85578

Разработка биллинговой системы использования ресурсов сети Интернет

Дипломная

Экономическая теория и математическое моделирование

На основании диаграмм процесса предоставления доступа к ресурсам сети Интернет разработано хранилище данных позволяющее в реальном масштабе времени осуществлять анализ статистики использования ресурсов разработана процедура заполнения хранилища данных.

Русский

2015-03-28

1.96 MB

7 чел.

PAGE  63

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

СХІДНОУКРАЇНСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

ім. В. Даля

Кафедра економічної кібернетики

Випускна робота бакалавра

на тему:

„Розробка білінгової системи використання ресурсів мережі Інтернет”

Студент групи  УП-911 ______________Михайлюк Р.Ю.

Керівник роботи ____________к.т.н., доц. Велігура А.В.

Завідувач кафедри

економічної кібернетики: ____д.т.н., проф. Рамазанов С.К.

Луганск 2005


МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

СХІДНОУКРАЇНСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

ім.В. Даля

Кафедра економічної кібернетики

„Затверджую”  

Завідувач кафедри

д.т.н., __________Рамазанов С.К.

„__”_________200_р.

Завдання

на випускну бакалаврську роботу студенту

групи УП-911   Михайлюку Р.Ю.

Тема роботи «Разработка биллинговой системы использования ресурсов сети Интернет»

затверджена наказом по університету від „10”  05     2005р. № 313-04

термін подання студентом закінченої роботи   „__”__________200_р.

Вихідні дані до бакалаврської роботи

Організаційна структура факлуьтету управління, відомості про політику надання доступу до мережі Інтернет.

Зміст бакалаврської роботи

План виконання бакалаврської роботи

    

Назва этапу

Строк

виконання

Примітка

1

Огляд літератури

17.05.05

2

Збір первинних даних

25.05.05

3

Аналіз зібраних

31.05.05

4

Виявлення проблем, потребуючих автоматизації

04.06.05

5

Написання бакалаврської робот роботи

11.06.05

Дата видачі завдання „__”_________200_р.

Керівник     ___________   Велігура А.В.

Завдання прийнято до виконання  ___________   Михайлюк Р.Ю.

„__”__________200_р.


АННОТАЦИЯ

В работе описан процесс проектирования информациононй системы автоматизированного управления доступом к ресурсам сети Интернет.

Проведено исследование организационной структуры факультета управления, информационной инфраструктуры, обеспечивающей управление факультетом. Проведен анализ существующей политики доступа к сети Интернет. Выявлены задачи, подлежащие автоматизации.

На основании диаграмм процесса предоставления доступа к ресурсам сети Интернет разработано хранилище данных, позволяющее в реальном масштабе времени осуществлять анализ статистики использования ресурсов, разработана процедура заполнения хранилища данных. Разработана информационная система автоматизированного управления доступом, работающая по технологии «клиент-сервер». Система прошла автономное и комплексное тестирование и подготовлена к внедрению на кафедре экономической кибернетики.


РЕФЕРАТ

В работе бакалавра 63 страницы, 18 рисунков, 2 табл., 24 источников.

Объект исследования – информационная инфраструктура факультета управления Восточноукраинского национального университета имени Влдимира Даля; политика доступа преподавателей, сотрудников и студентов факультета к сети Интернет; взаимодействие подсистем информационной системы управления факультета.

Цель работы. Целью бакалаврсокй работы является разработка системы автоматизарованного управления доступом к ресурсам сети Интернет для обеспечения формирования отчетности, планирования потребностей подразделений факультета в информационных ресурсах.

Предметом исследования явлются  теоретические, метоодологические и прикладные аспекты механизмы разработки информационных систем.

Методы исследования. Теоретической и методологической основой выпускной работы бакалавра являются фундаментальные положения методологии структурного анализа бизнес-процессов, технологии проектирования информационных систем, современные методы создания программных продуктов.

Эмпирической и фактологической основой проведенных исследований явилась информация о структуре факультета, его информационной архитектуре, работы украинских, русских и зарубежных авторов по созданию информационных управляющих систем.

Результаты исследования. В работе проведен анализ существующей информационной инфраструктуры факультета управления. Результатами исследования являются диаграммы процессов доступа к сети Интернет. Разработана система автоматизированного управления доступом.


СОДЕРЖАНИЕ

[1] 1. Анализ предметной области. Формулировка задач пректирования

[1.1] 1.1 Общая характеристика факультета как подсистемы высшего учебного заведения

[1.1.1] 1.1.1 Структура факультета и его взаимодействие с подразделениями университета

[1.1.2] 1.1.2 Организационная структура факультета управления

[1.1.3] 1.1.3 Цели функционирования

[1.1.4] 1.1.4 Информационно-коммуникационная модель

[1.2] 1.2 Результаты предпроектного обследования

[1.3] 1.3 Анализ существующих биллинговых систем

[2] 2. Концептуальная модель предметной области

[2.1] 2.1 Описание системы

[2.2] 2.2 Построение информационной модели с помощью CASE-средства BPWin

[2.3] 2.3 Создание логической и физической модели базы данных с помощью CASE- средства ERwin

[2.4] 2.4 Создание хранилища данных

[2.4.1] 2.4.1 Описание источников данных

[2.4.2] 2.4.2 Описание потоков данных и последовательности выполнения задач

[2.4.3] 2.4.3 Выполнение пакетов DTS

[3] 3. Разработка программы

[3.1] 3.1 Анализ требований и разработка спецификаций

[3.2] 3.2. Проектирование

[3.2.1] 3.2.1. Принципы проектирования

[3.2.2] 3.2.2. Проектирование системы

[3.3] 3.3. Выбор среды разработки

[3.4] 3.4. Реализация программы

[3.4.1] 3.4.1 Формы

[3.4.2] 3.4.2 Модули

[3.4.3] 3.4.3 Модули классов

[3.5] 3.5 Тестирование системы

[4] Заключение

[5] Литература

[6] Приложение 1 Процедура наполнения хранилища данных

[7] Приложение 2. Схема сети факультета управления


1. Анализ предметной области. Формулировка задач пректирования

1.1 Общая характеристика факультета как подсистемы высшего учебного заведения

Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля является одним из самых крупных ВУЗов Украины. На всех формах обучения во всех его подразделениях обучается около 30 тысяч студентов. Именно поэтому университет просто обязан выпускать отлично подготовленных специалистов, досконально знающих ту область, изучением которой они занимались в течение своего обучения.

Структурно ВУЗ состоит из отдельных факультетов.(рис.1.1)

Рис. 1.1 Структура ВУЗа

1.1.1 Структура факультета и его взаимодействие с подразделениями университета

Каждый факультет университета подразделяется на кафедры, а те, в свою очередь, могут осуществлять подготовку по одной или нескольким специальностям. Ниже будет показано, на какие кафедры подразделяется факультет управления и по каким специальностям ведёт подготовку. (рис.1.2)

Рис. 1.2 Структура факультета

1.1.2 Организационная структура факультета управления

Факультетом управляет декан зав. каф. ЭК, доктор технических наук, профессор, академик МАИ, МАНЭБ и АТНУ Рамазанов Султан Курбанович. В непосредственном подчинении у него находится  заместители (по учебной работе - Степанова Елена Михайловна, по воспитательной - Велигура Антон Владимирович и по ускоренной форме подготовке - Чумаченко Галина Валерьевна) и заведующие кафедрами Сумцов Виктор Григорьевич, зав.каф. управление персоналом и экономической теории, кандидат экономических наук, доцент; Козаченко Анна Владимировна, зав. каф. менеджмента, доктор экономических наук, профессор; Воронкова Анна Эженовна, зав. каф. менеджмента внешне экономической деятельности, доктор экономических наук, профессор; Максимова Татьяна Семёновна, зав. каф. маркетинга, кандидат экономических наук, доцент; Рач Валентин Анатольевич, зав. каф. управления проектами и экономической статистики, доктор технических наук, профессор.

Руководством на кафедрах занимаются заведующие  кафедрами, каждый из них имеет по заместителю.

