85474

РОЛЬ РУССКИХ ПРАЗДНИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

На сегодняшнем уроке мы будем говорить об одном из самых ярких праздников русского народа - о Масленице Что вы знаете об этом празднике Ответы детей МОТИВАЦИЯ Просмотр мультфильма Ишь ты масленица Беседа Как вы думаете знала ли сторож что такое Масленица В какой конфуз она попала...

Русский

2015-03-25

74.5 KB

0 чел.

РОЛЬ РУССКИХ ПРАЗДНИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ      ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

В качестве конкретной цели обучения русскому языку можно назвать формирование языковой, коммуникативной, лингвистической, культуроведческой, лингвокультурологической компетенции учащихся. Целью нашей работы является рассмотрение исторических, культурных и нравственных аспектов из прошлого русского народа, которые можно использовать при работе со школьниками, показать методы обучения, которые можно было бы использовать в курсе по развитию русской речи. В будущем апробировать использованную методику в работе в современной школе.

Особое место в системе обучения родному языку занимает лингвокультурологическая компетенция система знаний о культуре, воплощенной в национальном языке, личностные качества, приобретаемые в процессе освоения системы культурных ценностей, выраженных в языке и регулирующих коммуникативное поведение носителей этого языка (В. В. Воробьев, С. А. Кошарная, В. А. Маслова и др.).

Предлагаем один из возможных вариантов формирования лингвокультурологической компетенции и воспитания нравственности на уроке развития речи. Представленный материал посвящен празднику масленице.

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!

Цель:

-познакомить с традициями праздника, показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства,

- продолжить формирование навыков письменной монологической речи, определение главной мысли, извлечение и преобразование информации из разных источников; подготовить учащихся к речевой деятельности – сочинению-рассуждению;

развивать лингвокомуникативную компетенцию;

развивать творческие способности учащихся через устную и письменную речь

- пробудить интерес детей к старинным традициям; формировать определенное отношение к традициям своих предков, уважение к истории своего народа, эстетическое воспитание на основе межпредметных связей;

продумать собственное отношение к этому празднику.

ХОД УРОКА

ОРГ МОМЕНТ

На сегодняшнем уроке мы будем говорить об одном из самых ярких праздников русского народа – о Масленице? Что вы знаете об этом празднике?

(Ответы детей)

МОТИВАЦИЯ

Просмотр мультфильма «Ишь ты, масленица! »

  1.  Беседа

 

- Как вы думаете, знала ли сторож, что такое Масленица?

- В какой конфуз она попала?

- От какого слова произошло название праздника, как вы думаете?

ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Масленица это последний праздник зимы, который начинается за восемь дней до Великого поста. Масленица потому так и названа, что в течение этой недели позволяется есть коровье масло, которое запрещено во время поста.

Масленица - самый языческий из всех сохранившихся на христианской Руси праздников, самый жаркий - какой еще праздник "прямо со сковороды"? Языческие древнеримские сатурналии прижились, остались в обычаях многих народов. Но так крепко перемешались с местными традициями, что сегодня русская масленица уже ни на что иноземнoe не похожа. Хотя "корешки" можно отыскать. Например, что такое блин? Солнышко языческое, соскочившее со сковородки прямо на тарелку.

Масленица отмечается во второй половине февраля - начале марта. По сути масленица - проводы зимы, конца которой все ждут с нетерпением. Праздник встречают и провожают веселыми хороводами, песнями, забавами, потехами, шумными застольями. Недаром русская поговорка гласит: "Хоть с себя что заложить, а масленицу проводить".

А в толковом словаре В.И.Даля со словом "масленица" сочетаются "веселые" глаголы: праздновать, пировать, гулять, чествовать. Вот почему в народе называют масленицу веселой, широкой, разгульной. В переводе с греческого масленица (апокриа) буквально значит "прекращенное", то есть в это время прекращают есть скоромную пищу, ругаться, ссориться, грешить. Все людские пороки высмеивались в театрализованных масленичных представлениях.

Масленица празднуется целую неделю. Каждый день этой недели имеет свое название. Первый день(понедельник)-встреча Масленицы.

Второй день(вторник)-заигрышный.

Третий день(среда)-лакомка.

Четвёртый день(четверг)-разгул,перелом.

Пятый день(пятница)-тещины вечеринки.

Шестой день(суббота)-золовкины посиделки.

Седьмой день(воскресенье)-прощёный день.

В понедельник происходит "встреча" масленицы - дома или с друзьями. Во вторник начинаются масленичные игрища. Рекомендуется катание с горок на санках, строительство снежных городков и прочие зимние забавы. Среда называется "лакомкой". В этот день полагается угощать блинами друг друга. Четверг - пик разгула. Не зря он называется "разгуляй - четверток". В пятницу зятья навещают тещ, приходя на "тещин вечерок". В субботу невестки приглашают к себе золовок на "золовкины посиделки".

