8546

Западная философия 20 века, важнейшие школы, идеи, представители

Доклад

Логика и философия

Западная философия 20 века, важнейшие школы, идеи, представители. Русская философия - одна из важнейших составных частей как отечественной, так и мировой культуры. В ней воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты на...

Русский

2013-02-14

31.99 KB

42 чел.

Западная философия 20 века, важнейшие школы, идеи, представители.

Русская философия - одна из важнейших составных частей как отечественной, так и мировой культуры. В ней воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты национального характера и мышления. Кроме того, нельзя понять современную философию экзистенциализма, позитивизма, пост - и неомарксизма, не изучив результатов единственного в своем роде опыта философствования русских мыслителей. Н. Бердяев, Вл. Соловьев, Н. Федоров, Ф. Достоевский, Л. Толстой, М. Бакунин, П. Сорокин, С. Булгаков и многие другие являют собой самостоятельное, обладающее неповторимым национальным своеобразием, действительное оригинальное философское направление, достойно представляющее Россию в европейской философской традиции.

Существуют различные подходы в обозначении временных границ русского философского творчества. Одни авторы относят начало к XI в., имея в виду “Слово о Законе и Благодати” Киевского митрополита Иллариона, который предложил, своеобразную религиозно-социологическую концепцию, согласно которой история человечества движется через смену форм религии. Другие авторы считают точкой отсчета для собственно русской философии XVI в. К первым оригинальным трудам по философии они относят “Предание” преподобного Нила Сорского, излагающего учение о собирании ума в сердце, которое является первым опытом русской философской антропологии.

На наш взгляд, русская философская мысль заявила о своей вполне совершенной самостоятельности лишь к концу 40-х годов XIX в. в лице П. Чаадаева. Дело в том, что с принятием христианства на Руси в мировоззренческом отношении монопольное положение заняла византийская христианская теология. Освоение античного наследия совершалось опосредованно, преломлялось через призму этого вероучения. Религиозная борьба между восточной и западной церквями, между православием и католичеством, продолжавшаяся на протяжении нескольких столетий, также свела к минимуму философские контакты с Западной Европой. Даже богословская схоластика пришла в русские учебные заведения только в XVII в., когда на Западе существовали уже полнокровные философские системы.

Вышеуказанные обстоятельства неизбежно сказались на характере развития русской философии, как в начальный ее период, так  и в последующие, во всяком случае, на протяжении всего XVIII в., когда русская мысль через усвоение западноевропейской традиции вынуждена была в кратчайшие сроки наверстывать “упущенное”. Свой вклад в своеобразие направленности и стиля философствования внесли как затяжной характер крепостничества в России, так и самодержавие, которые вызвали к жизни особые формы идеологии, в других странах либо совершенно отсутствовавшие, либо не получившие там значительного развития. Речь идет об идеологии дворянских радикалов-революционеров, о радикальном крестьянском демократизме, включая народничество, славянофильство-почвенничество, западничество и толстовство. Те же обстоятельства привели к значительной роли в истории русской философии православного христианства, к выработке национальной религиозно-философской традиции. Специфика социального развития России породила и особый слой людей, более нигде не встречавшиеся, а именно интеллигенцию.  

Процессы секуляризации, то есть освобождения от религиозного контроля общественной жизни, начатые Петром 1, привели к тому, что русская философская мысль стала развиваться в тесной связи с философией западноевропейских народов. Первоначально эта связь была более или менее односторонней, так как естественно предполагала овладение научными и философскими результатами, достигнутыми к тому времени в странах Европы. Не случайно, поэтому русская философская мысль развивалась под преимущественным влиянием французского материализма XVIII в., классической немецкой философии и немецких философов-романтиков первой половины XIX в., прежде всего Ф. Шеллинга. Во всех указанных случаях влияние европейской философии, разумеется, не сводилось к простому заимствованию, которого вообще, как известно, в природе не существует.

При выяснении взаимоотношений между национальными философиями, равно как и между отдельными школами в рамках одной национальной философии, всякий раз надо иметь в виду, какие идеи заимствуются, какой вид и какую направленность они приобретают, а также каков результат перенесения их на новую почву. Заимствованные идеи и теории переплавляются в соответствии с потребностями материальной и духовной жизни того или иного народа, вполне органически вписываются в его духовное бытие. В них всегда обнаруживается тот новый элемент или оригинальный поворот мысли, который возникает вследствие адаптации исходного материала.

