85598

Сущность и функции планирования в управлении (на примере предприятии ОАО «Гатчинский Молочный Завод»)

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Теоритические аспекты планирования.Предмет метод и задачи планирования. Принципы и методы планирования.

Русский

2015-03-28

96.12 KB

15 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет

челябинский институт (филиал)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Планирование на предприятии»

На тему: «Сущность и функции планирования в управлении. (на примере предприятии ОАО "Гатчинский Молочный Завод")»

 Выполнила:  студентка 4 курса

специальности «Экономика и управление организацией»

заочной ускоренной формы  обучения

Группа ЭТТ-417з                                                                               ________           Отрадных Е.О.

                                 

Челябинск 2014

Содержание.

Введение.                                                                                                                  3

1.Теоритические аспекты планирования. Основные понятия.                       5                                                   

1.1.Предмет, метод и задачи планирования.                                                     5

1.2. Принципы и методы планирования.                                                             10

1.3. Функции и структура плановых служб предприятия.                            14

2. Планирование на предприятии ОАО "Гатчинский Молочный Завод".           18
2.1 Краткая характеристика  предприятия.                                                         18
2.2 Метод валовой маржи.                                                                                    23

Заключение.                                                                                                            28

Список используемой литературы.                                                                      29

Введение.

Известный американский специалист в области управления И. Ансофф назвал планирование проектированием будущего и желаемых путей его достижения, одним из самых сложных видов умственной деятельности, доступных человеку.

Роль людей-управленцев, то есть менеджеров, в условиях рыночной экономики чрезвычайно ответственна, так как должна обеспечить не только работу предприятия, но прибыльность и эффективность непосредственно связанных с планированием. Планирование предполагает анализ состояния, оценку всех слагаемых факторов производства и возможностей их увеличения и пополнения; выработку стратегии своего развития с точки зрения влияния внешних факторов: конкуренции, законодательной базы, экономико-социального состояния общества; создание конкретного плана действий и развития предприятия.

На уровне организации задачей планирования как метода управления является увязка в единую систему регулирования интересов организации и интересов отдельных работников и групп. При этом интересы организации и государства (общества) соотносятся через прибыль путем уплаты налогов, а интересы организации и персонала - через оплату труда.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. По сути это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.

Содержание планирования как функция управления предприятием состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.

Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Основная цель планирования состоит в том, чтобы насколько возможно при данных условиях, найти оптимальный вариант решения задач, стоящих перед организацией.

Планирование осуществляется в соответствии с рядом принципов, то есть правил. Основным из них сегодня считается участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления. Причина состоит в том, что люди скорее и охотнее будут выполнять те задачи, которые сами себе поставили, как более близкие и понятные.

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого.

Методологичной особенностью планирования является широкое использование программно-целевого подхода, который предусматривает необходимость точного формулирования целей фирмы и их увязки с ресурсами.

Цель написания курсовой работы - изучение функции планирования в менеджменте.

Задачи работы:

1. Ознакомиться сущностью планирования в менеджменте;

2. Изучить принципы и виды планирования;

3. Ознакомиться с формами планирования.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

  1.  Основные понятия.

1.1.Предмет, метод и задачи планирования.

В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.

План - это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.

План содержит такие этапы, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и контроль.

Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управление производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п.

Основные экономические, организационные, управленческие и социальные функции предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.

Рыночное планирование на предприятии должно служить основой организации и управления производством, являться нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений. Во внутрипроизводственном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции объединяются в единую комплексную систему социально-экономического развития предприятия. Планирование на предприятии - это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

В современном отечественном производстве функции планирования на предприятиях определяют не только основной предмет планово-экономической деятельности, но и главным образом объект этого планирования.

Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов.

Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана.

Процесс разработки комплексного плана социально-экономического развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснование его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб и совместной повседневной деятельности.

Методология, методика и технология плановой деятельности на предприятиях в наиболее полной мере определяют в целом предмет планирования.

Общим или итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят различные названия: комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.

