85576

Информационные системы управления создания НРМ в угольном регионе

Дипломная

Информатика, кибернетика и программирование

Работа по созданию НРМ проводилась по схеме В дальнейшем ГУПП ОГА контролировало создание НРМ и отчитывалось по данным исполнительной структуры по созданию НРМ какой являлась государственная компания Лугансклегинвест в Минэкономики Минфину Министерству труда и социальной политики и исполнительному органу фонда государственному центру занятости. ГК Лугансклегинвест ГКЛЛИ осуществляло внедрение программы создания НРМ. После заключения договора между ГК ЛЛИ и инициатором проекта создания НРМ о правах и...

Русский

2015-03-28

133 KB

0 чел.

Информационные системы управления создания НРМ в угольном регионе.

Введение

      Луганский угольный регион по состоянию на начало 2005 года является крупнейшим поставщиком энергетического сырья в Украине. Удельный  вес его угольной продукции в общеукраинском балансе составляет 41% , а на энергетические нужды с Луганщины поступает свыше половины всей добываемой в стране продукции.

 До середины 80 - х.  годов, когда уровень угледобычи возрос до максимальных значений, в регионе добывалось 76.8 млн.т. угля. Пик в добыче угля в стране пришелся на  1990 год, когда добыча составила 164,8 млн.т. угля. Далее, в результате сокращения производственных мощностей, износа и старения основных фондов из-за недостаточных капиталовложений в воспроизводство, начался спад угледобычи до 51,6 млн. т. в год.

  Спад развития производства угледобычи в Донецком бассейне был связан с существующей, на тот момент, стратегией развития угольной промышленности СССР, основу которой составляла концепция переориентации на развитие угледобычи более перспективного дешевого сырья в районах Сибири и Дальнего востока России, куда направлялись основные капиталовложения.

Следующий этап спада добычи угля в прошедшем десятилетии связан  с процессами распада СССР и сокращением объемов производства определяющих отраслей промышленности Украины более чем в 3 раза, что предопределило адекватную энергетическую потребность и снижение уровня угледобычи, которая в Луганской области сократилась к 2000 году до 16.6 млн.т. годовой товарной продукции. Основными факторами, повлиявшими на ситуацию, были снижение государственных дотаций в угольную промышленность из-за дефицита государственного бюджета, технологический спад производства и ухудшение социально-экономических условий работников угольной промышленности, радикально изменивших отношение к угледобыче. Начался отток лучших кадров ведущих профессий в другие отрасли.

Такое громоздкое хозяйство, каким являлось на тот момент угольная отрасль Украины, не могло успешно функционировать без проведения определенных реформ, сутью которых являлось сокращение числа действующих шахт путем закрытия бесперспективных  и глубоко   убыточных предприятий. Правительством принимается программа оздоровления угольной промышленности, смыслом которой является планомерное закрытие 101 шахты и 4 разрезов буроугольных месторождений и концентрация инвестиционных ресурсов из госбюджета на перспективных, где возможно получить максимальную отдачу, предприятиях.

         В канун принятия решения о ликвидации шахт, в числе действующих числилось 243 шахты и 6 разрезов по добыче бурого угля:

         в Донецкой области                                      119

            Луганской области                                     99        

            Днепропетровской                                      11

            Львовско-Волынском угольном бассейне    14

             Черкасская область                                   6 угольных разрезов         

   Эта программа  утверждается кабинетом министров Украины № 280    в 1996году. Суть вопроса заключается в реструктуризации угольной отрасли, начиная от изменения структуры управления и  заканчивая ликвидацией установленной категорией шахт с соответствующим решением социальных и экономических последствий этого процесса.

Производственные объединения реформируются в холдинговые компании, что предполагало более эффективное управление в решении ряда вопросов, возникших при переходе в условия рыночной экономики.

В государственном бюджете отдельной строкой устанавливаются средства на ликвидацию шахт.

Увеличение государственной поддержки в развитие отрасли дало свои результаты.        

