8550

Генезис сознания. Сознание и отражение

Доклад

Психология и эзотерика

Генезис сознания. Сознание и отражение Проблема генезиса сознания получила разработку в рамках социокультурной стратегии его исследования, в частности, в диалектико-материалистической философии. Предпосылками становления сознания выступают: - э...

Русский

2013-02-14

39.5 KB

38 чел.

Генезис сознания. Сознание и отражение

Проблема генезиса сознания получила разработку в рамках социокультурной стратегии его исследования, в частности, в диалектико-материалистической философии. Предпосылками становления сознания выступают:

– эволюция свойства отражения, присущего всей материи;

– развитие зачаточного интеллекта животных;

– переход особой ветви гоминид к орудийной деятельности и предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда;  развитие в процессе труда знаковой коммуникации и новых форм передачи накопленного опыта, положивших начало формированию культуры как особого мира человека.

С точки зрения философии диалектического материализма, сознание развивается из всеобщего свойства материи – свойства отражения, которое в простейшем виде есть особая функция взаимодействующих материальных систем (отражение связано с  наличием свойства материальных образований воспроизводить особенности других систем: например, след на песке, отпечатки в камне тел давно умерших животных, отталкивание тела при соударении его с другим телом и т.п.). Отражение специфически проявляется на различных уровнях организации материи: неживой природы, органической жизни и на социальном уровне.

В органической природе отражение определяется характером и уровнем поведения живых систем. Элементарной формой отражения, присущей всем живым организмам, является раздражимость, означающая избирательное реагирование на внешние воздействия. Становление раздражимости обусловлено активностью живого, не имеющей аналога в неорганической природе.

По мере усложнения форм взаимодействия организмов с внешней средой, по мере усложнения живого развивается и новая форма отражения – чувствительность, т.е. способность отражать отдельные свойства вещей в виде субъективных ощущений.[75] Основная функция органов чувств сводится к восприятию определенных стимулов и передачи информации о них в нервную систему.

Еще одной формой отражения является информация, определяемая как упорядоченное отражение, появляющееся при возникновении первичных биосистем. Раздражимость и чувствительность – элементарные формы биологической информации.

Более сложный характер в органической природе имеет психическое отражение, выражающее способность живых организмов анализировать сложные комплексы одновременно воздействующих раздражителей и отражать их в виде целостного образа. Развитие психического отражения осуществлялось в процессе длительной биологической эволюции и прошло ряд ступеней. Возникновение простейшей нервной системы и органов чувств обусловило появление элементарной сенсорной психики. Дальнейшее усложнение коры головного мозга привело к отражению животными целостности вещей и возникновению перцептивной психики. Совершенствование форм психического отражения действительности послужило важнейшим фактором морфофизиологического прогресса (появление центральной и периферической нервной системы) на пути к становлению сознания.

Рассмотрение форм отражения на различных уровнях организации живой материи позволяет раскрыть биологические основы сознания, выявить соотнесенность физиологического и психического. Психическое – это свойство мозга, функция особым образом организованной материи. Следовательно, сознание функционирует только в процессе деятельности мозга. Следует отметить, что понятие психики шире, чем понятие сознания. Под психикой человека понимается совокупность явлений его внутреннего субъективного мира, отличного от внешнего мира вещей, включая тело человека. Понятие психики объединяет феномены сознательного и бессознательного; основными составляющими психики выступают ощущения, восприятия, представления, а так же эмоции, воля, разум.

Итак, генезис сознания основан на биологических предпосылках. Формированию мыслительных процессов человека предшествовал длительный период психологического развития животных, имеющих зачатки интеллектуального как особой формы рассудочной деятельности, остающейся неосознанной. Она появилась на высоком уровне организации живой материи и связана с развитием нервной системы в условиях приспособления организма к изменяющейся внешней среде. Психологическая деятельность животных обусловлена биологическими закономерностями и служит регулятором их адаптивного поведения, тогда как сознание человека направлено на преобразование мира. Становление человека связано с переходом от присвоения готовых предметов к процессу создания творчески-оформленных артефактов. Зарождаясь и развиваясь в труде, сознание создает мир очеловеченной природы – культуру.

Психофизиологическая проблема

в современной философии и науке. Сознание и мозг

На всем протяжении развития философии, начиная с античности, неоднократно ставилась проблема соотношения психических и физических (а затем физиологических) явлений и процессов.

В греческой философии была распространена идея о влиянии души и духа на тело. Особый интерес к психофизиологической проблеме проявился в философии Нового времени в связи с поисками оснований человеческого сознания. Например, Б.Спиноза считал мышление атрибутом материи, свойством присущим всей природе. В XIX в. вульгарным материализмом были предприняты попытки объяснить сложные психические процессы  сведением их к к физиологическим проявлениям работы человеческого мозга. Современные варианты этой традиции представлены в биополевых концепциях сознания. В отличие от вульгарного материализма и идеализма, диалектико-материалистическая философия исходила из признания, что сознание человека является функциональным свойством высокоорганизованной материи – человеческого мозга.

