85556

В. А. Сухомлинский «Петя, собака и котёнок»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: дать представление о доброте добрых делах учить рассуждать высказывать свои мысли строить текст по опорным словам и словосочетаниям продолжить работу над нарушенной последовательностью развивать речь воспитывать желание совершать добрые дела. На доске: Петя бежит собака испугался маленький...

Русский

2015-03-27

67.5 KB

0 чел.

Урок внеклассного чтения

по методике критического мышления

В. А. Сухомлинский

«Петя, собака и котёнок»

(3 класс)

Задачи: дать представление о доброте, добрых делах, учить рассуждать, высказывать свои мысли, строить текст по опорным словам и словосочетаниям, продолжить работу над нарушенной последовательностью, развивать речь, воспитывать желание совершать добрые дела.

Ход урока

I Оргмомент.                           

                              

Долгожданный дан звонок

Начинается урок внеклассного чтения                        

Улыбнитесь, ребята, друг другу. Я надеюсь, что мы сможем создать ситуацию успеха на уроке. Чтобы наша совместная работа была успешной, вспомним законы урока:

Не просто слушать, а слышать.

Не просто смотреть, а видеть.

Не просто читать, а рассуждать.

Дружно и творчески отвечать.

II. Актуализация опорных знаний.

  1.  Работа над пословицей.

Жизнь дана на добрые дела.

-Ребята, на доске записана пословица. Раскройте её смысл. Как вы думаете, о чём мы будем читать и говорить на уроке?

Добро – полезное дело, поступок.

Доброта – чуткое, дружеское отношение к людям.

На добро люди отвечают добром. Тот, кто делает что-то доброе не должен ждать за это награды.

  1.  Предугадывание вида произведения.

-Сегодня мы продолжаем работать с произведением В. А. Сухомлинского. Прочитайте название.

-Как вы думаете, что мы будем читать: сказку, научное произведение, рассказ?. Докажите.

-Все произведения В. А. Сухомлинского чему-то нас учат, значит, мы будем читать поучительное произведение.

3. Предугадывание текста по опорным словам.

-Судя по названию, без каких слов не может обойтись данное произведение?

-А теперь давайте отправимся в гости к бабушке Рассказушке и вместе с ней предугадаем содержание текста, которого будем сегодня читать.

На доске: Петя, бежит собака, испугался, маленький котёнок, жалобно мяукает, на руки, спряталась.

-Опираясь на слова и словосочетания составьте своё предугадывание. Помните правило составления: с каждым словом в той же последовательности.

(работа в парах, защита рассказов)

4.Работа с нарушенной последовательностью.

–Подтвердить наше предугадывание мы сможем в творческой лаборатории писателя.

Прочитайте предложения, можно ли сказать, что это текст. Почему?

-Нарушена последовательность предложений. На листочках за номерами расставьте предложения в нужной последовательности.

1.Собака остановилась… и спряталась в кустах.

2….мальчик шёл… по саду.

3.Но вдруг к его ногам притулился… котёнок.

4.Петя перепугался, хотел убежать.

5…бежит навстречу…. собака.

6.Он взял его на руки, рассердился на собаку.

-Прочитаем наше предугадывание. Верно ли мы его составили, мы поймём, когда прочитаем текст.  (2,5,4,3,6,1)

5. Словарная работа  «Справочное бюро».

Притулился -? прижался

Это слово используется в разговорной речи и означает устроиться, улечься где-нибудь в укромном месте. Например, «притулиться в уголке» («словарь русского языка» Ожегов).

6.Ассоциативный куст

                                                                      когда неправ

Стало стыдно                  обидел кого-то зря

                                                                        сделал что-то плохое

«О чувстве стыда, испытываемом от чего-нибудь. Стыдно окружающих. Стыдно за кого-нибудь». («Словарь русского языка» Ожегов).

III. Физминутка. Разминка «Солнечный зайчик».

Сядьте удобно и представьте, что вы вместе с мальчиком Петей находитесь в саду под яблонькой. Вдруг солнечный зайчик заглянул в ваши глаза. Закройте их. Зайчик побежал по вашему лицу, лобику, щёчках…(правда приятно). Погладьте легонько, чтоб не спугнуть его. Вдруг он залез за воротник. Погладьте его и там. Он любит вас, а вы подружитесь с ним. Прислушайтесь к своим чувствам, повернитесь к соседу. Спасибо тебе, солнечный зайка.

IV. Усвоение знаний.

1.Чтение текста. Методика «Взаимные вопросы».

Петя, собака и котёнок

Маленький мальчик Петя шёл узкой тропинкой по саду. Видит, бежит навстречу чёрная лохматая собака.

Петя перепугался, хотел убежать. Но вдруг к его ногам притулился маленький котёнок. Он бежал от собаки и просил Петю: «Защити меня, мальчик от этого страшного зверя».

Стоит Петя, смотрит на котёнка, а он поднял головку к нему и жалобно мяукает.

Пете стало стыдно перед котёнком. Он взял его на руки, рассердился на собаку и пошёл ей навстречу.

Собака остановилась, перепугано посмотрела на Петю и спряталась в кустах.

-чтение 1 части – вопросы буквального характера к тексту.