К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:

· формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;

· обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

· планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

· определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

· проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

В планировании обоснование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также практические данные и факты. Теория планирования использует такое предположение, что каждое предприятие будет стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупках необходимых ресурсов для организации производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли.

В изучении экономического поведения производителей и потребителей находят свое применение два взаимосвязанных метода научных исследований. Первый называется индуктивным и предполагает создание экономических теорий и принципов на основе сбора и анализа фактов. Второй - дедуктивный, или гипотетический, он означает формирование новых экономических принципов, положений, начиная с уровня теории, которая затем с помощью фактов подтверждается или опровергается. В рыночном планировании дедукция и индукция - не противостоящие, а взаимодополняющие методы экономических исследований, которые являются ориентиром при сборе и систематизации эмпирических данных. Следовательно, современные экономическая теория и научные методы исследования, прежде всего анализ и синтез, служат фундаментом планирования на предприятии и перспективного прогнозирования развития предприятий.

Плановая научная и практическая деятельность на предприятиях тесно связана с экономическими целями и действиями и естественно со многими учебными дисциплинами цикла подготовки экономистов-менеджеров. Это, прежде всего, такие дисциплины, как маркетинг, менеджмент, экономика предприятия, организация производства, нормирование труда, технология отрасли, управление затратами, бухгалтерский учет, статистика и другие.

Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых конечных результатов, но и степени научной разработанности применяемых методов планирования на предприятии.

1.2. Принципы и методы планирования.

Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.

Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:

· принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;

· принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;

· принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;

· принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;

· принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.

В современной практике планирования, помимо рассмотренных классических, широкую известность имеют общеэкономические принципы.

1. Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

3. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.

4. Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.

5. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.

6. Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.

7. Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

Следовательно, основные принципы планирования ориентируют предприятие на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы тесно взаимосвязаны и переплетены между собой. Некоторые из них действуют в одном направлении, например, эффективность и оптимальность. Другие, например гибкость и точность, в разных направлениях. Наряду с рассмотренными важнейшими принципами планирования большое значение в рыночной экономике имеют принципы участия и холизма в разработанном Р.Л Акоффом новом методе интерактивного планирования.

Принцип участия показывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя - неважно насколько плохо, чем быть планируемым другими - неважно насколько хорошо. Смысл этого: увеличить свои желания и способности удовлетворить потребности как собственные, так и чужие. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими для себя.

Принцип холизма состоит из двух частей: координация и интеграция. Координация устанавливает, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня, а возникшие проблемы необходимо решать совместно.

Интеграция определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.

Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования "сразу всеми" противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.

Существуют также такие принципы планирования, как централизованный, децентрализованный и комбинированный. В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.

Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.

Экспериментальный метод - это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.

Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.

1.3. Функции и структура плановых служб предприятия.

В основе эффективного планирования на предприятии лежит системный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия, его внутренней и внешней среды.

Планирование и управление экономической деятельностью тесно связаны между собой такими функциями производственного менеджмента, как выбор цели, определение ресурсов, организация процесса, контроль исполнения, координация работы, корректировка задач, мотивация персонала и т.д. В их выполнении участвуют многие категории персонала - руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др. Основные функции высшего руководства предприятия состоят в установлении единой стратегии развития или в обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, определении методов и технологии разработки планов. Руководители остальных звеньев управления, а также специалисты плановых служб разрабатывают все текущие и тактические планы. Руководство планово-экономических служб предприятий осуществляют общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии предприятия, выборе и обосновании экономических целей, создании необходимой нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности.

В планировании своей деятельности участвуют все службы предприятия, как производственные, так и функциональные. В цехах и отделах организуются планово-экономические бюро или профессиональные группы. Структура планово-экономических служб предприятия зависит прежде всего от размеров производства, характеристики продукции, положения на рынке, формы собственности и т.д. При бесцеховой структуре управления плановые функции выполняются экономистами-менеджерами высшего звена. Каждое предприятие самостоятельно выбирает структуру своих планово-экономических органов.

