85556

В. А. Сухомлинский «Петя, собака и котёнок»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: дать представление о доброте добрых делах учить рассуждать высказывать свои мысли строить текст по опорным словам и словосочетаниям продолжить работу над нарушенной последовательностью развивать речь воспитывать желание совершать добрые дела. На доске: Петя бежит собака испугался маленький...

Русский

2015-03-27

67.5 KB

0 чел.

Урок внеклассного чтения

по методике критического мышления

В. А. Сухомлинский

«Петя, собака и котёнок»

(3 класс)

Задачи: дать представление о доброте, добрых делах, учить рассуждать, высказывать свои мысли, строить текст по опорным словам и словосочетаниям, продолжить работу над нарушенной последовательностью, развивать речь, воспитывать желание совершать добрые дела.

Ход урока

I Оргмомент.                           

                              

Долгожданный дан звонок

Начинается урок внеклассного чтения                        

Улыбнитесь, ребята, друг другу. Я надеюсь, что мы сможем создать ситуацию успеха на уроке. Чтобы наша совместная работа была успешной, вспомним законы урока:

Не просто слушать, а слышать.

Не просто смотреть, а видеть.

Не просто читать, а рассуждать.

Дружно и творчески отвечать.

II. Актуализация опорных знаний.

  1.  Работа над пословицей.

Жизнь дана на добрые дела.

-Ребята, на доске записана пословица. Раскройте её смысл. Как вы думаете, о чём мы будем читать и говорить на уроке?

Добро – полезное дело, поступок.

Доброта – чуткое, дружеское отношение к людям.

На добро люди отвечают добром. Тот, кто делает что-то доброе не должен ждать за это награды.

  1.  Предугадывание вида произведения.

-Сегодня мы продолжаем работать с произведением В. А. Сухомлинского. Прочитайте название.

-Как вы думаете, что мы будем читать: сказку, научное произведение, рассказ?. Докажите.

-Все произведения В. А. Сухомлинского чему-то нас учат, значит, мы будем читать поучительное произведение.

3. Предугадывание текста по опорным словам.

-Судя по названию, без каких слов не может обойтись данное произведение?

-А теперь давайте отправимся в гости к бабушке Рассказушке и вместе с ней предугадаем содержание текста, которого будем сегодня читать.

На доске: Петя, бежит собака, испугался, маленький котёнок, жалобно мяукает, на руки, спряталась.

-Опираясь на слова и словосочетания составьте своё предугадывание. Помните правило составления: с каждым словом в той же последовательности.

(работа в парах, защита рассказов)

4.Работа с нарушенной последовательностью.

–Подтвердить наше предугадывание мы сможем в творческой лаборатории писателя.

Прочитайте предложения, можно ли сказать, что это текст. Почему?

-Нарушена последовательность предложений. На листочках за номерами расставьте предложения в нужной последовательности.

1.Собака остановилась… и спряталась в кустах.

2….мальчик шёл… по саду.

3.Но вдруг к его ногам притулился… котёнок.

4.Петя перепугался, хотел убежать.

5…бежит навстречу…. собака.

6.Он взял его на руки, рассердился на собаку.

-Прочитаем наше предугадывание. Верно ли мы его составили, мы поймём, когда прочитаем текст.  (2,5,4,3,6,1)

5. Словарная работа  «Справочное бюро».

Притулился -? прижался

Это слово используется в разговорной речи и означает устроиться, улечься где-нибудь в укромном месте. Например, «притулиться в уголке» («словарь русского языка» Ожегов).

6.Ассоциативный куст

                                                                      когда неправ

Стало стыдно                  обидел кого-то зря

                                                                        сделал что-то плохое

«О чувстве стыда, испытываемом от чего-нибудь. Стыдно окружающих. Стыдно за кого-нибудь». («Словарь русского языка» Ожегов).

III. Физминутка. Разминка «Солнечный зайчик».

Сядьте удобно и представьте, что вы вместе с мальчиком Петей находитесь в саду под яблонькой. Вдруг солнечный зайчик заглянул в ваши глаза. Закройте их. Зайчик побежал по вашему лицу, лобику, щёчках…(правда приятно). Погладьте легонько, чтоб не спугнуть его. Вдруг он залез за воротник. Погладьте его и там. Он любит вас, а вы подружитесь с ним. Прислушайтесь к своим чувствам, повернитесь к соседу. Спасибо тебе, солнечный зайка.

