85575
Исследование модели динамики операционно-кассового процесса коммерческого банка «Укргазбанк»
Дипломная
Экономическая теория и математическое моделирование
Особенно актуальными являются проблемы оптимизации тех или иных функций коммерческого банка и его учреждений решение которых позволит улучшить финансовые характеристики деятельности банка. По-этому часто хорошо апробированные и надежные математические методы не являются достаточно эффективными при решении...
Русский
2015-03-28
710 KB
4 чел.
Міністерство освіти і науки України
Східноукраїнський національний університет
імені Володимира Даля
Кафедра економічної кібернетики
ДИПЛОМНА РОБОТА
на тему:
“Дослідження моделі динаміки операційно-касового процесу комерційного банка “Укргазбанк””
Студентка групи УП-702 _________________ Антонова Н.В.
Керівник дипломної роботи _________________ к.т.н., доц . Ляшенко Т.В.
Завідувач кафедри
економічної кібернетики: _________________д..т..н., проф. Рамазанов С.К.
Луганськ 2005
АННОТАЦИЯ
В работе проведены исследования в области банковской деятельности, в частности, анализ и прогнозирование операционно-кассового процесса в банке.
При исследовании были использованы экономико-математические модели, в частности имитационные, построение которых необходимо при решении задач оптимизации функционирования экономических систем, метод вероятностно-автоматного моделирования, модель нестандартной системы обслуживания, которая адекватно описывает операционно-кассовый процесс ОАО АБ «Укргазбанк».
В ходе реализации имитационной модели операционно-кассового производственного процесса было вычислено приближенное значение математического ожидания длительности простоя работников, определен норматив нагрузки на одного работника, определен основной экономический норматив банковского учреждения.
РЕФЕРАТ
Дипломная работа содержит 75 страниц, 6 рисунков, 3 таблицы, 24 библиографических источника.
Банк, банковская деятельность, операционно-кассовый процесс, экономическая система, прогнозирование, анализ, оптимизация, имитация, норматив нагрузки, экономико-математическая модель.
В данной работе объектом исследования является операционно-кассовый процесс в ОАО АБ «Укргазбанк». Целью работы является рассмотрение имитационной модели динамики операционно-кассового процесса в банке, которая позволяет выяснить, как наилучшим образом организовать работу операционистов для оптимального выполнения набора типовых банковских операций. Реализация имитационной модели операционно-кассового производственного процесса позволяет вычислить приближенное значение математического ожидания длительности простоя работников, определить норматив нагрузки на одного работника, использовать полученное значение норматива нагрузки для определения основного экономического норматива банковского учреждения.
Для достижения поставленной цели были использованы теоретические основы имитационного моделирования, метод вероятностно-автоматного моделирования, модель нестандартной системы обслуживания.
СОДЕРЖАНИЕ
[1] ВВЕДЕНИЕ [2] РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ [3] РАЗДЕЛ 2. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ОПЕРАЦИОННО-КАССОВОГО ПРОЦЕССА В ОАО АБ «УКРГАЗБАНК» [4] РАЗДЕЛ 3. РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗРАБОТАННОЙ ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ НА ПРИМЕРЕ ОАО АБ «УКРГАЗБАНК» [5] ЗАКЛЮЧЕНИЕ [6] СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ [7] ПРИЛОЖЕНИЯ [7.1] Директор |
Коммерческие банки занимают определенное звено в системе рыночных структур. Развитие их деятельности необходимое условие реального создания рыночного механизма.
Экономическая роль коммерческих банков проявляется в том, что они способны осуществлять широкий круг операций и предоставляют большое количество разнообразных услуг предприятиям, фирмам, населению, государству. Концентрируя основную часть кредитных ресурсов, выполняя широкий спектр банковских операций и финансовых услуг, коммерческие банки влияют на все стороны хозяйственной жизни страны и тем самым обеспечивают развитие народного хозяйства.
Банковские операции это операции привлечения денежных средств и вложения их в ссуды, ценные бумаги и услуги, выпуска в обращение и изъятие из него денег, финансирования и кредитования капитальных вложений, кассового выполнения государственного бюджета и т.п.
Коммерческий банк представляет собой сложную многоуровневую экономическую систему, постоянно развивающуюся во времени и подвергающуюся воздействиям разнообразных случайных факторов, как внутренних, так и внешних. Особенно актуальными являются проблемы оптимизации тех или иных функций коммерческого банка и его учреждений, решение которых позволит улучшить финансовые характеристики деятельности банка.
В настоящее время для решения задач оптимизации функционирования систем, в том числе экономических, применяются различные математические методы: методы математического программирования, методы теории расписаний, сетевые методы планирования и управления, аналитические методы решения задач функционирования сложных экономических систем, относящиеся к теории массового обслуживания. Однако реальные жизненные ситуации, в которых существуют, функционируют и развиваются экономические системы, оказываются намного сложнее, чем это представляется в начале исследования. Эксперимент, в том числе и научный, применительно к экономической системе, как правило, невозможен. Поэтому часто хорошо апробированные и надежные математические методы не являются достаточно эффективными при решении задач оптимизации таких сложных экономических систем, к каким относится система коммерческого банка.
Все изложенные соображения подводят к выводу, что при решении задач оптимизации функционирования экономических систем, в частности банковских, необходимо построение экономико-математических моделей специфического характера.
Если сравнить все имеющиеся экономико-математические модели, то станет ясно, что особое место среди них занимают имитационные. При построении имитационной модели появляется возможность получить результаты решения, которые будут наиболее приближенные к результатам естественного эксперимента.
Целью работы является рассмотрение имитационной модели динамики операционно-кассового процесса в банке, которая позволяет выяснить, как наилучшим образом организовать работу операционистов для оптимального выполнения набора типовых банковских операций.
Реализация этой модели должна позволить решить такие актуальные на сегодняшний день вопросы, как: вычисление значения математического ожидания длительности простоя работников; определение норматива нагрузки на одного работника; использование этого норматива для определения основного экономического норматива банковского учреждения.
Важным условием эффективной работы коммерческого банка является выбор его оптимальной организационной структуры для успешного осуществления функций управления, максимального удовлетворения интересов клиентов в разнообразных банковских услугах с целью достижения банком основных стратегических целей.
В организационной структуре банка реализуются его задачи, непосредственно связанные с выполнением поставленных перед банком целей: кредитование, инвестирование, траст, расчетно-кассовые операции, международные расчеты, а также депозитные и валютные операции.
Организационная и управленческая структура коммерческого банка регламентируется его уставом. Устав акционерного банка «Укргазбанк» содержит такие сведения: наименование банка; его местонахождение; организационно-правовую форму; виды деятельности, которые намеревается осуществлять банк; размер и порядок формирования уставного капитала банка; виды акций банка, их нарицательную стоимость; формы выпуска акций; количество акций, которые покупаются акционерами; структуру управления банком; органы управления, их компетенцию и порядок принятия решений; порядок реорганизации и ликвидации банка; порядок внесения изменений и дополнений к уставу банка; размер и порядок образования резервов и других общих фондов банка; порядок распределения прибылей и покрытие убытков; положение об аудиторской проверке банка; положение об органах внутреннего аудита банка [2].
Организационная структура коммерческого банка определяется двумя моментами:
В соответствии с положениями законов Украины «Про господарські товариства» и «Про банки і банківську діяльність» структура управления акционерным банкам с негосударственной формой собственности выглядит так:
Рисунок 1.1. Структура управления банком.
Органами управления банка являются общее собрания акционеров, наблюдательный совет, правление банка.
Высшим органом управления акционерного банка является общие собрание акционеров. Собрание решает стратегические задачи в деятельности банка:
Эти вопросы относятся к исключительной компетенции общего собрания акционеров.
Общее собрание сзывается ежегодно, не позже чем через месяц после составления баланса банка за отчетный год.
Высший орган управления банка реализовывает свои задания и функции непосредственно через исполнительные и контрольные органы, которые полностью ему подотчетные.
Общее руководство деятельностью банка, контролирование работы правления и ревизионной комиссии осуществляет наблюдательный совет банка, который имеет такие полномочия:
Полномочия и порядок работы наблюдательного совета банка определяются уставом банка или положением о совете банка, которые утверждаются общим собранием акционеров банка.
Наблюдательный совет банка избирается общим собранием акционеров из числа акционеров банка или их представителей.
Исполнительным органом управления акционерного банка «Укргазбанк» является правление, которое осуществляет непосредственное руководство текущей деятельностью банка.
Правление подотчетно общим сборам акционеров и наблюдательному совету банка. Оно действует на основе положения, которое утверждено общим собранием акционеров или наблюдательным советом банка. Работой правления руководит глава правления.
Правление банка имеет такие полномочия:
Органом контроля АО «Укргазбанк» является ревизионная комиссия и внутренний аудит банка. Контроль финансово-хозяйственной деятельности банка осуществляет ревизионная комиссия банка, которая избирается общим собранием акционеров банка из числа акционеров или их представителей. Ревизионная комиссия подотчетна общему собранию акционеров банка.
Ревизионная комиссия имеет такие права:
Ревизионная комиссия осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности банка по поручению общего собрания акционеров, наблюдательного совета банка или по требованию акционера (акционеров), которые владеют в совокупности больше чем 10 процентами голосов.