Основой для выбора организационных структур на предприятии служат обычно перспективные планы на развитие, объемы производства продукции, нормативы численности и соотношений различных категорий персонала и многие другие факторы. Примером линейного подчинения экономических служб на крупных предприятиях могут быть названы последовательные структурные звенья: генеральный директор > главный экономист > планово-экономическое управление > планово-финансовый отдел > планово-расчетное бюро. При функциональной подчиненности право принимать решения и давать руководящие указания предоставляется применительно к конкретным функциям независимо от того, кто их осуществляет.

При линейно-функциональной структуре управления по каждому уровню формируется состав служб, пронизывающий все предприятие "сверху донизу" (рис.1.1).

Рисунок 1.1- Линейно-функциональная структура управления предприятием

В условиях рыночной экономики существует множество типов организационных структур, в которые органично должны вливаться плановые службы. Это дивизиональная, продуктовая, матричная, проектная и т.д., выбор которых определяется стратегическими задачами предприятия.

На крупнейших американских предприятиях все работы по планированию делятся между многими исполнителями на определенные функции, этапы и сроки.

Центральный плановый отдел формирует цели (30 ноября). Высшее руководство рассматривает вопросы прибыли, капиталовложений и расширения сбыта.

Центральный плановый отдел рассылает для ориентации производственных подразделений записки, содержащие предполагаемые финансовые показатели, объемы сбыта, размеры прибыли и затрат на предстоящие пять лет.

Производственные подразделения выдвигают свои показатели (31 января). Каждое подразделение представляет финансовый план на ближайшие годы и отчет о результатах работы по прогнозированию спроса, действий конкурентов, техническим новшествам. Представители высшего руководства за это время посещают каждое подразделение и знакомятся с ходом работ.

Центральный плановый отдел утверждает цели и основные финансовые показатели (28 февраля). К этому времени отдел определяет соответствие реальных возможностей достижения подразделениями предложенных высшим руководством плановых показателей. Производственные подразделения пересматривают план на второе полугодие (31 марта) и при необходимости изменяют финансовый бюджет на этот период.

Центральный отдел планирования утверждает пересмотренный план на второе полугодие (30 апреля). Этот план включает уточненные показатели на оставшийся период года.

Производственные отделы составляют планы на два года (30 апреля). Эта работа является продолжением четвертого этапа. Двухлетний план составляется с учетом изменения технологии, условий рынка и т.д. Подразделения составляют баланс на каждый месяц первого года и каждый квартал второго, планируют поступление наличных средств и их использование.

Производственные подразделения представляют заявки на требующиеся им денежные средства (30 апреля). Эти средства распределяются только на те проекты, которые должны осуществляться в течение двух лет.

Производственные отделы составляют прогноз на 5 лет (30 апреля) по сбыту всех видов выпускаемой продукции по годам. Наряду с прогнозами сбыта намечается примерная сумма затрат и ожидаемая прибыль.

Производственные подразделения представляют (31 мая) сводку принятых подразделениями показателей, сведения о возможном поступлении денежных средств, заявку на требуемые инвестиции, прогноз сбыта продукции на пять лет.

Высшее руководство принимает решение (30 июня) о распределении финансовых средств на проекты подразделений и общепроизводственные расходы.

Все службы составляют свои планы и бюджеты (31 августа), которые включаются в общий план и получают необходимые финансовые средства.

Высшее руководство утверждает все планы и бюджеты (30 сентября).

  1.  Планирование на предприятии ОАО "Гатчинский Молочный Завод".
    2.1 Краткая характеристика  предприятия.

Гатчинский Молочный Завод работает на рынке молочных продуктов Санкт-Петербурга и Ленинградской области уже около шестидесяти лет.

Сегодня ГМЗ - один из лидеров областной молочной промышленности - предприятие с давними традициями и большим опытом в искусстве производства молока и молочных продуктов. Этому способствует использование новейших технологий, инвестиционная поддержка и слаженная работа всего коллектива.

