85533

Рассказ В.А.Сухомлинского «Две матери». Урок внеклассного чтения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Развивать представление, воображение. Способствовать формированию собственной позиции ребенка. Воспитывать доброжелательность, чуткость, отзывчивость, стремление своими мыслями и словами выражать чувства любви и уважения к матери, критическое отношение к своим собственным поступкам.

Русский

2015-03-27

5.07 MB

8 чел.

Урок чтения/внеклассное чтение/

3 класс

Цель. Познакомить с рассказом В.А.Сухомлинского «Две матери». Совершенствовать навыки  беглого, правильного, осознанного чтения. Обогащать словарный запас учащихся. Учить анализировать прочитанный текст, читать в лицах.

             Развивать критическое мышление, связную речь. Умение выражать мысли и  аргументировать свои  высказывания, сравнивать. Развивать представление, воображение. Способствовать формированию собственной позиции ребенка.

              Воспитывать доброжелательность, чуткость, отзывчивость, стремление своими мыслями и словами выражать чувства любви и уважения к матери, критическое отношение к своим собственным поступкам.

Оборудование: тексты для каждого ученика, опорные схемы построения  ассоциативного куста, сенкана,  таблицы пословиц, образных выражений, карточки самооценки, иллюстрации для словарной работы.

                                      

                                                            

                                                                                  

Ход урока

  1.  МОТИВАЦИЯ

-Какие чувства у вас возникают, когда вам что-нибудь дарят?

-Я хочу подарить вам этот урок. Надеюсь, что эти приятные чувства возникнут у вас и на сегодняшнем уроке. Я прошу вас работать быстро и дружно. Давайте вспомним нормы нашего сотрудничества.

*Каждый свободно высказывает свои мысли, мнение.

*Мы внимательно выслушиваем каждого.

*Можно дополнять, уточнять во время коллективного обсуждения.

*Не перебивать друг друга.

-Ребята, что такое счастье?

-Может ли быть счастье воображаемым?

    2.  ЭВОКАЦИЯ

1)-С кем вы ассоциируете счастье?

2)Ассоциативный куст

-Что вы представляете, когда слышите слово мама? Какие ассоциации у вас возникают?  

                           СВЕТ                                       ТЕПЛО                            СОЛНЫШКО

                        ЦВЕТОК                                МАМА                         ДОМ

3)«Мозговой штурм»

-Как вы думаете, может ли у человека быть две мамы?

4)Прогнозирование темы урока

-Чтобы определить тему урока, нам надо выполнить такое задание. Перед вами тексты-путаницы. Поставьте слова в нужном порядке, чтобы мы могли прочитать пословицы.

*При добро солнышке тепло, матери при.

*Материнская не конца знает ласка.

-Итак, кому мы посвящаем наш урок?

5)Сообщение темы и задач урока

-С детских лет до седых волос нет возле человека роднее существа, чем родная матушка. И наш урок мы посвящаем теме любви к маме. На уроке мы познакомимся с рассказом В. А. Сухомлинского «Две матери.» Читая рассказ, будем беседовать и делиться своими мыслями.

ОЦЕНИВАНИЕ

-Ребята, сегодня на уроке вы сами будете оценивать себя. Возьмите сердечки и в первом круге оцените свою работу, поставьте себе баллы то 1 до 3.

ФИЗМИНУТКА (Перед тем как начать работу над текстом, закройте глаза, прислушайтесь к своему сердцу, внутреннему голосу и вспомните лицо мамы.)

3.УСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА

1) 1 часть.( Чтение детьми.)

-Как мамы представляли будущее своих детей?

2) 2 часть. (Читают дети и вызывают друг друга.)

-Как вы думаете, сбылись мечты матерей?

3) 3часть. (Чтение по ролям.)

-Опишите, какими представили себе сыновей?

4) 4 часть. (Чтение учителем.)

-Предположите, о чём шептал сын Чернокосой матери?

5) 5 часть. (Чтение детьми.)

-Опишите, что такое «горячая пора»?

-Как вы думаете, в каком городе выступал сын Белокосой матери?

-А на сколько он известен?

-Поднимите руку,  кто хотел бы послушать концерт этого известного музыканта?

