85559

«Наши корни» (с использованием миниатюр В.Сухомлинского)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

У кого-то дерево с глубокими корнями в этих семьях хранится память не только о бабушках и дедушках но и о прабабушках и прадедушках. Мама папа бабушка дедушка. В соседней комнате на диване сидят дедушка и бабушка. Маленькая Аленка играет на полу плюшевым медвежонком и смотрит как папа мама дедушка...

Украинкский

2015-03-27

149.5 KB

2 чел.

Урок- проект

внеклассное чтения 3 класс (школа 1-4)

                                           Учитель1 категории

Мартынова Анжелика Анатольевна

Тема: «Наши корни» (с использованием миниатюр В.Сухомлинского)

Основной вопрос урока: Как связано душевное здоровье с нашим отношением к

                                           членам  своей семьи?

Проблемные вопросы урока:

Что я знаю об истории своего рода?                                                                                                              

Какое значение имеют поговорки, в которых упоминаются отношения между членами семьи?

Чему учат нас произведения В. Сухомлинского?

Дидактические цели урока:

Формировать мышление, навыки работы в группе.

Формировать умение увидеть проблему и наметить пути её решения.

Методические задачи урока:

Научить приёмам поисковой работы

Развивать умение исследовать проблему, делать выводы, устанавливать связи между отдельными понятиями, помочь учащимся связать материал текста с их собственным опытом.

Расширить представления детей о детской литературе.

Темы самостоятельного исследования:

Сбор информации о своих предках, составление генеалогического древа.

Самостоятельная работа с дополнительной литературой: чтение произведений об отношениях в семье.

1 группа: подбор  поговорок, в которых упоминаются отношения между членами семьи;

2 группа: поиск информации о жизни и деятельности В.А.Сухомлинского.

Необходимый дидактический и организационный материал:

Для фронтальной работы:

зашифрованное название темы урока (увеличенный вариант);

рисунок природы (черно-белый) с набором, позволяющим в течении урока, дополнить рисунок красочными деталями ( яркие цветы, облака, деревья, люди)

выставка книг;

портрет В.Сухомлинского с мамой.

Для индивидуальной работы:

  •  Книжки-малышки «Моя семья» (приготовленные детьми в результате поисковой работы);
  •  Тексты рассказов В.Сухомлинского
  •  «Почему у бабушки и дедушки на глазах слезы?»
  •   «Бабушкин борщ»
  •  «Зеленая кастрюля»

Планируемый результат:

Совершенствование навыков осмысленного чтения вслух.

Обогащения словарного запаса учащихся, развитие речи

Развитие интереса к изучению истории своей семьи

Воспитание уважения к членам своей семьи.

Формирование навыка сохранения душевного здоровья.

Ход урока

I  Организационный момент

Учитель: Ребята, скажите, какой  статус носит  наша школа?

Ученики: Школа здоровья

Учитель: О каких составных частях здоровья мы с вами говорили на уроках Основ здоровья?

Ученики: Психическое, душевное, физическое здоровье.

Учитель: Душевное здоровье – это показатель красоты нашей души. Наше отношение к людям, которые нас окружают. Пожалуй, главное, в отношениях – это доброта и уважение. Я предлагаю, сегодняшний урок назвать уроком доброты, и мне хотелось бы, чтобы после этого урока вы задумались над тем, что значит быть  душевно здоровым человеком.

II. Формулирование обучающимися темы урока.

Учитель: Для того, чтобы узнать тему урока, я прошу вас найти прямоугольник с первой буквой и установить последовательность соединения остальных букв искомых слов:

Ученики: Мы прочитали слова Наши корни. Начали с прямоугольника, который выделен ярче, чем другие. В первом слове он самый маленький, во втором – самый большой. Далее искали прямоугольники более высокие ( в первом слове) или более низкие ( во втором) и соединяли буквы, которые в них написаны.