Заседание ревизионной комиссии созывают по необходимости, но не реже одного раза в год.
Внеочередные заседания ревизионной комиссии могут созываться наблюдательным советом банка или по инициативе акционеров, которые владеют больше чем 10 процентами голосов. Решение принимаются большинством голосов членов ревизионной комиссии.
Полномочия ревизионной комиссии банка определяются уставом банка, а порядок ее работы положением о ревизионной комиссии, которая утверждается общим собранием акционеров банка.
С целью оперативного контроля текущей деятельности исполнительного органа в ОАО АБ «Укргазбанк» существует служба внутреннего аудита, которая подотчетна правлению банка. Полномочия и порядок работы этой службы определяются соответствующим положением о внутреннем аудите, которое утверждается исполнительным органом банка.
Кандидатура руководителя службы внутреннего аудита обязательно согласовывается с Национальным банком Украины, а работники этой службы во время назначения на пост дают письменное обязательство о сохранении банковской тайны и неразглашении информации, которая касается деятельности банка.
На службу внутреннего аудита ложится выполнение таких функций:
Организационная структура коммерческого банка «Укргазбанк» включает функциональные службы и отделы, каждый из которых выполняет определенные операции и имеет свои права и обязанности. Основным критерием организационного построения банка является экономическое содержание и объем операций, которые он выполняет. Отделы формируются в соответствии с классификацией отдельных банковских операций или их групп по функциональному предназначению [5,6].
Как уже было замечено, организационная структура ОАО АБ «Укргазбанк» построена по функциональному принципу. Каждый структурный элемент выполняет строго определенный пакет функций, указанных в распределении обязанностей.
Кредитный отдел выдает и принимает к погашению кредиты, ведет менеджмент активных операций.
Отдел внутренней бухгалтерии ведет бухгалтерский учет деятельности банка, отчетность.
Валютный отдел осуществляет все виды операций, связанных с валютой:
Кассовый отдел производит выдачу и прием от клиентов денежной наличности, передачу инкассации и получение от нее наличных денег.
Служба безопасности обеспечивает охрану банка: пропускной режим, работу сигнализации и т.д.
Хозяйственный отдел отвечает за бесперебойную работу всего хозяйства банка, снабжение инвентарем, уборку помещений, проведение текущих ремонтов и т.п.[20].
Рисунок 1.2. Структура подразделений ОАО АБ «Укргазбанк».
1.2. Анализ функций коммерческого банка «Укргазбанк»
Основными функциями коммерческого банка «Укргазбанк» являются:
Выполняя функцию мобилизации временно свободных денежных средств и превращения их в капитал, банк аккумулирует денежные доходы и сбережения в форме вкладов. Вкладчик получает вознаграждение в виде процента или оказываемых банком услуг. Сконцентрированные во вкладах сбережения превращаются в ссудный капитал, который используется банком для предоставления кредита предприятиям и предпринимателям. В конечном счете, с помощью банка сбережения превращаются в капитал [9,15].
Важное экономическое значение имеет функция кредитования предприятий, государства и населения. Прямое предоставление в ссуду свободных денежных капиталов их владельцами заемщикам в практической хозяйственной жизни затруднено. ОАО АБ «Укргазбанк» выступает в качестве финансового посредника, получая денежные средства у конечных кредиторов и давая их конечным заемщикам. За счет кредитов банка осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, торговли, обеспечивается расширение производства. Банк предоставляет ссуды потребителям на приобретение товаров длительного пользования, способствуя росту их уровня жизни.
Выпуск кредитных денег специфическая функция, отличающая коммерческие банки от других финансовых институтов. «Укргазбанк» осуществляет депозитно-кредитную эмиссию, денежная масса увеличивается, когда банк выдает ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда эти ссуды возвращаются. Предоставляемая клиенту ссуда зачисляется на его счет в банке, т.е. банк создает депозит (вклад до востребования), при этом увеличиваются долговые обязательства банка. Владелец депозита может получить в банке наличные деньги в размере вклада, вследствие чего происходит увеличение количества денег в обращении. При наличии спроса на банковские кредиты современный эмиссионный механизм позволяет расширять денежную эмиссию, что подтверждается ростом денежной массы. Вместе с тем экономика нуждается в необходимом, но не чрезмерном количестве денег, поэтому банк функционирует в рамках ограничений, устанавливаемых центральным банком, с помощью которых регулируется процесс кредитования и, следовательно, процесс создания денег[20].
Одной из функций коммерческого банка является обеспечение расчетно-платежного механизма. Выступая в качестве посредника в платежах, банк выполняет для своих клиентов операции, связанные с проведением расчетов и платежей.
Эмиссионно-учредительская функция осуществляется банком путем выпуска и размещения ценных бумаг (акций). Выполняя эту функцию, банк становятся каналом, который обеспечивает направление сбережений для производственных целей. Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней [19].
Располагая возможностями постоянно контролировать экономическую ситуацию, банк дает клиентам консультации по широкому кругу проблем (по слиянию и поглощению, новым инвестициям и реконструкции предприятий, составлению годовых отчетов). В настоящее время возросла роль банка в предоставлении клиентам экономической и финансовой информации.
1.3. Операции и услуги, предоставляемые банком
Экономическая роль коммерческих банков проявляется в том, что они способны осуществлять широкий круг операций и предоставляют большое количество разнообразных услуг предприятиям, фирмам, населению, государству. Концентрируя основную часть кредитных ресурсов, выполняя широкий спектр банковских операций и финансовых услуг, коммерческие банки влияют на все стороны хозяйственной жизни страны и тем самым обеспечивают развитие народного хозяйства.
Банковские операции это операции привлечения денежных средств и вложения их в ссуды, ценные бумаги и услуги, выпуска в обращение и изъятие из него денег, финансирования и кредитования капитальных вложений, кассового выполнения государственного бюджета и т.п. [17].
Коммерческий банк «Укргазбанк» в процессе своей деятельности осуществляет такие банковские операции:
операции с валютными ценностями;
лизинговые операции;
С разрешения НБУ банк имеет право осуществлять такие операции:
Вообще классификация операций и услуг коммерческого банка является довольно сложной, и может быть представлена схемой (рис1.3.).
Рисунок 1.3. Операции и услуги коммерческого банка «Укргазбанк»
В банковской практике Украины, как правило, есть две основных группы банковских операций, с помощью которых привлекаются банковские ресурсы; активные и пассивные.
К активным принадлежат операции, осуществляя которые, банк обеспечивают клиенту возможность получения необходимых ему средств, и тем самим размещает собственный и привлеченный капитал. Это кредитные операции, связанные с предоставлением клиентам разнообразных ссуд и их погашением, инвестиционная деятельность банка, то есть вложение средств в ценные бумаги предприятий всех форм собственности на сравнительно продолжительное время, формирование кассовых остатков и резервов, лизинговые и факторинговые операции [18].
Кредитование является основным видом активных операций коммерческого банка «Укргазбанк». Конкретные сферы применения банковского кредита определяются в зависимости от его целевого назначения и состава участников кредитных правоотношений. Учитывая особенности ссудных операций банка, принято выделять кредитование:
Важным условием кредитования является выдача кредита банком под обеспечение. Формами обеспечения возвращения кредитов являются: залог, гарантия, страхование. Относительно инвестиционных операций банка, целью которых является получение дохода и наращивание капитала, то сфера применения их теперь ограниченна, что обусловлено разными факторами: несовершенством действующего законодательства, нестабильностью экономического положения страны (инфляция, неразвитость рынка капиталов и его инфраструктуры, низкие темпы приватизационных процессов) [9].
Коммерческий банк «Укргазбанк» может также осуществлять другие виды активных операций: лизинговые операции, факторинг и форфейтинг.
Банк может приобретать средства производства (определенное имущество автомобили, самолеты, оборудование, транспортные средства, вычислительную технику и т.п.) для передачи их клиентам в аренду. Такая форма финансово-кредитных отношений называется лизингом, и в банковской практике приобрела значительное распространение.
Следовательно, лизинг это разновидность долгосрочного кредита, который предоставляется в натуральной форме и погашается клиентом в рассрочку. При осуществлении такой лизинговой операции банк организовывает получение долгосрочной ссуды у одного или у нескольких кредиторов на сумму до 80% стоимости сданных в аренду активов. За организацию ссуды банки получают от арендатора дополнительное вознаграждение.
Нетрадиционной банковской операцией является факторинг покупка банком у клиента срочных требований платежа, связанных с поставкой товаров или предоставлением услуг. Факторинг это уступка права требования, что оформляется соответствующим образом, заключением договора между банком и клиентом. В договоре банк обязуется не только изымать долги, а и определяет свои функции с обслуживания долга, предусматривает анализ кредитной возможности должников, инкассация, зачетные операции, прием на себя риска неуплаты и т.п.[4].
Клиент, который продал дебиторский долг, получает от банка деньги (денежная наличность, перечисление, оплата чека и т.п.) в размере 80-90% суммы долга, а оставленные 10-20% банк временно изымает в виде компенсации риска к погашению долга. После погашения долга банк возвращает взысканную сумму клиенту. За факторинговые операции банк берет с клиента плату.