1.1.3 Цели функционирования

Целью функционирования факультета управления является подготовка бакалавров, специалистов, а так же магистров имеющих различную специализацию.

  1.  Кафедра экономической кибернетики выпускает бакалавров, специалистов и магистров по двум специальностям:

Экономическая кибернетика. Выпускники получают квалификацию: экономист-математик. Объект деятельности: экономические системы и социально-экономические процессы. Вид деятельности выпускника: разработка экономико-математических моделей, анализ, оценка и прогноз эффективности производственной и коммерческой деятельности; всесторонние исследования рынка; стратегические альтернативы маркетинга и менеджмента в информационных системах.

Информационные управляющие системы и технологии. Выпускники получают квалификацию: инженер-системоаналитик. Объект деятельности: компьютерные системы обработки информации и управления. Вид деятельности выпускника: исследование и разработка методологии, методов и способов проектирования распределенных информационных управляющих систем, технологий проектирования корпоративной сети как элемента информационной управляющей системы, методов и способов её администрирования, мониторинга и управления, разработка адаптивных систем поддержки принятия решений в распределенных информационных управляющих системах.  

  1.  Кафедра управления персоналом и экономической теории выпускает бакалавров, специалистов и магистров по специальности:

Управление персоналом и экономика труда. Выпускники – это высококвалифицированные экономисты, специалисты по работе с персоналом в различных областях экономики госструктур и бизнеса, хорошее подготовленные для преподавательской, научно-исследовательской и предпринимательской деятельности. Специальная подготовка позволяет в совершенстве овладеть компьютерной грамотой, углублённым знанием иностранного языка. Сферы деятельности: предприятия всех форм собственности, банки и учреждения кредитно-финансовой сферы, центры занятости, миграционные службы, биржи, преподаватели экономики, специалисты государственной службы, инженеры по организации и нормированию труда.

  1.  Кафедра менеджмента  выпускает бакалавров, специалистов и магистров по специальности:

Менеджмент организаций. Квалификация: менеджер-экономист. Выпускники специальности работают менеджерами промышленных предприятий, банков, консультационных, страховых фирм, рекламных компаний, торгово-коммерческих организаций, специалистами государственных учреждений, органов местного самоуправления, преподавателями высших учебных заведений.

  1.  Кафедра менеджмента внешнеэкономической деятельности выпускает бакалавров, специалистов и магистров по специальности:

Менеджмент внешнеэкономической деятельности. Квалификация: менеджер-экономист во внешнеэкономической деятельности. Выпускники специальности работают менеджерами, экономистами в подразделениях внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций, руководящими работниками аппарата органов государственной власти, специалистами таможни, банков, торгово-коммерческих организаций, экспертами и консультантами по внешнеэкономической деятельности предприятий.

  1.  Кафедра маркетинга выпускает бакалавров, специалистов и магистров по специальности:

Маркетинг. Выпускники – это высококвалифицированные специалисты в области исследования рынка, анализа покупательского поведения, организации бизнеса, товарной экспертизы, организации посреднической сети, проведение рекламных мероприятий. Сфера деятельности: промышленность, торговля, банки, медицина, образование, малый и средний бизнес, рекламное дело, шоу бизнес, спорт, гостиничный бизнес, административные органы управления, политика. Вид деятельности: маркетинговые исследования рынка, анализ конъюнктуры, оценка конкурентоспособности товара, разработка маркетинговой стратегии, организация продаж, рекламных кампаний, выставок, ярмарок.

  1.  Кафедра управления проектами и экономической статистики выпускает бакалавров, специалистов и магистров по специальности:

Экономическая статистика. Проблема поиска необходимой информации её обработки, моделирования и прогнозирования каких либо экономических показателей, стоит перед любой организацией и особенно это актуально для предприятий Украины, которые находятся в постоянно изменяющихся экономических и социально политических условиях. Решением этой проблемы и занимаются выпускники кафедры.

  1.  Центр обучения по ускоренной форме подготовки выпускает бакалавров, специалистов и магистров по всем перечисленным выше специальностям, но за менее длительный период. Срок обучения – 3.5 года (2.5 – бакалавр; 1 год – специалист). Подготовка ведется по заочной форме обучения.

Таким образом, образовательная деятельность на факультете управления охватывает три направления подготовки специалистов, по каждому из которых выпускаются бакалавры, специалисты и магистры. Специальности факультета охватывают все сферы управленческой деятельности.

Большое внимание также уделяется переподготовке специалистов. С этой целью на факультете функционирует Центр по переподготовке управленческих кадров. Лица, имеющие среднее образование могут продолжить обучение, воспользовавшись услугами центра обучения по ускоренной форме подготовки.

1.1.4 Информационно-коммуникационная модель

Управленческая деятельность на факультете ведется с применением современных информационных технологий.

Все подразделения факультета объединены в локальную сеть на базе витой пары 5-й категории со скоростью передачи данных 100 Мбит/с.

Сеть управляется операционной системой Windows 2000 Server.

Поддерживаются следующие службы:

  1.  Объёма на сетевом жестком диске. Каждому пользователю выделяется фиксированный объём на сетевом жестком диске (студентам-50 Мб, преподавателям-200 Мб)
  2.  Файловые архивы:
    1.  Дистрибутивы программ используемых в учебном процессе;
    2.  Учебно-методический материал по дисциплинам читаемым кафедрами факультета (используется для самостоятельной работы студентов);
    3.  Рабочие материалы, необходимые для выполнения лабораторных и практических работ, структурированные по курсам;
    4.  Мультимедийные материалы (предназначены для проведения практических занятий по дисциплине «Компьютерная графика»).
  3.  Электронная почта. Каждый студент, преподаватель и сотрудник факультета, по желанию, может открыть один или несколько почтовых ящиков. Для организации этой службы используется сервер Exchange 5.5. Факультет управляет почтовым доменом ec.snu.edu.ua. Microsoft Exchange позволяет так же организовать корпоративный документооборот. В настоящее время ведется разработка автоматизации управленческой деятельности «Деканат».
  4.  Совместный доступ в Интернет. Реализуется на базе Microsoft ISA Server. Доступ в Интернет осуществляется следующим образом: каждому факультету выделяется определенный объём ресурсов Интернет на определённый период. Внутри подразделения руководитель самостоятельно распределяет выделенную квоту между всеми желающими. На факультете управления для получения доступа к сети Интернет необходимо написать служебную записку на имя заведующего кафедрой. В настоящее время контроль за не превышением выделенного лимита осуществляется вручную.
  5.  WWW сервер, имеет адрес www.ec.snu.edu.ua. Предназначен для информирования о событиях происходящих на факультете, обратной связи студент-преподаватель, а так же для осуществления удаленного доступа к учебно-методическому материалу. В рамках сайта функционирует система дистанционного обучения, предназначенная для повышения эффективности самостоятельного обучения студентов. Веб сервер построен на базе Microsoft Team Services, что позволяет управлять содержимым (при наличии соответствующих прав) с любого компьютера.
  6.  Служебный сервис. Управление правами доступа осуществляется при помощи технологии Active Directory, для работы которой необходим DNS. Домен ec.vugu. Учитывая  большёе количество компьютеров распределение IP-адресов распределяется автоматически с помощью сервера DCHP, используется диапазон адресов 192.168.124.1,……,192.168.124.255.
  7.  Сервер баз данных. Используется для хранения учебно-методической информации, статистики использования ресурсов сети Интернет, проведение занятий по дисциплине «Проектирование баз данных и АРМов» и других целей. Установлен сервер баз данных Microsoft SQL Server.
  8.  Шлюз-маршрутизатор. Для взаимодействия с корпоративной сетью университета, а также для выхода в глобальную сеть Интернет используется шлюз-маршрутизатор на базе Microsoft ISA Server. Шлюз-маршрутизатор используется и для защиты от несанкционированного доступа извне.
  9.  Антивирусная защита. Осуществляется централизованно с помощью Symantec Antivirus Corporeit Edition.

Схема локальной сети факультета управления представлена в приложении 2.

Основным источником информации для преподавателей и студентов факультета управления являются ресурсы сети Интернет.  