Развитие психофизеологическлой проблемы в науке и попытки её решения  связаны и с возникновением психосоматической медицины. В начале XIX века немецкий психиатр Иоганн Гейнрот в своей публичной лекции (1818 г.) впервые использовал понятие “психосоматическая медицина”(этимология слова объясняется сочетанием греческих слов душа и тело). Гейнрот объяснил многие соматические болезни как психогенные, прежде всего в этическом аспекте. Так, причины туберкулёза, эпилепсии и рака он рассматривал как результат переживаний чувства злобы и стыда, а так же сексуальных страданий. Десять лет спустя М. Якоби ввёл понятие “соматопсихическое” как противоположное и в то же время, дополняющее по отношению к понятию “психосоматическое”. Новалис создал своего рода “психофизиологию”, которая представляет собой учение о болезни, интуитивно объединяющее тело, душу и дух индивидуума. Дальнейшее развитие психосоматической медицины происходило под влиянием психоанализа, который в противоположность прежней психологии переживаний создал многостороннюю теорию личности и сформулировал ряд новых понятий. Психоаналитическое учение о развитии личности, о психологии конфликтов, о неосознанных мотивациях дало новый импульс психосоматике как учению и методу лечения. Так, Александер исследовал психодинамические неосознанные конфликтные ситуации при разных соматических заболеваниях. В современном понимании психосоматическая медицина рассматривается как метод лечения и наука о взаимоотношениях психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой. Принцип, в основе которого рассмотрение человека как  единства телесного и душевного, становится основой современной медицины.

Во второй половине XX в. благодаря информационно-компьютерной революции возникли новые возможности исследования работы человеческого мозга и его функций с помощью систем искусственного интеллекта. В исследованиях по искусственному интеллекту можно выделить взаимосвязанные области, в которых разрабатываются системы, имитирующие отдельные творческие процессы (программы для решения игровых задач, автоматического перевода и т.д.), интеллектуальные системы, основанные на знаниях (информационно-поисковые, расчетно-логические, экспертные), а так же интеллектуальные роботы.

Разработки в области искусственного интеллекта заложили основу для проверки философских и научных гипотез о природе человеческого разума. Философия оказалась сопричастной экспериментальной деятельности, осуществляемой при разработке программ искусственного интеллекта. Например, в ходе попыток создания универсальных обучающих программ (М. Бонгард) была успешно апробирована идея Дж. Локка о распознавании как основе мышления. Создание программ, понимающих естественный язык, программ, способных доказывать математические теоремы, в частности, базируется на трактовке разума, предложенной Г. Лейбницем. Он рассматривал разум не в качестве «чистой доски», а, выражаясь современным языком, как совокупность специализированных программ, подключающихся к работе по мере необходимости. В целом, разработка проблемы искусственного интеллекта создает предпосылки для синтеза естественнонаучного и гуманитарного подходов к анализу феномена сознания и разрешению психофизиологической проблемы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71156. Предложение мероприятий по совершенствованию ОАО «Сбербанк» 632.5 KB
  Стратегической линией Сбербанка России является кредитование реального сектора экономики. Банк является одним из главных локомотивов регионального экономического роста. Кредитный портфель банка составил более 50 млрд. руб., в том числе объем инвестиционных кредитов...
71157. Коммерческие банки и их деятельность на примере ОАО АКБ «Иронбанк» 420.5 KB
  Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы.
71158. Произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности 373 KB
  Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение высших воздействий используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно,...
71159. Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся младших классов на уроках математики с применением средств информационных и коммуникационных технологий 1.66 MB
  Понятие системы универсальных учебных действий учащихся младших классов. Функции универсальных учебных действий. Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
71160. Структура и семантика терминологических словосочетаний по экономике в аналитической статье англоязычной прессы 407 KB
  Цель данного исследования выявить наиболее употребительные структурные модели терминологических словосочетаний по экономике в англоязычном газетном тексте установить закономерности их перевода на русский язык а также особенности их функционирования в текстах СМИ.
71162. Разработка предложений по повышению уровня кадрового потенциала и совершенствованию кадровой политики на ТОО «Крендель» 791.5 KB
  В современных экономических условиях для государства важно присутствие у рычагов управления предприятиями опытных руководителей способных использовать свои возможности в нужном направлении умеющих эффективно использовать кадровый потенциал предприятия.
71163. Основные особенности гражданско-правовой ответственности в РФ 127.11 KB
  Из них социальная ответственность обобщающее понятие включающее все виды ответственности в обществе а сама юридическая ответственность разновидность форма социальной ответственности. В праве говоря об ответственности имеют в виду как правило юридическую ответственность...
71164. Отличия учетной политики для целей налогообложения от учетной политики для целей бухгалтерского учета 44.32 KB
  Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце восьмидесятых годов в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания «accounting policies», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета.