85533

Рассказ В.А.Сухомлинского «Две матери». Урок внеклассного чтения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Развивать представление, воображение. Способствовать формированию собственной позиции ребенка. Воспитывать доброжелательность, чуткость, отзывчивость, стремление своими мыслями и словами выражать чувства любви и уважения к матери, критическое отношение к своим собственным поступкам.

Русский

2015-03-27

5.07 MB

2 чел.

Урок чтения/внеклассное чтение/

3 класс

Цель. Познакомить с рассказом В.А.Сухомлинского «Две матери». Совершенствовать навыки  беглого, правильного, осознанного чтения. Обогащать словарный запас учащихся. Учить анализировать прочитанный текст, читать в лицах.

             Развивать критическое мышление, связную речь. Умение выражать мысли и  аргументировать свои  высказывания, сравнивать. Развивать представление, воображение. Способствовать формированию собственной позиции ребенка.

              Воспитывать доброжелательность, чуткость, отзывчивость, стремление своими мыслями и словами выражать чувства любви и уважения к матери, критическое отношение к своим собственным поступкам.

Оборудование: тексты для каждого ученика, опорные схемы построения  ассоциативного куста, сенкана,  таблицы пословиц, образных выражений, карточки самооценки, иллюстрации для словарной работы.

                                      

                                                            

                                                                                  

Ход урока

  1.  МОТИВАЦИЯ

-Какие чувства у вас возникают, когда вам что-нибудь дарят?

-Я хочу подарить вам этот урок. Надеюсь, что эти приятные чувства возникнут у вас и на сегодняшнем уроке. Я прошу вас работать быстро и дружно. Давайте вспомним нормы нашего сотрудничества.

*Каждый свободно высказывает свои мысли, мнение.

*Мы внимательно выслушиваем каждого.

*Можно дополнять, уточнять во время коллективного обсуждения.

*Не перебивать друг друга.

-Ребята, что такое счастье?

-Может ли быть счастье воображаемым?

    2.  ЭВОКАЦИЯ

1)-С кем вы ассоциируете счастье?

2)Ассоциативный куст

-Что вы представляете, когда слышите слово мама? Какие ассоциации у вас возникают?  

                           СВЕТ                                       ТЕПЛО                            СОЛНЫШКО

                        ЦВЕТОК                                МАМА                         ДОМ

3)«Мозговой штурм»

-Как вы думаете, может ли у человека быть две мамы?

4)Прогнозирование темы урока

-Чтобы определить тему урока, нам надо выполнить такое задание. Перед вами тексты-путаницы. Поставьте слова в нужном порядке, чтобы мы могли прочитать пословицы.

*При добро солнышке тепло, матери при.

*Материнская не конца знает ласка.

-Итак, кому мы посвящаем наш урок?

5)Сообщение темы и задач урока

-С детских лет до седых волос нет возле человека роднее существа, чем родная матушка. И наш урок мы посвящаем теме любви к маме. На уроке мы познакомимся с рассказом В. А. Сухомлинского «Две матери.» Читая рассказ, будем беседовать и делиться своими мыслями.

ОЦЕНИВАНИЕ

-Ребята, сегодня на уроке вы сами будете оценивать себя. Возьмите сердечки и в первом круге оцените свою работу, поставьте себе баллы то 1 до 3.

ФИЗМИНУТКА (Перед тем как начать работу над текстом, закройте глаза, прислушайтесь к своему сердцу, внутреннему голосу и вспомните лицо мамы.)

3.УСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА

1) 1 часть.( Чтение детьми.)

-Как мамы представляли будущее своих детей?

2) 2 часть. (Читают дети и вызывают друг друга.)

-Как вы думаете, сбылись мечты матерей?

3) 3часть. (Чтение по ролям.)

-Опишите, какими представили себе сыновей?

4) 4 часть. (Чтение учителем.)

-Предположите, о чём шептал сын Чернокосой матери?

5) 5 часть. (Чтение детьми.)

