85473

Организация проектной деятельности в начальной школе

Научная статья

Педагогика и дидактика

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г. Слайд 7 Метод проектов это один из методов интегрированного обучения учащихся который базируется на их самостоятельной мотивированной целенаправленной познавательной творческой деятельности.

Русский

2015-03-25

202 KB

7 чел.

Отдел образования

Амвросиевской райгосадминистрации

           Амвросиевский районный

методический кабинет

Амвросиевская общеобразовательная

                                               школа І – ІІІ ступеней №2

Организация проектной деятельности в начальной школе

                                               

                   

                                                                                             

                                                                                     Учителя:

                                                                                      Андросова Анна Николаевна

                                                                                      Стёпина Наталия Борисовна

                                              

                                               

                                                            м . Амвросіївка

2012

Тему «Проектная деятельность в начальной школе» мы считаем актуальной. Сегодня необходима переориентация обучения,  вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Проектная деятельность является одним из методов инновационных технологий  общеобразовательной школы. Она позволяет полнее учесть индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать личностно – ориентированный подход в обучении. Метод проектов позволяет решить проблему  мотивации, создать позитивную атмосферу обучения, научить детей применять свои знания на практике для решения жизненных и личностных проблем.(Слайд5)

Целью данной работы является:

-определить особенности использования технологии проектного обучения  в начальной школе                                                                     (Слайд 6)

Исходя из данной цели были определены задачи:

-дать классификацию учебных проектов, используемых в начальной школе;

-развитие у учащихся общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. (Слайд 7)

Метод проектов это один из методов интегрированного обучения учащихся, который базируется на их самостоятельной, мотивированной, целенаправленной, познавательной, творческой деятельности.

   Особенности творчества младшего школьника

-Выражает внутренний мир

-Отвечает возрастным особенностям

-Краткосрочность

-Самостоятельность

-Индивидуальность (Слайд 8)

Русский ученый – педагог С.Т. Шацкий исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте. С.Т. Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где, и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы.               (Слайд 9)

Проект – замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам.

Проектность – определяющая черта современного мышления.

Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей.              

Проект – это инновационная форма организации образовательной среды, в основе которой – комплексный характер деятельности временного коллектива специалистов в условиях активного взаимодействия с окружающей средой. Проект –это совокупность новых действий, документов, текстов для образования реального объекта, предмета, образования теоретического продукта.(Слайд 10)

Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.                                                                   (Слайд 11)

Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:

   Исследовательские — по структуре   приближены к подлинному научному исследованию (доказательство актуальности темы,  определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых  проблем).

 Творческие — не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).

 Информационные — сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов.

Социально значимые — с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.

Особое место среди социально значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные проекты (Слайд 12)

По затратам времени можно выделить:

краткосрочные (2-6 ч),

среднесрочные (12-15 ч),

долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.                                                     (Слайд 13)

В использовании технологии проектного обучения в начальных классах эффективна следующая последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности:

-от недолговременных(2-3ур.) однопроектных проектов, к долговременным межпроектным

от личных проектов к групповым,  общеклассным (Слайд 14)

В проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий — подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект;

учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).                       (Слайд 15)

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

-Выбор темы.

-Постановка цели и задач.

-Гипотеза исследования.

-Организация исследования.

-Подготовка к защите и защита работы.

-Рефлексия                                                    (Слайд 16)

Стадии работы над проектом  — это «пять П»: Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта (черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации).          ( Слайд 17)                                                                                                             

В проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде:

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения     

Содействует прогнозированию результатов

Активен в деятельности

Создает условия для активности школьника

-Субъект деятельности

-Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность    

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

(Слайд18)

Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию

-самостоятельности

-целеустремленности

-ответственности

-инициативности

-настойчивости

-толерантности (Слайд19)

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

   Проектный метод направлен  на:

· Развитие критического мышления.

· Развитие творческого мышления.

· Умение работать с информацией.

· Умение работать в коллективе.

· Овладение культурой коммуникации. (Слайд20)

Учитель должен овладеть технологией  проектирования и активно использовать её в профессиональных  и повседневных ситуациях.

