85459

«Путешествие в Книгоград» (экскурсия в библиотеку)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Умными словами недаром сказано: Всем лучшим книге мы обязаны Книги читают стар и млад Книжке хорошей каждый рад. Книги читаю значит мыслю Мыслю значит живу а не кисну. Что же в них хранили Книги В Египте написанные на папирусе в Междуречье выцарапанные на глиняных табличках в Индии составленные...

Русский

2015-03-25

55 KB

1 чел.

Урок чтения, 4 класс

Тема. «Путешествие в Книгоград» (экскурсия в библиотеку)

Цель:  дать  учащимся  базовые понятия  по основам  библиотечно-библиографической     грамотности,     раскрыть     смысл     понятий «библиотека»,   «книжный   фонд»,   «читальный   зал»,   «абонемент», «каталоги»,   «энциклопедии»;  формировать  и  закрепить  первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки; прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг; воспитывать культуру поведения в библиотеке.

 Оборудование: выставка книг.

Тип урока: урок внеклассного чтения.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

На доске — плакат:

«Книга — учитель, книга — наставник

, Книга — надежный товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук».

У ч е н и ки (по очереди)

1.Умными словами недаром сказано:

Всем лучшим книге мы обязаны

Книги читают стар и млад,

Книжке хорошей каждый рад.

2. Книги читаю — значит, мыслю,

Мыслю— значит, живу, а не кисну.

В книжке — мудрость, слезы и смех!

Книжек хватит сегодня на всех.

3. Участники и зрители!

Сразиться не хотите ли?

Кто самый лучший книгочей?

И кто герой любимый чей?

Внимание! Внимание!

Начинаются испытания!

II. Сообщение темы и задач урока

— Я думаю, вы не против того, чтобы отправиться в увлекательное путешествие и познакомиться с жителями и устройством города Книгоград.

-Есть такой город на свете, в котором для вас собраны путеводители по жизни. Город этот бывает большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотека».

В библиотеке тишина

Совсем иная, чем повсюду.

Мне кажется, порой она,

В себе утаивает чудо.

В ней слышен зов далеких стран,

В ней скрыты тайны океанов.

Вот, слышишь, —

Немо-капитан

О чем-то спорит с Д'Артаньяном,

Послушный зову твоему,

Здесь Дон Кихот на помощь мчится,

Ответ на сотни почему

На книжных прячется страницах.

III. Путешествие по библиотеке

1. Сообщение учителя

— «Библио» по-гречески — книга, а «тека» — хранилище. А знаете, сколько лет существуют в мире библиотеки? Почти 5 тысяч лет!

Вся история развития человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Это не совсем спокойная история! За них сражались, их сжигали, теряли, находили, спасали от вражеского нашествия как самое дорогое. Сегодняшняя библиотека кажется воплощением тишины, покоя и порядка.

        А знаете ли вы, что слово Книга происходит от церковно-славянского кънигы, что означает буквы или письмо!

        В разные времена помещения для книг имели самые различные названия. В Египте при раскопках археологи над входом в одно помещение обнаружили надпись «Аптека для души». Этот вход вел в библиотеку. По мнению древних египтян, книгу можно сравнить с лекарством, только не от гриппа и ангины, — это лекарство делает сильным ум человека, облагораживает его душу.

          Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте — написанные на папирусе, в Междуречье — выцарапанные на глиняных табличках, в Индии — составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае — свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.

          Итак, библиотека — это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом.

2. Знакомство с читальным залом

— В нашей библиотеке — два отделения: абонемент и читальный зал.

         У слова абонемент много значений. Если хотите знать все значения, загляните в словарь. В библиотеке же оно означает место, где выдают книги на дом.

     На несколько дней книга твоя, можно рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем

срок книгу надо вернуть в библиотеку — ведь она нужна другим ребятам. А если не успели прочитать? Не беда, придите в библиотеку и попросите продлить срок чтения книги. В библиотеке есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература — энциклопедии, словари.

     Энциклопедии и словари заслуженно называют спутниками цивилизации. Они помогают не только правильно писать слова, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из разных областей знания, науки, техники, литературы и искусства, развивают культуру речи. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале. А еще в читальном зале можно написать доклад, посмотреть книжную выставку, узнать много интересного из газет и журналов для детей.

В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры,

— В вестибюли, в коридоры.

Не мешайте нам читать:

Фантазировать, мечтать,

В тишине библиотечной

Каждый слышит голоса,

Речи птичьи, человечьи.