-Опишите, что такое «горячая пора»?

-Как вы думаете, в каком городе выступал сын Белокосой матери?

-А на сколько он известен?

-Поднимите руку,  кто хотел бы послушать концерт этого известного музыканта?

-Изменилось ли ваше отношение к сыновьям? (Показать иллюстрации дирижёра и комбайнера.)

6) 6 часть. (Чтение детьми.)

-Почему врачи посоветовали Белокосой ещё полежать?

-Что теперь думали матери о счастье своих сыновей?

ОЦЕНИТЕ свою работу во время чтения текста.

4.РЕФЛЕКСИЯ

1)-А что вы думаете о счастье матери? Как вы это понимаете?

-Что готовы сделать для счастья своей мамы?

ФИЗМИНУТКА (Закройте глаза, прислушайтесь к своему сердечку.)

-Ребята, что такое настоящее счастье для вас?

2)Осмысление образных выражений

* глаза светились радостью                                     *морщинки расправились

*выложил гостинцы, извиняясь                             *в глазах засияло счастье

3) Моделирование ситуации

-Придумайте своё окончание рассказа.

ОЦЕНИТЕ свою работу на этом этапе урока.

4)Сенкан

*КТО?                                      МАМА

*КАКАЯ?                                 МИЛАЯ, ЛЮБИМАЯ

*ЧТО ДЕЛАЕТ?                      ЛАСКАЕТ, СОГРЕВАЕТ, ОБЕРЕГАЕТ

*НАШЕ ОТНОШЕНИЕ          МАМА ДОРОЖЕ ВСЕХ НА СВЕТЕ

*СИНОНИМ                           БЕРЕГИНЯ

5)Эссэ

-Ребята, напишите на сердечке только 1 предложение.

-Что ты готов сделать для мамы, чтобы её глаза светились счастьем?

-Что ты скажешь маме после сегодняшнего урока, придя из школы?

-Кто хочет прочитать своё размышление?

ОЦЕНИТЕ свою работу.

-Ребята, давайте подарим свои сердца всем мамам,(открыть цветы на доске)посмотрите как она засияла от ваших добрых слов и поступков.

5.ИТОГ.

Слово учителя.

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитайте стихи, песни, рассказы о маме, можно написать о своей маме.

Сухомлинский В.А. "Две матери"

1 часть

В маленькой больнице, на окраине города лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день . Обе матери были счастливы.

Они мечтали о будущем своих сыновей.

- Я хочу , чтобы мой сын стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая мать. – Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства , которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далёкой звезде… Вот для чего хочется жить.

- А я хочу , чтобы мой сын стал хорошим человеком, - сказала Чернокосая мать. – Чтобы никогда не забывал матери и родного дома, чтобы любил Родину и ненавидел врагов.

2 часть

….Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики сыновей, в глазах у них сияло счастье, изумление и умиление. Потом они сидели у кроватей своих жён и долго – долго о чём- то шёпотом говорили с ними. У колыбели новорожденного мечтают о будущем, конечно, только о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жён и сыновей.

3 часть

…Прошло тридцать лет. В ту же маленькую больницу на окраине города пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были изрезаны морщинами, но женщины были такими же красивыми, как и тридцать лет назад. Они узнали друг – друга . Их обеих положили лечиться в ту же палату , где тридцать лет назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни. У обеих было много радостей и ещё больше горя.

Мужья их погибли на фронте, защищая Родину. Но почему – то, рассказывая о своей жизни, они молчали о сыновьях…

…Наконец, Чернокосая мать спросила:

- Кем же стал твой сын?

- Выдающимся музыкантом, - с гордостью ответила Белокосая мать. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына? – и Белокосая мать назвала имя музыканта.

Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.

- А твой сын кем стал? – спросила Белокосая.