       Учитель должен освоить метод учебных проектов, проблемный метод  для активного его использования в образовательной практике.

       Учитель начальных классов должен понимать,  что формирует не только общеучебные и проектные умения, но закладывает основу для компетентностной составляющей образования детей.                                                                      


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16274. Стандарт цифрового телевидения 4:2:2 290 KB
  Лабораторная работа №8 Стандарт цифрового телевидения 4:2:2 1 Цель работы: 1.1 Изучить метод аналогоцифрового преобразования в стандарте 4:2:2. 2 Литература: 2.1 Приложение А. 2.2 Приложение Б. 3 Подготовка к работе: 3.1 Повторить теоретический материал по стандар
16275. Исследование спутникового приемника DCH-4000P-42-S2 354 KB
  Лабораторная работа №100 Исследование спутникового приемника DCH4000P42S2 1 Цель работы: 1.1 Научиться пользоваться спутниковым ресивером. 1.2 Научиться настраиваться на выбранный транспондер 2 Литература: 2.1 Приложение А. 2.2 Приложение Б. 2.3 Приложение В. 3
16276. Общие сведения, простой монтаж в Adobe Premiere Pro 2.0 819 KB
  Лабораторная работа №1 Общие сведения простой монтаж в Adobe Premiere Pro 2.0 1 Цель работы 1.1 Получить первичные навыки работы с программой нелинейного монтажа Adobe Premiere Pro 2.0. 1.2 Научиться производить захват видеоинформации с внешних устройств при помощи Adobe Premiere. 1.3 Научит...
16277. Типы эффектов в Adobe Premire Pro 2.0 123 KB
  Лабораторная работа №2 Типы эффектов в Adobe Premire Pro 2.0 1 Цель работы 1.1 Изучить типы эффектов в программе Adobe Premire Pro 2.0. 1.2 Получить практические навыки работы с эффектами в Adobe Premiere Pro 2.0. 1.3 Смонтировать видеоролик с использованием эффектов. 2 Литература 2.1 Приложе
16278. Создание титров в Adobe Premiere Pro 2.0 187.5 KB
  Лабораторная работа №3 Создание титров в Adobe Premiere Pro 2.0 1 Цель работы 1.1 Изучить методы создания и редактирования титров в программе Adobe Premiere Pro 2.0. 1.2 Смонтировать видеоролик с применением титров/субтитров. 2 Литература 2.1 Приложение Общие сведения о титрах. ...
16279. Работа со звуком в Adobe Premiere Pro 2.0 183.5 KB
  Лабораторная работа №4 Работа со звуком в Adobe Premiere Pro 2.0 1 Цель работы 1.1 Получить практические навыки при работе со звуковыми файлами в программе Adobe Premiere Pro 2.0. 1.3 Смонтировать видеоролик с использованием эффектов. 2 Литература 2.1 Приложение Работа со звуком. ...
16280. Рирпроекция в Adobe Premiere Pro 2.0 183 KB
  Лабораторная работа №5 Рирпроекция в Adobe Premiere Pro 2.0 1 Цель работы 1.1 Ознакомиться с технологией рирпроекции применяемой в видеопроизводстве. 1.2 Получить практические навыки создания цветовой рирпроекции в программе Adobe Premiere Pro 2.0. 1.3 Смонтировать видеоролик с прим
16281. Создание видеодиска в Nero StartSmart 3 MB
  Лабораторная работа №3 Создание видеодиска 1 Цель работы: 1.1Научиться пользоваться программой Nero StartSmart. 1.2Научиться производить запись цифрового видео на DVD для возможности его дальнейшего просмотра на DVDплеере. 2 Литература: 2.1 Приложение А. 3 Подгото
16282. Анализатор спектра DL-4. Работа со спутником 1.3 MB
  Лабораторная работа №1 Анализатор спектра DL4. Работа со спутником 1 Цель работы: 1.1 Получить навыки работы с прибором DL4. 1.2 Научиться настраиваться на нужную программу и фиксировать её в памяти прибора. 1.2 Научиться заносить данные прибора в компьютер при помощи