85619

Обучение сочинению на лингвистическую тему в 9 класс

Научная статья

Иностранные языки, филология и лингвистика

Самым сложным заданием при сдаче ГИА является, на мой взгляд, написание сочинения на лингвистическую тему. В сочинении экзаменуемый должен показать умение аргументировать свои мысли и утверждения, используя в качестве доказательств своей точки зрения примеры из прочитанного текста.

Русский

2015-03-28

37 KB

1 чел.

Методическая тема:

«Обучение  сочинению на лингвистическую тему в 9 классе»

Учитель русского языка и литературы Сорокина Людмила Никитична

Самым сложным заданием при сдаче ГИА является , на мой взгляд, написание сочинения на лингвистическую тему. В сочинении экзаменуемый должен показать умение аргументировать свои мысли и утверждения, используя в качестве доказательств своей точки зрения примеры из прочитанного текста.

  Сочинение – рассуждение строится по следующему плану:

  1.  Тезис – утверждение, которое надо доказать.
  2.  Аргументы – два примера – доказательства из текста, предложенного для анализа.
  3.  Вывод – общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис.

В сочинении – рассуждении от тезиса к аргументам можно поставить вопрос: ПОЧЕУ?

Аргументы доказывают тезис и отвечают: ПОТОМУ ЧТО,

Прежде чем приступить к написанию сочинения, надо внимательно прочитать формулировку задания к части С, которая подскажет,  что требуется сделать для его качественного выполнения. Надо помнить, что в сочинении – рассуждении основным содержанием текста сочинения будет лингвистический материал, то есть придётся рассуждать о языке, его единицах: словах, словосочетаниях, типах грамматических конструкций и т. д. – о том, что изучалось на уроках русского языка в течение девяти лет.

 Хочу обратить внимание экзаменующихся, что лингвистика – это наука, изучающая языки ( в переводе с латыни lingua – язык). Это наука о человеческом языке вообще и обо всех языках мира. В широком смысле слова, лингвистика подразделяется на научную и практическую. Чаще всего под лингвистикой подразумевается именно научная лингвистика, которая является частью семиотики, то есть науки о знаках.

 Например, образцом лингвистического рассуждения может являться следующий, по мнению Е.С.Симаковой, текст из энциклопедии «Аванта+»:

   « Оказывается, есть слово без корня. И не какое – нибудь необыкновенное, а самое простое. Глагол вынуть. Попробуем расчленить его на морфемы: вы – приставка, ну – суффикс, ть – окончание инфинитива. Где же корень? Его нет. А слово существует, все его понимают; получается, что и без корня оно имеет значение. Куда же девался корень? Он исчез в результате звуковых изменений, которое претерпело это слово».

  Допустим, вам надо написать сочинение на лингвистическую тему, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Александровича Реформатского: « Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис.»

   Обратимся к тексту:

« (1) Она возникла перед взглядом Алексея как – то вечером, в час бешеного приступа боли, и мимо не прошла, задержалась. (2) Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просит. (3) Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4) И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривала, приговаривала какие –то словечки, то ли убаюкивая ими ,то ли сказку волшебную рассказывая.

(5) Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как –то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку.

  (6) Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запекшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.

 (7) И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, видимо, добилась – таки своего. (8) Рука порозовела, стала тёплой, и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал. (9) И она заплакала тоже. (10) Только её слёзы лёгкие были.

 (11) Знала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где – нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь…  (12) Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?

 (13) После выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный.

  (14) В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё:

  (15) – Вон твоя комнатушка.

 (16) -   Тётя Груня, как с тобой рассчитываться – то стану? – улыбнулся Пряхин.  (17)Каким златом – серебром?

 (18) – И- и, милай, - ответила тётя Груня сердито.  –(19) Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (20) Храни нас Бог от этого магазина! (2) Тогда уж добро изничтожится! (22) Не станет его.

- (23) Почему? –удивился Алексей.

 (24) Тётя Груня строго на него поглядела.

- (25) Потому как добро без корысти.   (26) Аль не знал?

                                                                          А.Лиханов)

Внимательное чтение  формулировки задания к сочинению подсказывает, что для выполнения его необходимо произвести следующие действия:

     

1)внимательно прочесть слова лингвиста;

2) понять суть позиции автора, которая заключается в утверждении определённого лингвистического положения;

3)внимательно прочитать исходный текст, понять замысел автора и выявить средства выражения мыслей и чувств, которые автор использует;

4)подобрать аргументы, доказывающие справедливость позиции автора, причём аргументы надо искать в сфере лингвистических знаний;

5)найти в исходном тексте примеры, которые могут подкрепить аргументы;

6)приводя примеры из текста, следует цитировать ( а значит, надо уметь вводить цитаты в текст) или указать в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации;

7) надо оформить свой текст композиционно: сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту – рассуждению, то есть содержать тезис, доводы( аргументы0 и выводы, а также вступление и заключение;

8) следует развить мысль так, чтобы объём сочинения был не менее 70 слов;

9) писать надо так, чтобы эксперт мог прочитать написанное без затруднений, то есть соблюдая правила каллиграфии.