Разновидностью факторинговой операции является форфейтинг форма кредитования внешнеэкономических операций покупкой коммерческим банком векселей, акцептованных импортером, то есть экспортер переуступает банку свои требования к покупателю. Форфейтинг предусматривает переход всех рисков к покупателю векселя (банку), поэтому последний требует гарантий банка страны-импортера. Преимуществом форфейтинга является твердая ставка кредитования и простота оформления переуступки векселей [4].
К пассивным операциям банка принадлежат операции, с помощью которых банк формирует свои ресурсы для осуществления кредитных и других активных операций, а именно депозитные операции, открытие и ведение счетов клиентов, получение ссуд на межбанковском рынке, продажа собственных торговых обязательств (векселей и облигаций).
Активные и пассивные операции осуществляются банком в соответствии с определенными принципами с использованием тех или других средств и методов, предусмотренных законодательством. Деятельность коммерческого банка «Укргазбанк» не ограничивается традиционными банковскими операциями, а охватывает значительно более широкий диапазон банковских услуг соответственно потребностям своих клиентов. Банковские услуги являются видом деятельности коммерческого банка, который выполняет разные банковские операции по доверенности клиентов (юридических и физических лиц), и включают посреднические, консультационные, расчетные, доверительные (трастовые) и прочие услуги [9].
Среди посреднических услуг наиболее распространенными является посредничество в получении клиентом кредита, в операциях с ценными бумагами, валютой и имуществом. Посредничество в получении клиентом кредита имеет место тогда, когда банк сам не имеет возможности удовлетворить кредитную заявку клиента. В таком случае банк, который обслуживает клиента, за его просьбой берет кредит в другом банке и предоставляет его клиенту под более высокий процент, чем плата за купленные ресурсы. Клиент соглашается на такую операцию, так как полученный им кредит в другом коммерческом банке часто обходится значительно дороже, поскольку этот банк стремится компенсировать риск предоставления кредита, в особенности незнакомому заемщику. Посреднические услуги в операциях с ценными бумагами, валютой и имуществом осуществляются на основании поручения от клиента и укладываются с эмитентом.
Банковские услуги относительно торговли валютой имеют целью предоставление валюты клиентам для обеспечения их платежей и поддержания ликвидности в валюте: страхование рисков обесценивание средств вследствие изменения валютных курсов, получение спекулятивной прибыли за счет изменения курсов валют.
Для обеспечения платежной дисциплины большое значение приобретают расчетные услуги банка, которые предусматривают ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению. Особым видом деятельности банка является доверительные (трастовые) услуги: операции по владению имуществом, переданным клиентом банка по доверенности. Доверенное управление имуществом связанное с выполнением работ по учету операций, сохранением ценностей, размещением средств, финансовым анализом и т.п.[16].
Значительную часть в доверительных (трастовых) услугах банка занимают агентские услуги. Во время выполнения таких операций банк действует от имени и по поручению клиента на основе договора, заключенного на конкретный срок. Отличие их от доверительных состоит в том, что при предоставлении агентских услуг клиент не теряет полномочий собственника, а лишь уполномочивает банк на операции от лица собственника [19].
Коммерческий банк при предоставлении агентских услуг осуществляет операции с сохранения имущества клиентов и управления их собственностью, инвестиционные и кредитные операции по доверенности собственника, операции купли-продажи, организовывают оплату счетов и налогов, оформление и восстановление страховых полисов, и прочее юридическое обслуживание.
Коммерческие банк выполняет услуги по сохранению ценностей: предоставляет в аренду сейфы клиентам, осуществляет операции с сохранения ценных бумаг с одновременным получением от них дохода, погашение облигаций с законченным сроком действия, обмена ценных бумаг, их покупки и продажи.
1.4. Организация работы операционных касс ОАО АБ «Укргазбанк»
Положение о порядке осуществления кассовых операций в ОАО АБ “Укргазбанк” и его филиалах определяет порядок организации работы операционных касс, порядок приема и выдачи наличности и ценностей в операционный и в послеоперационное время при осуществлении кассовых операций, в том числе порядок приема наличности от клиентов для зачисления на их собственные текущие, вкладные (депозитные) счета и выдачи наличности клиентам с их собственных текущих, вкладных (депозитных) счетов, порядок выдачи чековых книжек, порядок принятия и выплаты переводов без открытия счетов - от физических лиц наличностью в интересах юридических лиц, юридических лиц в интересах юридических лиц, юридических лиц в интересах физических лиц, физических лиц в интересах физических лиц, порядок обработки, формирование и упаковку банкнот (монет), сводка операционной кассы кассирами, порядок работы с банкоматами, обеспечение обменных пунктов авансами, порядок осуществления операций в вечерних кассах, организация и порядок работы кассы перечисления, обеспечения сохранности ценностей, порядок проведения ревизии ценностей, перемещения наличности и ценностей в операционной кассе и за пределы Учреждения Банка.
Положение разработано в соответствии с Законом Украины „О Национальном банке Украины”, „О банках и банковской деятельности” №2121 от 07.12.2000р., „О платежных системах и переводе денег в Украине”, „Инструкции о кассовых операциях в банках Украины", утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 14.08.2003р. №337, „Положение об организации операционной деятельности в банках Украины", утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 18.06.2003р. №254, других нормативно-правовых актов НБУ и внутренних нормативных актов ОАО АБ “Укргазбанк”, что определяют порядок осуществления операций с наличностью и ценностями, учета и контроля кассовых операций [22].
Кассовое обслуживание клиентов и обработка наличности в Учреждениях Банка должно осуществляться в операционных кассах (приходных, расходных, приходно-расходных кассах, кассах перечисления, вечерних кассах и тому подобное) расположенных в кассовом узле, который состоит из внутренних помещений, кассового зала для пребывания клиентов во время проведения кассовых операций и бокса инкассации.
К внутренним помещениям кассового узла принадлежат:
Внутренние помещения кассового узла должны быть изолированными от других помещений Учреждений Банка. Несанкционированный доступ к внутренним помещениям кассового узла должен быть исключен.
По решению руководителя Учреждения Банка для обслуживания физических лиц допускается встраивание кабин кассиров в помещении Учреждения Банка за пределами кассового узла.
Руководители Учреждения Банка (филиалы) обязаны обеспечить максимально надежную защиту помещений Учреждений Банка (филиалов) в которых осуществляются кассовые операции с использованием средств инженерно-технического укрепления и охранной сигнализации, направленных на создание безопасных условий работникам и Клиентам во время осуществления ими операций с наличными средствами и ценностями в соответствии с „Положение о требованиях относительно технического состояния и организациях охраны помещений банков Украины", утвержденного постановлением Правления НБУ № 403 от 17.09.2003р.
Кабины кассиров должны быть отделены от кассового зала инженерно-техническими средствами, которые обеспечивают удобное обслуживание клиентов и безопасные условия во время работы с наличностью и другими ценностями.
Рабочие места кассовых работников, которые осуществляют операции в операционной кассе, должны быть обустроенные сейфом (депозитной системой) для хранения наличности на протяжении рабочего дня, рабочим столом с ящиками, которые запираются, оборудованные приборами для контроля защитных элементов банкнот, банкното-счетными машинами, калькуляторами, а в случае применения в работе САБ - компьютерной техникой.
Рабочие места должны быть оборудованы таким образом, чтобы Клиенты и другие посторонние лица не имели возможность считывания информации из мониторов персональных компьютеров и документов на бумажных носителях, которые находятся у кассовых работников.
Кроме того, рабочие места кассовых работников, которые осуществляют приходные операции, должны быть оборудованы так, чтобы Клиент мог наблюдать за перечислением предоставленной им наличности и ценностей.
Кассирам категорически запрещается при временном отсутствии на рабочем месте оставлять наличность, ценности, пломбир, печати, именные штампы, клише с личным кодом, ключи от хранилищ в открытом виде, незамкнутыми в сейфы, металлические шкафы, тележки или ящики столов.
Не допускается во время проведения операций оставлять ключи в щелях замков дверей хранилищ, сейфов, металлических шкафов, тележек, предназначенных для хранения наличности и ценностей.
При осуществлении кассовых операций и временному отсутствию кассиры должны запирать двери кабин кассиров.
Собственные деньги кассиров, верхняя одежда, еда и другие предметы, которые не имеют отношения к осуществлению кассовых операций, должны храниться в специально отведенной комнате или в шкафах, расположенных в кассовом узле, но не в помещениях в которых осуществляются операции с наличностью и ценностями.
Учреждения Банка к работе с наличностью и другими ценностями не допускают работников, с которыми не заключен Договор о полной индивидуальной материальной ответственности и, которые не составили зачет относительно знания требований „Инструкции о кассовых операциях в банках Украины”.
Кассовые работники должны знать признаки подлинности и платежности национальной и иностранной валют (чеков). При этом кассовые работники осуществляют операции лишь с теми видами и номиналами банкнот иностранной валюты, которые обращаются в странах-эмитентах или подлежат обмену в порядке, установленном банком-эмитентом.
Перечень обязанностей и ответственность кассовых работников должны определяться в должностной инструкции, что складывается в письменной форме и утверждается в установленном порядке. Каждый кассовый работник должен ознакомиться со своей должностной инструкцией под роспись.
Для информирования клиентов относительно образцов банкнот национальной валюты и признаков их платежности в Учреждениях Банка возле касс на видном месте должны размещаться плакаты и буклеты, полученные от территориальных управлений НБУ.