В 1997 году благодаря помощи правительства Ленинградской области и Гатчинской городской Администрации значительно расширены производственные площади, что позволило увеличить объем производства и ассортимент выпускаемой продукции, а также способствовало росту количества рабочих мест. В основе успеха нашего завода - использование самых высококачественных компонентов при изготовлении конечного продукта, вода из собственной артезианской скважины с качеством, соответствующим европейским стандартам, строго контролируемый технологический процесс и, конечно же, давние традиции. Качество выпускаемой продукции тщательно контролируется на всех этапах производственного процесса, начиная с приемки молочного сырья и слежения за температурными режимами хранения, и до тестового контроля готового продукта, образцы которого постоянно проверяются в лаборатории Завода.

Гатчинский Молочный Завод - предприятие с высокой степенью автоматизации технологических процессов. В 1997 году введены в строй новые производственные площади, где смонтировано оборудование фирмы "Tetra-Pak" по высокотемпературной обработке молока и соков с длительным сроком хранения.

Кроме основного вида деятельности по переработке молока ОАО "Гатчинский Молочный Завод" имеет сеть фирменных магазинов в Гатчине, свою транспортную службу и ряд совместных предприятий с товаропроизводителями.

Разработанная концепция кадровой политики завода направлена в первую очередь на единство социальной и экономической эффективности. Руководители всех подразделений едины во мнении, что персонал - это "ресурс", самая важная составляющая производства.

Предприятие живет в строгом соответствии с законодательными и правовыми нормами, обеспечивающими каждому работнику социальные гарантии и льготы. Внутрифирменная деятельность осуществляется в тесном сотрудничестве с профсоюзной организацией на основе коллективного договора, в значительной степени расширяющего права работников.

Руководство завода учитывает передовой опыт работы других предприятий, но в большей степени ориентируется на самостоятельный анализ ситуации. Исходя из этого приоритетными направлениями работы на предприятии являются улучшение профессиональной подготовки сотрудников, соблюдение их социальных гарантий и прав, улучшение условий труда, разработка системы мотивации и вознаграждения.

Компания «Леноблмолоко» - эксклюзивный дистрибьютор Гатчинского молочного завода. Сейчас клиентами компании «Леноблмолоко» являются более 5000 предприятий, учреждений и предпринимателей. Среди них широко известные: «Российские железные дороги», «Ленэнерго», «Адмиралтейские верфи», «Ижорские заводы», ЛАЭС, базы детского питания, сети «Метро Кэш энд Кэрри», «Копейка». Постоянными покупателями нашей продукции являются не только жители Санкт-Петербурга, но и всей Ленинградской области - г. Всеволожск, Сосновый Бор, Выборг, Кингисепп, Кириши, Тосно и другие. Наша продукция широко представлена в регионах России.

За время деятельности объем продаж «Леноблмолоко» вырос с 30 тонн молочной продукции в 2000 году до 120 тонн в 2004 году. Четкая работа логистики ООО «Леноблмолоко» обеспечивает своевременную и надежную доставку продукции клиентам.

Ассортимент компании включает более 50 наименований молочной продукции. В 2004 году «Леноблмолоко» открыло новые направления деятельности - фруктовые соки и нектары. К концу 2005 года мы планируем увеличить объем продаж в 3-4 раза.

Производственные мощности ОАО «Гатчинский молочный завод» и ООО «Леноблмолоко» позволяют ежегодно выпускать и успешно реализовывать на рынке новые виды продукции высокого качества.

Закрытое Акционерное Общество "Нива-ГМЗ" было образовано в 1996 году. Нашими учредителями являются ОАО "ГМЗ" и АОЗТ "Нива-1", крупнейший производитель молока в Северо-Западном регионе. Первая продукция была выпущена в 1997 году.

Основные направления деятельности нашего предприятия - производство и реализация стерилизованного молока длительного хранения, соков, нектаров и сокосодержащих напитков. Кроме того, мы оказываем услуги по розливу.

Оборудование:

Технологическая линия по производству жидких продуктов на базе фасованного автомата ТБА-3/1000. Производитель - знаменитая фирма "Tetra Pak" (Швеция). Производительность - 3.6 тонн в час.

Технологическая линия по розливу спокойных жидкостей в полиэтиленовую упаковку на базе розливочной машины Polakis-8 производства "Imatec" (Чехия). Производительность - до 4 тонн в час.

Все оборудование современно и соответствует международным стандартам.