Русские философы использовали мыслительный материал, возникший на более развитой социокультурной основе, включили его, при этом соответствующим образом переработав, в структуры национального происхождения. Главными моментом в этом процессе стали:

 Теории естественного права и договорного происхождения государства, принятые в России задолго до постановки задач антифеодальных преобразований  и истолкованные в широком диапазоне программ нескольких политических направлений (консервативных, просветительных, радикальных);

 Теории утопического социализма, возникшие в начале XIX в. как альтернатива развивающемуся капитализму и взятые на вооружение либеральным и радикальным дворянскими движениями, народниками, революционными демократами конца XIX – начала XX в., непримиримо относившимися к идее последовательного развития России;

 Антропологический материализм, который в России превратился в главную теоретическую систему почти всех направлений революционного движения;

 Идеалистическая диалектика, подвергнутая материалистической обработке и понятая как метод революционного отрицания, что было, кстати говоря, осуществлено параллельно с разработкой К. Марксом аналогичных проблем;

 Мистические религиозно-философские системы, прежде всего Ж. Де-Местра и Я. Беме, перенесенные на почву русского православия.

Следовательно, проникновение в Россию передовых философских идей Европы, их творческая переработка на национальной почве, своеобразие которой основывалось на неповторимости русской истории и оригинальном восприятии и интерпретации христианского вероучения, вызванном противостоянием русского православия всем остальным христианским церквям, и породило тот феномен, который мы сегодня называем русской философией.

Стремление к преодолению отсталости, борьба за уничтожение крепостничества, а затем и самодержавия, растянувшаяся на многие годы, обусловили тесную связь философско-социальных теорий с практикой революционного движения. Поэтому в русской философии почти полностью отсутствует так называемое системотворчество и отвлеченное философствование. Все философы были включены в сферу практически-политических вопросов, волновавших современников. Конечно, наклонности к умозрительным спекуляциям имели место, но далеко не в  том виде и не в той  мере, как это было, например, в Германии. Поэтому отношение к философии со стороны правительства было весьма настороженным. Так, министр просвещения князь П. Ширинский-Шихматов однажды заявил:” Польза от  философии не доказана, а вред возможен”. Философия в России подвергнулась систематическим гонениям, а с середины XIX в. было запрещено ее преподавание во всех высших учебных заведениях страны. Поэтому философия искала выход в публицистике, литературной критике, в искусстве, тесно переплетаясь с другими формами общественного сознания, особенно с литературой. Как заметил в свое время А. Герцен, у народа, “лишенного общественной свободы, литература - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести”.

Русская философская литература, насыщенная полемикой, острой критикой существующих порядков, сопровождающейся  выдвижением разнообразных позитивных социальных программ. Но в то же время она самокритична, поскольку вынуждена была оперативно реагировать на все изменения в социальной и политической жизни страны, значит, исключался застой мышления. Но при этом сохранялся догматизм по отношению к своему “символу веры”, то есть к избранному направлению общественной мысли.

Философия, отрешенная от жизни и замкнутая в умозрительных конструкциях, в России не могла рассчитывать на успех. Поэтому именно в России, раньше чем, где бы то ни было, философия оказалась сознательно подчинена решению насущных задач, стоящих перед обществом.

Для понимания философского процесса в России в содержательном плане большое значение имеет прослеживание концепции и проблем, последовательно проходящих через несколько исторических периодов. Их можно назвать “сквозными”. Они порождали многообразные комбинации мировоззрения, использовались одновременно всеми борющимися партиями, течениями, направлениями, разумеется, в несовпадающих интерпретация и выводах. Такого рода теоретические конструкты демонстрируют нам как высокий динамизм, так и внутреннюю связанность русской философии – единого и в то же время противоречиво двустороннего процесса национального мышления. Сейчас, по-видимому, невозможно проследить все сквозные концепции и проблемы, но некоторые из них, достаточно актуальные и сегодня, имеет смысл кратно осветить. Это проблема соотношения России и Запада, а также социальная проблематика и др.