Во время осуществления кассовых операций Учреждения Банка (филиал) должны обеспечивать:
Ответственность за организацию кассовой работы Учреждений Банка (филиалы) несут их руководители в соответствии с учредительными документами и законодательством Украины.
Кассовые операции в операционных кассах осуществляются, как на протяжении операционного времени, так и в послеоперационное время. Для выполнения кассовых операций в послеоперационное время допускается организовывать двусменный режим работы в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с Законом Украины „О платежных системах и переводе денег в Украине” и „Положения об организации операционной деятельности в банках Украины" все приходные и расходные кассовые операции осуществлены Учреждениями Банка в операционное время, должны быть отображенные в учете этого же операционного дня, а вся наличность, которая поступила на протяжении операционного времени должна быть оприходованная в операционную кассу на протяжении этого операционного дня. Выполненные кассовые операции в послеоперационное время должны отображаться в бухгалтерском учете не позже следующего операционного дня.
Для осуществления кассовых операций применяются бланки кассовых документов, изготовленные печатным способом или с использованием компьютерной техники (кроме чековых книжек).
Всем кассовым работникам должны быть предоставлены карточки с образцами подписей ответственных исполнителей, которым предоставлено полномочие на подписание кассовых документов с перечнем операций.
В случае использования соответствующего программного обеспечения проверка электронных цифровых подписей ответственных исполнителей осуществляется программными средствами автоматически.
Кассовые работники, которые приняли кассовый документ без соответствующей контрольной подписи и осуществили кассовые операции, несут ответственность за это согласно с действующим законодательством Украины.
При приеме платежей от физических лиц и выполнении кассовых операций с банковскими металлами на рабочих местах кассовых работников могут применяться САБ, что функционируют автономно. При этом программно-технические средства должны отвечать функциональным, технологическим требованиям, а также требованиям относительно информационной безопасности определенные „Положением об организации операционной деятельности в банках Украины". Информация об осуществленных в этих системах операциях передается каналами связи или через промежуточные носители информации.
В случае осуществления операций с наличностью (банковскими металлами) без открытия счета на сумму, что превышает 50000 гривен или эквивалент этой суммы в иностранной валюте, с целью идентификации личности в кассовых документах должны отмечаться такие реквизиты:
Реквизиты для идентификации личности обязательно должны быть отмечены в кассовых документах с помощью технических средств или от руки на основании предъявленных клиентом соответствующих документов.
В случае непредставления Клиентом документов или сведений, нужных для выяснения его личности, финансового состояния, или преднамеренного предоставления неправдивых сведений Учреждение Банка отказывает Клиенту в проведении операции с наличностью и возвращает ему кассовый документ без выполнения. На обратной стороне кассового документа ответственный исполнитель, на которого возложены обязанности приема кассовых документов от клиентов, делает надпись о причине его возвращения и отмечает дату его возвращения.
Во время осуществления кассовых операций, в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов НБУ Клиентом должен предъявляться паспорт или документ, что его заменяет.
Осуществление операций с наличностью и ценностями, которые являются составной частью отдельных банковских операций (валютно-обменные операции, осуществления и выплата переводов с применением платежных и других карточек и без них, осуществления платежей, операции с использованием счетов, операции с банковскими металлами, продажи лотерейных билетов и тому подобное), должно проводиться в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-правовых актов НБУ, которые регулируют процедуры выполнения конкретных технологических процессов, банковских операций и их документирования [20].
1.5. Определение функций, требующих компьютерной поддержки
С точки зрения банковских профессионалов и их клиентов ОАО АБ «Укргазбанк» является финансовым учреждением. Однако с точки зрения телекоммуникационных специалистов «Укргазбанк» выглядит как предприятие по переработке и передаче информации. Финансовые и денежные процессы, протекающие в банке, могут и должны быть интерпретированы как процессы обработки, хранения и переноса информации. Это относится в равной мере как к расчётным процессам, манипулирующими информацией о состоянии счетов клиентов, так и к процессам управления банком и принятия решений в сфере, например, кредитной или дилинговой деятельности [10,11]. Особенно ярко такая интерпретация проявляет себя при переходе банков, делового мира и всего общества на новые методы денежного обращения, когда кредитные и дебетовые карты, банкоматы, электронное обслуживание клиентов и другие подобные процессы ведет к тому, что все платёжные, расчётные и другие финансовые процедуры не будут нуждаться в бумажных деньгах и документах, а будут заключаться в компьютерной обработке и передаче информации. Имея в виду такую перспективу, нельзя переоценивать роль компьютерных информационных систем и компьютерных телекоммуникаций в банковском деле. С этой точки зрения широко понимаемая проблема управления становится ключевой в обеспечении эффективности и надёжности работы коммерческого банка «Укргазбанк».
Используя разного рода рекомендации можно определить следующие основные области сетевого управления в ОАО АБ «Укргазбанк»:
В более агрегированном виде можно выделить два класса задач, решаемых системой управления:
Использование компьютера позволяет расширить применение экономико-математических методов в управлении, т.е. не просто ускорить обработку информации методом прямого счета, а оптимизировать некоторые процессы (например, распределение и размещение мобилизованных средств). При этом время на обработку снижается настолько, что это сказывается на повышении оперативности проведения расчетов и, следовательно, на повышении оперативности принимаемых решений. Появляется возможность расширения спектра оказываемых услуг, повышения их качества и расширения географии за счет более полного использования средств телекоммуникаций [10].
Таким образом, роль технических средств в обеспечении эффективности банковской деятельности в настоящее время очень высока. Системы управления, а также их функции, обеспечивают надёжность обработки и передачи информации, которая заключается в выполнении большого количества операций проводимых АБ «Укргазбанк» в современных условиях банковской деятельности. Современные системы управления позволяют не только усовершенствовать операции расчёта, но и процессы управления банком, оказывают помощь по принятию решений в кредитной или дилинговой деятельности.
Также возросла роль коммуникаций в деятельности коммерческого банка «Укргазбанк», его филиалов. Это отражается в появлении новых видов услуг, таких как средства безналичного расчёта, во внутренней деятельности банка, например, в составлении консолидированной бухгалтерской отчётности.
1.6. Анализ существующих систем управления и поддержки
На сегодняшний день для осуществления операционного дня банка в ОАО АБ «Укргазбанк» используется автоматизированная банковская система SCROOGE-II. Эта система ориентирована на поддержку произвольного плана счетов и является открытой, гибкой, универсальной и эффективной системой автоматизации современного банка, легко адаптируемой к различным изменениям и нововведениям НБУ.
НБУ иногда называет ее второй, но на самом деле это все равно третья модель. Заключается она в том, что филиалы не имеют выхода в СЭП НБУ, а работают только через Головную Контору (ГК).
Третья модель в SCROOGE выглядит примерно так: есть банковский расчетный центр (БРЦ), который общается с СЭП, есть ГК и есть филиалы. ГК и филиалы обмениваются документами с СЭП и между собой только через БРЦ. Физически БРЦ установлен в ГК, поэтому ГК кроме всего прочего может управлять потоками документов от филиалов.
Обмен информацией между БРЦ и филиалами построен на механизме «синхронизации», краткая суть которого состоит примерно в следующем. В каждой таблице, которая должна «синхронизироваться», есть поле типа TimeStamp. Характерная особенность этого поля состоит в том, что оно уникально и максимально в последней модифицированной записи. Когда происходит обмен информацией, каждая сторона «запоминает» значение этого поля в последней записи, которая была «отдана», и следующий раз запрашивает только те записи, TimeStamp которых выше запомненного значения.
С точки зрения БРЦ филиалы и ГК почти равноправны. Исключение состоит только в том, что филиалы получают только «свои» документы, а ГК получает также и все филиальские документы.
Схема прохождения документов по системе построена таким образом, чтобы баланс у отправителя не зависел от состояния связи с получателем. По простому это выглядит примерно так: БРЦ получает документ от отправителя, и после визирования и допроводки создает копию этого документа для получателя. Эта копия уже отправляется получателю. При этом неважно, когда получатель ее получит, с корсчета отправителя деньги уже списаны первой копией. Физически первая копия делает проводку с корсчета отправителя на «деньги в пути», а вторая копия с «денег в пути» на корсчет получателя. Такой механизм кроме всего прочего обеспечивает полное соответствие значений корсчетов в филиалах и соответствующих значений в ГК в любое время. А все «недошедшие» суммы висят на счете «деньги в пути».
Автоматизированная банковская система SCROOGE-II обладает следующими ключевыми особенностями:
Что касается технических требований и допустимых операционных систем, то здесь нужно выделить следующие моменты. Рабочее место может функционировать на компьютерах с процессором не ниже 486 и имеющих ОП не менее 4M. Компьютер должен быть оснащен Hayes-совместимым модемом со скоростью передачи не менее 2400b.
Влияние ОС проявляется только на коммуникационной компоненте системы - RAS. Эта компонента поддерживается для следующих ОС:
Использование других сред Windows (3.11, OSR и т.п.) не исключается, однако в каждом отдельном случае требуется особый подход.
Также является немного завышенным требование наличия процессора не ниже 486. Это требование возникло ввиду того, что система RAS очень чувствительна к классу процессора и стабильно работает, начиная с PC486. О процессорах 386 этого сказать нельзя, однако имеются случаи, когда система нормально работает и на PC386. Но здесь уже следует пробовать.
