85459

«Путешествие в Книгоград» (экскурсия в библиотеку)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Умными словами недаром сказано: Всем лучшим книге мы обязаны Книги читают стар и млад Книжке хорошей каждый рад. Книги читаю значит мыслю Мыслю значит живу а не кисну. Что же в них хранили Книги В Египте написанные на папирусе в Междуречье выцарапанные на глиняных табличках в Индии составленные...

Русский

2015-03-25

55 KB

3 чел.

Урок чтения, 4 класс

Тема. «Путешествие в Книгоград» (экскурсия в библиотеку)

Цель:  дать  учащимся  базовые понятия  по основам  библиотечно-библиографической     грамотности,     раскрыть     смысл     понятий «библиотека»,   «книжный   фонд»,   «читальный   зал»,   «абонемент», «каталоги»,   «энциклопедии»;  формировать  и  закрепить  первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки; прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг; воспитывать культуру поведения в библиотеке.

 Оборудование: выставка книг.

Тип урока: урок внеклассного чтения.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

На доске — плакат:

«Книга — учитель, книга — наставник

, Книга — надежный товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук».

У ч е н и ки (по очереди)

1.Умными словами недаром сказано:

Всем лучшим книге мы обязаны

Книги читают стар и млад,

Книжке хорошей каждый рад.

2. Книги читаю — значит, мыслю,

Мыслю— значит, живу, а не кисну.

В книжке — мудрость, слезы и смех!

Книжек хватит сегодня на всех.

3. Участники и зрители!

Сразиться не хотите ли?

Кто самый лучший книгочей?

И кто герой любимый чей?

Внимание! Внимание!

Начинаются испытания!

II. Сообщение темы и задач урока

— Я думаю, вы не против того, чтобы отправиться в увлекательное путешествие и познакомиться с жителями и устройством города Книгоград.

-Есть такой город на свете, в котором для вас собраны путеводители по жизни. Город этот бывает большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотека».

В библиотеке тишина

Совсем иная, чем повсюду.

Мне кажется, порой она,

В себе утаивает чудо.

В ней слышен зов далеких стран,

В ней скрыты тайны океанов.

Вот, слышишь, —

Немо-капитан

О чем-то спорит с Д'Артаньяном,

Послушный зову твоему,

Здесь Дон Кихот на помощь мчится,

Ответ на сотни почему

На книжных прячется страницах.

III. Путешествие по библиотеке

1. Сообщение учителя

— «Библио» по-гречески — книга, а «тека» — хранилище. А знаете, сколько лет существуют в мире библиотеки? Почти 5 тысяч лет!

Вся история развития человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Это не совсем спокойная история! За них сражались, их сжигали, теряли, находили, спасали от вражеского нашествия как самое дорогое. Сегодняшняя библиотека кажется воплощением тишины, покоя и порядка.

        А знаете ли вы, что слово Книга происходит от церковно-славянского кънигы, что означает буквы или письмо!

        В разные времена помещения для книг имели самые различные названия. В Египте при раскопках археологи над входом в одно помещение обнаружили надпись «Аптека для души». Этот вход вел в библиотеку. По мнению древних египтян, книгу можно сравнить с лекарством, только не от гриппа и ангины, — это лекарство делает сильным ум человека, облагораживает его душу.

          Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте — написанные на папирусе, в Междуречье — выцарапанные на глиняных табличках, в Индии — составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае — свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.

          Итак, библиотека — это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом.

2. Знакомство с читальным залом

— В нашей библиотеке — два отделения: абонемент и читальный зал.

         У слова абонемент много значений. Если хотите знать все значения, загляните в словарь. В библиотеке же оно означает место, где выдают книги на дом.

     На несколько дней книга твоя, можно рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем

срок книгу надо вернуть в библиотеку — ведь она нужна другим ребятам. А если не успели прочитать? Не беда, придите в библиотеку и попросите продлить срок чтения книги. В библиотеке есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература — энциклопедии, словари.