Наивысшего своего развития, становления своих течений и школ, выхода на мировую арену ее наиболее значительных представителей, полнокровной реализации ее национальных особенностей русская философия добилась в три последних века своего существования - XVIII-XX вв. Предысторией этого величия является развитие русской мысли в XI-XVII вв., когда формировались основные ее понятия, утверждались ее национальные традиции

Русские просветители 2-й половины XVIII в (Н.Н. Поповский, Н.И. Новиков, Д.С. Аничков, И.А. Третьяков, С.Е. Десницкий, Я.П. Козельский и др.) продолжили такие передовые традиции русского просветительства, как отделение философии от богословия, связь философии с естествознанием, общественными науками и жизнью. Они постоянно подчеркивали общественный, гражданский характер философии.

Второй областью их философских интересов была гносео¬логия, или «познание истины», т.е. проблемы происхождения, развития, и совершенствования человеческого знания, характер этого знания, происхождение и соотношение души и тела и т.д.

Наконец, много внимания просветители уделяют проблеме человека, синтезирующей два первых их интереса.

Идеалистический взгляд на взаимоотношения души и тела ими отвергался. В тех случаях, когда медицина, физиология, психология не давали оснований для материалистических утвер¬ждений, они путем отказа от решения проблемы объявляли ее идеалистическую интерпретацию несостоятельной. Так поступал Я.П. Козельский в «Философических предложениях» и А.Н. Ра¬дищев в своем философском трактате «О человеке, его смертности и бессмертии».

XIX в. - новый, значительный этап развития русской философии. Это век ее выхода к классическому совершенству законченных форм и идей, открытий и предвидений, сближения и взаимообогащения, а во многих случаях и противостояния с европейской философией.

2. Свобода и ответственность личности.

Подход к человеку как активно действующей, творческой лич¬ности предполагает свободу человека, его способность выбирать, принимать решения. Свобода считается высшей ценностью для человека, хотя понимается она по-разному.

В религиозно-идеалистических концепциях свобода рассматри¬вается как первичная реальность человеческой жизни, как изначаль¬ное свойство человека, как данная ему природой или Богом свобода воли. Согласно НА. Бердяеву, свобода есть внутренняя творческая энергия человека. «Свобода, — писал он — есть мощь творить из ничего, мощь духа творить не из природного мира, а из себя. Свобо¬да в положительном своем выражении и есть творчество»18. Неотрыв¬ность свободы от творчества свидетельствует о том, что человек не только природное существо; он есть свободный, сверхприродный дух.

Трактовка свободы человека как независимой от каких-либо внешних причин нередко оборачивается ничем не ограниченным произволом. Учения, в которых абсолютизируется свобода воли и игнорируются реальные возможности, получили название волюн¬таризма (отлат. voluntas — воля). Волюнтаризм полагает, что в мире «правит воля», т.е. жизнеспособность того или иного существа, ин¬дивида, сообщества зависит исключительно от силы воли. Реализу¬ется и побеждает то, что обладает достаточной волей. Особенно характерен волюнтаризм для этического иррационализма Шопен¬гауэра и Ницше. Волюнтаризм в основном проявляется в социаль¬но-политической практике. История знает немало примеров, когда политические деятели, не считаясь с объективными законами приро¬ды и общества, пытались изменить ход истории, навязать ей свою волю. Волюнтаризму противостоит фатализм. Понятием «фатализм» (от лат. fatalis — роковой) обозначают воззрения на историю и жизнь человека как на нечто заранее предопределенное Богом, судьбой или объективными законами развития. Фатализм рас¬сматривает каждый поступок человека как неотвратимую реали¬зацию изначального предопределения, исключающего свободу воли. Фаталистический являются, например, философия стоиков, христианское вероучение. Древнеримские стоики утверждали: «Судьба направляет того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется».

Если волюнтаризм ведет к произволу, вседозволеннности и анар¬хии, то фатализм обрекает людей на пассивность и покорность, сни¬мает с них ответственность за свои поступки.

