85533

Рассказ В.А.Сухомлинского «Две матери». Урок внеклассного чтения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Развивать представление, воображение. Способствовать формированию собственной позиции ребенка. Воспитывать доброжелательность, чуткость, отзывчивость, стремление своими мыслями и словами выражать чувства любви и уважения к матери, критическое отношение к своим собственным поступкам.

Русский

2015-03-27

5.07 MB

2 чел.

Урок чтения/внеклассное чтение/

3 класс

Цель. Познакомить с рассказом В.А.Сухомлинского «Две матери». Совершенствовать навыки  беглого, правильного, осознанного чтения. Обогащать словарный запас учащихся. Учить анализировать прочитанный текст, читать в лицах.

             Развивать критическое мышление, связную речь. Умение выражать мысли и  аргументировать свои  высказывания, сравнивать. Развивать представление, воображение. Способствовать формированию собственной позиции ребенка.

              Воспитывать доброжелательность, чуткость, отзывчивость, стремление своими мыслями и словами выражать чувства любви и уважения к матери, критическое отношение к своим собственным поступкам.

Оборудование: тексты для каждого ученика, опорные схемы построения  ассоциативного куста, сенкана,  таблицы пословиц, образных выражений, карточки самооценки, иллюстрации для словарной работы.

                                      

                                                            

                                                                                  

Ход урока

  1.  МОТИВАЦИЯ

-Какие чувства у вас возникают, когда вам что-нибудь дарят?

-Я хочу подарить вам этот урок. Надеюсь, что эти приятные чувства возникнут у вас и на сегодняшнем уроке. Я прошу вас работать быстро и дружно. Давайте вспомним нормы нашего сотрудничества.

*Каждый свободно высказывает свои мысли, мнение.

*Мы внимательно выслушиваем каждого.

*Можно дополнять, уточнять во время коллективного обсуждения.

*Не перебивать друг друга.

-Ребята, что такое счастье?

-Может ли быть счастье воображаемым?

    2.  ЭВОКАЦИЯ

1)-С кем вы ассоциируете счастье?

2)Ассоциативный куст

-Что вы представляете, когда слышите слово мама? Какие ассоциации у вас возникают?  

                           СВЕТ                                       ТЕПЛО                            СОЛНЫШКО

                        ЦВЕТОК                                МАМА                         ДОМ

3)«Мозговой штурм»

-Как вы думаете, может ли у человека быть две мамы?

4)Прогнозирование темы урока

-Чтобы определить тему урока, нам надо выполнить такое задание. Перед вами тексты-путаницы. Поставьте слова в нужном порядке, чтобы мы могли прочитать пословицы.

*При добро солнышке тепло, матери при.

*Материнская не конца знает ласка.

-Итак, кому мы посвящаем наш урок?

5)Сообщение темы и задач урока

-С детских лет до седых волос нет возле человека роднее существа, чем родная матушка. И наш урок мы посвящаем теме любви к маме. На уроке мы познакомимся с рассказом В. А. Сухомлинского «Две матери.» Читая рассказ, будем беседовать и делиться своими мыслями.

ОЦЕНИВАНИЕ

-Ребята, сегодня на уроке вы сами будете оценивать себя. Возьмите сердечки и в первом круге оцените свою работу, поставьте себе баллы то 1 до 3.

ФИЗМИНУТКА (Перед тем как начать работу над текстом, закройте глаза, прислушайтесь к своему сердцу, внутреннему голосу и вспомните лицо мамы.)

3.УСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА

1) 1 часть.( Чтение детьми.)

-Как мамы представляли будущее своих детей?

2) 2 часть. (Читают дети и вызывают друг друга.)

-Как вы думаете, сбылись мечты матерей?

3) 3часть. (Чтение по ролям.)

-Опишите, какими представили себе сыновей?

4) 4 часть. (Чтение учителем.)

-Предположите, о чём шептал сын Чернокосой матери?

5) 5 часть. (Чтение детьми.)

-Опишите, что такое «горячая пора»?

-Как вы думаете, в каком городе выступал сын Белокосой матери?

-А на сколько он известен?

-Поднимите руку,  кто хотел бы послушать концерт этого известного музыканта?

