85474

РОЛЬ РУССКИХ ПРАЗДНИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

На сегодняшнем уроке мы будем говорить об одном из самых ярких праздников русского народа - о Масленице Что вы знаете об этом празднике Ответы детей МОТИВАЦИЯ Просмотр мультфильма Ишь ты масленица Беседа Как вы думаете знала ли сторож что такое Масленица В какой конфуз она попала...

Русский

2015-03-25

74.5 KB

0 чел.

РОЛЬ РУССКИХ ПРАЗДНИКОВ В ФОРМИРОВАНИИ      ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

В качестве конкретной цели обучения русскому языку можно назвать формирование языковой, коммуникативной, лингвистической, культуроведческой, лингвокультурологической компетенции учащихся. Целью нашей работы является рассмотрение исторических, культурных и нравственных аспектов из прошлого русского народа, которые можно использовать при работе со школьниками, показать методы обучения, которые можно было бы использовать в курсе по развитию русской речи. В будущем апробировать использованную методику в работе в современной школе.

Особое место в системе обучения родному языку занимает лингвокультурологическая компетенция система знаний о культуре, воплощенной в национальном языке, личностные качества, приобретаемые в процессе освоения системы культурных ценностей, выраженных в языке и регулирующих коммуникативное поведение носителей этого языка (В. В. Воробьев, С. А. Кошарная, В. А. Маслова и др.).

Предлагаем один из возможных вариантов формирования лингвокультурологической компетенции и воспитания нравственности на уроке развития речи. Представленный материал посвящен празднику масленице.

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!

Цель:

-познакомить с традициями праздника, показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства,

- продолжить формирование навыков письменной монологической речи, определение главной мысли, извлечение и преобразование информации из разных источников; подготовить учащихся к речевой деятельности – сочинению-рассуждению;

развивать лингвокомуникативную компетенцию;

развивать творческие способности учащихся через устную и письменную речь

- пробудить интерес детей к старинным традициям; формировать определенное отношение к традициям своих предков, уважение к истории своего народа, эстетическое воспитание на основе межпредметных связей;

продумать собственное отношение к этому празднику.

ХОД УРОКА

ОРГ МОМЕНТ

На сегодняшнем уроке мы будем говорить об одном из самых ярких праздников русского народа – о Масленице? Что вы знаете об этом празднике?

(Ответы детей)

МОТИВАЦИЯ

Просмотр мультфильма «Ишь ты, масленица! »

  1.  Беседа

 

- Как вы думаете, знала ли сторож, что такое Масленица?

- В какой конфуз она попала?

- От какого слова произошло название праздника, как вы думаете?

ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Масленица это последний праздник зимы, который начинается за восемь дней до Великого поста. Масленица потому так и названа, что в течение этой недели позволяется есть коровье масло, которое запрещено во время поста.

Масленица - самый языческий из всех сохранившихся на христианской Руси праздников, самый жаркий - какой еще праздник "прямо со сковороды"? Языческие древнеримские сатурналии прижились, остались в обычаях многих народов. Но так крепко перемешались с местными традициями, что сегодня русская масленица уже ни на что иноземнoe не похожа. Хотя "корешки" можно отыскать. Например, что такое блин? Солнышко языческое, соскочившее со сковородки прямо на тарелку.

Масленица отмечается во второй половине февраля - начале марта. По сути масленица - проводы зимы, конца которой все ждут с нетерпением. Праздник встречают и провожают веселыми хороводами, песнями, забавами, потехами, шумными застольями. Недаром русская поговорка гласит: "Хоть с себя что заложить, а масленицу проводить".

А в толковом словаре В.И.Даля со словом "масленица" сочетаются "веселые" глаголы: праздновать, пировать, гулять, чествовать. Вот почему в народе называют масленицу веселой, широкой, разгульной. В переводе с греческого масленица (апокриа) буквально значит "прекращенное", то есть в это время прекращают есть скоромную пищу, ругаться, ссориться, грешить. Все людские пороки высмеивались в театрализованных масленичных представлениях.

Масленица празднуется целую неделю. Каждый день этой недели имеет свое название. Первый день(понедельник)-встреча Масленицы.

Второй день(вторник)-заигрышный.

Третий день(среда)-лакомка.

Четвёртый день(четверг)-разгул,перелом.

Пятый день(пятница)-тещины вечеринки.

Шестой день(суббота)-золовкины посиделки.

Седьмой день(воскресенье)-прощёный день.

В понедельник происходит "встреча" масленицы - дома или с друзьями. Во вторник начинаются масленичные игрища. Рекомендуется катание с горок на санках, строительство снежных городков и прочие зимние забавы. Среда называется "лакомкой". В этот день полагается угощать блинами друг друга. Четверг - пик разгула. Не зря он называется "разгуляй - четверток". В пятницу зятья навещают тещ, приходя на "тещин вечерок". В субботу невестки приглашают к себе золовок на "золовкины посиделки".

