85473

Организация проектной деятельности в начальной школе

Научная статья

Педагогика и дидактика

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г. Слайд 7 Метод проектов это один из методов интегрированного обучения учащихся который базируется на их самостоятельной мотивированной целенаправленной познавательной творческой деятельности.

Русский

2015-03-25

202 KB

7 чел.

Отдел образования

Амвросиевской райгосадминистрации

           Амвросиевский районный

методический кабинет

Амвросиевская общеобразовательная

                                               школа І – ІІІ ступеней №2

Организация проектной деятельности в начальной школе

                                               

                   

                                                                                             

                                                                                     Учителя:

                                                                                      Андросова Анна Николаевна

                                                                                      Стёпина Наталия Борисовна

                                              

                                               

                                                            м . Амвросіївка

2012

Тему «Проектная деятельность в начальной школе» мы считаем актуальной. Сегодня необходима переориентация обучения,  вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Проектная деятельность является одним из методов инновационных технологий  общеобразовательной школы. Она позволяет полнее учесть индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать личностно – ориентированный подход в обучении. Метод проектов позволяет решить проблему  мотивации, создать позитивную атмосферу обучения, научить детей применять свои знания на практике для решения жизненных и личностных проблем.(Слайд5)

Целью данной работы является:

-определить особенности использования технологии проектного обучения  в начальной школе                                                                     (Слайд 6)

Исходя из данной цели были определены задачи:

-дать классификацию учебных проектов, используемых в начальной школе;

-развитие у учащихся общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. (Слайд 7)

Метод проектов это один из методов интегрированного обучения учащихся, который базируется на их самостоятельной, мотивированной, целенаправленной, познавательной, творческой деятельности.

   Особенности творчества младшего школьника

-Выражает внутренний мир

-Отвечает возрастным особенностям

-Краткосрочность

-Самостоятельность

-Индивидуальность (Слайд 8)

Русский ученый – педагог С.Т. Шацкий исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте. С.Т. Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где, и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы.               (Слайд 9)

Проект – замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам.

Проектность – определяющая черта современного мышления.

Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей.              

Проект – это инновационная форма организации образовательной среды, в основе которой – комплексный характер деятельности временного коллектива специалистов в условиях активного взаимодействия с окружающей средой. Проект –это совокупность новых действий, документов, текстов для образования реального объекта, предмета, образования теоретического продукта.(Слайд 10)

Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.                                                                   (Слайд 11)

Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:

   Исследовательские — по структуре   приближены к подлинному научному исследованию (доказательство актуальности темы,  определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых  проблем).

 Творческие — не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).

 Информационные — сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов.

Социально значимые — с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.

Особое место среди социально значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные проекты (Слайд 12)

По затратам времени можно выделить:

краткосрочные (2-6 ч),

среднесрочные (12-15 ч),

долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.                                                     (Слайд 13)

В использовании технологии проектного обучения в начальных классах эффективна следующая последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности:

-от недолговременных(2-3ур.) однопроектных проектов, к долговременным межпроектным

от личных проектов к групповым,  общеклассным (Слайд 14)

В проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий — подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект;

учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).                       (Слайд 15)

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

-Выбор темы.

-Постановка цели и задач.

-Гипотеза исследования.

-Организация исследования.

-Подготовка к защите и защита работы.

-Рефлексия                                                    (Слайд 16)

Стадии работы над проектом  — это «пять П»: Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта (черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации).          ( Слайд 17)                                                                                                             

В проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде:

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения     

Содействует прогнозированию результатов

Активен в деятельности

Создает условия для активности школьника

-Субъект деятельности

-Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность    

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

(Слайд18)

Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию

-самостоятельности

-целеустремленности

-ответственности

-инициативности

-настойчивости

-толерантности (Слайд19)

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

   Проектный метод направлен  на:

· Развитие критического мышления.

· Развитие творческого мышления.

· Умение работать с информацией.

· Умение работать в коллективе.

· Овладение культурой коммуникации. (Слайд20)

Учитель должен овладеть технологией  проектирования и активно использовать её в профессиональных  и повседневных ситуациях.

       Учитель должен освоить метод учебных проектов, проблемный метод  для активного его использования в образовательной практике.