Добыча угля в Луганской области составила:

2000г

16,6млн.т.

2001г

18,5млн.т.

2002г

25,5млн.т.

2003г

25,2млн.т.

2004г

26,1млн.т.

Работа по созданию новых рабочих мест в Луганской области началась с момента закрытия шахт. Согласно Программе ликвидации убыточных предприятий, утвержденной постановлением КМУ №280 определено количество высвобождающихся работников шахт, которые распределены на 3 группы:

  1.  Это те, кого планировалось перевести на другие действующие шахты.
  2.  Достигшие пенсионного и предпенсионного возраста и считающиеся социально защищенными.
  3.  Это - высвобождающиеся работники, для которых необходимо создать новые рабочие места.

Закрытие шахт осуществляется в соответствии с проектом, который  согласно   разработанному Минтопэнерго Украины Эталоном согласовывается органами местной власти и утверждается Минтопэнерго.

Проект закрытия шахт состоит из разделов, в которых даны проектные решения по физической ликвидации предприятия, ликвидации последствий закрытия шахт - это негативные явления после остановки шахты, проявляющиеся в газообразовании и вытеснении его на поверхность, накоплении в горных выработках воды и угрозы прорыва в действующие шахты, а также подтопления территорий городов и поселков при выходе высокоминерализованных  вод на поверхность, природоохранных мероприятий – ликвидации вредных воздействий угольного производства на окружающую среду, основной частью является тушение породных отвалов, ликвидация отстойников и илонакопителей.

В структуре затрат эти разделы составляют 40-45% от общей сметной стоимости проекта.

Следующей составной частью проекта закрытия шахт являются затраты на преодоление социально – экономических последствий ликвидации предприятий. В эту часть входят решения и средства для реализации мероприятий по погашению задолженности по зарплате и регрессным искам, выполнение обязательств по обеспечению бытовым углем работников и других категорий лиц, согласно горному Закону Украины, на воссоздание ликвидированных, в связи с закрытием шахт, объектов коммунальной инфраструктуры, завершение строительства жилья, начатое шахтой до закрытия и создания новых рабочих мест. Удельный вес этой части проекта составляет 50-55% общих затрат. До 25% доходят затраты на новые рабочие места.

По состоянию на начало текущего года закрыта 41 шахта. Общая сметная стоимость проектов составляет 2,4 млрд.грн. На создание новых рабочих мест предусмотрено 600 млн.грн. Остальные проектные статьи затрат предусматриваются на содержание закрываемых шахт (электроэнергия, плата за землю и др.), содержание ликвидационных комиссий и на проектно изыскательские и научно – исследовательские работы.

Проектами закрытия шахт предусмотрено создать 14 тыс. новых рабочих мест (экономических). В соответствии с горным Законом Украины и постановлением КМУ № 939 новые рабочие места должны создаваться заблаговременно, за год до закрытия шахты. На практике другая ситуация. В целом по Украине общие затраты на закрытие шахт, в связи с форсированным вовлечением их в закрытие, возрастет до 6 млрд.грн., а средства выделяемые из госбюджета в расчете на потребное количество, исходя из проектных сроков закрытия шахт, не превышают 30% от необходимого количества:

  В 1996 году на закрытые направленно   270 млн.грн

     1997                                                   281 млн.грн

     1998                                                   300 млн.грн

           1999                                                   421 млн.грн

           2000                                                   738 млн.грн

           2001                                                   733 млн.грн

           2002                                                   756 млн.грн

      Недостаточный уровень средств на закрытие шахт отразился дефицитом средств на мероприятия экологического направления, содержание коммунальных объектов и жилья, а также создания новых рабочих мест. Эти статьи финансировались по остаточному принципу и со значительным отставанием. Минтопэнерго через Украинскую государственную компанию «Укруглестройреструктуризация» (УГКР) создавал рабочие места до 2003 года и их создано _____

Подавляющее количество их создано в легкой промышленности благодаря Указу Президента Украины от 20.06.1996г. № 451/96.