-Изменилось ли ваше отношение к сыновьям? (Показать иллюстрации дирижёра и комбайнера.)

6) 6 часть. (Чтение детьми.)

-Почему врачи посоветовали Белокосой ещё полежать?

-Что теперь думали матери о счастье своих сыновей?

ОЦЕНИТЕ свою работу во время чтения текста.

4.РЕФЛЕКСИЯ

1)-А что вы думаете о счастье матери? Как вы это понимаете?

-Что готовы сделать для счастья своей мамы?

ФИЗМИНУТКА (Закройте глаза, прислушайтесь к своему сердечку.)

-Ребята, что такое настоящее счастье для вас?

2)Осмысление образных выражений

* глаза светились радостью                                     *морщинки расправились

*выложил гостинцы, извиняясь                             *в глазах засияло счастье

3) Моделирование ситуации

-Придумайте своё окончание рассказа.

ОЦЕНИТЕ свою работу на этом этапе урока.

4)Сенкан

*КТО?                                      МАМА

*КАКАЯ?                                 МИЛАЯ, ЛЮБИМАЯ

*ЧТО ДЕЛАЕТ?                      ЛАСКАЕТ, СОГРЕВАЕТ, ОБЕРЕГАЕТ

*НАШЕ ОТНОШЕНИЕ          МАМА ДОРОЖЕ ВСЕХ НА СВЕТЕ

*СИНОНИМ                           БЕРЕГИНЯ

5)Эссэ

-Ребята, напишите на сердечке только 1 предложение.

-Что ты готов сделать для мамы, чтобы её глаза светились счастьем?

-Что ты скажешь маме после сегодняшнего урока, придя из школы?

-Кто хочет прочитать своё размышление?

ОЦЕНИТЕ свою работу.

-Ребята, давайте подарим свои сердца всем мамам,(открыть цветы на доске)посмотрите как она засияла от ваших добрых слов и поступков.

5.ИТОГ.

Слово учителя.

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитайте стихи, песни, рассказы о маме, можно написать о своей маме.

Сухомлинский В.А. "Две матери"

1 часть

В маленькой больнице, на окраине города лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день . Обе матери были счастливы.

Они мечтали о будущем своих сыновей.

- Я хочу , чтобы мой сын стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая мать. – Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства , которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далёкой звезде… Вот для чего хочется жить.

- А я хочу , чтобы мой сын стал хорошим человеком, - сказала Чернокосая мать. – Чтобы никогда не забывал матери и родного дома, чтобы любил Родину и ненавидел врагов.

2 часть

….Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики сыновей, в глазах у них сияло счастье, изумление и умиление. Потом они сидели у кроватей своих жён и долго – долго о чём- то шёпотом говорили с ними. У колыбели новорожденного мечтают о будущем, конечно, только о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жён и сыновей.

3 часть

…Прошло тридцать лет. В ту же маленькую больницу на окраине города пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были изрезаны морщинами, но женщины были такими же красивыми, как и тридцать лет назад. Они узнали друг – друга . Их обеих положили лечиться в ту же палату , где тридцать лет назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни. У обеих было много радостей и ещё больше горя.

Мужья их погибли на фронте, защищая Родину. Но почему – то, рассказывая о своей жизни, они молчали о сыновьях…

…Наконец, Чернокосая мать спросила:

- Кем же стал твой сын?

- Выдающимся музыкантом, - с гордостью ответила Белокосая мать. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына? – и Белокосая мать назвала имя музыканта.

Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.

- А твой сын кем стал? – спросила Белокосая.

- Хлеборобом. Ну , чтобы тебе было понятно – механизатором в колхозе, т. е. трактористом и комбайнёром, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает… Живём мы в селе – километров сто отсюда. У сына двое детей – мальчик трёх лет и девочка недавно родилась…

- Всё – таки счастье тебя обошло, - сказала Белокосая. – Твой сын стал простым, никому не известным человеком.

Чернокосая мать ничего не ответила.

4 часть

…И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал сын из села. В белом халате он сел на белую скамейку, долго – долго о чём – то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всём на свете. Она держала в своих руках сильную , загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын , как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мёд , масло.