     Энциклопедии и словари заслуженно называют спутниками цивилизации. Они помогают не только правильно писать слова, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из разных областей знания, науки, техники, литературы и искусства, развивают культуру речи. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале. А еще в читальном зале можно написать доклад, посмотреть книжную выставку, узнать много интересного из газет и журналов для детей.

В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры,

— В вестибюли, в коридоры.

Не мешайте нам читать:

Фантазировать, мечтать,

В тишине библиотечной

Каждый слышит голоса,

Речи птичьи, человечьи.

В каждой книге — чудеса!

И, конечно, тишина —

Здесь особенно нужна.

— Так, что же такое читальный зал? {Ответы учащихся.)

— А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. Но все равно найти нужную книгу бывает трудно. И здесь на помощь нам приходят указатели — каталоги.

3. Знакомство с понятием «каталог»

— Они есть в каждой библиотеке. Это специальные ящики, где хранятся карточки. На карточках написаны название книги и фамилия автора. А в углу карточки располагается знак — сокращенный адрес книги на полке. Библиотекарь посмотрит на шифр и сразу узнает, на какой полке искать книгу. Такой же шифр есть и на каждой библиотечной книге.

         Видов и типов каталогов очень много. Их количество зависит от величины книжного фонда и тематической направленности фонда данной библиотеки. Самые распространенные — алфавитный и систематический каталоги. Алфавитный каталог — это перечень в алфавитном порядке (по фамилиям авторов или названиям книг). Систематический каталог помогает получить информацию о книгах по конкретной теме. В нашей библиотеке

есть электронный каталог, сведения о книгах записываются в памяти компьютера.

          Книги — как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники беречь!

Я — книга.

Я — товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид всегда опрятен,

Оберегай меня от пятен.

Привычку скверную оставь:

Листая, пальцы не слюнявь.

Ой, уронил меня ты на пол.

Ай, супом ты меня заляпал.

Что здесь за звери?

Что за птицы?

Страницы пачкать не годится.

Опять загнул мои листы?

Опять со мной небрежен ты.

Мой переплет не выгибай,

Мой корешок не поломай!

Не забывай меня в саду,

Вдруг дождик грянет на беду.

Запомни: я твой лучший друг.

Но только не для грязных рук!

4. Правила поведения в библиотеке

— Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?

Правило 1. В библиотеке надо вести себя тихо, т. к. шум мешает другим читателям.

Правило 2. Книги надо возвращать вовремя. Ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.

Правило 3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.

Правило 4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.

Правило 5. Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.

IV. Конкурсы 1. Конкурс «Загадочные предметы»

— Я показываю предметы или рисунки, а вы вспоминаете названия и авторов произведений, в которых они встречались.

  •  Роза («Маленький принц», А, де Сент-Экзюпери).
  •  Перро [«Конек-горбунок», П. Ершов).
  •  Часы («Сказка о потерянном времени», Е. Шварц).
  •  Зернышко (« Черная курица, или Подземные жители», А. Погорельский).
  •  Шлем («Былины об Илье Муромце»),
  •  Ружье («Приключения барона Мюнхгаузена», Э. Распэ).
  •  Тыква {«Золушка», Ш. Перро)

2. Конкурс «Герой-невидимка »

— Я буду сообщать вам что-то о героях произведения, а вы должны назвать автора и название этого произведения.

• Этот герой — большой шалун, непоседа, выдумщик, фантазер, но очень добрый, смелый мальчик, имеет много друзей и влюблен в милую девочку. (Том Сойер — Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»).

• Этот герой сам по себе добрый, послушный, скромный, но волшебные способности сделали его зазнайкой, он изменился в худшую сторону. (Алеша

— А. Погорельский. «Черная курица».»).

• А этот герой, наоборот, сначала был ленивым, злым, непослушным, плохо относился к родителям и животным, а потом стал добрым, отзывчивым, начал помогать тем, кто слабее его. (Нильс — Сельма Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»).

3. Конкурс загадок

— Отгадайте загадки!