Воскресенье - проводы масленицы. Прощеное воскресенье. Масленицу в виде чучела сжигают при большом скоплении народа. Костер обычно разжигают на высоком месте и стараются сделать его "до небес", дабы приблизиться к Солнцу и привлечь на землю весеннее тепло. Заканчивается праздник тем, что по старому обычаю все просят друг у друга прощения за прошлые и будущие невольные обиды и прегрешения.

Кстати, как приготовить вкусные блины? Чтобы испечь тонкие румяные и сочные блины, нужно пользоваться сковородами небольшого размера с толстым дном. Перед тем как налить тесто на сковороду, необходимо ее хорошо нагреть и смазать маслом, чтобы блин не подгорел. "Первый блин комом", - говорит старая русская поговорка. Действительно, часто первый блин получается плохим, неудачным: бледный, толстый, неаппетитный или слишком тонкий, подгорелый. По первым блинам хозяйка определяла, сколько теста нужно наливать на сковородку, чтобы блины получались ровными и гладкими. Пекут блины с разными приправами: мелко нарезанным зеленым луком, рублеными яйцами, рыбой. К блинам также можно подавать разогретое сливочное масло, сметану, рыбу, икру, варенье, мед, сельдь, балык, анчоусы, лососину, семгу. Блины подают к столу горячими, прямо со сковороды, как говорят, "с пылу с жару".

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Прочитаем песню и споем

Наша бабушка Варвара,

Позабыв про все дела,

Под гуденье самовара

На печи блины пекла

Первый блин комом,

Блин второй - знакомым,

Третий - дальней родне,

А четвертый - мне!

Нашу бабушку Варвару

Уважали потому,

Что блиночков с пылу-жару

Не жалела никому!

Первый блин комом,

Блин второй - знакомым,

Третий - дальней родне,

А четвертый - мне!

Нашу бабушку, бывало,

Все хвалили, как один!

Даже солнышко сверкало,

Будто вкусный жаркий блин!

Первый блин комом,

Блин второй - знакомым,

Третий - родне,

А четвертый - мне!

Наша бабушка Варвара,

Позабыв про все дела,

Под гуденье самовара

На печи блины пекла

Первый блин комом,

Блин второй - знакомым,

Третий - дальней родне,

А четвертый - мне!

Веселые проводы масленицы продолжаются до вечерней воскресной службы - до 6 часов вечера. Но вот среди всеобщего веселья мерно раздавался звон церковного колокола: завтра начинается Великий пост. В чистый понедельник улицы пустеют, как будто после морового поветрия, и народ, воздерживаясь от всего греховного и соблазнительного, подготавливал себя к встрече Святой Пасхи

Этот праздник не мог оставить никого равнодушным, и многие произведения искусства посвящены Масленице. Можно прочитать детские воспоминания И.С. Шмелева о Масленице, послушать, как в музыке П.И. Чайковского передается ощущение радости, света, праздника. Масленице "повезло" в русском изобразительном искусстве XIX - начала XX века. Взятие снежной крепости - на картине В. И. Сурикова "Взятие снежного городка". А праздничные катания в санях изображены другим русским художником Б.М. Кустодиевым на картине, которая так и называется "Масленица".

РАБОТА С РЕПРОДУКЦИЕЙ

- А теперь посмотрите на репродукцию картины Б.М. Кустодиева, на которой разворачивается масленичное веселье.

- Каким настроением наполнены его картины? Какие чувства они вызывают? Что сразу бросается в глаза? Какие краски и тона преобладают?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ВОПРОСЫ:

1.Расскажите, каково происхождение праздника "Масленица"?

2.Вспомните, сколько дней празднуется масленица, как называется каждый день праздника и почему?

3.Как вы думаете, почему последний день праздника называют "прощеным воскресеньем"? С каким обрядом были связаны проводы масленицы?

4.Скажите, какое блюдо всегда готовят на масленицу? Расскажите рецепт приготовления такого блюда. 

5.Прочитайте следующие поговорки о масленице и дайте им толкование:
       

Не все коту масленица, будет и Великий пост.

Не житье, а масленица.

На горах покататься, в блинах поваляться.

Боится масляна горькой редьки, да пареной репы.

Без блина не масленица. 

6.Придумайте ситуации, в которых можно было бы употребить следующие поговорки:
   

Не все коту масленица, будет и великий пост
   Не житье, а масленица.
 

7.В каких картинах русских художников отражено празднование масленицы? 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

– Что же мы сегодня узнали новое и как пополнился наш сундук секретов русского языка?

«Микрофон»

- Мне больше всего понравилось…

- Для меня было новым….