-Изменилось ли ваше отношение к сыновьям? (Показать иллюстрации дирижёра и комбайнера.)

6) 6 часть. (Чтение детьми.)

-Почему врачи посоветовали Белокосой ещё полежать?

-Что теперь думали матери о счастье своих сыновей?

ОЦЕНИТЕ свою работу во время чтения текста.

4.РЕФЛЕКСИЯ

1)-А что вы думаете о счастье матери? Как вы это понимаете?

-Что готовы сделать для счастья своей мамы?

ФИЗМИНУТКА (Закройте глаза, прислушайтесь к своему сердечку.)

-Ребята, что такое настоящее счастье для вас?

2)Осмысление образных выражений

* глаза светились радостью                                     *морщинки расправились

*выложил гостинцы, извиняясь                             *в глазах засияло счастье

3) Моделирование ситуации

-Придумайте своё окончание рассказа.

ОЦЕНИТЕ свою работу на этом этапе урока.

4)Сенкан

*КТО?                                      МАМА

*КАКАЯ?                                 МИЛАЯ, ЛЮБИМАЯ

*ЧТО ДЕЛАЕТ?                      ЛАСКАЕТ, СОГРЕВАЕТ, ОБЕРЕГАЕТ

*НАШЕ ОТНОШЕНИЕ          МАМА ДОРОЖЕ ВСЕХ НА СВЕТЕ

*СИНОНИМ                           БЕРЕГИНЯ

5)Эссэ

-Ребята, напишите на сердечке только 1 предложение.

-Что ты готов сделать для мамы, чтобы её глаза светились счастьем?

-Что ты скажешь маме после сегодняшнего урока, придя из школы?

-Кто хочет прочитать своё размышление?

ОЦЕНИТЕ свою работу.

-Ребята, давайте подарим свои сердца всем мамам,(открыть цветы на доске)посмотрите как она засияла от ваших добрых слов и поступков.

5.ИТОГ.

Слово учителя.

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитайте стихи, песни, рассказы о маме, можно написать о своей маме.

Сухомлинский В.А. "Две матери"

1 часть

В маленькой больнице, на окраине города лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день . Обе матери были счастливы.

Они мечтали о будущем своих сыновей.

- Я хочу , чтобы мой сын стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая мать. – Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства , которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далёкой звезде… Вот для чего хочется жить.

- А я хочу , чтобы мой сын стал хорошим человеком, - сказала Чернокосая мать. – Чтобы никогда не забывал матери и родного дома, чтобы любил Родину и ненавидел врагов.

2 часть

….Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики сыновей, в глазах у них сияло счастье, изумление и умиление. Потом они сидели у кроватей своих жён и долго – долго о чём- то шёпотом говорили с ними. У колыбели новорожденного мечтают о будущем, конечно, только о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жён и сыновей.

3 часть

…Прошло тридцать лет. В ту же маленькую больницу на окраине города пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были изрезаны морщинами, но женщины были такими же красивыми, как и тридцать лет назад. Они узнали друг – друга . Их обеих положили лечиться в ту же палату , где тридцать лет назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни. У обеих было много радостей и ещё больше горя.

Мужья их погибли на фронте, защищая Родину. Но почему – то, рассказывая о своей жизни, они молчали о сыновьях…

…Наконец, Чернокосая мать спросила:

- Кем же стал твой сын?

- Выдающимся музыкантом, - с гордостью ответила Белокосая мать. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына? – и Белокосая мать назвала имя музыканта.

Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.

- А твой сын кем стал? – спросила Белокосая.

- Хлеборобом. Ну , чтобы тебе было понятно – механизатором в колхозе, т. е. трактористом и комбайнёром, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает… Живём мы в селе – километров сто отсюда. У сына двое детей – мальчик трёх лет и девочка недавно родилась…

- Всё – таки счастье тебя обошло, - сказала Белокосая. – Твой сын стал простым, никому не известным человеком.

Чернокосая мать ничего не ответила.

4 часть

…И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал сын из села. В белом халате он сел на белую скамейку, долго – долго о чём – то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всём на свете. Она держала в своих руках сильную , загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын , как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мёд , масло.

