85534

Дружба, товарищество, взаимовыручка. Пословицы по теме урока. Чтение рассказа Петра Федотовича Бондарчука «Горькая малина»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи урока. Познакомить учащихся с творчеством П.Ф.Бондарчука и его рассказом «Горькая малина». Вырабатывать навыки выразительного и осознанного чтения, учить анализировать прочитанный текст, читать в лицах, составлять вопросы к прочитанному, обогащать словарный запас учащихся.

Русский

2015-03-27

117 KB

2 чел.

Урок чтения в 3 классе

П. Ф. Бондарчук

«Горькая малина»

                    


Урок чтения в 3-А классе

Тема: Дружба, товарищество, взаимовыручка.

Пословицы по теме урока. Чтение рассказа Петра Федотовича    «Горькая  малина».

Задачи урока.  Познакомить учащихся с творчеством П.Ф.Бондарчука и

его рассказом «Горькая малина».

Вырабатывать навыки выразительного и осознанного чтения, учить анализировать прочитанный текст, читать в лицах, составлять вопросы к прочитанному, обогащать словарный запас учащихся.

Развивать навыки критического мышления, коммуникативную компетенцию учащихся, умение выражать мысли и аргументировать свои высказывания; способствовать формированию собственной позиции ребенка.

Воспитывать чувство справедливости, честность, бережное отношение к дружбе, критическое отношение к своим собственным поступкам.

Оборудование:  портрет писателя, карточки-рисунки словарных слов,

карточки с пословицами для каждого ученика по теме урока, корзинка с малиной (для сценки), рисунки малины лесной и садовой, выставка книг по данной теме.

І. Организационный момент.

Улыбайтесь друг другу почаще

И не бойтесь друг друга любить

Окруженные аурой счастья

Мы научимся крепко дружить.

ІІ. Психологический настрой.

Я – «Добрый день»

Дети – «Здравствуйте» / 2 раза.

Я – «Руку дает другу друг»

Дети – «Здравствуйте»

Я – Вот и собрался наш круг.

А значит, можно начинать наш урок и мы начнем его с проверки д/з.

ІІІ. Дома нужно было  научиться выразительно читать стих А. Барто «Зеркало», а есть ученики, которые выучили стихотворение или отрывок.

Конкурс на лучшего чтеца (3 человека по 4 куплета + оценки)

ІV. Мотивация учебной деятельности.

Мы не зря начали урок  четверостишием о дружбе.

- Как вы думаете, легко ли дружить с человеком, который меняется «десять раз на дню».

- Какие слова ассоциируются  у вас со словом «ДРУЖБА».

Составляем ассоциативный куст со словом «дружба»

   ценная   бескорыстная

                    крепкая ДРУЖБА настоящая

                        

                             преданная         верная            честная

V. Сообщение темы и задач урока.

- Сегодня у нас будет очень интересная работа, мы создадим книгу- помощницу для  учащегося 2-го класса на основе рассказа Петра Бондарчука «Горькая малина» и поговорим о том, какую дружбу можно считать настоящей, что происходит с тем, кто хоть однажды схитрит или соврет своему другу. Для оформления книги нам нужно два человека, которые займутся своей работой.

VІ.  Первичное восприятие и осознание нового материала. 

1. А сейчас познакомимся с биографией автора. Слово предоставляется Артуру. Я обращаю внимание на запись на доске и на выставку книг.

2. Первичное чтение рассказа учителем (отдаю оформителям) + подготовленные ученики. А вы запомните слова, значения которых вам не понятны.

3. Словарная работа.

околица – край села;

лощина – долина с пологими склонами;

маслина – оливковое дерево, а также плод его;

лоза – длинный гибкий стебель некоторых кустарников: ивовая, виноградная лоза;

осока – болотная трава с твердыми длинными листьями.

 

4. Проверка восприятия текста рассказа.

- Понравился ли вам отрывок из рассказа?

- Правильно ли поступил Юрка?

- Почему так назван рассказ?

5. – А бывает ли малина горькой? Нет. Да,  действительно, малина сладкая ягода. А о том какая  она полезная, расскажет «юный доктор». А еще доктор приглашает на отдых.

Физминутка «Мышата».

6. Чтение 1-ой части  рассказа «цепочкой» учащимися. Вторую часть про себя.  Рассказ и показ фотографий и малины. Фото актеров, мастера по изготовлению малины.  Инсценизация «Разговор Юрки с мамой».

Релаксация. Дадим отдых глазам. Следите глазками за предметами, которые будут появляться на экране.

7. Для нашей книги работали и художники,  они создали диафильм. Давайте посмотрим.

8. – Какие пословицы подберем к рассказу (работа в парах).