1.2 Результаты предпроектного обследования

Анализ проведенного исследования показал, что факультет управления располагает большим научным, методическим, педагогическим, информационным потенциалом. Информационная инфраструктура факультета позволяет применять информационные технологии любого уровня сложности.

Наличие локальной сети с выходом в корпоративную сеть университета обеспечивает практически неограниченный доступ к сети Интернет всех подразделений факультета.

Существующая политика доступа обеспечивает справедливое распределение выделенной факультету квоты между всеми пользователями.

Однако, достаточная сложность организационной структуры факультета с одной стороны и отсутствие автоматизации процесса предоставления доступа с другой стороны, обусловили невозможность полноценного контроля за использованием выделенной квоты.

Проанализировав распределения ресурса Интернет на факультете управления в рамках  выполнения бакалаврской работы можно сформулировать требования к биллинговой системе. Система должна дать возможность :

  1.  Получать сведения о количестве информации полученной и отправленной клиентом в определённый день;
  2.  Узнавать какие сайты клиент посещал, и какой объём информации из них извлёк;
  3.  Определять в какой день, за какой машиной использовал ресурс Интернет клиент;
  4.  Узнать все доступные сведения о клиентах;
  5.  Обновлять информацию в хранилище ежедневно в определённое время;
  6.  Выделять каждому клиенту квоту;
  7.  Получать данные о количестве информации предоставленной каждому отдельному пользователю за определённый период;
  8.  Запрещать доступ к ресурсу клиенту, который превысил квоту.

1.3 Анализ существующих биллинговых систем

Любая БС создается на основе определенной системы управления базами данных (СУБД). Большинство БС в мире создавалось на основе СУБД Oracle. Среди других СУБД можно выделить Sybase и Informix как рассчитанные на большие объемы информации. А вот названия некоторых биллинговых систем: BIS, Flagship, CBOSS, Arbor, Bill-2000-prepaid. Стоит упомянуть, что под БС может подразумеваться и аппаратное обеспечение, участвующие в организации биллинга.

Ниже будут описаны несколько программных продуктов, некоторые функции этих систем были задействованы в бакалаврской работе. Это биллинговые системы WinRoute Spy и LANBilling.

WinRoute Spy

WinRoute Spy – программа, которая задумывалась, как простейшая мини-биллинговая система для непритязательного пользователя.
Основные ее задачи:

  1.  Посчитать входящий, а, при возможности, и исходящий трафик;
  2.  Учесть его распределение по пользователям и станциям;
  3.  Определить его стоимость;
  4.  Дать информацию об использовании ресурсов Интернет;
  5.  Оценить время, проведенное в Интернет;
  6.  Задать лимиты трафика и следить за их превышением;
  7.  Отключить пользователя, превысившего лимит трафика;
  8.  Сформировать отчеты;
  9.  Донести отчеты до конечного пользователя.

Эти задачи решаются путем обработки логов прокси (WinRoute, BSB, UserGate, Squid NT, WinGate) и майл серверов (WinRoute, MDaemon, Kerio Mail Server). Информация помещается в базу данных для дальнейшего анализа.

Программа умеет работать как с непрерывными, так и нарезанными файлами логов. При настройке задаются каталоги и маски для файлов. Если в маске присутствуют символы заместители "*" и "?", то в указанном каталоги ищутся файлы, соответствующие заданной маске, и включаются в обработку в порядке времени их создания. Если символы заместители отсутствуют, то в обработку включается именно указанный файл. При вводе лога информация добавляется к ранее накопленной в базе. Для удаления ее служит режим "Очистка".

По введенной информации, исходя из заданных параметров, проводится анализ.

LANBilling

Система LANBilling – представляет собой программный комплекс, ориентированный на сбор, преобразование и выдачу информации об интернет (IP) трафике, который имеет место в сетевой инфраструктуре. Комплекс предназначен в основном, для того чтобы снабдить заинтересованных лиц информацией о количественных характеристиках информационных потоков, присутствующих в системе. В первую очередь он необходим владельцам сетей подключенных к интернет, которые взимают плату с клиентов за использование ресурсов интернет пропорциональную объему информации полученной из интернет. Также комплекс может быть полезен тем руководителям организаций, которые заинтересованы в контроле использования интернет доступа сотрудниками.

Система обладает следующими ключевыми возможностями:

  1.  Подсчет трафика по нескольким подсетям;
  2.  Поддержка конфигурации сетей, в которых применяется маскирование (masquerade) (*);
  3.  Детализация данных о трафике с точностью до IP адреса потребителя и IP адреса удаленного ресурса которым пользовался потребитель за любой промежуток времени;
  4.  Сжатие статистики для минимизации объема хранимой информации и ускорения доступа к ней со стороны управляющего клиента (*);
  5.  PHP Web и Windows клиент для доступа к статистике;
  6.  Построение графиков загрузки интернет канала за отчетный период, а также график распределения нагрузки по сетям и адресам;
  7.  Сбор статистики с NetFlow совместимых устройств, например маршрутизаторов Cisco Systems (*);
  8.  Поддержка виртуальных групп (возможность присвоения группе адресов или сетей учетной записи, под полномочиями которой пользователь может просматривать статистику только о трафике своей группы адресов);
  9.  Поддержка контроля доступа для виртуальных групп, в частности прекращение обслуживания по истечении средств на счете клиента.

Архитектура

LANBilling состоит из трех основных компонент:

Сетевой агент – модуль, непосредственно получающий информацию о трафике с соответствующего сетевого устройства. Существует два вида сетевых агентов: агент для сетевого адаптера Ethernet, установленного в Linux, FreeBSD или NetBSD маршрутизаторе и агент для маршрутизатора или коммутатора Cisco Systems, который поддерживает протокол NetFlow.

Сервер БД – модуль, отвечающий за хранение данных о трафике в таблицах соответствующей структуры.

Управляющий клиент – набор программ, в обязанность которым вменяются задачи выборки и генерации статистики на основе данных из БД, управление конфигурацией системы, управление виртуальными группами и визуализацию статистики для них.

Кроме этого были рассмотрены следующие биллинговые системы:

  •  ProxyInspector
  •  SurfControl Web Filter
  •  AnalogX NetStat Live 
  •  System Monitor 
  •  Internet Connection Counter
  •  ProxyStat 
  •  DU 
  •  TMeter
  •  Internet Access Monitor 
  •  TraffStat WinRoute
  •  Band Speed Balancer
  •  Netmaster
  •  TrafficFilter for Microsoft ISA Server
  •  Commtraffic
  •  Traffic Inspector

В основном, все описанные выше биллинговые системы являются коммерческими разработками. Руководство ВУЗа пока не готово к приобретению программ такого уровня. Кроме того, развертывание систем такого рода, адаптация к условиям Восточноукраинского университета, их сопровождение и обучение персонала принципам работы с ними потребует еще больших финансовых, трудовых и временных затрат. ВУЗ не располагает ни необходимым программным обеспечением, ни достаточными аппаратными ресурсами, ни требуемым количеством подготовленных к проведению комплексной автоматизации сотрудников.

Именно поэтому возникла необходимость разработки собственной биллинговой системы, которая на текущем этапе позволит осуществлять подсчет трафика, а так же даст возможность выделять квоту и следить за ней.


2. Концептуальная модель предметной области

2.1 Описание системы

Система предназначена для того, чтобы обеспечить автоматизированный контроль доступа к ресурсам Интернет. Подав заявление на имя декана факультета, пользователь становится её клиентом и начинает обслуживаться, до исчерпания предоставленного ему объёма информации. Особое внимание уделяется выделению квоты для каждого клиента в отдельности.

Помимо этого система даёт возможность проследить какие сайты клиент посещал, в какой день и за каким компьютером использовал ресурс Интернет.

2.2 Построение информационной модели с помощью CASE-средства BPWin

Основываясь на функциях и требованиях к биллинговой системе, в среде BPWin была построена DFD диаграмма (рис. 2.1). С помощью диаграммы можно увидеть, как происходит: заполнение хранилища данных, выделение квоты, запрет доступа к ресурсу и отслеживание интересующей информации.