       Учитель начальных классов должен понимать,  что формирует не только общеучебные и проектные умения, но закладывает основу для компетентностной составляющей образования детей.                                                                      


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35117. Программирование в Turbo Pascal 794 KB
  Вводите внимательно’ if Summa=stoim then writeln‘Спасибо за покупку’ else if Summa stoim then writeln‘Возьмите сдачу’ summastoim else Writeln‘Доплатите’ stoim summa End. Program имя программы ; Раздел описания: Раздел подключения модулей ; Раздел описания типов ; Раздел описания меток ; Раздел описания постоянных ; Раздел описания переменных ; Раздел описания процедур и функций ; begin Раздел операторов ; end. End.; Var; Const ; Begin раздел операторов ; End; Function имя функции список формальных параметров: тип...
35118. ПОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ КОТЛОВ-УТИЛИЗАТОРОВ 1.25 MB
  Котёл Г420 предназначен для охлаждения технологических газов с целью конденсации паров серы и получения насыщенного пара в процессе обезвреживания сероводородных газов. Котлыутилизаторы – горизонтальные газотрубные с естественной циркуляцией состоят из входной и выходной газовых камер и газотрубного барабана. По ходу газов испарительная поверхность разделена на две отдельные равные ступени. Технологические газы проходят параллельно в каждой ступени входную газовую камеру испарительный пучок и выходную газовую камеру.
35119. Ректификационная колонна непрерывного действия 577.5 KB
  Как правило ректификационные колонны действуют по принципу противотока в целом по всему аппарату в то время как на каждом отдельном участке формирования поверхности контакта фаз схемы взаимодействия фаз могут быть самыми разнообразными. Для обеспечения неравновесных состояний пара и жидкости в нижнюю часть колонны куб подводится теплота а в верхней части колонны теплота отбирается дефлегматор. Жидкая фаза стекает с питающей тарелки вниз и поступает в куб колонны где происходит интенсивное испарение. Образующийся пар подается вниз...
35120. Проектирование сусловарочного апарата для пивоваренного производства 221 KB
  3 Приготовление пивного сусла 1.4 Охлаждение сусла 1. 1 Технологическая схема производства пива Производство пива слагается из следующих этапов:1приём и хранение солода; 2 очистка и дробление солода; 3 приготовление пивного сусла; 4 охлаждение сусла; 5 приготовление дрожжей чистой культуры; 6 главное брожение; 7 дображивание; 8 осветление пива; 9 розлив пива в бутылки и в бочки.3 Приготовление пивного сусла Дроблённый солод смешивается с тёплой водой около 600 С в заторном котле 13.
35121. ШНЕКОВЫЙ ПРЕСС ВПО 20А 1.82 MB
  В качестве исходных данных использовалась схема пресса с нанесенными габаритными размерами и обозначениями. Для кинематического расчета привода использовались данные о мощности двигателя.
35122. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕЕ АНАЛИЗ НА БАЗЕ 1С: БУХГАЛТЕРИЯ 1.52 MB
  Сводка данных, полученная в результате проведения факторного анализа прибыли, позволяет аналитику выявить степень зависимости прибыли по отдельным факторам, чтобы в дальнейшем учитывать эту информацию при планировании прибыли.
35123. Проектирование котла-утилизатора, предназначенного для охлаждения конвертированных газов 364.5 KB
  Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов-важнейшая задача, значимость которой все возрастает. Значительная экономия топливно-энергетических ресурсов может быть достигнута при более широком вовлечении в топливно-энергетический баланс страны вторичных энергоресурсов
35124. Розрахунок системи теплопостачання району міста 412.51 KB
  Вибір джерела теплопостачання теплоносія і типу системи теплопостачання. Визначення витрати теплоносія. Тривалість опалювального періоду nв: год Річні витрати тепла на вентиляцію: ГДж рік Річні витрати тепла споживачами: ГДж рік З Вибір джерела теплопостачання теплоносія і типу системи теплопостачання Вибір джерела теплопостачання теплоносія і типу системи теплопостачання залежить головним чином від сумарного теплового навантаження і технологічних споживачів і визначається виходячи з...
35125. Финансовый контроль 79.5 KB
  Понятие и виды финансового контроля. Контрольная функция финансов проявляется в финансовом контроле важнейшем в системе государственного контроля. Специфика финансового контроля состоит в том что финансы одновременно являются объектом и субъектом контроля. В более узком значении контрольная функция состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов дестабилизирующих развитие экономики и финансов наносящих вред интересам государства трудовых коллективов и большинства населения.