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Продумать собственное отношение к этому празднику. Выразить в устном монологическом высказывании.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 1. - М., 1837.
  2.  Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. - М., 1970. – 375 с.
  3.  Толстая С.Н. Праздники // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М., 1995. – 489 с.
  4.  Юлдашева Л. В. Методологические и методические аспекты проблемы    языка как культурно-исторической среды // Русский язык в школе. 1990. № 4. - С. 50 – 51.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23582. Язык и межкультурная коммуникация 1.96 MB
  Язык культура и культурная антропология 8 3. Межкулътурная коммуникация и изучение иностранных языков 14 5. Роль сопоставления языков и культур для наиболее полного раскрытия их сущности 19 Часть I. Язык как зеркало культуры 21 Глава 1.
23583. ЯЗЫК И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 2.05 MB
  Тексты собранные в книге последовательно представляют анализы общей проблематики бессознательного лингвистической структурированности афатических расстройств речи ребенка поэтической речи проблем семиотики структур языка как такового и его наименьшей смысловой единицы фонемы. Хайдеггером и наоборот спор Хайдеггера с семиотическим представлением языка встречи с Жаком Лаканом совершенно поновому осмыслившем 5 наследие Фрейда проштудировавшем и Хайдеггера и Якобсона вес это тот новый круг внутри которого вновь и вновь можно...
23584. ВЕЩЬ И ИМЯ 697.22 KB
  И физическая материя кресла и его отвлеченная идея не суть вещи реального обихода но исключительно предмет мыслительных операций. А вот помоему имя вовсе не есть звук имя вещи есть сила самой вещи. Поэтому я прямо утверждаю что имя неотделимо от вещи что оно есть оформление самой вещи в ее объективном существовании. Получается типичный для всякой абстрактной метафизики дуализм: вещи сами по себе без всякого имени а имена наши субъективные звуки сами по себе.
23585. ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ЭКСПЛИЦИРУЮЩИЕ УСТАНОВКУ НА РАЗЛИЧНЫЕ СТОРОНЫ ЛИЧНОСТИ АДРЕСАТА - (лингвистический и философско-антропологический аспекты) 1.74 MB
  Близки к высказываниям подобным примеру 9 Ассертивы оценивающие знания собеседника вообще его эрудицию уровень образования начитанность: You know more than you think.Волошинова посвященные философии языкознания и Теория речи и языка английского исследователя А.Серля для директявов следующие: 1па speaker is not interested говорящий Нб Заинтересован е совершении действия; Benfaavoid Dh benefit for the _ польза слушающего Б ТОМhearer is in avoiding danger чтобы избежать опасности; KsDh speaker'...
23586. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции 1.38 MB
  Дается характеристика этого принципа и его места в философии и методологии рассматривается типология деятельностных представлений языка в лингвистике. Деятельностная ориентация в построении картины языка в ходе исторического пути лингвистической науки сменялась нередко прямо противоположной а иногда и сосуществовала с ней. После блистательного опыта деятельностной трактовки языка у Гумбольдта в лингвистике наблюдается охлаждение к деятельностному видению языка и попыткам построения теоретических концепций исходящих из понимания языка как...
23587. СЕМИОТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (знак, схема, знание, семиотический организм, феномен человека). 440 KB
  Розин СЕМИОТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ знак схема знание семиотический организм феномен человека. Действительно возражая против социальнопсихологического подхода в семиотике ставящего природу знака в зависимость от понимания и других психических процессов человека Г. Дело в том что оно никак не учитывает роль актанта человека интерпретирующего и действующего. Это определение вызывает массу вопросов например стало ли нам понятнее от замены €œсходства€ на €œизоморфизм€ почему семиотические понятия Эко заменяет математическими и...
23588. Стереотипность и творчество в тексте: Межвузовский сборник С 79 научных трудов 934.5 KB
  ISBN 5794401192 Межвузовский тематический сборник посвящен актуальной и малоразработанной в функциональной стилистике проблеме стереотипности проявляющейся в разных функциональных стилях речи в частности конкретизации экстралингвистической основы развертывания текста некоторых подходов к изучению речевых жанров в текстах целых произведений а также средств и способов выражения устойчивых типов речи текстовых единиц и категорий в научных художественных публицистических разговорных и религиозных текстах. Сборник рассчитан на...
23589. Автоматизированные переводные словари. Принципы построения 11.5 KB
  Зона лексического грамматического класса ЛЕ по частям речи далее категоризация. Зона морфологической информации 4. Зона индекса надежности отражает степень общепринятости данного ПЭ: А официальный стандарт Б уважаемые словари В тетради новых терминов Г плавающие 6. Зона ПЭ при нескольких ПЭ у каждого свой номер 7.
23590. Лексикография как прикладная дисциплина. Внутренняя и внешняя типология словарей 19.5 KB
  Внутренняя и внешняя типология словарей. Лексикография прикладная лингвистическая дисциплина занимающаяся практикой и теорией составления словарей. Все многообразие различных типов словарей нормативные учебные переводные терминологические идеологические этимологические . Главная проблема в разработке оптимальной стратегии новых словарей проблема обоснованности словарей как с точки зрения их состава так и в плане адекватности подаваемой в них информации.