   Анализ и результаты свидетельствуют о низкой эффективности создания новых рабочих мест в угольных регионах не только потому – что недостаточно выделялось средств (6-8% от потребностей), но и в связи с тем, что система организации их создания не соответствовала условиям развития рыночной экономики. Отсутствовала прямая заинтересованность угольной отрасли (ведомства) в ликвидации региональных проблем занятости.

        Решением правительства создание новых рабочих мест с 2003 года переходит в компетенцию региональных органов власти.

Постановлением КМУ от 25.12.2002г. «О мерах по созданию новых рабочих мест для работников, высвобождающихся с угледобычных и углеперерабатывающих предприятий, которые ликвидируются решением КМУ утвержден «Порядок создания новых рабочих мест». 26 декабря 2002г в Законе Украины «О госбюджете на 2003год» статья 8 приложение 6, установлен объем финансирования и источник.

В целом на создание новых рабочих мест предусмотрено 107.4 млн.грн, в т.ч. для Луганской области - 38.1 млн.грн. Средства предусмотрено выделять из бюджета фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.

В последствии выходит постановление КМУ от 26.04.2003 № 606 «Об утверждении порядка направления и использования средств Фонда государственного социального страхования на случай безработицы». Эти документы явились базовыми для реализации создания новых рабочих мест.

В соответствии вышеотмеченной нормативной базой, средства поступают через органы госказначейства на счет облгосадминистраций, исполнительные органы которой направляют их для реализации программы создания новых рабочих мест.

Для решения всех вопросов, от бизнес-плана до создания объекта новых рабочих мест, был подработан ряд распоряжений председателя облгосадминистрации, которые позволили создать необходимые условия в реализации этих намерений.

ОГА приняла решение о создании исполнительной структуры, которая централизованно на правах заказчика, осуществляла работу по внедрению проектов создания новых рабочих мест новых рабочих мест и одновременно являлась распорядителем инвестиций низшего уровня и ответственным за их целевое использование.

            Работа по созданию НРМ проводилась по схеме     

  

     

В дальнейшем ГУПП ОГА контролировало создание НРМ и отчитывалось по данным исполнительной структуры по созданию НРМ, какой являлась государственная компания «Лугансклегинвест», в Минэкономики, Минфину, Министерству труда и социальной политики и исполнительному органу фонда, государственному центру занятости.

ГК «Лугансклегинвест» (ГК«ЛЛИ») осуществляло внедрение программы создания НРМ.

После заключения договора между ГК «ЛЛИ» и инициатором проекта создания НРМ о правах и обязанностях в процессе совместной деятельности выделялись средства для подготовки проекта объекта создания НРМ.

Параллельно, инициатор решал задачу подготовки контингента для создания рабочих мест.

Рабочие места создаются согласно постановлению КМУ № 1954 от 25.12.2002 года для уволенных, по решению КМУ, с закрытых шахт работников, в соответствии со статьей 40 пункт 1 КЗОТ Украины. В последствии, постановлением КМУ от 08.11.2004года № 1328 внесено дополнение, расширяющее круг лиц, для которых создаются рабочие места по этой программе. К вышеотмеченному контингенту добавлялись члены их семей (жена, муж) совершеннолетние дети.

Инициатор обязан был  заключить с соответствующим лицом договор намерений о создании для него рабочего места и принятии на работу с уведомлением об уровне оплаты труда, местонахождении объекта,  решении транспортных вопросов и другое. Эти протоколы намерений являлись подтверждением целевого использования средств. Права работника в соответствии с договором намерений для работодателя были обязательными, однако, работник мог и отказаться от поступления на работу.

После выполнения проекта, утверждения его в установленном порядке (постановлением КМУ от 11.04.2002 № 483), определялась стоимость одного рабочего места, если этот показатель отсутствовал в перечне приказа Госстроя Украины от 19.07.2002г. № 13 и дополнения к нему. Проводились тендерные торги по определению подрядной организации по выполнению работ, по закупке оборудования.

