85473

Организация проектной деятельности в начальной школе

Научная статья

Педагогика и дидактика

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г. Слайд 7 Метод проектов это один из методов интегрированного обучения учащихся который базируется на их самостоятельной мотивированной целенаправленной познавательной творческой деятельности.

Русский

2015-03-25

202 KB

7 чел.

Отдел образования

Амвросиевской райгосадминистрации

           Амвросиевский районный

методический кабинет

Амвросиевская общеобразовательная

                                               школа І – ІІІ ступеней №2

Организация проектной деятельности в начальной школе

                                               

                   

                                                                                             

                                                                                     Учителя:

                                                                                      Андросова Анна Николаевна

                                                                                      Стёпина Наталия Борисовна

                                              

                                               

                                                            м . Амвросіївка

2012

Тему «Проектная деятельность в начальной школе» мы считаем актуальной. Сегодня необходима переориентация обучения,  вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Проектная деятельность является одним из методов инновационных технологий  общеобразовательной школы. Она позволяет полнее учесть индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать личностно – ориентированный подход в обучении. Метод проектов позволяет решить проблему  мотивации, создать позитивную атмосферу обучения, научить детей применять свои знания на практике для решения жизненных и личностных проблем.(Слайд5)

Целью данной работы является:

-определить особенности использования технологии проектного обучения  в начальной школе                                                                     (Слайд 6)

Исходя из данной цели были определены задачи:

-дать классификацию учебных проектов, используемых в начальной школе;

-развитие у учащихся общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. (Слайд 7)

Метод проектов это один из методов интегрированного обучения учащихся, который базируется на их самостоятельной, мотивированной, целенаправленной, познавательной, творческой деятельности.

   Особенности творчества младшего школьника

-Выражает внутренний мир

-Отвечает возрастным особенностям

-Краткосрочность

-Самостоятельность

-Индивидуальность (Слайд 8)

Русский ученый – педагог С.Т. Шацкий исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте. С.Т. Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где, и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы.               (Слайд 9)

Проект – замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам.

Проектность – определяющая черта современного мышления.

Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей.              

Проект – это инновационная форма организации образовательной среды, в основе которой – комплексный характер деятельности временного коллектива специалистов в условиях активного взаимодействия с окружающей средой. Проект –это совокупность новых действий, документов, текстов для образования реального объекта, предмета, образования теоретического продукта.(Слайд 10)

Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.                                                                   (Слайд 11)

Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:

   Исследовательские — по структуре   приближены к подлинному научному исследованию (доказательство актуальности темы,  определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых  проблем).

 Творческие — не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).

 Информационные — сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов.

Социально значимые — с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.

Особое место среди социально значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные проекты (Слайд 12)

По затратам времени можно выделить:

краткосрочные (2-6 ч),

среднесрочные (12-15 ч),

долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.                                                     (Слайд 13)

В использовании технологии проектного обучения в начальных классах эффективна следующая последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности:

-от недолговременных(2-3ур.) однопроектных проектов, к долговременным межпроектным

от личных проектов к групповым,  общеклассным (Слайд 14)

В проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий — подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект;

учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).                       (Слайд 15)

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

-Выбор темы.

-Постановка цели и задач.

-Гипотеза исследования.

-Организация исследования.

-Подготовка к защите и защита работы.

-Рефлексия                                                    (Слайд 16)

Стадии работы над проектом  — это «пять П»: Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта (черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации).          ( Слайд 17)                                                                                                             

В проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде:

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения     

Содействует прогнозированию результатов

Активен в деятельности

Создает условия для активности школьника

-Субъект деятельности

-Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность    

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

(Слайд18)

Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию

-самостоятельности

-целеустремленности

-ответственности

-инициативности

-настойчивости

-толерантности (Слайд19)

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

   Проектный метод направлен  на:

· Развитие критического мышления.

· Развитие творческого мышления.

· Умение работать с информацией.

· Умение работать в коллективе.

· Овладение культурой коммуникации. (Слайд20)

Учитель должен овладеть технологией  проектирования и активно использовать её в профессиональных  и повседневных ситуациях.

       Учитель должен освоить метод учебных проектов, проблемный метод  для активного его использования в образовательной практике.