На диаграмме наблюдаются такие функции:

  •   Первичная обработка данных (рис. 2.2);
  •   Возможность узнать какие сайты клиент посещал по какому адресу и какой объём извлёк (рис 2.3);
  •  Получение сведений о кол-ве информации полученной и отправленной в определённый день (рис. 2.4);
  •  Выделение каждому клиенту некоторой квоты,  просмотр сведений о клиенте и квоте (рис. 2.5);
  •   Запрет доступа к ресурсу клиенту, который превысил квоту (рис. 2.6).

Подробнее рассмотреть каждую функцию можно на указанных рисунках. Функция первичная обработка имеет подуровень, который включает в себя чистку хранилища (рис. 2.2а) и обработку данных (рис. 2.2б).

Сущности:

  •  Пользователь;
  •  Proxy;
  •  AD;
  •  SQL Server;
  •  Billing.

Хранилища данных:

  •  Basa ISA;
  •  Billing.

Функции, хранилища данных и сущности обмениваются между собой такими потоками данных:

  •  Login;
  •  Данные о сеансе;
  •  Список клиентов, имеющих доступ;
  •  Данные о сеансе;
  •  Заполнение хранилища по расписанию;
  •  Заполнение;
  •  Посещаемость;
  •  Объём информации;
  •  Клиенты их квота и объём выкачанной информации;
  •  Данные о клиенте и квоте;
  •  Команда на удаление клиента из списка пользователей;
  •  Команда на добавление клиента в список пользователей;
  •  Отчёт.


Рис. 2.1 Информационная модель системы

Рис. 2.2 Первичная обработка данных

Рис. 2.2а Чистка

Рис. 2.2б Обработка данных

Рис. 2.3 Возможность узнать какие сайты клиент посещал по какому адресу и какой объём извлёк

Рис. 2.4 Получение сведений о кол-ве информации полученной и отправленной в определённый день

Рис. 2.5 Выделение каждому клиенту некоторой квоты,  просмотр сведений о клиенте и квоте

Рис. 2.6 Запретит доступ к ресурсу клиенту, который превысил квоту


2.3 Создание логической и физической модели базы данных с помощью CASE- средства ERwin

В процессе разработки биллинговой системы потребовалось создать логическую и физическую модели базы данных. В процесс анализа были выделены следующие сущности (табл. 2.1).

Название сущности/ таблицы

Краткое описание

Info o klient

В этой таблице хранятся все доступные сведения о клиентах.

OtprPol

Хранятся сведения о количестве информации полученной и отправленной каждым клиентом в определённый день.

Kuda

Содержится данные о том, какие сайты клиент посещал и какой объём информации из них извлёк.  

Adres

Содержит информацию о том, в какой день за каким компьютером использовал ресурс Интернет клиент.  

Kvota

Хранятся сведения о количестве информации предоставленной, каждому отдельному пользователю за определённый период.

Табл. 2.1 Сущности и их краткое описание

Описание таблицы "Info o klient"

Название

Описание

Тип данных

Обязательное поле

Login

Отображает какой логин имеет клиент, поле заполняется автоматически после заполнения хранилища данных (ключевое поле).

Text(20)

ДА

LastName

Фамилия клиента, заполняется однажды, вручную.   

Text(20)

НЕТ

Name

Имя клиента, заполняется однажды, вручную.   

Text(20)

НЕТ

SName

Отчество клиента, заполняется однажды, вручную.   

Text(20)

НЕТ

Status

Поле показывающее, активен пользователь или нет, заполняется автоматически.

Long Integer

ДА

Описание таблицы "OtprPol"

Название

Описание

Тип данных

Обязательное поле

Login

Идентифицирует клиента, заполняется автоматически (ключевое поле).

Text(20)

ДА

Otpravleno

Даёт возможность увидеть, какое количество информации клиент отправил, заполняется автоматически.

Long Integer

ДА

Polucheno

Даёт возможность увидеть, какое количество информации клиент получил, заполняется автоматически.

Long Integer

ДА

Data

Отображает дату отправления или получения информации, заполняется автоматически.

Date/Time

ДА

Описание таблицы "Kuda"

Название

Описание

Тип данных

Обязательное поле

Login

Идентифицирует клиента, заполняется автоматически (ключевое поле).

Text(20)

ДА

URL

Поле показывающее, какие сайты посещал пользователь, заполняется автоматически.

Text(40)

ДА

Kol-vo_pos

Даёт возможность увидеть, сколько раз пользовался ресурсом клиент, заполняется автоматически.

Long Integer

ДА

Obiom_info

Отображает, какой объём информации использовал клиент (отправил + получил), заполняется автоматически.  

Long Integer

ДА

Data

Отображает дату посещения сайтов, которые посещал пользователь, заполняется автоматически.

Date/Time

ДА

Описание таблицы "Adres"

Название

Описание

Тип данных

Обязательное поле

Login

Идентифицирует клиента, заполняется автоматически (ключевое поле).

Text(20)

ДА

Data

Отображает дату использования ресурса Интернет, поле заполняется автоматически.

Date/Time

ДА

Time

Отображает время использования ресурса Интернет, поле заполняется автоматически.

Date/Time

ДА

Adres

Даёт возможность увидеть, за каким компьютером использовался ресурс Интернет, заполняется автоматически.

Text(20)

ДА

Описание таблицы "Kvota"

Название

Описание

Тип данных

Обязательное поле

Login

Идентифицирует клиента, заполняется автоматически (ключевое поле).

Text(20)

ДА

Kvota

Показывает, какая квота выделена каждому отдельному пользователю, заполняется вручную.

Long Integer

ДА

Data

Отображает дату выделения квоты, заполняется автоматически.  

Date/Time

ДА

Srok

Даёт возможность увидеть на какой срок клиенту разрешён доступ к ресурсу Интернет,  заполняется вручную.

Date/Time

ДА

Табл.2.2 Описание атрибутов сущностей

                    

2.4 Создание хранилища данных 

Типичная структура хранилища данных существенно отличается от структуры традиционной реляционной СУБД. Эта структура денормализована с целью повышения скорости выполнения запросов, поэтому она допускает избыточность данных. Типичное хранилище данных содержит таблицу фактов со сведениями об объектах или событиях и несколько таблиц измерений, содержащих неизменяемые либо редко изменяемые данные.

В качестве оперативной базы данных была использована линейная база данных ISA Server. На ее основе было построено хранилище данных, использующее схему «звезда». Структура данных этого хранилища приведена на рис. 2.7.

Рис.2.7 Структура хранилища данных

Отметим, однако, что проектирование хранилища и создание базы данных соответствующей структуры — лишь первый шаг к созданию хранилища данных. Далее нам следует позаботиться о том, чтобы таблицы этого хранилища были заполнены данными, соответствующими текущему состоянию оперативной базы данных. Для заполнения хранилища использовалась DTS.

Data Transformation Services (DTS) — это набор служб SQL Server, предназначенных для организации импорта, экспорта, преобразования данных и переноса их между любыми источниками, доступными через интерфейсы OLE DB. С их помощью можно копировать структуры данных и сами данные из одной базы данных в другую, создавать средства для переноса данных, встроенные в приложения, а также пополнять хранилища данных из разнообразных источников.

Для заполнения хранилища данных обычно требуется создать и выполнить так называемый пакет DTS (DTS package), содержащий описание последовательности всех действий, которые следует выполнить при переносе данных (включая преобразование типов данных, выполнение SQL-запросов и т.д.). Такой пакет можно выполнить с помощью SQL Server Enterprise Manager или утилиты dtsrun, сохранить его в службах метаданных (Meta Data Services; в прежних версиях SQL Server это хранилище называлось репозитарием) либо в виде структурированного файлового хранилища. Также возможно программное выполнение DTS-пакетов с помощью свойств и методов соответствующих объектов SQL DMO — для этого можно автоматически сгенерировать код на языке Visual Basic. В SQL Server 2000 также поддерживается возможность сохранения DTS-пакетов в формате XML.