ЗАО "Нива-ГМЗ" заинтересовано в расширении и укреплении системы сбыта в Санкт-Петербурге, Москве, а также на всей территории России. ОАО «Гатчинский молочный завод» строит свои отношения с оптовыми клиентами на долгосрочной и взаимовыгодной основе.

ОАО «Гатчинский молочный завод» выпускает следующую продукцию:

Молоко: Марка "Из Гатчины", Марка "Дворцовое", Марка "Вологда".

Молоко - продукт для тех, кто заботится о своем здоровье. Оно богато кальцием, углеводами и биологически активным белком.

Кефир: Марка "Из Гатчины".

Кефир - кисломолочный продукт, вырабатываемый из молока путем сквашивания его завкаской, приготовленной на кефирных грибках. Кефир полезен для желудочно-кишечного тракта, тонизирует нервную и сердечно-сосудистую систему. Является составляющей многих диет, рекомендуется как обязательный компонент полноценного питания детей разного возраста.

Биопростокваша: Марка "Из Гатчины". Биопростокваша - кисломолочный продукт, обладающий целебными свойствами. Имеет жирность 2.5%. Высокоэффективен при профилактике дисбактериозов. Лечебное действие этого продукта обусловлено содержанием живых микроорганизмов (бифидобактерий), которые способствуют регулированию обмена веществ, усиливают деятельность имунной системы, снабжают организм необходимыми аминокислотами и витаминами.

Сметана: Марка "Из Гатчины". Марка "Дворцовая".

Сметана - кисломолочный продукт с жирностью от 15 до 30%. По сравнению с другими кисломолочными продуктами сметана имеет более высокие пищевые качества и усваивается организмом быстрее и легче.

Масло: Марка "Крестьянское". Марка "Дворцовое". Марка "Светлячок".

Сливочное масло издавна пользуется славой лучшего пищевого жира и эта слава его заслуженная. Оно обладает приятным вкусом и ароматом. Сливочное масло - это концентрат молочного жира, изготовленный из сливок, которые подвергаются сбиванию. В сливочном масле содержатся витамины А, Е, В1, В2 и С, причем сливочное масло может служить существенным источником витамина А, в 100 граммах его содержится 0,5 миллиграмма..

Творог: Творог Зерненый. Творожные сырки масса творожная. Творог - белковый кисломолочный продукт, получаемый путем сквашивания молока с последующим удалением из сгустка части сыворотки и отпрессовываеним белковой массы. Значительное содержание в твороге жира и полноценных белков повышает его пищевую и биологическую ценность. Выпускается с жирностью от 5-ти до 18-ти%.

Сырки и массы творожные - включают в себя массу "Крестьянская" (жирность - 4.5%), творожную массу 8 и 9%, 100-граммовые сырки с содержанием жира 16.5%, массу "Особая" (жирность 23%), а также новый продукт - глазированные сырки "Светлячок" с жирностью 26%. Все продукты производятся из из свежевыработанного творога с добавлением изюма, сахара и ванилина и являются прекрасным десертом к столу.

Данное предприятие и является объектом исследования. Для расчетов будем использовать три вида продукции: молоко, молочный коктейль, сметану с условными обозначениями А, Б и В.

Данное предприятие в настоящее время при объеме реализации 71086 тыс. руб. несет убытки в размере 3301,6 тыс. руб.

Расходы предприятия по выпуску продукции представлены в таблице 1.

Таблица 1

Расходы предприятия

Тыс.руб.

Переменные издержки

39207

сырье и материалы

20300

производственная зарплата

11800

отчисления от фонда оплаты труда

4307

прочие переменные расходы

2800

постоянные издержки

18120

зарплата

8000

отчисления

2920

аренда

1200

амортизационные отчисления

1500

прочие постоянные расходы

4500

2.2 Метод валовой маржи.

Конъюнктурные исследования показали, что аналогичные предприятия работавшие в тех же условиях, имеют прибыль на уровне 6,2% от оборота. С целью достижения прибыли в размере 6,2% среднеотраслевого уровня к текущему обороту, руководство фирмы наметило четыре альтернативных выхода из кризисной ситуации:

1. увеличение объема реализации;

2. сокращение издержек;

3. одновременное увеличение реализации и сокращение издержек;

4. изменение ориентации реализации (выбор наиболее рентабельных изделий).

