85559

«Наши корни» (с использованием миниатюр В.Сухомлинского)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

У кого-то дерево с глубокими корнями в этих семьях хранится память не только о бабушках и дедушках но и о прабабушках и прадедушках. Мама папа бабушка дедушка. В соседней комнате на диване сидят дедушка и бабушка. Маленькая Аленка играет на полу плюшевым медвежонком и смотрит как папа мама дедушка...

Украинкский

2015-03-27

149.5 KB

2 чел.

Урок- проект

внеклассное чтения 3 класс (школа 1-4)

                                           Учитель1 категории

Мартынова Анжелика Анатольевна

Тема: «Наши корни» (с использованием миниатюр В.Сухомлинского)

Основной вопрос урока: Как связано душевное здоровье с нашим отношением к

                                           членам  своей семьи?

Проблемные вопросы урока:

Что я знаю об истории своего рода?                                                                                                              

Какое значение имеют поговорки, в которых упоминаются отношения между членами семьи?

Чему учат нас произведения В. Сухомлинского?

Дидактические цели урока:

Формировать мышление, навыки работы в группе.

Формировать умение увидеть проблему и наметить пути её решения.

Методические задачи урока:

Научить приёмам поисковой работы

Развивать умение исследовать проблему, делать выводы, устанавливать связи между отдельными понятиями, помочь учащимся связать материал текста с их собственным опытом.

Расширить представления детей о детской литературе.

Темы самостоятельного исследования:

Сбор информации о своих предках, составление генеалогического древа.

Самостоятельная работа с дополнительной литературой: чтение произведений об отношениях в семье.

1 группа: подбор  поговорок, в которых упоминаются отношения между членами семьи;

2 группа: поиск информации о жизни и деятельности В.А.Сухомлинского.

Необходимый дидактический и организационный материал:

Для фронтальной работы:

зашифрованное название темы урока (увеличенный вариант);

рисунок природы (черно-белый) с набором, позволяющим в течении урока, дополнить рисунок красочными деталями ( яркие цветы, облака, деревья, люди)

выставка книг;

портрет В.Сухомлинского с мамой.

Для индивидуальной работы:

  •  Книжки-малышки «Моя семья» (приготовленные детьми в результате поисковой работы);
  •  Тексты рассказов В.Сухомлинского
  •  «Почему у бабушки и дедушки на глазах слезы?»
  •   «Бабушкин борщ»
  •  «Зеленая кастрюля»

Планируемый результат:

Совершенствование навыков осмысленного чтения вслух.

Обогащения словарного запаса учащихся, развитие речи

Развитие интереса к изучению истории своей семьи

Воспитание уважения к членам своей семьи.

Формирование навыка сохранения душевного здоровья.

Ход урока

I  Организационный момент

Учитель: Ребята, скажите, какой  статус носит  наша школа?

Ученики: Школа здоровья

Учитель: О каких составных частях здоровья мы с вами говорили на уроках Основ здоровья?

Ученики: Психическое, душевное, физическое здоровье.

Учитель: Душевное здоровье – это показатель красоты нашей души. Наше отношение к людям, которые нас окружают. Пожалуй, главное, в отношениях – это доброта и уважение. Я предлагаю, сегодняшний урок назвать уроком доброты, и мне хотелось бы, чтобы после этого урока вы задумались над тем, что значит быть  душевно здоровым человеком.

II. Формулирование обучающимися темы урока.

Учитель: Для того, чтобы узнать тему урока, я прошу вас найти прямоугольник с первой буквой и установить последовательность соединения остальных букв искомых слов:

Ученики: Мы прочитали слова Наши корни. Начали с прямоугольника, который выделен ярче, чем другие. В первом слове он самый маленький, во втором – самый большой. Далее искали прямоугольники более высокие ( в первом слове) или более низкие ( во втором) и соединяли буквы, которые в них написаны.

  1.  Организация восприятия нового материала

Учитель: Вы все провели большую исследовательскую работу для того, чтобы узнать свои корни. Посмотрите на родословные деревья вашей семьи. У кого-то дерево с глубокими корнями, в этих семьях хранится память не только о бабушках и дедушках, но и о прабабушках и прадедушках. У кого-то корни неглубокие. Но у всех нас есть предки. Мама, папа, бабушка, дедушка.  А всегда ли мы относимся к ним с должным уважением и пониманием? Всегда ли мы по достоинству можем оценить их любовь, заботу?