Ниже будет рассмотрен процесс создания пакета DTS, заполняющего хранилище Billing данными из оперативной базы данных ISA Server.

2.4.1 Описание источников данных

Создавался  пакет DTS с помощью соответствующего редактора — DTS package editor. Для его запуска следует с помощью SQL Server Enterprise Manager соединиться с сервером, содержащим хранилище данных, найти в разделе Data Transformation Services элемент Meta Data Service Packages и выбрать опцию New Package из его контекстного меню.

Далее  требуется описать базу данных, в которой находится  хранилище. Для этого необходимо перенести на рабочее пространство редактора пакетов DTS пиктограмму Microsoft OLE DB Provider for SQL Server с палитры Data tool в левой части окна редактора. После этого появится диалоговая панель Connection Properties для описания источников данных OLE DB, в которой нужно выбрать базу данных , указать параметры доступа к ней. Присвоим этому источнику данных имя Billing.

Тем же способом опишем источник исходных данных — базу данных ISA Server, присвоим ему имя Proxy и создадим еще четыре его копии, так как в нашем хранилище данных содержится пять таблиц, и нам потребуется пять отдельных операций по их заполнению.

2.4.2 Описание потоков данных и последовательности выполнения задач

Перед заполнением таблиц в хранилище данных содержимое их будет полностью очищаться. Для этой цели  перенесем в рабочее пространство редактора пиктограмму Execute SQL Task. При этом на экране появится диалоговая панель Execute SQL Task Properties, в которой  заполним поля Description (описание задачи) и SQL Statement (сюда  добавятся операторы для удаления данных из всех таблиц хранилища данных, рис. 2.8).

Рис. 2.8 Execute SQL Task Properties

Далее следует определить, какие потоки данных нужны для заполнения хранилища. С этой целью с помощью щелчков мыши при нажатой клавише Ctrl выберем один из пяти экземпляров источника данных Proxy и один из двух экземпляров источника данных Billing. Когда обе пиктограммы будут выделены, следует выбрать опцию WorkFlow из контекстного меню источника данных Billing, и тогда пиктограммы окажутся соединенными стрелкой, соответствующей одной из задач преобразования и переноса данных. Далее повторим эту же операцию с четырьмя другими экземплярами источника данных Proxy и с тем же самым экземпляром источника данных Billing.

Таким образом, были созданы задания для переноса данных в пять таблиц измерений хранилища. Эти задачи могут выполняться параллельно, ведь таблицы измерений в  хранилище не связаны друг с другом. Однако они могут быть выполнены только после полной очистки всего хранилища. Чтобы описать это условие (такие условия определяются словосочетанием precedence constraint), следует одновременно выбрать пиктограмму Execute SQL Task и одну из пяти уже задействованных пиктограмм источника данных Server, а затем из контекстного меню источника данных Server выбрать опцию Workflow | On Success. Появившаяся зеленая пунктирная стрелка между пиктограммами означает, что перенос данных в соответствующую таблицу изменений будет осуществлен только после успешного завершения очистки хранилища. Далее следует повторить это действие с оставшимися четырьмя используемыми экземплярами источника данных Proxy.

2.4.3 Выполнение пакетов DTS

Созданный пакет DTS следует сохранить, выбрав опцию Package | Save из меню редактора пакетов DTS. Выполнить его можно, выбрав пункт меню Package | Execute. После этого начнется процесс преобразования данных и заполнения ими таблиц хранилища данных.

Для того чтобы данные в хранилище соответствовали текущему или недавнему состоянию оперативной базы данных, можно создать расписание, согласно которому будет автоматически выполняться данный пакет. Для этого следует выбрать его в Enterprise Manager и опцию Schedule Package — из контекстного меню. Далее следует выбрать нужный режим обновления данных в диалоговой панели Edit Recurring Job Schedule (Рис. 2.9).

Рис. 2.9 Edit Recurring Job Schedule

Отметим, что для запуска пакета по расписанию необходимо, чтобы был запущен SQL Server Agent — служба, инициирующая выполнение различных заданий по расписанию.

Полная схема заполнения хранилища данных представлена в приложении 1.


3. Разработка программы

3.1 Анализ требований и разработка спецификаций

Анализ требований является первой фазой разработки программного обеспечения, на которой требования, предъявляемые к программному продукту, уточняются, формализуются и документируются. Фактически на данном этапе дается ответ на вопрос «Что должна делать будущая система?» (но не как она это будет делать) [10]. Список требований к разрабатываемой системе должен включать:

1. Совокупность условий, при которых предполагается эксплуатировать будущую систему (аппаратные и программные ресурсы, предоставляемые системе; внешние условия ее функционирования; состав людей и работ, имеющих к ней отношение).

2. Описание выполняемых системой функций.

3. Ограничения в процессе разработки (директивные сроки завершения отдельных этапов, имеющиеся ресурсы, организационные процедуры и мероприятия).

Целью анализа требований является преобразование общих, неясных знаний о требованиях к будущей системе в точные (по возможности) определения.

Спецификации должны быть составлены так, чтобы они были понятны и заказчику и разработчику. Для разработки спецификаций используются следующие подходы [11]:

- Формальный – при этом используется точная математическая нотация. Таким образом, формальные спецификации могут быть изучены математически. В отличие о спецификаций на естественном языке, формальные спецификации безопаснее и легче дорабатывать.

- Неформальный – заключается в использовании естественного языка. Такие спецификации наиболее удобны для пользователей, но с помощью естественного языка трудно достичь точной и недвусмысленной спецификации.

- Полуформальный – использование комбинации естественного языка с диаграмматическими и табличными нотациями. При этом используются такие средства, как псевдокод, диаграммы потоков данных, различные графы.

В данной работе для спецификаций использовался полуформальный подход сочетания строгого описания на естественном языке с различными диаграммно-табличными техниками.

Разрабатываемый в рамках данной работы проект является первой версией системы автоматизированного контроля доступа к ресурсам сети Интернет. Предполагается, что некое подразделение осуществляет совместный доступ к Интернет посредством прокси-сервера Microsoft ISA Server. Статистика использования ресурсов сети сохраняется в линейную базу данных, размещенную на сервере Microsoft SQL.

Основные требования, предъявляемые к разрабатываемой системе:

- система должна быть построена на базе клиент-серверной технологии;

- система должна поддерживать современные средства визуализации и редактирования данных;

- система должна поддерживать полный технологический цикл управления доступом к сети Интернет;

- управление доступом должно осуществляться с любого компьютера, подключенного к локальной сети подразделения уполномоченным лицом (Администратором доступа к сети Интернет);

- необходимо обеспечить независимость системы от используемого прокси-сервера и сервера баз данных;

- система должна предъявлять минимальные требования к аппаратному обеспечению (особенно серверная ее часть).

Кроме того, необходимо предусмотреть возможность анализа статистики использования ресурсов сети Интернет (просмотр адресов узлов, посещенных пользователем, объемов переданной и полученной информации в календарном разрезе и в разрезе посещаемых ресурсов, анализ интенсивности использования ресурсов сети Интернет – в календарном и персональном разрезах). Система должна обеспечивать выделение квоты (объема информации, получаемой из сети Интернет за определенный период), отслеживание расходования выделенной квоты и прекращение доступа к сети в случае превышения лимита.

Можно выделить следующие категории пользователей системы:

1. «Администратор» – осуществляет выделение квот, обслуживание баз данных, подготовку периодических стандартизированных отчетов.

2. «Руководитель» - осуществляет анализ консолидированной статистической информации, принимает решения о целесообразности выделения и размерах квот.

3. «Пользователь» - имеет возможность просмотра статистики использования ресурсов сети Интернет.

Для категорий «Руководитель» и «Пользователь» необходимо предусмотреть WEB-доступ к стандартизированным отчетам.

3.2. Проектирование

3.2.1. Принципы проектирования

Следующим этапом после построения модели предметной области является проектирование. На этапе проектирования системы устанавливаются основные принципы и концепции, которые формируют основу последующей детальной разработки программного обеспечения системы [12].

На этапе проектирования в частности выполняется разбиение системы на некоторое количество компонентов – модулей. Модуль – базовый функциональный объект программы, который проектируется, кодируется и тестируется отдельно.