Начать сочинение на лингвистическую тему можно таким образом:

  1.  с фразы, предложенной в задании к части С( то есть с цитаты);
  2.  с согласия или несогласия пишущего с высказыванием лингвиста;
  3.  с вопроса – ответа;
  4.  с собственного высказывания;
  5.  с Именительного темы.

В каждом тексте есть такие слова, которые называются ключевыми. К ним относится

Набор слов, представляющих содержание текста. Как правило, они позволяют понять тему, содержание и подвести к пониманию основной мысли текста. Если эти слова вынуть из текста и познакомиться сих списком, то можно представить, о чём текст. Например, ключевые слова в нашем тексте – боль, санитарка, сострадание, взбивая подушки, жаром пышущие лбы, запекшиеся губы, расширенные болью зрачки, неживая рука, порозовела, победил свою боль, солдат, добро изничтожится, добро без корысти – подсказывают нам, о чём этот текст, о чём думает автор, какая проблема его беспокоит.

Определив тему, мы можем писать сочинение.

 « Я полностью согласен с тем, что « синтаксис позволяет выполнять его главную функцию – функцию общения». Как известно, язык – это средство общения между людьми, а для того чтобы общаться, нам необходимы единицы языка  Главной единицей языка, бесспорно, является предложение, поскольку выражает законченную мысль. Для формулировки предложения в языке есть грамматические средства, очень важные в нашей речи, которые изучаются в разделе «Синтаксис». Если бы не было в языке предложений разного типа, то мы не могли бы точно , логично и выразительно передавать наши мысли, а речь была бы однообразной и невыразительной. Значит, средства синтаксиса помогают нам выразить мысль. Обратимся к тексту А. Лиханова.

 Предложение   №6  представляет собой сложное предложение, состоящее из двух частей. Первая часть присоединяется ко второй подчинительным союзом « когда», который служит для выражения времени. Вторая часть этого сложноподчинённого предложения представляет собой простое предложение с однородными сказуемыми, которые перечисляют действия, которые выполняет тётя Груня, оставаясь ухаживать за ранеными после своей службы.

  В предложении № 18 эта милосердная женщина использует в своей речи обращение

«милай», что указывает на необразованность героини, но у неграмотной старухи твёрдое убеждение истинно русской женщины, жены и матери, которое она выражает в простом предложении №25: « Потому как добро без корысти».

Таким образом, предложения  разного типа и грамматические конструкции помогают нам общаться друг с другом, правильно и выразительно выражая свои мысли.»

   

При написании сочинения – рассуждения некоторые специалисты предлагают использовать речевые клише в основной части сочинения:

Вводные слова: таким образом, итак, действительно, например, во – первых, во – вторых , как видим и др.

Синтаксические конструкции: « Чтобы проиллюстрировать функции…»,  « Обратимся к синтаксической конструкции…», «Рассмотрим предложение №..», « Примером выполнения запятыми выделительной функции может служить предложение №…» « Итак, можно увидеть, что…» и др.

Или использовать алгоритм написания сочинения таких клише:

1.Вступление.   « Нельзя не согласиться с высказыванием известного лингвиста…»

2. Основная часть.   « Знание законов грамматики (или синтаксиса) позволяют нам выразить мысли, оформить словами (или предложениями) идею. Так, например, в предложении №…»

Или:

« Знание грамматических правил позволяет нам оформлять наши мысли в соответствии с морфологическими, синтаксическими нормами русского языка. В предложении №…»

Или:

«Рассмотрим предложение №…. С точки зрения грамматики, оно оформлено таким образом…. Это помогает лучше раскрыть замысел автора»

3.Заключение. « Таким образом, широко используя ( лексику, единицы языка…) и опираясь на правила грамматического строя, автор текста расширяет наши понятийные границы постижения текста в соответствии со своим замыслом.


Использованная литература:

1.А.А.Лиханов. Голгофа.

2.Т.И.Павлова, Т.В.Белоусова . Аргументация собственного мнения на  основе читательского опыта в сочинении – рассуждении на ЕГЭ по русскому языку. Ростов – на Дону. «Легион».2011.

