85534

Дружба, товарищество, взаимовыручка. Пословицы по теме урока. Чтение рассказа Петра Федотовича Бондарчука «Горькая малина»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи урока. Познакомить учащихся с творчеством П.Ф.Бондарчука и его рассказом «Горькая малина». Вырабатывать навыки выразительного и осознанного чтения, учить анализировать прочитанный текст, читать в лицах, составлять вопросы к прочитанному, обогащать словарный запас учащихся.

Русский

2015-03-27

117 KB

2 чел.

Урок чтения в 3 классе

П. Ф. Бондарчук

«Горькая малина»

                    


Урок чтения в 3-А классе

Тема: Дружба, товарищество, взаимовыручка.

Пословицы по теме урока. Чтение рассказа Петра Федотовича    «Горькая  малина».

Задачи урока.  Познакомить учащихся с творчеством П.Ф.Бондарчука и

его рассказом «Горькая малина».

Вырабатывать навыки выразительного и осознанного чтения, учить анализировать прочитанный текст, читать в лицах, составлять вопросы к прочитанному, обогащать словарный запас учащихся.

Развивать навыки критического мышления, коммуникативную компетенцию учащихся, умение выражать мысли и аргументировать свои высказывания; способствовать формированию собственной позиции ребенка.

Воспитывать чувство справедливости, честность, бережное отношение к дружбе, критическое отношение к своим собственным поступкам.

Оборудование:  портрет писателя, карточки-рисунки словарных слов,

карточки с пословицами для каждого ученика по теме урока, корзинка с малиной (для сценки), рисунки малины лесной и садовой, выставка книг по данной теме.

І. Организационный момент.

Улыбайтесь друг другу почаще

И не бойтесь друг друга любить

Окруженные аурой счастья

Мы научимся крепко дружить.

ІІ. Психологический настрой.

Я – «Добрый день»

Дети – «Здравствуйте» / 2 раза.

Я – «Руку дает другу друг»

Дети – «Здравствуйте»

Я – Вот и собрался наш круг.

А значит, можно начинать наш урок и мы начнем его с проверки д/з.

ІІІ. Дома нужно было  научиться выразительно читать стих А. Барто «Зеркало», а есть ученики, которые выучили стихотворение или отрывок.

Конкурс на лучшего чтеца (3 человека по 4 куплета + оценки)

ІV. Мотивация учебной деятельности.

Мы не зря начали урок  четверостишием о дружбе.

- Как вы думаете, легко ли дружить с человеком, который меняется «десять раз на дню».

- Какие слова ассоциируются  у вас со словом «ДРУЖБА».

Составляем ассоциативный куст со словом «дружба»

   ценная   бескорыстная

                    крепкая ДРУЖБА настоящая

                        

                             преданная         верная            честная

V. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня у нас будет очень интересная работа, мы создадим книгу- помощницу для  учащегося 2-го класса на основе рассказа Петра Бондарчука «Горькая малина» и поговорим о том, какую дружбу можно считать настоящей, что происходит с тем, кто хоть однажды схитрит или соврет своему другу. Для оформления книги нам нужно два человека, которые займутся своей работой.

VІ.  Первичное восприятие и осознание нового материала. 

1. А сейчас познакомимся с биографией автора. Слово предоставляется Артуру. Я обращаю внимание на запись на доске и на выставку книг.

2. Первичное чтение рассказа учителем (отдаю оформителям) + подготовленные ученики. А вы запомните слова, значения которых вам не понятны.

3. Словарная работа.

околица – край села;

лощина – долина с пологими склонами;

маслина – оливковое дерево, а также плод его;

лоза – длинный гибкий стебель некоторых кустарников: ивовая, виноградная лоза;

осока – болотная трава с твердыми длинными листьями.

 

4. Проверка восприятия текста рассказа.

- Понравился ли вам отрывок из рассказа?

- Правильно ли поступил Юрка?

- Почему так назван рассказ?

5. – А бывает ли малина горькой? Нет. Да,  действительно, малина сладкая ягода. А о том какая  она полезная, расскажет «юный доктор». А еще доктор приглашает на отдых.

Физминутка «Мышата».

6. Чтение 1-ой части  рассказа «цепочкой» учащимися. Вторую часть про себя.  Рассказ и показ фотографий и малины. Фото актеров, мастера по изготовлению малины.  Инсценизация «Разговор Юрки с мамой».

Релаксация. Дадим отдых глазам. Следите глазками за предметами, которые будут появляться на экране.

7. Для нашей книги работали и художники,  они создали диафильм. Давайте посмотрим.

8. – Какие пословицы подберем к рассказу (работа в парах).

- Сумел ошибиться, сумей и исправиться.

- Нет друга – ищи, а нашел – береги.

- Под лежачий камень вода не течет.

VІІ. Рефлексия.

  •  Можно ли дружбу героев назвать настоящей?
  •  Какой должна быть настоящая дружба?
  •  Давайте посмотрим  на книгу. Листаю, показываю. Получилась?

Закончим книгу ее создателями. Вкладываем листок с ролями и передаем учащимся 2-А класса. Когда они будут знакомы с этим произведением она им поможет.

VІІІ. Д/з. стр. 85-87 дочитать рассказ и составить план, подготовить  кроссворд по содержанию.

Песня о дружбе (взявшись за руки).