       Учитель начальных классов должен понимать,  что формирует не только общеучебные и проектные умения, но закладывает основу для компетентностной составляющей образования детей.                                                                      


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23087. Реєстрація спектрів пропускання 137.5 KB
  Опис спектрофотометра СФ5 У цій лабораторній роботі Ви познайомитеся з принципом дії спектрофотометрів оптикоелектронних приладів призначених для вимірювання спектрів пропускання поглинання особливостями методики вимірювання цих спектрів а також способами визначення кольорових координат. Проходження світла через будьякі середовища завжди супроводжується втратами повязаними з поглинання та розсіюванням. Коефіцієнт екстинкції коефіцієнт поглинання.1 або словами потужність яка віднімається у паралельного пучка світла за...
23088. Реєстрація спектрів випромінювання 167 KB
  Вимірювання форми імпульсу випромінювання. Реєстрація спектрів випромінювання. Терміни та визначення Спектр випромінювання абсолютно чорного тіла.
23089. Фотоелектронний помножувач 310 KB
  Опис спектрофотометра СФ5 У цій лабораторній роботі Ви познайомитеся з пристроєм принципом дії характеристиками фотоелектронного помножувача ФЕП особливостями методики вимірювання цих характеристик а також способами реєстрації слабких світлових потоків за допомогою ФЕП. Схема включення ФЕП показана на мал. Після nго динода електрони збираються на аноді ФЕП. Якщо струм катода ic то анодний струм ФЕП 1 де темновой струм mго динода.
23090. ФОТОДІОДИ 172 KB
  У рівноважному стані рівні Фермі обох напівпровідників вирівнюються а енергетичні зони утворять потенційний бар'єр для основних носіїв мал. Мал. При прикладанні до pnпереходу зовнішньої напруги в прямій полярності тобто до pобласті та до nобласті бар'єр знижується мал. При зворотному зміщенні pnпереходу зовнішнє поле складається з внутрішнім підвищуючи потенційний бар'єр мал.
23091. ЕЛЕКТРОМЕТР 319.5 KB
  Електрометричний вимірювач струму. Опис спектрофотометра СФ5 Ця лабораторна робота знайомить із принципами вимірювання і будовою електрометричних вимірювачів струму їхньою конструкцією і способами визначення основних характеристик що дозволяють використовувати такі прилади разом з фотоелектронними помножувачами ФЕП і фотодіодами ФД для реєстрації слабких потоків випромінювання. За допомогою електрометричних вимірювачів реалізується метод виміру постійного струму застосовуваний для таких приймачів випромінювання що мають малий рівень...
23092. Рівняння максвела як узагальнення експериментальних фактів 70.5 KB
  Рівняння максвела як узагальнення експериментальних фактів. Рівняння Максвела сформульовані на основі узагальнення емпіричних законів електричних та магнітних явищ. Ці рівняння звязують величини що характеризують електромагнітне поле з його джерелами та з розподілами в просторі електричних зарядів та струмів. Перше рівняння максвела є узагальненням емпіричного закону БіоСавара.
23093. Магнітні властивості речовини 36 KB
  Пара та діа магнетиками називаються речовини які за відсутності магнітного поля завжди не намагнічені і які характеризуються однозначною залежністю між вектором намагнічування I и напруженістю статичного магнітного поля Н. Зокрема у слабких магнітних полях ця залежність лінійна: причому для парамагнетиків χ 0 а для діамагнетиків χ 0. Феромагнетиками називаються тверді тіла які можуть мати спонтанну намагніченість тобто намагнічені вже при відсутності магнітного поля. Магнітна сприйнятливість феромагнетику є функцією напруженості...
23094. Рівняння для електромагнітних потенціалів, їх розв’язок у вигляді запізнювального потенціалу 91.5 KB
  Рівняння для електромагнітних потенціалів їх розвязок у вигляді запізнювального потенціалу. Система рння Максвелла: Перше рівняння М. Підставивши у 3 рння М. Використовуючи те що потенціали вибираються не однозначно рння не зміняться якщо зробити заміну це калібрувальна інваріантність.
23095. Fast Ethernet и 100VG-AnyLAN как развитие технологии Ethernet 151 KB
  В результате поисков и исследований специалисты разделились на два лагеря, что в конце концов привело к появлению двух новых технологий — Fast Ethernet и 100VG-AnyLAN. Они отличаются степенью преемственности с классическим Ethernet.