Между заказчиком ГК «ЛЛИ» и инициатором проекта составлялся реестр финансовых обязательств, который составлялся по сметам проекта.

Заключались договора по которым производились платежи. Периодически (ежемесячно или по согласованным более коротким периодам) осуществлялся отчет об использовании средств, для отчета предоставляются необходимые документы копии платежек, накладные, счет фактура, что сверялось с реестром.

Контроль строительно-монтажных работ производится по предоставлению форм №2 и №3 со сверкой специалистами и исполнителями на объекте, с заключением авторского надзора проектной организации.  

Выполняются контрольные обмеры, проверяется качество, соответствие проекту, после чего санкционируется перечисление средств.

Организационная работа проводится путем проведения совещаний и оперативных планёрок. Ведутся накопительные ведомости в соответствии с локальными сметами, контролируется своевременное исполнение строительства в соответствии с  графиком проекта.

За период работы ОГА по созданию НРМ в течение 2003-2004гг в область поступило 70 млн.грн.

Открыто финансирование на 13-и объектах НРМ.

         Введено НРМ:

           

2003г

2004г

2005г

1.Краснодонская швейн.ф-ка

140

2.Алчевскспецодяг

67

3.Лисичанская ф-ка «Шарм»

110

4.ООО «Дон-украина» Кр.Луч

42

5.ООО «Евросити» Антрацит

12

6.Лутугинский з-д  стройматериалов

45

7.Перевальское АТП-2003

37

8.Донбас ВИО Лутугино

52

9.Ф-ка ТЕНЕКО Свердловск

90

10.Первомайский мех з-д

127

11.Кременное АТП

48

12.Кировский з-д металоизделий

44

13 «Украгроптаха» Краснодонский р-н

20

      ИТОГО:

12

538

184

      

Всего создано 734 новых рабочих места. Средняя стоимость одного рабочего составила 95 тыс.грн. Это значительно лучше, чем за предыдущий период с 1996 по 2003год, в который создано было 1214 НРМ.

Вместе с тем, эффективность создания НРМ по оценкам экспертов могла и должна быть выше.

Обрабатывая факторы несвоевременности и неритмичности поступления средств в область, которые по номинальным оценкам снижали на 30% эффективность этой работы (в основном из-за удлинения сроков строительства, срывы поставок оборудования и др.), основным недостатком в организации создания НРМ являлось несвоевременное принятие решений, выстраивание графика выполнения работ в цепочку и недостаточная продуманность в запараллеливании сопутствующих позиций, отсутствие комплексного охвата всех позиций производственного процесса. Все это вело к удлинению сроков внедрения проекта и как результат к удорожанию.

Несвоевременность ввода объекта влияла на решение социальной задачи. Работники, заключившие договора, и, не получившие рабочие места, трудоустраивались на другую работу или мигрировали в поисках её, теряя предоставленные льготы.

Поэтому, одним из главных вопросов создания НРМ является решение проблемы своевременности внедрения проекта и выполнение договорных обязательств между работодателями и работниками.

Одним из способов достижения этой цели является создание системы планирования и контроля своевременного исполнения проектов.

Суть задачи должна заключатся в создании макета сетевого графика, построенного в соответствии с позиционными сроками внедрения проекта, автоматизированная его обработка с определением критического пути, анализом событий, влияющих на превышение установленных сроков производства и принятие локальных решений, способствующих возврату критического пути в установленные временем рамки.

Эта задача принципиально могла бы иметь следующий вид, применительно к прилагательному бизнес-плану перспективного проекта содания НРМ на мини ТЭЦ по генерации электроэнергии из шахтного газа метана.

Суть её заключается  в создании сетевого графика, состоящего из временного показателя - действия и результата его – события.

Действие обозначается вектором времени, событие окружностью с цифровым показателем.