Диалектическая постановка проблемы свободы и необходимос¬ти заключается в том, чтобы преодолеть метафизическое противо¬поставление свободы воли человека объективным условиям его де¬ятельности, определить границы необходимости, без которой не мыслима реализация свободы. Так, Б. Спиноза противопоставлял свободу не необходимости, а принуждению, указывая на различия между необходимостью и принуждением. Он писал: «Я называю свободной такую вещь, которая существует и действует из одной только необходимости своей природы; принужденным же я назы¬ваю то, что чем-нибудь другим детерминируется к существованию и к действованию тем или другим определенным образом»19. Спи¬нозе принадлежит утверждение того, что свобода есть осознанная необходимость. Гегель действие в истории необходимости понимал как результирующую свободную деятельность множества людей и называл это хитростью исторического разума. В марксистской фи¬лософии свобода трактуется как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь при этом на познание объективной необходимости. Необходимость содер¬жится в свободе в виде объективных условий деятельности людей. Познание этих условий позволяет человеку осуществлять избира¬тельную деятельность в соответствии со своими интересами и целями. Свобода есть там, где есть выбор (выбор целей деятельности, выбор средств, ведущих к достижению целей, выбор поступков в определенной жизненной ситуации и т.д.) и необходимые условия для реализации в практической деятельности выбранной альтерна-тивы. Проявлением человеческой свободы является способность преобразовывать окружающий его мир и самого себя.

Возможность свободного выбора предполагает ответственность личности за свои поступки. Вопрос о личной ответственности — это вопрос о том, должен ли человек отвечать за те последствия сво¬их действий, на которые оказывают влияние внешние обстоятель¬ства, может ли он предвидеть эти последствия.

Одни философы, например, экзистенциалисты, при решении про¬блемы ответственности признают человека целиком повинным в последствиях его поступков, не учитывая при этом влияния внешних обстоятельств. Другие философы, напротив, полностью оправдыва¬ют человека в том, что он не достигает намеченных результатов. Диалектико-материалистическая философия утверждает, что каждый человек несет личную ответственность за содержание своей деятель¬ности в пределах тех возможностей, которые определяются достиг¬нутым уровнем общественного развития. Чем шире реальные воз¬можности, тем выше мера личной ответственности.

В современных условиях углубления кризиса, связанного с со¬циально-политической нестабильностью, нерешенностью глобаль¬ных проблем пределы жизнедеятельности человека, вмешательства его в природу и самого себя должны определяться сознательным самоограничением, основанным на высокой личной ответственно¬сти каждого.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55183. СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 56.73 KB
  Канал сбыта (распространения) – совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или передают другому субъекту право собственности на конкурентный продукт или услугу на их пути от производителя к потребителю.
55185. Створення документів зі списками та схемами 856.5 KB
  Директор з маркетингу: група планування та маркетингу; група логістики; відділ маркетингу; відділ продажів. Комерційний директор: відділ приймання; відділ закупівель; обліковоопераційний відділ; відділ сертифікації; обліковий відділ; склад. Виконавчий директор: відділ кадрів; IT-служба.
55186. Створення документів в Word, в якому текст розміщується в декілька колонок з використанням вставки кадру 68 KB
  Мета: Формувати уміння та навички набору тексту в декілька колонок вставки у текст кадру і робота з ним. Постановка загальної проблеми: Як за допомогою текстового редактора Word створювати тексти...
55187. Організація роботи з табличним процесором Microsoft Excel для Windows 342.5 KB
  Робоча область вікна Excel становить таблицю поділену на окремі клітини. Для проведення розрахунків необхідно ввести в таблицю формули. Створити таблицю та провести необхідні розрахунки.
55189. Характеристика видів словесного впливу у професійно-педагогічному спілкуванні 67.5 KB
  Проаналізуйте основні способи і прийоми вияву нещирості дезінформації і маніпуляцій з боку як соціальних педагогів так і клієнтів у ситуаціях професійного спілкування.
55190. Методика підготовки та проведення діагностичної бесіди 107.5 KB
  Прийоми техніки: складання обмірковування плану бесіди інтервю Встановлення контакту контакт очей; привітання; знайомство; визначення дистанції імя; розмова про спільні інтереси приємне цікаве; “такâ€реакція; тон привітний...
55191. Методика підготовки та проведення гри 71.5 KB
  МЕТА: Сформувати уявлення щодо методики підготовки та проведення гри. З’ясуйте соціальне і психолого-педагогічне значення гри. Класифікуйте ігри за ознакою мети за місцем проведення за кількістю учасників за конкурсністю тощо.