Ведь любят  тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твой

- Посмотрите, каков наш мир, если он не раскрашен нашими чувствами.

- Какими словами вы можете его описать?

Ученики: Серый, скучный, одинокий, пустой.

Учитель: Давайте попробуем его раскрасить. А на вооружение возьмем палитру наших чувств

 IV.  Проверка домашнего задания.

Анализ выставки книг, самостоятельно подобранных и прочитанных детьми к уроку

Учитель: Рассматривая книги, которые вы представили на выставку, можно сказать, что все они соответствуют теме урока

- Просмотрите фамилии авторов книг. С кем из них вы встретились впервые?

- Какую из этих книг вам предложили в библиотеке? О чем эта книга?

- Есть ли на выставке книги, рассказывающие об отношении к старшему поколению?

 V. Творческое применение и добывание знаний

Работа над миниатюрами В.Сухомлинского.

1)Представление своего проекта «Моя семья»

Учитель: Ребята у вас на столах тоже книжки-малышки. Это ваша летопись семьи. Многие из вас писали о любви к родителям. Есть ли среди вас те, кто сможет рассказать более давнюю историю семьи? Кто писал о прадедушке или прабабушке?

(чтение сочинений-рассказов)

2) Изучение нового материала

Учитель: Не зная истории жизни, воспоминаний, тяжело понять людей, которые нас окружают. Об этом рассказ В.Сухомлинского «Почему у бабушки и дедушки на глазах слезы?

- Прочтите рассказ (выразительное чтение хорошо читающими учащимися на фоне музыки)

Почему у бабушки и дедушки на глазах слезы?

На столе маленький радиоприемник. У стола – папа и мама. В соседней комнате на диване сидят дедушка и бабушка. Маленькая Аленка играет на полу плюшевым медвежонком и смотрит, как папа, мама, дедушка и бабушка слушают музыку.

Удивительная эта музыка: кажется Аленке, что над открытым окном склонились волшебные цветы – большие-большие розы, над цветами летает пчела, в небе сияет солнце, а видна далекая степь...

Видит Аленка, как в глазах папы и мамы вспыхивают ласковые искринки. Коснулся папа рукой пальцев мамы, и мамино лицо осветила добрая улыбка.

Но почему это бабушка и дедушка такие печальные? Почему на глазах у них слезы? Неужели от розы, пчелы и солнца плачут?

- Как вы считаете, от чего грустны стали бабушка и дедушка?

-Какими чувствами, можно украсить мир, чтобы наши близкие были счастливы?

Ученики: Уважение, взаимопонимание.

(на рисунок  прикрепляются голубые облака)

Учитель: В.Сухомлинский… Эта фамилия нам хорошо знакома. Мы часто читаем и обсуждаем его рассказы-миниатюры.

- Посмотрите на фотографию Василия Александровича Сухомлинского. Здесь он со своей мамой. И это не случайно, потому, что Василий Александрович всегда своим примером показывал, как нужно относиться к маме. С уважением, любовью, пониманием, терпением, благодарностью. Ведь люди, любящие своих родных – будут любить и свою Родину.

- Я предлагаю выступить группе, которая исследовала творчество В.Сухомлинского.

 

Учитель  «Человек рождается, чтобы после себя оставить след вечный» - писал В.Сухомлинский. И каждым своим произведением он старался оставить след в сердце человека.  Загляните в себя, какие же чувства оставит в нашей душе рассказ «Бабушкин борщ» (Инсценировка  миниатюры)

Бабушкин борщ

У бабушки две внучки в большом городе – Нина и Тина. На летние каникулы они приехали в гости к бабушке.

Радуется бабушка внучкам – первокласснице Нине и шестилетней Тине. Угощает их черешней, сладким медом и варениками. Но девочкам больше всего хочется борща: мама рассказывала им, что бабушка варит вкусный борщ.

Сварила бабушка борщ со свежими помидорами, с капустой, со сметаной. Но была одна беда… Стала бабушка забывать, что она сделала. Пока варила борщ, дважды посолила. Поставила на стол две тарелки борща, приглашает внучек и говорит:

-А солила ли – не помню… Старая стала… Вот соль в солонке, солите по вкусу.

Съели девочки по ложке борща: ой, какой же соленый!

Посмотрели друг дружке в глаза, еле заметно улыбнулись.

Ложка за ложкой – съели по тарелке, да еще попросили. Едят и благодарят бабушку. Бабушка радуется.