1. Исследование структуры затрат предприятия.

 

А

Б

В

удельный вес продукции

0,31

0,29

0,40


Проведем анализ чувствительности по каждому из четырех направлений увеличения рентабельности, используя данные по основным видам продукции фирмы, представленные в таблице 2.

Таблица 2. Структура затрат предприятия по видам продукции, тыс. руб.

показатель

А

Б

В

итого

Выручка от реализации (без косвенных налогов)

16938,2

15924,8

21964,1

54827

Переменные издержки

12112,6

11387,9

15706,6

39207

сырье и материалы

6271,45

5896,23

8132,31

20300

производственная зарплата

3645,47

3427,37

4727,16

11800

отчисления от фонда оплаты труда

1330,6

1250,99

1725,41

4307

прочие переменные расходы

865,028

813,274

1121,7

2800

постоянные издержки

18120

зарплата

8000

отчисления

2920

аренда

1200

амортизационные отчисления

1500

зарплата мастера с отчислениями

1200

1400

1100

3700

прочие постоянные расходы

4500

2. Расчет элементов операционного рычага

Расчет силы воздействия операционного рычага удобно произвести, сводя результаты в таблицу 3. Используя данные таблицы 1, рассчитаем основные элементы операционного рычага и представим их в таблицу 2.

Валовая маржа 1 = выручка от реализации без налогов - переменные расходы

Валовая маржа 2 = Валовая маржа 1 - отдельные постоянные расходы

Прибыль = Валовая маржа 2 - постоянные расходы

Процент валовой маржи к выручке от реализации = ((выручка от реализации без налогов - переменные затраты) /выручка от реализации без налогов) *100

Порог рентабельности = (постоянные затраты / процент валовой маржи 1) *100

Таблица 3. Элементы операционного рычага предприятия, тыс. руб.

показатель

А

Б

В

итого, тыс.руб.

итого, %

объем реализации

71086

косвенные налоги

17060,6

Выручка от реализации (без косвенных налогов)

16938,2

15924,8

21964,1

54827

100

Переменные расходы

12112,6

11387,9

15706,6

39207

71,5

Валовая маржа 1

4825,62

4536,91

6257,48

15620

28,5

процент к выручке

28,5

28,5

28,5

отдельные постоянные расходы (ЗП мастера)

1200

1400

1100

3700

6

Валовая маржа 2

3625,62

3136,91

5157,48

11920

10

постоянные расходы

18120

48

результат (убыток)

-3301,6

-37

Следовательно, получаем

Процент валовой маржи 1 = (54025,4-39207)/54025,4) *100 = 27,4%

Порог рентабельности = (18120+3700)/0,274 = 79635 (тыс.руб.)

Расчет запаса финансовой прочности осуществляется по формуле:

Запас финансовой прочности = выручка от реализации - порог рентабельности

Результатом расчета могут быть два варианта:

1. запас финансовой прочности - положительное число, что свидетельствует о результативной деятельности;

2. запас финансовой прочности - отрицательное число, что означает отсутствие у предприятия запаса финансовой прочности и нахождение его в зоне убытков.

Следовательно, получаем

Запас финансовой прочности = 54827- 79635 = - 24808 (тыс. руб.)

Таким образом, расчет подтверждает, что существует отсутствие запаса финансовой прочности в деятельности анализируемого предприятия, поэтому необходимо дальнейшее исследование его деятельности и нахождение возможных вариантов выхода из зоны убытков: сокращение расходов; сокращение расходов и увеличение объемов реализации; изменение ассортимента продукции.

3. Сокращение расходов

Конъюнктурные исследования доказали, что среднеотраслевое значение рентабельности аналогичных предприятий составляет 6,2% от оборота, т.е. целью деятельности предприятия является получение прибыли в размере:

71086 тыс.руб. * 0,062 = 4407,33 тыс.руб.