В данной работе при проектировании клиентской части программы за единицу модульной структуры принята диалоговая форма. Иерархия вызовов модулей соответствует иерархии вызовов диалоговых форм пользователей.

3.2.2. Проектирование системы

Серверная часть системы реализована средствами Microsoft SQL Server, что обеспечивает оптимальное использование имеющихся аппаратных ресурсов. В задачи серверной части системы входит поддержание в актуальном состоянии хранилища частично консолидированных данных и обслуживание запросов клиентской части. Схема работы серверной части представлена на рис. 3.1.

Рис. 3.1 Структура серверной части системы

Клиентская часть реализует практически все перечисленные выше функции. В версии 1.0. предусмотрена только конфигурация для категории пользователей «Администратор», так как в данном случае реализуется наибольшее число функций. Планируется построить данную конфигурацию в виде Windows-приложения, взаимодействие с пользователем осуществлять посредством диалогового графического интерфейса.

Схема модульной структуры клиентской части системы в конфигурации «Администратор» представлена на Рис. 3.2.

Модуль Выделение квоты отвечает за процедуру выделения фиксированного объема передаваемых данных. Возможны следующие варианты:

- выделение разовой квоты;

- выделение периодической квоты;

- предоставление неограниченного доступа.

Рис. 3.2 Модульная структура клиентской части конфигурации
«Администратор»

Модуль Просмотр статистики позволяет выбрать форму стандартизированного отчета. При открытии данной формы на экран выводится список активных пользователей с указанием выделенных лимитов и объемов использования ресурсов сети Интернет на текущий момент. Данная информация позволяет выделить пользователей, для которых доступ в Интернет будет закрыт в ближайшее время.

Модуль Сведения о полученной/переданной информации предназначен для анализа структуры и динамики использования ресурсов сети Интернет. В первом случае следует выбрать статистику в персональном разрезе. Тогда на экран будет выведен список активных пользователей с указанием объемов отправленных/полученных данных. Информация может быть представлена как в текстовом, так и в графическом виде (в виде столбиковых диаграмм). Кроме того, существует возможность выбора периода анализа (указывается начальная и конечная дата).

Модуль Посещение ресурсов сети Интернет предназначен для контроля над целевым использованием информационных ресурсов. В рамках данного модуля существует возможность получения списка посещенных сайтов (с указанием объемов полученных с них данных). Информация, как и в предыдущем случае, может быть представлена как в календарном, так и в персональном разрезах. Также возможно указание периода наблюдения.

Модуль Активность пользователей предназначен для отслеживания и предотвращения несанкционированного использования ресурсов сети Интернет. Отчет, получаемый в данном модуле, представляет собой список пользователей с указанием адресов компьютеров, с которых данные пользователи осуществляли доступ в сеть Интернет. В случае подозрения несанкционированного использования логина пользователя администратор, анализируя данный отчет, сможет вычислить нарушителя (определить дату и компьютер, с которого осуществлялся несанкционированный доступ).

Таким образом, используя перечисленные модули можно реализовать все функции, перечисленные в требованиях к системе.

Следует заметить, что разработка конфигураций «Руководитель» и «Пользователь» не потребует принципиальной переработки структуры системы. Все изменения касаются лишь интерфейсной части программы.

Еще одним преимуществом предлагаемой структуры программы является возможность добавления новых функций. Все модули, входящие в состав системы являются автономными и не зависят друг от друга.

Для расширения функциональности серверной части системы необходимо проведение перепроектирования хранилища данных. При разработке существующей структуры было сделано все возможное для обеспечения автономности существующих таблиц, что должно облегчить добавление новых.

Намного сложнее модифицировать модуль серверной части системы, отвечающий за наполнение хранилища данных, однако, учитывая наличие визуального средства создания сценариев наполнения хранилища данная задача не является невыполнимой.

3.3. Выбор среды разработки

В качестве средства разработки серверной части использовался Microsoft SQL Server (язык Transact SQL, средство модификации данных Data Transformation Service). Такой выбор обусловлен во-первых – наличием указанных продуктов и во- вторых – наличием базы данных с результатами деятельности Microsoft ISA Server, размещенной в Microsoft SQL Server. Следует отметить, что в случае необходимости существует возможность использования любого SQL-сервера.

Для создания клиентской части системы использовался Microsoft Visual Basic V6.0. Данная среда разработки обладает следующими преимуществами [14]:

- Простота сопровождения. Возможности визуальной среды разработки позволяют минимизировать усилия по изменению прикладного решения, что избавляет разработчика от необходимости писать многочисленные процедуры доступа к данным.

- Совместимость. Являясь продуктом фирмы Microsoft, Visual Basic по определению легко стыкуется с любым продуктом данной фирмы. Поддержка технологии ActiveX открывает практически неограниченные возможности по обработке данных с использованием аппарата других прикладных пакетов (в последующих версиях системы планируется проводить анализ статистических данных средствами Microsoft Excel).

- Высокая скорость разработки. Наличие визуальной среды разработчика существенно сокращает время создания готовых решений.

- Масштабируемость прикладных решений – от однопользовательского режима до функционирования в распределенной системе.

3.4. Реализация программы

Система автоматизированного управления доступом к сети Интернет реализована в виде двух независимых модулей – серверной части (средствами Microsoft SQL) и клиентской части (в конфигурации «Администратор»), представляющей собой MDI-проект.

Структура и процесс разработки серверной части описан в разделе 2.

Клиентская часть включает 7 форм, 2 модуля и 2 модуля класса.

3.4.1 Формы

Главная форма программы frmMain (рис. 3.3.) предназначена для запуска других форм программы. Существует два способа запуска дочерних форм – с помощью панели инструментов или меню.

При запуске данной формы по запросу из базы данных получается список пользователей, исчерпавших выделенный им лимит. Учетные записи данных пользователей удаляются из группы PROXYGLOBAL, и таким образом закрывается доступ к сети Интернет.

Рис. 3.3 Главная форма программы

Строка состояния формы отображает текущую дату, время, а также сведения о событиях, обрабатываемых программой.

Форма KVota (рис. 3.4) реализует функцию выделения квоты пользователю. Пользователь вводит необходимые данные в поля ввода. По нажатию кнопки Add происходит запись выделенной квоты в базу данных и перемещение учетной записи пользователя, имя которого указано в поле Login в группу пользователей домена PROXYGLOBAL, тем самым пользователю открывается доступ к сети Интернет.

Рис. 3.4 Форма для просмотра/выделения квот

Форма Client_Info (рис. 3.5) предоставляет полную (в рамках системы) информацию об активном пользователе. Помимо данных о клиенте в форме выводится информации об активности данного клиента (объем полученных и отправленных данных в календарном разрезе).

Рис. 3.5 Форма с информацией о пользователе

Форма Sites (рис. 3.6) предоставляет информацию о сайтах, посещенных пользователем. Помимо списка посещенных сайтов в форме отображается объем полученных с каждого сайта данных.

Рис. 3.6. Информация о посещенных пользователем сайтах

Форма UserScolco (рис. 3.7) позволяет получить информацию об использовании конкретным пользователем ресурсов сети Интернет в календарном разрезе. Информация представляется в графическом и текстовом виде, что позволяет отслеживать динамику активности пользователя.

Кроме того, с помощью данной формы можно определять наиболее посещаемые данным пользователем сайты, что позволяет осуществлять контроль над целевым использованием информационных ресурсов сети Интернет.

Рис. 3.7. Форма для анализа активности пользователя

Форма frmSplash (рис. 3.8) реализует заставку, отображающуюся при загрузке программы. В данной форме отображается текущая версия программы, логотип, а также рекомендации по безопасному использованию системы. Данная форма появляется на 2 секунды перед загрузкой основной формы. Ее наличие обусловлено необходимостью скрыть задержку, вызванную подключением к серверу баз данных.

Форма frmAbout (рис. 3.9) предназначена для вывода сведений о программе.