В каждой книге — чудеса!

И, конечно, тишина —

Здесь особенно нужна.

— Так, что же такое читальный зал? {Ответы учащихся.)

— А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. Но все равно найти нужную книгу бывает трудно. И здесь на помощь нам приходят указатели — каталоги.

3. Знакомство с понятием «каталог»

— Они есть в каждой библиотеке. Это специальные ящики, где хранятся карточки. На карточках написаны название книги и фамилия автора. А в углу карточки располагается знак — сокращенный адрес книги на полке. Библиотекарь посмотрит на шифр и сразу узнает, на какой полке искать книгу. Такой же шифр есть и на каждой библиотечной книге.

         Видов и типов каталогов очень много. Их количество зависит от величины книжного фонда и тематической направленности фонда данной библиотеки. Самые распространенные — алфавитный и систематический каталоги. Алфавитный каталог — это перечень в алфавитном порядке (по фамилиям авторов или названиям книг). Систематический каталог помогает получить информацию о книгах по конкретной теме. В нашей библиотеке

есть электронный каталог, сведения о книгах записываются в памяти компьютера.

          Книги — как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники беречь!

Я — книга.

Я — товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид всегда опрятен,

Оберегай меня от пятен.

Привычку скверную оставь:

Листая, пальцы не слюнявь.

Ой, уронил меня ты на пол.

Ай, супом ты меня заляпал.

Что здесь за звери?

Что за птицы?

Страницы пачкать не годится.

Опять загнул мои листы?

Опять со мной небрежен ты.

Мой переплет не выгибай,

Мой корешок не поломай!

Не забывай меня в саду,

Вдруг дождик грянет на беду.

Запомни: я твой лучший друг.

Но только не для грязных рук!

4. Правила поведения в библиотеке

— Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?

Правило 1. В библиотеке надо вести себя тихо, т. к. шум мешает другим читателям.

Правило 2. Книги надо возвращать вовремя. Ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.

Правило 3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.

Правило 4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.

Правило 5. Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.

IV. Конкурсы 1. Конкурс «Загадочные предметы»

— Я показываю предметы или рисунки, а вы вспоминаете названия и авторов произведений, в которых они встречались.

  •  Роза («Маленький принц», А, де Сент-Экзюпери).
  •  Перро [«Конек-горбунок», П. Ершов).
  •  Часы («Сказка о потерянном времени», Е. Шварц).
  •  Зернышко (« Черная курица, или Подземные жители», А. Погорельский).
  •  Шлем («Былины об Илье Муромце»),
  •  Ружье («Приключения барона Мюнхгаузена», Э. Распэ).
  •  Тыква {«Золушка», Ш. Перро)

2. Конкурс «Герой-невидимка »

— Я буду сообщать вам что-то о героях произведения, а вы должны назвать автора и название этого произведения.

• Этот герой — большой шалун, непоседа, выдумщик, фантазер, но очень добрый, смелый мальчик, имеет много друзей и влюблен в милую девочку. (Том Сойер — Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»).

• Этот герой сам по себе добрый, послушный, скромный, но волшебные способности сделали его зазнайкой, он изменился в худшую сторону. (Алеша

— А. Погорельский. «Черная курица».»).

• А этот герой, наоборот, сначала был ленивым, злым, непослушным, плохо относился к родителям и животным, а потом стал добрым, отзывчивым, начал помогать тем, кто слабее его. (Нильс — Сельма Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»).

3. Конкурс загадок

— Отгадайте загадки!

• Тридцать три сестрички Сели на странички. Сели рядком — не молчат, Нам загадки говорят. Если знаешь их секрет,

То на все найдешь ответ. (Буквы)

• Говорит она беззвучно, Но понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней — Станешь вчетверо умней. (Книга)

• Первую книжку.

Где буквы ты изучаешь.

Как ты ее. называешь? (Букварь)

• У стены большой и важный. Дом стоит многоэтажный. Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)

• У сосны и елки листочки — иголки,

А на каких листочках растут слова да строчки? (На книжных)

V.Итог урока

— Понравилось ли вам путешествие по Книгограду?

— Что нового вы узнали?

— Есть ли у вас домашняя библиотека?

— Сколько в ней примерно книг?

— Стоят ли они по темам, по алфавиту?

— Можете ли вы сами подобрать книгу в домашней библиотеке? Ученики (по очереди)

  1.  Пусть много детвора читала,

Пускай тут каждый эрудит,

Чудесных книг еще немало

Прочесть нам в жизни предстоит.