Если переменные расходы по отношению к объему реализации остаются на прежнем уровне (т.е. процент валовой маржи не изменяется), то объем выручки от реализации, который соответствует новому уровню валовой маржи должен составить:

Новая выручка = (новая валовая маржа / первоначальный процент ВМ)*100%

Новая валовая маржа должна достичь такого уровня, чтобы покрыть постоянные расходы и обеспечить получение рентабельности к обороту 6,2%, т.е. дать прибыль в размере 4407,33 тыс.руб.

Новая валовая маржа = 54025,4+4407,33 = 58432,7 (тыс. руб.)

Тогда новая выручка от реализации составит:

58432,7/ 0,274 = 213258 (тыс.руб.)

4. Сокращение расходов и увеличение объемов реализации

Сумма, на которую следует сократить расходы, должна покрыть убытки и принести прибыль на заданную величину. Сокращение расходов должно составить:

3301,6+4407,33 =7708,93 (тыс.руб.)

Но наиболее эффективный способ повышения рентабельности - это одновременное увеличение объема реализации продукции и сокращение расходов.

5. Изменение ассортимента продукции

Для определения направления изменения ассортиментной политики необходимо провести сравнительный анализ рентабельности различных групп изделий. Прекратить выпуск нерентабельной продукции и наращивать объем продаж более рентабельной продукции. С этой целью проведем анализ выпускаемой продукции, при заданных исходных данных рентабельности продукции: А - 12,6% Б - 33,2% В - 25%. На основе проведенного анализа руководство предприятия решает полностью прекратить выпуск наименее рентабельной продукции и сосредоточить свое внимание на производстве изделия Б и В.

Чтобы определить выручку от реализации оставшейся продукции при условии, что прибыль составит 4500 тыс.руб. и объем реализации изделия С не изменится, сначала рассчитаем значение валовой маржи 2 всей фирмы:

Валовая маржа 2 = постоянные издержки + прибыль = 18120 + 4500 = 22620 тыс. руб.

Выручка от реализации изделия Б в новых условиях составит:

(Валовая маржа 2 + Отдельные постоянные расходы) / процент к выручке = (22620+ 1400)/0,285 = 84280,7 (тыс.руб.)

Тогда выручка от реализации продукции всего акционерного общества будет равна:

84280,7 +16938,2 = 101219 (тыс.руб.)

6. Расчет риска по выбранной стратегии выхода из кризиса

Для оценки совокупного риска деятельности компании при реализации предложенных стратегий необходимо рассчитать уровень сопряженного эффекта.

С целью выхода из кризисной ситуации руководство предприятия берет кредит в банке, проценты за которых составляют 40 тыс. руб.

Сила воздействия финансового рычага = (балансовая прибыль + проценты за кредит)/ балансовая прибыль =(4407,33 + 40)/ 4407,33= 1,01

Сила операционного рычага = валовая маржа/прибыль = 24020 / 4407,33= 5,45

Сопряженный экономический эффект = сила операционного рычага * Сила воздействия финансового рычага = 1,01 * 5,45= 5,5

ВЫВОД:

Уровень сопряженного экономического эффекта дает возможность оценить совокупный риск на предприятии, который устанавливается по его предпринимательской деятельности с учетом обязательств по выплате процентов за взятый в банке кредит.

Из расчетов следует, что наименьшим риском обладает вторая стратегия выхода предприятия из кризиса, по которой сопряженный эффект составил 5,5. Следовательно, предпочтительнее реализовать вторую стратегию.

Второе направление позволяет фирме сохранить значительный рыночный сегмент при относительно меньшем предпринимательском риске.

7. Графическое представление разработанных вариантов выхода из кризиса по предприятию.

Заключение.

Любая экономическая деятельность связана с типовыми фазами воспроизводственного цикла (производство -- обмен -- распределение -- потребление), поэтому выделяют такие виды предпринимательской деятельности, как производственная, коммерческая, финансовая.

