. – эпический период
  3.  2 в. До н.э. – 7 в. н.э.  – эпоха сутр.

Веды – религиозно-философские трактаты, на основе которых формировались система религиозных верований.

Упанишады – философские комментарии к ведам.

Помимо религиозных сюжетов в ведах даны также развёрнутые философские обоснования таких базовых для Индии мировоззрения и культуры категорий, как Брахман, Атман, Сапсаора, Кирма, Дхарма, Мокша.

Брахман – высшая объективная реальность

Атман – высшая духовная сущность

Сапсара – учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни . Регулирование сапсары  осуществляется кармой как законом воздаяния

Дхарма – универсальный принцип справедливости. Высшей целью человеческой сущности является  мокша как религиозный идеал спасения

Неортодоксальные школы индийской мысли (отрицание безусловного авторитета вед):

  1.  Джайнизм
  2.  Буддизм
  3.  Локаята

Ортодоксальные школы:

  1.  Санкхья
  2.  Вайшемина
  3.  Веданта
  4.  Ньяя

Философия Др. Китая

Специфика древнекитайской цивилизации определялась наличием мощного централизованного государства. Реальные субъекты власти – чиновники.

Основные течения китайской мысли:

  1.  Конфуцианство (Конфуций)
  2.  В центре внимания вопросы о нравственности природы человека, о семье и об управлении государством
  3.  Централизованное понятие – жень (принцип «чего не желаешь себе, того не делай другим»)
  4.  Легизм (Гуань Ужул)
  5.  Идея сильного государста, в основе которого лежат справедливые законы и действительная административная власть
  6.  Моизм (Мо Ди)
  7.  Идея всеобщей любви и взаимной выгоды как основных политических принципов
  8.  Школа имен (Гуисунь, Луи)
  9.  Школа логиков («спорщиков»)
  10.  Школа «инь-янь» (Цзоу Ян)
  11.  Даосизм (Лао-Цзы)
  12.  Дао –универсальный закон возникновения иисчезновения отдельных явлений и мира в целом

3.  Природа античной культуры:

  1.  Период натур философии 7-5 вв. до н.э.
  2.  классический период ср. 5 – к. 4 вв. до н.э.
  3.  эллинистический период 3 в. до н.э. – 6 в. н.э.

Период натур философии:

  1.  Милетская школа – «физиков»  (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
  2.  Гераклит Эфесский
  3.  Элейская школа
  4.  Атомисты (Демокрит, Левкиит)

Основные проблемы, которыми занимались «досократики»: объснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего.

Метод философствования – декларирования собственных взглядов, превращения их в догму.

4.  Классический период – время расцвета древнегреческой философии.

К данному этапу относится:

  1.  софисты
  2.  Сократ, Платон, Аристотель

Философы классического периода также пытались объяснить сущность природы и космоса, но сделать это глубже:

  1.  Меньше уделяли внимание первоначалу
  2.  Допускали участие богов и идей в сознании природы и космоса
  3.  Положили начало спору между материализмом и идеализмом
  4.  Внесли вклад в развитии логики

5. Эллинистический период (период кризиса полики и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками А.Македонского)

Отличительные черты:

  1.  Кризис античных моральных и философских ценностей
  2.  Снижение страха перед богами
  3.  Отрицание прежних авторитетов
  4.  Поиск физической и духовной опоры в самом себе
  5.  Стремление к отрицанию от действительности
  6.  Преобразование материалистического взгляда на мир
  7.  Высшее благо – счастье и удовольствие отдельного человека

Философы:

  1.  Сенека
  2.  Марк Аврелий
  3.  Тит Мукрецкий Кир
  4.  Стоики


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53978. Mother’s Day 64.5 KB
  Tape recorder, cassette, large sheet of plain paper for each group, card in a form of sun, photos of kids and their mothers, poster with the quiz, pictures of famous people, cards with sayings and proverbs.
53979. Розвиток мовлення. Переказ 57.5 KB
  Мета: вчити учня розповідати в усній і писемній формі про те, що бачив, про що читав, що знає, добирати для розповіді найбільш вдалі слова, удосконалювати навички використання іменників різних відмінків у зв’язному мовленні.
53981. The Numerals (числівники). Time. Cardinal numerals (кількісні числівники) 117.5 KB
  Let me introduce myself! Where are you from? – I am from Ukraine. I came from Rivne region. How old are you? – I am 25. What is your occupation (profession)? – I am businessman. Are you married? – Yes, I am. No, I am not. Do you have a business here? – Yes, I do. No, I don’t. I came here to have a rest. Glad to meet you! – Glad to meet you too.
53982. Prepositions of time, place, move 724 KB
  Look at these time expressions. Some use in, some use on or at. Put them in the correct column.
53983. To be. There is/are. To have. Pronouns 140.5 KB
  Whether the weather be fine, or whether the weather be not. Whether the weather be cold, or whether the weather be hot. We'll weather the weather whether we like it or not.
53984. Present Simple 65.5 KB
  We use the simple present tense when: the action is general the action happens all the time, or habitually, in the past, present and future the action is not only happening now the statement is always true