- Хлеборобом. Ну , чтобы тебе было понятно – механизатором в колхозе, т. е. трактористом и комбайнёром, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает… Живём мы в селе – километров сто отсюда. У сына двое детей – мальчик трёх лет и девочка недавно родилась…

- Всё – таки счастье тебя обошло, - сказала Белокосая. – Твой сын стал простым, никому не известным человеком.

Чернокосая мать ничего не ответила.

4 часть

…И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал сын из села. В белом халате он сел на белую скамейку, долго – долго о чём – то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всём на свете. Она держала в своих руках сильную , загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын , как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мёд , масло.

« Поправляйся, мама»,- сказал он на прощание и поцеловал её.

5 часть

…А к Белокосой матери никто не пришёл. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и Чернокосая мать, лёжа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала:

- У сына сейчас концерт… Если бы не концерт, он, конечно, пришёл бы…

На второй день перед вечером к Ченокосой матери снова приехал сын – хлебороб из дальнего села. Опять он долго сидел на белой скамейке и Белокосая мать услышала , что сейчас в поле горячая пора , работают и день и ночь… Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты, белую паляницу и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой матери засветилось и морщины расправились.

К Белокосой матери никто не приходил.

Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, а Белокосая тихо вздыхала, боясь, чтобы её вздохи не услышала соседка.

На третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сын. Вместе с сыном приехал трёхлетний черноглазый внук. Сын и внук посидели у постели Чернокосой матери: в её глазах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мать с болью в сердце услышала , как внук рассказывал бабушке, что вместе с папой он вчера полдня ездил на « капитанском мостике « комбайна.

- Я тоже буду комбайнёром, - сказал мальчик, и бабушка поцеловала его…

6 часть

… Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын – хлебороб из далёкого села, привозил улыбку сыновнюю,и, казалось, мать только от улыбки выздоравливает.

К Белокосой матери так никто и не пришёл.

Выздоровела Чернокосая мать через месяц, выписали её из больницы, а Белокосой сказали врачи: нужно ещё полежать.

За Чернокосой матерью приехал сын. Он привёз несколько букетов красных роз. Цветы подарили врачам и сёстрам. Все в больнице улыбались.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55880. Волновая оптика 1.91 MB
  По электромагнитной теории Максвелла свет –- это электромагнитные волны которые в вакууме распространяются со скоростью с = 3108 м с скорость света а в любой другой прозрачной среде их скорость меньше.
55881. Дифракция световых волн 686.5 KB
  Дифракция Френеля на круглом отверстии и диске Для описания дифракции в ближней зоне дифракция Френеля Френель предложил метод зон метод зон Френеля. Размер зон Френеля Пренебрегая величинами второго порядка малости получим...
55882. Поляризация световых волн 537 KB
  Степенью поляризации называется величина 31 где Imx и Imin – соответственно максимальная и минимальная интенсивности частично поляризованного света пропускаемого поляризатором. Для естественного света Imx=Imin и P = 0 для плоскополяризованного Imin= 0 и P = 1.
55883. Дисперсия света 171 KB
  Графически эта зависимость выглядит следующим образом: Зависимость показателя преломления вещества от частоты длины волны света или зависимость скорости световых волн от его частоты длины волны называется дисперсией света.
55885. Программирование и алгоритмические языки 1006 KB
  В выражении должны использоваться только допустимые для данного типа операции порядок выполнения операций лучше указать скобками. В основе этих принципов заложена концепция типа данных которую можно сформулировать следующим образом...
55886. ЖИТТЄВІ КРИЗИ ОСОБИСТОСТІ ТА ФОРМИ ЇХ ПЕРЕЖИВАННЯ 56 KB
  Мета заняття: формування цілісного уявлення про кризи їх види фазі; форми переживання життєвих криз; вплив кризи на розвиток особистості; усвідомлення практичного значення набутих знань; формування навичок управління власними психічними станами; перевірка результатів засвоєння програмного матеріалу та оцінка знань студентів. Поняття кризи та її види та фази. Життєві кризи з позицій рольової теорії Питання що виносилися для самостійного опрацювання.