Рис. 3.8 Заставка программы

Рис. 3.9 Форма для вывода сведений о программе

3.4.2 Модули

Модуль Common содержит описание глобальных констант, переменных, структур данных и процедур. Особенно стоить отметить константу ConnStr, описывающую строку подключения к серверу баз данных. При необходимости смены платформы сервера баз данных единственное изменение в программе коснется строки подключения:

ConnStr = "PROVIDER=MSDataShape; Data PROVIDER= MSDASQL; dsn=Billing; uid=**; pwd=**********;"

Модуль Module1 содержит 2 процедуры. Процедура Main() является главной выполняемой процедурой программы. Она осуществляет запуск заставки, задержку на 2 секунд, после чего запускает главную форму программы.

Sub Main()

   frmSplash.Show

   frmSplash.Refresh

   delay (2)

   Set fMainForm = New frmMain

   Load fMainForm

   Unload frmSplash

   fMainForm.Show

End Sub

Вторая процедура – delay осуществляет задержку на указанное в качестве параметра время (в секундах).

Public Sub delay(iTime As Integer)

Dim ctime As Date

Dim h As Long

Dim m As Long

Dim s As Long

ctime = Now()

h = 3600 * Hour(ctime)

m = 60 * Minute(ctime)

s = Second(ctime)

Do

 a = 3600 * Hour(Now()) + 60 * Minute(Now()) + Second(Now()) - h - m - s

 Loop Until a >= iTime

End Sub

3.4.3 Модули классов

В программе используется два модуля классов – clsKvota и clsInfo_o_Klient. Оба эти класса осуществляют доступ к сервер баз данных посредством механизма ActiveX Data Object. Использование данного средства обеспечивает независимость программы от сервера баз данных. Классы имеют аналогичные структуру и реализацию. Свойства и методы данных классов представлены на рис. 3.10 и рис. 3.11.

Рис. 3.10 Свойства класса clsInfo_o_klient

Рис. 3.11 Методы класса clsInfo_o_klient

Свойство AbsolutePosition возвращает номер текущей записи в наборе.

Свойство EditingRecord указывает, редактируется ли данная запись в настоящий момент.

Метод AddNew добавляет пустую запись к набору.

Метод Cancel отменяет изменения, сделанные в текущей записи.

Метод Delete позволяет удалить одну или несколько записей из набора.

Методы MoveFirst, MoveLast, Movenext, MovePrevious осуществляют перемещение к первой, последней, следующей по порядку и предыдущей записи соответственно.

Метод Requery производит повторный запрос к серверу баз данных с целью обновления текущего набора записей.

Метод Update обновляет набор записей с учетом сделанных изменений.

3.5 Тестирование системы

Тестирование – процесс выполнения программы на некотором наборе данных (тесте), для которого известен результат или поведение программы [15].

В тестировании многомодульных программ можно выделить два этапа:

- тестирование отдельных модулей – автономное тестирование;

- тестирование всего комплекса в целом (т.е. тестирование взаимодействия модулей и поиск несоответствия созданного программного продукта сформулированным ранее целям проектирования, отраженным в техническом задании) – комплексное тестирование.

Тестирование разработанной системы проводилось следующим образом:

- На этапе автономного тестирования проведена проверка диалоговых функций пользовательских форм.

- Система прошла этап комплексного тестирования. При этом большое внимание уделялось взаимодействию серверной и клиентской частей и их совместному функционированию. Данный этап выполнялся не только разработчиками, но и потенциальными пользователями системы. Этап комплексного тестирования показал, что система в целом отвечает требования:

1. Функциональности, т.е. выполняет набор функций, удовлетворяющих заданным потребностям пользователя;

2. Простоты эксплуатации, т.е. не требует специальных знаний в области информационных технологий.


Заключение

В рамках работы над проектом «ТЕМА» были пройдены следующие этапы:

1. Изучена предметная область и технология осуществления доступа к ресурсам сети Интернет на факультете управления Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля.

2. Построена модель предметной области.

3. Осуществлено архитектурное и модульное проектирование системы.

4. Разработаны серверная и клиентская части системы автоматизированного управления доступом к ресурсам сети Интернет.

5. Все подсистемы прошли этап автономного тестирования.

6. Вся система, как единый программный продукт, прошла этап комплексного тестирования.

Планируется дальнейшее развитие данной системы, которое подразумевает создание клиентских конфигураций «Руководитель» и «Пользователь», разработка WEB-ориентированного интерфейса системы, а также создание средств автоматизированного анализа и прогнозирования использования информационных ресурсов сети Интернет.


Литература

  1.  Лазарев Г. И., Голиков С. Ю., Антонов А. Г.  «Автоматизация процесса управления ВУЗом и базовые принципы, лежащие в ее основе». Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. 2001г. – 424 с.
  2.  «АИС ЭД++. Руководство пользователя». Отдел Экономических Баз Данных. – К.: 2003 г. – 312 с.
  3.  Вендров А. М. «CASE – технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем». - (электронный источник)
  4.  Разработка и перспективы использования информационной системы «Деканат» для управления учебным процессом. Забелина Н.А. Читинский государственный университет. - (электронный источник)
  5.  Кравченко Т.К., Пресняков В.Ф. Инфокоммуникационные технологии управления предприятием. М.:2003. – 272 с.
  6.  Зиглер К. Методы проектирования программных систем. Москва «Мир», 1985. – 139 с.
  7.  Лешек А. Мацяшек. Анализ требование  проектирования систем. Москва, Санкт – Петербург, Киев, 2002. – 204 с.
  8.  Калашян А.Н., Калянов Г.Н. Структурные модели бизнеса: DFD – технологии. Москва, 2003. – 339 с.
  9.  Козырев А.А, Информационные технологии в экономике и управлении. Санкт – Петербург, 2000. – 501 с.
  10.   Ковалюк Т.В. Основи програмування. Київ, 2005. – 154 с.
  11.  Шеховцов В.А. Операційні системи. Київ, 2005. – 257 с.
  12.  Корнеев В.В., Гареев А.Ф., Васютин С.В., Райх В.В. Базы данных. Интеллектуальная обработка информации., Москва,2000. - 300 с.
  13.  Кузьменко В.Г., VBA 2000. Самоучитель. Москва, 2000. – 150 с.
  14.  SQL Server и SNA Server. Руководство для профессионалов. Санкт –Петербург «Наука», 1998. – 452 с.
  15.  Гавердовский А.А. Концепция построения систем автоматизации документооборота // Открытые системы. -1997. -No.1. - C. 29-34.
  16.  Пахчанян А.А., Романов Д.И. Рынок ПО: Обзор систем электронного документооборота: [http://www.cnews.ru/comments/2002/05/17/content2.shtml], 05.07.2001.
  17.  Шуремов Е.Н. Компьютерный анализ бизнеса // Мир ПК. -1998. -No.1. - C. 23-31.
  18.  Гайсарян C.C. Объектно-ориентированные технологии проектирования прикладных программных систем: [http://www.citforum.ru/koi/programming/oop_rsis/index.shtml], 17.07.2000
  19.  Калянов А.Н., Козлинский А.В., Лебедев В.Н. Сравнительный анализ структурных методологий // СУБД. -1997. -No.5. - C. 75-78.
  20.  Калянов А.Н. Консалтинг при автоматизации предприятий: подходы, методы, средства: [http://www.interface.ru/fset.asr?Url=/case/defs21.htm], 10.03.2001
  21.  Bell D., Morrey I., Pogh J. Software Engineering. A programming Approach. Prentice Hall, 1992. 338 с.
  22.  Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения. М.: Конкорд, 2000. 519 с.
  23.  Нуралиев С.Г. “Средства производства” экономических программ: [http://www.osp.ru/pcworld/2000/08/074.htm], 6.08.2000
  24.  Ван Тассел Д. Стиль, разработка, эффективность, отладка и испытание программ. М.: Мир, 1985. 332 с.