-Как вы думаете, о чём будет говориться во 2 части?

-чтение 2 части – задай товарищу вопрос небуквального характера (например, Откуда шёл Петя? Какого цвета шерсть у котёнка? и.т.д.)

-Понравился рассказ? Почему?

2.Чтение молча.

Возвращаемся к нарушенной последовательности. Глазками посмотрите текст, проверьте наше предугадывание.

3.Повторное чтение.

-А что было дальше?

V. Размышление. Методика «Интервью».

1.Игра «Наоборот». Узнай героя по описанию

а) - не девочка                     б) –белая                      в) –большой

-большой                                  -гладкая                         -не собака

- не испугался                          - нестрашный зверь    - не гавкает

- не защитил                            - не спряталась             - не просил защиты

- злой

Кто это? (Петя)                        (собака)                            (котёнок)

2.Т-схема: Надо ли было мальчику защищать котёнка?

Аргументы «за»                                       Аргументы «против»

VI. Итоги.

-Чему учит этот рассказ?

Добро вершится даром – просто так.

Так, как цветёт и опадает мак,

Как тучка вьётся и смеётся птичка,

Как трудится козявка – невеличка.

Добрые дела красят человека. Спешите делать добро!

VII. Дом. задание.  Методика «Свободное письмо»

Если бы этот рассказ писали вы, чтобы вы изменили?

Выполните иллюстрацию к рассказу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45759. Джон Локк. Опыты о человеческом разумении 28 KB
  Опыты о человеческом разумении 4 книги Локк впервые дал систематическую теорию эмпиризма. Средоточие философии Локка – его теория познания изложенная в Опыте о человеческом разумении Ее задача объяснить происхождение и основы человеческого познания и найти границы познавательной способности рассудка. Задачи философии Предмет философии по Локку исследование происхождения знания.
45760. Маклюэн. Понимание медиа 37.5 KB
  Понимание медиа. посвящённа осмыслению средств массовой коммуникации медиа. Средства массовой коммуникации медиа Маклюэн понимает чрезвычайно широко как расширение человека. По мнению Маклюэна глубочайшим заблуждением является убеждение в нейтральности медиа.
45761. Маркс К. К критике политической экономии 30.5 KB
  Маркс считает что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества реальный базис на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют опре формы общго сознания. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями внутри которых они до сих пор развивались. Ни одна общая формация не погибает раньше...
45762. Одномерный человек 41.5 KB
  В результате пролетариат перестал быть революционным классом интегрировавшись в привычную систему ценностей а общество утратило возможности развития. Общество стало бесклассовым но оно далеко от марксова идеала коммунизма. Вместо коммунизма получилось одномерное общество неототалитарная Система существующая за счет гипноза средств массовой информации которые внедряют в каждое индивидуальное сознание ложные потребности и культ потребления. Общество называется свободным имеется в виду либеральное общество в то время как на самом деле в...
45763. НИЦШЕ "АНТИХРИСТ. ПРОКЛЯТИЕ ХРИСТИАНСТВУ" 36 KB
  ПРОКЛЯТИЕ ХРИСТИАНСТВУ предпоследняя работа Ницше Der ntichrist ; первое издание в 1895 окончательная редакция 1956. Позиция Ницше была не совместима с традиционалистским атеизмом. Скорее позиция Ницше напоминает бунт преодоление а не голое и бесплодное отрицание. Священников Ницше именует ядовитыми пауками на древе жизни Церковь для Ницше смертельный враг всего благородного на земле она стремится растоптать всякое величие в человеке она выступает за все болезненное и слабое.
45764. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» 37 KB
  Следует отметить что уже в предисловии посвященном Рихарду Вагнеру Ницше заявляет важнейшую посылку своей работы серьезное отношение к эстетической проблематике к искусству говоря о том что противопоставление искусства серьезности существования грубое недоразумение и что его собственное убеждение это взгляд на искусство как на высшую задачу и собственно метафизическую деятельность в этой жизни. Рождение трагедии из духа музыки Die Geburt der Trgödie us dem Geiste der Musik эстетический трактат 1872 года в котором...
45765. Остин. Как производить действия при помощи слов 40 KB
  Остин требует соотносить философские понятия с понятиями обыденного языка с тем как то или иное слово употребляется в обыденной речи. Книга Как произошло слово самая знаменитая работа по философии обыденного языка . Теория речевых актов представлена в нем как только лингвистическая теория ни о какой философии обыденного языка там и речи нет. Введение перформатива позволяет Остину определить область действия правил логической семантики “утверждений†и очертить таким образом сферу употребления терминов обыденного языка определяемое их...
45766. Полани. Личностное знание 37 KB
  Полани является автором концепции личностного или неявного знания которое с его точки зрения нельзя выразить в явной форме но которое является сущностной составляющей деятельности ученого. Ключевое понятие “эпистемологическая страстность†для Полани “истина†это личностная категория относящаяся к убеждениям каждого конкретного человека. Что касается проблемы сознания то Полани так определяет свою концепцию: “Главным ключом для пересмотра этого понятия понятия “знаниеâ€.Для Полани “личностное знание†это сплав...