8551

Проблема бессознательного. Психоанализ как метод лечения

Доклад

Психология и эзотерика

Проблема бессознательного. Психоанализ как метод лечения Проблематика бессознательного наиболее репрезентативно и комплексно рассматривается в философии в русле психоаналитической традиции. Представленная во фрейдовской теории развития личност...

Русский

2013-02-14

30 KB

7 чел.

Проблема бессознательного. Психоанализ как метод лечения

Проблематика бессознательного наиболее репрезентативно и комплексно рассматривается в философии в русле психоаналитической традиции. Представленная во фрейдовской  теории развития личности, далее она изучается последователями австрийского психоанализа (Р.Бенедикт, Л.Фойер и др.), а так же видными учениками З.Фрейда – К.Г. Юнгом, А.Адлером и др.

Согласно исследованиям З.Фрейда, проявлением бессознательного являются оговорки, опечатки, ослышки, непроизвольная кинетика (жестикуляция, мимика). На основе современных исследований показано, что мимические движения несут в себе весьма малое количество доступной осознанию информации. Они являются не столько средством сообщения, сколько средством самовыражения. Некоторые психологи (У.Джеймс, Ф. Ланге) утверждают, что выразительные движения являются как бы “изнанкой”, неотъемлемой и рефлекторной составляющей эмоции. Психодинамический подход в психологии прямо связывает “язык тела” с динамикой бессознательных процессов. Следует отметить, что кинезический компонент (“язык тела”) понимается как совокупность физиологических реакций, выражающих в символической форме вытесненный конфликт (Фрейд).

Для обозначения процесса и результата символической переработки в Бессознательном подавленных переживаний вводится термин “истерическая конверсия на орган”. Фрейд считал, что конверсионный симптом представляет собой остаточное содержание подавленного аффективного переживания. Для Фрейда вытеснение в Бессознательное эквивалентно вытеснению на уровень физиологических процессов, поэтому жестовый язык в психоанализе рассматривается  как первичный по отношению к вербальной коммуникации, как протоязык. С помощью него может быть рассказана история ранней психической травмы, случившейся на довербальной стадии развития. Фрейд полагал, что символы, существующие в языке, и телесные символы – явления одного итого же порядка. Большинство метафор в основе своей  отражают некоторую телесную реальность, они возникли по аналогии с человеческим телом. (М.Кляйн).

Психоанализ как метод лечения характеризуется динамическим видением всех аспектов психической жизни, сознательной  и бессознательной, с особым упором на явления бессознательного. Непосредственно метод исследования и лечения основан на использовании непрерывных свободных ассоциаций. Например, симптом может служить эквивалентом мысли и замещать ее. Под воздействием психологических травм некоторые индивиды регрессируют настолько сильно, что становятся неспособными использовать лингвистические символы для выражения аффектов. Подбирая соответствующие вербальные метафоры  и работая с речью, психоаналитик способствует устранению соматических симптомов. Однако следует отметить, что значения некоторых элементов языка Бессознательного рождаются в терапевтическом процессе и не существуют вне его. Например, боли в мышцах и суставах рассматриваются как следствия подавленной моторной агрессии, высыпания на коже – как неосознанная попытка уплотнить, сделать более ощутимой границу между собой  и миром, неумеренное употребление пищи – стремление заполнить внутреннюю пустоту, “насытиться любовью”. Психоаналитики придерживаются мнения, что духовно зрелая личность должна быть способна выражать свои желания и чувства на вербальном уровне, не подавляя их. Идея открытости, данности сознания самому себе означает, что оно полагается в качестве постоянного свидетеля собственного опыта.

Современные тенденции применения психоанализа как метода лечения и развития психосоматической медицины в целом заключаются в усилении акцента на терапевтические задачи с применением психоаналитических методов лечения. В последние два десятилетия XX ст. энергично развивались поведенческие психотерапевтические программы, направленные на изменение установок  поведения пациентов, которые применяются при таких тяжёлых заболеваниях как инфаркт миокарда, рак, а также при ожирении. Психосоматические исследования начинаются с наблюдения за пациентом, с беседы о его переживаниях, истории жизни, общественном положении. Продолжением этой беседы является психотерапевтическое лечение, углубление психоанализа методами свободных ассоциаций, толкования сновидений, изучение отношения больного к внешнему миру в  процессе перенесения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82700. My Last Day Off. (A fairy-tale about the past) 31 KB
  Objectives: to retell pupils a fairy-tale about the past; to present pupils the way of expressing the past (regular verbs); to teach pupils to make up sentences in Past Simple; to read the text and answer the questions; to teach pupils to speak about their last day off...
82701. В.А.Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», «Камень», «Красота, вдохновение, радость и тайна» 31 KB
  Цель: познакомить учащихся с рассказами В.А.Сухомлинского, расширить интерес к чтению, совершенствовать технику чтения, учить высказывать собственное мнение, делать выводы, работать над выработкой навыков сознательного чтения...
82702. Як поводитися за столом? Гостини 909.5 KB
  Мета уроку ― ознайомити учнів з правилами етичної поведінки в гостях, ознаками гостинності; з’ясувати сутність понять ввічливий, уважний, чемний, грубий; вчити розв’язувати поведінкові ситуації; виховувати навички культурної поведінки в гостях, гостинність.
82703. Охорона природи в Україні 373.5 KB
  Інтерактивна дошка презентація Охорона природи в Україні атласи гасло: Не просто слухати а чути. Яку тему вивчали на минулому уроці Яка кількість населення України Які народи складають населення України Яка державна мова України На що поділена територія України Скільки областей в Україні...
82704. Останні години життя Ісуса Христа на Землі 370 KB
  Допомогти зрозуміти учням початкових класів, учасникам і глядачам велич Христових страждань. Усвідомити цінність терпінь як вияву любові. Допомогти внести в систему моралі дитини відчуття Божої турботи про людство. Дати розуміння Посту – як часу тиші, пре задуми і роздумів над Хресним шляхом Ісуса.
82705. Як Шевченко у футболі, забиваемо ми голи 269 KB
  Мета: навчальна: ознайомити учнів з поняттями досягнення; обговорити складові успіху; на прикладах відомих людей показати шлях до здійснення мети; поглиблювати знання людей про видатних людей; розвивальна: розвивати вміння аналізувати і робити висновки; розвивати навички пошукової активності...
82706. Милосердя в нашому житті 183 KB
  Мета: розкрити поняття милосердя; поглибити знання учнів про милосердя і безкорисливість; виховувати повагу добре ставлення до оточуючих; розвивати вміння доводити свою думку аналізувати свої вчинки та вчинки інших; формувати навички творчої роботи; розвивати навички синтезу та аналізу дослідницькі...
82707. Природа навколо нас 245 KB
  Діти сьогодні у нас особливий урок – урок краси доброти і милосердя. Діти читають вірші про довкілля 1 учень. Запрошую вас діти на театральну стежинку до театру. учні тричі дзвонять у дзвіночок Бажаю вам діти веселої гри та вдячних глядачів.
82708. М.Трублаїні «Про дівчинку Наталочку і сріблясту рибку» 439 KB
  Мета: вчити правильно висловлювати свої думки, характеризувати героїв казки; удосконалювати діалогічне мовлення; розвивати увагу, пам’ять, спостережливість, уміння переказувати за малюнковим планом виховувати моральні принципи, дружбу, товариськості і взаємодопомоги.