85473

Организация проектной деятельности в начальной школе

Научная статья

Педагогика и дидактика

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г. Слайд 7 Метод проектов это один из методов интегрированного обучения учащихся который базируется на их самостоятельной мотивированной целенаправленной познавательной творческой деятельности.

Русский

2015-03-25

202 KB

6 чел.

Отдел образования

Амвросиевской райгосадминистрации

           Амвросиевский районный

методический кабинет

Амвросиевская общеобразовательная

                                               школа І – ІІІ ступеней №2

Организация проектной деятельности в начальной школе

                                               

                   

                                                                                             

                                                                                     Учителя:

                                                                                      Андросова Анна Николаевна

                                                                                      Стёпина Наталия Борисовна

                                              

                                               

                                                            м . Амвросіївка

2012

Тему «Проектная деятельность в начальной школе» мы считаем актуальной. Сегодня необходима переориентация обучения,  вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Проектная деятельность является одним из методов инновационных технологий  общеобразовательной школы. Она позволяет полнее учесть индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать личностно – ориентированный подход в обучении. Метод проектов позволяет решить проблему  мотивации, создать позитивную атмосферу обучения, научить детей применять свои знания на практике для решения жизненных и личностных проблем.(Слайд5)

Целью данной работы является:

-определить особенности использования технологии проектного обучения  в начальной школе                                                                     (Слайд 6)

Исходя из данной цели были определены задачи:

-дать классификацию учебных проектов, используемых в начальной школе;

-развитие у учащихся общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. (Слайд 7)

Метод проектов это один из методов интегрированного обучения учащихся, который базируется на их самостоятельной, мотивированной, целенаправленной, познавательной, творческой деятельности.

   Особенности творчества младшего школьника

-Выражает внутренний мир

-Отвечает возрастным особенностям

-Краткосрочность

-Самостоятельность

-Индивидуальность (Слайд 8)

Русский ученый – педагог С.Т. Шацкий исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте. С.Т. Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где, и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы.               (Слайд 9)

Проект – замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам.

Проектность – определяющая черта современного мышления.

Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей.              

Проект – это инновационная форма организации образовательной среды, в основе которой – комплексный характер деятельности временного коллектива специалистов в условиях активного взаимодействия с окружающей средой. Проект –это совокупность новых действий, документов, текстов для образования реального объекта, предмета, образования теоретического продукта.(Слайд 10)

Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.                                                                   (Слайд 11)

Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:

   Исследовательские — по структуре   приближены к подлинному научному исследованию (доказательство актуальности темы,  определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых  проблем).

 Творческие — не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).

 Информационные — сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов.

Социально значимые — с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.

Особое место среди социально значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные проекты (Слайд 12)

По затратам времени можно выделить:

краткосрочные (2-6 ч),

среднесрочные (12-15 ч),

долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.                                                     (Слайд 13)

В использовании технологии проектного обучения в начальных классах эффективна следующая последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности:

-от недолговременных(2-3ур.) однопроектных проектов, к долговременным межпроектным

от личных проектов к групповым,  общеклассным (Слайд 14)

В проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий — подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект;

учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).                       (Слайд 15)

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

-Выбор темы.

-Постановка цели и задач.

-Гипотеза исследования.

-Организация исследования.

-Подготовка к защите и защита работы.

-Рефлексия                                                    (Слайд 16)

Стадии работы над проектом  — это «пять П»: Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта (черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации).          ( Слайд 17)                                                                                                             

В проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде:

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения     

Содействует прогнозированию результатов

Активен в деятельности

Создает условия для активности школьника

-Субъект деятельности

-Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность    

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

(Слайд18)

Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию

-самостоятельности

-целеустремленности

-ответственности

-инициативности

-настойчивости

-толерантности (Слайд19)

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

   Проектный метод направлен  на:

· Развитие критического мышления.

· Развитие творческого мышления.

· Умение работать с информацией.

· Умение работать в коллективе.

· Овладение культурой коммуникации. (Слайд20)

Учитель должен овладеть технологией  проектирования и активно использовать её в профессиональных  и повседневных ситуациях.

       Учитель должен освоить метод учебных проектов, проблемный метод  для активного его использования в образовательной практике.