Анализируя работу автоматизированной банковской системы SCROOGE-II в ОАО АБ «Укргазбанк», следует выделить ее основные подсистемы и приложения:
Рассмотрим эти подсистемы и приложения немного поподробнее.
Система электронных платежей SCROOGE-II.
Система электронных межбанковских платежей SCROOGE-II это пакет приложений, предназначенных для обеспечения интерфейса с системой электронных платежей НБУ.
Система разработана как мультивалютная и поддерживает все модели единого корреспондентского счета. В систему входят приложения:
Технология обработки межбанковских платежей в SCROOGE-II строго соответствует положениям и стандартам НБУ. Система прошла сертификацию для работы по всем моделям единого корреспондентского счета.
Банковский расчетный центр (БРЦ)
Технологическая реализация расчетов филиалов через консолидированный корреспондентский счет в банковской системе SCROOGE-II осуществляется на основе Банковского расчетного центра (БРЦ). БРЦ SCROOGE-II - универсальная система, функционально подобная системе электронных платежей SCROOGE-II и представляет собой отдельную подсистему. Предназначена для обслуживания различных моделей корреспондентского счета в банках с разветвленной филиальной структурой и функционирует в головном банке. БРЦ осуществляет взаимодействие с филиалами.
Технология построения БРЦ в SCROOGE-II определена связью нескольких MS SQL-баз, располагающихся на одном или нескольких MS SQL-серверах и обменивающихся информацией (открытыми RSA-ключами, документами, справочниками филиалов, банков и др.) между собой. При этом весь обмен информацией идет через базу БРЦ, которая в соответствии с принципами 3-й модели является единственным связующим звеном группы филиалов с СЭП НБУ. Организационно базы БРЦ и головного банка располагаются на одном MS SQL-сервере, хотя при необходимости возможно размещение баз на разных серверах.
Система реализована как частный случай уникального механизма синхронизации баз данных SCROOGE-II.
Реализация работы по 3-й модели корреспондентского счета в БРЦ SCROOGE-II утверждена НБУ и успешно работает не только в ОАО АБ «Укргазбанк», но и в таких крупных банках, как «МТ-Банк» (г. Кременчуг), «Южкомбанк» (г. Днепропетровск), «Донбиржбанк» (г. Донецк), «Диамант» (г. Киев), «Донгорбанк» (г. Донецк).
Универсальный механизм «бизнес-правил»
Механизм бизнес правил предназначен для расширения возможностей коммерческого банка по управлению своими филиалами. Базируется на динамическом задании головным банком логических и (или) бухгалтерских ограничений на допустимые начальные платежи филиалов и на выполнение других платежных операций в банке.
Для банков с развитой филиальной сетью, использующих различные модели обслуживания единого корреспондентского счета, распространение бизнес правил на филиалы позволяет головному банку динамически изменять режимы работы своих филиалов, увеличивая гибкость и мобильность всей системы в целом.
Репозитарий
Репозитарий SCROOGE-II представляет собой систему приложений, предназначенную для автоматизированного создания всего спектра статистических отчетных банковских форм для предоставления в НБУ, т.е. репозитарных файлов.
Подсистема модифицируема и дополняется согласно программе автоматизации и обработки статотчетности НБУ по международным стандартам.
Голосовая система SCROOGE-II
Голосовая система SCROOGE-II представляет собой набор приложений, позволяющих с помощью внешних устройств, в частности, модема, сообщать по телефонным каналам связи различную информацию.
Стандартный набор программ включает в себя:
Разработанные приложения предусматривают выполнение услуг:
Подсистема работы с валютой
Подсистема обеспечивает:
Кроме этого, подсистема включает в себя комплект приложений для работы с наличной валютой, которая предназначена для обслуживания внутрибанковских пунктов обмена валюты и обеспечивает:
Система «Кредиты/Депозиты/Вклады/Операционное обслуживание»
Система предназначена для ведения кредитных, депозитных и других подобных договоров, вкладных операций, а также операций по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов.
Назначение и состав подсистемы:
Система «Бюджет»
Система представляет собой специализированное приложение для банков, обслуживающих бюджетные счета. Назначение и состав подсистемы:
Система экономического анализа банка. Аналитический и экспертный модули
Система предназначена для накопления, обработки и разностороннего анализа разнородной отчетной информации, представления ее в удобной форме для сотрудников банка, имеющих потребность в аналитической информации.
Разработка системы потребовала решения следующих задач:
Система включает в себя:
Коммунальные платежи
Подсистема Scrooge Cards фактически подготовила почву для широкого внедрения электронной системы расчетов за муниципальные (коммунальные) услуги. При построении коммунальной подсистемы коммерческого банка учитывались многие факторы, в том числе наличие и состояние компьютерной техники и средств телекоммуникаций в пунктах приема платежей.
На банковской стороне реализовано описание поставщиков коммунальных услуг. Банк также выполняет распределение транзитных счетов на основании информации в центральной базе данных, при этом одновременно формируются реестры оплаты для каждого получателя средств в разрезе лицевых счетов плательщиков и видов услуг. В системе предусмотрены механизмы ежедневной и ежемесячной сверки данных между поставщиками услуг и энергоносителей, расчетным центром и банками, владельцами пунктов приема платежей.
Комплекс приложений СКЛАД, ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА, АМОРТИЗАЦИЯ
Комплекс осуществляет учет состояния и движения, как основных средств, так и материалов на складе, а также ежемесячное начисление амортизации на балансовую стоимость основных средств и поэтапное списание материальных ценностей склада.
Структурная схема системы учета материальных ценностей (МЦ):
Такая схема позволяет получать информацию, как о текущем состоянии «портфеля» складского хозяйства, так и просмотреть динамику списания соответствующих МЦ.
Начисление амортизации выполняется ежемесячно в одном из режимов: ручного ввода или автоматическое начисление.
Комплекс приложений ЗАРПЛАТА
Комплекс предназначен для расчета и начисления заработной платы работникам структурных подразделений банка.
На основе предопределенных формул по начислениям и удержаниям выполняется расчет заработной платы сотрудникам отделения банка. В основе лежит принцип отнесения к каждому сотруднику некоторого списка формул, полностью описывающего его доходы и расчет всех удержаний с этих доходов. Гибкость системы достигается возможностью модификации содержимого формул и добавлении новых в случае необходимости.
Реализованы два режима: автоматический расчет заработной платы и режим ручного ввода формул. В режиме автоматического расчета ко всем сотрудникам относится стандартный набор формул, который в дальнейшем может быть отредактирован. В режиме ручного ввода каждому сотруднику приписывается своя методика расчета заработной платы.
Реализованная отчетность генерирует общие ведомости, выписки, лицевые счета и расходные ордера по каждому сотруднику.
2.1. Формулировка проблем и постановка задачи проектирования
В настоящее время развитие и успешное функционирование коммерческих банков невозможно представить без широкого и повсеместного внедрения передовых информационных технологий и средств современной вычислительной техники. И если уже сейчас компьютеры и новейшие технологии активно используются в процессах автоматизации повседневной банковской работы, то в сфере управления банком в части принятия важнейших управленческих решений, в выборе стратегии развития банковского дела применение компьютеров носит большей частью исключительно информационно-справочный характер: с помощью компьютера руководитель обращается к соответствующей базе данных и получает интересующие его сведения, на основании которых он принимает (часто субъективно) то или иное управленческое решение.
Совершенно иные подходы к выбору управленческих решений открывает применение в управлении и в организации производственных процессов экономико-математических методов, различных приемов математического моделирования и особенно имитационного моделирования. Так, применение математического моделирования, оставляя за руководителем право окончательного выбора, позволяет свести к минимуму субъективизм в принятии решений, давая возможность осуществить оптимальный выбор, как правило, из нескольких приемлемых решений. В качестве наглядной демонстрации возможностей имитационного моделирования рассмотрим его применительно к решению проблем оптимизации функционирования коммерческого банка [11].
Коммерческий банк это сложная экономическая система. Существуют различные определения понятия системы, каждое из которых так или иначе дополняет и уточняет друг друга. В последующем изложении будем придерживаться четко очерченного понятия системы, приведенного в работах [7,8]. Кроме того, существенным моментом при рассмотрении банков как систем, является то, что указанные системы, прежде всего, экономические, со всеми присущими им специфическими особенностями. Игнорирование этого, очевидного, на первый взгляд, факта ведет к механистическому взгляду на экономические системы, а, следовательно, и на процессы, происходящие в них.
Каждой системе, в том числе экономической, присущи следующие особенности [1,7].
Все перечисленные особенности экономической системы в полной мере присущи коммерческому банку. Так, коммерческий банк «Укргазбанк» представляет собой сложную разветвленную систему, в состав которой входят филиалы банка, его отделения и областные управления. Организационное построение системы коммерческого банка, как правило, соответствует административно-территориальному делению.
Влияние со стороны внешней среды на систему коммерческого банка «Укргазбанк» огромно, но верно и обратное огромно влияние деятельности коммерческого банка на среду, где функционирует банк. Здесь под термином «среда» понимается то экономическое пространство, в котором пребывает и осуществляет свою деятельность коммерческий банк.