IV. Усвоение знаний.

1.Чтение текста. Методика «Взаимные вопросы».

Петя, собака и котёнок

Маленький мальчик Петя шёл узкой тропинкой по саду. Видит, бежит навстречу чёрная лохматая собака.

Петя перепугался, хотел убежать. Но вдруг к его ногам притулился маленький котёнок. Он бежал от собаки и просил Петю: «Защити меня, мальчик от этого страшного зверя».

Стоит Петя, смотрит на котёнка, а он поднял головку к нему и жалобно мяукает.

Пете стало стыдно перед котёнком. Он взял его на руки, рассердился на собаку и пошёл ей навстречу.

Собака остановилась, перепугано посмотрела на Петю и спряталась в кустах.

-чтение 1 части – вопросы буквального характера к тексту.

-Как вы думаете, о чём будет говориться во 2 части?

-чтение 2 части – задай товарищу вопрос небуквального характера (например, Откуда шёл Петя? Какого цвета шерсть у котёнка? и.т.д.)

-Понравился рассказ? Почему?

2.Чтение молча.

Возвращаемся к нарушенной последовательности. Глазками посмотрите текст, проверьте наше предугадывание.

3.Повторное чтение.

-А что было дальше?

V. Размышление. Методика «Интервью».

1.Игра «Наоборот». Узнай героя по описанию

а) - не девочка                     б) –белая                      в) –большой

-большой                                  -гладкая                         -не собака

- не испугался                          - нестрашный зверь    - не гавкает

- не защитил                            - не спряталась             - не просил защиты

- злой

Кто это? (Петя)                        (собака)                            (котёнок)

2.Т-схема: Надо ли было мальчику защищать котёнка?

Аргументы «за»                                       Аргументы «против»

VI. Итоги.

-Чему учит этот рассказ?

Добро вершится даром – просто так.

Так, как цветёт и опадает мак,

Как тучка вьётся и смеётся птичка,

Как трудится козявка – невеличка.

Добрые дела красят человека. Спешите делать добро!

VII. Дом. задание.  Методика «Свободное письмо»

Если бы этот рассказ писали вы, чтобы вы изменили?

Выполните иллюстрацию к рассказу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

86211. Архитектурный проект строительства котеджного здания 317.5 KB
  Интенсивное развитие строительной техники сопровождается внедрением индустриальных методов строительства, новых строительных и конструктивных систем. За последнее время, в связи с переходом страны к рыночной экономике, появилось большое количество принципиально новых по конструктивным и декоративным показателям строительных материалов.
86212. Расчет и проектирование балочной клетки 717 KB
  Мы рассмотрим один тип балочной клетки – простой, так как шаг колон в продольном и поперечном направлении имеет не большое различие, и следовательно применение вспомогательных балок будет не целесообразным.
86214. Роль отца в воспитании ребенка 182.58 KB
  Для нашей страны данная проблема является особенно актуальной в силу исторических причин, включая особенности влияния тоталитарного государства на мужскую роль вообще и отцовскую в частности. Поэтому цель данной работы заключается в исследовании роли отца в воспитании ребенка.
86215. Разработка системы управления кадрового состава предприятия 451.5 KB
  В дипломной работе разработана база данных по кадрам в MS ACCESS, рассчитана модель распределения ограниченного бюджете между квалифицированными категориями. Произведены расчеты затрат на повышение квалификации, прироста производительности труда и рассчитаны основные статистические показатели профессионального...
86216. ПЕРСПЕКТИВИ ФІНАНСОВОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ПРОЕКТІВ БЛАГОУСТРОЮ НАСЕЛЕНИХ ПУНКТІВ 427.85 KB
  Метою дипломної роботи є аналіз процесів розробки та реалізації проектів та програм благоустрою населених пунктів, їх фінансування та результатів за для отримання висновків, щодо ефективності фінансового забезпечення даних проектів і програм та стану благоустрою міст в цілому.
86217. Элементы и уровни банковской системы 481.5 KB
  Актуальность выбора темы дипломной работы связана с видением значительной роли банков в современной российской экономике, проблем функционирования кредитно-банковской системы в рыночных условиях ввиду необходимости контроля уровня инфляции.
86218. ИНФЕКЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 102.83 KB
  В целях профилактики возникновении и распространения внутрибольничных инфекций ВБИ разрабатывается план профилактических и противоэпидемических мероприятий который утверждается руководителем организации. Этиологическая природа ВБИ определяется широким кругом микроорганизмов более 300 которые включают...