       Учитель начальных классов должен понимать,  что формирует не только общеучебные и проектные умения, но закладывает основу для компетентностной составляющей образования детей.                                                                      


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20546. Функция полезности. Определение размеров риска 29.5 KB
  Теория полезности позволяет принимающему решение влиять на результат исходов согласно своим оценкам полезности. Количественно рациональность выбора определяется fей полезности. Теория полезности экспериментально подтверждается в зче о вазах.
20547. Задача с вазами 30.5 KB
  В вазах первого типа их количество равно 700 вложено по 6 красных и по 4 черных шара. В вазах второго типа их 300 вложено по 3 красных и по 7 черных шара. Если перед испытуемым находится ваза первого типа и он угадает это то он получит 350 если не угадает то он проиграет 50. Если перед ним ваза второго типа и он угадает это то он получит 500 если не угадает его проигрыш составит 100.
20548. Понятие оптимизации. Постановка задачи оптимизации. Примеры 98 KB
  Методы оптимизации находят широкое применение при решении задач управления сложными техническими системами широко применяются в космонавтике машиностроении и других отраслях промышленности существующие методы управления и построения систем управления в основном решают одномерные задачи и нашли широкое применение при исследовании устойчивости систем описываемых линейными уравнениями с постоянными коэффициентами и т. Основу современной теории управления составляют математическое описание объекта или системы. Вектор Управления u как и фазовый...
20549. Необходимые условия экстремума функций одной и нескольких переменных 58 KB
  Рассмотрим функцию fx она задана на интервале [x1x2] и в точке x0 достигает максимума это означает что в окрестности этой точке значение этой функции будут меньше чем в точке x0 т. приращение функции: для любых стремящихся к 0 В точке x фция fx достигает минимума и во всех ближайших точках значение функции будет больше чем в точке x и приращение функции здесь будет для всех В точках экстремума функции касательная параллельная оси Х и ее угловой коэффициент равен 0 т. Составить первую производную от функции2. исследовать...
20550. Линейное программирование, Постановка задачи 25 KB
  Значительное число плановых производственных задач содержит критерий оптимальности в виде линейной функции независимых переменных. Критерий оптимальности в данном случае записывается в виде некоторой линейной формы. На переменную xj накладываются ограничения различного вида имеющую форму равенств и неравенств Совокупность независимых переменных xj Обеспечивающий минимум или максимум линейной формы F и удовлетворяющий приведенным соотношениям и составляет предмет линейного программирования.
20551. Симплексный метод решения задач линейного программирования 102.5 KB
  Запишем систему уравнений 5 в векторной форме: 6 где Aj B – вектор a элемент матрицы 1. Таким образом нулевые значения переменных удовлетворяют6 Векторы Аjj=n1nmможет служить базисом в mмерном пространстве. Любой небазисный вектор можно разложить по векторам базиса. Разложим некий небазисный вектор Ak по векторам базиса: Умножим 8 на положительную константу и вычтем 8 из 7 произвольная величина ее можно выбрать настолько малой что независимо от значения выражение в скобках будет всегда больше нуля так как 0...
20552. Нелинейное программирование. Постановка задачи. Представление целевой функции и ограничений линиями уровня. Пример 32 KB
  Представление целевой функции и ограничений линиями уровня. Задачи нелинейного программирования формируются следующим образом требуется найти значения вектора х удовлетворяющего равенству 1 или неравенству2 и обеспечивающих максимум или минимум целевой функции fx. Найдем минимум целевой функции f0x1x2=x1x2 стремиться к минимуму. лежит внутри квадрата а значения целевой функции в этой точке минимальны.
20553. Безградиентные методы детерминированного поиска. Метод поиска экстремума методом локализации экстремума 27 KB
  Они основаны на сравнении самих значений целевой функции. Если значение целевой функции в следующем шаге потока чем в предыдущем то шаг считается удачным если наоборот то не удачным и выбирается следующий шаг который дал бы удачный результат. Прежде чем рассмотреть многомерные задачи поиска рассмотрим методы поиска экстремума функции одной переменной. Метод локализации экстремума функции.
20554. Условный экстремум функции. Постановка задачи. Вывод функции Лагранжа 120 KB
  Переменные целевой функции f0xmin 1 Где x – nмерный вектор независимых переменных: x=x1x2xn могут быть наложены ограничения различного вида Ограничения в форме равенства 2 называется уравнениями связи. Рассмотрим задачу о минимуме f0x при наличии уравнения связи fx=0. Уравнение связи на плоскости представляются в виде линий пересечения. она лежит на линии fx=0 удовлетворяет уравнению связи и расположена ближе всех к точке x где x точка минимума целевой функции.