- Сумел ошибиться, сумей и исправиться.

- Нет друга – ищи, а нашел – береги.

- Под лежачий камень вода не течет.

VІІ. Рефлексия.

  •  Можно ли дружбу героев назвать настоящей?
  •  Какой должна быть настоящая дружба?
  •  Давайте посмотрим  на книгу. Листаю, показываю. Получилась?

Закончим книгу ее создателями. Вкладываем листок с ролями и передаем учащимся 2-А класса. Когда они будут знакомы с этим произведением она им поможет.

VІІІ. Д/з. стр. 85-87 дочитать рассказ и составить план, подготовить  кроссворд по содержанию.

Песня о дружбе (взявшись за руки).

Всем советуем дружить

Ссориться – не смейте.

Без любви нам не прожить

Ни за что  на свете.

Ни за что – 3 раза, на свете – 2 раза.

Петр Федотович Бондарчук

Петр Федотович Бондарчук родился в 1936 году, в Винницкой области, село Талалаевка (сейчас это село переименовано в село Васильевка Илинецкого района). А с 1962 года постоянно живет в г. Донецке.

После окончания седьмого класса работал лесорубом, учетчиком зерноуборочной бригады, служил в армии, был секретарем конторы в колхозе.

Заочно закончил филологический факультет Донецкого государственного университета.

Работал редактором на Донецком телевидении, был ответственным секретарем многотиражной газеты, корреспондентом областной газеты «Радянська Донеччина», старшим редактором издательства «Донбасс».

Петр Бондарчук издал около трех десятков книг поэзии, прозы, сатиры и юмора, перевел русскоязычных поэтов.

Творчество Петра Федотовича Бондарчука – это в первую очередь лирические стихи, основой для них являлась любовь к родной земле, язык своего народа, природа живописного  Подолья.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4855. Технологии и методы программирования. Конспект лекций 297 KB
  Введение В курсе программирование рассматривается, как методология формализации записи решения задач на языке непосредственно не определяемым исполнителем, но понимаемым им до степени реализации. Эта позиция шире, чем изучение собственно конкретных...
4856. Объектно-ориентированное программирование на языке С++ 343.5 KB
  Объектно-ориентированное программирование на языке С++. Объектно-ориентированное программирование как методология проектирования программных средств. Что такое объектно-ориентированное программирование? Объектно-ориентированное программирование...
4857. Программирование на языке ассемблера 337.5 KB
  Введение Язык ассемблера — это символическое представление машинного языка. Все процессы в персональном компьютере (ПК) на самом низком, аппаратном уровне приводятся в действие только командами (инструкциями) машинного языка. По-настоящему реши...
4858. Основы микропрограммирования на языке Ассемблера. Лабораторные работы 322.5 KB
  Создание первой программы на языке Ассемблера Программирование арифметических операций Работа со строками Написание собственного обработчика прерывания Связь подпрограмм на Ассемблере с программами на языке высокого уровня Лабораторная работа №1 Со...
4859. Спектральный анализ кусочно-линейных функций с разрывами 183.5 KB
  Спектральный анализ кусочно-линейных функций с разрывами Цель работы Разработать приложение Спектральный анализ кусочно-линейных функций с разрывами. Разработать собственный компонент и использовать его в разработанном приложении. Задание к ла...
4860. Развитие языков программирования. Роль С++ в контексте современного программирования 49.5 KB
  Развитие языков программирования. Роль С++ в контексте современного программирования. Под программой будем понимать набор данных и инструкций, выполняемых вычислительным устройством с целью преобразования данных в рамках некоторой задачи, решае...
4861. Общая схема работы компилятора С++. Назначение и функционирование редактора связей. Загрузчик 52 KB
  Общая схема работы компилятора С++. Назначение и функционирование редактора связей. Загрузчик. Для оптимизации процесса перевода программы с С++ на машинный язык процесс трансляции разбивают на два этапа: промежуточная трансляция в набор объектных м...
4862. Среда разработки. Работа с проектами. Компиляция программы. Запуск программы 719 KB
  Среда разработки. Работа с проектами. Компиляция программы. Запуск программы. В принципе, для создания работающей программы на языке С++ достаточно написать исходный код в любом текстовом редакторе, передать все модули с исходным кодом программы ком...
4863. Структура программы C++. Служебные слова. Комментарии. Базовые типы данных и операции над ними 75.5 KB
  Структура программы C++. Служебные слова. Комментарии. Базовые типы данных и операции над ними. Логические операции. Побитовые операции. Преобразование типов. Базовый ввод, вывод. Служебные слова. Язык С++ имеет набор зарезервированных служебных сло...