« Поправляйся, мама»,- сказал он на прощание и поцеловал её.

5 часть

…А к Белокосой матери никто не пришёл. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и Чернокосая мать, лёжа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала:

- У сына сейчас концерт… Если бы не концерт, он, конечно, пришёл бы…

На второй день перед вечером к Ченокосой матери снова приехал сын – хлебороб из дальнего села. Опять он долго сидел на белой скамейке и Белокосая мать услышала , что сейчас в поле горячая пора , работают и день и ночь… Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты, белую паляницу и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой матери засветилось и морщины расправились.

К Белокосой матери никто не приходил.

Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, а Белокосая тихо вздыхала, боясь, чтобы её вздохи не услышала соседка.

На третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сын. Вместе с сыном приехал трёхлетний черноглазый внук. Сын и внук посидели у постели Чернокосой матери: в её глазах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мать с болью в сердце услышала , как внук рассказывал бабушке, что вместе с папой он вчера полдня ездил на « капитанском мостике « комбайна.

- Я тоже буду комбайнёром, - сказал мальчик, и бабушка поцеловала его…

6 часть

… Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын – хлебороб из далёкого села, привозил улыбку сыновнюю,и, казалось, мать только от улыбки выздоравливает.

К Белокосой матери так никто и не пришёл.

Выздоровела Чернокосая мать через месяц, выписали её из больницы, а Белокосой сказали врачи: нужно ещё полежать.

За Чернокосой матерью приехал сын. Он привёз несколько букетов красных роз. Цветы подарили врачам и сёстрам. Все в больнице улыбались.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59558. Голодомор. Сценарій уроку 79.5 KB
  То ж помянемо хоч сьогодні із запізненням у декілька довгих десятиліть мовчання тих великомучеників нашої тяжкої історії мільйони українських селян жертв небаченого в історії людської цивілізації голодомору. Та забути жахи голодомору люди не могли.
59559. Інтегрований урок з основ економіки. Гроші, їх види та функції 71 KB
  Механізми що приводять у дію економіку досить складні але один з найдавніших і важливих гроші. Як економічний механізм гроші відомі нам з раннього дитинства з першої монетки чи банкноти. Рольова гра учні класу виступають у ролі представників наукових і фінансових структур.
59560. Гурток англійської мови 75 KB
  People of different countries celebrate Christmas in various ways. But some traditions of celebrating it are common for all the countries. Two of them should be mentioned here. They are to decorate Christmas tree and to light candles.
59561. Засоби масової інформації 39 KB
  Мета та завдання: познайомити учнів із поняттям засобів масової інформації її інформаційними функціями розвивати вміння знаходити інформацію та користуватись нею аналізувати її розвивати критичне ставлення до подачі інформації.
59562. Здоров’я — мудрих гонорар день здоров’я для вчителів 70.5 KB
  Учителям пропонується пройти стежиною здоровя. Маршрут стежки здоровя Перша зупинка Канони здоровя знайомство з основними заповідями Салернського кодексу здоровя медичного трактату XIV століття. Друга зупинка Сонячна вибір із палітри фарб кольору здоровя відбиття власного настрою у виборі вираження обличчя.
59563. Здрастуй, рідна школо! 76.5 KB
  Обладнання: прапори країн; карта світу; стенд присвячений організації ЮНЕСКО; стенди із символікою школи гімн герб прапор з історією виникнення розвитку й досягнень школи; на партах література книги журнали країн світу магнітофон музичні записи; різні сувеніри на яких написано...
59564. Знайомство з історією 38.5 KB
  Знаряддя праці зброя місце поховань храми фундаменти будівель це: а речові історичні джерела; б писемні історичні джерела; в усні історичні джерела. Які історичні джерела допомагають відтворити побачити минуле...
59565. Діагностика ПК за допомогою програм та утиліт 55 KB
  Програми подібного роду дуже часто працюють під управлінням операційної системи MS-DOS, оскільки вона для своєї роботи вимагає дуже мало системних ресурсів, що дозволяє звести до мінімуму вплив на результати тестів. Звично при запуску файлу, при спробі викачування його з Інтернету, пропонується створити завантажувальну дискету...