  1.  Организация восприятия нового материала

Учитель: Вы все провели большую исследовательскую работу для того, чтобы узнать свои корни. Посмотрите на родословные деревья вашей семьи. У кого-то дерево с глубокими корнями, в этих семьях хранится память не только о бабушках и дедушках, но и о прабабушках и прадедушках. У кого-то корни неглубокие. Но у всех нас есть предки. Мама, папа, бабушка, дедушка.  А всегда ли мы относимся к ним с должным уважением и пониманием? Всегда ли мы по достоинству можем оценить их любовь, заботу?

Ведь любят  тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твой

- Посмотрите, каков наш мир, если он не раскрашен нашими чувствами.

- Какими словами вы можете его описать?

Ученики: Серый, скучный, одинокий, пустой.

Учитель: Давайте попробуем его раскрасить. А на вооружение возьмем палитру наших чувств

 IV.  Проверка домашнего задания.

Анализ выставки книг, самостоятельно подобранных и прочитанных детьми к уроку

Учитель: Рассматривая книги, которые вы представили на выставку, можно сказать, что все они соответствуют теме урока

- Просмотрите фамилии авторов книг. С кем из них вы встретились впервые?

- Какую из этих книг вам предложили в библиотеке? О чем эта книга?

- Есть ли на выставке книги, рассказывающие об отношении к старшему поколению?

 V. Творческое применение и добывание знаний

Работа над миниатюрами В.Сухомлинского.

1)Представление своего проекта «Моя семья»

Учитель: Ребята у вас на столах тоже книжки-малышки. Это ваша летопись семьи. Многие из вас писали о любви к родителям. Есть ли среди вас те, кто сможет рассказать более давнюю историю семьи? Кто писал о прадедушке или прабабушке?

(чтение сочинений-рассказов)

2) Изучение нового материала

Учитель: Не зная истории жизни, воспоминаний, тяжело понять людей, которые нас окружают. Об этом рассказ В.Сухомлинского «Почему у бабушки и дедушки на глазах слезы?

- Прочтите рассказ (выразительное чтение хорошо читающими учащимися на фоне музыки)

Почему у бабушки и дедушки на глазах слезы?

На столе маленький радиоприемник. У стола – папа и мама. В соседней комнате на диване сидят дедушка и бабушка. Маленькая Аленка играет на полу плюшевым медвежонком и смотрит, как папа, мама, дедушка и бабушка слушают музыку.

Удивительная эта музыка: кажется Аленке, что над открытым окном склонились волшебные цветы – большие-большие розы, над цветами летает пчела, в небе сияет солнце, а видна далекая степь...

Видит Аленка, как в глазах папы и мамы вспыхивают ласковые искринки. Коснулся папа рукой пальцев мамы, и мамино лицо осветила добрая улыбка.

Но почему это бабушка и дедушка такие печальные? Почему на глазах у них слезы? Неужели от розы, пчелы и солнца плачут?

- Как вы считаете, от чего грустны стали бабушка и дедушка?

-Какими чувствами, можно украсить мир, чтобы наши близкие были счастливы?

Ученики: Уважение, взаимопонимание.

(на рисунок  прикрепляются голубые облака)

Учитель: В.Сухомлинский… Эта фамилия нам хорошо знакома. Мы часто читаем и обсуждаем его рассказы-миниатюры.

- Посмотрите на фотографию Василия Александровича Сухомлинского. Здесь он со своей мамой. И это не случайно, потому, что Василий Александрович всегда своим примером показывал, как нужно относиться к маме. С уважением, любовью, пониманием, терпением, благодарностью. Ведь люди, любящие своих родных – будут любить и свою Родину.

- Я предлагаю выступить группе, которая исследовала творчество В.Сухомлинского.

 

Учитель  «Человек рождается, чтобы после себя оставить след вечный» - писал В.Сухомлинский. И каждым своим произведением он старался оставить след в сердце человека.  Загляните в себя, какие же чувства оставит в нашей душе рассказ «Бабушкин борщ» (Инсценировка  миниатюры)

Бабушкин борщ

У бабушки две внучки в большом городе – Нина и Тина. На летние каникулы они приехали в гости к бабушке.

Радуется бабушка внучкам – первокласснице Нине и шестилетней Тине. Угощает их черешней, сладким медом и варениками. Но девочкам больше всего хочется борща: мама рассказывала им, что бабушка варит вкусный борщ.