- А солила ли я борщ? - спросила бабушка.

- Мы и не заметили.- сказала Нина, - такой вкусный, что о соли и не подумали.

-Значит, солила, - вздохнула с облегчением бабушка. – А завтра солите вы: боюсь, что забуду посолить.

-Хорошо, бабушка, солить борщ будем мы.

- Как поступили девочки?

- Почему они не сказали, что борщ пересолен?

- Какие чувства мы возьмем для того, что бы раскрасить наш мир?

Ученики: Тактичность, доброжелательность

(на рисунок  прикрепляются яркие цветы)

Учитель  Семья, душевное благополучие, отношение к близким – всегда было важным для нашего народа.

- Поисковая группа подбирала пословицы и поговорки о семье. Прокомментируйте, как вы их понимаете?

  •  Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  •  Без отца - полсирота, а без матери - круглая сирота.
  •  При солнышке тепло, при матери добро.
  •  Птица в гнезде до осени, а дети в дому до возраста.
  •  Со своими детьми до времечка, а с внучатами - до гробовой доски.
  •  Дитятко - что тесто: как замесил, так и выросло.
  •  Слава сына - отцу отрада.
  •  Изба детьми весела.
  •  Птица рада весне, а дитя матери.
  •  Слепой щенок и тот к матери ползет.
  •  Старший брат - как отец второй, младший - как сын родной.
  •  За кровь свою и курица - лютый зверь.

Учитель:  «Иван не помнящий родства»- так называли в народе человека, не помнящего свои корни. Человека, не ценящего и не уважающего главного в жизни – своих родителей.

Об этом рассказ Василия Сухомлинского «Зеленая кастрюля». Прочтите его молча.


Зеленая кастрюля

Каждый вечер Толя идет к бабушке на кровать, и она рассказывает ему сказки. А когда от дремоты начинают слипаться глазки, она берет внука на руки и относит его на кроватку. Эти мгновения – самые счастливые в жизни мальчика.

Бабушка часто печальна. Толя спрашивает: «Почему у Вас, бабуся, грустные глаза?». Но она молчит.

Сегодня Толя проснулся рано и увидел: бабушка моет зеленую кастрюлю и плачет.

Днем Толя узнал, что в зеленой кастрюле мама варит бабушке суп.

Когда пришло время обедать, мама налила из зеленой кастрюли суп и поставила на маленький столик у порога. Там бабушка обедала. Толе стало жаль бабушку. Он сказал: «Мама, я хочу супа из зеленой кастрюли». Мать посмотрела на Толю удивленными глазами и сердито прошептала: «Не выдумывай!». Толя расплакался: «Нет, мама, я не выдумываю. И хочу обедать только с бабушкой».

Он вышел из-за большого стола, сел за маленький бабушкин столик и стал есть суп из ее тарелки. В комнате стало очень тихо. Отец и мать положили ложки на стол. Бабушка плакала. Широко открытыми глазами Толя смотрел на зеленую кастрюлю.

- Как вы думаете, почему бабушка часто была печальна?

- Почему Толя отказался обедать за большим столом?

- Кто в данной ситуации – маленький Толя или его родители – оказались более человечными, душевными и добрыми людьми. Почему вы так считаете?

- Давайте возьмем эти светлые чувства, для того, чтобы раскрасить яркими красками наш окружающий мир.

  VI. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний

Учитель:  Посмотрите, каким стал наш мир, наполненный добротой, пониманием, тактичностью, уважением. Как вы можете его описать

Ученики: Яркий, солнечный, веселый….

Учитель: Ведь так просто изменить все вокруг нас. Что же для этого нужно сделать?

Ученики:  Для этого необходимо не забывать свои корни, беречь и уважать окружающих нас людей.

VII. Подведение итогов урока.

Учитель: Мы говорили сегодня о наших корнях, о тех людях, благодаря которым мы живем и раскрашиваем мир светлыми чувствами. Но как же связана тема нашего урока с душевным здоровьем?

Ученики: Доброе отношение к другим людям, изменяет наш мир. И человек сам становится спокойнее, душевно здоровее, потому что чувствует, что его окружают любящие, внимательные люди.

Учитель. Я хочу закончить наш урок следующим стихотворением:

В семейном кругу

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

-Не забывайте о своих корнях. И крепкого вам здоровья!

PAGE  4


н

а

ш

и

к

о

н

и