Практически любые серьезные изменения в политической, социальной и экономической жизни общества отражаются на показателях хозяйственной деятельности системы коммерческого банка. Вместе с тем, и сам банк оказывает громадное влияние на развитие региона, где он функционирует. Например, предоставление кредитов перспективным производствам, а то и целым отраслям промышленности способно полностью преобразить регион, вызвать бурный приток трудовых ресурсов, развить или даже создать не только ту отрасль, куда направлены кредиты, но и другие отрасли региона, в частности, социально-культурную сферу [8].
Коммерческому банку «Укргазбанк» как сложной экономической системе, безусловно, присуще наличие количественных характеристик, определяющих состояние системы банка в каждый момент времени. Такими характеристиками являются показатели, которые описывают состояние звеньев банковской системы. Показатели (статьи доходов и расходов), описывающие состояние звеньев системы, содержатся в финансовых планах учреждений банка.
Состояние системы коммерческого банка изменяется во времени: изо дня в день, из года в год меняются значения доходных и расходных статей каждого учреждения банка и коммерческого банка в целом.
Активно взаимодействуя с окружающим его экономическим пространством, система коммерческого банка постоянно испытывает воздействия случайных факторов, существенно влияющих на результаты его деятельности. Случайными факторами, в частности, являются не возврат кредитов, предоставленных банком предприятиям и организациям, вследствие нестабильности экономики страны, не возврат кредитов вследствие умышленного присвоения кредита клиентом банка, внезапное возникновение мощного конкурента коммерческого банка в лице вновь созданного в этом регионе другого банка [11].
Таким образом, коммерческий банк «Укргазбанк» представляет собой сложную многоуровневую экономическую систему, постоянно развивающуюся во времени и подвергающуюся воздействиям разнообразных случайных факторов, как внутренних, так и внешних. Особенно актуальными являются проблемы оптимизации тех или иных функций коммерческого банка и его учреждений, решение которых позволит улучшить финансовые характеристики деятельности банка.
В настоящее время для решения задач оптимизации функционирования систем, в том числе экономических, применяются различные математические методы: методы математического программирования (линейное, нелинейное, динамическое и стохастическое), методы теории расписаний, сетевые методы планирования и управления, аналитические методы решения задач функционирования сложных экономических систем, относящиеся к теории массового обслуживания. Однако реальные жизненные ситуации, в которых существуют, функционируют и развиваются экономические системы, оказываются намного сложнее, чем это представляется в начале исследования. Эксперимент, в том числе и научный, применительно к экономической системе, как правило, невозможен. Поэтому часто хорошо апробированные и надежные математические методы не являются достаточно эффективными при решении задач оптимизации таких сложных экономических систем, к каким относится система коммерческого банка «Укргазбанк».
Все изложенные соображения подводят к выводу, что при решении задач оптимизации функционирования экономических систем, в частности банковских, необходимо построение экономико-математических моделей специфического характера.
Если сравнить все имеющиеся экономико-математические модели, то станет ясно, что особое место среди них занимают имитационные. При построении имитационной модели появляется возможность получить результаты решения, которые будут наиболее приближенные к результатам естественного эксперимента.
Современный метод вероятностно-автоматного моделирования, являющийся имитационным, оказался весьма эффективным при построении моделей конкретных экономических систем [12].
В данной работе я поставила цель построить имитационную модель операционно-кассового производственного процесса ОАО АБ «Укргазбанк».
Реализация этой модели должна позволить решить такие актуальные на сегодняшний день вопросы, как: вычисление значения математического ожидания длительности простоя работников; определение норматива нагрузки на одного работника; использование этого норматива для определения основного экономического норматива банковского учреждения.
2.2. Имитационное моделирование динамики операционно-кассового процесса коммерческого банка
Особое место среди имеющихся экономико-математических моделей занимают имитационные, одним из главных преимуществ которых является то, что именно имитационные модели дают возможность заменить эксперимент с изучаемым предметом компьютерной имитацией процессов, происходящих в нем. Названное преимущество особенно ценно применительно к экономическим системам, эксперименты над которыми если и возможны, то всегда нежелательны. Построение имитационных моделей дает возможность получить результаты решения, достаточно близкие к результатам естественного эксперимента.
В последующем изложении используются основные понятия и терминология метода вероятностно-автоматного моделирования.
Наиболее удобно описывать автоматы с помощью таблицы условных функционалов переходов.
Вероятностно-автоматная модель считается заданной, если определены все ее автоматы, а также указано наличие или отсутствие связей для каждой упорядоченной пары автоматов системы.
Признаком пригодности имитационной модели является то, что имитационный эксперимент верно определяет последствия решений.
В качестве иллюстрации практического использования метода вероятностно-автоматного моделирования применительно к проблемам оптимизации функционирования банковского учреждения приводится имитационная модель операционно-кассового производственного процесса [10,12].
Реализация имитационной модели операционно-кассового производственного процесса, в частности, позволяет:
Проведенные исследования показали, что операционно-кассовый производственный процесс можно адекватно описать с помощью модели нестандартной системы обслуживания. При построении модели использованы следующие обозначения:
p вероятность, с которой происходит блокировка входящего потока клиентов или прекращение обслуживания (0 <р < 1);
γ случайная величина, промежуток времени, в течение которого с вероятностью р входящий поток клиентов может быть заблокирован в момент времени t, в который на входящий поток не действует блокировка;
τ двоичная случайная величина с распределением (1 - р; р);
ξ некоторая случайная величина, реализации которой рассматриваются как реализации взаимно независимых, одинаково распределенных случайных величин, представляющих собой промежутки времени между моментами поступления последовательных клиентов;
ηj случайная величина, реализации которой рассматриваются как реализации взаимно независимых, одинаково распределенных случайных величин, представляющих собой длительности обслуживания по отдельным видам банковских услуг.
Состояние системы в каждый момент времени полностью описывается состоянием автоматов A1, A2, A3, A4.
Подробнее остановимся на содержательном аспекте автоматов модели:
a1(t) промежуток времени, оставшийся в момент времени t до момента поступления очередного клиент;
a2(t) промежуток времени, оставшийся от момента t до момента окончания обслуживания очередного клиента, если в момент t имеется клиент, в противном случае a2(t) = 0;
a3(t) количество клиентов в момент времени t, ожидающих обслуживания;
a4(t) промежуток времени, оставшийся от момента t до момента окончания блокировки потока клиентов, если в этот момент действует блокировка, в противном случае a4(t) = 0.
Перейдем к описанию автоматов индикатора системы U1, U2, U3, U4:
u1(t) накопленное за промежуток времени от начала функционирования системы до момента t суммарное время простоя операционно-кассового работника;
u2(t) накопленное за указанное время суммарное количество промежутков незанятости операционно-кассового работника;
u3(t) приближенное значение математического ожидания длительности простоя, полученное путем усреднения по промежутку времени (0, t - 1);
u4(t) количество клиентов, обслуженных на момент t от начала функционирования системы.
Результаты исследований показали: случайная величина ξ распределена по показательному закону, а случайные величины ηj и γ - по усеченному нормальному закону [13].
Таблица условных функционалов переходов представлена таблицей2.1. При этом xi(t) - выходной сигнал i-го автомата в t-й момент времени. Для упрощения записи таблицы условных функционалов переходов введены промежуточные величины: y1(t);y2(t);z(t).
Система функций выходов для двоичных сигналов имеет следующий вид:
1, если a1(t)=1;
x1(t)= x3(t)=1, если a3(t)>1;
0, если a1(t)1;
0, если a2(t)=0; 0, если a4(t)=0;
x2(t)= 1, если a2(t)=1; x4(t)= 1, если a4(t)=1;
2, если a2(t)>1; 2, если a4(t)>1.
Считаем, что для автоматов индикатора функции выходов тождественны состояниям соответствующих автоматов.
Для удобства записи таблицы условных функционалов переходов введены следующие промежуточные величины:
1 при x4(t)=1; 1 при x2(t)=0 или x2(t)=1;
y1(t)= y2(t)=
0 при x4(t)1; 0 при x2(t)=2.
AA1 |
||||
|
0 |
|||
AA2 |
||||
j |
0 |
|||
AA3 |
||||
AA4 |
- |
|||
|
- |
|||
UU1 |
||||
UU2 |
- |
|||
- |
||||
UU3 |
- |
- |
||
UU4 |
- |
- |
Таблица 2.1. Таблица условных функционалов переходов имитационной модели операцинно-кассового производственного процесса
Промежуточная величина z(t) представляет собой суммарное количество ожидающих в t-й момент времени клиентов при нормальном течении входящего потока или ввиду прекращения действия блокировки:
z(t)= x3(t)+x1(t)+y1(t).
Зная величину u4(t), можно вычислить количество услуг, оказываемых клиентам банка одним операционно-кассовым работником, за год, определить годовую нагрузку, приходящуюся на одного операционно-кассового работника, т. е. норматив нагрузки.
В настоящее время в банковских системах распространен подход, когда нагрузка, приходящаяся на работника, измеряется в так называемых условных операциях. К примеру, одна операция по вкладам приравнена к одной условной операции, а операция по коммунальным платежам к 0,25 условной операции. Следовательно, определяя количество операций по вкладам, совершаемых одним операционно-кассовым работником, реально находим нагрузку, приходящуюся в течение одного дня на одного операционно-кассового работника, выраженную в условных операциях. Поэтому в имитационной модели операционно-кассового производственного процесса величины ηj целесообразно заменить на η - длительность операции по вкладам или длительность условной операции.