Воскресенье - проводы масленицы. Прощеное воскресенье. Масленицу в виде чучела сжигают при большом скоплении народа. Костер обычно разжигают на высоком месте и стараются сделать его "до небес", дабы приблизиться к Солнцу и привлечь на землю весеннее тепло. Заканчивается праздник тем, что по старому обычаю все просят друг у друга прощения за прошлые и будущие невольные обиды и прегрешения.

Кстати, как приготовить вкусные блины? Чтобы испечь тонкие румяные и сочные блины, нужно пользоваться сковородами небольшого размера с толстым дном. Перед тем как налить тесто на сковороду, необходимо ее хорошо нагреть и смазать маслом, чтобы блин не подгорел. "Первый блин комом", - говорит старая русская поговорка. Действительно, часто первый блин получается плохим, неудачным: бледный, толстый, неаппетитный или слишком тонкий, подгорелый. По первым блинам хозяйка определяла, сколько теста нужно наливать на сковородку, чтобы блины получались ровными и гладкими. Пекут блины с разными приправами: мелко нарезанным зеленым луком, рублеными яйцами, рыбой. К блинам также можно подавать разогретое сливочное масло, сметану, рыбу, икру, варенье, мед, сельдь, балык, анчоусы, лососину, семгу. Блины подают к столу горячими, прямо со сковороды, как говорят, "с пылу с жару".

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Прочитаем песню и споем

Наша бабушка Варвара,

Позабыв про все дела,

Под гуденье самовара

На печи блины пекла

Первый блин комом,

Блин второй - знакомым,

Третий - дальней родне,

А четвертый - мне!

Нашу бабушку Варвару

Уважали потому,

Что блиночков с пылу-жару

Не жалела никому!

Первый блин комом,

Блин второй - знакомым,

Третий - дальней родне,

А четвертый - мне!

Нашу бабушку, бывало,

Все хвалили, как один!

Даже солнышко сверкало,

Будто вкусный жаркий блин!

Первый блин комом,

Блин второй - знакомым,

Третий - родне,

А четвертый - мне!

Наша бабушка Варвара,

Позабыв про все дела,

Под гуденье самовара

На печи блины пекла

Первый блин комом,

Блин второй - знакомым,

Третий - дальней родне,

А четвертый - мне!

Веселые проводы масленицы продолжаются до вечерней воскресной службы - до 6 часов вечера. Но вот среди всеобщего веселья мерно раздавался звон церковного колокола: завтра начинается Великий пост. В чистый понедельник улицы пустеют, как будто после морового поветрия, и народ, воздерживаясь от всего греховного и соблазнительного, подготавливал себя к встрече Святой Пасхи

Этот праздник не мог оставить никого равнодушным, и многие произведения искусства посвящены Масленице. Можно прочитать детские воспоминания И.С. Шмелева о Масленице, послушать, как в музыке П.И. Чайковского передается ощущение радости, света, праздника. Масленице "повезло" в русском изобразительном искусстве XIX - начала XX века. Взятие снежной крепости - на картине В. И. Сурикова "Взятие снежного городка". А праздничные катания в санях изображены другим русским художником Б.М. Кустодиевым на картине, которая так и называется "Масленица".

РАБОТА С РЕПРОДУКЦИЕЙ

- А теперь посмотрите на репродукцию картины Б.М. Кустодиева, на которой разворачивается масленичное веселье.

- Каким настроением наполнены его картины? Какие чувства они вызывают? Что сразу бросается в глаза? Какие краски и тона преобладают?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ВОПРОСЫ:

1.Расскажите, каково происхождение праздника "Масленица"?

2.Вспомните, сколько дней празднуется масленица, как называется каждый день праздника и почему?

3.Как вы думаете, почему последний день праздника называют "прощеным воскресеньем"? С каким обрядом были связаны проводы масленицы?

4.Скажите, какое блюдо всегда готовят на масленицу? Расскажите рецепт приготовления такого блюда. 

5.Прочитайте следующие поговорки о масленице и дайте им толкование:
       

Не все коту масленица, будет и Великий пост.

Не житье, а масленица.

На горах покататься, в блинах поваляться.

Боится масляна горькой редьки, да пареной репы.

Без блина не масленица. 

6.Придумайте ситуации, в которых можно было бы употребить следующие поговорки:
   

Не все коту масленица, будет и великий пост
   Не житье, а масленица.
 