Сварила бабушка борщ со свежими помидорами, с капустой, со сметаной. Но была одна беда… Стала бабушка забывать, что она сделала. Пока варила борщ, дважды посолила. Поставила на стол две тарелки борща, приглашает внучек и говорит:

-А солила ли – не помню… Старая стала… Вот соль в солонке, солите по вкусу.

Съели девочки по ложке борща: ой, какой же соленый!

Посмотрели друг дружке в глаза, еле заметно улыбнулись.

Ложка за ложкой – съели по тарелке, да еще попросили. Едят и благодарят бабушку. Бабушка радуется.

- А солила ли я борщ? - спросила бабушка.

- Мы и не заметили.- сказала Нина, - такой вкусный, что о соли и не подумали.

-Значит, солила, - вздохнула с облегчением бабушка. – А завтра солите вы: боюсь, что забуду посолить.

-Хорошо, бабушка, солить борщ будем мы.

- Как поступили девочки?

- Почему они не сказали, что борщ пересолен?

- Какие чувства мы возьмем для того, что бы раскрасить наш мир?

Ученики: Тактичность, доброжелательность

(на рисунок  прикрепляются яркие цветы)

Учитель  Семья, душевное благополучие, отношение к близким – всегда было важным для нашего народа.

- Поисковая группа подбирала пословицы и поговорки о семье. Прокомментируйте, как вы их понимаете?

  •  Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  •  Без отца - полсирота, а без матери - круглая сирота.
  •  При солнышке тепло, при матери добро.
  •  Птица в гнезде до осени, а дети в дому до возраста.
  •  Со своими детьми до времечка, а с внучатами - до гробовой доски.
  •  Дитятко - что тесто: как замесил, так и выросло.
  •  Слава сына - отцу отрада.
  •  Изба детьми весела.
  •  Птица рада весне, а дитя матери.
  •  Слепой щенок и тот к матери ползет.
  •  Старший брат - как отец второй, младший - как сын родной.
  •  За кровь свою и курица - лютый зверь.

Учитель:  «Иван не помнящий родства»- так называли в народе человека, не помнящего свои корни. Человека, не ценящего и не уважающего главного в жизни – своих родителей.

Об этом рассказ Василия Сухомлинского «Зеленая кастрюля». Прочтите его молча.


Зеленая кастрюля

Каждый вечер Толя идет к бабушке на кровать, и она рассказывает ему сказки. А когда от дремоты начинают слипаться глазки, она берет внука на руки и относит его на кроватку. Эти мгновения – самые счастливые в жизни мальчика.

Бабушка часто печальна. Толя спрашивает: «Почему у Вас, бабуся, грустные глаза?». Но она молчит.

Сегодня Толя проснулся рано и увидел: бабушка моет зеленую кастрюлю и плачет.

Днем Толя узнал, что в зеленой кастрюле мама варит бабушке суп.

Когда пришло время обедать, мама налила из зеленой кастрюли суп и поставила на маленький столик у порога. Там бабушка обедала. Толе стало жаль бабушку. Он сказал: «Мама, я хочу супа из зеленой кастрюли». Мать посмотрела на Толю удивленными глазами и сердито прошептала: «Не выдумывай!». Толя расплакался: «Нет, мама, я не выдумываю. И хочу обедать только с бабушкой».

Он вышел из-за большого стола, сел за маленький бабушкин столик и стал есть суп из ее тарелки. В комнате стало очень тихо. Отец и мать положили ложки на стол. Бабушка плакала. Широко открытыми глазами Толя смотрел на зеленую кастрюлю.

- Как вы думаете, почему бабушка часто была печальна?

- Почему Толя отказался обедать за большим столом?

- Кто в данной ситуации – маленький Толя или его родители – оказались более человечными, душевными и добрыми людьми. Почему вы так считаете?

- Давайте возьмем эти светлые чувства, для того, чтобы раскрасить яркими красками наш окружающий мир.