Опыт последних лет показал, что с переходом на новые условия хозяйствования в России нарастают позитивные процессы, позволяющие вопрос об эффективном управлении предприятиями ставить как практическую задачу. Однако каким бы прогрессивным и передовым ни был зарубежный опыт, ценность его состоит в том, только в том, чтобы служить образцом для подражания, но главным образом в том, чтобы быть ключом к анализу собственного опыта и практики, уметь в них разобраться, получить материал для сравнений и сопоставлений.

Рынок, как механизм, осуществляющий контакт между покупателями, или предъявителями спроса, и продавцами, формируется под воздействием множества факторов. Доминирующим среди них в условиях рыночного хозяйства является, на наш взгляд, конкурентоспособность товара и предприятия.

Конкретные пути выхода предприятия из кризисной финансовой ситуации зависят от причин его несостоятельности. Как правило, большинство предприятий разоряется по вине неэффективного управления предприятием.

Проведенные расчеты подтвердили целесообразность планирования ассортимента продукции как способа управления финансовыми результатами предприятия.

Список используемой литературы.

1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М., 2005.

2. Албастова Л.М., Игнатов В.Г. Теория управления. Ростов-на-Дону: Изд-во МаРТ, 2006.

3. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. - М., 2007.

4. Веснин В.Р. Менеджмент. ТД Элит, 2003.

5. Губарев В.Г. Основы экономики и предпринимательства. Серия "Учебники Феникса". Ростов н/Д: "Феникс", 2003.

5. Дафт Р.Л. Менеджмент. - СПб: Питер, 2002.

6. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник / Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2002. - (Серия "Высшее образование").

7. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). - М.: Прогресс, 2006.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8765. SSL/TLS 35.5 KB
  SSL/TLS ПротоколSSL (Security Socket Layer) и близкий к нему протокол TLS (TransportLayerSecurity) представляют собой протоколы транспортного уровня (над ТСР) предназначенные для защиты прикладных протоколов [8,...
8766. Протокол FTP 37.5 KB
  FTP Протокол FTP (File Transfer Protocol) является одним из старейших протоколов стека ТСРIP [4, с. 434-460 3, с. 841-850]. Этот протокол для передачи файлов использует два ТСР соединения, одно - для передачи команд (порт 21 на стор...
8767. Протокол HTTP 34 KB
  HTTP Протокол HTTP (Hyper Text Transfer Protocol) является базовым для службы WWW (World Wide Web) доступа к документам с гипертекстовым ссылками. Согласно эт...
8768. Telnet - базовый протокол ОС UNIX 39.5 KB
  Telnet Telnet - базовый протокол ОС UNIX, обеспечивающий терминальный доступ пользователей к удалённому компьютеру [4, с. 423-433]. Первоначально терминалом являлось устройство типа пишущей машинки, на котором оператор (пользователь) печат...
8769. Стек TCP/IP 40.5 KB
  Стек TCP/IP Несмотря на короткое с исторической точки зрения время существования компьютерных сетей и наличие разнообразны стеков, разработанных отдельными фирмами (например, стек IPX/SPX фирмы Novell) или международными организациями (например, Х.2...
8770. IP пакет 39 KB
  IP пакет В связи с тем, что стек разрабатывался для операционной системы UNIX, пакет принято разбивать на 4 байтовые (32 битные) слова, содержимое которых приведено ниже. Версия. Сейчас используется 4-я версия (IPv4) протокола. Наметившийся де...
8771. Технологии удалённого доступа 42.5 KB
  Технологии удалённого доступа Под удалённым доступом понимается предоставление ресурсов сети с использованием общедоступных, чаще всего телефонных каналов связи. Наиболее проблемным участком таких каналов является участок от абонента до телефонной с...
8772. Удалённый доступ по радиоканалам 44 KB
  Удалённый доступ по радиоканалам Неоспоримые преимущества, присущие беспроводным технологиям, способствуют их быстрому развитию и массовому внедрению, особенно в связи с бурным распространением таких мобильных компьютерных систем, как сотовый телефо...
8773. WEB публикации 38 KB
  WEB публикации В настоящее время существует достаточное количество серверных программных продуктов для представления информационный ресурсов по протоколу http, или Web (WWW) публикаций. Остановился на трех наиболее популярных в России...