3.1. Формирование оптимального набора типовых банковских операций
В этом пункте мы будем моделировать работу банковского операционного зала с целью выяснения, как наилучшим образом организовать работу операционистов для оптимального выполнения набора типовых банковских операций или транзакций (каждая из которых требует от операциониста выполнения своего набора действий). В операционном зале возможно выполнение таких транзакций, как:
При пополнении счета клиента (приложение 1) производятся следующие действия:
При снятии средств со счета (рис.3.1.) выполняются следующие действия:
Рис 3.1. Снятие средств со счета
При переводе средств с одного счета на другой (рис. 3.2) производится такая последовательность действий:
При выписке дорожного чека (приложение 2) выполняются следующие действия:
Рис 3.2. Перевод средств с одного счета на другой
Как видно из приложения 2, имеется два основных типа транзакций, различающихся по способу оплаты клиентом выписанного дорожного чека: он может снимать деньги со своего счета или платить наличными. Это видно из OR-соединений на диаграмме: клиент может платить наличными, снимать деньги со счета или даже одновременно использовать оба способа. В случае если для банка существуют значительные различия во времени (и, возможно, стоимости) проведения этих типов транзакций, важно отразить в имитационной модели все три упомянутых случая. Аналогично, если разница во времени проведения транзакции для разных типов счетов существенна, это также должно найти отражение в модели.
Заметим, что в данном примере не моделируется открытие новых банковских счетов. Вместо этого при необходимости мы будем использовать некоторое математическое выражение. Важно помнить, что не всегда необходимо моделировать все действия (напомним, что слово "действие" здесь понимается в терминологии IDEFЗ) одного уровня детализации мы создаем модели только лишь для существенных с выбранной точки зрения частей бизнес процесса.
Важные для нас имитационные переменные представлены в таблице 3.1. Фактически в этой таблице перечислены механизмы исполнения, необходимые для выполнения описываемых нами действий.
Наименование ресурса |
Всего в наличии |
Стоимость, $/мин |
СВМП* |
Среднее время поломки |
Операционист |
3 |
0,20 |
0 |
0 |
Счетчик банкнот |
1 |
0,05 |
Норм(6000,25) |
Норм(16,3) |
*СВМП - среднее время работы между поломками. |
Таблица 3.1.Механизмы исполнения, необходимые для выполнения операционно-кассовых действий
Функция Норм (мат. ожидание, дисперсия) функция распределения нормального закона, известная из математической статистики.
В таблице СВМП используется для отражения ситуации, когда ресурс периодически недоступен в связи с техническими проблемами. Среднее время поломки отражает средний интервал времени, В течение которого производится ремонт вышедшего из строя ресурса. При необходимости можно аккуратнее отразить и работу операционистов, что может потребоваться при моделировании работы банка в течение нескольких дней. Обычно для этого используют всевозможные табель-календари, известные из законодательства о труде.
Использование статистических формул это основа имитационного моделирования. В дополнение к отображению времени выполнения тех или иных действий статистические формулы также используются для отражения времени прибытия сырьевых ресурсов, а также времени доступности механизмов исполнения. Программное обеспечение, выполняющее имитационное моделирование, непрерывно производит вычисления по этим формулам для количественного определения этих параметров.
В приложении 3 время выполнения каждого действия представлено в виде статистической формулы. Например, время выполнения проверки документов и записи суммы депозита имеет нормальное распределение и занимает в среднем 0,5 мин. Это первый параметр функции. Естественно, что выполнение этих действий не всегда занимает ровно 0,5 мин, это всего лишь среднее время. Вполне можно также наблюдать, что в редких случаях эти действия могут быть завершены, скажем, за 0,4 или 0,6 мин. Мы подсчитали это с использованием второго параметра функции дисперсии.
3.2. Имитационная модель операционно-кассового процесса ОАО АБ «Укргазбанк»
Рассмотрим практическую реализацию модели на примере.
Для реализации описанной модели мною были использованы средства MICROSOFT OFFICE, в частности система электронных таблиц Excel.
Для случайных величин ξ, η, γ, τ, на основании известных законов их распределения получены следующие реализации:
ξ = 2; 1; 1; 2; 3; 2; ...;
η= 1; 2; 0; 0; 1; 2; 3; 1;...;
τ = 0; 0; 1; 1; 0; 1; 0; 1; 1; ...;
γ=1; 2; 0; 0; 1; 0; 2; 3; 1; 0;...;
Вектор начальных состояний выбираем в следующем виде: (1; 1; 3; 0; 0; 0; 0; 0).
Поведение модели во времени рассчитывается и отражается в таблице, которая описывает поведение вероятностно-автоматной модели операционно-кассового процесса коммерческого банка во времени (рис. 3.3 ).
Столбцы таблицы соответствуют состояниям автоматов и значениям сигналов, а строки моментам времени.
В имитационной модели операционно-кассового производственного процесса за единицу автоматного времени принято 5 мин.
Таким образом, из построенной модели и приведенного примера следует, что за 12 единиц автоматного времени при нормальном течении производственного процесса операционно-кассовый работник банка совершает примерно десять условных операций. Следовательно, в результате использования построенной имитационной модели получаем, что операционно-кассовый работник выполняет примерно десять условных операций за 1 час рабочего времени. Зная продолжительность рабочего дня, количество рабочих дней в году с учетом выходных и праздничных дней, отпуска и дней временной нетрудоспособности, можно получить количество условных операций, приходящихся в год на одного операционно-кассового работника.
Рисунок 3.3. Поведение вероятностно-автоматной модели операционно-кассового процесса коммерческого банка во времени
Количество условных операций, приходящихся на одного операционно-кассового работника за год, равно произведению трех величин: количества условных операций, осуществляемых операционно-кассовым работником за 1 час, продолжительности рабочего дня в часах и количества рабочих дней в году. В результате проведенных исследований и расчетов норматив нагрузки на одного операционно-кассового работника составил примерно 18800 условных операций.
Полученный норматив не является неизменным, раз и навсегда определенным числом. Следует учесть, что с улучшением условий и организации операционно-кассовой работы, с повсеместной компьютеризацией операционно-кассового производственного процесса, внедрением в системах коммерческих банков передовых компьютерных технологий норматив нагрузки на одного операционно-кассового работника будет меняться в сторону увеличения и в конечном итоге будет ограничен физическими возможностями человека.
В настоящее время развитие и успешное функционирование коммерческих банков невозможно представить без широкого и повсеместного внедрения передовых информационных технологий и средств современной вычислительной техники. Уже сейчас компьютеры и новейшие технологии активно используются в процессах автоматизации повседневной банковской работы. В сфере управления банком в части принятия важнейших управленческих решений, в выборе стратегии развития банковского дела применение компьютеров носит большей частью исключительно информационно-справочный характер.
Совершенно иные подходы к выбору управленческих решений открывает применение в управлении и в организации производственных процессов экономико-математических методов, различных приемов математического моделирования и особенно имитационного моделирования. Применение математического моделирования, оставляя за руководителем право окончательного выбора, позволяет свести к минимуму субъективизм в принятии решений, давая возможность осуществить оптимальный выбор, как правило, из нескольких приемлемых решений.
В данной работе мною показаны возможности имитационного моделирования, рассмотренные применительно к решению проблем оптимизации функционирования коммерческого банка.
Реализация имитационной модели операционно-кассового производственного процесса позволяет вычислить приближенное значение математического ожидания длительности простоя работников, определить норматив нагрузки на одного работника, использовать полученное значение норматива нагрузки для определения основного экономического норматива банковского учреждения.
Для достижения поставленной цели были использованы теоретические основы имитационного моделирования, метод вероятностно-автоматного моделирования, модель нестандартной системы обслуживания.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Финансовые показатели ОАО АБ «Укргазбанк»
Показатели (млн.грн) |
На 01.05.2005г. |
На 01.04.2005г. |
На 01.01.2005г. |
Прирост за январь апрель 2005г., млн.грн |
Прирост за январь апрель 2005г. ( %) |
Активы, нетто |
1727,6 |
1659,1 |
1427,1 |
300,5 |
21,05% |
Кредитно-инвестиционный портфель, нетто |
1373,3 |
1298,9 |
1096,0 |
297,3 |
27,12% |
Клиентский кредитный портфель, нетто |
1088,1 |
1043,5 |
926,1 |
162,0 |
17,60% |
Срочные средства клиентов |
885,6 |
816,5 |
638,2% |
247,4 |
39,20% |
Регулятивный капитал |
202,6 |
199,0 |
205,5% |
3,6 |
1,81% |
Приложение 5
Баланс ОАО АБ “Укргазбанк” на 1 января 2005г. (грн.)