Приложение 1 Процедура наполнения хранилища данных


Информация о клиенте

SELECT DISTINCT upper(right(rtrim(ltrim(clientusername)),len(RTRIM(LTRIM(ClientUserName)))-charindex('\',RTRIM(LTRIM(ClientUserName))))) AS cname

FROM  WebProxyLog

WHERE  upper(right(rtrim(ltrim(clientusername)),len(RTRIM(LTRIM(ClientUserName)))-charindex('\',RTRIM(LTRIM(ClientUserName)))))

<> ''

Отправлено получено

SELECT    upper(right(rtrim(ltrim(clientusername)),len(RTRIM(LTRIM(ClientUserName)))-charindex('\',RTRIM(LTRIM(ClientUserName))))) as cname,

                 logDate,

                 SUM(bytesrecvd) AS Expr1,

                 SUM(bytessent) AS Expr2

FROM      WebProxyLog

where logDate<= getdate() and  right(rtrim(ltrim(clientusername)),len(RTRIM(LTRIM(ClientUserName)))-charindex('\',RTRIM(LTRIM(ClientUserName)))) <>''

GROUP BY

upper(right(rtrim(ltrim(clientusername)),len(RTRIM(LTRIM(ClientUserName)))-charindex('\',RTRIM(LTRIM(ClientUserName))))), logDate

Куда

SELECT     UPPER(RIGHT(RTRIM(LTRIM(ClientUserName)), LEN(RTRIM(LTRIM(ClientUserName)))

- CHARINDEX('\', RTRIM(LTRIM(ClientUserName))))) AS cname,

                     logDate, SUM(bytesrecvd) + SUM(bytessent)

AS obiom, COUNT(bytesrecvd) AS scolco, LEFT(RIGHT(RTRIM(uri),

LEN(RTRIM(uri)) - CHARINDEX('//',

                     RTRIM(uri))

- 1), CHARINDEX('/', RIGHT(RTRIM(uri), LEN(RTRIM(uri)) - CHARINDEX('//',

RTRIM(uri)) - 1))) AS URL

FROM         WebProxyLog

WHERE  

  (logDate <= GETDATE()) AND (RIGHT(RTRIM(LTRIM(ClientUserName)),

LEN(RTRIM(LTRIM(ClientUserName))) - CHARINDEX('\',

      

              RTRIM(LTRIM(ClientUserName)))) <> '') AND (LEFT(RIGHT(RTRIM(uri),

LEN(RTRIM(uri)) - CHARINDEX('//', RTRIM(uri)) - 1), CHARINDEX('/',

                     RIGHT(RTRIM(uri), LEN(RTRIM(uri)) -

CHARINDEX('//', RTRIM(uri)) - 1))) <> '')

GROUP BY UPPER(RIGHT(RTRIM(LTRIM(ClientUserName)),

LEN(RTRIM(LTRIM(ClientUserName))) - CHARINDEX('\', RTRIM(LTRIM(ClientUserName))))),

logDate,

                     LEFT(RIGHT(RTRIM(uri), LEN(RTRIM(uri))

- CHARINDEX('//', RTRIM(uri)) - 1), CHARINDEX('/', RIGHT(RTRIM(uri),

LEN(RTRIM(uri)) - CHARINDEX('//',

                     RTRIM(uri))

- 1)))

Адрес

SELECT DISTINCT

                     ClientIP, UPPER(RIGHT(RTRIM(LTRIM(ClientUserName)),

LEN(RTRIM(LTRIM(ClientUserName))) - CHARINDEX('\', RTRIM(LTRIM(ClientUserName)))))

                     AS cname, logDate

FROM         WebProxyLog

WHERE     (UPPER(RIGHT(RTRIM(LTRIM(ClientUserName)), LEN(RTRIM(LTRIM(ClientUserName)))

- CHARINDEX('\', RTRIM(LTRIM(ClientUserName))))) <> '')

GROUP

BY UPPER(RIGHT(RTRIM(LTRIM(ClientUserName)), LEN(RTRIM(LTRIM(ClientUserName)))

- CHARINDEX('\', RTRIM(LTRIM(ClientUserName))))), ClientIP,

                     logDate



Приложение 2. Схема сети факультета управления


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22682. Атоми у зовнішніх полях. Ефект Зеємана 340.5 KB
  Суть: розщеплення спектральних ліній обумовлене взаємодією атомів з магнітним полем. Розщеплення спектральних ліній в магнітному полі є наслідком розщеплення енергетичних рівнів. простий ефект : правила відбору: три лінії:лінія двікомпоненти Складний ефект: розглянемо основний і перший збуджений...
22683. Теорія молекули водню. Обмінна взаємодія 72 KB
  Тоді рня Шредінгера для електронів при фіксованих ядрах: Нульове наближення: V΄=0атоми віддалені: R= тоді V=V1 V2 . та теж буде розв΄язком: Ени нерозрізненні тоді тоді буде: сим. Тоді будуть поправки до енергії різні для сим.
22684. Принцип роботи прискорювачів заряджених частинок 42 KB
  2 R – радіус орбіти частинки в магнітному полі m – маса чки c швидкість світла H – напруження магн. Металева сфера заряджена до великого потенціалу і частинки виходять з неї через трубку; енергія частинок десь 28 Мев. Підвищення енергії частинки частинки майже вдвічі можливе при використанні каскадних електростатичних прискорювачів. Циклотрон – складається з секторних електродів дуантів перпендикулярно до яких прикладено сильне однорідне магнітне поле яке потрібне для задання циклічної траєкторії частинки.
22685. Сучасні уявлення про ядерні сили. Моделі атомного ядра 43.5 KB
  Моделі атомного ядра. де І – момент інерції повний момент ядра враховує деформацію ядра при обертанні. В основі моделі лежить припущення про те що нуклони рухаються в самоузгодженому полі – задача стає одночастинковою самоузгодження сили взаємодії між нуклонами замінюють на загально силовий центр тобто вводять середнє для всіх нуклонів ядра поле. Спектр ядра розбитий на групи близьких рівнів з великими проміжками між групами.
22686. Міжнародні комерційні операції 36.5 KB
  Проблеми: відбувається неодночасно тобто одна сторона в багатьох випадках кредитує іншу сторону внаслідок чого виникають ризикові ситуації фірми ризикують отримати непотрібні їм товари. Наприклад Україна експортує до Китаю товари. Китай сплачує ці товари якщо Україна закупить на певну суму виручки товари в Китаї. офсет – подібний до зустрічної закупівлі тим що одна сторона погоджується придбати товари і послуги за певний суми виторгу від початкового продажу.
22687. Принципи ЗЕД 26 KB
  Принцип свободи зовнішньоекономічного підприємництва що полягає у праві суб’єктів зовнішньоекономічної діяльності добровільно вступати у зовнішньоекономічні зв’язки; праві суб’єктів зовнішньоекономічної діяльності здійснювати її в будьяких формах які прямо не заборонені чинними законами України; виключному праві власності суб’єктів зовнішньоекономічної діяльності на всі одержані ними результати зовнішньоекономічної діяльності. Принцип юридичної рівності і недискримінації що полягає у рівності перед законом всіх суб’єктів...
22688. Облік фінансових вкладень та консолідована звітність 209 KB
  ІНВЕСТИЦІЯ - це актив, яким володіє підприємство з метою збільшення капіталу через розподіл доходу (наприклад, відсотків, роялті, дивідендів та ренти), для зростання вартості капіталу або для інших вигод.
22689. Сальдо платіжного балансу України 30 KB
  обсяги прямих іноземних інвестицій в Україну постійно зростали. З початку 2001 року темпи надходження прямих іноземних інвестицій в Україну уповільнилися. Слід окремо наголосити на тому що значна частина інвестицій надійшла з офшорних зон.
22690. Операції з давальницькою сировиною (толінг) 29.5 KB
  Важлива підстава для віднесення операції до толінгу: сировину яка ввозиться або купується на території країни переробки переробне підприємство вносить під безмитний режим. Основні схеми толінгу: іноземний постачальник сировини оплачує вітчизняному виробникові її переробку стає власником одержаного продукту вивозить його за межі країни і продає на закордонних ринках. давальницька сировина переробляється на підприємстві даної країни з наступним експортом продукту переробки під митним контролем. Толінг: зовнішній внутрішній сировина...