« Поправляйся, мама»,- сказал он на прощание и поцеловал её.

5 часть

…А к Белокосой матери никто не пришёл. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и Чернокосая мать, лёжа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала:

- У сына сейчас концерт… Если бы не концерт, он, конечно, пришёл бы…

На второй день перед вечером к Ченокосой матери снова приехал сын – хлебороб из дальнего села. Опять он долго сидел на белой скамейке и Белокосая мать услышала , что сейчас в поле горячая пора , работают и день и ночь… Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты, белую паляницу и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой матери засветилось и морщины расправились.

К Белокосой матери никто не приходил.

Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, а Белокосая тихо вздыхала, боясь, чтобы её вздохи не услышала соседка.

На третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сын. Вместе с сыном приехал трёхлетний черноглазый внук. Сын и внук посидели у постели Чернокосой матери: в её глазах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мать с болью в сердце услышала , как внук рассказывал бабушке, что вместе с папой он вчера полдня ездил на « капитанском мостике « комбайна.

- Я тоже буду комбайнёром, - сказал мальчик, и бабушка поцеловала его…

6 часть

… Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын – хлебороб из далёкого села, привозил улыбку сыновнюю,и, казалось, мать только от улыбки выздоравливает.

К Белокосой матери так никто и не пришёл.

Выздоровела Чернокосая мать через месяц, выписали её из больницы, а Белокосой сказали врачи: нужно ещё полежать.

За Чернокосой матерью приехал сын. Он привёз несколько букетов красных роз. Цветы подарили врачам и сёстрам. Все в больнице улыбались.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53536. Технологія формування та обробки лінійних списків в Excel з використанням електронного робочого зошита 416 KB
  Актуальність теми: при роботі з великими об’ємами даних важливе значення відіграє їх наглядність та наочність. І навіть наша приймальна комісія використовує електронні таблиці для сортування абітурієнтів та створення бази даних та ведення документації по прийому технікуму. Навчальні цілі заняття : знати команди фільтрації розширеного фільтру автофільтру та сортування даних ІІ рівень абстракції; Оволодіти навичками сортування списків за умовою навчитися проводити фільтрацію даних за автофільтром та розширеним фільтром ІІІ рівень...
53539. Ведущие европейские страны в годы I мировой войны 42.32 KB
  Интересам повышения обороноспособности служила реорганизация управления страной. В августе 1914 г. либералы, консерваторы и лейбористы договорились о взаимном отказе от соперничества на внеочередных выборах в Палату общин вместо досрочно выбывших депутатов и прекратили традиционную политическую борьбу в парламенте
53540. Разработка технологического процесса изготовления отливки «Котел» 4.38 MB
  В расчетно-пояснительной записке приведены: технологичность отливки и способ её изготовления, задачами которых являются выбор способа формовки, выбор положения отливки в форме, выбор поверхности разъема, сплав, минимальная толщина стенки, радиусы сопряжений стенок, литейные радиусы
53541. Управлінські рішення 25.34 KB
  Управлінське рішення — це вибір альтернативи, речове відбиття управління, певною мірою його підсумок. Воно є результатом обдумувань, дій та намірів, висновків, міркувань, обговорень, постанов спрямованих на реалізацію цілей управління.
53542. Вульф Григорій (Юрій) Вікторович 202.18 KB
  Георгій Вікторович Вульф народився в 1863 р. в м. Чернігові. Закінчив 6 чоловічу класичну гімназію у Варшаві в 1881 р. і вступив до Варшавського університету, на природне відділення фізико-математичного факультету. З 2-го курсу почав працювати з кристалографії
53544. Генезис научного направления финансовый менеджмент, цели и задачи финансового менеджмента 14.57 KB
  Как известно языковая норма – регулятор правильности литературного языка и условие его устойчивости стабильности. Лексические повтор слова синонимическая замена использование антонимов многозначных слов однокоренных слов слов одной тематической группы ключевые слова Морфологические замена существительных и других частей речи местоимениями видовременное единство глаголов наречий места и времени вводных слов и предложений союзов частиц и др. Синтаксические наличие вопросноответной формы синтаксического параллелизма определенного...