• Тридцать три сестрички Сели на странички. Сели рядком — не молчат, Нам загадки говорят. Если знаешь их секрет,

То на все найдешь ответ. (Буквы)

• Говорит она беззвучно, Но понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней — Станешь вчетверо умней. (Книга)

• Первую книжку.

Где буквы ты изучаешь.

Как ты ее. называешь? (Букварь)

• У стены большой и важный. Дом стоит многоэтажный. Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)

• У сосны и елки листочки — иголки,

А на каких листочках растут слова да строчки? (На книжных)

V.Итог урока

— Понравилось ли вам путешествие по Книгограду?

— Что нового вы узнали?

— Есть ли у вас домашняя библиотека?

— Сколько в ней примерно книг?

— Стоят ли они по темам, по алфавиту?

— Можете ли вы сами подобрать книгу в домашней библиотеке? Ученики (по очереди)

  1.  Пусть много детвора читала,

Пускай тут каждый эрудит,

Чудесных книг еще немало

Прочесть нам в жизни предстоит.

  1.  Про подвиг, труд и про ученье,

Полет стремительной мечты,

Про дерзновенное свершенье

И штурм небесной высоты.

  1.  Закончена экскурсия,

Она рассчитана на один лишь час,

Но вы, читающий народ,

Любите книгу круглый год!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1128. Термическая обработка углеродистой стали 272.5 KB
  Влияние термической обработки на механические свойства (твердость) углеродистой стали. Назначения режима термической обработки при проведении закалки, нормализации, отжига и отпуска углеродистой.
1129. Влияние углерода на твердость термически обработанных сталей 175 KB
  Зависимость между содержанием углерода в стали и ее твердостью после отжига и закалки. Влияние углерода на структуру и свойства отожженных сталей. Количество остаточного аустенита при закалке сталей при увеличении содержания углерода
1130. Определение прокалываемости стали 162.5 KB
  Ознакомиться с методикой определения прокаливаемости. Выяснить влияние химического состава сталей и размеров деталей на прокаливаемость. Неоднородный аустенит. Нерастворенные частицы (карбиды, оксиды, интерметаллические соединения).
1131. Цементация стали 581.5 KB
  Сущность процесса цементации. Химико-термическая обработка, при которой поверхность стальных деталей насыщается углеродом. Термическая обработка цементованных деталей.
1132. Операционный контроль геометрических параметров оптических деталей 143 KB
  Ознакомится с основными геометрическими параметрами оптических деталей и методами их измерения. Изучить состав и устройство основных видов оборудования и приспособлений для измерения параметров оптических деталей. Овладеть навыками измерений толщины, радиуса кривизны, предела разрешения и других параметров линз, пластин и призм.
1133. Исследование процесса сборки автоколлимационной зрительной трубки 234.5 KB
  Ознакомиться с методом автоколлимации и способами его реализации. Изучить конструкцию автоколлимационной трубки. Овладеть навыками проведения юстировочных и контрольных операций в процессе сборки оптических систем. Провести измерения плоскопараллельности методом автоколлимации.
1134. Сборка и контроль объективов насыпной конструкции 177.5 KB
  Виды, конструкции и назначения объективов. Особенности сборки объективов. Параметры, характеризующие качество сборки. Схема установки для контроля характеристик объективов по дифракционной точке. Возможные изображения дифракционной точки.
1135. Контроль предела разрешения, фокусных расстояний и качества сборки узлов ЭОС 119.5 KB
  Ознакомиться с параметрами оптических узлов, по которым проверяется правильность их сборки. Изучить методику оценки качества сборки по дифракционному изображению точки. Получить навыки определения фокусного расстояния и предела разрешения оптических систем.
1136. Центрировка линз. методы измерения децентричности 224.5 KB
  Методы контроля децентричности. Контроль с помощью коллиматора и микроскопа. Схема контроля децентрировки линз в проходящем свете с помощью коллиматора и микроскопа. Контроль с помощью автоколлимационного микроскопа. Контроль деценрировки на автоколлимационном микроскопе А.А.Забелина.