Всем советуем дружить

Ссориться – не смейте.

Без любви нам не прожить

Ни за что  на свете.

Ни за что – 3 раза, на свете – 2 раза.

Петр Федотович Бондарчук

Петр Федотович Бондарчук родился в 1936 году, в Винницкой области, село Талалаевка (сейчас это село переименовано в село Васильевка Илинецкого района). А с 1962 года постоянно живет в г. Донецке.

После окончания седьмого класса работал лесорубом, учетчиком зерноуборочной бригады, служил в армии, был секретарем конторы в колхозе.

Заочно закончил филологический факультет Донецкого государственного университета.

Работал редактором на Донецком телевидении, был ответственным секретарем многотиражной газеты, корреспондентом областной газеты «Радянська Донеччина», старшим редактором издательства «Донбасс».

Петр Бондарчук издал около трех десятков книг поэзии, прозы, сатиры и юмора, перевел русскоязычных поэтов.

Творчество Петра Федотовича Бондарчука – это в первую очередь лирические стихи, основой для них являлась любовь к родной земле, язык своего народа, природа живописного  Подолья.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75292. Победа частной собственности на крестьянский надел и причины разорения свободных франков 36.5 KB
  Победа частной собственности на крестьянский надел и причины разорения свободных франков. Усадебная земля согласно данным Салической правды находилась уже в индивидуальной собственности каждого франка. Наоборот луга и леса продолжали ещё находиться и в коллективной собственности и в коллективном пользовании всей крестьянской общины. Сосуществование разных видов собственности продолжалось сравнительно недолго и общинная форма собственности на пахотную землю соответствовавшая более низкому уровню производительных сил уступила место...
75293. Начало переворота в поземельных отношениях у франков: бенефициальная реформа Карла Мартелла 38 KB
  Иногда наряду с аллодом они владели землями как мелкие вотчинники составлявшие промежуточный слой между феодалами и свободными крестьянами. Вопервых она значительно укрепила складывавшийся слой мелких и средних феодалов которые в качестве професси нальных воинов стали основой конного ополчения и всей военной организации; они были предшественниками будущего рыцарства. Широкий слой бенефициариев жил целиком эксплуатацией зависимого крестьянства. Укрепившийся благодаря ей слой средних феодальных землевладельцевбенефициариев составил на...
75294. Завершение переворота в поземельных отношениях и складывание основ феодализма при Каролингах 48 KB
  Поэтому даже теряя аллоды свободные общинники брали у феодалов землю в пользование на условии выполнения определенных повинностей. Существовали прекарии нескольких видов; иногда такое условное держание передавалось человеку у которого было недостаточно или вовсе не было земли precri dt но иногда мелкий собственник сам передавал под давлением нужды и насилий соседних крупных землевладельцев право собственности на свою землю одному из них чаще всего церкви и получал эту же землю обратно в качестве прекария пожизненно или...
75295. Франкское государство и общество при Каролингах. Каролингское Возрождение 37 KB
  Карл и его приближенные видели в новой державе возрождение Западной Римской империи франкского короля манил титул императора. Так на западе возникла новая империя что вызвало конфликт между Карлом и Византией императоры которой считали себя единственными наследниками старой Римской империи. Новые рубежи империи были укреплены пограничными областями марками. и международный престиж империи Каролингов: покровительства Карла домогались короли Шотландии и Астурии вожди племенных ирландских княжеств.
75296. Византийское общество и государство в IV-VI вв. Византия при Юстиниане I 41.5 KB
  Наивысшего расцвета Византийская империя достигла в правление императора Юстиниана I 527 565. Его дядя император Юстин I 518 527 возведенный на престол солдатами сделал Юстиниана своим соправителем. Историограф Юстиниана Прокопий Кесарийский в своих официальных трудах и в Тайной истории создал двойственный образ императора: жестокий тиран и властный честолюбец уживался в нем с мудрым политиком и неутомимым реформатором. Танцовщица и куртизанка Феодора благодаря своей редкой красоте уму и твердой воле покорила Юстиниана стала его...
75297. Заключительный период в истории позднеантичного мира 30.5 KB
  Дигесты выдержки из сочинений римских юристов и наконец Новеллы законы самого Юстиниана. Правление Юстиниана ознаменовано обострением социальной напряженности в обществе. Наиболее крупными были неудачи внешней политики Юстиниана на севере Балканского полуострова набеги варваров.
75298. Социально-экономическое и политическое развитие Византии в VII-VIII веках 36.5 KB
  Социальноэкономическое и политическое развитие Византии в VII-VIII вв. Из них а также из свободных византийских крестьян создавалось в VIII в. В византийской деревне в VIII первой половине IX в. Это засвидетельствовано кодифицированным в VIII в.
75300. Особенности социально-экономического и политического развития Византии в IX-XII веков 36 KB
  Золотой век Византийской империи длился примерно с 850 по 1050 гг. В эти столетия ее владения простирались от Южной Италии и Далмации до Армении Сирии и Месопотамии давняя проблема безопасности северных границ империи была решена присоединением Болгарии 1018 и восстановлением прежней римской границы по Дунаю. Были ассимилированы и подчинены империи заселившие в предшествующий период Грецию славяне. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 и последующий раздел империи подвел черту под тысячелетним существованием Византии как великой...