3.Е.С.Симакова. Русский язык ,раздел «Сочинение».М «Астрель» 2011.

4. Ирина Добротина. Русский язык. Теории, тренинги, решения. М. « Учительская газета».2011.

5. ГИА Русский язык Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П.Цыбулько м. « Национальное образование .2012.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74859. Народная свадебная поэзия (состав и отношение к обрядам) 74.95 KB
  Свадебный приговор ритуальная речь участников свадьбы; основные носители –сторона жениха; смеховая стилистика Свадебные лирические песни исполняют девушки или женщины хор –поигрицы; взгляд на свадьбу со стороны; сюжетность; повествование от 3 л. Свадебные величальные песни исполняют девушки или женщины –поигрицы –в составе ритуала опевания; хвалебный характер; идеальный мир Свадебные корильные песни исполняют...
74860. Фольклорная гипербола как поэтический приём 81.63 KB
  В зависимости от специфики жанра гипербола преувеличивая что-либо выполняет разные функции. жанры календарного обрядового фольклора величальные корильные песни заклинательные песни гипербола тоже выполняет магическую функцию. В подобной функции гипербола выступает и в жатвенных песнях где заклинается богатый урожай: В поле копами копнами На гумне стогами.
74861. Тема солдатчины и военной службы в фольклоре 99.82 KB
  Точка зрения раскрытия темы: Раскрытие темы со стороны родственников людей не связанных напрямую с военной службой причитания сказки новеллистические баллады Раскрытие темы со стороны солдат причитания солдатские песни исторические песни анекдоты пословицы поговорки сказки новеллистические Предмет изображения произведений данного тематического круга: Тяготы военной службы причитания солдатские песни пословицы поговорки баллады Бытовые ситуации отдельные сцены солдатской жизни анекдоты пословицы и...
74862. Исследование Проппа «Исторические корни волшебной сказки» 66.32 KB
  Волшебная сказка древнее феодализма создавалась на основе докапиталистических форм и социальной жизни нужно сравнивать с исторической действительностью прошлого важно определить при каком социальном строе создавались отдельные мотивы и вся сказка. Сказка как явление надстроечного характера Часто предпосылки выступают продуктом эпохи. Сказка не соответствует той форме производства при которой она существует. Сказка и социальные институты прошлого.
74863. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ФОЛЬКЛОРА В РАБОТАХ ПРОППА РУССКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС И РЫБАКОВА ДРЕВНЯЯ РУСЬ. СКАЗАНИЯ. БЫЛИНЫ. ЛЕТОПИСИ 49.27 KB
  Проппа Русский героический эпос – первая и остающаяся до сих пор единственной монография посвящённая русским былинам. Автором рассмотрены все многообразные сюжеты так что возможно использовать книгу в качестве справочника по эпосу. Народ вкладывает в эпос свои стремления содержание песен настраивает его на высокий моральный уровень.
74864. Частушки (происхождение, темы, поэтика) 61.23 KB
  Частушка является самым распространенным жанром песенной поэзии. Частушка очень ярко и быстро откликалась на самые разнообразные темы современности. Частушка представляет собой одновременно и памятник далекого прошлого и громкий голос современности. Одна и та же частушка может существовать десятилетиями подвергаясь мелким крупным изменениям.
74865. Роды и виды детского фольклора 57.99 KB
  Пестушка как явление игрового фольклора. Практическая функция. Потешка (“Ладушки”, “Сорока” и др.) и ее развитые игровые и словесные формы. Прибаутки как явление словесного творчества. Их структурные формы как маленьких сказочек в стихах. Особый вид прибауток-перевертыши. Нарочитое смещение в прибаутках реальных связей и отношений как педагогическое свойство и средство комического.
74866. Исторические песни о событиях 16-17 веков 111.49 KB
  Исторические песни как эпический жанр очень близки к былинам но все же отличны от былин по содержанию форме. Термин исторические песни является не народным он введен исследователями фольклора. Чаще всего люди не занимающиеся фольклористикой не выделяют исторические песни как особый жанр называют наравне с былинами старинастаринка.
74867. Духовные стихи и песни (темы, образы, сюжеты, стиль) 109.26 KB
  Основа Духовных стихов –книжные повести церковного происхождения источник –Священное Писание. Функции Духовных стихов Назидательная Дидактическая Форма исполнения: песенная этим отличается от легенды. Духовные стихи в отношении формы и стиля делятся на Лирические Эпические более древние Общим для лирических эпических и лироэпических стихов является их несомненная зависимость от книжных источников...