  1.  Про подвиг, труд и про ученье,

Полет стремительной мечты,

Про дерзновенное свершенье

И штурм небесной высоты.

  1.  Закончена экскурсия,

Она рассчитана на один лишь час,

Но вы, читающий народ,

Любите книгу круглый год!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65555. УДОСКОНАЛЕННЯ АНАЛОГО-ЦИФРОВОЇ СИСТЕМИ СИНХРОННОГО СТЕРЕОФОНІЧНОГО РАДІОМОВЛЕННЯ З ПІЛОТ-ТОНОМ 467.5 KB
  Стереофонічний ефект і його якість є основою системи стереофонічного радіомовлення, тому має місце нагальна необхідність проведення подальших досліджень з встановлення необхідних захисних відношень за радіочастотою, що забезпечували би високу якість стереофонічного радіоприймання.
65556. Експериментально–розрахунковий аналіз деформацій циліндричних оболонок в зоні удару 1.99 MB
  Циліндричні оболонки можуть служити моделлю для ряду елементів конструкцій на які діють ударні навантаження. При розробці математичної моделі напружено–-деформованого стану було використано систему рівнянь коливання оболонки типу С.
65557. СТРУКТУРА ТА РЕЖИМИ ФУНКЦІОНУВАННЯ ТЯГОВОГО ЕЛЕКТРОТЕХНІЧНОГО КОМПЛЕКСУ ПОСТІЙНОГО СТРУМУ ДВОХОСЬОВИХ ЕЛЕКТРОВОЗІВ 646 KB
  Існуючі типи вітчизняних електровозів з зчіпними масами названими вище обладнані тяговими електротехнічними комплексами ТЕТК з неефективними контактно-резисторними системами керування частотою обертання тягових електродвигунів ТЕД постійного струму.
65558. Розробка технології автоматичного зварювання та наплавлення під флюсом конструкційних сталей струмом малої густини 1.02 MB
  Автоматичне дугове зварювання та наплавлення під флюсом один із провідних процесів при виробництві й ремонті сталевих конструкцій та деталей машин. Технологічна собівартість одної тонни наплавленого металу в якій 71 займають...
65559. ЕЛЕКТРОМЕХАНІЧНА СИСТЕМА ПРИВОДА З ЛІНІЙНИМ ДВИГУНОМ ДЛЯ НАХИЛУ КУЗОВІВ ШВИДКІСНОГО РУХОМОГО СКЛАДУ 759.17 KB
  Оскільки найбільші обмеження швидкості наявні у кривих доцільно або прокласти нові швидкісні магістралі позбавлені кривих ділянок малого радіусу або упровадити системи для нахилу кузовів залишити в експлуатації існуючу мережу залізниць...
65560. ПІДВИЩЕННЯ ЕНЕРГОЕФЕКТИВНОСТІ ЕЛЕКТРОДУГОВИХ ПЕЧЕЙ 1.32 MB
  Оптимізація технологічних процесів в дугових печах з метою скорочення енергоспоживання і тривалості плавлення є важливою і актуальною задачею. Процес плавлення металошихти в електродугових печах відбувається на протязі значної долі всієї плавки до 80 від...
65561. МЕТОДИКА ІНТЕРАКТИВОГО НАВЧАННЯ ГРАФІЧНИХ ДИСЦИПЛІН У ВИЩИХ ТЕХНІЧНИХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДАХ 287 KB
  Входження системи вищої освіти України у Європейський освітній простір передбачає відповідні зміни у професійній підготовці фахівців, зокрема інженерних кадрів з високим рівнем інтелектуально-творчих здібностей.
65562. ПРАВОВИЙ СТАТУС РОБОТОДАВЦЯ У ВІДНОСИНАХ З СОЦІАЛЬНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПРАЦІВНИКІВ 170 KB
  Правовий механізм соціального забезпечення працівників є відображенням певної системи економічних політичних соціальних відносин спрямованих на забезпечення інтересів конкретної особи та суспільства в цілому. Перехід до нових форм ведення господарської діяльності виникнення...
65563. ЯКІСТЬ МЕНЕДЖМЕНТУ В СІЛЬСЬКОГОСПОДАРСЬКИХ ПІДПРИЄМСТВАХ 231.5 KB
  З урахуванням сучасних тенденцій в економіці особливого значення набувають питання підвищення якості менеджменту сільськогосподарських підприємств, оскільки теперішній етап реформування суспільно-економічних відносин...