  VI. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний

Учитель:  Посмотрите, каким стал наш мир, наполненный добротой, пониманием, тактичностью, уважением. Как вы можете его описать

Ученики: Яркий, солнечный, веселый….

Учитель: Ведь так просто изменить все вокруг нас. Что же для этого нужно сделать?

Ученики:  Для этого необходимо не забывать свои корни, беречь и уважать окружающих нас людей.

VII. Подведение итогов урока.

Учитель: Мы говорили сегодня о наших корнях, о тех людях, благодаря которым мы живем и раскрашиваем мир светлыми чувствами. Но как же связана тема нашего урока с душевным здоровьем?

Ученики: Доброе отношение к другим людям, изменяет наш мир. И человек сам становится спокойнее, душевно здоровее, потому что чувствует, что его окружают любящие, внимательные люди.

Учитель. Я хочу закончить наш урок следующим стихотворением:

В семейном кругу

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ – родительский дом.

-Не забывайте о своих корнях. И крепкого вам здоровья!

PAGE  4


н

а

ш

и

к

о

н

и


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74463. Понятия и их дефиниция. Правила определения понятий 15.29 KB
  Понятия и их дефиниция. Объективной основой понятия могут выступать конкретные явления процессы их отдельные свойства компоненты связи которые в логике обозначаются общим понятием предмет. Содержание понятия составляет совокупность признаков благодаря которой осуществляются обобщение и выделение предмета. Это понятия правонарушение правоотношение норма права.
74464. Правовая наука как деятельность и социокультурный институт 18 KB
  Поскольку знания о государстве и праве об истории правовой науки представляют собой результат активной специальной деятельности людей то правовая наука правомерно рассматривается как деятельность благодаря которой были получены знания. В итоге правовая наука призвана раскрывать закономерности функционирования и развития права и государства и на этой основе формулировать конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства и и деятельности государства по управлению делами общества. Содержит рекомендации о формах и...
74465. Загальна організація та методика здійснення НДР с у вищих навчальних закладах 98 KB
  Основні етапи організації педагогічного дослідження. Особливості організації праці під час наукового дослідження. Будьяке педагогічне дослідження починається з вивчення проблеми яка виділяється для спеціального вивчення. Сутність наукової проблеми завжди криється у відображенні наявних суперечностей пізнання які можуть бути розв’язані тільки засобами наукового дослідження.
74466. Логіка наукового дослідження. Визначення наукового апарату у педагогічних дослідженнях 58 KB
  Логіка наукового дослідження. Визначення наукового апарату у педагогічних дослідженнях План. Об’єкт і предмет педагогічного дослідження їх відмінності та взаємозв’язок. Порядок визначення Методика формулювання мети гіпотези та завдання дослідження.
74467. Система роботи дослідника у процесі збору матеріалу наукового дослідження 132.5 KB
  Система роботи дослідника у процесі збору матеріалу наукового дослідження План. Збирання матеріалу наукового дослідження особливості даної стадії роботи. ПОШУК НАКОПИЧЕННЯ ТА ОБРОБКА НАУКОВОЇ ІНФОРМАЦІЇ Підсистема інформації...
74468. Порядок підготовки рукопису наукового дослідження та його захист 53 KB
  Порядок підготовки рукопису наукового дослідження та його захист План.Основні вимоги до літературного оформлення наукового дослідження: а визначення змісту роботи; розподіл загальної кількості сторінок по розділах; ввимоги до цитування у тексті...
74469. Науково-дослідна робота студентів у вищих навчальних закладах України 62.5 KB
  Сучасний етап розвитку системи освіти в Україні характеризується підвищенням вимог до розвитку наукової сфери в освіті. Значна частина студентської молоді, педагогічних кадрів поряд з виконанням безпосередніх обов’язків займається науковою діяльністю.
74470. Методологічні основи наукових досліджень. Мова як засіб вираження наукових знань 75 KB
  Проблема методології дослідження є актуальною для будь-якої науки, оскільки її досягнення значною мірою визначаються розвитком власного методологічного апарату. Розробка конкретних методів науки базується на її теоретичних положеннях і методологічних принципах.