Инвестиционный проект МИНИ–ТЭЦ по производству электроэнергии с помощью утилизации шахтного метана, согласно проекту, в укрупненном виде состоит из следующих этапов:

1.Начало введения проекта

2.Подготовка документации для реализации проекта (разрешительные документы, отвод земли  и т.д)

3.Тендерные торги по определению подрядной организации по строительству объекта, закупке оборудования.

4.Заключение договоров по инвестированию, поставкам оборудования, строительству и тд.

5.Начало строительно-монтажных работ.

6.Устройство фундаментов.

7.Устройство дегазационной сети шахты и подводка к площадке.

8.Устройство вакуум-насосной станции.

9.Устройство пуска подготовки и контроля газа.

10. Монтаж пункта осушки газа.

11. Прокладка газопроводов на площадке.

12.Монтаж теплосетей.

13. Устройство электросетей

14.Монтаж газогенераторных установок и подключение воздуха систем выхлопа, охлаждения, электропуска, питания масла и его отработки, воды и других систем жизнедеятельности агрегата.

15.Получение технического задания на внешние электрические  сети генерирующего оборудования.

16.Получение лицензий на производство электроэнергии.

17.Заключение договора на поставку эл.энергии.

18. Ввод в эксплуатацию.

Вышеуказанные работы можно выполнять с помощью последовательного проведения операций от первого до конечного пункта процесса, тогда сроки будут максимально большими, а график будет выглядеть в виде цепочки:

 

                   

 

         

  

 

С помощью проведения оперативных совещаний, в зависимости от числа участников и полноты знания проектных решений, опыта специалистов, в вышеотмеченный график на каждом этапе вносятся дополнения и коррективы, что превносит в него параллельные работы, не предусмотренные позиции и после этого сроки сокращаются до оптимальных вырисовывается сетевой график:   

 

 

 

В лучших аналогах производства это наиболее распространенная схема организации работ, во многих случаях она представлена в проектах и является ориентиром для использования менеджерами и специалистами.

Отрицательным моментом является то, что такой график «застывший» и используется в максимально эффективно в начальной стадии производства. В дальнейшем, в связи с изменениями, дополнениями других позиций, сроков их исполнения, основной груз управления переносится на биологический интеллект специалистов.

Из-за ограниченности возможностей последнего результат нельзя признать достаточно эффективным.

Наиболее перспективным можно считать подход к управлению внедрения проекта с помощью сетевого планирования с компьютерной обработкой его и оперативным определением критического пути.

В  упрощенном виде, по ранее отмеченным позициям инвестиционного проекта Мини ТЭЦ, можно построить следующий тип графика управления производством.

15

                                         15

18

12

            20                12

                                                                        7  21

                                                                                                                                                   10

                         45

                                                                 3                        8

- Событие

- действие Т=20 дней

 

События берутся из проектно-сметной документации в последовательности исполнения позиций строительства объекта. По времени их наступления рассчитывается критический путь. Если время критического пути превышает общий срок строительства, оператор совместно со специалистами ищут пути его укорачивания до входа во временные рамки внедрения проекта.

Цель этого способа управления – сокращение строительства объекта от начала до его окончания и сдачи в эксплуатацию. Уменьшение сроков строительства предполагает сокращение его стоимости и повышение эффективности работ. Досрочный ввод объекта улучшает экономику производства из-за приближения получения прибыли.

Приведенный выше пример может быть использован во всей системе создания НРМ, от создания программы НРМ до ее завершения.

Практика двух лет создания НРМ в регионе показала, что из-за осложнений в подготовке программы, издании достаточной нормативной базы, задержек по причинам бюрократического характера, знаний и опыта инициаторов и исполнителей программы, сроки от начала подготовки объекта до открытия финансирования работ по его внедрению колеблются от 5 до 10 месяцев, а финансирование в целом программы начиналось со второго полугодия.

Внедрение автоматизированной системы управления по сетевым графикам позволит контролировать, влиять и получать максимальный эффект, как в целом программы, так и ее локальных частей – объектов НРМ.