№ п/п |
Название статьи |
На 01.01.2005г. |
На 01.01.2004г. |
АКТИВЫ |
|||
1. |
Денежные активы и остатки в НБУ |
135765843,90 |
115107846,44 |
2. |
Казначейские и другие ценные бумаги, которые рефинансируются НБУ и ЦБ, эмитированные НБУ с вычетом резервов |
4727728,42 |
3950,84 |
Казначейские и другие ЦБ которые рефинансируются НБУ, ЦБ эмитированные НБУ |
4,727728,42 |
10298,00 |
|
Резервы под обесценивание долговых ЦБ, которые рефинансируются НБУ |
0 |
6347,163 |
|
3. |
Средство в других банках с вычетом резервов |
189087587,43 |
150673888,35 |
Средства в других банках |
191545579,68 |
151491509,34 |
|
Резервы под задолженность других банков |
2457992,25 |
817620,99 |
|
4. |
Ценные бумаги в торговом портфеле банка |
0 |
0 |
5. |
Ценные бумаги в портфеле банка на продажу с вычетом резервов |
45998382,33 |
272071,99 |
Ценные бумаги в портфеле банка на продажу |
46455354,48 |
473071,99 |
|
Резервы под обесценивание ценных бумаг в портфеле банка на продажу |
45972,15 |
201000,00 |
|
6. |
Чистые кредиты и задолженность клиентов |
926062525,25 |
688210000,06 |
Кредиты и задолженность клиентов |
968678948,90 |
710686054,58 |
|
Резервы под задолженность по кредитам |
42616423,65 |
42616423,65 |
|
7. |
Ценные бумаги в портфеле банка до погашения с вычетом резервов |
0 |
10194128,84 |
Ценные бумаги в портфеле банка до погашения |
0 |
10481421,18 |
|
Резервы под обесценивание ЦБ в портфеле банка до погашения |
0 |
287292,34 |
|
8. |
Инвестиции в ассоциированные и дочерние компании |
330023,13 |
115500,00 |
9. |
Основные средства и нематериальные активы |
94437612,39 |
62607758,94 |
10. |
Чистые начисленные доходы до востребования |
17198645,92 |
26986555,59 |
Начисленные доходы до востребования |
22537090,17 |
31423256,93 |
|
Резервы под задолженность по начисленным доходам |
5338444,25 |
4436705,34 |
|
11. |
Другие активы с вычетом резервов |
13517837,97 |
26842650,35 |
Другие активы |
14387695,20 |
27043238,20 |
|
Резервы под дебиторскую задолженность |
869857,23 |
200587,85 |
|
12. |
Всего активов |
1427126186,74 |
1081014347 |
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|||
13. |
Средства банка |
153706200,23 |
91074353,29 |
В том числе кредиты, которые получены от НБУ |
7000000,00 |
19340000,00 |
|
14. |
Средства клиентов |
1050161075,92 |
865291154,08 |
15. |
Сберегательные (депозитные) сертификаты, эмитированные банком |
0 |
0 |
16. |
Долговые ценные бумаги, эмитированные банком |
0 |
0 |
17. |
Начисленные затраты к выплате |
14973943,74 |
6332397,19 |
18. |
Другие обязательства |
5789517,63 |
12052198,50 |
19. |
Всего обязательств |
1276700737,52 |
974750103,06 |
СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ |
|||
20. |
Уставный капитал |
120000000,00 |
120000000,0 |
Зарегистрированные простые акции |
119522922,00 |
89522922,00 |
|
Зарегистрированные привилегированные акции |
477078,00 |
477078,00 |
|
Не оплаченный зарегистрированный уставный капитал банка |
0 |
0 |
|
21. |
Капитализированные дивиденды |
0 |
0 |
22. |
Собственные акции, которые выкуплены у акционеров |
60000,00 |
2024847,78 |
23. |
Эмиссионные разницы |
2024847,78 |
2024847,78 |
24. |
Резервы и другие фонды банка |
14266784,00 |
10959246,36 |
25. |
Резервы переоценки, в том числе: |
302556,47 |
318971,73 |
Резервы переоценки необоротных активов |
30255647 |
318971,73 |
|
Резервы переоценки ценных бумаг в портфеле банка на продажу |
0 |
0 |
|
Резервы переоценки инвестиций в акционерные и дочерние компании |
0 |
0 |
|
Резервы переоценки по результатам хеджирования |
0 |
0 |
|
26. |
Не распределенная прибыль пошлых лет |
1733054,79 |
1710706,63 |
В том числе сумма переоценки в случаи выбытия необоротных активов |
22348,19 |
0 |
|
В том числе сумма уменьшения стоимости инвестиций в акционерных и дочерних компаниях |
0 |
0 |
|
27. |
Прибыль/убыток отчетного года, который ожидает утверждения |
12158241,98 |
3307501,84 |
28. |
Всего собственного капитала |
150425449,22 |
106264244 |
Всего пассивов |
1427126186,74 |
1081014347,0 |
Приложение 6
Отчет о финансовых результатах ОАО АБ «Укргазбанк» на 1 января 2005г. (грн.)
№ п/п |
Название статьи |
На 01.01.2005г. |
На 01.01.2005г. |
1. |
Чистый процентный доход |
148621166,76 |
83321635,99 |
Процентные затраты |
-111493839,00 |
-49324318,65 |
|
Чистый процентный доход |
47127327,76 |
33997317,35 |
|
2. |
Комиссионный доход |
37070053,13 |
25574050,36 |
Комиссионные затраты |
-6064502,14 |
3518239,66 |
|
Чистый комиссионный доход |
31005550,99 |
22055810,70 |
|
3. |
Торговый доход |
9182618,74 |
6749032,19 |
4. |
Доход в виде дивиденда |
4867,21 |
186469,96 |
5. |
Прибыль/убыток от инвестиционных ЦБ |
0 |
5052103,47 |
6. |
Прибыль от участия в капитале |
102023,13 |
0 |
7. |
Другой доход |
29044520,95 |
1099121,43 |
8. |
Операционный доход |
116466908,78 |
69139855,09 |
9. |
Общие административные затраты |
-36740818,12 |
26911692,00 |
10. |
Затраты на персонал |
-28637982,16 |
-19678698,41 |
11. |
Затраты от участия в капитале |
-37500,00 |
0 |
12. |
Другие затраты |
-16231167,49 |
-14891856,54 |
13. |
Прибыль от операций |
34819441,01 |
7657608,23 |
14. |
Чистые затраты на формирование резервов |
-22885664,78 |
-1218191,36 |
15. |
Прибыль к налогообложению |
11933776,23 |
6439416,87 |
16. |
Налог на прибыль |
255697,47 |
-3131915,03 |
17. |
Прибыль после налогообложения |
12189473,70 |
3307501,84 |
18. |
Непредвиденные доходы/затраты |
-31231,72 |
0 |
19. |
Чистая прибыль/убыток банка |
12158241,98 |
3307501,84 |
20. |
Чистая прибыль на одну простую акция (грн.) |
0,13 |
0,05 |
21. |
Скорректированная чистая прибыль на одну простую акцию (грн.) |
0,13 |
0,05 |
Приложение 7
Приложение 8
Структура управления банком
Высший орган управления
Общее собрание акционеров
Исполнительный орган
Правление банка
Контрольный орган
Наблюдательный орган
Ревизионная комиссия; служба внутреннего аудита банка
Наблюдательный совет
аместитель по общим вопросам
Заместитель директора
Главный бухгалтер
Отдел автоматизированных банковских операций
Инкасационный отдел
Юридический отдел
Служба безопасности банка
Хозяйственный отдел
Кредитный
отдел
Депозитный отдел
Валютный
отдел
Отдел пластиковых карточек
Кассовый
отдел
Операционный отдел
Отдел внутренней бухгалтерии
Депозитные операции
ОАО АБ “Укргазбанк”
Лизинговые операции
Консультационные услуги
Информационные услуги
Функции страхового посредника
Брокерские
услуги
Факторинговые операции
Предоставление кредитов
Расчетно-платежные операции
Валютные
операции
Инвестиционные операции
Трастовые
услуги
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
73253. | Анализ влияния форм и методов розничной торговли на принятие потребителем решения о покупке продовольственных товаров | 165.39 KB | |
Розничная продажа товаров. Технология продажи товаров. Цель работы заключается в том что следует выяснить действительно ли различные формы и методы розничной продажи товаров влияют на потребительский выбор на примере конкретного предприятия. | |||
73255. | Расчет рентабельности предприятия | 314.5 KB | |
Целью данной курсовой работы являются расчёт полной себестоимости продукции данного предприятия оценка материальных затрат определение экономических эффективностей функционирования предприятия выявление факторов влияющие на себестоимость продукции производимой на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие... | |||
73258. | РАЗРАБОТКА АССОРТИМЕНТА СУПОВ В МИРОВОЙ КУХНЕ | 987.72 KB | |
Супы широко распространенные блюда. Сначала жидкие блюда русской кухни называли похлебками. Вначале им называли чужеземные жидкие блюда но позднее распространили и на национальные похлебки. Многие страны имеют свои национальные первые блюда в большинстве случаев являющиеся супами. | |||
73259. | Исследование распределений температуры в полосковых проводниках | 456.58 KB | |
Измерение теплового поля тонких полосковых проводников может быть осуществлено различными методами, каждый из которых связан с некоторыми трудностями. Контактный метод измерения не подходит, так как высока теплоемкость контактирующего материала. Для измерения теплового поля хорошо подходит пирометрический метод, но для проведения измерений необходимо подготовить исследуемый объект | |||
73260. | Особенности религиозного и религиоведческого образования в государственных образовательных учреждениях РФ | 80.52 KB | |
Причины введения курса основы религиозных культур и светской этики в современных школах. Цели и задачи курса. Целью учебного курса ОРКСЭ является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Реализация этих целей в культурологических религиоведческих курсах. | |||