7.В каких картинах русских художников отражено празднование масленицы? 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

– Что же мы сегодня узнали новое и как пополнился наш сундук секретов русского языка?

«Микрофон»

- Мне больше всего понравилось…

- Для меня было новым….

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Продумать собственное отношение к этому празднику. Выразить в устном монологическом высказывании.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 1. - М., 1837.
  2.  Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. - М., 1970. – 375 с.
  3.  Толстая С.Н. Праздники // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М., 1995. – 489 с.
  4.  Юлдашева Л. В. Методологические и методические аспекты проблемы    языка как культурно-исторической среды // Русский язык в школе. 1990. № 4. - С. 50 – 51.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46259. Парадигма ООП. Классы и объекты. Области видимости. Конструкторы. Деструкторы 13.32 KB
  Наследование позволяет создавать иерархию объектов, в которой объекты-потомки наследуют все свойства своих предков. Свойства при наследовании повторно не описываются. Кроме унаследованных, потомок обладает собственными свойствами
46260. Noun. The category of case 13.31 KB
  The ctegory of cse Cse is morphologicl ctegory of noun showing its reltions to other objects or phenomen mnifested in the noun declension. There re four theories concerning the cse system of English. The first is the ‘limited cse theory nd recognizes the system of two cses the common nonmrked member of the opposition nd possessive or genitive cse expressed by the suffix ‘s [s z iz]. The genitive cse of the bulk of the plurl nouns is expressed only by the grphic sign of the postrophe phoneticlly unexpressed.
46261. Значения параметров по умолчанию. Перегрузка функций и операторов. Дружественные функции 13.3 KB
  Дружественная функция объявляется внутри класса, к элементам которого ей нужен доступ, с ключевым словом friend. Дружественная функция может быть обычной функцией или методом другого ранее определенного класса.
46262. Правовая охрана изобретений, полезных моделей и промышленных образцов 13.27 KB
  Патент удостоверяет приоритет авторство изобретения полезной модели или промышленного образца и исключительное право на их использование.В отличие от функций патента срок его действия различается в зависимости от вида объекта промышленной собственности. Так патент на изобретение действует в течение двадцати лет считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство.
46263. А.В. Запорожец «Основные проблемы онтогенеза психики» 13.19 KB
  Психологии сложная динамическая система взаимосвязанных процессов и явлений отдельные процессы развиваются не самостоятельно а в системе. психологии направлены на констатацию происходящих в психике возрастных изменений на изучение причин и законов на установление зависимости изменений от условий жизни ребенка. психологии наблюдение беседы сбор и анализ продуктов деятти разные виды эксперимента.
46264. Сбор и обработка статистической информации для расчета показателей надежности 13.19 KB
  Для буровых и нефтегазопромысловых машин очень характерно рассеивание хначений показателей надежности. Наряду с особенностями конструкции машин технологии их изготовления большое влияние на разброс показателей надежности оказывают условия эксплуатации техники. Учитывая рассеивание информации о надежности следует установить необходимое количество машин над которыми нужно взять наблюдение как при сборе сведений при эксплуатации оборудования в реальных условиях так и при проведении специальных исследований.
46265. Основные принципы генетического исследования психического развития 13.17 KB
  Основные принципы генетического исследования психического развития. Понятия условий источников и движущих сил психического развития. Генетическая психология интересуется проблемами возникновения и развития психических процессов. Применяемый нами метод писал он может быть методом экспериментально генетическим в том смысле что он искусственно вызывает и создает генетический процесс психического развитияЗадача сводится к тому чтобы экспериментально представить всякую высшую форму поведения не как вещь а как процесс взять ее в...
46266. Выбoр рaциoнaльнoгo спoсoбa вoсстaнoвления детaлей 13.17 KB
  При выборе способа восстановления необходимо учитывать конструктивные особенности детали условия ее работы величину и характер износа материал и термическую обработку размеры восстанавливаемой поверхности технологические возможности ремонтного предприятия надежность работы детали после восстановления затраты на восстановление и т. Определив приемлемые способы ремонта необходимо подробно разработать технологию восстановления детали и определить затраты на восстановление по каждому технологическому процессу. Для того чтобы решить вопрос...
46267. Понятие стадий развития в концепции Пиаже 13.15 KB
  Понятие стадий развития в концепции Пиаже Стадии это ступени или уровни развития последовательно сменяющие друг друга причем на каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие. Пиаже не раз пытался представить интеллектуальное развитие ребенка как последовательность стадий.Процесс развития интеллекта согласно Пиаже состоит из трех больших периодов в течение которых происходит зарождение и становление трех основных структур. Развитие по Пиаже это переход от низшей стадии к высшей.