Объявления в СМИ

о крнкурсе бизнес-планов и условий

Разработка и утверждение региональной нормативной базы

Создание обласной конкурсной комиссии

Сбор бизнес- планов и других документов, согласно условиям конкурса

Экспертиза бизнес-планов отраслевыми управлениями ОГА

Подработа материалов на проведение конкурсов бизнес - планов

Конкурс бизнес-планов

Определение победителей и перечня объектов для финансирования в текущем году

Принятие решения председателя ОГА об утверждении перечня

Делегироавние полномочий исполнительной структуре по внедрению проектов НРМ

Делигерование контрольных функций по созданию НРМ главного управления промполитики  ОГА

Заключение договора с инициатором бизнес-плана и оформление установленных документов

Заключение договоров намерений с работником, утв. ОГА проектного задания

Финансирование разработки проекта, определение стоимости одного НРМ

Государственная экспертиза проекта, утверждение ОГА проекта

Финансирование объекта создания НРМ, тендерные торги

Контроль целевого использования средств и соответствия проекту

Сдача объекта государственной комиссии

Прием на работу на НРМ лиц установленной категории

Отчет о создании НРМ и принятии работников в центральные органы

Отчет об использовании средств

1

3

4

п

2

9

4

3

п

1

2

5

8

6

7

8

155

9

2

6

21

20

1

4

5

10

11

3

7


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8337. Учет в зарубежных странах 211.5 KB
  Учет в зарубежных странах Введение Курс Учет в зарубежных странах является специальной дисциплиной, раскрывающей теоретические основы и практические вопросы организации бухгалтерского учета на зарубежных предприятиях. Предметом курса являются хозяйс...
8338. Деньги и кредит как экономические категории 210.48 KB
  Деньги и кредит - экономические категории. Деньги являются универсальным эквивалентом стоимости всех товаров и услуг и средством сохранения стоимости. Деньги являются важнейшим компонентом любой цивилизованно функционирующей экономической системы, е...
8339. Определение количества транспортных средств и технико-экономическое сравнение вариантов комплекта машин 161.5 KB
  Определение количества транспортных средств и технико-экономическое сравнение вариантов комплекта машин В работе излагается методика выполнения контрольной работы по определению количества транспортных средств и технико-экономическому сравнению вари...
8340. Китайское языкознание 45 KB
  Китайское языкознание Исследование звукового строя Грамматическое искусство античности отождествляло графический знак и его звуковой референт, т.е. буква отождествлялась со звуком. В грамматическом искусстве не было фонологии. Фонология рассма...
8341. Чайный куст и производство чая 91 KB
  Чайный куст и производство чая Чайный куст Прежде всего необходимо себе твердо усвоить, что чайный куст является живым организмом, а не машиной. Он представляет из себя такое же живое существо, как и мы с вами, у нас общий прародитель - первичн...
8342. Что нам надо знать о числах в Китае, или магия китайских цифр 50.5 KB
  Что нам надо знать о числах в Китае, или магия китайских цифр Отношения между Китаем и Россией переходят на новый уровень, все чаще напоминая полноценный деловой диалог. Однако большая культурная разница (иные традиции, ритуалы, верования) нередко п...
8343. Салат по - шекински. Бульон с колдунами. Рожки мясные 226.5 KB
  Введение. Основные направления развития общественного питания Особенности национальной кухни Основная часть: Технология приготовления блюд и расчет стоимости Товарная характеристика продуктов, входящих в состав блюда, условия, сроки...
8344. Древний Китай. Специфика социальной структуры 41.03 KB
  Древний Китай. Специфика социальной структуры Введение Д ревнекитайская цивилизация сложившихся в V—III тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ был главной территорией формирования этнической общности древних китайце...
8345. Пенсионное страхование в Китае 25.05 KB
  История развития пенсионного страхования. Пенсионное страхование в Китае возникло и развивалось вместе с промышленной революцией и крупным общественным производством после распада традиционного сельскохозяйственного общества. После провозглашения Ки...